Предисловие

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

С именем Аллаха Милостивого, Милующего!

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْاِنْسَ اِلَّا لِيَعْبُدُونِ

И Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне.” (Коран 51:56).

Согласно секрету этого великого аята, смысл и цель направления человека в этот мир – познание Творца Вселенной, а также вера в Него и поклонение Ему. Естественная обязанность и долг человека – познание Всевышнего и вера в Него, а также подтверждение с осознанием и убеждённостью Его бытия и единства.

Да, человек по своему естеству желает вечной жизни, обладает безграничными стремлениями, испытывает бесконечные страдания. И несомненно, что все прочие вещи и достоинства, помимо веры в Господа и познания Его, что является истинной основой вечной жизни и ключом от неё, а также помимо необходимых для этого средств, относительно человека – низменны. Скорее, большинство этих вещей не представляет никакой ценности.

В связи с тем, что в трудах «Рисале-и Hyp» эта истина доказана с помощью неопровержимых доводов, оставляя «Рисале-и Нур» её раскрытие, в четырёх темах рассмотрим две опасности, которые в наше время подрывают вероубеждение и вселяют сомнения.

В двух темах опишем способ избавления от первой опасности.

ПЕРВАЯ ТЕМАКак подробно было доказано в «Тринадцатом Сиянии» «Тридцать первого Письма», в общих вопросах отрицание по отношению к утверждению не имеет силы и не представляет значения. Рассмотрим это на примере обнаружения на небе молодого месяца в начале благословенного рамадана: если двое свидетелей из числа простых людей подтвердят появление молодого месяца, а тысячи знатных людей и учёных будут отрицать, говоря: «Мы не видели месяца», – то их отрицание не будет иметь значения и силы. Дело в том, что в утверждении каждый придаёт друг другу силу, проявляя солидарность, согласие. В отрицании же, вне зависимости от того, один отрицающий или их тысяча, каждый останется сам по себе, будет обособленным, ведь утверждающий будет выносить объективное решение, исходя из сути дела. Как это было в нашем примере, если один человек скажет, что на небе есть месяц, а другой, указав туда же, подтвердит это, то объединившись, они образуют единую силу. В отрицании же решение не исходит и не может исходить из сути дела. Дело в том, что общеизвестное правило гласит: «всякое отрицание, не являющееся частным и не относящееся к конкретному месту, недоказуемо». Например, если я стану утверждать, что на свете существует некая вещь, а ты скажешь, что её нет, то тогда, дабы доказать своё отрицание, то есть небытие данной вещи, существование которой я легко могу доказать, просто указав на неё, тебе необходимо будет обыскать весь мир и показать, что её нет, и даже увидеть все уголки прошлого, после чего ты сможешь сказать: «Нет и не было».

Поскольку не признающие, отрицающие выносят решение, опираясь не на суть дела, а на себя, на свой разум, на свой взгляд, то, разумеется, они не служат друг другу силой и опорой, ведь преграды, причины, препятствующие видению и знанию, совершенно различны. Каждый может сказать «я не вижу», «этого нет рядом со мной» или «этого, по моему убеждению, нет». Однако никто не может сказать «этого нет в действительности». Если же кто-либо такое скажет, особенно касательно вопросов веры (имана), охватывающих всю Вселенную, это будет неисправимой ложью размером с целый мир.

Вывод. В утверждении результат единый, и утверждающие солидарны друг с другом. В отрицании же результат не является единым – результаты различны. У каждого отрицающего своя оговорка, к примеру: «рядом со мной», «на мой взгляд», «по моему убеждению».  С увеличением их числа увеличивается и число заключений.  В итоге, солидарности быть не может.

Таким образом, исходя из этой истины, многочисленность, внешнее большинство неверующих, противостоящих вере, не имеет значения. И тогда, когда они совершенно не должны вселять сомнений в вероубеждение верующих, в наше время отрицание и неверие европейских философов посеяли сомнения среди некоторой части их несчастных почитателей, лишив их убеждённости и уничтожив их счастливую вечность. Они исказили значение смерти, ежедневно уносящей жизни тридцати тысяч человек, являющейся освобождением от прижизненных обязанностей, представив её в образе вечного небытия. Неизбежная могила, постоянно напоминая этому отрицающему о кончине, отравляет его сладкую жизнь горькими страданиями. Итак, пойми же, насколько великим благом является вера, и пойми, что она – жизнь жизни!

ВТОРАЯ ТЕМА. Мнение человека, находящегося вне круга определённой науки либо искусства, касательно дискуссионных вопросов, связанных с этой наукой или данным видом искусства, не будет компетентным, а его суждение не будет приниматься в качестве доводов, каким бы великим, учёным, мастером он ни был! Например, в исследовании и излечении той или иной болезни даже великий инженер менее компетентен, чем рядовой врач! И, в особенности, в духовной сфере не могут приниматься во внимание и иметь значения безбожные слова даже величайшего философа, чрезмерно увлечённого материей, отдаляющегося от духовности, становящегося невежественным в отношении света, философа, разум которого опустился на уровень глаз!

Интересно, чего стоят слова одурманенных философов, погрузившихся в крайне рассредоточенные многочисленные подробности материи и утонувших, относительно духовных и священных вопросов, вопросов единобожия, в которых единогласны сотни тысяч таких учёных истины, как шейх Абдулькадир Гейляни, удостоенный созерцания великого Арша с земли, обладавший удивительной, священной гениальностью, девяносто лет развивавшийся в духовном направлении, раскрывший истины веры в степени научной, зрительной и явной несомненности?! Не будут ли их отрицания и возражения настолько же ничтожными, как писк комара по отношению к грому небесному?!

Суть неверия, выступающего против истин Ислама, – непризнание, невежество, отрицание. Хотя неверие выглядит как утверждение и как относящееся к бытию, его суть – небытие, отрицание. Вера же является знанием, относится к бытию, является утверждением и доказательством. И каждое из положений веры, даже отрицающих что-либо, по сути своей утверждает и доказывает ту или иную истину и является её завесой.

Если неверующие, выступающие против веры, будут стараться, хотя и с большими трудностями, признать и доказать свои ложные убеждения в виде признания и утверждения небытия, тогда это неверие в некотором отношении может рассматриваться как ложная наука и ошибочное суждение. В противном случае, одно лишь отсутствие признания, отрицание веры, что является более лёгким выбором – это абсолютное невежество и отсутствие суждения.

Итак, убеждения неверия делятся на два вида.

Первый вид к истинам Ислама отношения не имеет. Это само по себе ошибочное утверждение, ложное убеждение, неверное признание, несправедливое суждение. Этот вид убеждений нами не рассматривается. Он не касается нас, а мы не касаемся его.

Второй вид выступает против истин веры. Он, в свою очередь, также бывает двух видов.

Первый – отсутствие признания [истин веры]. Это всего лишь отсутствие подтверждения доказательств. Это является неким невежеством, здесь отсутствует суждение, и это просто. Этот вид нами также не рассматривается.

Второй – признание небытия, подтверждение небытия [какого-либо постулата веры] сердцем. Этот вид является суждением, убеждением, приверженностью, из-за чего существует вынужденная необходимость доказывания своего отрицания [истин веры].

Отрицание, в свою очередь, также бывает двух видов.

Первый вид это отрицание, гласящее, что чего-либо в особом месте и в частном случае нет. Это возможно доказать, и этот вид также не рассматривается нами.

Второй вид отрицания это отрицание священных, всеобщих и всеобъемлющих положений веры, имеющих отношение к этому и к вечному мирам, ко всей Вселенной, ко всем временам. Однако такое отрицание, как было рассмотрено нами в первой теме, совершенно недоказуемо. Ведь несомненно, что для того, чтобы доказать такого рода отрицание, необходим взгляд, который охватил бы всю Вселенную, увидел бы Иной мир, а также все стороны безграничного времени.

Вторая опасность

В ДВУХ ТЕМАХ ОПИШЕМ СПОСОБ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ВТОРОЙ ОПАСНОСТИ.

ПЕРВАЯ ТЕМА. Умы, ограниченные в понимании величия, грандиозности и безграничности по причине пребывания в беспечности или из-за грехов, ввиду чрезмерной занятости материальным, будучи не способными охватить и постичь грандиозных вопросов, с научной высокомерностью отрицают и отвергают их. Да, вследствие того, что они не в состоянии уместить в своих духовно ограниченных и иссохших умах, духовно испорченных и умерших сердцах весьма обширные, глубокие, всеобъемлющие положения веры, они бросают себя в пучину заблуждения и неверия и тонут в ней.

Если они сумеют внимательно рассмотреть суть своих неверия и заблуждения, то увидят, что вместо грандиозности вопросов веры, являющейся разумной, уместной и необходимой, в их неверии содержится в сто раз больше нелепости, невозможности и невероятности.

«Рисале-и Hyp» убедительно, как дважды два – четыре, доказал эту истину сотнями сравнений и сопоставлений. К примеру, человек, который не может согласиться с необходимым существованием, извечностью и всеобъемлющими атрибутами Всевышнего из-за их величия, может быть убеждён в своём неверии, приписав необходимое существование, извечность и божественные атрибуты всему сущему – вплоть до бесчисленных атомов, либо же он должен отречься от разума наподобие глупых софистов, отвергнувших и собственное бытие, и бытие всего сущего. Таким образом, все истины веры и Ислама, основываясь на величии, являющемся их атрибутом и требованием, спасаются от ужасного вздора, дикой нелепости и тёмной невежественности противостоящего им неверия, с абсолютным осознанием и убеждённостью укореняясь в чистых сердцах и ясных умах.

Да, многократное объявление о величии и грандиозности в большинстве символов Ислама – таких, как, к примеру, азан и намаз – словами

اَللّٰهُ اَكْبَرُ اَللّٰهُ اَكْبَرُ ۞ اَللّٰهُ اَكْبَرُ اَللّٰهُ اَكْبَرُ

«Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик!», 

повеление священного хадиса

اَلْعَظَمَةُ اِزَارٖى وَ الْكِبْرِيَاءُ رِدَائٖى

«Величественность — Моё покрытие; величие — Моё одеяние.»

а также восемьдесят шестая часть мудрой и многозначительной молитвы «Джаушан-уль Кабир» Пророка Мухаммада (мир ему и благо)

۞يَا مَنْ لَا مُلْكَ اِلَّا مُلْكَهُ ۞ يَا مَنْ لَا يُحْصِى الْعِبَادُ ثَنَائَهُ ۞ يَا مَنْ لَا تَصِفُ الْخَلَائِقُ جَلَالَهُ

۞ يَا مَنْ لَا تَنَالُ الْاَوْهَامُ كُنْهَهُ ۞ يَا مَنْ لَا يُدْرِكُ الْاَبْصَارُ كَمَالَهُ ۞ يَا مَنْ لَا يَبْلُغُ الْاَفْهَامُ صِفَاتَهُ

۞ يَا مَنْ لَا يَنَالُ الْاَفْكَارُ كِبْرِيَائَهُ ۞ يَا مَنْ لَا يُحْسِنُ الْاِنْسَانُ نُعُوتَهُ ۞ يَا مَنْ لَا يَرُدُّ الْعِبَادُ قَضَائَهُ

۞يَا مَنْ ظَهَرَ فٖى كُلِّ شَىْءٍ اٰيَاتُهُ

سُبْحَانَكَ يَا لَا اِلٰهَ اِلَّا اَنْتَ الْاَمَانُ الْاَمَانُ نَجِّنَا مِنَ النَّارِ

О, Тот, кроме царства и власти которого нет никакой иной власти и никакого иного царства; О, Тот, кого рабы Его не в силах восхвалить достойно; О, Тот, чью царственность и блистательное величие не могут описать создания Его; О, Тот, чьё совершенство не может быть увидено во всей полноте; О, Тот, чьи святые и невыразимые качества, коим нет числа, не могут быть поняты и постигнуты умами; О, Тот, чьё величие не может быть постигнуто ни одной из мыслей; О, Тот, чьи качества не могут быть оценены достойно во всём их великолепии; О, Тот, чьи решения неотвратимы для рабов Его; О, Владыка мой, доказательствами и знаками бытия и единства которого переполнено всё сущее. Ты – само совершенство, Владыка наш, о, Аллах! Нет божества кроме Тебя. О милости просим Тебя, упаси нас от геенны огненной!”

показывают, что величие и грандиозность являются необходимой завесой.

***