СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

(ПЛОДЫ ВЕРЫ)

Первая Тема.

Вторая Тема.

Третья Тема.

Четвёртая Тема.

Пятая Тема.

Шестая Тема.

Седьмая Тема.

Восьмая Тема.

Девятая Тема. 

Десятая Тема.    (Цветок Эмирдага)

Постскриптумы к Десятой Теме. 

Письмо Хусрева Учителю. 

Одиннадцатая Тема. 

Заключение к Одиннадцатой Теме. 

Письмо Хусрева. 

Письмо учеников Рисале-и Нур из Испарты. 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

(Твёрдый довод о существовании Аллаха)

Первый Довод о Вере (Первая часть Великого Знамения). 

Второй Довод о Вере (Первый раздел Тридцать второго Слова). 

Третий Довод о Вере (Трактат о Природе). 

Четвёртый Довод о Вере (Второй Пункт Тридцатого Сияния). 

Пятый Довод о Вере (Третий Пункт Тридцатого Сияния). 

Шестой Довод о Вере (Девятая Истина Трактата о

Воскресении). 

Седьмой Довод о Вере (Семнадцатое Окно Тридцать третьего

Письма). 

Восьмой Довод о Вере (Мунаджат). 

Девятый Довод о Вере (Предисловие к Девятому Лучу). 

Десятый Довод о Вере (Первая Часть Двадцатого Письма). 

Одиннадцатый Довод о Вере (Первая Часть Двадцатого Слова). 

Письма о Рисале-и Нур студентов Университета. 

Очерк о Бадиуззамане Саиде Нурси, написанный серьёзным

учёным из Пресветлой Медины. 

 

Содержание

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 – СИЯНИЯ

Эта тема, освещающая вопросы единобожия, является своего рода арабским вариантом «Двадцать второго Слова» из собрания «Рисале-и Нур» и его основой. Эта весьма ценная тема, в которой, как в воздухе, воде и хлебе, нуждается каждый, в четырнадцати сияниях показывает, одни за другими, аргументы и свидетельства самых тонких истин единобожия, самым обстоятельным образом удостаиваясь смысла:

وَ فٖى كُلِّ شَىْءٍ لَهُ اٰيَةٌ تَدُلُّ عَلٰى اَنَّهُ وَاحِدٌ

«И во всякой вещи есть знамение Его единственности»

Первые три трактата «Месневи-и Нурие», именуемые «Особенности», «Сияния» и «Капли» излагают, в отличие от последующих трактатов, не разные темы, а одну определённую.

2 – Капли

Эта часть твёрдыми, блестящими аргументами доказывает один из трёх важнейших столпов веры – истинность пророчества и пророческую миссию Ахмада (мир ему и благо). Доказывает, что, как солнце невозможно без сияния, так невозможно, чтобы Божественность не проявляла себя посредством пророков. Эта часть, ярко как солнце, показывает истину пророческой миссии. Уподобив Вселенную большому воплотившемуся Корану, показывает тем, у кого глаза не покрылись пеленой и сердце не очерствело, что Мухаммад аль-араби (мир ему и благо), является величайшим знамением (аятом) этого Корана.

Этот чудесный трактат состоит из одиннадцати «капель». В «Одиннадцатой Капле» приводится благородный салават нашему господину, славному Пророку (мир ему и благо), указывающий на двадцать одно его чудо.

После «Одиннадцатой Капли», в одном объёмном пункте, начинающемся с фразы «Знай», показаны, в несколько ином образе, неописанные до сих пор доказательства пророчества Ахмада (мир ему и благо).

Турецкий вариант этого трактата находится в «Девятнадцатом Слове» собрания «Рисале-и Нур».

Три трактата, находящиеся в начале «Месневи» и не относящиеся к произведениям Прежнего Саида, являются, по выражению самого Устаза, трудами Нового Саида. Некоторые произведения Прежнего Саида были включены в сборник «Рисале-и Нур», а часть трудов, написанных на арабском языке, вошли в арабский вариант «Месневи».

3 – ОСОБЕННОСТИ

Этот трактат, касающийся веры в воскрешение из мёртвых, является основой «Десятого Слова» из собрания «Рисале-и Нур». Он появился на свет в один из тех весенних дней, когда Устаз, созерцая произведения милости Аллаха в садах Барлы, непреднамеренно, около сорока раз прочёл благородный аят:

فَانْظُرْ اِلٰٓى اٰثَارِ رَحْمَتِ اللّٰهِ كَيْفَ يُحْيِى الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا اِنَّ ذٰلِكَ لَمُحْيِى الْمَوْتٰى وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

«Посмотри на следы милости Аллаха, на то, как Он оживляет землю после ее смерти. Воистину, Он способен оживить мертвых и способен на всякую вещь» (Коран 30:50)

Этот труд имеет очень большую ценность, и в наше время весьма важен. На корню уничтожая идею отрицания воскрешения из мёртвых, убеждает в его – воскрешении – истинности даже самый простой рассудок! И это несмотря на то, что такой гений, как Ибн Сина, говорил, что в воскрешение необходимо верить, но разумом его не осознать. В этом труде показаны тысячи видимых на поверхности земли примеров воскрешения, и доказано, что эту истину подтверждают как большинство Божественных Имён, так и сама человеческая суть.

Следуя прекрасному правилу, в начале этого труда, как и во всех других, приводятся восхваление Аллаха, а также благословение и приветствие, обращённые к Славному Пророку (мир ему и благо). Поскольку между верой в Аллаха, верой в Пророка, верой в воскрешение и созерцанием Вселенной имеются полная взаимосвязь и насущная взаимная зависимость, то этот трактат, коротко коснувшись истин единобожия и пророческой миссии, переходит к основному вопросу – вопросу воскрешения.

Этот трактат, являющийся второй частью «Двадцать восьмого Слова», лишь спустя двадцать лет вновь попал в руки нашего Устаза.

4 – КАПЛЯ

Этот трактат состоит из предисловия, четырёх частей и заключения. В предисловии Устаз говорит, что за свои сорок лет жизни и за тридцать лет приобретения знаний (на момент написания труда) он научился четырём «словам» и четырём «изречениям». Этими четырьмя словами являются мана-и харфи, мана-и исми, ният, назар. Четыре же изречения таковы: «Я не хозяин самому себе», «Смерть – истина», «Мой Господь един», «Эго является некой чёрной точкой, некой единицей измерения».

Этот трактат, в своём первом разделе, на пятидесяти пяти всеобщих и ясных «языках» каждой части Вселенной, доказывает истину

اَشْهَدُ اَنْ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ

«Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха».

ОТЗЫВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Излагает различные короткие, но крайне значимые и необходимые истины. В начале повествует о таких четырёх болезнях нафса, как отчаяние, самонадеянность, гордыня и плохое мнение, а затем о четырёх истинах. В дальнейшем изложены упомянутые в «Капле» суть формулы «Нет божества, кроме Аллаха» и степени формул «Субханаллах», «Альхамдулиллах», «Аллаху Акбар». В заключении переходит к различным, озаглавленным как «Пункт» и «Особенность», темам, начинающимся со слов «Знай».

ПРИЛОЖЕНИЕ К «КАПЛЕ»

Состоит из озаглавленных «Знаками» истин, каждая из которых достойна стать темой отдельного трактата. Начинается приложение с благословений и приветствий, обращённых к Пророку (мир ему и благо), а затем, в первом «Знаке», излагаются достоинства совершения намаза в начале отведённого для него времени и мысленного представления Каабы, устраняющие наущения сатаны и просветляющие все чувства и духовные фибры молящегося.

Вышеуказанные трактаты, повествующие о столпах веры, укрепляют её, повышают знания, а также являются познанием Аллаха (ма’рифатуллах) и поминанием Его (зикр), а поэтому их чтение само по себе своего рода поклонение.

5 – КАПЕЛЬКА

Этот весьма важный трактат, включающий два приложения (на турецком и арабском языках), является первым из двух трудов, написанных Устазом в то время, когда в качестве поощрения за изданную им брошюру «Шесть шагов» его пригласили в Анкару, где он увидел, что в сильные идеи верующих, оживлённые победой исламской армии над греческой, коварно старается проникнуть одна ужасная еретическая (зиндик) идея, намереваясь разрушить и отравить их.

Находящиеся в начале этого трактата благословение и приветствие, обращённые к Пророку (мир ему и благо), имеют важное значение. Ещё одна исключительная особенность «Месневи-и Нурие» – его удивительное красноречие, которое, будто бы касанием одного пальца, одновременно приводит в действие несколько механизмов. Как было упомянуто ранее, в одном и том же изложении данного сборника присутствует и поминание (зикр), и вера (иман), и размышление (тафаккур), и знание (ильм). Например, благословение (салават) и приветствие (салям), адресованные Пророку (мир ему и благо), приводятся не только в качестве поминания (зикр) – в них содержится и развитие веры, и знание, и истины, спасающие совершающего намаз верующего от сомнений и наущений. Таким образом, излагаются как минимум три уровня смысла.

В одном из важных «Знай» этого необычного трактата весьма красноречивым образом излагаются внешние и внутренние разницы между цивилизованными верующими и цивилизованными неверующими. В заключении же, дабы показать эту разницу даже слепцам, говорится: «Если хочешь, вообрази себя на собрании шейхов в селении Нуршин, и ты узришь правителей в одеянии бедняков и ангелов в человеческом обличии, ведущих святую беседу. Затем отправься в Париж, войди в самую высокую ложу, и ты увидишь скорпионов, облачённых в человеческие одежды, демонов в образе людей и т.п.». За иными отличиями идёт отсылка к трудам «Лемаат» и «Сунухат».

В другом «Знай», на четырёх страницах, сжато, излагается «Трактат об иджтихаде», являющийся «Двадцать седьмым Словом».

ПЕРВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРАКТАТУ «КАПЕЛЬКА»

Начинается с молитвы (мунаджат) на фарси. Турецкий перевод этой молитвы находится в «Седьмой Надежде» и в приложении к «Семнадцатому Слову».

Хотя Устаз совершенно не изучал фарси, он написал эту молитву таким совершенным персидским слогом, что афганский посол того времени с чувством восхищения отправил это произведение в Афганистан. Вслед за этой молитвой имеется составленное на турецком обращение к депутатам, начинающееся словами «О, борцы за Ислам!» и состоящее из десяти пунктов. Под влиянием этого обращения маленькая комната, служившая мечетью в здании парламента, была заменена на большой зал.

ВТОРОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРАКТАТУ «КАПЕЛЬКА»

Оно также содержит весьма важные истины.

6 – СЕМЯ

Включает в себя два приложения. Первое «Знай» этого трактата возвышенным слогом повествует о том, что «суть Мухаммада» (мир ему и благо) является как причиной сотворения мира, его семенем, так и его плодом, результатом его сотворения. Оно говорит: «Если на этот великий мир, видимый тобой, смотреть как на великую Книгу, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет чернилами пера Автора этой Книги; если представить, что этот великий мир – некое дерево, то свет Мухаммада (мир ему и благо) сначала будет его семенем, а затем – его плодом; если вообразить мир огромным живым существом, то этот свет будет его душой; если этот мир принять за прекрасный сад из роз, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его соловьём».

В конце этого трактата есть очень красивая мольба и покаяние.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРАКТАТУ «СЕМЯ»

В конце первого приложения помещены весьма прекрасные и, в сравнении с «Двадцать девятым Сиянием» на арабском языке, короткие объяснения степеней формул:

حَسْبُنَا اللّٰهُ وَنِعْمَ الْوَكٖيلُ ۞ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِ الْعَلِىِّ الْعَظٖيمِ

«Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха». «Довольно нам Аллаха. Он – Прекрасный Доверенный»

ДОПОЛНЕНИЕ К ПРИЛОЖЕНИЮ

Во втором приложении к «Хаббе» есть сокращённый арабский вариант «Трактата о Природе», названного «Двадцать третьим Сиянием» и помещённого в «Посохе Мусы». «Трактат о Природе» – очень важный труд, широко распространённый на арабском и турецком языках.

Этот трактат был написан в Анкаре и издан в одной из местных типографий. Доказывая ложность трёх ужасных фраз, произносимых людьми, он спасает увязших в болоте природы (натурализма).

7 – ЦВЕТОК

Этот значимый трактат содержит важные смыслы и написан лишь для того, чтобы показать краешек объёмной истины и продемонстрировать один-единственный луч яркого света. По настоятельным просьбам выдающихся учеников «Рисале-и Нур», Устаз перевёл этот труд – одни части подробно, а другие кратко – на турецкий язык, для того, чтобы большая часть тех, кто не владеет арабским, могла извлечь из него пользу. После этого, в виде пятнадцати пунктов «Семнадцатого Сияния», он был добавлен в сборник «Сияния» из собрания «Рисале-и Нур».

Начинается «Цветок» со следующей истины: всякое живое существо в этом мире подобно несущему службу солдату, действующему от имени и во имя своего Правителя. Тот же, кто сочтёт себя хозяином самому себе, обречён на гибель.

Затем, после длинного и содержательного салавата, переходит к объёмным пунктам, начинающимся со слова «Знай», каждый из которых является своего рода обобщением целого трактата. Сравнивая в одном из этих «Знай» ученика Корана и ученика философии с общественной и личной точек зрения, опровергает ложные утверждения вредной и порочной части философии. В последнем «Знай» содержится красивый, печальный мунаджат. За дополнительными подробностями отправляем к «Семнадцатому Сиянию».

В содержании «Месневи-и Нурие» мы, на уровне своего ограниченного понимания и своего неполноценного изложения, попытались показать лишь несколько из сотен истин, содержащихся в этих ценных трактатах. Иначе говоря, приведённые нами примеры не могут служить ни ярчайшим образцом этих необычайных знаний, ни ценнейшей их основой – скорее, это всего лишь один луч этого солнца и одна капля этого моря.

8 – ЧАСТИЦА

Является удивительным и необычным трактатом из двух частей, излагающим разные положения, которые отдаляют некоторые наущения сатаны и безбожников.

Здесь содержатся темы, начинающиеся со слов «Знай», повествующие о вере и нравственности, об устранении наущений (васваса) и о мудрости внешней индивидуальности каждого человека. В одной из тем прекрасно излагается истина аята

وَمِنْ اٰيَاتِهٖ خَلْقُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَاخْتِلَافُ اَلْسِنَتِكُمْ وَ اَلْوَانِكُمْ

гласящая о том, что в сотворении земли и небес, а также в разнице языков и цветов людей есть знамения Всевышнего Творца. Она говорит, что сходство основных органов людей является явным подтверждением единства Творца, а различие черт лица ясно доказывает наличие у Создателя воли и мудрости. Также здесь разъясняется, что индивидуальные различия людей и различия других живых созданий не на уровне особи, а на уровне вида, являются результатом мудрости.

Другое «Знай» устраняет одно из наущений дьяволов из числа джиннов и людей, внушающее, что корова, хоть и совершенная изнутри, но жалкая, несчастная снаружи. Говоря «О, дьявол из числа людей, ставший учителем для дьяволов из числа джиннов! Если бы всё сущее не было искусством Извечного и Всемогущего Творца, Который каждое творение создаёт по достоинству и в соответствии с пользой и мудростью, то ухо твоего осла было бы умнее тебя и твоих учителей», опровергает их наущения, разумно и убедительно излагая мудрость внутреннего совершенства и внешней ограниченности коровы.

В «Знай», касающемся нравственности, говорится: «О, нечестивец! Знай, что распутная цивилизация явила миру столь страшную показуху, что её последователям невозможно от неё избавиться, ведь они дали этой показухе имя славы и почёта! Эта цивилизация поощряет показуху не только перед отдельными людьми, но даже перед целыми народами, расами и государствами, заставляя историю рукоплескать ей, а газеты – рекламировать её. Заставив забыть смерть, подобно козням тиранов времён невежества, когда жизни отдельных личностей, под лозунгом патриотизма, приносились в жертву ради существования расы, коварно направила человечество к притворству и лицемерию».

Этот достойный многократного прочтения трактат заканчивается покаянием, а затем бейтом Мавляны.

9 – БЛАГОУХАНИЕ

Начиная все й Вселенной и заканчивая мельчайшей частицей, доказывает, что каждое создание свидетельствует о многих Божественных именах – таких, как Аллах, ар-Рабб, аль-Малик, аль-Мудаббир, аль-Мурабби, аль-Мутасарриф и ан-Назим. В другом своём «Знай» показывает, что абсолютно никто не вправе сетовать на Творца Вселенной. Ещё в одном «Знай», посредством длинной истины, показывает, насколько Мудрый Коран соответствует уровню понимания своей наиболее многочисленной аудитории – простого народа. Также, этот ценный трактат состоит из различных тем, раскрывающих такие тонкие истины, как «тайй-и мекан», «баст-и заман», суть человеческого «Я» (эго) и две его стороны. Вслед за этим, приводится стих, содержащий следующий смысл:

Помоги, о глава вереницы пророков! Возьми меня за руку!

Ты, о Благородный Свет – надежда для всех нас!

Твой приверженец я, и свидетельствую своим языком:

Ля иляха Илляллах Махуммадун Расулюллах.

Завершается трактат длинной, содержательной молитвой-покаянием.

ДЕСЯТЫЙ ТРАКТАТ

В этом сравнительно большом трактате содержатся различные темы, начинающиеся со слова «Знай» и являющие собой краткую суть некоторых «Слов».

В первом «Знай» приводится толкование благородного аята:

وَجَعَلْنَاهَا رُجُومًا لِلشَّيَاطٖينِ

«и установили их для метания в дьяволов» (Коран 67:5)

в котором, в виде семи ступеней, излагается суть изгнания дьяволов, устремляющихся к небесам.

На первой ступени, указанием на небесные тишину, спокойствие и порядок, говорится, что обитателям небес, в отличие от жителей Земли, не свойственны раздор и разногласия, возникающие от смешения таких противоположностей, как, например, добро и зло. Более того, обитатели небес исполняют данные Создателем повеления с совершенной покорностью.

После изложения и доказательства [факта] изгнания дьяволов, в одном из других «Знай» Устаз весьма лаконичным образом, посредством четырёх шагов, объясняет четыре взятых им из Корана пути. Эта часть, подробное объяснение которой имеется в сборнике «Слова», обладает большой значимостью.

В другом «Знай» объясняется, что поклонение является не залогом будущих наград, а следствием предшествующих благ. Этот ценный и важный трактат завершается темами, содержащими множество истин и глубоких смыслов, в некоторой степени изложенных в книгах «Первые Врата Света» и «Краткие Слова».

Рассмотрим яркий подобно солнцу и светлый подобно луне пример из этого ценного трактата. Мудрый Коран упоминает полезные для человека стороны той или иной находящейся во Вселенной вещи для привлечения его внимания, но не для ограничения этой вещи лишь указанной пользой. Это происходит потому, что человеку свойственно придавать более важную значимость лично касающимся его полезным мелочам, нежели чему-то большому, но не имеющему к нему прямого отношения.

Например,

وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ ۞ لِتَعْلَمُوا عَدَدَ السِّنٖينَ وَالْحِسَابَ

«Мы предопределили для луны положения» (Коран 36:39). «чтобы вы могли вести летоисчисление и знали счет» (Коран 10:5)

то есть одна из многих мудростей, касающихся заданной Всевышним траектории движения Луны вокруг Земли, заключается в удобстве летоисчисления для людей. Однако движение Луны не ограничивается лишь вышеприведённой пользой – столь важной, с нашей точки зрения, – ведь существуют ещё тысячи мудростей, проявляющих имена Всевышнего Создателя.

В конце этого ценного трактата имеется короткая, но ёмкая по содержанию тема, в шести «каплях» лаконично излагающая чудесное красноречие (и’джаз) Корана.

Четырнадцатая Капля, содержащая несколько «капель» Великого Чуда

Одним из доказательств истинности пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благо) является Превосходно Излагающий Коран. Поскольку около сорока сторон чудесного красноречия (и’джаз) Корана изложены в книге «Лема’ат» и в тафсире «Ишарат уль-И’джаз», то на этом «первая капля» завершается.

Во «второй капле» кратко излагается упомянутый в «Двадцать пятом Слове» вопрос «Что такое Коран?».

«Третья капля» состоит из шести пунктов. В третьем пункте говорится: «В зависимости от времени, те или иные телесные нужды требуют удовлетворения. К примеру, воздух требуется каждый миг, вода необходима во время жажды, пища нужна каждый день, а свет – по крайней мере, раз в неделю… Духовные потребности также зависят от времени: нужда в слове «Аллах» имеется каждое мгновение, в слове «Бисмиллях» – постоянно, а в «Ля иляха илля Ллах» – ежечасно…».

«Четвёртая капля» состоит из шести особенностей. Пятая особенность, по причине содержания в ней большого количества благородных аятов, описана в трактате «Чудеса Корана». Эта тема, порой даже в одной букве доказывающая чудесное красноречие (и’джаз) Корана, а также трактаты «Ишарат уль-И’джаз» и «Чудеса Корана», представляют собой алмазные мечи Мудрого Корана.

«Шестая капля», своим ответом на слова литераторов «Обрати внимание на изрекающего» раскрывая один из секретов коранического красноречия, говорит: «Обрати внимание на изрекающего, внимающего, цель и тему сказанного». Таким образом, проявляется чудесность красноречия Корана. Итак, шестая капля является важным ключом к пониманию коранического красноречия.

10 – ПЛАМЯ

Небольшой трактат с постскриптумом на двух страницах.

11 – ПУНКТ

Поскольку является очень сжатым, то не был резюмирован.

اَللّٰهُمَّ اخْتِمْ لَنَا بِالسَّعَادَةِ وَالشَّهَادَةِ وَالْكَرَامَةِ وَالْبُشْرٰى اٰمٖينَ اٰمٖينَ اٰمٖينَ

* * *

Содержание

 Содержание

Предисловие

Вступление

Начало жизни

Жизнь в Барле

Жизнь в Эскишехире

Жизнь в Кастамону

Жизнь в Денизли

Жизнь в Эмирдаге

Жизнь в Афьёне

Жизнь в Испарте

Бадиуззаман и Рисале-и Нур

Рисале-и Нур и Зарубежные страны

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВТОРОЙ ЛУЧ (О Единобожии) 

ТРЕТИЙ ЛУЧ (Мунаджат) 

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛУЧ (Аят “Хасбия”) 

ШЕСТОЙ ЛУЧ (Две особенности ташаххуда) 

СЕДЬМОЙ ЛУЧ (Великое Знамение) 

ДЕВЯТЫЙ ЛУЧ (Важный постскриптум Десятого Слова) 

ОДИННАДЦАТЫЙ ЛУЧ (Плоды Веры) 

ДВЕНАДЦАТЫЙ ЛУЧ (из защитительных речей в Суде

г. Денизли) 

ТРИНАДЦАТЫЙ ЛУЧ (Письма, написанные

Бадиуззаманом своим ученикам) 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЛУЧ (Защитительные речи в Суде

г. Афьён и письма) 

ПЯТЫЙ ЛУЧ (О признаках Конца Света) 

ПЯТНАДЦАТЫЙ ЛУЧ (Блестящий Довод) 

ПЕРВЫЙ ЛУЧ (Указания тридцати трёх аятов Корана) 

ВОСЬМОЙ ЛУЧ (Чудесные предсказания Имама Али) 

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОГО СИЯНИЯ 

 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 

 

Содержание: Часть оглавления к Двадцать восьмому Сиянию

Часть оглавления к Двадцать восьмому Сиянию

Первый пункт. Хазрат Имам Али (да будет доволен им Аллах) в своей касыде “Эрджузе” говоря

حْرُفُ عُجْمٍ سُطِّرَتْ تَسْطٖيرًا Строками выстроены иностранные буквы”  сообщает об иностранных буквах внедрённых в наше время, указывая на наш век указанием цифр, соответствующих значениям букв этого предложения по джифру и абджату, чем сообщает о безбожном течении этих времён. И подобно этому, также в “Эрджузе” и в подкрепляющей её касыде “Джальжалутии”, он почти явно, фразой

 تُقَادُ سِرَاجُ النُّورِ سِرًّا بَيَانَةً ۞ تُقَادُ سِرَاجُ السُّرْجِ سِرًّا تَنَوَّرَتْ

Свет лампы скрыто горя – разъясняет, свет света скрыто горя – освещает”.

выражает своё особое благоволение в адрес противостоящих тому течению, – “Рисале-и Нур” и его автору, о которых можно догадаться по свету, негаснущему перед ужасом страшного, смутного и жгучего мрака, со временем разрывающего его стремясь осветить весь мир; и со словами:

 اَقِدْ كَوْكَبٖى بِالْاِسْمِ نُورًا وَبَهْجَةً مَدَى الدَّهْرِ وَالْاَيَّامِ يَا نُورُ جَلْجَلَتْ

Имам Али молит Всевышнего о том, чтобы этот свет “Рисале-и Нур” необыкновенно горел и светил до самого скончания мира; и будучи самым великим учеником и первым распространителем знаний Корана–Превосходно Излагающего, Досточтимый Имам Али взяв себе заступником Величайшее Имя Аллаха, героически защищал на заре Ислама основы и истины Шариата и Ислама от множества врагов выходящих против Корана, и подобно этому, также и перед концом света, взяв себе заступником, покровителем и убежищем то же самое Величайшее Имя, он негасимым светом и неумолкающим языком “Рисале-и Нур”, исходящим от красноречия Корана и показывающим его “печать чуда”, мужественно противостоит полностью противоречащему Корану безбожному течению; и величественным, грандиозным светом того Величайшего Имени, а также живой водой истекающей от ласкового и сострадательного проявления имён Милостивый и Милосердный, гасит огонь той ереси, жгущий поверхность земли и иссушающий её цветы; и то, что Досточтимый Имам Али чудесным образом видел, жалел и утешал “Рисале-и Нур”, который вместо высохших рек и цветников, местах пожарищ, с небесными дождём и милостью выращивает в горах и на равнинах жаро и холодостойкие цветы, – является необходимостью его святой степени, что весьма убедительно показано в этой теме.

И среди сильных признаков и доказательств карамата касыды “Джальджалутия”, содержащейся в её нескольких строках начинающихся с:

 فَيَا حَامِلَ الْاِسْمِ الَّذٖى جَلَّ قَدْرُهُ  О человек несущий в себе высокоуважаемое имя”.

– есть такие:

Первый признак.  فَيَا حَامِلَ الْاِسْمِ الَّذٖى جَلَّ قَدْرُهُ  О человек несущий в себе высокоуважаемое имя”  – по подсчёту джифр и абджат указывает на тысяча триста пятьдесят третий год (по хиджре) – на самое тяжёлое время для учеников “Рисале-и Нур”, и по секрету совпадения, указывает на имя автора “Рисале-и Нур”, который взял для себя за правило постоянно повторять сто семьдесят один раз семьдесят один аят и молитву “Сакина”, содержащую Величайшее Имя Аллаха, тем самым это предложение указывает на особенность автора “Рисале-и Нур”, который в то время нёс это Величайшее Имя, и даёт радостную весть о его благополучном спасении. И слава Аллаху, его благополучное спасение подтвердило карамат Имама Али.

Второй признак. Предложением  فَقَاتِلْ وَلَا تَخْشَ وَحَارِبْ وَلَا تَخَفْ  Боя не бойся, войны не страшись”  сообщает о том, что принимая участие в Мировой Войне, автор “Рисале-и Нур”, перенеся удары, раны и бесконечные ужасы войны, в конце концов попадёт в плен в Россию. И этой фразой сообщается о том, что он, наделённый важной обязанностью на страшной войне последних времён мира, попавший туда, где обитают “скорпионы” более ядовитые чем змеи, и день и ночь сражающийся с драконами, находится под покровительством, духовной охраной, защитой и поддержкой.

Третий признак. Три карамата, ставшие утешением во время трёх осеней.

Первый. Фраза Гавса Азама (да будет доволен им Аллах):

 يَا مُرٖيدٖى كُنْ قَادِرِىَّ الْوَقْتِ لِلّٰهِ مُخْلِصًا تَعٖيشُ سَعٖيدًا 

О мюрид! Будь Абдулькадиром своего времени. Обрети абсолютную искренност. Будешь счастлив в пропитании.”

Содержащая пятнадцать сильных указаний…

Второй осенью, в то же время, Хазрат Али (да будет доволен им Аллах), оборотом содержащим сильные подтверждения:

 وَيَا مُدْرِكًا لِذٰلِكَ الزَّمَانِ “О достигший этого времени”. …

Третьей осенью: Говоря:

فَيَا حَامِلَ الْاِسْمِ الَّذٖى … اِلٰى اٰخِ  О человек несущий в себе высокоуважаемое имя”, вновь Имам Али чудесным образом обращаясь к автору “Рисале-и Нур”, шесть-семь раз словом:

لَا تَخْشَ “Не бойся”  устраняет страхи и подбадривает учеников “Рисале-и Нур”, впавших в страх и нуждавшихся в утешении при написании таких мощных и красноречивых брошюр, как “Восьмое”, “Восемнадцатое” и “Двадцать восьмое Сияния”, что является неким Божественным даром для служителей Корана. И поскольку собеседником, к которому обращена фраза:

وَاقْبِلْ وَلَا تَهْرَبْ “Иди на встречу, не убегай”  подобно предыдущим случаям, вновь является Саид Нурси, то она его подбадривает: “О Саид Нурси! Иди на встречу, не убегай!”

Вывод. Как показывают девять приведённых истин, которые на деле и явно видны в “Рисале-и Нур” и у его автора, и как подтверждают даже враги, – наследником Пророка, укрепителем религии и носителем Величайшего Имени, о сильной взаимосвязи с которым сообщает в “Эрджузе” и “Джальджалутии” Имам Али (да будет доволен им Аллах), является “Рисале-и Нур” и его автор. Потому что весь современный мир перед нами, мы слышим все происходящие события и видим все движения и течения, и поскольку “Рисале-и Нур” не заблуждаясь относительно правды и истины стремится так, как это предписано Всевышним, без искажений защитить права Корана, то это без всяких сомнений доказывает, что собеседником Имама Али (да будет доволен им Аллах) является он.

Хафиз Али                       

(Да смилуется над ним Всевышний).

* * *

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

يَا اَللّٰهُ يَا رَحْمٰنُ يَا رَحٖيمُ يَا فَرْدُ يَا حَىُّ يَا قَيُّومُ يَا حَكَمُ يَا عَدْلُ يَا قُدُّوسُ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! О Аллах! О Милостивый! О Милосердный! О Единственный! О Живой! О Вседержитель! О Судия! О Справедливый! О Чистейший!

   По праву Величайшего Имени, из уважения к Корану-Превосходно Излагающему и ради славы Досточтимого Пророка (Мир Ему и Благо), удостой издателей сборника ­“Сияния” и их благословенных помощников, и учеников “Рисале-и Нур” вечного счастья в Садах Фирдауса… Амин! И дай им постоянный успех в служении вере и Корану… Амин! И повели записать в их тетради благодеяний по тысячу благих дел за каждую букву “Сияний”… Амин! И дай им стойкость, постоянство и искренность в распространении Света… Амин!

   О Всемилостивый и Милосердный! Сделай учеников “Рисале-и Нур” счастливыми в обоих мирах… Амин! ­Защити их от зла дьяволов из людей и джиннов… Амин! И прости недостатки этого бедного и слабого Саида… Амин!

От имени всех учеников

“Рисале-и Нур”           

Саид Нурси.              

 

Содержание: Часть Оглавления к “Восьмому Сиянию”

Часть Оглавления к “Восьмому Сиянию”

Одно письмо и похвальный отзыв относительно скрытых знаков.

Разъясняет один скрытый пункт аятов:

فَاسْتَقِمْ كَمَٓا اُمِرْتَ  «Стой же прямо, как тебе повелено…» (Коран, 11:112).

 

 и فَمِنْهُمْ شَقِىٌّ وَ سَعٖيدٌ “…И среди них будут несчастные и счастливые”. (Коран, 11:105).

А также одно чудо Гавса Азама Сейида Абдулькадира Гейляни. Этот Царь Святых, по-историческим свидетельствам удостоенный необыкновенных сверхъестественных способностей, после смерти, также как и при жизни, связан со своими учениками, что принято среди святых праведников. Так вот, этот человек восемьсот лет назад, по воле Аллаха, необыкновенным образом увидел это наше время, то есть ему оно было показано. Утешая некоторых связанных с собой служителей Корана, живущих в этом смутном и суетном времени, воодушевляя их и подбадривая, он в пятнадцати отношениях сообщает о точно такой же ситуации пятью строчками в конце одной своей известной касыды. И поскольку согласно науке джифра смысл этих пяти строк, их слова и числа букв, в трёх-четырёх отношениях укрепляя друг друга, сообщают об одном и том же, то для внимательных исследователей это даёт твёрдую убеждённость.

Известно, что сообщающие о будущем пророки и святые, из уважения и вежливости к Божественному запрету:

لَا يَعْلَمُ الْغَيْبَ اِلَّا اللّٰهُ  Никто не знает скрытого, кроме Аллаха!”  удовлетворялись лишь знаками и намёками: Порой одним указанием, порой двумя, самое большее пятью-шестью знаками они показывали точно такую же ситуацию.

Между тем Гавс Азам, указывая на служащих Корану этого времени, одного служителя в нём показывает явным образом. И как в этой брошюре показано это подтверждениями моих братьев в этом служении Корану, так в этом есть и моё участие. Одна часть подтверждена мною, другая часть поскольку одобрена, выведена и подтверждена моими братьями, то из уважения к ним я принял в свой адрес долю, превышающую ту, что я заслуживаю. Иначе же, как я сказал в начале той брошюры, у меня нет права на такую почётную долю.

Десять лет назад я увидел эту касыду о скрытом и получил некое духовное предупреждение. Сердце моё словно услышало: “Обрати внимание!” По двум причинам я не прислушался к этому напоминанию:

Первая. Поскольку значимая часть моей жизни умерла будучи отравлена ядом карьеризма, скрытого за завесой славы и почёта, мне не хотелось открывать для своего эго ещё одни двери славы и почёта.

Вторая причина. В такое упрямое время мне было неприятно неким хвастливым образом показывать такое скрытое указание тем, кто не принимает даже открытые истины и явные доказательства. В конце концов, на восьмом году моей неволи, в самое мучительное и тоскливое время, по причине того, что мы нуждались в очень сильной поддержке, мне было напомнено “Открой это, как сообщение о дарованном благе, в виде некой духовной благодарности. И не бойся, эта весть сильна и вполне убедительна”.

Как я сказал в начале той брошюры, самой важной целью открытия мной этого сообщения, является показ подписи Гавса Азама о приемлемости этих брошюр, говорящих о тайнах Корана.

Моя вторая цель: Показав чудо этого моего священного учителя и заставив замолчать безбожников, отрицающих чудеса святых праведников, я хотел укрепить духовную силу моих товарищей, подвергшихся множеству причин, дающих усталость от служения Корану и препятствующих ему, а также мне хотелось воодушевить этих моих друзей и избавить их от усталости. Самому же мне это серьёзно вредит, поскольку является некой разновидностью бахвальства. Однако, из уважения к моему учителю и к моим товарищам, я принимаю этот вред.

Поскольку эта брошюра о чудесах Гавса писалась не сразу, то она получилась состоящей из нескольких частей и разделилась на дополнения. Постепенно, с освещением и подкреплением ими друг друга, обретается ясность. Если в некоторых указаниях и имеется слабость, то с обретением силы от объединения с другими указаниями, та слабость исчезает. И удивительно то, что в конце тех пяти строчек, в виде намёка на уровень и особые качества каждого, делается указание на более чем пятнадцать моих братьев по служению Корану. В связи с чудесами Гавса, в этой брошюре изложены несколько серьёзных вопросов и важных истин.

Эту брошюру я разрешаю и рекомендую не каждому, а лишь чистосердечным, справедливым, совестливым и искренним братьям, близким ко мне. И пусть они рассматривают её в свете изложенной мной в начале цели; и не подумают, что я хвастаюсь своей необыкновенностью.

Содержание: Молитва

МУНАДЖАТ (МОЛИТВА)

Эта молитва поистине воспитывает такие человеческие благодетели, как обретение познаний об Аллахе в степени научной и даже явной убеждённости, и учит обращению к Божественной Обители и приближению к Лику Всемилостивого с проявлением требуемых в поклонении полных слабости и бессилия; и она взята из молитвы нашего господина – Досточтимого Пророка (Мир Ему и Благо) – предводителя этого мира и всего, что в нём есть, обладающего сокровищницей скромности, а также она заимствована из примерно семиста аятов Корана, касающихся восхваления и прославления Творца и молитвы Ему. И у этой бесподобной молитвы имеются следующие духовные источники: Во первых – вначале это многочисленные и возвышенные аяты относящиеся к сотворению мира; во-вторых – это тысяча и одно имя Аллаха из “Джавшан’уль Кабира”; в-третьих – это величественное обращение Имама Али, которого славный Пророк (Мир Ему и Благо) по-праву назвал “вратами града знаний”, доказывающего посредством небесных тел и обитателей земли необходимость бытия Единого – Единственного Творца. И по-своему, никому не подражая, рассматривая эти источники, автор настолько глубоко анализирует эту тему, что оценить это полностью может только он сам своим пером. И лишь в этом оглавлении, пишущемся с намерением повиноваться его многократному повелению, мы скажем:

В первой главе: повествуется о том, что вращение в небесах и совершенная деятельность в удивительном безмолвии происходящая среди такого множества, указывают на Необходимо Сущего, Единого и Единственного Творца, Который по-истине лишь Один достоин поклонения;

Во второй главе: сообщается, что удивительная деятельность, происходящая в атмосфере посредством облаков, молнии, грома, ветров и дождей, вновь указывает на упоминаемого всеми языками Необходимо сущего, Единого и Единственного Аллаха.

В третьей главе: стихии и другие составляющие, а также земной шар, со всеми его существами и деталями…

В четвёртой главе: говорится, что подобно другим доказательствам, моря, реки и родники тоже указывают на славного всеми дарами Необходимо Сущего, Единого и Единственного Создателя.

В пятой главе: повествуется, что подобно предыдущим свидетельствам, горы тоже такими мудростями, как сохранение спокойствия земли от воздействия землетрясений, защита от бурь преобразований происходящих внутри неё, и от морских наводнений, а также своим служением для очистки воздуха от вредных газов, для запасания воды и хранения пород необходимых для живых существ, свидетельствуют о бытие Необходимо Сущего и о Его единственности.

В шестой главе: повествуется, что как и прежние доказательства, листья, цветы и плоды деревьев и растений земли своими самозабвенными движениями, а также своими с лёгкостью одеваемыми украшениями и системами явно указывают на необходимость существования и единственность их Творца.

В седьмой главе: говорится, что существующие в телах живых существ и особенно человека, точные часы и машины, внешние и внутренние органы и члены, и особенно пять внешних чувств, совершенно деятельным исполнением своих функций доказывают единобожие.

В восьмой главе: в совершенной ясности излагается, что созерцания, озарения, вдохновения и понимания сердец и умов пророков, святых и праведников, представляющих собой квинтэссенцию человечества, являющегося в свою очередь плодом Вселенной, с силой и твёрдостью сотен общепринятых мнений и исторических свидетельств сообщают о необходимости бытия и единстве Аллаха. И в заключении этого исправляющего окаменевшие сердца бесподобного сада истины, коим является эта молитва, Учитель выражает следующую просьбу к Великому создателю:

О Господь мой и Господь Небес и Земель! О Творец мой и Творец всего сущего! Ради Твоего Могущества и Воли, Мудрости, Господства и Милости, которые подчинили небеса со всеми звёздами, землю со всеми созданиями и все творения со всеми их свойствами, подчини мне мой нафс! И подчини мне мои желания! Ради служения Корану и вере (иману) подчини сердца людей истинам “Рисале-и Нур”! Даруй мне и моим братьям совершенную веру (иман) и уход из этого мира с иманом! Подобно тому, как Ты подчинил пророку Мусе (мир ему) море, пророку ИбРахи́му (мир ему) – огонь, пророку Давуду (мир ему) – горы и железо, пророку Сулейману (мир ему) – джиннов и людей, и Пророку Мухаммаду (Мир Ему и Благо) – солнце и луну, подчини сердца и умы людей истинам “Рисале-и Нур”! И сохрани меня и учеников “Рисале-и Нур” от зла нафса и сатаны, от мучений в могиле и от огня Геенны и осчастливь нас в Раю! Аминь, аминь, аминь!..

Поскольку эта “Молитва”, завершаемая такой просьбой, явно очень достойна того, чтобы быть неотделимым спутником людей веры, то в дальнейших объяснениях нет необходимости…

М. Сабри.                 

(Да смилуется над ним Аллах)

* * *

Содержание: Тридцатое Сияние

ТРИДЦАТОЕ СИЯНИЕ

Это очень ценное “Сияние”, являющееся одним из шедевров “Рисале-и Нур”, содержит высокое изложение и тонкие истины. Оно касается шести Прекраснейших Имён Аллаха, таких, как «Фард, Хайй, Каййум, Хакем, Адль, Куддус», которые все вместе или по-отдельности являются Величайшим Именем Аллаха, и которым дано такое высокое название, как “Сакина”. И в нём с великой широтой разъяснены очень глубокие истины Единобожия. И через эту потрясающую деятельность, явным образом указывающую на существование Аллаха, настолько прекрасно объяснено предусмотрительное Божественное созидание, что, не говоря уже о том, чтобы достичь глубин истин, описанных в этом “Сиянии”, если бы я смог увидеть хотя бы их поверхность! Увы! Не взирая на моё ущербное понимание, по причине того, что наш брат, которому оно досталось, был призван в армию, это “Сияние” было отправлено мне. Поскольку я и недостоин, и моего рассеянного состояния не достаточно для того, чтобы сделать краткое резюме этого шедевра, которое можно было бы разместить в оглавлении, то я подчиняюсь этому распоряжению с большим стеснением.

Это ценное произведение состоит из шести важных пунктов.

ПЕРВЫЙ ПУНКТ

Являясь одним проявлением Величайшего Имени (Аллаха) – “Куддус” и одним смыслом аята:

وَالْاَرْضَ فَرَشْنَاهَا فَنِعْمَ الْمَاهِدُونَ

Мы создали землю. Сколь прекрасно Мы созидаем!” (Коран, 51:48).

эта тема совершенно ясно и очевидно показывает существование и единственность Аллаха. Да, несмотря на то, что эта огромная Вселенная, эта величавая, гигантская фабрика, со всем, что в ней есть, находится в непрестанной лихорадочной деятельности, каждый уголок её содержится в полной чистоте и нигде не оставляется каких-то ненужных грязных и испачканных материй; каждое создание, начиная от этих великих звёзд и до мельчайших частиц, приводится в состояние некой очень деятельной и удивительной преобразующей машины, исполняющей приказы Великого и Пречистого Аллаха, чем эта величавая Вселенная, со всеми её частями, представляется взорам красивой, словно Рай. И эти пленительная красота и восхитительная чистота, наблюдаемые на лицах творений находящихся во дворце этого мира, изумляя, привлекают к себе все взоры, и побуждают с одобрением и восхищением восхвалять их Творца. Посмотри на весну, которая вышла из-за холодного и грубого лика зимы, и которая в очень царственном виде показывает одно маленькое проявление из очень великих красот этого благородного имени “Куддус”. Как все деревья, раскрывшие цветки и одевшиеся словно райские девы, похорошевшие и чистые, а также лик земли, зазеленевший, словно изумруд, показывают себя всем взорам. Безжизненные и неразумные материи, преобразовавшись в короткое время, поднявшись над землёй и украсившись светом жизни, с красотою шёлка представляют себя пред взором своего Творца. Этим положением восхищаются не то что люди и джинны, но даже ангелы и духи. Восклицая: “Машааллах! Баракаллах! Какая это изумительная красота и чистота!” – они восхваляют, превозносят и возвеличивают Всемогущего Создателя, преклоняясь пред ним и падая ниц. Итак, это действие наведения чистоты, как и другая Божественная деятельность, доказывая явным образом, показывают существование и единственность Аллаха.

ВТОРОЙ ПУНКТ 383

Одно проявление такого Величайшего Имени Аллаха, как «Адль», а также один смысл аята:

وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا عِنْدَنَا خَزَٓائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُٓ اِلَّا بِقَدَرٍ مَعْلُومٍ

Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере”. (Коран, 15:21).

Итак: Эта Вселенная постоянно колеблется среди разрушений и восстановлений, непрестанно кипит среди войн и переселений, и непрерывно вращается между смертью и жизнью. Эти потрясающие преобразования и изменения же – это упорядоченное движение пугающе огромных небесных тел; и точное кормление и взращивание четырёхсот тысяч видов животных и растений на поверхности Земного шара; и чёткие функции текущих подобно сели стихий, склонных к наводнению и смешению; и многое другое, вплоть до схваток света и мрака, тепла и холода, жизни и смерти. Все эти вещи настолько справедливо взвешенно приходят из будущего и, переходя в настоящее, текут в прошлое, что, фасубханаллах, каждый человек смотрящий на дворец этого мира справедливым и внимательным взором, наверняка скажет: “Создатель дворца этого мира удостоил его величайшым проявленем Своего имени “Адль”, и Он является единственным, и действует настолько справедливо, что не оставляет места для чужого вмешательства даже в самых на первый взгляд неважных, самых мелких и ничего не стоящих вещах, и не позволяет вмешаться чужому соучастию в эти весы справедливости даже на вес частицы. И конечно, вмешаться в работу этих очень чувствительных весов справедливости, настроенных в такой удивительно совершенной гармонии, не сможет никто кроме Всемогущего Творца этой вселенной”. – И поймёт, что все причины являются лишь завесой для Десницы могущества Этого Всевышнего Создателя. И как он верит в существование солнца, изумлённо уверует в существование и единственность Этого Прекрасного Творца.

ТРЕТИЙ ПУНКТ

Став одним проявлением Величайшего Имени – “Хакем”, а также одним смыслом аята:

اُدْعُ اِلٰى سَبٖيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ 

«Призывай на путь Господа с мудростью…» (Коран, 16:125).

этот пункт объясняется с помощью пяти подпунктов.

Первый подпункт. Великое проявление имени Хакем привело эту Вселенную в образ такой великой книги, что поверхность земли является лишь одной из её страниц, каждый сад – одной её строчкой, каждый нарядный цветок и зелёное дерево – одним её словом. Таким образом эта Вселенная от начала до конца украшена произведениями Мудрого и Всемогущего Творца. И Он Сам созерцает Свои творения, и бесчисленными глазами даёт им смотреть друг на друга. И какая случайность может вмешаться в это великое и мудрое могущество, во все эти творения находящиеся внутри друг друга и множеством аргументов и сторон свидетельствующие о существовании своего Художника; в могущество, которое в каждом крохотном семечке размещает огромное дерево, а в каждом дереве – оглавление бескрайней вселенной; и которое, нарядив каждую страницу весны расшитыми украшениями и расписными подарками, проводит её неким парадом пред Своим взором; и ежесекундно побуждает петь в Свой адрес восхваления языками этих созданий?

Второй подпункт. Состоит из двух вопросов.

Первый вопрос. В ответ на желание Творца видеть и показывать Свои бесконечно совершенную красоту и бесконечно красивое совершенство, а также на Его стремление дать познать Себя и пробудить к Себе любовь, учит отвечать признанием Его посредством Веры и посредством поклонения пробуждать к себе любовь в Нём.

Второй вопрос. Объясняя, что этот мудрый и совершенный порядок всеми силами отвергает многобожие и требует единственности, независимости и неделимости, сообщает, насколько большой ошибкой являются многобожие и неверие, приписывающие слабость Абсолютно Всемогущему Творцу, держащему в справедливой взвешенности и мудром порядке огромную вселенную во всех её положениях и состояниях, и насколько истинным, верным и справедливым является ответ Ему верой и Единобожием.

Третий подпункт. Объясняет, что могущественный Творец, с проявлением таких Своих имён, как Хакем и Хаким, сделал во Вселенной человека удостоенного Им наибольшего числа мудростей, неким центром, некой основой. И что в кругу человечества также неким центром Он сделал пропитание. И что посредством сознания в человеке и удовольствия в пропитании, имя Хакем проявляется блестящим образом; и каждая из сотен наук описывает одну из сторон проявления этого имени Аллаха (например медицина, химия, геометрия, торговля и так далее); и что по твёрдому свидетельству каждой из этих наук, Этот Мудрый Творец, показывающий Свои выбор и волю, желание и намерение, придал эти бесконечные гармонию и мудрость как всей вселенной, так и поместил их в самом маленьком живом существе и в самом крохотном семечке, из чего следует, что Он является независимым Деятелем; и что незнание Его и непризнание являются ужасными невежеством и глупостью.

Четвёртый подпункт. Повествует о том, что Мудрый Творец с предельным вниманием наделил каждое создание сотнями мудростей, и для получения очень многих целей и польз предельно точно придал каждому их них сотни обязанностей, и Он никоим образом не допустит небытие Страшного Суда, противоречащее красоте Его милости, совершенству Его справедливости и Его предельной мудрости, и которое позволило бы отрицать Его милость и справедливость.

Пятый подпункт. Содержит два вопроса.

Первый вопрос. Поскольку в природе нет расточительства, бессмысленности и бесполезности, то с благородным аятом

كُلُوا وَ اشْرَبُوا وَ لَا تُسْرِفُوا 

«…Ешьте и пейте, но не расточительствуйте…» (Коран, 7:31).

здесь высказано предостережение в адрес небережливых.

Второй вопрос. Весьма блестящим образом объясняет, что такие имена Аллаха, как Хакем и Хаким, в некотором отношении указывают на посланническую миссию Досточтимейшего Пророка и делают эту миссию необходимостью; и что многие из Прекраснейших Имён Аллаха также, одной из граней своих величайших проявлений, на наивысшем уровне и в степени твёрдой несомненности требуют существования посланнической миссии Ахмада (Мир Ему и Благо).

ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ

Является одним смыслом аята:

قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ

Скажи: «Он – Аллах – Един»” (Коран, 112:1).

 и состоит из семи указаний, показывающих истинное Единобожие и касающихся великого проявления Величайшего Имени – “Фард”, заключающего в себе такие имена, как «Вахид и Ахад».

Первое указание. Указывает на три из множества печатей, поставленных именем Фард на всей Вселенной в целом.

Первая печать — это печать “солидарности, сплочённости, взаимовыручки и взаимосвязанности”, видимых на всём сущем во вселенной и являющихся некой великой печатью Единства Аллаха.

Вторая печать — это печать Единобожия, каждой весной видимая на лике земли, сотканная из нитей четырёхсот тысяч видов животных и растений.

Третья печать — это печать Единобожия, стоящая на одинаковых основных чертах лица всех людей, начиная от Хазрата Адама и до конца света.

Второе указание. Показывает, что единое проявление имени Фард настолько переплело между собой и ввело друг в друга элементы и виды Вселенной, что привело её в образ некого неделимого целого, и множеством сторон её единства объявляет о Единобожии.

Третье указание. Вновь показывает, что великое проявление имени Единственный привело вселенную в образ некого собрания бесчисленных Божественных писем, входящих друг в друга, на каждом из которых стоит бессчётное количество печатей Божественной Единственности и столько штампов Божественного Единства сообщающих о своём авторе, сколько в том письме слов.

Четвёртое указание. Излагает три из многих доказательств, весьма разумно и очень легко убеждающих принять явное, словно солнце, великое проявление имени Фард, и показывающих невозможность и бесконечную неразумность многобожия.

Первое. На примерах доказывает, что для бесконечного могущества Единственного Творца создание самой большой вещи является таким же лёгким и простым, как создание вещи самой маленькой, что весну Он сотворяет так же легко, как один цветок, а дерево – также просто, как один плод; и если эту способность созидания отдать многочисленным причинам, то из-за превращения единственности во множество, сотворение самой маленькой вещи станет таким же сложным, трудным и затратным, как сотворение чего-то самого большого.

Второе. Сотворение вещей может иметь место либо в виде новшества и изобретения из ничего, из небытия, либо в виде составления и соединения из элементов и других вещей. Если оба этих вида сотворения вещей придать не Единому–Единственному Создателю, а причинам, то появится очень много предельно сложных, трудных и неразумных противоречий и невозможностей. Если же придать их проявлению Божественной Единственности и секрету Божественного Единства, то эти вещи будут создаваться с бесконечной лёгкостью и простотой, по точным теоретическим шаблонам находящимся в зеркале Божественного знания, подобно зажиганию спички появляясь из ничего или составляясь из элементов и вещей благодаря бесконечному могуществу, величие которого становится понятным по его произведениям.

Третье. С помощью трёх приятных примеров объясняет, что если сотворение всех вещей придать одному Единому–Единственному Создателю, то они станут такими же лёгкими, как одна вещь. Если же препоручить их причинам и природе, то существование одной-единственной вещи станет таким же сложным, как существование всех вещей.

Первый пример. Показывает следующее: если состояние тысячи солдат и командование ими поручить одному офицеру, а одного солдата отдать под начало десяти офицеров, то насколько лёгким будет командование тысячей солдат и насколько трудным – одним…

Второй пример. Объясняет, какие сложности возникнут, если обеспечение висячего положения камней в куполе такой мечети, как Ая-Софья, потребовать от самих тех камней; и какая предельная лёгкость появится, если поручить это одному мастеру.

Третий пример. Объясняет, что если Земной шар будет двигаться в качестве некого слуги Единого–Единственного Создателя, то величественные результаты рождающиеся в результате этого движения, воплотятся в действительность с большой лёгкостью исходящей от Единственности Аллаха. Но для того, чтобы те же результаты получить на пути многобожия и неверия, придётся принять самые ужасные усложнения и затруднения, подобные тому чтобы бесчисленные небесные тела, по своему размеру в миллион раз большие чем Земной шар и находящиеся в бесконечном пространстве вокруг него, один раз в сутки оборачивались вокруг его суточной оси и один раз в год – вокруг оси годовой. Также на примерах книги, часов, фабрики и дворца здесь показывается, что приписывающие созидание природе и причинам, совершают самый невежественный проступок.

Пятое указание. Божественное правление сурово отвергает чужое вмешательство.

По смыслу аята:

لَوْ كَانَ فٖيهِمَٓا اٰلِهَةٌ اِلَّا اللّٰهُ لَفَسَدَتَا

Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги кроме Аллаха…” (Коран, 21:22).

А также, по указанию аята: 

فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرٰى مِنْ فُطُورٍ

«…Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство?». (Коран, 67:3).

нигде, от частиц до звёзд, от земли до седьмого неба, не наблюдается ни в одном отношении какого-либо недостатка или изъяна, расстройства или путаницы, что говорит о великом проявлении Единственности Аллаха, свидетельствует о Единобожии.

Шестое указание. Повествует о том, что единственность и единство Аллаха являются основой и источником всех совершенств, всех мудростей и целей сотворения Вселенной, а также той базой, без которой невозможно исполнение человеческих желаний и стремлений.

Седьмое указание. Объясняет, что посланническая миссия Мухаммада (Мир Ему и Благо), которая на всех уровнях в самом совершенном виде доказывает и даёт урок истинного Единобожия, является твёрдой необходимостью этого Единобожия; а также упоминает три из очень многих аргументов свидетельствующих о степени важности и высоты духовной личности Мухаммада (Мир Ему и Благо).

Первый. Повествует о том, что по смыслу: “Ставший причиной подобен исполнителю”, – доля всех благодеяний совершённых всеми его последователями во все времена, идёт в его “тетрадь благих дел”. И побудив задуматься над этим, и особенно над тем, что все ежедневные молитвы за него его последователей неизменно принимаются Всевышним, и о том, какую степень они влекут для него, даёт понять каким солнцем этой вселенной является духовная личность Мухаммада (Мир Ему и Благо).

Второй. Повествует о том, что поскольку Сущность Мухаммада (Мир Ему и Благо) является косточкой, источником, жизнью и основой великого древа мира Ислама; своими необыкновенными чувствами и способностями он самый первый прочувствовал, произнёс и совершил святые слова, восхваления и поклонения составляющие духовность Ислама; тем самым давая пищу для размышления о степени его духовного развития, здесь объясняется, насколько выше других степеней близости ко Всевышнему степень поклонения Мухаммада (Мир Ему и Благо), достигшая степени любимца, и какого развития он достиг на бесконечных уровнях совершенства.

Третий. Учит, что избирая личность Мухаммада (Мир Ему и Благо) в собеседники от имени всего человечества и даже от имени всей Вселенной, Аллах – Единственный и Прекрасный – конечно удостоил его бесконечного света, бесконечных совершенств. И повествует, что духовная личность Мухаммада представляет собой некое духовное солнце Вселенной, и является неким великим аятом этого Великого Корана называемого Вселенной, а также зеркалом отражающим величайшее проявление Величайшего Имени (Исм-и Азам), имени Фард и Великой Книги Корана различающей истину от лжи.

ПЯТЫЙ ПУНКТ

Согласно великому аяту:

فَانْظُرْ اِلٰٓى اٰثَارِ رَحْمَتِ اللّٰهِ كَيْفَ يُحْيِى الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا اِنَّ ذٰلِكَ لَمُحْيِى الْمَوْتٰى وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

Посмотри же на следы милости Аллаха: как Он оживляет землю после её смерти! Поистине, это – Оживитель мёртвых, и Он над всякой вещью мощен!” (Коран, 30:50).

являясь одним смыслом другого великого аята:

اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لَا تَاْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ

Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего, не овладевает Им ни дремота, ни сон…” (Коран, 2:255).

а также став одним проявлением Величайшего Имени – “Хайй” (Живой), вкратце показан в “пяти знаках”.

Первый знак. Относительно жизни, являющейся величайшим проявлением таких имён Аллаха, как Живой (Хайй) и Дающий Жизнь (Мухйи), на двух страницах, в виде оглавления двадцати девяти уровней так прекрасно отвечает на вопросы: “Что такое жизнь? И каковы её суть и предназначение?”, – что такому удивительному объяснению, такому красноречивому стилю изложения и таким потрясающим оборотам подобия ещё не встречалось! Человек просто влюбляется в прелести этих истин и от удивления готов кусать свои пальцы. Он не в силах представить объяснения лучшего, чем это. В изумлении и одобрении погружается в размышления.

Второй знак. Объясняет смысл двадцать третей из двадцати девяти особенностей жизни, а именно: что обе стороны её являются прозрачными и блистающими, и внешние причины не выступают завесой действующему в ней Божественному могуществу.

Третий знак. Сообщает, что жизнь является результатом бытия вселенной, а благодарность и поклонение, являющиеся результатом жизни, – это причина и смысл сотворения вселенной. И поэтому её Живой и Вечносущий Творец, бесчисленными дарами сообщая о Себе живым созданиям и влюбляя их в Себя, желает от них взамен благодарности, и в ответ на Свою любовь желает их любви, а также их восхвалений за Своё драгоценное творчество. И жизнь каждого живого существа прямо и непосредственно находится в Деснице могущества Этого Живого, Вечносущего Творца.

Четвёртый знак. Потрясая человека, весьма красноречиво объясняет, что жизнь, будучи обращённой к шести столпам веры:

 اٰمَنْتُ بِاللّٰهِ وَ مَلٰئِكَتِهٖ وَ كُتُبِهٖ وَ رُسُلِهٖ وَ بِالْيَوْمِ الْاٰخِرِ وَ بِالْقَدَرِ 

Вера в Аллаха, в ангелов, в священные писания, в посланников, в Судный день и в предопределение”.

доказывает их.

Пятый знак. Очень приятным и красивым образом объясняет то, о чём говорится в шестнадцатой особенности “Первого знака”. Что жизнь, входя во что-либо, превращает то тело в образ некого мира, единице даёт содержательность множества, а части – содержательность целого. И в заключении говорит, почему некоторые святые праведники считали Величайшим Именем Аллаха разные имена.

ШЕСТОЙ ПУНКТ 424

Пятью “Лучами” коротко указывает на один смысл аятов обращённых к «Каййумияту» Аллаха, и на одно величайшее проявление Величайшего Имени, – “Каййум”.

Первый луч. Всемогущий Создатель этой Вселенной является существующим Сам-по-Себе, постоянным и вечным. Все вещи обретают бытие и остаются в нём лишь с Его существованием, с Ним они находят продолжение и вечность. Если эта связь с Его бытием прервётся хоть на миг, все вещи сразу исчезнут. У Него нет ни сотоварища, ни подобного Ему. Он свободен от материи, превыше пространства и места, Его деление и разъединение невозможны, изменение и преобразование невероятны, и невозможно чтобы у Него были слабость или нужда. И это высокое повествование очень точным, очень глубоким и широким изложением вскрывает истинное лицо путей следования принципам отрицания Божественности, открытых некоторыми заблудшими по причине того, что они не смогли познать, откуда исходит великое проявление Божественного созидания и Господнего могущества, которое они почувствовали в гармоничном преобразовании частиц, но не смогли понять откуда управляются всемирные силы и возомнили те силы и материю извечными. А также, объяснив посредством великого проявления секрета Извечного существования Вседержителя, здесь открывается прекрасный лик принципа истины и правды, разрушаются принципы материалистов и натуралистов, устыжая и показывая их невежество.

Второй луч. Состоит из двух вопросов.

Первый: Повествует о том, что основанные на секрете вечного бытия Вседержителя существование, постоянство и продолжение бесчисленных небесных тел, пребывающих в бесконечных гармонии и порядке, и их совершенное подчинение приказам, идущим от повеления Будь!” – и оно сбывается” – является неким мерилом величайшего проявления имени Вечносущий Вседержитель. А также и частицы, образующие тело каждого живого существа, их концентрация в каждом органе того тела согласно функциям тех органов, и при этом гармоничное нахождение в том теле текущих, подобно сели, бурно волнующихся стихий, и их подчинение тому Божественному повелению, всё это является бесчисленными языками, объявляющими о тайне Вечного Существования Вседержителя.

Второй вопрос. Указывает на три из очень многих видов мудростей и польз связанности вещей с секретом вечного существования Аллаха.

Первый вид. Обращён к самим вещам, к человеку и к его благополучию.

Второй вид. Обращён к изучению всеми обладателями разума, а также к тому, что каждая из тех вещей является отдельным знамением и отдельной одой, сообщающими бесчисленным читателям об именах их Создателя.

Третий вид. Обращён непосредственно ко Всевышнему Творцу. Итак, вместе с тем, что для этого третьего вида достаточно жизни в течении одной секунды, согласно сообщению аята:

اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا

Аллах вознёс небеса на невидимых вами опорах…” (Коран, 13:2).

этот вид указывает, что вечное существование Аллаха является точкой опоры для бессчётных небесных тел и бесконечных частиц. И по сообщению:

 وَ اِلَيْهِ يُرْجَعُ الْاَمْرُ كُلُّهُ 

“…и к Нему обращается всё повеление…” (Коран, 11:123).

 – концы тысяч цепей состояний и положений всех существ также связаны с секретом вечного бытия Всевышнего.

Третий луч. Во вступлении, в некоторой степени указывающем на развитие секрета Вечного Существования Вседержителя в Божественном созидании и в деятельности Всевышнего, говорится, что потрясающие экскурсия и путешествие этих существ, которые непрерывно плещутся в потоке времени, и не успев вздохнуть и открыть глаза, отправляются из явного мира в мир скрытый, имеются бесчисленные мудрости, делящиеся на три важных ветви.

Первая ветвь. По тайне того, что любая деятельность, хоть мелкая, хоть крупная, приносит некое наслаждение,.. имеющиеся у Живого и Вечносущего Творца – если можно так выразиться – некие Божественное рвение, святая любовь и пречистое наслаждение, с бесконечными деятельностью и созиданием непрестанно обновляя вселенную, приводят её в движение.

Вторая ветвь. По правилу того, что каждый обладатель красоты и мастерства любит эти красоту и мастерство и, выставляя на всеобщее обозрение, объявляет о них,.. поскольку каждое из тысячи одного Прекраснейшего Имени Совершенно Красивого Аллаха на каждом своём уровне имеет бесчисленные разновидности прелестей и бесконечные истины красоты, то это святое Божественное рвение, основываясь на вечном существовании Вседержащего Аллаха, постоянно изменяет вселенную, обновляя её.

Третья ветвь и в то же время четвёртый луч. Очень удивительным, очень сладостным, изящным и приятным повествованием объясняет следующее: каждый обладатель сострадания и милосердия, каждый обладатель благородства получает наслаждение, доставляя радость и удовольствие другим; и каждая справедливая личность получает удовольствие от устранения несправедливости; и каждый искусный мастер гордится, выставляя своё искусство, когда его изобретение работает как он хотел и приносит задуманные им результаты. И в соответствии с этим правилом, Мудрый Творец этой вселенной, для того, чтобы удостоить этих созданий бессчётных красот Своих тысячи одного Прекраснейших Имён, непрестанно обновляет и освежает вселенную в удивительном постоянном созидании и в потрясающей Божественной деятельности в соответствии с секретом Своего Вечного существования.

А также на вопрос некоторых заблудших, говорящих: “Разве не следует, что Тот, Кто так изменяет и преобразует вселенную, Сам должен быть изменяющимся и преобразующимся?”– здесь даётся твёрдый ответ, что наоборот, из этого следует, что Всевышний не должен быть ни изменяющимся, ни преобразующимся.

Пятый луч. Состоит из двух вопросов.

Первый вопрос: Для того, чтобы дать посмотреть на величайшее проявление имени Вечносущий Вседержитель, через одну из двух воображаемых подзорных труб обращает взор к миллионам величавых небесных тел, которые по тайне вечного бытия Вседержителя в самой дали удерживаются в материи эфира частью подвижными, частью неподвижными; а через другую трубу даёт взглянуть на состояние и движение частиц, составляющих тела живых существ земли.

Вывод. Поскольку эти шесть имён гармонично смешаны друг с другом, за великим проявлением имени Вечносущий Вседержитель, удерживающим в таком виде всю вселенную со всеми созданиями и дающим им бытие и постоянство, проявляется имя Живой, освещающее жизнью все эти создания; а за именем Живой проявляется имя Единственный, берущее всех этих созданий в одно целое и ставящее на их лицах печать Единства. За именем Единственный же проявляется имя Судия, заключающее всех существ в некий плодотворный порядок, в некую мудрую гармонию и в плодотворное согласие; за именем Судия же проявляется имя Справедливый, удерживающее всех созданий, от армии звёзд до армии частиц в некой очень точной справедливой взвешенности, и делающее их совершенно послушными приказам, идущим от повеления “кун фаякун”; за именем Справедливый же выступает проявление имени Пречистый, которое приводит всех этих созданий в образ весьма красивых зеркал, достойных прекрасной Сути Абсолютно Красивого Аллаха и Его бесконечно прелестных имён.

Второй вопрос: Объясняет, что подобно тому, как вечное существование Вседержителя, с точки зрения Божественных Единственности и Могущества, проявляется во вселенной, так и с точки зрения Божественных Единства и Красоты оно проявляется в человеке. И с этим проявлением Прекрасный Творец одарил человека больше, чем ангелов; и здесь раскрывается содержательность, возвышенность и широта этих Его даров. И ещё здесь объясняется, что Вселенная, как некая скатерть даров, подчинена человеку, и что в некотором отношении она существует, будучи по секрету вечного бытия Вседержителя удостоена человека, и что мудрость этого заключена в трёх важных человеческих обязанностях. И что третья из тех важных обязанностей человека состоит в том, чтобы в трёх отношениях быть зеркалом Живого Вечносущего Аллаха. И что в третьем из тех отношений тоже есть две стороны: одна – отражать Божественные Имена, другая – отражать Божественную деятельность; и это объясняется здесь настолько неподражаемо красноречиво, что в эти истины изумлённо влюбляются даже люди из простонародья.

Хусрев

Содержание: Двадцать девятое Сияние

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ СИЯНИЕ на арабском

Появившись в “Рисале-и Нур” под влиянием языка Рая, слога Мухаммада (Мир Ему и Благо), и стиля Корана – дарующего милость, это “Сияние”, названное “Размышление”, частично, в качестве примера было помещено в этом сборнике, полностью же оно будет опубликовано в сборниках на Арабском языке.

Содержание: Двадцать восьмое Сияние

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ СИЯНИЕ

Состоит из двадцати восьми пунктов, часть которых помещена в этом сборнике, другая часть, из-за того что издана в другом сборнике, здесь не помещена.

Второй пункт двадцать восьмого сияния

Здесь вкратце изложены три из очень красивых и высоких смысловых сторон благородного аята:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْاِنْسَ اِلَّا لِيَعْبُدُونِ ۞ مَٓا اُرٖيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَٓا اُرٖيدُ اَنْ يُطْعِمُونِ ۞ اِنَّ اللّٰهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتٖينُ

Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. * Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. * Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким” (Коран, 51:56-58).

Первая сторона: Повествует об отношении надела и кормления, о которых идёт речь в аяте, к Досточтимому Посланнику (Мир Ему и Благо).

Вторая сторона: Даёт очень красивый ответ тем, кто мнит работу ради пропитания препятствием поклонению и тем самым ищет себе оправдание. Этот аят иносказательно говорит: “Принадлежа Мне, вы не созданы для того, чтобы доставлять пропитание Моим созданиям, кормить которых обязался Я Сам. Основной вашей обязанностью является поклонение. И добыча пропитания в соответствии с Моими повелениями – это тоже поклонение”.

Третья сторона: Приводя в пример благородный аят суры “Ихлас”:

لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يُولَدْ  Не рождал и не был рождён” (Коран, 112:3).  Говорит, что вещи обладающие свойством питаться и получать надел, не могут быть богами и предметами поклонения, не достойны этого.

Важное письмо, разъясняющее виды и времена сна, а также

соответствие или противоречие этих времён Высокой Сунне.

Очень красивое письмо, повествующее о том, как при чтении после тасбихата ночного намаза фразы:

اَلْفُ اَلْفِ صَلَاةٍ وَ اَلْفُ اَلْفِ سَلَامٍ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللّٰهِ

Тысячи, тысячи молитв и тысячи, тысячи приветствий тебе, о Посланник Аллаха!”

становится видна духовная личность Мухаммада, оживляющая, наполняющая надеждой и светом жилище этого мира; и что за принесённые им дары и свет, в качестве благодарного ответа все джинны и люди должны бесконечно молится за него и выражать

ему приветствия.

Весьма важное письмо, разъясняющее, что в преподавании современным людям принципа Хазрата Мухйиддина, называемого

Вахдат’уль Вуджуд”, имеется три серьёзных вреда.

Краткий научный ответ на ещё один вопрос, касающийся Мухйиддина Араби и “Вахдат’уль Вуджуда”, ставший причиной

спора.

Одна очень красивая поучительная картина, повествующая о созерцании того, что будет через пятьдесят лет с пятьюдесятью беднягами, радостно развлекающимися вне круга шариата

на одном из праздников.

Одно действенное письмо, которое, перечисляя вред от следования повелевающим страстям, является некой суровой

пощёчиной для нафса.

Убедительный ответ, разъясняющий, что вечный Ад за неверие в течении короткого времени является истинно

справедливым наказанием.

Одно многозначительное тонкое совпадение

Искреннее и светлое письмо, объясняющее осмысленные совпадения, касающиеся приемлемости “Рисале-и Нур” и удостоенности его Божественной благосклонности.

Повествование о том, как свет “Рисале-и Нур” отражается в

невинных сердцах.

Сон Закаи:

Описание одного радостного, глубокомысленного и благовестного сна.

Ответ на пристрастные и сказанные в духе соперничества

слова в адрес “Рисале-и Нур”

Некая ода в стихах, излагающая возвышенность и приемлемость (перед Аллахом) книг “Рисале-и Нур”.

Двадцать восьмой пункт “Двадцать восьмого Сияния”

Содержит весьма научные, разумные и убедительные ответы на три нижеследующих вопроса:

لَا يَسَّمَّعُونَ اِلَى الْمَلَاِ الْاَعْلٰى وَيُقْذَفُونَ مِنْ كُلِّ جَانِبٍ ۞ دُحُورًا وَلَهُمْ عَذَابٌ وَاصِبٌ ۞ اِلَّا مَنْ خَطِفَ الْخَطْفَةَ فَاَتْبَعَهُ شِهَابٌ ثَاقِبٌ ۞ وَلَقَدْ زَيَّنَّا السَّمَٓاءَ الدُّنْيَا بِمَصَابٖيحَ وَجَعَلْنَاهَا رُجُومًا لِلشَّيَاطٖينِ

Они не могут прислушаться к высшему сонму, и их забрасывают со всех сторон * чтобы изгнать оттуда. Им уготованы вечные мучения.* Но если кто из дьяволов выхватит слово, то за ним последует яркий пылающий огонь. (Коран, 37:8-10).

Мы украсили уже небо ближайшее светильниками и сделали их побиением для дьяволов…” (Коран, 67:5).

Как сообщают эти благородные аяты, для того, чтобы получить частичное, а порой касающееся чего-то личного сообщение из скрытого, дьяволы-шпионы суются в страну небес, имеющую весьма огромные размеры. Как же может соответствовать разуму и мудрости то, что любой дьявол, сунувшись в любое место, наспех, краем уха слышит это сообщение, словно в той весьма обширной стране повсюду говорят о том мелком событии?

И согласно благородным аятам, некоторые пророки и святые, словно из близкого места, срывали плоды Рая находящегося над небесами, а порой созерцали его вблизи. Как может уместиться в разуме этого века то, что нечто предельно далёкое находится предельно близко?

И как может соответствовать великой мудрости, правящей вселенной, то, что частные состояния некой единичной личности становятся темой обсуждения мира ангелов в огромной и обширной стране небес?