Здесь будет уместно привести один очень важный ответ на весьма серьёзный вопрос, поскольку в том уроке сорокалетней давности (Примечание) Прежний Саид говорил так, будто видел удивительные уроки и влияние «Рисале-и Нур». 

(Примечание: Под уроком сорокалетней давности подразумевается Дамасская проповедь, произнесённая Саидом Нурси в 1327 (1911) году.)

Мне и некоторым моим братьям многие задавали и задают такой вопрос: «В чём мудрость и причина того, что вопреки многочисленным нападкам противников, упрямых философов и заблудших, несмотря на то, что установлены определённые препятствия для распространения миллионов ценнейших, истинных исламских книг, несмотря на то, что множество несчастных людей, особенно молодых, посредством распутства и наслаждений мирской жизни лишены истин веры и несмотря на самые суровые атаки и коварные меры, самую большую ложь и порочащую пропаганду, использовавшиеся для устранения «Рисале-и Нур» и для отпугивания и отдаления от него людей, «Рисале-и Нур» не терпит поражения и распространяется так, как ни одно произведение до него не распространялось, и целых шестьсот тысяч его экземпляров (переписанных, в основном, вручную) с полным воодушевлением повсеместно распространились и восторженно читаются как в стране, так и за её пределами?» В ответ на множество подобных вопросов мы скажем нижеследующее.

Благодаря чуду красноречия Мудрого Корана, «Рисале-и Нур», который является одним из его истинных тафсиров (толкований), показывает и доказывает, что уже в этом мире в заблуждении скрыт некий духовный ад, а в вере таится некий духовный рай. Также, показывая в грехе, зле и недозволенных наслаждениях духовные страдания, он доказывает, что в добрых делах и в хороших нравах и деяниях, предписываемых Божественными законами, заключены духовные наслаждения, подобные райским, и с этой точки зрения спасает благоразумных, оказавшихся в распутстве и заблуждении. Ведь в наше время существуют два опасных обстоятельства.

Первое обстоятельство

Поскольку человеческие чувства, не видящие конечного результата и посему один грамм сиюминутного удовольствия предпочитающие пуду наслаждения в будущем, одержали верх над разумом и мышлением, то единственный способ спасения распутных от их распутства состоит в том, чтобы показать в самом их наслаждении страдание, тем самым одолев их чувства. По указанию аята:  

يَسْتَحِبُّونَ الْحَيٰوةَ الدُّنْيَا

«…ставят жизнь этого мира превыше последней жизни» (Коран, 14:3)

– в это время человек, зная о наслаждениях и благах Того Света, подобных драгоценным алмазам, предпочитает им бьющиеся куски стекла ближнего мира и, даже будучи верующим, из-за этой любви к миру и исходя из вышеприведённого секрета, следует за заблудшими. Спасти людей от этой опасности можно лишь показав адские муки и страдания уже в этом мире. «Рисале-и Нур» следует именно такому методу. В противном случае, перед упрямством абсолютного неверия и заблуждения, имеющим место в это время и исходящим от наук, а также перед лицом вредных пристрастий, идущих от распутства, лишь один из десяти, а скорее даже из двадцати, сможет – после того, как узнает о Всевышнем и после доказательства существования Ада – усвоить урок отказа от грехов и зла из страха адского наказания. Однако после получения этого урока, сказав: «Всевышний Творец – Прощающий, Милостивый, а Ад очень далёк», – он, возможно, продолжит предаваться грехам и распутству. Его сердце и душа будут подавлены его чувствами. 

Итак, большинство сравнений, имеющихся в «Рисале-и Нур», показывая, что наступление тягостных и отвратительных результатов, к которым приводят неверие и заблуждение, происходит уже в этом мире, отвращает даже самых упрямых и себялюбивых людей от злосчастных недозволенных наслаждений и грехов, а также побуждает благоразумных к раскаянию (тауба).

Краткие сравнения из числа этих сравнений, имеющиеся в «Шестом Слове», «Седьмом Слове», «Восьмом Слове», а также более подробное сравнение, имеющееся в Третьем разделе «Тридцать второго Слова», настораживают даже самого распутного и заблудшего человека, давая ему возможность извлечь полезный урок.

В качестве примера вкратце укажем на истинные положения, увиденные в воображаемом странствии по аяту «ан-Нур». Желающие подробностей могут обратиться к концовке книги «Сикке-и Гайби». 

Итак, увидев в том воображаемом странствии мир животных, нуждающихся в пропитании, я посмотрел на него взглядом материалистической философии. Бесконечные нужда и голод этих живых созданий, наряду с их бессилием и слабостью, показали мне их мир очень печальным и душераздирающим. Оттого, что я смотрел взглядом заблудших и беспечных, я зарыдал. Вдруг, с помощью подзорной трубы коранической мудрости и веры, я увидел, что в «созвездии» (то есть в смысле) имени «ар-Раззак» (Кормилец, Наделяющий пропитанием и уделом), словно яркое солнце, взошло имя «ар-Рахман» (Милостивый), светом милости озарив мир тех бедных голодных животных.

Затем, внутри животного мира, среди некоего печального, мучительного мрака, способного каждого заставить скорбить и переживать, мрака, в котором бьются в слабости, бессилии и нужде детёныши, я разглядел ещё один мир, и очень пожалел, что смотрел взглядом заблудших. Тотчас вера вручила мне некие очки, посредством которых мне стало видно, что в «созвездии сострадания» взошло имя ар-Рахим (Милосердный). Оно настолько красивым и приятным образом осветило тот печальный мир, обратив его в мир радости, что мои слёзы, текущие от жалоб, огорчений и грусти, превратились в слёзы наслаждения от радости и благодарности.

Затем, словно на экране кинотеатра, передо мной предстал мир людей. Я посмотрел на него в подзорную трубу заблудших. Этот мир показался мне настолько мрачным и пугающим, что до самой глубины души меня пронзил стон. «Ужас!» – сказал я. Ведь у людей имеются: желания и чаяния, протянувшиеся до самой вечности; мысли и мечты, охватывающие всю Вселенную; усердие и естественные способности, весьма серьёзно желающие вечной жизни, вечного счастья и Рая; естественные силы, оставленные свободными и не ограниченные; нужды, обращённые к несметным целям; бесчисленные беды и враги, нападению которых, наряду со своей слабостью и бессилием, они подвергаются. При всём этом, очень короткая и беспокойная жизнь человека, ежедневно, ежечасно находящаяся под угрозой смерти, среди скудных средств к существованию, среди мучений от постоянной гибели и разлуки, которые являются самым мучительным и страшным состоянием для сердца и души, обращена к могиле и упирается в кладбище, что представляется беспечным людям как врата вечного мрака. И все люди, по одному и группами, бросаются в эту мрачную бездну тьмы.

 Итак, в тот момент, когда я увидел этот человеческий мир среди такого мрака, мои сердце, душа, разум и все человеческие чувства, и даже все частицы тела готовы были зарыдать, как вдруг свет и сила веры, исходящие от Корана, разбили те очки заблуждения и открыли глаза, которыми я увидел, что в «созвездии» такого имени Аллаха, как Мудрый (аль-Хаким), подобно солнцу взошло Его имя Справедливый (аль-Адиль), в «созвездии» имени Щедрый (аль-Карим) взошло имя Милостивый  (ар-Рахман), в «созвездии» (то есть в смысле) имени Прощающий (аль-Гафур) взошло имя Милосердный (ар-Рахим), в «созвездии» имени Наследующий  (аль-Варис) взошло имя Воскрешающий (аль-Баис), в «созвездии» имени Дарующий (аль-Мухсин) взошло имя Оживляющий (аль-Мухйи), в «созвездии» имени Властелин (аль-Малик) взошло имя Господь (ар-Рабб). И каждое из этих имён засияло подобно солнцу, осветив и обрадовав весь тот мрачный человеческий мир, включающий в себя множество миров. Рассеяв адские состояния и отворив окна в сияющий потусторонний мир, они залили светом этот растерянный мир людей. Тогда я сказал: «Слава и благодарность Аллаху в количестве, равном числу всех частиц Вселенной!», – и  в степени зримой несомненности увидел и познал, что уже в этом мире в вере имеется некий духовный рай, а в заблуждении – некий духовный ад.

Затем показался мир Земного шара. В том странствии моего воображения мрачные научные законы философии, не повинующейся небесным Писаниям, показали моему взору ужасающий мир. Этот очень старый Земной шар со скоростью, в семьдесят раз превышающей  скорость пушечного снаряда, за год проделывает путь в двадцать пять тысяч лет, сотрясаясь изнутри и будучи готовым в любой момент расколоться и разлететься на куски. И бедный человеческий род, странствующий на этом ужасающем корабле в бескрайней пустоте Вселенной, представился мне среди очень страшного мрака. Голова моя закружилась, в глазах потемнело. Я бросил на землю очки философии и разбил их. И глазами, просветлевшими от мудрости Корана и веры, я вдруг увидел, что в «созвездиях» Милости, Величия и всеобъемлющей Божественной Заботы, словно солнце, взошли такие имена Создателя Земли и Небес, как Могущественный (аль-Кадир), Знающий (аль-Алим), Господь (ар-Рабб), Аллах, Господь Небес и Земли, Правитель Солнца и Луны. Они так осветили тот мрачный, ужасающий и страшный мир, что в том состоянии моим верующим глазам Земной шар предстал как очень упорядоченный, подчинённый, прекрасный, приятный и надёжный круизный корабль, имеющий на борту продовольствие для каждого, снаряжённый для путешествия, развлечения и торговли. Он предстал предо мной как некое судно, некий самолёт, некий локомотив, служащий для того, чтобы провезти одушевлённые создания вокруг Солнца по царству Господа и доставить творениям, нуждающимся в пропитании, урожай весны, лета и осени. И я произнёс: «Хвала Аллаху за дар веры в количестве, равном числу всех частиц Земного шара!»

Итак, очень многими сравнениями, подобными этому, в «Рисале-и Нур» доказано, что распутные и заблудшие уже в этом мире страдают в неком духовном аду, а носители веры и благочестия уже в этом мире находятся в неком духовном раю и могут испробовать райские духовные наслаждения с помощью Ислама, человечности и проявлений веры. Более того, они даже могут воспользоваться ими в соответствии со степенью своей веры.

Однако течения этого бурного времени, атрофирующие чувства, рассеивающие взгляд человека и душащие его, одурманили и подавили чувства, ввиду чего заблудшие временно не ощущают той духовной муки во всей её полноте. Люди истины же подвергаются беспечности и не могут полностью оценить настоящее наслаждение.

Второе ужасное обстоятельство этого века

В сравнении с настоящим временем, в прежние времена абсолютное неверие, а также исходящее от науки заблуждение и рождённое упрямым неверием отрицание встречались крайне редко, и поэтому уроков и доводов прежних исламских богословов было вполне достаточно. Они быстро устраняли сомневающееся неверие. Поскольку вера в Аллаха была всеобщей, то донося до людей знание об Аллахе и напоминая об Аде, они многих могли отвратить от распутства и заблуждений. Нынче же вместо одного абсолютно неверующего на одну страну таких абсолютно неверующих может набраться сотня в одном лишь посёлке! И тех, кто упрямо и непокорно выступает против истин веры, впав в заблуждение посредством науки и знания, по сравнению с прежними временами стало в сто раз больше. Поскольку эти настырные упрямцы противостоят истинам веры с фараонской гордыней и со страшными заблуждениями, то, определённо, необходима такая священная истина, которая, словно атомная бомба, разорвала бы на куски их основы в этом мире, остановила бы их нападения и привела бы часть из них к вере.

Итак – да вознесётся бесконечная хвала Аллаху! – будучи лекарством для ран этого времени, «Рисале-и Нур», проявляющий духовное чудо и сияние превосходно излагающего Корана, посредством множества сравнений, «алмазным мечом» Корана вразумляет даже самых страшных упрямцев! И в количестве, сопоставимом с числом атомов во Вселенной, показывает доводы и доказательства единственности Творца и истин веры так, что вот уже на протяжении двадцати пяти лет в условиях яростных атак одерживает победу! Да, имеющиеся в «Рисале-и Нур» сравнения веры и неверия, сопоставления прямого пути и заблуждения явно доказывают вышеупомянутую истину. Например, если внимательно рассмотреть доказательства и сияния двух частей «Двадцать второго Слова», первый раздел «Тридцать второго Слова», «окна» «Тридцать третьего Письма» и одиннадцать доводов «Посоха Мусы», а также другие сравнения и сопоставления, то станет понятно, что абсолютное неверие и упрямство непокорного заблуждения этого времени будут сломлены истиной Корана, отражающейся в «Рисале-и Нур».

Подобно тому, как в сборнике «Тайны» были собраны отрывки, раскрывающие глубокие религиозные тайны и загадки мироздания, так же – если на то будет воля Аллаха – будет составлен и распространён сборник, в котором в кратком виде будут изложены отрывки из «Рисале-и Нур», показывающие адское состояние заблудших уже в этом мире и райские наслаждения в этом же мире тех, кто следует прямому пути, а также показывающие, что вера является духовным семенем Рая, а неверие – семенем адского Заккума.

Четыре пункта Первой темы Двадцать третьего Слова, доказывающие, что вера уже в земном мире несёт в себе семя Рая.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 لَقَدْ خَلَقْنَا الْاِنْسَانَ فٖٓى اَحْسَنِ تَقْوٖيمٍ ۞ ثُمَّ رَدَدْنَاهُ اَسْفَلَ سَافِلٖينَ ۞ اِلَّا الَّذٖينَ اٰمَنُوا وَ عَمِلُوا الصَّالِحَاتِ

“С именем Аллаха Милостивого, Милующего!”

“Мы, поистине, создали человека в совершенном виде. А затем Мы опустили его на самый низкий уровень, кроме тех, кто уверовал и совершал благие дела. Им – нескончаемая награда.” (Коран, 95:4-6).