Будет уместно привести здесь один очень важный ответ на весьма серьёзный вопрос. Ведь в том уроке сорокалетней давности Прежний Саид говорил так, будто предчувствовал удивительные уроки и влияние «Рисале-и Нур». Посему, приводим этот вопрос и ответ. 

Мне и некоторым моим братьям многие задавали и задают такой вопрос: «Почему «Рисале-и Нур» не терпит поражения от стольких противников, упрямых философов и заблудших людей? Несмотря на то, что в некоторой степени установлены препятствия в распространении миллионов ценнейших истинных книг, учащих вере и исламу; несмотря на то, что множество несчастных людей, в том числе молодежь, посредством распутства и наслаждений мирской жизни, были лишены истин веры и несмотря на то, что, посредством самых суровых атак и коварных мер, чудовищной лжи и порочащей пропаганды, прилагались усилия для устранения «Рисале-и Нур» и отдаления от него людей,  «Рисале-и Нур» распространяется так, как ни одно произведение до него не распространялось, и целых шестьсот тысяч его экземпляров (в основном переписанных вручную) с полным воодушевлением незаметно разошлись повсюду и восторженно читаются как в стране, так и за её пределами. В чем мудрость этого? Какова причина?»

В ответ на множество подобных вопросов мы скажем нижеследующее. Благодаря чудесному красноречию Мудрого Корана, «Рисале-и Нур», который является одним из его истинных тафси́ров (толкований), показывает и доказывает, что уже в этом мире в заблуждении скрыт некий духовный ад, а в вере таится некий духовный рай. Показывая в грехе, зле и недозволенных наслаждениях духовные страдания, он доказывает, что в добрых делах и в хороших нравах и деяниях, предписываемых Божественными законами, имеются духовные наслаждения, подобные райским, и, с этой точки зрения, спасает благоразумных, оказавшихся в распутстве и заблуждении. Дело в том, что в наше время существуют два опасных обстоятельства.

Первое обстоятельство

Поскольку человеческие чувства, не видящие конечного результата, и посему один грамм сиюминутного удовольствия предпочитающие пудовому наслаждению в будущем, одержали верх над разумом и мышлением, то единственный метод спасения распутных от их распутства состоит в том, чтобы показать в самом их наслаждении страдание, тем самым победив их чувства. По указанию аята:  

يَسْتَحِبُّونَ الْحَيَوةَ الدُّنْيَا عَلَى اْلاۤخِرَةِ

«…ставят жизнь этого мира превыше жизни последней…» (Коран, 14:3)

— в это время человек, зная о подобных драгоценным алмазам наслаждениях и благах Того Света, предпочитает им бьющиеся куски стекла земного Мира, и, будучи верующим, из-за этой любви к миру и исходя из вышеприведённого секрета, следует за заблудшими. И спасти людей от этой опасности можно, лишь показав муки и страдания Ада уже в этом мире. Именно такому принципу разъяснения следует «Рисале-и Нур». В противном случае, перед нынешним упрямством абсолютного неверия и заблуждения, исходящего от наук, а также перед лицом вредных пристрастий, идущих от распутства, лишь один из десяти (скорее, даже из двадцати) сможет — после того, как узнает о Всевышнем и после доказательства бытия Ада — усвоить урок отказа от грехов и зла из страха перед адским наказанием, но даже после получения этого урока есть вероятность того, что, сказав: «Всевышний Творец — Прощающий, Милостивый, а Ад очень далёк», — он может продолжить предаваться грехам и распутству. Его сердце и душа будут подавлены его чувствами. 

Итак, большинство сравнений, имеющихся в «Рисале-и Нур», показывая наступление уже в этом мире тягостных и отвратительных результатов неверия и заблуждения, отвращает даже самых упрямых и самовлюблённых людей от злосчастных недозволенных наслаждений и грехов, а также побуждает благоразумных к раскаянию (тауба).

Краткие из этих сравнений, имеющиеся в Шестом, Седьмом, Восьмом Словах, а также более подробное сравнение, имеющееся в Третьем разделе Тридцать второго Слова, даже у самого распутного и заблудшего человека рождают страх перед распутством, давая ему возможность извлечь полезный урок.

В качестве примера мы приведём очень краткое указание на истинные положения, увиденные в воображаемом странствии по аяту «Нур». Желающие подробностей пусть обратятся к концовке книги «Сикке-и Гайби».

Итак, увидав в том воображаемом странствии мир животных, нуждающихся в пропитании, я посмотрел на него сквозь материалистическую философию. Бесконечные нужда и голод этих живых созданий, наряду с их бессилием и слабостью, показали мне их мир очень печальным и душераздирающим. От того, что я смотрел взглядом заблудших и беспечных, я зарыдал. Вдруг, через подзорную трубу коранической мудрости и веры, я увидел, что в созвездии имени Аллаха ар-Раззак (Наделяющий пропитанием и уделом, Кормилец), словно яркое солнце, взошло имя ар-Рахман (Милостивый). Оно светом милости озарило  мир тех бедных голодных животных.

Затем, внутри животного мира, среди некоего печального и мучительного мрака, способного заставить скорбеть и переживать каждого, мрака, в котором бьются в слабости, бессилии и нужде детёныши, я увидел ещё один мир. И очень пожалел, что смотрел взглядом заблудших. Тотчас же вера дала мне некие очки, сквозь которые я увидел, что в «созвездии сострадания» взошло Имя ар-Рахим (Милосердный). Оно настолько красивым и приятным образом осветило тот печальный мир, обратив его в мир радости, что мои слёзы, текущие от жалоб, огорчений и грусти, превратились в слёзы радостного и благодарного наслаждения.

Затем, словно на экране кинотеатра, передо мной предстал мир людей. Я посмотрел на него через подзорную трубу заблудших. Этот мир показался мне настолько мрачным и пугающим, что до самой глубины души меня пронзил стон. «Ужас!» — сказал я. Ведь у людей имеются: желания и чаяния, протянувшиеся до самой вечности; мысли и мечты, охватывающие всю Вселенную; усердие и естественные способности, весьма серьёзно требующие вечной жизни, вечного счастья и Рая;  природные способности,  неограниченные и оставленные свободными; нужды,  обращённые к несметным целям;  бесчисленные беды и враги,  нападению которых они подвергаются, при том, что  слабые и бессильные. При всём этом, крайне короткая и беспокойная жизнь человека, ежедневно и ежечасно находящаяся под угрозой смерти, среди скудных средств к существованию, среди мучений от постоянной гибели и разлуки, являющихся самым мучительным и страшным состоянием для сердца и души, обращена к могиле и упирается в кладбище, которые для беспечных людей представляются вратами вечного мрака. И все люди, по одному или группами, бросаются в эту бездну тьмы.

 И в тот момент, когда я увидел этот человеческий мир среди такого мрака, мои сердце, душа, разум и все человеческие качества, и даже все частицы тела готовы были зарыдать, как вдруг свет и сила веры, исходящие от Корана, сломали те очки заблуждения и  дали мне зрение. Я увидел, что в созвездии такого имени Аллаха, как Мудрый (аль-Хаким), взошло Его имя Справедливый (аль-Адиль), в созвездии имени Щедрый (аль-Карим) взошло имя Милостивый  (ар-Рахман), в созвездии (то есть в смысле) имени Прощающий (аль-Гафур) взошло имя Милосердный (ар-Рахим). Имя Воскрешающий  (аль-Баис) взошло в созвездии имени Наследующий  (аль-Варис), имя Оживляющий (аль-Мухйи) — в созвездии Дарующий  (аль-Мухсин), имя Господь (ар-Рабб) — в созвездии имени Властелин (аль-Малик). И каждое из этих имён засияло, подобно солнцу. Они осветили и обрадовали весь тот мрачный человеческий мир, заключающий в себе ещё множество миров. Рассеяв адские состояния и отворив окна в сияющий потусторонний мир, они залили светом этот растерянный мир людей. Тогда, в количестве, равном числу частиц Вселенной, я сказал: «Слава и благодарность Аллаху, — и  в степени зримой несомненности увидел и познал, что уже в этом мире в вере заключён некий духовный рай, а в заблуждении — некий духовный ад.

Затем показался мир земного шара. В том моём воображаемом странствии мрачные научные законы философии, не подчиняющейся Откровению, показали моему взору некий пугающий мир: этот очень старый земной шар, со скоростью, в семьдесят раз превышающей  скорость пушечного снаряда, за год пролетает путь в двадцать четыре тысячи лет, сотрясаясь изнутри и будучи готовым в любой момент расколоться и разлететься на части, и бедный человеческий род, странствующий на этом ужасном корабле в бескрайней пустоте Космоса, представился мне среди очень пугающего мрака. Голова моя закружилась, в глазах потемнело. Я бросил на землю очки философии и сломал их. Вдруг, глазами, просветлевшими от мудрости Корана и веры, я увидел, что в созвездиях Милости, Величия и всеобъемлющей Божественной Заботы, словно солнца, взошли такие имена Создателя Земли и Небес, как Могущественный, Знающий, Господь, Аллах, Господь Небес и Земли, Правитель  Солнца и Луны. Они так осветили тот мрачный, пугающий и страшный мир, что в том моём состоянии земной шар перед моими верующими глазами предстал, как очень упорядоченный, подчинённый, прекрасный, приятный и надёжный круизный корабль, имеющий на борту продовольствие для каждого, снаряжённый для прогулки, развлечения и торговли. Он предстал предо мной как некое судно, некий самолёт, некий локомотив, служащий для того, чтобы прокатить одушевлённые создания вокруг Солнца по стране Господа и доставить созданиям, желающим пропитания, урожай весны, лета и осени. В количестве, равном числу частиц земного шара, я сказал: «Хвала Аллаху за дар веры».

Итак, на примере подобных многочисленных сравнений из «Рисале-и Нур» доказано, что распутные и заблудшие уже в этом мире страдают в неком духовном аду, а носители веры и благочестия уже в этом мире пребывают в неком духовном раю и могут, посредством ислама, человечности и проявлений веры, испробовать райские духовные наслаждения, и даже воспользоваться ими, в зависимости от степени своей веры. 

Однако течения этого бурного времени, атрофирующие чувства, рассеивающие взгляд человека и душащие его, ввели в состояние некоего опьянения, подобного наркозу, ввиду чего заблудшие временно не чувствуют той духовной муки во всей её полноте. Люди же истины подвергаются беспечности и не могут полностью оценить эти истинные наслаждения.

Второе ужасное обстоятельство этого века

В прежние времена абсолютное неверие, а также исходящее от науки заблуждение и рождённое упрямым безбожием неповиновение Всевышнему, по сравнению с настоящим временем, встречались очень редко, и поэтому уроков и доводов прежних исламских учёных было вполне достаточно. Они быстро устраняли «сомневающееся неверие». Поскольку вера в Аллаха была всеобщей, то посредством показа Его качеств и напоминания об Аде, они многих могли заставить отказаться от распутства и заблуждений. Сейчас же, вместо одного абсолютно неверующего на одну страну, их уже чуть ли не в каждом районе может набраться целая сотня! И тех, кто, впав в заблуждение посредством науки и знания, упрямо и непокорно выступает против истин веры, по сравнению с прежними временами стало в сто раз больше. Поскольку эти настырные упрямцы с гордыней фараона и страшными заблуждениями спорят с истинами веры, то, определённо, против них нужна такая священная истина, которая, словно атомная бомба, разорвала бы на куски все их основы в этом мире, остановила бы их нападения и привела бы часть из них к вере.

Итак — да вознесётся бесконечная хвала Всевышнему! — будучи лекарством для ран этого времени, «Рисале-и Нур», содержащий духовное чудо и сияния превосходно излагающего Корана, очень многими сопоставлениями, алмазным мечом Корана, вразумляет даже самых страшных упрямцев! И в количестве, сопоставимом с числом атомов во Вселенной, показывает доводы и доказательства единственности Аллаха и истин веры так, что уже на протяжении двадцати пяти лет под самыми суровыми атаками побеждал и побеждает своих оппонентов! Да, имеющиеся в «Рисале-и Нур» сопоставления веры и неверия, сравнения прямого пути и заблуждения, явно доказывают вышеупомянутые истины. Например, если внимательно рассмотреть доказательства и сияния двух частей «Двадцать второго Слова», первый раздел «Тридцать второго Слова», окна «Тридцать третьего Письма» и одиннадцать доводов «Посоха Мусы», а также сравнить с ними другие сопоставления, то станет понятно, что абсолютное неверие и упрямство непокорного заблуждения этого времени будут сломлены излагаемыми в «Рисале-и Нур» истинами Корана.

Подобно тому как в сборнике «Тылсымлар» были собраны отрывки, раскрывающие важные секреты религии и загадки мироздания, так же — если на то будет воля Аллаха — будет составлен и издан сборник, в котором сжато будут изложены отрывки из «Рисале-и Нур», показывающие адское состояние заблудших уже в этом мире и райские наслаждения в этом же мире тех, кто следует прямому пути, а также показывающие, что вера является духовным семенем Рая, а неверие — семенем адского Заккума.

***