Вторая часть второго приложения к «Дамасской Проповеди»

Одно из знамений суры «Ихлас»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلَى مُحَمَّدٍ سَيِّدِ الْمُرْسَلِينَ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху — Господу Миров! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, который является главой всех пророков!»

قُلْ هُوَ «Скажи: «Он»…» (Коран 112:1) — формулировка в общем виде является указанием на явное, очевидное единобожие.

اَىْ: لاَ مَشْهُودَ بِنَظَرِ الْحَقِيقَةِ اِلاَّ هُوَ

(То есть, если смотреть взором истины, то всякая обнаруживаемая вещь — от Него и указывает только на Него)

 اَللَّهُ اَحَدٌ «Аллах — Един…» — Ясное указание на Единство Бога (Таухид аль-Улухия).

اَىْ: لاَ مَعْبُودَ اِلاَّ هُوَ 

(То есть, нет достойного поклонения, кроме Него)

اَللَّهُ الصَّمَدُ «Аллах — Ас-Самад» (Он ни в ком и ни в чём не нуждается, но всё нуждается в нём) — Указание на Единство Господства Аллаха (Таухид ар-Рубубия).

اَىْ: لاَ خَالِقَ وَلاَ رَبَّ اِلاَّ هُوَ

(То есть, нет Создателя и Господа, кроме Него)

А также, указание на Единство Могущества Всевышнего (Таухид аль-Джабарут).

اَىْ: لاَ قَيُّومَ وَلاَ غَنِىَّ عَلَى اْلاِطْلاَقِ اِلاَّ هُوَ 

(То есть, нет Сущего Вседержителя и Абсолютно Богатого, кроме Него)

لَمْ يَلِدْ «Не рождал…» — указание на Единство Величия (Таухид аль-Джаляль). Он отвергает все разновидности многобожия (ширк). То есть изменяющийся, делящийся или размножающийся не может быть Богом. Опровергает  политеистические воззрения, заявляющие о том, что «Десять разумов» или ангелы, или Иса, или Узайр являются детьми Бога.

وَلَمْ يُولَدْ «…и не был рождён»   — Единобожие, доказываемое предвечностью. Отвергает многобожие причинопоклонников, звёздопоклонников, идолопоклонников и поклоняющихся природе. Иными словами, появившийся впоследствии или отделившийся от некой основы либо зародившийся от некой материи — Богом быть не может.

وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا اَحَدٌ «И нет никого равного Ему» — всеобъемлющее Единобожие. То есть, ни в Сущности, ни в качествах, ни в деяниях у Него нет похожего, нет сотоварища, пары и подобия.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ 

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» 

Эта сура отвергает все разновидности многобожия. И шесть её предложений, содержащих семь уровней Единобожия, проистекают одно из другого. Каждое из них — и результат другого, и доказательство.

Вселенная, являясь великим единобожником и грандиозным доказательством единобожия, а также не только все её основы и части, а скорее, все клетки и даже все частицы, как отдельные языки поминания Единобожия, присоединяясь к высокому голосу этого великого доказательства, словно мевлеви, хором вторят: 

لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللَّهُ

«Нет бога, кроме Аллаха»

Если приложишь ухо к груди Корана, являющегося говорящим доказательством Единобожия, то услышишь, что его сердце до самой своей глубокой глубины весьма высоким, предельно серьёзным, очень искренним, до бесконечности приятным и убедительным, полным доказательств голосом повторяет зикр: 

اَللَّهُ لاَ اِلَهَ اِلاَّ هُوَ 

«Аллах, нет бога, кроме Него!»

Да, все шесть сторон этого светозарного доказательства кристально чисты. Сверху на нём — печать чуда; внутри — путеводный свет; снизу — логика и аргументы; справа — подтверждение разума; слева — свидетельство совести; спереди — благо. Его цель — счастье в двух мирах, а точка опоры — чистое Откровение. Откуда же в нём может найтись место для сомнения?!

***

Четыре стихии совести и четыре качества духа — воля, разум, ощущения и тонкое божественное чувство (латифа-и раббания). И у каждой из них в отдельности имеется своя конечная цель. Для воли это поклонение Аллаху; для разума — познание Аллаха; для ощущений — любовь к Аллаху; для  тонкого божественного чувства (латифа-и раббания) — созерцание Аллаха. Совершенное поклонение, зовущееся богобоязненностью, заключает в себе все четыре из них. Шариат взращивает их, исправляет и направляет к этим конечным целям.

***

Если бы средства сотворения были истинными и им было бы дано истинное воздействие, то они нуждались бы во всеобъемлющем разуме, а совершенное, безукоризненное искусство в творениях было бы неизбежно разным. Между тем, всё — от самого низкого до самого высокого, от самого маленького до самого большого — находится на высшей степени совершенства, соответствуя «фигуре» [своей] сути. Значит, творения не возникают ближе или дальше к Истинно Воздействующему; без всяких средств или через средство (через множество средств). Отсутствие совершенства в произведениях человека доказывает, что над ним нет принуждения, он свободен в выборе.

Примечательно следующее: человеческий город, являющийся произведением человеческих разума и воли, по своему порядку не сравнится с пчелиным ульем, являющимся плодом откровения. Точно так же, маленький город сот, являющийся выставкой пчелиного искусства, отстаёт по своему порядку от плода граната и его цветка. Значит, притяжение между неделимыми частицами является точками того же пера, которым было начертано и всемирное тяготение во Вселенной.

Ислам говорит: لاَ خَالِقَ اِلاَّ هُوَ «Нет создателя, кроме Него», — и не признаёт причины и средства как истинно воздействующих. Рассматривает их в качестве букв (Букв, которые сами по себе ничего не значат, но из которых составлено слово, говорящее о том, кто их написал. — Прим. пер.). Этого требуют вероубеждение Единобожия, а также обязанность вверения себя и всего сущего Аллаху. Нынешнее христианство, по причине своего искажения, считает причины и средства воздействующими, рассматривает их в качестве самостоятельных имён. Этого требуют и к тому подталкивают вероубеждение о сыне и институт священнослужителей. Они рассматривают своих святых как самостоятельные имена, как отдельные источники света и сияния. Мы же рассматриваем святых (аулия) в качестве неких зеркал, отражающих свет подобно тому, как зеркало отражает солнечный свет. (Примечание: На этом основана связь (рабита) Накшибенди.)

Исходя из этого секрета, у нас путь духовного возвышения (сулук) начинается со скромности, проходит через смирение, доходит до уровня растворения (фанафиллах). Приступает к возвышению до бесконечных уровней. Эго и нафс-и аммара, с их гордостью и надменностью, угасают. Не в истинном христианстве, но в христианстве искажённом и потрясённом философией, эго с его последствиями набирает силу. У человека с сильным эго, занимающего высокий пост (если он христианин), усиливается [приверженность религии], а если он мусульманин — появляется слабость [в религии].

***

Сильное и разнообразное удовольствие, заложенное в деятельности по переходу от задатка к действию, является закваской преобразований мира и ядром закона совершенствования. Выход из тюрьмы в сад и переход из семечка в колос — само наслаждение! Если действие заключает в себе преобразование, то удовольствие, возрастая, переливается через край. Именно этот вкус заставляет нести тяготы обязанностей. Так же, как для разумных созданий притягательно совершенство цели, для бессознательных притягательна сама деятельность — она побуждает их к труду. Исходя из этого секрета, покой — трудность, а трудность — истинный покой.

Алчность и спешка — причины разочарования. Ибо не поступая соответственно естественным порядку и последовательности, подобных идущим друг за другом ступеням, алчный не сможет преуспеть. Если и сможет, то его фальшивый порядок будет на одну или несколько ступеней короче естественного порядка, что приведёт его к отчаянию, а после наступления беспечности откроется дверь.

Аллах сотворил внутренность сердца для веры, познания и любви к Нему. Внешнюю же сторону сердца подготовил для других вещей. Преступная алчность пронзает сердце. Она впускает внутрь идолов. Аллах гневается и посылает наказание, противоположное [желаемой] цели.

***

Те, кто из алчности продвигают политические идеи, вплоть до занятия этими идеями места постулатов исламского вероубеждения, удостоились не славы и почета, а порицания и унижения. Разочарования и несчастья страстной любви исходят из этого же секрета. Все поэмы таких влюблённых являются траурным плачем.

Если ночью душой запереживаешь за свой сон, то, прогнав его остатки, останешься неспавшим.

Есть двое попрошаек: один — алчный и настойчивый, другой — ненавязчивый и робкий. То, что второму из них хочется подать больше, является одним из примеров этого обширного правила.

***

Наша самая страшная болезнь и самая страшная беда — критика, основанная на преувеличении и гордыне. Если критика исходит от совести, это «оттачивает» истину, но если критику использует гордыня, то она уничтожает, разбивает на куски. Наиболее ужасна эта беда, когда она входит в основоположения веры и в вопросы религии. Ибо вера — это и подтверждение, и понимание, и признание необходимым, и покорность, и духовное следование. Эта критика разрушает и следование, и признание необходимым, и понимание. В деле же подтверждения остаётся в нейтралитете. В это время сомнений и колебаний необходимо по-доброму смотреть на конструктивные идеи и полные энтузиазма речи, исходящие от горячих, светозарных сердец, увеличивающих и укрепляющих понимание и признание необходимым. То, что называется «нейтральным суждением», является временным неверием. Так делают лишь неофиты и претенденты.

وَالَّذِى عَلَّمَ الْقُرْاۤنَ الْمُعْجِزَ اِنَّ نَظَرَ الْبَشِيرِ النَّذِيرِ وَبَصِيرَتَهُ النَّقَّادَةَ اَدَقُّ وَاَجَلَّ وَاَجْلَى وَاَنْفَذُ مِنْ اَنْ يَلْتَبِسَ اَوْ تَشْتَبِهَ عَلَيْهِ الْحَقِيقَةُ بِالْخَيَالِ وَاِنَّ مَسْلَكَهُ الْحَقَّ اَغْنَى وَاَنْزَهُ وَاَرْفَعُ مِنْ اَنْ يُدَلِّسَ اَوْ يُغَالِطَ عَلَى النَّاسِ

Ибо око, видящее истину, не обманется, а правдолюбивое сердце — не обманет.

***

 Степень мерзости злословия 

Коран говорит:

اَيُحِبُّ اَحَدُكُمْ اَنْ يَاْكُلَ لَحْمَ اَخِيهِ مَيْتًا

«…разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?!» (Коран, 49:12)

Шестью словами шестикратно яростно порицает злословие. То есть знаком «хамза» как бы говорит: «Обратись к своему разуму: разве он может позволить такое?! Если же у тебя нет твёрдого разума, то обратись к своему сердцу! Разве оно полюбит такие вещи?! Если у тебя и здравого сердца нет, то обратись к совести: разве она согласится на разрушение общественной жизни, которое сродни растерзанию зубами собственной плоти?! Если же нет и общественной совести (социальной ответственности. — Прим.пер.), тогда обратись к собственной человечности: способна ли она на хищническое растерзание?! Если нет и человечности, то обратись к состраданию к себе подобным и к родственным чувствам: разве они склонны к таким действиям, ломающим собственный хребет?! Если же отсутствует даже сострадание к себе подобным, то неужели в тебе мертва естественная природа, что ты так разрываешь зубами покойника?!

Стало быть, разум, сердце, совесть, человечность, сострадание к себе подобным, природное естество и Шариат отвергают, не принимают злословие.

***

اِنَّ اْلاِنْسَانَ الَّذِى لاَ يُدْرِكُ سِرَّ التَّعَاوُنِ لَهُوَ اَجْمَدُ مِنَ الْحَجَرِ اِذْ مِنَ الْحَجَرِ مَا يَتَقَوَّسُ لِمُعَاوَنَةِ اَخِيهِ اِذِ الْحَجَرُ مَعَ حَجَرِيَّتِهِ اِذَا خَرَجَ مِنْ يَدِ الْمُعَقِّدِ الْبَانِى فِى السَّقْفِ الْمُحَدَّبِ يَمِيلُ وَ يَخْضَعُ رَاْسَهُ لِيُمَاسَّ رَاْسَ اَخِيهِ لِيَتَمَاسَكَا عَنِ السُّقُوطِ

То есть, в куполах камни складывают «голова к голове», чтобы они не упали.

И в середине концентрической, взаимосвязанной цепи, начинающейся от неделимой частицы и до человека, от человека и до солнца солнц, неповторимой жемчужиной является почтенный человек.

***

Кроме общеизвестных чувств, у человека имеются и другие чувства. Так же, как у человека имеется чувство вкуса, есть у него и побуждающие (хисси са́ика), и воодушевляющие (хисси ша́ика) чувства. Помимо этого, у человека имеется много неосознаваемых чувств.

***

Порой желание облачается в образ идеи. Алчный воспринимает свое страстное желание за идею.

***

Удивительно, но некоторые, упав в грязное болото, внушают себе, что это благовоние и обмазывают грязью лицо и глаза.

***

Шахид — святой. Джихад, будучи фарзом кифая (Фарз для мусульманской общины. — Прим. пер.), стал фарзом айн (Фарз для каждого мусульманина. — Прим. пер.). Скорее, он стал чем-то большим, чем фарз айн. Как в хадже и закяте, в джихаде намерение особого значения не имеет. Даже отсутствие намерения, с основной точки зрения, выступает в качестве такового. Значит, если явно не проявляется противоположное намерение, джихад несёт в себе истинное мученничество (шахадат). Ибо если необходимость удвоится, это станет явным. Значимость намерения, заключающего в себе осознанный выбор, уменьшается. Если в этой грешной нации вдруг появятся десятки тысяч святых, то это немалая награда.

***

У нас фасик (грешник) большей частью бывает безнравственным и бессовестным. Ибо желание греха может развиться, лишь если заставить умолкнуть голос веры в душе. Значит, не пренебрегая своими совестью и духовностью, [мусульманин] не сможет абсолютно осознанно вершить зло. Поэтому Ислам считает фасика предателем, не принимает его свидетельства [в суде]. Вероотступника же считает ядом, казнит его. Христианина-зимми (Христианин, живущий на территории мусульманского государства. — Прим.пер.) и заключившего договор — не трогает. Ханафитский мазхаб принимает свидетельство зимми в суде.

Претворение справедливости должно осуществляться во имя религии, дабы оно воздействовало на разум, сердце, душу и дабы они последовали за ним. В противном случае воздействие будет оказываться лишь на страх. Человек будет опасаться лишь наказания от властей, если это обнаружится, и опасаться общественного порицания в случае огласки.

***

Корабль, на борту которого множество невинных, нельзя потопить из-за одного преступника. Нельзя проявлять враждебность к верующему, несущему в себе множество невинных качеств, из-за какого-то одного его преступного качества.

В особенности, вера (иман) и единобожие (таухид), являющиеся причиной любви и дружбы, подобны горе Ухуд, а вещи, являющиеся причиной враждебности, подобны мелким камням. И насколько неразумно считать мелкие камни более тяжёлыми, чем гору Ухуд, настолько же бессердечно для верующего проявлять враждебность к другому верующему. Враждебность среди верующих может иметь место лишь в виде сострадания и жалости.

Вывод: иман требует дружбы и любви, а Ислам — братства.

اَلْكَلاَمُ كَالْمَالِ لاَ يَجُوزُ فِيهِ اْلاِسْرَافُ

«Слово подобно имуществу, не дозволено в нём расточительство»

Саид Нурси

***

بِاسْمِهِ سُبْحَانَهُ اَلسَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ اَبَدًا دَائِمًا

«Во имя Него, Пречистого от недостатков», «Да пребудут вечно над вами мир, милость и благодать Аллаха!»

Мои дорогие, преданные братья!

Во-первых, от всей души поздравляем вас с прошедшими и наступающими, духовными и материальными праздниками и благословенными ночами! Всем сердцем моля Божественную Милость о принятии ваших молитв и поклонений, говорим этим благословенным молитвам: «Амин!».

Во-вторых, я вынужден конфиденциально ответить на два многократно заданных духовных и, во многих отношениях, важных вопроса.

Первый вопрос: «Почему раньше — в начале Свободы — ты пламенно занимался политикой, но вот уже сорок лет, как полностью отрёкся от нее?»

Ответ. Самый основательный, фундаментальный закон людской политики гласит: «Ради благополучия нации можно пожертвовать единицами. Ради благополучия коллектива допускается приносить в жертву личности. Ради Родины можно пожертвовать всем». И я твёрдо убедился, что все чудовищные преступления, до сих пор имевшие место в человеческом роде, исходили и исходят от злоупотребления этим законом. Поскольку этот фундаментальный закон человечества не имеет определенной границы, то открылся путь для многих злоупотреблений. Две мировые войны, возникнув из-за злоупотреблений этим жестоким законом, перевернули вверх дном тысячелетнее развитие человечества, а также дали позволение уничтожать девяносто невинных из-за десяти виновных. Личные корыстные мотивы, скрываясь под маской общественной пользы, уничтожали целые селения по вине одного преступника. Поскольку «Рисале-и Нур» доказал эту истину в некоторых трудах и защитных речах, поручаем данную тему ему.

Итак, против этого жестокого фундаментального закона человеческой политики я нашел нижеследующий фундаментальный закон в Превосходно Излагающем Коране, пришедшем от Великого Престола (Арш-уль Азам). Этот закон излагается аятами:

وَلاَ تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ اُخْرَى * مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ اَوْ فَسَادٍ فِى اْلاَرْضِ فَكَاَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا

То есть эти два аята учат следующей основе:

«За преступление одного человека другие не в ответе. И ни одним невинным, без его согласия, нельзя жертвовать даже ради всего человечества. Если он добровольно пожертвует собой, то такое самопожертвование является неким мученничеством, и это уже совсем другое дело». Таким образом, эти аяты устанавливают истинную человеческую справедливость. Подробное разъяснение данного вопроса поручаю «Рисале-и Нур».

Второй вопрос: «В былые времена, путешествуя среди кочевых племён на востоке, ты сильно поощрял их к развитию и цивилизации. Так почему вот уже сорок лет, называя нынешнюю цивилизацию «дикой», ты отошёл от общественной жизни и подался в отшельники?»

Ответ. Современная западная цивилизация движется вопреки небесным фундаментальным законам, поэтому её грехи и вред превысили её пользу. Всеобщий покой и счастливая мирская жизнь, являющиеся истинной целью цивилизации, были нарушены. Склонность к расточительству и распутству одержала верх над бережливостью и удовлетворённостью, а лень и праздность одолели желание трудиться и служить, что сделало бедное человечество и очень несчастным, и крайне ленивым. Фундаментальный небесный закон Корана, выраженный аятами:

كُلُوا وَ اشْرَبُوا وَ لاَ تُسْرِفُوا * لَيْسَ ِلْلاِنْسَانِ اِلاَّ مَا سَعَى   

«Ешьте, пейте, но не излишествуйте…» (Коран, 7:31) * «Человек получит только то, что заслужит» (Коран, 53:39)

твердо гласит, что счастье мирской жизни человечества состоит в бережливости и трудолюбии, и благодаря этому элита и низшее сословие смогут сосуществовать в мире и согласии. Поскольку «Рисале-и Нур» уже разъяснил эту истину, я коротко изложу лишь одну-две особенности.

Первая особенность. При кочевом образе жизни человек нуждался в трех-четырёх вещах. И лишь двое из десяти не могли обеспечить те три-четыре потребности. Нынешняя же, западная деспотичная цивилизация, своими злоупотреблениями, расточительством, подстёгиванием страстных желаний и превращением вещей не первой необходимости в жизненно необходимые, обратив их в некие привычку и манию, сделала так, что сегодняшний цивилизованный человек, по-настоящему нуждающийся в тех четырёх потребностях, теперь нуждается в двадцати вещах. И обеспечить эти двадцать потребностей дозволенным образом могут лишь двое из двадцати человек. Остальные восемнадцать остаются нуждающимися.

Итак, нынешняя цивилизация обрекает человека на крайнюю нужду. И из-за этой нужды она направила человечество к насилию и к обретению благ запретным путём. Подтолкнула бедное простонародье и элитное сословие к постоянной борьбе друг с другом. Оставив святой закон «необходимости закята и запрета ростовщичества», являющийся фундаментальным законом Корана и обеспечивающий подчинение простонародья элите, а также сострадание элиты к простонародью, она подтолкнула буржуазию к насилию, а бедных — к бунту. Перевернула покой человечества с ног на голову!

Вторая особенность. Поскольку каждое из чудес современной цивилизации является отдельным даром Господа, они требуют истинной благодарности и применения их на пользу человечества. Но вопреки этому, сейчас мы видим, что эта цивилизация, побудив большую часть человечества к лени и распутству, а также к желанию бросить труд и работу, расслабляться и потакать своим прихотям, вредит трудолюбию. Также, посредством неудовлетворённости и отсутствия бережливости, направляет к распутству, расточительству, насилию и хараму (запретному). Например, в «Ключе света» из «Рисале-и Нур» говорится, что хотя радио является великим даром и требует духовной благодарности в виде использования во благо человечества, оно на четыре пятых используется на похотливые желания и на ненужные, пустые вещи, а потому увлекает и направляет к лености, тем самым вредя трудолюбию. Оно лишается своего истинного предназначения. И ещё многие полезные необычайные средства, которые должны быть использованы в труде, благодеяниях и действительно полезных нуждах человечества, как я увидел сам, лишь на одну-две десятых используются на необходимые нужды и на восемь десятых принуждают к потехам, прихотям, развлечениям и лени. Есть тысячи фактов, подтверждающих эти два примера.

Вывод. Современная западная цивилизация, не прислушиваясь в полной мере к небесным религиям, сделала человечество бедным, увеличив его нужды; разрушив основы бережливости и удовлетворённости, открыла путь к увеличению расточительства, жадности и алчности, к насилию и хараму. И, поощряя человечество к разным средствам расточительства и распутства, бросила его — несчастного и нуждающегося — в абсолютную леность. Она разрушает его желание трудиться и действовать! Толкая его к потехам и растрате, попусту прожигает жизнь.

Она сделала это нуждающееся и обленившееся человечество больным. Из-за растрат и злоупотребления стала причиной распространения сотен разных болезней. И с распространением внутри него трёх сильных нужд, склонностей к распутству и многочисленных болезней, постоянно напоминающих о смерти, а также течений неверия, показывает пробудившемуся человечеству находящуюся перед ним смерть в образе вечной казни, постоянно запугивая его. Причиняет своего рода адские муки…

Так вот, против этой ужасной человеческой беды современное, пробудившееся человечество, молясь, ожидает от Божественной милости, что четыреста миллионов учеников Мудрого Корана и его небесные, святые фундаментальные законы исцелят три ужасных раны человечества, как это произошло тысячу триста лет назад. Если в ближайшем будущем не наступит конец света, они дадут обрести человечеству как счастье мирской жизни, так и счастье жизни вечной, и, выведя смерть из состояния вечного исчезновения, покажут её как справку об освобождении в мир света, а блага вышедшей из них цивилизации одержат полный верх над злом. В отличие от того, что было до сих пор, когда часто религия шла на откуп в обмен на обретение некоторых элементов цивилизации, сейчас цивилизация станет неким слугой и помощником тех небесных законов. Всё вышеперечисленное становится понятным из знамений и указаний Превосходно Излагающего Корана, и современное пробудившееся человечество ждёт этого, надеется на это и молит об этом Милость Всевышнего!

اَلْبَاقِى هُوَ الْبَاقِى

Саид Нурси

***

بِاسْمِهِ سُبْحَانَهُ

«Во имя Него, Пречистого от недостатков!»

Наш очень дорогой, очень благословенный, очень добрый и очень любимый глубокочтимый Устаз!

Внимательно и вдумчиво читая «Рисале-и Нур», благодаря вашим стараниям и молитвам, мы понимаем, что собрание этих великих трудов является ключом, раскрывающим тайны этой Вселенной и разрешающим её загадки, а также великим наставником  (муршидом) и путеводителем настоящего и будущего. Да, о наш глубокочтимый Устаз! Каждый обладатель разума, читающий «Рисале-и Нур», понимает, что «Рисале-и Нур» спасёт мысли этого и следующего веков от мрака, осветит и направит человечество к истине!

«Рисале-и Нур» написан не только для этой страны и этого народа (Турции. — Прим. пер.): он является сборником, дающим ответы на вопросы и нужды всего человечества. Сегодня для человечества, сотрясающегося от невиданных в истории бед и несчастий, нет иного выхода, кроме как ухватиться за «Рисале-и Нур» как за спасителя, и, невзирая ни на что, приобрести эти книги и внимательно, вдумчиво читать их. Каждый из читающих «Рисале-и Нур» осознаёт эту истину.

Будь у нас возможность, то взойдя туда, где нас видел бы весь мир, мы объявили бы об этой истине. Но поскольку достичь этого мы не в состоянии и поскольку эту мировую значимость «Рисале-и Нур» мы осознали благодаря усилиям нашего Устаза, то мы будем ежедневно и ежечасно, постоянно и непрерывно, не тратя попусту ни минуты, читать эти книги, являющиеся сокровищницей света и спокойствия, источником знания и совершенства, и, ин ша Аллах, будем трудиться ради этого денно и нощно. Однако достичь в этом успеха, так же, как и во всех наших делах, мы можем лишь с молитвами и помощью нашего великого Устаза.

И ещё: ясным и очевидным является то, что каким бы учёным ни был человек, ему необходимо быть учеником «Рисале-и Нур» и его автора. Он нуждается в изучении «Рисале-и Нур». Если же поступит беспечно и, подчинившись своей гордыне, не будет читать эти книги, то лишит себя многого.

Мы же не в состоянии описать, как благодарны и признательны этому Господнему служителю, являющемуся спасителем человечества и находящемуся впереди миллиардов людей, за осознание нами этой великой истины! Опять же, с Вашими молитвами и помощью мы осознали, что не в силах отплатить даже за малую часть той пользы, которую получили лишь из одной строки этого необыкновенного труда «Рисале-и Нур», являющегося духовным чудом Благородного Корана! Поэтому мы решили, что можем лишь обращаться к Аллаху со следующей просьбой: «О Господи! Убереги от покушений угнетателей и врагов нашего любимого и доброго Устаза, который бесподобным произведением «Рисале-и Нур» одарил нас таким ключом сокровищницы истин, которая спасает от вечного одиночного заточения и направляет к миру постоянного и нескончаемого счастья! Одари постоянным успехом его служение Корану и вере! Даруй ему долгую жизнь в добром здравии!»

Да, наш глубокочтимый Устаз! Мы, группа студентов, удостоенных великого блага внимательно и вдумчиво читать «Рисале-и Нур», не по причине доброго мнения о Вас и не по предположениям, а в истинном и проверенном виде, с несокрушимой научной силой веры, убеждены, что Бадиуззаман, по милости Аллаха, удостоится успеха в устранении безбожия, ставшего причиной невиданного доселе на земле ужаса и дикости. Эта наша убеждённость основана не на наивности или предположениях, а на научных и аргументированных исследованиях. Поэтому сердце даже того, кто не согласен, подтвердит эту истину.

Просим Вас молиться за нас и быть к нам милостивым, дабы мы были самоотверженно преданными служению Корану и вере, читали и переписывали «Рисале-и Нур», не теряя даже минуты, и обрели полную искренность.

От имени учеников «Рисале-и Нур», учащихся в университете

Абдульмухсин

***

بِاسْمِهِ سُبْحَانَهُ

«Во имя Него, Пречистого от недостатков!»

Наш очень благословенный устаз!

Во-первых, все взятые нами в прошлый раз книги «Рисале-и Нур» разошлись. Искатели света возрадовались. Те, кому суждено, спешат к свету. 

Согласно истине:

مَنْ طَلَبَ وَ جَدَّ وَجَدَ   

 «Кто желает найти, тот найдёт»

 — сердца, ищущие свет, обретают его. 

Все тридцать четыре экземпляра «Слов», привезённых в этот раз нашим братом Зия, ушли нарасхват. «Посох Мусы» распространяется в Анкаре и в Анатолии…

Даже те, кто не видят блеска «Рисале-и Нур», являются его сторонниками. То, что медресе «Рисале-и Нур» расширится в масштабах Анатолии и всего исламского мира, мы поняли из возвышенности его истин и из нерушимого братства, распространяющегося между простыми верующими и учёными, внимательно и осмысленно читающими эти книги. Эта величественная деятельность «Медресет’уз-Зехра» протекает также беззвучно, бесшумно, без помпезности и показухи, очень скромно, но в то же время грандиозно, как величавое сотворение, совершаемое Создателем на земной поверхности весенней порой. Нетерпеливый по своему естеству «сын Адама», не думая о действующих в мире Божественных законах, желает мгновенного результата. Бросив свои обязанности в своём малом кругу, устремляется к большим кругам.

Истинно верующие личности, засеянные «Рисале-и Нур» и созревшие сейчас, ин ша Аллах, в ближайшее время станут в исламском мире примером для подражания и покажут свет истинного пути.

От имени учеников «Рисале-и Нур» из университета Анкары

Абдуллах

***