Капля

из моря Единобожия

Изложение цели

Известно, что человек, по воле судьбы, проходит много путей, на которых он встречает множество бед и врагов. Иногда ему удаётся спастись, а иногда – нет. Я, направленный Божественным предопределением, также вступил на весьма удивительный путь, встретив много бед и врагов. Однако, взяв в посредники свои слабость и бедность, обратился к моему Господу. Извечная благосклонность Всевышнего, поручив меня Корану, сделала его моим учителем. Таким образом, посредством уроков, полученных мной от Корана, я спасся от тех бедствий и победил в битвах, которые вёл с нафсом и дьяволом. Моё первое столкновение с нафсом и дьяволом, которые являются представителями всех заблудших, началось со следующих слов:

سُبْحَانَ اللّٰهِ وَ الْحَمْدُ لِلّٰهِ وَ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَ اللّٰهُ اَكْبَرُ وَ لَا حَوْلَ وَ لَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِ

«Аллах Пречист и Пресвят. Вся хвала принадлежит Аллаху. Нет божества, кроме Аллаха. Аллах Велик. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха»

Укрывшись в крепостях этих слов, я вступил в спор с этими врагами. В каждом из тех слов возникало по тридцать сражений. Каждое слово, каждая запись, написанные в этом трактате, являются указанием на одну из одержанных побед.

Приведённые в этом трактате истины изложены таким образом, что исключают даже иллюзорную вероятность обратного. Указания на какую-либо длинную истину (вместе с доказательством) приводятся здесь в виде одной заметки или одной особенности.(*)


* Напоминание: течение этого времени многих, подобно мне, подвергло опасностям. Надеюсь, что по воле Аллаха это произведение спасёт их.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ وَ الصَّلَاةُ عَلٰى نَبِيِّهٖ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху и благословение Его Посланнику»

Этот трактат состоит из предисловия, четырёх глав и заключения

Предисловие

За сорок лет жизни и за тридцать лет приобретения знаний я научился лишь четырём «словам» и четырём «изречениям». Более подробно они будут изложены далее, а здесь на них будут даны лишь краткие указания. Этими словами являются: мана-и харфи, мана-и исми, ният, назар.

Итак, на всё созданное Всевышним, то есть на Вселенную, необходимо смотреть с точки зрения «мана-и харфи» – во имя Него. Рассматривать с точки зрения «мана-и исми» и во имя причин – неверно.

Да, у каждой вещи есть две стороны: одна обращена к Истинному Творцу, а другая – к созданиям. Сторона, обращённая к созданиям, подобно некой кружевной завесе или некоему прозрачному стеклу, должна за собой показывать основную сторону, обращённую к Истинному Творцу. Исходя из этого, глядя на благо, в сознание и на ум должен приходить Дарующий блага; глядя на творение, должен вспоминаться Творец, а при рассмотрении причин нужно думать об истинно Воздействующем.

В свою очередь, назар (взгляд) и ният (намерение) меняют суть вещей, грех превращая в благодеяние, а благодеяние – в грех. Да, намерение обращает некое простое действие в поклонение, а некое поклонение, совершаемое ради показухи – в грех. Рассмотрение материального [мира] в свете причин является невежеством; рассмотрение же во имя Аллаха это познание Всевышнего.

Первое изречение: اِنّٖى لَسْتُ مَالِكٖى Я не хозяин самому себе. Моим хозяином является лишь Владыка Вселенной. Однако, я рассматриваю себя как хозяина, чтобы познать качества Истинного Владыки. Да, посредством своих мнимых и ограниченных рамок я, в некотором отношении, познал бесконечные качества Истинного Владыки.

Второе изречение: اَلْمَوْتُ حَقٌّ Смерть – истина. Да, эта жизнь и это тело не способны быть опорой этого огромного мира, ведь они не из железа и не из камня. Они состоят лишь из таких разнородных вещей, как мясо, кровь и кости. Если на короткое время они соединены и соответствуют друг другу, то в любой момент возможен их распад.

Третье изречение: رَبّٖى وَاحِدٌ Мой Господь Един. Да, счастье и благополучие каждого человека связаны с вверением [себя] Милосердному Господу. В противном случае, человек будет нуждаться во множестве господ (божеств), так как он, по своей содержательной сути, связан со всем и нуждается во всём сущем. Осознаёт он это или нет, всё вокруг приносит ему огорчения и страдания. Это состояние подобно настоящему Аду! Однако, вверение [себя] Единому Господу, завесой для десницы могущества Которого являются причины, ложно воспринимаемые господами (божествами), это некое райское состояние.

Четвёртое изречение: اَنَا «Я», то есть придание себе некоего бытия, некой ценности. Оно является некой точкой отсчёта, некой единицей измерения для познания качеств и деяний Всевышнего Аллаха.

* * *

Первая глава

Изложение фразы لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Нет бога, кроме Аллаха»

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلٰى سَيِّدِ الْمُرْسَلٖينَ مُحَمَّدٍ وَعَلٰى اٰلِهٖ وَصَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

«Вся хвала Аллаху, Господу Миров! Благословение и мир Предводителю Посланников Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!»

Приводя в свидетели всё видящее и видимое, подтверждаю сердцем и признаю языком, что нет истинного бога, кроме Аллаха. Говорящим доказательством и верным свидетелем необходимости бытия, а также единства, единственности и самодостаточности Аллаха, является Досточтимый Мухаммад (мир ему и благо). Удостоившись единодушия и подтверждения пророков и посланников (мир им всем), он заслужил титул их предводителя, и получив единогласное заверение со стороны праведников и учёных, приобрёл звание их имама. Пророк Мухаммад (мир ему и благо), будучи обладателем ярких знамений, несомненных чудес, высокого нрава и прекрасного характера, стал тем, на кого снизошло Божественное откровение. Посетив скрытый мир, он увидел души, побеседовал с ангелами и принял обязательство наставления джиннов и людей. С духовной точки зрения, его личность является неким содержанием совершенства Вселенной и носителем Шариата, заключающего в себе законы счастья и истинной цивилизации. Мухаммад (мир ему и благо), будучи благовествующим и предостерегающим, находясь в явном мире и сообщая о мире скрытом, всеми силами, с полной серьёзностью, достоверностью, уверенностью и высокой верой, посредством формулы لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Нет бога, кроме Аллаха», разъясняет и доносит до человеческого рода религию единобожия.

Ещё одним свидетельством необходимости бытия Всевышнего Аллаха, а также свидетельством Его величия (джаляль), красоты (джамаль), единства и единственности, является Мудрый Фуркан (Коран). Мудрый Фуркан удостоен подтверждения книг всех пророков (мир им). Он является книгой, излучающей свет с шести своих сторон; книгой, положения которой принимают и подтверждают все умы и сердца. Мудрый Фуркан, по утверждению удостоенных Откровений посланников (мир им), является чистым, абсолютным Откровением. Согласно утверждению обладателей духовных открытий (кашф) и вдохновения (ильхам), он, по своей сути, является наставлением на верный путь, источником веры и собранием истин. Его положения упрочнены разумными доводами и подтверждены свидетельством здравого естества (фитра). Являясь языком скрытого мира, своим повелением فَاعْلَمْ اَنَّهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُЗнай же, что нет божества, кроме Аллаха…” (Коран 47:19) он призывает человечество к единобожию в мире явном.

Вселенная как «великая книга», всеми своими разделами, страницами, строками, предложениями и буквами, и как «большой человек», всеми своими частями, органами, клетками, частицами, качествами и состояниями свидетельствует о необходимости бытия и о единстве Всевышнего Аллаха.

Таким образом, Вселенная говорит:

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Нет божества, кроме Аллаха» – всеми содержащимися в ней мирами;

لَا خَالِقَ اِلَّا هُوَ «Нет Создателя, кроме Него» – всеми частями миров;

لَا صَانِعَ اِلَّا هُوَ «Нет Творца, кроме Него» – всеми органами частей;

لَا مُدَبِّرَ اِلَّا هُوَ «Нет Управляющего, кроме Него» – всеми частями органов;

لَا مُرَبِّىَ اِلَّا هُوَ «Нет Господствующего, кроме Него» – всеми деталями частей;

لَا مُتَصَرِّفَ اِلَّا هُوَ «Нет Распоряжающегося, кроме Него» – всеми клетками деталей;

لَا خَالِقَ اِلَّا هُوَ «Нет Создателя, кроме Него» – всеми частицами клеток;

لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Нет божества, кроме Него» – эфиром, являющимся полем частиц.

Тем самым, всеми своими мирами, частями, органами, деталями, клетками, частицами и эфиром (посредством пятидесяти пяти языков) она свидетельствует о необходимости бытия Всевышнего и о Его единстве. Чуть ниже мы рассмотрим эти языки более подробно, а сейчас всего лишь обобщённо их упомянем.

Итак, некоторые из этих пятидесяти пяти языков, посредством которых Вселенная свидетельствует о необходимости бытия Извечного и Всемогущего Создателя и о Его совершенных качествах, читает Прекрасные Имена Создателя и восхваляет Его, трактует Мудрый Коран, подтверждает сообщения Досточтимого Пророка (мир ему и благо), таковы: порядок в соединениях Вселенной, гармония протекающих процессов, удивительный внешний вид созданий, красота узоров, возвышенность мудрых смыслов, различие и сходство созданий, взаимопомощь между неживыми творениями, содействие между далёкими друг от друга вещами, всеохватывающая мудрость, абсолютная забота, обширная милость, всеобщее обеспечение пропитанием, жизнь, управление, преобразования, изменения, упорядочивание, вероятность, возникновение, нужда, слабость, смерть, невежество, поклонение, восхваление, молитвы.

Перейдём к подробному рассмотрению вышеупомянутых языков.

Видимые во Вселенной упорядоченность и уравновешенность, указывая на необходимое существование Создателя, в управлении Которого находятся порядок и равновесие, читают اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

Во Вселенной правят организованность и гармония. Два этих качества, свидетельствуя о единстве Управляющего, объявляют истину

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

А также, поскольку могущество, расписывающее страницу небес солнцем и звёздами, и могущество, расписывающее страницы пчелы и муравья клетками и частицами, это одно и то же могущество, то это, словами

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него», свидетельствует о единстве Создателя.

Отзывчивость и взаимопомощь (то есть ответ на нужды друг друга) между такими неодушевлёнными и разнородными вещами, как, например, облака и земля, а также взаимосвязанность очень далёких звёзд и Солнца, подобная взаимосвязанности планет, свидетельствуют о том, что все вещи находятся под властью одного Управляющего, и объявляют

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

Сходство таких упорядоченных небесных творений, как звёзды, и взаимосвязь между похожими друг на друга цветами, а также между животными Земли, указывают на единство Создателя, объявляя

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

Каждое живое существо удостаивается проявлений многих Имён и качеств, взаимосвязанных в воздействии и различных в деяниях. К примеру, обретая бытие – проявления имени аль-Бари (Создатель), при обретении формы – проявления качества Мусаввир (Придающий форму), получая пропитание – проявления имени ар-Раззак (Наделяющий пропитанием), исцеляясь от болезней – проявления имени аш-Шафи (Исцеляющий). Поскольку едина цель этих имён и качеств, то единым должен быть и их обладатель. Итак, каждое живое существо, будучи удостоенным проявления этих Имён и качеств, свидетельствует о единстве Создателя словами

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

Связь между Солнечной системой и глазами пчелы, а также их взаимная совместимость и качественность, словами

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него», указывают на то, что оба этих творения являются узором одного мастера.

А также, единая природа притяжения как между частицами, так и между солнцем и другими звёздами, говоря

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него», показывает, что оба этих процесса – дело рук одного пера.

Видимый в составах и соединениях порядок появился в результате того, что каждой частице было отведено соответствующее ей место. Исходя из этого, поместить частицы на соответствующие места, сохраняя их взаимосвязь, может только Обладатель могущества, способного создать все эти соединения.

Итак, порядок частиц, говоря языком этого положения «Аллаху Акбар», читает:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

Написанные пером могущества особенности и индивидуальные черты единицы некоего вида, определяющие её отличие от иных представителей этого же вида, требуют того, чтобы все единицы вида – например, люди – находились перед взором этого могущества и были ему известны. Ведь каждой единице свойственны индивидуальные особенности, отличающие её от остальных единиц своего вида. Если бы все единицы не находились перед взором могущества, то возникла бы вероятность того, что у них отсутствовали бы отличительные особенности, что является ложным. Следовательно, Создатель одной единицы является Создателем всего вида. В свою очередь, Создатель вида должен быть Создателем рода и т.д. В конечном итоге, всё сводится к истине

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах нет божества, кроме Него».

Те, чей взгляд узок, возомнив неразумным, странным и сложным сотворение Необходимо Сущим созданий, приходят к Его отрицанию. Но ведь если приписать сотворение причинам, то неразумность, странность и сложность, в действительности, многократно увеличатся. Сотворение же всех созданий Необходимо Сущим Творцом является намного более лёгким. Например, происхождение множества от чего-то единого гораздо легче, чем происхождение чего-либо единственного от множества. Точно так же, если не придать сотворение пчелы могуществу Всевышнего, то её появление на свет станет бесконечно сложным.

К тому же, порядок и пользу, которые придаются множеству со стороны кого-то единого, множество сможет обрести только путём больших трудностей. К примеру, дисциплины, организуемой одним командиром для множества солдат, сами эти солдаты с такой же лёгкостью не достигнут. Следовательно, если придание сотворения всего сущего Единому Создателю и может, на первый взгляд, показаться неразумным и странным, то приписывание всего причинам и множеству содержит в себе гораздо большее количество нелепостей. В этом случае, в каждой частице придётся представить качества Необходимо Сущего Творца, наличия которых требуют совершенство узоров и красота творений. А также, Необходимо Сущему Творцу, не приемлющему сотоварищества (ширк), придётся приписать бесконечное множество сотоварищей. Помимо этого, станет необходимым, чтобы каждая частица, в соответствии с требованиями порядка и гармонии, была для всех остальных частиц как абсолютно подчиняющей, так и абсолютно подчиняющейся. Наконец, за каждой частицей необходимо будет признать всеобъемлющие разум и знание, поскольку между ними существуют взаимопомощь и равновесие, без знания невозможные.

Стало быть, считать причины автором сотворения всего сущего в крайней степени абсурдно. Однако, если придать создание Необходимо Сущему, являющемуся истинным хозяином, то частицы удостаиваются проявления, сияния и отражения извечного могущества подобно каплям воды, удостаивающимся проявления, сияния и отражения солнца. С помощью бесконечных знания и воли Обладателя могущества, с Его позволения между частицами происходит формирование упорядоченных структур. Таким образом, одно-единственное сияние Извечного могущества, несущее в себе всю его мощь, по своему воздействию сильнее тысячи самых весомых причин, в которых, в отличие от единого и неделимого извечного могущества, присутствует разделение. Для извечного могущества не существует трудностей и усилий, ведь оно не является приобретённым, но присуще Сути Творца. В Его могущество не способна вмешаться слабость. Даже для одного-единственного сияния могущества частицы и звёзды равны, а большое не сложнее малого.

Поскольку и внешняя, и внутренняя сторона таких вещей, как существование, жизнь и свет, чиста и прозрачна, в момент их сотворения под завесой средств и причин явно просматривается могущество. Ведь если обратить внимание на жизненные стадии и состояния, можно увидеть деятельность могущества. К примеру, мы видим, как тонкая и неодушевлённая ветвь служит средством для жизни виноградной грозди, как тонкий луч проходит сквозь узкую щель и отражает солнце в осколке стекла, и как спичка рассеивает мрак и заполняет дом светом. В этих удивительных и великих делах, совершаемых под завесой простых причин, ясно как день просматриваются деяния могущества.

А также, мучения и страдания, появляющиеся в результате отрицания и заблуждения, которые, в свою очередь, исходят от неразумности и нелепости приписывания создания причинам, вынуждают все души и умы обращаться и прибегать к Необходимо Сущему. Ведь только Его могущество и воля решают все проблемы и трудности и отворяют запертые двери, и лишь Его поминанием утешаются сердца! Именно поэтому спасение заключено только лишь в обращении к Аллаху!

فَفِرّوُٓا اِلَى اللّٰهِ ۝ اَلَا بِذِكْرِ اللّٰهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«Так спешите же повиноваться Аллаху» (Коран 51:50). «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Коран 13:28)

Итак, языком этой истины Вселенная говорит:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

Внешние причины являются простыми, ограниченными, скудными, неодушевлёнными, бессознательными и безвольными вещами, и та их часть, что относится к законам – лишь нечто теоретическое, воображаемое. Необычайное искусство и удивительные узоры, содержащиеся во внешне обусловленных причинами вещах, совершенно не соотносятся с этими не представляющими ценности причинами. Исходя из этого, глупейшим утверждением является придание:

  • упорядоченного, гармоничного формирования клеток тела употреблению пищи;
  • бесконечных упорядоченных узоров, записывающихся в памяти извилинам мозга и волокнам ушей;
  • формируемых в процессе разговора и размышления букв и мысленных образов движению языка и работе мысли.

Упомянутые следствия требуют бытия бесконечных знания, воли и могущества. Основываясь на этой истине, твёрдо установлено, что в бытии и существовании единственно воздействующим является обладающий безграничным могуществом Создатель. Причины же служат лишь прикрытием, а средства – завесой. В свою очередь, те или иные особенности и свойства являются именами и названиями проявлений и сияний Могущества. Именуемые же законами и правилами вещи – ни что иное, как названия проявлений воли, знания и повелений Всевышнего в видах созданий. Да, закон (канун) от повеления, а правило (намус) от воли. Итак, языком следствий, обусловленных причинами, Вселенная объявляет об истинном Создателе, говоря:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

Поскольку необычайные узоры, внимательно и с совершенной точностью написанные на странице Вселенной, и вместе, и по отдельности требуют неограниченного могущества, то Вселенная несомненно указывает на существование одного Необходимо Сущего, Всемогущего Творца. И так как воздействие Его могущества безгранично, то очевидно, что Он не нуждается в сотоварищах. Более того, сотоварищество (ширк) невозможно по своей сути. Исключено существование даже одного-единственного сотоварища, поскольку воздействие совершенного могущества неограниченно. Будь у могущества сотоварищ, его воздействию существовал бы предел. Будучи неограниченным, оно должно было бы стать ограниченным, что нелепо в нескольких отношениях! Таким образом, независимость и единственность – неотъемлемые качества Всевышнего. Помимо прочего, сотоварищу нет ни места, ни степени, ни вероятности как таковой. Отсутствуют какие-либо доказательства бытия сотоварища, а также признаки, которые могли бы указывать на вероятность этого. Ни в одной стороне Вселенной нет места для сотоварища! Более того, в какую бы сторону и на какую бы вещь мы ни смотрели, везде видна печать единобожия (таухид).

Несмотря на то, что человек является самым почтенным во Вселенной, и из всех причин обладает самой широкой свободой выбора, даже в самых простых из осознанных дел – таких, как еда и питьё – ему может принадлежать лишь сотая часть! Так если у такого «царя» причин, как человек, настолько связаны руки и отсутствует воздействие, то что можно сказать о других, неодушевлённых причинах?!

Итак, языком существования и единства, которые стали очевидны из этой истины, Вселенная читает:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

Проявляющиеся в частях и частицах Вселенной имена Всевышнего, которые, будучи солидарными и опирающимися друг на друга, сливаются подобно семи цветам света и в результате образуют единое проявление в творении, явно указывают на единство и единственность их носителя. Языком этого свидетельства Вселенная объявляет:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

Во Вселенной видна мудрость, объемлющая всё частное и всеобщее. Эта всеобщая мудрость заключает в себе такие качества, как намерение, сознание, воля и выбор, которые указывают на необходимость бытия абсолютно Мудрого. Ведь Вселенная является сотворённой и подверженной воздействию. Подобно тому, как создание невозможно без создателя, неживая часть создания не может быть создателем.

На странице Вселенной сияет совершенная забота. Содержащимися в ней мудростью, милостью и украшением она указывает на необходимое существование Щедрого Создателя. Ведь существование даров и благ невозможно без дарующего благодетеля.

Обширная милость, охватывающая всю Вселенную и заключающая в себе многие качества, среди которых мудрость, сострадание, забота и одаривание благами, свидетельствует о необходимом существовании одного Милостивого (ар-Рахман) и Милосердного (ар-Рахим), ведь качество невозможно без его носителя.

Существующее всеобщее пропитание, распределяемое между живыми созданиями, делает необходимым вышеупомянутые качества и доказывает бытие Милосердного Наделяющего пропитанием (ар-Раззак ар-Рахим), так как действие невозможно без деятеля.

Жизнь, распространённая во всей Вселенной, делает необходимым вышеупомянутые качества и указывает на необходимое существование Живого (аль-Хайй) и Сущего (аль-Каййум), Оживляющего (аль-Мухйи) и Умерщвляющего (аль-Мумит) Создателя.

Друг! Пять вышеупомянутых истин, смешанных подобно семи цветам света, ясно свидетельствуют о том и очевидно указывают на то, что Вселенной необходим один Всемогущий (аль-Кадир), Всезнающий (аль-’Алим), Мудрый (аль-Хаким), Извечный (аль-Кадим), Милостивый (ар-Рахим), Милосердный (ар-Рахман), Наделяющий пропитанием (ар-Раззак), Живой (аль-Хайй) и Сущий (аль-Каййум) Господь (ар-Рабб). Вселенная же объявляет об этом словами:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

А также, на лике Вселенной есть приобретённая красота, указывающая на красоту естественную, и есть печальная красота, показывающая красоту отвлечённую, и есть некая верная любовь, указывающая на Истинного Возлюбленного, и есть тяготение и притяжение, указывающие на притягивающую все тайны истину. Эти истины свидетельствуют о том, что для Вселенной нужен и обязателен один Необходимо Сущий Господь, чему Вселенная учит и о чём извещает фразой

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

Во всех единицах всех видов творений во Вселенной осуществляется управление, цель которого – достижение полезных результатов. В растительном и животном мирах происходят процессы преобразований и изменений, приносящие большую пользу. Смена дня и ночи, имеющая место на земном шаре, преследует великие цели. Эти истины, подобно семи цветам света образующие единую деятельность, наряду с царящими во Вселенной порядком и гармонией, очевидным образом указывают на необходимое существование мудрого управляющего, всемогущего и действующего по своей воле Творца. Вселенная объявляет об этом словами:

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него».

Процесс возникновения (худус), распространяющийся на все виды творений, а также на части и частицы Вселенной, требует бытия Создателя, Творца.

То, что Вселенная вместе со всеми своими частями, имея способность, возможность и вероятность обрести бесконечное число образов и состояний, приняла именно настоящий образ, безусловно, произошло по воле и выбору одного Необходимо Сущего Создателя.

Пребывающие в огромной нужде виды творений и единицы Вселенной, из самых неожиданных мест и своевременно

(مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ) обеспечиваются всем необходимым и удовлетворяются в соответствии со своими потребностями, что указывает на необходимость существования Щедрого Наделяющего уделом (ар-Раззак).

Вселенная испытывает всеобщие и частные, материальные и духовные нужды. Она не в силах обеспечить себя всем необходимым для бытия и продолжения своего существования. Таким образом, эти потребности, неосознаваемые ею, разумеется, удовлетворяются одним Милостивым и Милосердным, Необходимо Сущим и Мудрым Творцом.

Для бытия и существования характерны вероятность, множественность и подверженность воздействию. Вероятность (имкан) зависит от необходимого существования (вуджуб), множественность требует единства, а подверженность воздействию исходит от действия. Взаимозависимость между этими вещами неизбежно требует бытия Необходимого, Единственного и Действующего Создателя.

Мы видим, что любая вещь во Вселенной не останавливается до тех пор, пока не придёт к пределу совершенства. Достигнув же предела своего совершенства, она прекращает движение, останавливается. Из этого становится понятно, что бытие требует совершенства, а совершенство – постоянства. Итак, существование бытия зависит от совершенства, а совершенство требует постоянства. В таком случае, есть один необходимый и вечный, абсолютно совершенный Творец, и совершенство всех творений является лишь тенью Его совершенства. Следовательно, Всевышний Аллах абсолютно совершенен, и абсолютно совершенны Его действия и качества.

Внутренняя сторона всякой вещи светлее и прозрачнее внешней. Это указывает на то, что, с одной стороны, Творец не далёк от неё и не отделён, а с другой стороны, обеспечивая гармоничное взаимодействие этой вещи с другими вещами, не находится внутри неё. В таком случае, если рассматривать отдельное творение, то будут видны знание и мудрость Творца, а если рассматривать его совместно с другими творениями, то будет видно, что Создатель является Всеслышащим и Всевидящим. Из этой истины становится ясно, что Творец мира как не находится внутри мира, так и не находится вне его. Своими знанием и могуществом пребывая внутри всякой вещи, Он, в то же время, возвышен над всем. Он видит как одну вещь, так и одновременно все вещи.

Эти истины – светоносные знамения, перемешавшиеся друг с другом подобно цветам радуги. Вселенная свидетельствует и указывает на необходимое существование и на единство Создателя, обладающего всеми совершенными качествами. Да, Вселенная это отражение света Создателя, проявление Его Имён и произведение Его деятельности.

Друг! Вселенная, аргументами аята

اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ «Аллах – нет божества, кроме Него», произнесённого языком вышеизложенных истин, доказывает:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِ «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха».

А также, истина فَاعْلَمْ اَنَّهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха», требует истины

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِ «Мухаммад – посланник Аллаха». Подобно тому, как истина

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِ «Мухаммад – посланник Аллаха» заключает в себе пять столпов веры, она проявляет господство Всевышнего (рубубият). Исходя из этого секрета, на весах веры [свидетельство] \

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِ «Мухаммад – посланник Аллаха» равноценно [свидетельству]

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Нет божества, кроме Аллаха».

Пророческая миссия (нубувват) является всеобщей, поскольку обращена к господству Всевышнего (рубубият), а святость (велаят) является частной. Разница между ними подобна разнице между выражениями

رب العالمين «Господь миров» и ربى «Мой Господь»: в первом случае связь всеобщая, а во втором – частная. Также, она подобна разнице между вознесением (ми’радж), совершённым с земли к Аршу и вознесением (ми’радж) во время земного поклона (саджда), или разнице между Аршем и сердцем (кальб).

Друг! Приведённые выше аргументы формируют круг, в центре которого расположена цель – необходимость существования и единства Всевышнего. Каждый из этих составляющих круг аргументов доказывает истинность и правдивость цели. Наименее сильные доводы поддерживают и усиливают друг друга. Если даже и не усиливают, то не лишаются доверия. Если же всё-таки лишаются, то круг не разрывается, а лишь сужается. Вместе с тем, требовать силы и очевидности, которые возникают при объединении аргументов, от каждого из них, будет указанием на расстройство разума и узость мышления, а также подготовит почву для отрицания. Таким образом, если в случае рассмотрения того или иного аргумента его слабость выявит сомнения, то исходящая от других аргументов сила укрепит его и сомнения рассеются.

Одни аргументы подобны воде, другие похожи на воздух, а третьи являются своего рода светом. Поэтому, дабы они не утекли, не исчезли и не погасли, их поиском и удержанием должна заниматься утончённая, ничего не упускающая мысль.

* * *

Отзыв

Похвальный отзыв уважаемого верховного главы Комитета мусхафов и экспертных исследований шариатских трудов, шейха Сафвета Эфенди.

Слава Всевышнему Аллаху! Мир и благословение нашему Пророку, которому был ниспослан Коран, а также членам его семьи и сподвижникам, построившим и укрепившим здание религии!

Перед моими глазами предстало произведение под названием «Капля из моря Единобожия». Отличий между морем и этой «Каплей» я не нашёл, потому что эта «Капля» в действительности является частицей этого моря и входит в него. Да вознесётся бесконечная благодарность Всевышнему за старания великого учёного, нашего брата, Бадиуззамана Саида Нурси, кормящегося молоком из груди Ислама и ладонью пьющего воду из моря Единобожия!

الفقير تراب اقدام العلماء          

  Сафвет                   

(Да смилуется над ним Аллах)

* * *