Третий раздел

Этот раздел коротко изложит три содержательных признака единобожия

Аргументы, признаки и доказательства, подтверждающие и указывающие на Единство Всевышнего, не поддаются счёту. Из них тысячи доказательств подробно изложены в “Сираджуннуре”. Поэтому здесь, в “Третьем разделе”, мы удовлетворились кратким изложением лишь трёх содержательных аргументов.

Первый признак и аргумент

Его результатом является фраза:

 وَحْدَهُ

 (Он – Един). В каждой вещи есть некое единство. Единство же указывает на некого единого. Да, единое произведение явно исходит от одного творца. Одно, конечно, идёт от одного. Поскольку во всём сущем имеется некое единство, конечно, это показывает, что оно (сущее) является произведением и творчеством одного-единственного Создателя. Да, эта Вселенная подобна некому бутону розы, завёрнутому в тысячу лепестков единств. Или она – некий огромный, единственный человек, надевший на себя столько единств, сколько имён и всеохватных деяний Всевышнего. Или же она – некое райское древо мироздания, на ветвях которого развешано столько единств, сколько есть разновидностей созданий.

Да, управление Вселенной одно… меры одни… правление одно… и печать на ней одна… И так можно продолжать до тысячи одного… и вместе с тем, что имена, вращающие эту Вселенную, и действия одни и те же, каждое из них охватывает всю её или её большую часть. То есть, действующая во Вселенной мудрость одна… забота одна… регулирование одно… вскармливание одно… милость, спешащая на помощь нуждающимся, одна… и, являющийся напитком той милости, дождь один… Один, одно, одна… Так можно продолжать тысячи раз… И лампа обогрева этой Вселенной – Cолнце – одно… И её светильник – луна – одна… и её повар – огонь – один… и горы, являющиеся складами припасов и опорами сокровищницами, везде одни… и её водонос-водовоз один… и губка, увлажняющая её сады, одна… и так далее. Одна, один… так до тысячи одного…

Итак, столько единств мира, представляют собой яркое, словно солнце, доказательство указывающее на одного Единого-Единственного Творца. И вместе с тем, что каждый элемент и вид вселенной является везде одним и тем же, их охват всей земли и вхождение друг в друга, и их взаимосвязанное, а скорее взаимоподдерживающее слияние, конечно, является явным признаком того, что их Хозяин, Владелец и Творец – Один.

Второй признак и аргумент

Его результатом является фраза:

لَا شَرٖيكَ لَهُ

(Нет у Него сотоварища). Это то, что во всей Вселенной, от частиц и до звёзд, в каждой вещи находится безупречный, совершеннейший порядок, безукоризненная, прекрасная гармония и непритесняющая справедливая взвешенность. Да, совершенный порядок и гармоничная взвешенность могут быть лишь благодаря единству. Если в одно дело вмешаются разные руки, то всё запутают. Посмотри же на величие этого порядка, который сделал эту Вселенную таким совершенным дворцом, что каждый его камень также искусен, как дворец. И сделал её таким великолепным городом, что его бесконечные приходы и расходы, нескончаемые ценные товары и продукты в совершенном порядке, точно в срок приходят из неожиданных мест. И обратил её в такую глубокомысленную, чудесную книгу, что каждая её буква излагает смысл сотни строк, каждая строка – сотни страниц, каждая страница – сотни глав, а каждая глава – сотни книг. И все её главы, страницы, строки, слова и буквы обращены друг к другу и указывают друг на друга.

И ты посмотри на совершенство уборки внутри того удивительного порядка, ведь эта огромная Вселенная подобна чистейшему цивилизованному городу, или даже прекрасному дворцу, в котором очень внимательно следится за чистотой, а скорее, она похожа на райскую гурию, одетую в семьдесят нарядных платьев поверх друг друга, а скорее, она словно бутон розы, завёрнутый в семьдесят изящных, красивых лепестков, также чиста и опрятна.

И ты посмотри на совершенную справедливость весов внутри этого порядка и чистоты. Самым крохотным и незаметным созданиям и микробам, которые будут видны только если их увеличить в тысячу раз, а также огромным звёздам и солнцам, которые в тысячи раз больше земли, безупречно выдаётся всё необходимое, взвешиваясь и отмеряясь на чашечках этих весов. И перед этими весами справедливости те крохотные создания ровны с теми сверхгигантскими творениями. Между тем, среди тех гигантов есть такие, что если они потеряют равновесие хотя бы на секунду, то испортят равновесие мира и наступит конец света.

И внутри этого порядка, чистоты и взвешенности ты взгляни на необычайно привлекательную красоту и прелесть, которые придали этой огромной Вселенной образ некого прекрасного праздника, некой нарядной выставки и цветущей весны; и сделали великую весну некой прелестной клумбой и букетом роз, будто каждой весне придали образ пышного цветка, украшенного сотней тысяч узоров, расцветающего на поверхности земли из сезона в сезон. И каждый цветок той весны украсили разными-преразными украшениями. Да, с красивыми проявлениями содержащих предельную степень прелести и красоты Прекрасных Имён Аллаха, каждый вид и даже каждая единица во вселенной, согласно своим способностям, удостоились такой красоты, что Худжат’уль-Ислам Имам Газали сказал:

لَيْسَ فِى الْاِمْكَانِ اَبْدَعُ مِمَّا كَانَ

То есть: “В кругу вероятного нет более красивого и великолепного, чем сотворённое”. Итак, эта всеобъемлющая и притягательная красота, эта повсеместная и необычайная чистота, эта всепроникающая и очень точная взвешенность и эти всеохватные и во всех отношениях чудесные порядок и гармония являются такими признаками и доказательствами единства и единобожия, которые ярче, чем указание полуденного сияния на солнце.

Очень краткий и сильный ответ на один касающийся этой темы вопрос, содержащий две части.

Первая часть вопроса: “В этом разделе ты говоришь: “Красота, прелесть, великолепие и справедливость охватывают всю вселенную”. Но что ты скажешь об этих, имеющих место перед нашими глазами, стольких уродливостях и бедствиях, о болезнях, смертях и несчастьях?”

Ответ. Уродливость, которая влечёт за собой или проявляет множество красот, косвенно тоже является красотой. И если отсутствие или невидимость уродливости станет причиной невидимости и сокрытия многих красот, то это будет уже не одной, а многократной уродливостью. Например, если бы не было уродства, подобного некой единице измерения, то истина красоты имела бы только одним видом, очень многие её уровни остались бы скрытыми. С вмешательством уродства же эти уровни раскрываются. Также как с существованием холода проявляются уровни тепла, а с присутствием темноты – степени освещённости, точно также, с существованием частных и незначительных зла, вреда, несчастья и уродливости, проявляются общие и большие блага, пользы, дары и красоты. Значит, сотворение уродливости – не уродливо, а красиво. Потому что результаты в большинстве случаев красивы. Да, некий ленивый человек, получивший ущерб от дождя, не опровергнет истинность многих полезных результатов этого явления, за которые его называют милостью, не сможет обратить милость в тяготу.

Что же касается тленности, исчезновения и смерти, в “Двадцать четвёртом Письме” весьма твёрдыми и сильными аргументами доказано, что они не противоречат всеобщей милости, всеохватной красоте и всеобъемлющему благу, скорее, наоборот, являются их необходимостями. Даже дьяволы, поскольку они являются причиной борьбы и состязания, представляющих собой пружину духовного развития человека, то и их создание является благом, с этой точки зрения красивым. И даже неверующие, поскольку своим неверием они нарушают права всей вселенной и оскорбляют её честь, то наказать их адом – красиво. Поскольку в других брошюрах эти два пункта полностью разъяснены, то здесь мы удовлетворяемся одним коротким указанием.

Вторая часть вопроса:(*) “Хорошо, во всеобщем отношении этот ответ касательно дьяволов и неверующих мы примем. Но как получается, что Абсолютно Красивый, Совершенно Милосердный и Абсолютно ни в чём ненуждающийся, являющийся истинным Добром, подвергает злу, несчастью и уродливости бедных отдельных единиц и личностей?”


* Примечание: Ответ на эту часть вопроса очень важен. Он устраняет многие сомнения.

Ответ. Сколько бы ни было добра, красот и благ, все они исходят непосредственно из сокровищницы милости и особых даров Абсолютно Прекрасного и Милостивого Аллаха. Что же касается бед и зла, то, поскольку они являются частичными результатами среди многих результатов всеобщих и всецелых законов Господнего правления, называемых Божественными обычаями и представляющих всеобщие повеления, и поскольку они представляют собой частичные необходимости действия этих законов, конечно, для того чтобы сохранить и соблюсти эти законы, являющиеся основой всеобщих и больших благ, Всевышний создаёт и эти недобрые частичные результаты. Однако, против этих частичных и печальных итогов, Он со Своей особой милостивой поддержкой и исключительной Господней благосклонностью, спешит на просьбы о помощи единиц и личностей, попавших в беды и несчастья. И показывая, что Он является Независимым Деятелем, и что каждое дело каждой вещи зависит от Его желания, и что всеобщие законы тоже постоянно подчинены Его воле и выбору, и что плач единиц, стонущих под давлением тех всеобщих законов, слышит их Милосердный Господь и спешит им на помощь Своими благами; и для того, чтобы для безграничных и бесконечных проявлений Своих Прекрасных Имён открыть бесконечное и бескрайнее пространство, с этими исключениями из тех всецелых правил Божественных обычаев и всеобъемлющих законов и с этими частичными плохими итогами, с некими особыми благоволениями и особыми пробуждениями к себе любви, Он открыл двери особых, исключительных проявлений.

Этот второй признак единобожия, изложен наверное в ста местах “Сираджуннура”. Поэтому здесь мы удовлетворились лишь лёгким указанием.

Третий признак и аргумент

Это бессчётные печати единобожия, на которые указывается фразой:

لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ

(Ему принадлежат все владения и все похвалы.) Да, на лице всякой вещи, будь она большая или маленькая, от частиц и до звёзд, есть такая печать, что подобно тому, как отражение солнца в зеркале показывает солнце, так и зеркало этой печати, указывая на Солнце Извечности и Вечности, свидетельствует о Его единственности. Поскольку очень многие из этих бесконечных печатей подробно разъяснены в “Сираджуннуре”, здесь мы, делая короткое указание, рассмотрим только три из них. Итак:

Подобно тому, как на лике всей вселенной поставлена обширная печать единства, состоящая из проявляемых друг к другу всеми видами созданий взаимоподдержки, взаимосплочённости, схожести и взаимопроникновения, также и на лике земли, тем, что некой Божественной армии, состоящей из четырёхсот тысяч животных и растительных племён, в совершенном порядке, никого не забывая, точно вовремя выдаются разные-преразные провиант, оружие, формы, навыки и демобилизации, поставлена великая печать единобожия, и подобно этому, на лице человека тоже, тем что каждое лицо имеет отличительные признаки от всех других лиц, поставлена печать единства (вахданията), а также и на лице каждого творения, будь оно целостным или частичным, стоит по одной печати единобожия (таухида), и вообще, на голове каждого создания, будь оно большое или маленькое, многочисленное или редкое, видно по одной печати единственности (ахадията). И особенно ярки печати живых существ. Скорее, каждое живое существо само собой является отдельной печатью единобожия (таухида), отдельным штампом единства (вахдата), отдельным клеймом единственности (ахадията) и автографом Божественной самодостаточности (самадията).

Да, каждый цветок, каждый плод, каждый лист, каждое растение и каждое животное являются такими печатями единственности (ахадията) и штампами Божественности, что обращают каждое дерево в некое письмо Господа, каждое племя созданий – в некую книгу Милостивого и каждый сад – в некое повеление Достохвального. И на каждом том дереве-письме стоит столько печатей, сколько на нём цветов, столько подписей, сколько на нём плодов и столько монограмм, сколько на нём листьев; и в книге этого вида и рода также, для показа её Автора, стоит столько штампов, сколько они насчитывают особей. И на том повелении-саду, для представления и описания издавшего его Царя, выбито столько знаков, сколько в нём есть трав, деревьев и животных. И даже каждое дерево, в своём истоке и завершении, внешнем виде и внутреннем содержании имеет четыре печати единобожия, на которые указывают Божественные имена:

هُوَ الْاَوَّلُ وَالْاٰخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ

Он – Первый и Последний, Явный (Внешний) и Сокровенный (Внутренний)” (Коран 57:3).

Как указывает имя  اَلْاَوَّلُ  Первый”косточка(*), являющаяся исходной основой каждого плодового дерева, представляет собой такой сундучок, в котором содержится программа этого дерева, его оглавление и план… и такой станок, который заключает в себе все его системы, потребности и органы… и такую машину, которая несёт все его начальные микроскопические приходы, расходы и изменения.

И, как указывает имя الْاَخِرُ  Последний”, итог каждого дерева и его плод, посредством находящихся в его сердце косточек, является таким описанием, которое содержит все формы, состояния и качества этого дерева… и является таким изложением, которое описывает все его обязанности, полезности и особенности… и представляют собой такой вывод, который сообщает и даёт урок обо всех его сородичах, потомках и будущих поколениях.

И, как указывает имя اَلظَّاهِرُ Явный”, надетые на каждое дерево его внешность и форма являются таким искусным и украшенным платьем, таким одеянием, что со всеми ветвями и сучьями, со всеми органами и отделами, скроены, обрезаны и украшены точно по его фигуре. И они настолько точны, взвешены и многозначительны, что обращают то дерево в образ некой книги, письма и поэмы.

И, как указывает имя  اَلْبَاطِنُ  Сокровенный”, работающая внутри каждого дерева машина представляет собой такую фабрику, которая очень точными весами измеряет образование, направление и правильный рост всех частей и отделов этого дерева, и подобно этому, она в весьма совершенном порядке направляет и распределяет питание и материалы, необходимые для всех его различных органов, и вместе с тем, эта удивительная фабрика работает с потрясающими умы скоростью, подобной скорости молнии, с лёгкостью, подобной работе часов, и с единством и сплочённостью, подобными исполнению некой армией команды “марш”.


Примечание: Фраза: “Расти с косточки”, – которая с давних пор в виде поговорки ходит у всех на языках, может считаться неким скрытым указанием на автора этой книги. Потому что человек, служащий “Рисале-и Нур”, с благодатью Корана открыл для единобожия в цветах и косточках две ступени познания, найдя живую воду в том же месте, где “утонули” натуралисты. И достиг с косточки к истине и свету познания. И поэтому эти две вещи часто упоминаются в “Рисале-и Нур”.

Одним словом, начало каждого дерева – это такой сундучок и программа… И его завершение – такое описание и подобие… И внешность – такое искусное платье и такое украшенное одеяние… И внутренность – такая машина и фабрика; и все эти четыре стороны так обращены друг к другу, и в их объединении видна такая великая печать, а скорее величайшее имя (исм-и азам), что эти дела, явно, не сможет сделать никто другой, кроме Единого-Единственного Творца. И у каждого живого существа, как и у дерева, начало и конец, внешность и внутренность также представляют собой отдельные штампы единобожия, отдельные печати единства, клейма единственности и монограммы единства Всевышнего.

Итак, подобно дереву из этих трёх примеров, весна тоже является неким деревом со множеством цветов: вверяемые осени семена, косточки и корни несут на себе чекан имени 13 اَلْاَوَّلُ… и сыплющиеся в объятья лета и наполняющие его подол фрукты, злаки и овощи несут печать имени 14اَلْاَجِرُ … и весенней порой, надетые друг на друга, словно шёлковые, естественные платья, похожие на одеяния райских гурий, и одежды, украшенные сотней тысяч узоров, показывают взору оттиск имени 15 … и работающие Божественные фабрики, кипящие котлы милости и готовящие пищу господние кухни внутри той весны и внутри земли, несут на себе монограмму имени 16.

И даже каждый вид, например человечество, тоже является неким деревом: при том, что его корень и косточка – в прошлом, а его плоды и результаты – в будущем, в продолжении его рода содержатся весьма точные законы, а также и его настоящее положение несёт под действием правил личной и общественной жизни печать единобожия, и за внешней спутанностью несёт скрытый упорядоченный штамп единства, и под неясным человеческим положением, находящимся под действием законов предопределения, называемых судьбой, скрывает печать единства (его Создателя).

***

Заключение

Короткое указание на содержащиеся в сути единобожия другие столпы веры

О беспечный человек! Попробуй один раз задуматься и прими во внимание изложенные в трёх разделах этого “Луча” три плода, три необходимости и три аргумента; смотри: разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы управляющий этой вселенной и принимающий во внимание даже самое частное исцеление и самую маленькую благодарность, и не отдающий в другие руки даже такое маленькое творение, как крылышко мухи, не оставаясь к нему безразличным, и на самое простое семечко возлагающий так много мудростей и обязанностей, как на целое дерево, и каждым Своим творением дающий почувствовать Свою Милость, Милосердие и Мудрость, и через каждую вещь знакомящий с Собой, и каждым благом пробуждающий к Себе Любовь, – Всемогущий, Мудрый, Милосердный и Знающий Творец остался бы безразличным к красоте истины Мухаммада (Мир Ему и Благо), духовно захватившей вселенную, к восхвалению Ахмада (Мир Ему и Благо) и к свету Ислама?!

И разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы “позолотившая” все творения, обрадовавшая всех созданий, осветившая вселенную, приведшая в волнение небеса и землю, и непрерывно держащая под своей материальной и духовной властью половину земли и пятую часть человечества, и постоянно правящая во имя и в пользу Создателя Вселенной Пророческая Миссия Ахмада (Мир Ему и Благо) не была бы самой важной целью, светом и зеркалом Этого Создателя?! А также, чтобы пророки, которые подобно Мухаммаду (Мир Ему и Благо) служили этой истине, не были посланниками, друзьями и слугами Этого Творца?! Да ни в коем случае, по числу всех чудес пророков, нет!..

И разве есть хоть какая-то возможность, чтобы возлагающий сотни мудростей и плодов на такие самые незначительные вещи, как ветви деревьев, и, представляя Своё Господство необычайными мудростями и всеобъемлющей Милостью, пробуждающий к Себе любовь Мудрый и Милосердный Создатель не произвёл бы воскресения из мёртвых, лёгкого для Его могущества, как весна, не открыл бы края счастья и вечных местопребываний, чем отверг бы и заставил отрицать все Свои мудрости и милости, и даже Своё Господство и совершенства, и казнил бы навечно всех Своих очень любимых созданий?! Да никогда, сто тысяч раз ни за что!.. Этот Абсолютно Прекрасный бесконечно пречист и пресвят от такой абсолютной мерзости!

ОДНО ДЛИННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Один вопрос, связанный с воскрешением: “В Коране многократно встречаются такие повеления, как:

 اِنْ كَانَتْ اِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً  Будет один только глас…” (Коран 36:53), и 

وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ  Наступление Часа, подобно мгновению ока” (Коран, 16:77), сообщающие о том, что Великое Воскресение происходит мгновенно, без всякой затраты времени. Ограниченный же разум желает услышать какой-либо общеизвестный пример, который бы объяснил и помог принять эту удивительную и бесподобную истину.”

Ответ. В Воскрешении имеется три процесса:

  • Возвращение душ в тела;
  • Оживление тел;
  • Создание тел.

Первый процесс.

Пример возвращения душ в тела: Тогда, когда единицы дисциплинированной армии разошлись во все стороны для отдыха, они тут же собираются по звуку громогласной трубы. Да, как труба “Сур” Исрафила не уступит армейской трубе, также и души, которые, когда-то находились на стороне бесконеч­ностей и в мире частиц, слышавшие идущее со стороны Извечного (Аллаха) повеление:

اَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ  Не Я ли ваш Господь” (Коран 7:172),

и ответившие:

قَالُوا بَلٰى  Да, Ты наш Господь” (Коран 7:172)конечно же, в тысячу раз более подчинены, дисциплинированы и послушны, чем солдаты армии. И не только души, скорее даже все частицы являются Божественной армией и её послушными солдатами, что твёрдо доказано в “Тридцатом Слове”.

Второй процесс.

А пример оживления тел следующий: Как в большом городе, праздничной ночью из одного центра практически мгновенно оживляются и загораются сто тысяч электрических ламп, таким же образом можно из одного центра зажечь и сто миллионов ламп, находящихся на всей поверхности Земного шара. Одно такое создание Всевышнего, как электричество, являющееся слугой и осветителем в Его гостинице. Получает у Создателя воспитание и урок дисциплины, удостаивается таких способностей. Конечно, в кругу гармоничных законов Божественной ­мудрости, которые, подобно электричеству, представляют собой тысячи светлых слуг, такое событие, как Великое Воскресение, может осуществиться в мгновение ока.

Третий процесс.

Пример же одновременного создания тел таков: Создание весенней порой, в течение нескольких дней в совершенном виде, также как и предыдущей весной – всех листьев деревьев, тысячекратно превышающих количество всех людей, и вновь, подобно урожаю прошлой весны, со скоростью молнии, сотворение всех цветов, плодов и тех листьев… А также одновременное пробуждение, развитие и оживление всех бесчисленных семян, фруктовых косточек и корней, являющихся началом той весны.

И мгновенное удостаивание истины “воскрешение после смерти” и формирование одним повелением всех умерших деревьев, которые были подобны стоящим на ногах скелетам усопших.

И очень искусное оживление бесчисленных особей племён крошечных животных.

И, в особенности, воскрешение племён мух. Вместе с другими племенами сотворение, оживление и воскрешение этих существ каждой весной в течение нескольких дней. А также, постоянно чистящих свои тельца, глаза и крылышки, и этим напоминающих нам об омовении и чистоте, и ласкающих наши лица, ежегодно оживляемое племя которых включает в себя больше единиц, чем весь род сынов Адама полностью, начиная со времён самого Адама. Всё это, конечно, является не одним, а тысячами примерами воссоздания человеческих тел в Судный День.

Да, потому как этот мир является местом проявления Мудрости, а иной мир – местом проявления Могущества, создание вещей этого мира происходит постепенно и с течением времени, чего требуют в этом мире многие имена Аллаха, такие как Мудрый, Упорядочивающий, Предусмотрительный и Воспитывающий, и что стало необходимостью Божественной мудрости.

В Ином же мире, по сравнению с Мудростью, проявляются Могущество и Милость, нет необходимости в причинах, периодах, во времени и ожидании. Создание происходит мгновенно. То, что делается в этом мире за день или год, на том свете происходит с быстротой молнии за один миг, о чём своим указанием:

وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ\

Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее” (Коран 16:77).

повелевает Коран Превосходно Разъясняющий.

Если желаешь осознать приход воскресения также твёрдо, как приход весны, то внимательно посмотри и изучи “Десятое Слово” и “Двадцать девятое Слово”, касающиеся Воскрешения. И если не поверишь в него так же, как в приход весны, то можешь прийти и ткнуть мне пальцами в глаза!..

Четвёртый процесс, которым является смерть этого мира и приход конца света. Если по воле Всевышнего какая-либо планета или комета столкнётся с нашей гостиницей – Землёй, она сможет разрушить этот наш дом в один миг. Подобно тому, как разрушается в течение одной минуты дворец, построенный за десять лет…

Этих четырёх кратких примеров Воскресения из мёртвых на сей раз достаточно. Возвращаемся к нашей теме.

И разве есть хоть какая-то возможность, чтобы красноречивый выразитель всех истинных и высоких истин вселенной и чудесный язык всех совершенств Создателя вселенной, и необыкновенный сборник всех Его замыслов – Коран-Превосходно Излагающий – не был Словом Этого Создателя?! Нет, по числу тайн его аятов, нет!..

И разве есть хоть какая-то возможность, чтобы Мудрый Творец сделал так, что все Его живые, разумные создания разговаривали друг с другом и на тысячах разновидностей языков общались между собой, чтобы Он знал их слова и голоса, слышал их и Своими деяниями и благосклонностью явным образом давал им ответ, но Сам бы не разговаривал и не мог разговаривать?! Разве такое возможно, и разве для этого есть хоть какая-то вероятность?

Поскольку явно, что Он разговаривает, и поскольку всепонимающим собеседником Его разговора прежде всего является человек, конечно, известные святые книги, во главе с Кораном, являются Его речью.

И разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы Мудрый Творец для того чтобы представить Себя, пробудить к Себе любовь и вызвать восхваления, и чтобы сделать признательность и благодарность живых существ важной основой Своего Господства и Заботы, радуя их Своими дарами и делая довольными, сделал огромную вселенную, со всеми её видами и основами, неким покорным слугой живых созданий, их жилищем, выставкой и местом угощений, после чего настолько размножил тысячи разнообразнейших видов тех живых существ, что каждый лист некоторой части кроны таких бесплодных деревьев, как тополь и вяз, сделал и колыбелью, и материнской утробой, и складом продовольствия для целого отряда мух, то есть, живых созданий, поминающих Его в воздухе; но при этом бросил бы бесхозными, безжизненными, неодушевлёнными, незаселёнными, пустыми, заброшенными и бесполезными эти прекрасные небеса и эти светлые звёзды, то есть, оставил бы их без ангелов и духовных существ?! Да ни за что, по числу ангелов и духовных существ, ни за что и никогда!..

И разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы предусмотрительный Мудрый Творец в совершенном порядке записывая пером предопределения в плодах и косточках самых маловажных трав их судьбу, их начало и конец, и вместе с тем с совершенной разборчивостью и порядком записывая предпосылки и итоги великой весны, словно это некое дерево, не оставаясь безразличным к самым маловажным вещам, но не записал бы представляющие большую важность деяния и поступки человека, являющегося плодом вселенной, халифом земли, надзирателем и начальником за разновидностями созданий, оставил бы эти деяния за кругом предопределения и остался к ним безразличным?! Да ни в коем случае, по числу человеческих деяний, которые будут взвешены на весах, ни за что и никогда!..

Одним словом, Вселенная всеми своими истинами объявляет:

اٰمَنْتُ بِاللّٰهِ وَ مَلٰئِكَتِهِ وَ كُتُبِهٖ وَ رُسُلِهٖ وَ بِالْيَوْمِ الْاٰخِرِ وَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهٖ وَ شَرِّهٖ مِنَ اللّٰهِ تَعَالٰى وَ الْبَعْثُ بَعْدَ الْمَوْتِ حَقٌّ اَشْهَدُ اَنْ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَ اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ وَ اِخْوَانِهٖ وَ سَلَّمَ اٰمٖينَ 

Верую в Аллаха и в его Ангелов, и в Его Книги, и в Его посланников, и в Судный день, и что всё доброе и плохое предопределено Аллахом Всевышним, и что воскрешение после смерти – истина. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с его семьёй, сподвижниками и братьями амин!”

***

Молитва, выражающая единобожие и предисловие к ней

Имам Али, да будет доволен им Аллах и да сделает его лик почтенным, чудесным образом сообщая в своей касыде “Джальджалютия” о “Рисале-и Нур”, называет его “Сираджуннуром” и “Сираджуссурджом”. Поскольку к трём именам “Рисале-и Нур” добавились ещё два, и в связи с тем, что в этой брошюре имя “Сираджуннур” повторяется несколько раз, то в конце этой брошюры, увеличив самую важную молитву Имама Али на два уровня, его высоким языком и, говоря от его имени, мы преподносим нижеследующую молитву к Единому-Единственному Аллаху.

Молитва

َللّٰهُمَّ اِنَّهُ لَيْسَ فِى السَّمٰوَاتِ دَوَرَاتٌ وَ نُجُومٌ مُحَرَّكَاتٌ سَيَّارَاتٌ وَ لَا فِى الْجَوِّ سَحَابَاتٌ وَ بُرُوقٌ مُسَبِّحَاتٌ وَ رَعَدَاتٌ وَ لَا فىِ الْاَرْضِ غَمَرَاتٌ وَ حَيَوَانَاتٌ وَ عَجَائِبُ مَصْنُوعَاتٍ. وَ لَا فِى الْبِحَارِ قَطَرَاتٌ وَ ٖسَمَكَاتٌ وَ غَرَائِبُ مَخْلُوقَاتٍ. وَ لَا فِى الْجِبَالِ حَجَرَاتٌ وَ نَبَاتَاتٌ وَ مُدَّخَرَاتُ مَعْدَنِيَّاتٍ. وَ لَا فِى الْاَشْجَارِ وَرَقَاتٌ وَ زَهَرَاتٌ مُزَيَّنَاتٌ وَ ثَمَرَاتٌ. وَ لَا فِى الْاَجْسَامِ حَرَكَاتٌ وَ اٰلَاتٌ وَ مُنَظَّمَاتُ جِهَازَاتٍ. وَ لَا فِى الْقُلُوبِ خَطَرَاتٌ وَ اِلْهَامَاتٌ وَ مُنَوَّرَاتُ اِعْتِقَادَاتٍ اِلَّا وَ هِىَ كُلُّهَا عَلٰى وُجُوبِ وُجُودِكَ شَاهِدَاتٌ وَ عَلٰى وَحْدَانِيَّتِكَ دَالَّاتٌ وَ فٖى مُلْكِكَ مُسَخَّرَاتٌ فَبِالْقُدْرَةِ الَّتٖى سَخَّرْتَ بِهَا الْاَرَضٖينَ وَ السَّمٰوَاتِ سَخِّرْلٖى نَفْسٖى وَ سَخِّرْلٖى مَطْلُوبٖى وَ سَخِّرْ لِرَسَائِلِ النُّورِ لِخِدْمَةِ الْقُرْاٰنِ وَ الْايمَانِ قُلُوبَ عِبَادِكَ وَ قُلُوبَ الْمَخْلُوقَاتِ الرُّوحَانِيَّاتِ مِنَ الْعُلْوِيَّاتِ وَ السُّفْلِيَّاتِ يَا سَمٖيعُ يَا قَرٖيبُ يَا مُجٖيبَ الدَّعَوَاتِ وَ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

О Аллах! Все вращения в небесах, движущиеся звёзды и планеты, все облака в атмосфере, восхваляющие молнии и громы, все пылинки и листья на земле, животные и прекрасные творения, все капли морей, рыбы и удивительные создания, камни в горах, растения и запасённые руды, все листья на деревьях, нарядные цветы и плоды, все движения в телах, их инструменты и упорядоченные системы, все воспоминания сердец, вдохновения и светлые верования… Все они – свидетели необходимости Твоего бытия, доказательства Твоей единственности. В Твоих владениях они склонили головы перед Твоим могуществом. Так с тем же могуществом, с которым Ты заставил склонить головы перед Твоей волей небеса, землю, подчини мне мой нафс и подчини мне мои желания! Подчини сердца рабов твоих служению “Рисале-и Нур” Корану и вере! И подчини этому сердца Твоих духовных созданий на небе и земле! О Слышащий, о Близкий, о Отвечающий на мольбы, Аллах!.. Все восхваления и совершенства принадлежат Аллаху – Господу миров! Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый!”.

***