Дамасская Проповедь

Изначально эта проповедь была издана на арабском языке и впоследствии переведена автором на турецкий язык. Вниманию читателя предлагается русскоязычная версия турецкого варианта. (Прим. пер.)

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

 «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

Все духовные дары, восхваление и благодарность, возносимые всеми живыми существами своему Создателю языком их состояния, мы также преподносим этому необходимо сущему Творцу, Который сказал: 

لاَ تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ   

«…не отчаивайтесь в Божественной милости» (Коран, 39:53).

Бесконечные благопожелания и приветствия нашему Пророку Мухаммаду Мустафе (мир ему и благо), который сказал: 

جِئْتُ ِلاُتَمِّمَ مَكَارِمَ اْلاَخْلاَقِ

«Одна из важнейших мудростей посланнической миссии, возложенной на меня Всевышним Аллахом, заключается в совершенствовании нравственности и спасении человечества от аморальности».

После восхваления Аллаха и благословения Пророку, я обращаюсь к вам, о мои арабские братья, слушающие этот урок в Мечети Омейядов! Я поднялся на этот минбар — на это высокое место, которого не заслуживаю, — не для того, чтобы наставлять вас, ибо я не достоин давать вам урок. Скорее, меня, стоящего перед вашей общиной, в которой находится около сотни учёных, можно сравнить с ребёнком, учащимся в школе: утром этот ребёнок идёт в школу и обучается там, а вечером пересказывает своему отцу узнанное, дабы тот оценил полученный им урок. Да, в сравнении с вами мы подобны детям и являемся вашими учениками. Вы — учителя для нас и для всех мусульманских народов. Так вот, и я излагаю таким, как вы, учителям, часть полученного мной урока.

Я получил урок в школе общественной жизни человечества этого времени и земли, из которого понял, что, в отличие от европейцев, совершивших рывок в будущее, нас, с точки зрения материального развития, удерживают в Средневековье шесть болезней. Болезни эти таковы:

первая — возникновение среди нас отчаяния и безнадёжности;

вторая — смерть правдивости в общественно-политической жизни;

третья — любовь к вражде;

четвёртая незнание светлых связей между верующими;

пятая деспотизм, распространяющийся подобно всяким заразным болезням;

шестаяограничение усердия рамками личной выгоды.

Лекарства же от этих шести ужасных болезней я изложу в шести словах, которым научился в «аптеке» Корана на «медицинском факультете» нашего общества. Шесть этих слов я считаю основами лечения.

ПЕРВОЕ СЛОВО — НАДЕЖДА, что означает питать сильную надежду на милость Всевышнего.

Итак, о исламское общество! Исходя из полученного мной урока, сообщаю вам радостную весть о том, что начинают появляться признаки несомненного рассвета мирского счастья современного исламского мира — особенно счастья османов и счастья арабов, с пробуждением которых возможен прогресс Ислама. Восход солнца счастья уже близок. 

Вопреки отчаянию, я с твёрдым убеждением объявляю на весь мир (Примечание): будущее за Исламом и только лишь за Исламом, и доминировать в этом будущем будут истины Корана и веры! Мы должны быть довольны нынешней судьбой и участью, предопределенной нам Всевышним, ведь нам выпало светлое будущее, а европейцам — тёмное прошлое. В пользу этого моего утверждения говорят многие аргументы, из которых я извлёк урок. Здесь из их числа я приведу полтора аргумента с предпосылками к нему. Начнём с предпосылок. 

* Примечание: Посредством некоего предчувствия, Прежний Саид на сорок пять лет раньше сообщил о событиях, которые по состоянию на 1371-й (1952-й год) шли полным ходом, а именно о процессе освобождения мусульманского мира, прежде всего арабских земель, от иностранного гнёта, и об образовании независимых государств. О двух мировых войнах и тридцати-сорока годах абсолютной тирании он тогда не знал, благовествуя так, словно это произойдёт в 1327-м году (1911). Причины откладывания он не принял во внимание.

Итак, истины Ислама имеют уникальную способность к развитию — как духовному, так и материальному.

ПЕРВАЯ СТОРОНА — духовное развитие. Знайте, что история, отмечающая реальные события, представляет собой самого верного свидетеля истины. Даже японский главнокомандующий, одержавший победу над русскими, свидетельствовал об истинности Ислама, подчёркивая, что история показывает, как исламский мир становился цивилизованным и развивался в прямой зависимости от силы следования исламским истинам, и наоборот, в зависимости от степени ослабления у мусульман исламских истин, мусульманский мир погружался в дикость, деградировал и, будучи поверженными, оказывался среди бед и хаоса. С другими же религиями было совершенно иначе: чем меньше их последователи проявляли религиозную непреклонность и фанатизм, тем более цивилизованными и развитыми становились, и чем большую силу набирали их фанатизм и непреклонность, тем больше они деградировали и были охвачены бунтами и мятежами. До сих пор было так.

И начиная от Века Счастья (период жизни Пророка и первых поколений мусульман. — Прим.пер.) вплоть до наших времён история не отмечала случая, чтобы какой-либо мусульманин на основе суждения разума и убедительных доводов предпочёл Исламу какую-либо иную старую или новую религию. То, что простонародье подражательным образом, без разумных аргументов принимает другую религию, в данном случае значения не имеет. Безверие — отдельная тема.

Меж тем, представители всех иных конфессий — даже англичане и прежние русские, более других приверженные своей религии! — на основе суждения разума и под влиянием твёрдых аргументов принимали Ислам, иногда даже группами. Об этом свидетельствует история.(Примечание: Один из аргументов в пользу вышесказанного притязания таков: по прошествии двух ужасных Мировых войн и страшного тоталитаризма, через сорок пять лет после этих слов, такие маленькие северные страны, как Швеция, Норвегия и Финляндия, дабы воспрепятствовать распространению коммунизма и безбожия, приняли решение знакомить учащихся с Кораном. Также, некоторые  английские проповедники выступали за то, чтобы познакомить с Кораном англичан, а самое большое (влиятельное. — Прим. пер.) на данный момент государство земли — Америка — всеми силами выступило в поддержку религиозных истин и постановило, что Ислам обеспечит Азии и Африке мир, благоденствие и спокойствие,  поддержало и поприветствовало появление новых исламских государств, налаживая с ними взаимодействие. Все это является мощным свидетельством, доказывающим истинность этого притязания сорокапятилетней давности.)

Если мы своими действиями покажем совершенство исламской нравственности и истин веры, то последователи других религий, конечно, войдут в Ислам целыми общинами, а, скорее, даже целыми странами и континентами.

Человеческий род пробудился посредством современных наук и пришёл к осознанию сути человечности. Несомненно, человечество уже не сможет жить без веры, без смысла. Даже самый безбожный из людей вынужден прибегнуть к вере! Ведь с учётом человеческого бессилия,  точкой опоры против бесконечных бед и вредящих ему внешних и внутренних врагов, а с учётом его нищеты и подавленности бесчисленными нуждами — точкой обращения за помощью в удовлетворении протянувшихся в вечность желаний являются только знание о Творце Мира, вера в Него, вера в мир Иной и подтверждение этого. Другого выхода у пробудившегося человечества — нет!

Если в раковине сердца не будет жемчужины истинной религии, то на голову человечества обрушится конец света в физическом и духовном смыслах,  и человек станет самым несчастным видом  живых созданий.

Одним словом, в этом веке, в результате войн и страшных событий, а также благодаря наукам человечество пробудилось и прочувствовало свою суть и содержательную способность. И каждый начал ощущать, что человек, с его удивительной содержательной сутью, не создан лишь для этой короткой, суматошной мирской жизни. Скорее, он  создан для вечности, ведь в его естестве есть желания, протянувшиеся в вечность, и этого беспокойного, тленного мира недостаточно для бесконечных человеческих чаяний и стремлений.

Если даже воображению, являющемуся одной из способностей, одним из служителей человека,  будет сказано: «У тебя впереди — миллион лет жизни и власть над всем миром, но затем ты будешь казнён навечно», — то, конечно, это воображение пробудившегося и не потерявшего истинной человечности человека почувствует глубокое огорчение и горько заплачет от небытия вечного счастья.

Итак, по причине этой особенности, у каждого в сердце возникла весьма глубокая склонность искать верную религию. И всякий ищет для себя спасительную истину в подлинной религии, прежде всего, перед лицом смертельного уничтожения. Нынешнее положение в мире является свидетелем этого.

Спустя четыре с половиной десятилетия, с появлением безбожия, целые страны и континенты, как отдельные люди, начали ощущать эту сильную нужду всего человечества. И аяты Корана, от начала и до конца, вручают человека его разуму, говоря: «Задумайся! Обратись к своему мышлению и сердцу, посоветуйся с ними, и так сможешь познать эту истину». Например, в начале и в конце тех или иных аятов говорится: «Почему вы не видите? Почему не извлекаете урок? Смотрите, чтобы познать истину!» Обрати внимание на суть слов «знайте» и «знай». «Интересно, почему люди не стремятся к познанию и впадают в полное невежество? Почему не размышляют и предаются глупости? Почему не смотрят, почему стали слепыми и не могут узреть истину? Почему человек не вспоминает события из мировой истории, не размышляет о них, дабы найти верный путь в своей жизни? Почему они не думают, не предусматривают, не рассуждают разумом, а впадают в заблуждение? О люди, извлеките урок! Усвоив назидание прошедших веков, постарайтесь спастись от будущих духовных бедствий!», — во множестве аятов, имеющих сходное с этими предложениями значение, Коран  взывает к человеческому разуму, призывает к размышлению.

О мои братья в этой Мечети Омейядов и в великой мечети всего Исламского мира! Это относится и к вам. Извлеките урок из ужасных событий последних сорока пяти лет. Образумьтесь, о мыслящие, обладающие разумом и считающие себя просвещёнными!

Вывод. Мы — мусульмане, являющиеся учениками Корана — повинуемся аргументам. Мы принимаем истины веры разумом, мышлением и сердцем. Мы не отвергаем доказательства, слепо следуя за священнослужителями, подобно некоторым представителям других религий. Поэтому в будущем, в котором будут править разум, наука и технологии, несомненно, будет править Коран, который опирается на рациональные доказательства и все предписания которого разумны.

Помимо прочего, завесы, затмевающие солнце Ислама и препятствующие просвещению им человечества, начали исчезать, и эти препятствия начали отступать. Признаки этого рассвета показались сорок пять лет назад. В 1371 (1952) начался или после начнётся настоящий рассвет. Если даже этот рассвет будет ложным, то лет через тридцать-сорок начнётся настоящий.

Да, восемь ужасных препятствий мешали истинам Ислама полностью распространиться на всём континенте прошлого.

Первое, второе и третье препятствия. Невежество иностранцев, их дикость в те времена и фанатичная привязанность к своим религиям. Эти три препятствия сломлены просвещением и благами цивилизации, и начали распадаться.

Четвертое и пятое препятствия. Главенство священников и духовных лидеров, их деспотизм и слепое подражание им иностранцев (немусульман. — Прим.пер.). С появлением у человеческой цивилизации идей свободы и склонности к поиску истины эти препятствия также начали исчезать.

Шестое и седьмое препятствия. Деспотизм и наши скверные нравы, возникшие от противоречия Шариату, служили препятствием. Сейчас же, закреплённая за одной личностью сила деспотизма исчезла, и это указывает на то, что ужасный деспотизм сообществ и комитетов через тридцать-сорок лет также исчезнет. Также, два этих препятствия начали исчезать благодаря росту исламского самосознания и проявлению отрицательных результатов скверных нравов. По воле Аллаха, они исчезнут полностью.

Восьмое препятствие. Поскольку некоторые положения современных наук были сочтены противоречащими и не соответствующими внешним значениям истин Ислама, то в прошлом это в некоторой степени мешало его распространению. Например, два ангела, именуемые «Саур» («Бык») и «Хут» («Рыба») и назначенные Божественной волей смотрителями за земным шаром, ошибочно воспринимались как некие огромные материальные бык и рыба. Поэтому ученые и философы, не зная истины, противились Исламу.

Есть ещё сотни примеров, подобных этому, когда даже самый упрямый философ, узнав истину, был просто вынужден принять её. В рисале о чудесной неподражаемости Корана, под каждым аятом, к которому придиралась наука, показано сияние коранического красноречия, а в коранических предложениях и словах, считавшихся поводом для критики, продемонстрированы такие высокие истины, до которых не могут дотянуться «руки» науки, таким образом вынуждая сдаться даже самых упрямых философов. Всё это доступно, и желающие могут убедиться в этом самолично. И пусть убедятся! Пусть увидят, как разрушилась эта преграда через сорок пять лет после произнесения этих слов!

На эту тему есть работы некоторых исламских исследователей. Появились признаки того, что это, восьмое, препятствие полностью исчезнет. Если не сейчас, то спустя тридцать-сорок лет наука, истинное просвещение и полезные достижения цивилизации полностью снарядят эти три силы, и для того, чтобы победить и разбить восемь этих препятствий, на восемь фронтов этих восьми вражеских групп были посланы склонность к поиску истины, совесть и человеколюбие. И они уже начали обращать противника в бегство. Если будет на то воля Всевышнего, через полвека они их полностью сокрушат. 

Ведь известно, что самое твёрдое достоинство — то, которое подтверждается даже врагами.

Приведем лишь два примера из сотен.

Первый. Один из самых известных философов девятнадцатого века и американского континента, мистер Карлейль, громогласно, не смущаясь, заявил философам и христианским ученым в своих трудах:

• Ислам родился подобно яркому огню, и поглотил другие религии словно ветви сухого дерева. И сделал он это по праву, поскольку другие религии (та их часть, что не подтверждена Кораном) ничего из себя не представляют.

Также, мистер Карлейль говорит:

• Самым достойным словом из всех слов, к которому необходимо прислушиваться в первую очередь, является слово Мухаммада (мир ему и благо). Ведь истинным словом является его слово.

Продолжая, он пишет:

• Если сомневаешься в истине Ислама, то ты сомневаешься в очевидном и абсолютно необходимом. Потому что самая очевидная и необходимая истина — это Ислам.

Итак, этот известный философ во многих местах своего труда написал данное свидетельство в отношении Ислама.

Второй пример. Один из самых известных европейских философов последнего века, принц Бисмарк, говорит:

• Я изучил все небесные Писания. Поскольку они подвергались искажениям, я не смог в них найти искомую мной истинную мудрость для счастья человечества. Но Коран Мухаммада (мир ему и благо) я увидел превосходящим все книги, обнаружил мудрость в каждом его слове. Другого такого Писания, служащего счастью человечества, нет. Такая книга не может быть словом человека. Те, кто говорят, что он (Коран) — слово Мухаммада (мир ему и благо), отрицают истинные знания. Иными словами, явно то, что Коран является Божьим Словом.

Итак, исходя из того, что научные нивы Америки и Европы принесли в качестве урожая таких гениальных исследователей, как мистер Карлейль и Бисмарк, я с полным убеждением говорю: «Европа и Америка беременны Исламом, и в один из дней породят исламское государство. Так же, как Османское государство, забеременев Европой, родило государство европейское».

О мои братья в Мечети Омейядов и в мечети всего исламского мира полвека спустя! Разве упомянутые тут предпосылки не приводят к заключению, что истинным и духовным правителем на континентах будущего, который направит к мирскому и потустороннему счастью, будет Ислам, а также подлинная религия христиан, которая, очистившись от вымыслов и искажений, трансформируется в Ислам, последует за Кораном и объединится с ним?!

ВТОРАЯ СТОРОНА — материальный прогресс. Мощные причины материального прогресса Ислама показывают, что Ислам будет править в будущем также и материально. Подобно тому как первая сторона доказала духовное развитие Ислама, вторая сторона твёрдо показывает материальное развитие и доминирование в будущем. Ведь в сердце духовной личности исламского мира, объединившись и слившись меж собой, разместились пять очень мощных, несокрушимых сил:

(Примечание: Да, из уроков Корана мы понимаем, что, упоминая чудеса пророков, Коран учит людей тому, что в будущем они обретут подобие этих чудес через развитие и прогресс. Он поощряет это, по смыслу говоря:

«Давай, трудись, покажи подобия этих чудес! Подобно Сулейману (мир ему), за день преодолей двухмесячный путь! Постарайся, подобно Исе (мир ему), исцелить даже самую страшную болезнь! Подобно посоху Мусы (мир ему), добудь из камня живую воду, спаси человечество от жажды! Найди материалы, которые уберегут тебя от огня, как уберегли Ибрагима (мир ему), и надень их! Подобно некоторым пророкам, услышь голоса из самых отдалённых мест — хоть с востока, хоть с запада — и увидь их изображения! Подобно Дауду (мир ему), размягчи железо, как тесто, как воск, подчини его, дабы оно стало основой для всех человеческих ремёсел! Воспользуйтесь чудесами других пророков, показанных вам в качестве урока, подобно тому, как вы пользуетесь такими чудесами Юсуфа и Нуха (мир им), как часы и корабль, изобретите подобия этих чудес! Итак, в соответствии с этим, Коран всячески направляет человека как к духовному, так и к материальному прогрессу, и доказывает, что является универсальным учителем во всех отношениях.)

Первая сила — это суть Ислама, которая является наставником всех совершенств и которая способна триста семьдесят миллионов душ привести в образ единой души; суть, оснащенная истинной цивилизацией, верными науками, и имеющая такую сущность, которую невозможно разрушить никакой силой.

Вторая сила — это острая нужда и переломившая наш хребет абсолютная нищета, являющиеся истинным учителем цивилизации и промышленности и оснащённые средствами и источниками развития. Это — непоколебимая сила.

Третья сила — это свобода в соответствии с Шариатом, преподносящая человечеству урок состязания в достижении высоких целей, побуждающая трудиться на этом пути, разрывающая в клочья всякую тиранию и деспотизм, приводящая в волнение высокие чувства и оснащённая завистью, конкуренцией, абсолютным пробуждением, порывом к соревнованию, склонностью к обновлению, стремлением к цивилизованности. Иначе говоря, это означает обладать стремлением к высочайшим совершенствам, достойным человечности.

Четвертая сила — это исходящая от веры доблесть, наделённая состраданием. Под этим подразумеваются: отказ от самоуничижения, от заискивания перед угнетателями, а также отказ от угнетения слабых и беззащитных. Иными словами, это означает соблюдать основы свободы в соответствии с Шариатом, заключающиеся в том, чтобы не льстить тиранам и не угнетать несчастных, не заноситься перед ними.

Пятая сила — это исламское достоинство, состоящее в возвышении Слова Аллаха. В это время возвышение Слова Аллаха зависит от материального прогресса, и возможно лишь с обретением истинной цивилизованности. Конечно, нет сомнения в том, что духовная личность исламского мира в будущем всецелоо исполнит твёрдое веление исламского достоинства, данное посредством веры.

Да, в прошлом для развития Ислама приходилось мечом, оружием разбивать фанатизм врагов, ломать их упрямство и отражать их нападение. В будущем же, вместо оружия и мечей, врагов разобьют и победят духовные клинки истинной цивилизации, материального развития, истины и справедливости.

Знайте, что наша цель — это блага цивилизации, которые действительно прекрасны и полезны для человека. Не её грехи и пороки, которые глупцы возомнили красотами, и, подражая этому распутству, погубили наше достояние. При всем этом, отдав религию на откуп, они не смогли заполучить и этот мир. Когда грехи цивилизации одержали верх над её благами и её пороки перевесили добродетели, человечество получило такую пощёчину в виде двух мировых войн, что от этой греховной цивилизации не осталось и камня на камне, а его — человечество —  [стошнив] вырвало так, что поверхность земли залило кровью.

По воле Всевышнего, с будущей силой Ислама блага цивилизации одержат верх, очистят землю от скверны и обеспечат всеобщий мир.

Да, поскольку европейская цивилизация была основана не на добродетели и не на божественных наставлениях, а на страстях и прихотях, соперничестве и угнетении, то до сих пор пороки цивилизации одерживали верх над её благами, и она приняла образ некоего дерева, зачервивевшего мятежными комитетами, что является сильным основанием и аргументом в пользу победы азиатской (исламской) цивилизации. И она за короткий срок одержит верх.

Интересно, что если для людей веры и Ислама есть такие сильные и нерушимые причины и средства для материального и духовного развития в будущем и если к будущему счастью открыт путь, подобный железной дороге, то почему же вы, отчаявшись, впадаете в безысходность и разрушаете духовную силу исламского мира?! В отчаянии и безнадежности полагая, будто этот мир для всех, в том числе и для европейцев, является миром прогресса, но только для бедных мусульман он стал миром упадка, вы допускаете очень большую ошибку.

Поскольку склонность к совершенству естественным образом заложена во Вселенной и в человеческой природе, то, безусловно, если за человеческую несправедливость и ошибки мир не постигнет в скором времени конец света, тогда в будущем истина приведёт исламский мир также и к земному счастью, которое послужит неким искуплением прежних ошибок человечества. ИншаАллах…

Посмотрите, ведь время не движется по какой-либо прямой линии так, чтобы начало и конец удалялись друг от друга. Скорее, подобно движению земного шара, оно вращается по кругу. Порой, демонстрирует расцвет весны и лета, а порой — упадок зимы и бури. Так же, как вслед за каждой зимой приходит весна, а за каждой ночью — утро, своего рода утро и весна наступят и для человеческого рода.

Мы можем надеяться, что, по милости Всевышнего, с восходом солнца исламской истины мы увидим настоящую цивилизацию, пребывающую во всеобщем мире…

В начале урока мы говорили, что приведём полтора аргумента в пользу нашего утверждения, и первый мы привели.  Оставшаяся половина аргумента такова: согласно многочисленным опытам и кропотливым научным исследованиям установлено, что в устройстве Вселенной абсолютно доминируют такие подлинные замыслы Всевышнего Творца, как благо, добро, красота и совершенство. Ведь каждая из наук, касающаяся Вселенной, при описании видов и родов творений показывает безупречные порядок и совершенство. Например, анатомия, связанная с медициной, наука о Солнечной системе, являющаяся частью астрономии, науки о растениях и животных и в целом каждая из наук в изучаемой ей области показывает в гармонии того или иного вида чудеса могущества и мудрость Всевышнего Творца, а также истину

اَحْسَنَ كُلَّ شَيْءٍ خَلَقَهُ

«Аллах сотворил всё в прекраснейшем виде…» 

Общее умозаключение и опыт показывают, что зло, безобразность, ложь и порок в мироздании частичны, не являются целью, косвенны. Иными словами, безобразность не является самоцелью в мироздании. Скорее, она существует в качестве некой единицы измерения для демонстрации многогранности красоты. Зло и даже сатана выполняют роль стимулятора бесконечного человеческого развития. Подобно этому, частичное зло и безобразность созданы во Вселенной, чтобы служить причиной всеобщих благ и красоты.

Итак, подлиный замысел мироздания и результат сотворения, согласно общему выводу, доказывают, что основой и истинной целью являются благо, красота и совершенство. Конечно, человек, своим настолько несправедливым отрицанием осквернивший лик земли, не сумеет избежать наказания и уйти от соответствия подлинному замыслу мироздания, cгинув в небытии. Скорее, он попадёт в тюрьму Ада.

 Согласно общему умозаключению и научным исследованиям установлено, что среди сотворенного самым почтенным и самым значимым является человек. Ведь человек своим разумом обнаружил причинно-следственные связи мироздания, и своим незначительным творчеством стремится подражать Божественному творчеству и упорядоченному, мудрому Господнему созиданию, а также, посредством вещей, сделанных своей частичной волей, своими ограниченными знаниями и творчеством, словно единицами измерения стремится познать абсолютные качества, деятельность и творчество Всевышнего Создателя. Все это доказывает: он, человек, является самым почетным, самым достойным созданием во Вселенной.

И по свидетельству истин Ислама, касающихся Вселенной и человека, наилучшими и почтенными среди людей являются приверженцы правды и истины, то есть носители Ислама. Также, в соответствии с общим умозаключением и свидетельством истории, среди приверженцев истины, являющихся самыми почтенными из самых достойных людей, наилучшим и высоким — согласно его высокой нравственности и истинам Ислама и Корана — является Мухаммад (мир ему и благо)!

Поскольку три истины этой половины аргумента сообщают это, то разве есть хоть какая-нибудь вероятность того, чтобы человеческий род, своим злодейством опровергая свидетельства стольких наук, разрушая такое общее умозаключение, восставая против Божественной Воли и Предвечной Мудрости Всевышнего, охватывающей всю Вселенную, смог продолжать учинять подобные дикости и насилие, устраиваемые им по сегодняшний день, упорствовать в неверии, продолжать сеять ужасные разрушения?! И разве существует какая-либо вероятность продолжения этого вредящего Исламу положения?!

Я изо всех сил и бесчисленным множеством языков — будь они у меня — клянусь Всемогущим и Мудрым, Прекраснейшим Творцом, создавшим эту Вселенную, от частиц до планет, от крылышка мухи до небесных светил, в бесконечно мудром порядке, что совершенно невозможно, чтобы человечество, в отличие от всех видов Вселенной и противоположно другим племенам созданий, являющихся его младшими братьями, своим абсолютным злом противостояло порядку и гармонии Вселенной и переварило эти адские плоды Заккума, которые тысячи лет были в человеческом обществе причинами превосходства зла над добром!

Это может быть возможно лишь если предположить невероятное, а именно то, что человек, будучи в этом мире носителем великой ответственности и халифом (наместником) Земли, своего рода почтенным старшим братом для других видов созданий Вселенной, был бы самым ничтожным, самым плохим, самым несчастным, самым вредоносным и никчёмным, тайно и случайно проникшим в этот мир и учинившим беспорядок. Это невероятное предположение не может быть принято никоим образом.

Поэтому, конечно же, эта половина аргумента приводит к такому результату, что, подобно тому как в Ином мире неизбежно бытие Рая и Ада, так же и в будущем этого мира благо и истинная религия обязательно одержат верх, дабы в человеческом роде, как и в других видах, восторжествовали благо и добродетель и дабы человечество смогло быть на равных с другими  собратьями во Вселенной, и можно было сказать, что и в человеческом роде проявилась тайна извечной мудрости.

Вывод. Поскольку согласно вышеупомянутым твёрдым истинам самым конечным результатом в этой Вселенной и самым важным созданием для Творца является человек, то, конечно же, подобно тому как несправедливость и угнетения, до сих пор имевшие место, требуют бытия Ада, а заложенные в человеческом естестве всесторонние способности к развитию и истины веры, с которыми связана вся Вселенная, требуют существования Рая, так же и человечество не сможет смириться с тем, что его преступления, приводящие мир в плач, и «заккумоподобные» плоды злодеяний, которые он не переварил и от которых его стошнило в виде двух мировых войн, испачкав весь лик земли — опустили человечество на самую скверную ступень и уничтожили его тысячелетнее развитие.

Если скоро не наступит конец света, то истины Ислама послужат спасению человечества от падения на нижайшую ступень, очищению лика Земли и обеспечению всеобщего мира, о чём мы молим Милостивого и Милосердного Всевышнего, надеемся и ждём!

ВТОРОЕ СЛОВО. В течение жизни я на собственном опыте убедился в нижеследующем.

Отчаяние — это самая страшная болезнь, попавшая в сердце исламского мира.

Это отчаяние погубило нас, позволив маленькому западному государству с населением в один-два миллиона покорить двадцать миллионов мусульман на востоке, колонизировав их Родину.

Это же отчаяние погубило нашу высокую мораль, заставило нас променять общественную пользу на личную выгоду.

Это отчаяние сломило нашу духовную силу. Эта духовная сила, исходящая от веры, позволила Исламу без особых усилий распространиться от востока до запада. И поскольку эта удивительная духовная сила была сломлена отчаянием, иностранные (европейские) угнетатели за четыреста лет сумели поработить триста миллионов мусульман. Находясь в этом отчаянии, мусульманин оправдывает свою лень безразличием и апатией других. Говоря: «Мне-то что?! Ведь мне плохо, как и всем остальным», — он оставляет отвагу веры и не служит на благо мусульман. Поскольку эта болезнь принесла нам столько вреда и убивает нас, то мы отомстим ей, уничтожим её. Мечом аята:

لاَ تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ   «…не теряйте надежды на милость Аллаха» (Коран, 39:53)

— мы отсечём голову этому отчаянию. Истиной хадиса: 

مَا لاَ يُدْرَكُ كُلُّهُ لاَ يُتْرَكُ كُلُّهُ«Не стоит полностью отрекаться от того, что не возможно получить целиком»

— сломаем его хребет. Ин ша Аллах!

Отчаяние — это страшнейшая болезнь наций и обществ, сродни раковой опухоли. Оно и препятствует развитию, и противоречит истине: 

اَنَا عِنْدَ حُسْنِ ظَنِّ عَبْدِى بِى

«Как меня познает Мой раб, таким же образом Я буду обращаться с ним»

Оно присуще трусам, низким и слабым людям, служа их оправданием. Оно не подобает исламской доблести. И уж тем более оно не может быть присуще такому народу, как арабы, прославившемуся среди человеческого рода сильными качествами! Народы исламского мира научились стойкости у арабов. Ин ша Аллах, оставив отчаяние, арабы, вновь по-настоящему сплотившись и объединившись с турками, являющимися героической армией Ислама, воздвигнут знамя Корана во всех концах мира.

ТРЕТЬЕ СЛОВО. В результате изучений и исследований, проведённых мной на протяжении жизни, и исходя из анализа бурных событий общественной жизни, я пришёл к твёрдому убеждению, что правда является основой Ислама, связующим звеном между высокими нравами и главным свойством возвышенных чувств. Поэтому, оживив правду, являющуюся основой жизни нашего общества, мы должны исцелить наши духовные болезни.

Да, правда является жизненным центром исламского общества. Показуха (рия) — это некий обман действием. Лесть и притворство — низкий обман. Лицемерие (нифак) — вредный обман. Обман же является клеветой на могущество Всевышнего Творца.

Неверие (куфр), во всех своих проявлениях, — это ложь и обман. Вера (иман) же — правда и истина. Исходя из этого, ложь и правда бесконечно далеки друг от друга, как запад и восток. Они не должны смешиваться, подобно огню и свету. Меж тем, жестокая политика и несправедливая пропаганда смешали их друг с другом, испортив также и человеческий нрав.

(Примечание: О мои братья! Из этого урока Прежнего Саида сорокапятилетней давности становится ясно, что тот Саид тесно связан с общественно-политической жизнью Ислама. Однако — упаси бог! — не подумайте, что он использовал религию в политических целях. Скорее, наоборот: он всеми силами использовал политику во благо религии. Он говорил: «Тысячам политик я предпочту одну-единственную истину религии». Да, в те времена, сорок-пятьдесят лет назад, он почувствовал, что некоторые лицемеры намереваются использовать политику ради безбожия. В ответ он всеми силами старался сделать политику полезной для Ислама.

Однако двадцать лет спустя он увидел, что некоторые лицемерные, скрытые безбожники под предлогом европеизации использовали политику в целях безбожия, а в ответ некоторые религиозные политики пытались использовать религию в исламской политике. Но солнце Ислама не может служить земным огням. Использовать Ислам означает принизить его ценность, что является большим преступлением. 

Более того, однажды Прежний Саид увидел, что по причине политической пристрастности один благочестивый учёный горячо восхвалял некоего лицемера, который являлся его политическим единомышленником, в то же время критикуя и осуждая добропорядочного ходжу, придерживавшегося противоположных политических воззрений. Прежний Саид сказал ему: «Ты благословил бы и дьявола, поддержи он твои взгляды, и проклял бы даже ангела, будь он твоим политическим оппонентом!»

Исходя из этого, Прежний Саид сказал:

  اَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ وَ السِّيَاسَةِ

«Прибегаю к Аллаху от дьявола и политики» 

И вот уже тридцать пять лет как отказался от политики.(*)

Саид Нурси

* Поскольку Новый Саид полностью отрёкся от политики, то вместо урока Дамасской Проповеди Прежнего Саида, затрагивающего политику, был написан его перевод.(**)

** Несмотря на то, что три суда (а теперь уже более сотни судов) и государственные чиновники досконально изучили двадцать семь последних лет жизни устаза, сто тридцать частей его книг и его письма; несмотря на то, что он вынужден был противостоять

действующим против него деспотичным лицемерам и вероотступникам; невзирая на то, что было отдано тайное распоряжение о его казни, всё же никто не смог найти ни одного, даже малейшего, признака использования им религии в политических целях, что твёрдо доказывает его непричастность и невиновность. Мы же, ученики «Рисале-и Нур», близко знакомые с его жизнью, весьма удивляемся такому необычайному положению и считаем это подтверждением истинной искренности «Рисале-и Нур». Ученики «Рисале-и Нур»)

Правда и ложь так же далеки друг от друга, как вера и неверие. В Век Счастья, когда Пророк (мир ему и благо) посредством правды вознёсся к высшим пределам Рая и когда ключом правды открылись сокровищницы истин веры и смыслов Вселенной, правда стала самым ходовым товаром и ценнейшим достоянием на рынке общественной жизни человечества. А посредством лжи такие люди, как Мусайлима аль-Казза́б, опустились на нижайшее из низких состояний.

И поскольку это великое преобразование, произошедшее в те времена, показало, что ложь является ключом к неверию и нелепости, то на рынке Вселенной она стала худшим, наиболее отвратительным товаром, который не то что не желали приобретать, но и к которому питали отвращение. И саха́бы, стоявшие в первом ряду этого великого преобразования, по природе своей были устремлены к приобретению самых достойных и ценных качеств и вещей, и, без доли сомнения, не могли осознанно протянуть руки ко лжи. Они не стали бы пачкать себя ложью, не стали бы уподобляться Мусайлиме аль-Казза́бу. Скорее, они всеми силами и естеством обратились к правде, являющейся самым ходовым товаром, самым ценным достоянием, ключом к истинам и средством вознесения Мухаммада (мир ему и благо) к вершинам, и, насколько было возможно, старались не отворачиваться от неё. Этот факт служит твёрдым аргументом в пользу общего несомненного правила науки о хадисах и  учёных Шариата, гласящего, что: «Сахабы говорили только правду. Переданное ими не нуждается в проверке. Хадисы, переданные ими от Пророка (мир ему и благо), достоверны».

Итак, несмотря на то, что великое преобразование Века Счастья отдалило правду ото лжи так же, как далеки вера и неверие, по прошествии времени они постепенно сблизились друг с другом. К тому же, политическая пропаганда внедрила ложь в массы. Ложь и зло обрели повсеместное распространение.

Итак, исходя из этой истины, никто не в силах достичь саха́бов. Желающие могут прочесть об этом подробнее в рисале о саха́бах, находящемся в приложении к «Двадцать седьмому Слову».

О мои братья, находящиеся в Мечети Омейядов! О четыреста миллионов моих братьев в великой мечети исламского мира сорок-пятьдесят лет спустя! Спасение возможно только с правдой. «У́рват аль-ву́ска» — это и есть правда. То есть самая прочная цепь, за которую стоит держаться, это правда.

Что касается так называемой лжи во благо, то время её отменило. Да, некоторые ученые выносили временную фе́тву ради пользы и в качестве вынужденной меры, но в наше время такую фетву выносить нельзя, поскольку ею уже настолько злоупотребили, что среди сотен примеров вреда может оказаться лишь один пример пользы. Поэтому решение (хукм) не может строиться на пользе. Например, причина сокращения намаза в пути — это затруднение. Но условием [для сокращения намаза] затруднение быть не может, ибо у него нет определенной границы, что чревато злоупотреблениями. Скорее, условием может быть только путь. И точно так же польза не может быть условием для лжи, ведь в ней нет определенной границы, она уязвима для злоупотребления. Решение фетвы не может строиться на ней. Таким образом: 

اِمَّا الصِّدْقُ وَاِمَّا السُّكُوتُ

 «Говорить правду или молчать»

То есть, есть два, а не три пути: либо правда, либо молчание, а лжи нет места.

Итак, поскольку ужасные интриги и ложь современного человечества, злоупотребившего позволением на ложь ради пользы, перевернули вверх дном общественное спокойствие и безопасность на земле, то, конечно же, это вынуждает человечество закрыть  «третий путь» (ложь). В противном случае, пережитые за эти полвека мировые войны, ужасные перевороты, кризисы и разрушения обрушат на человечество конец света.

Да, всё сказанное тобой должно быть верным, однако говорить всё верное — неверно. Порой во избежание вреда нужно промолчать. Однако на ложь нет никакого позволения. Всё сказанное должно быть правдой, но говорить любую  правду ты не вправе. Ведь если отсутствует искренность, сказанное может плохо повлиять, и правда может быть использована в бесправии.

ЧЕТВЁРТОЕ СЛОВО. По опыту прожитых лет, из общественной жизни человечества я твёрдо усвоил и в результате исследований понял, что вещью, наиболее достойной любви, является любовь и качеством, наиболее достойным враждебности, является враждебность. То есть дружба и любовь, обеспечивающие  безопасность общественной жизни и ведущие к счастью, более всего достойны любви и дружбы, а враждебность и ненависть, разрушающие общественную жизнь человечества и являющиеся мерзкими и вредными качествами, прежде всего достойны отвращения и ненависти. Поскольку эта истина подробно разъяснена в «Двадцать втором Письме» из «Рисале-и Нур», здесь мы ограничимся лишь кратким указанием.

Итак, эпоха враждебности и неприязни закончилась. Две мировые войны показали, насколько плоха, разрушительна и ужасно несправедлива враждебность. Стало очевидным, что в ней нет совершенно никакой пользы. Поэтому, пусть плохие поступки наших врагов — при условии отсутствия агрессии с их стороны — не вызывают вашей враждебности. Им достаточно Ада и Божьей кары.

Порой человек, вследствие своей горделивости и себялюбия, неосознанно питает несправедливую враждебность к верующим людям и считает себя правым. Меж тем, эта враждебность и неприязнь является пренебрежением к таким сильным причинам, порождающим любовь к верующим, как вера, Ислам и родство, и принижает их ценность. Это глупость, означающая предпочтение ничтожных причин враждебности огромным, как горы, причинам любви.

Поскольку любовь противоположна враждебности, то, подобно свету и мраку, они не могут настоящим образом объединиться: то, что возобладает, то и будет по-настоящему находиться в сердце, а его противоположности в нем по-настоящему не будет. Например, если в сердце по-настоящему будет любовь, тогда враждебность обратится в жалость и сострадание. Таково положение в отношении носителей има́на. Или же, если в сердце по-настоящему  будет враждебность, тогда любовь превратится в компромисс и внешнюю дружбу. Такое положение возможно в отношении неагрессивных неверных. Да, причины любви — это такие светлые, мощные узы и духовные крепости, как вера, Ислам, родство и человечность. Причины же враждебности в отношении верующих людей — это некоторые частные причины, подобные мелким камням. В таком случае человек, питающий истинную враждебность к некоему мусульманину, совершает огромную ошибку, пренебрегая причинами любви, огромными как горы.

Вывод. Дружба, братство и любовь являются характерными чертами Ислама и связью между его последователями. Враждебно настроенные люди сродни капризному ребёнку, который хочет плакать и ищет для этого любой — даже пустяковый — повод. Также, они похожи на бессовестного пессимиста, который не подумает о хорошем, пока есть возможность думать о плохом. Он одним проступком зачеркнёт десять благодеяний. Однако совесть и хорошее мнение (хусну занн), присущие Исламу, отвергают это.

ПЯТОЕ СЛОВО. Совет (машвара́т, шура) в соответствии с Шариатом преподнёс мне следующий урок: в это время один грех, совершённый одним человеком, порой увеличивается стократно, распространяясь на других. Одно же благодеяние порой увеличивается во много тысяч раз. Секрет и мудрость этого такова: свобода и совет в соответствии с Шариатом проявили превосходство нашей истинной нации. Основой же и духом нашей истинной нации является Ислам. И поскольку Османский халифат и турецкая армия служат знаменосцами этой исламской нации, то они являются её хранителями и крепостью. Арабы и турки — два истинных брата — являются часовыми этой священной крепости.

Итак, благодаря связи внутри этой святой нации, все мусульмане — единая община, а мусульманские народы, будучи единицами этой общины, связаны друг с другом исламским братством. Духовно (а при необходимости — и материально) они помогают друг другу, словно их скрепляют светлые узы.

Когда некто из той или иной общины совершает преступление, то в глазах враждебной общины он бросает тень вины на всех членов своей общины, умножая своё преступление тысячекратно. Если же некто из этой общины совершит благодеяние, служащее предметом гордости данной общины, то им гордятся все его члены. Каждый член общины будет гордиться так, словно это он совершил это благодеяние. Исходя из этого, в наше время и особенно через сорок-пятьдесят лет, проступок и зло затронут не только совершившего его, но, скорее, коснутся миллионов мусульман. Спустя сорок-пятьдесят лет появится множество примеров этого.

О внемлющие моим словам братья в этой Мечети Омейядов и братья-мусульмане в мечети исламского мира сорок-пятьдесят лет спустя!

Не ищите себе оправдания, говоря: «Мы вреда не наносим, но принести пользу у нас нет сил и возможностей, поэтому нам простительно». Это ваше оправдание неприемлемо. Ваша лень, отговорки, отсутствие труда и усердия во благо исламского единства и исламской нации является великим вредом для вас и несправедливостью.

Итак, в это время, подобно тому как грех таким образом возрастает в тысячи раз, так и благодеяние, то есть добро, касающееся святости Ислама, не может ограничиться только совершившим его. Скорее, это благодеяние духовно несёт пользу миллионам людей веры и способно духовно и материально укрепить их взаимосвязь. Поэтому сейчас не время отговорок и оправданий, не время лениться!

О мои братья в этой мечети и братья в великой мечети исламского мира через сорок-пятьдесят лет! Не подумайте, что я взошёл на этот минбар для того, чтобы наставлять вас. Скорее, я поднялся сюда, чтобы заявить вам о наших правах. То есть польза, мирское и потустороннее счастье малых народов (например, курдов), зависят от таких больших и господствующих народов и учителей, как вы, — арабы и турки. Нам, мусульманским народам, вашим младшим братьям, вредят ваши лень и апатия.

Особенно это относится к вам, о великие и полностью пробудившиеся или пробуждающиеся арабы! Ведь вы были учителями, имамами и борцами за Ислам как для нас, так и для остальных мусульманских народов. Затем великий турецкий народ полноценно помог вам исполнить ваш священный долг! Поэтому, ваша лень умножит ваш грех. Тем не менее, добро ваше и благодеяния ваши также весьма велики и возвышенны. Особенные надежды мы возлагаем на Божественную милость, а именно на то, что спустя сорок-пятьдесят лет арабы, подобно Соединённым Штатам Америки, достигнут своего наивысшего расцвета, и, как в прежние времена, установят на половине земного шара (а может, и на большей её части) господство Ислама, оказавшегося сейчас в плену. Если скоро не наступит конец света, то, ин ша Аллах, будущие поколения увидят это.

Осторожно, братья! Не подумайте, что этими словами я желаю подтолкнуть вас к  политике. Да упасёт Аллах! Истина Ислама превыше любой политики. Политика может быть лишь слугой этой истины. Никакая политика не вправе делать Ислам своим инструментом.

Своим ущербным воображением я представляю всё исламское сообщество нашего времени как некую фабрику со множеством механизмов и шестерёнок. Если одна её шестерня начнёт отставать или нападёт на другую шестерню, являющуюся её товарищем, то работа механизма этой машины будет нарушена. Поэтому близится час исламского единства. Не нужно обращать внимания на личные недостатки друг друга.

С большим сожалением и болью говорю вам, что некоторая часть европейцев отняла у нас богатства и родные земли, взамен заплатив гнилую цену. Также, они присвоили себе нашу высокую мораль и некоторые нравственные качества, касающиеся общественной жизни, сделав их основой своего развития, взамен отдав нам своё аморальное поведение и своё распутство.

Например, заимствовав у нас национальное самосознание, их человек говорит: «Если я умру, то пусть здравствует мой народ! Ведь жизнь моего народа — продолжение моей жизни!» Так вот, эти слова они переняли у нас. И это является прочнейшей основой их развития. Они украли её у нас. Ведь эти слова исходят от истинной религии и от истин веры. Они принадлежат нам — носителям има́на (веры). В то же время, из-за грязного, скверного нрава, проникшего к нам от европейцев, некий эгоист у нас говорит: «Если я умру от жажды, то пусть в этом мире больше не будет дождя. Если же я не познаю счастья, то пусть мир портится как угодно». Итак, эти глупые слова исходят от неверия, от незнания об Ином мире. Они проникли к нам извне и отравляют нас.

Также, благодаря заимствованному у нас национальному самосознанию, каждый отдельный европеец обретает ценность целого народа. Ведь ценность человека определяется его усердием. Тот, чьим предметом усердия является народ, сам является неким малым народом.

Из-за невнимательности некоторых из нас и поскольку мы, переняв вредные черты европейцев, несмотря на силу и святость исламской нации, не думаем о пользе народа, заботясь лишь о собственной выгоде, то тысяча человек опускается до степени одного человека.

مَنْ كَانَ هِمَّتُهُ نَفْسُهُ فَلَيْسَ مِنَ اْلاِنْسَانِ ِلاَنَّهُ مَدَنِىٌّ بِالطَّبْعِ

То есть тот, чьи старания и усердия направлены лишь на самого себя, не может считать себя настоящим человеком, ибо человеческое естество является цивилизованным, в силу чего истинному человеку необходимо думать о своих соплеменниках. Его личная жизнь неотделима от общества. К примеру, когда человек вкушает хлеб, представьте, как много людей приложили к этому руку, и сколько рук он за него, образно говоря, целует?! Также, представьте, с каким количеством фабрик он связан посредством своей одежды! Поскольку он не может, подобно зверю, жить в одной шкуре, и поскольку он естественным образом связан со своими соплеменниками, будучи перед ними в моральном долгу, то по своему естеству человеку присущ цивилизованный образ жизни.

Тот же, кто помышляет сугубо о личных интересах, теряет человеческий облик, превращаясь в хищного зверя. Если же у него нет возможности по действительно уважительным причинам, то это является, скорее, исключением!

ШЕСТОЕ СЛОВО. Ключ от счастья в общественной жизни мусульман — совет в соответствии с Шариатом. Благородный Аят:

وَ اَمْرُهُمْ شُورَى بَيْنَهُمْ «…решают дела свои на совете между собой» (Коран, 42:38), — предписывает принцип совещательности (шура) как основополагающий.

Да, как совещание друг с другом веков и времён в человеческом обществе посредством истории, называемое «объединением опыта и знаний», является основой наук и прогресса, так же и отсутствие подлинной совещательности является одной из причин наибольшей отсталости крупнейшего континента — Азии.

Катализатором и ключом развития азиатского континента и его будущего является совет (шура). То есть так же, как отдельные личности советуются друг с другом, так и народам и даже частям света необходим совет, дабы оковы и цепи всевозможных угнетений, сковывающих три, а может и четыре сотни миллионов мусульман, были разорваны шариатским советом и рождённой от доблести и сострадания веры шариатской свободой, которая, украсившись шариатским нравом, отвергает пороки распутной западной цивилизации.

Исходящая от веры шариатская свобода (т.е. свобода в рамках шариата) повелевает две основы:

اَنْ لاَ يُذَلِّلَ وَ لاَ يَتَذَلَّلَ مَنْ كَانَ عَبْدًا لِلَّهِ لاَ يَكُونُ عَبْدًا لِلْعِبَادِ لاَ يَجْعَلْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا اَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ نَعَمْ اَلْحُرِّيَّةُ الشَّرْعِيَّةُ عَطِيَّةُ الرَّحْمَنِ

То есть вера требует следующего: не унижать людей угнетением и тиранией, а также не унижаться перед тиранами. Являющийся истинным рабом Аллаха не может быть рабом других. Не берите, помимо Аллаха, никого себе господом. Человек, не ведающий об Аллахе, к своему несчастью обожествляет каждую вещь и  каждое существо соответственно их величине. 

Да, шариатская свобода — это некий дар милости и милосердия Всевышнего, и является отличительной чертой веры.

فَلْيَحْيَا الصِّدْقُ وَلاَ عَاشَ الْيَاْسُ فَلْتَدُومِ الْمُحَبَّةُ وَلْتَقْوَى الشُّورَى وَالْمَلاَمُ عَلَى مَنِ اتَّبَعَ الْهَوَى وَالسَّلاَمُ عَلَى مَنِ اتَّبَعَ الْهُدَى

Да здравствует правда! Да сгинет отчаяние! Пусть длится дружба и любовь! Да обретёт силу совет! Да познают осуждение, порицание и отвращение те, кто подчиняется своим страстям и прихотям! Да пребудут мир и благополучие с теми, кто следует Истине! Амин…

Вопрос: «Почему ты придаёшь такую важность принципу совещательности? И каким образом на основе этого принципа возможны жизнь и развитие человечества, особенно азиатского континента и мусульманского мира?»

Ответ. Как  было изложено в «Двадцать первом Сиянии» об искренности (из «Рисале-и Нур»), благодаря тому, что справедливое совещание приносит искренность и сплочённость, три искренних и сплочённых человека могут принести пользу нации, как сто человек, подобно тому, как три буквы алиф образуют сто одиннадцать (111). И множество исторических событий показывает нам, что благодаря секрету истинной сплочённости, искренности и совещательности десять человек вершили дела тысячи людей. Поскольку нужды человека бесконечны, враги его бесчисленны, а силы и капитал весьма незначительны (особенно при том, что с неверием умножилось число озверевших, вредоносных, разрушающих людей), то, конечно же, против этих бесчисленных врагов и бесконечных нужд как личная жизнь человека может опираться на эти, исходящие от веры, точку опоры и точку обращения за помощью, так и общественная жизнь может существовать благодаря шариатскому совету, идущему, опять же, от истин веры. Благодаря этому эти враги будут остановлены и будет найден путь удовлетворения этих потребностей.

***