Первый пункт

Описывает один из тонких смыслов имени Куддус.

Этому пункту уместно быть приложением к постскриптуму “Тридцатого Слова”.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

وَالْاَرْضَ فَرَشْنَاهَا فَنِعْمَ الْمَاهِدُونَ

Мы создали землю. Сколь прекрасно Мы созидаем!” (Коран, 51:48).

Один смысл этого аята и одно проявление Величайшего Имени Аллаха либо имени Куддус, являющегося одним из шести сияний Величайшего Имени, я увидел в конце благородного месяца Шаабана в Эскишехирской тюрьме. Совершенно ясно и очевидно они показали существование Всевышнего и единственность Творца. Итак, я увидел:

Эта Вселенная и этот Земной шар являются некой постоянно работающей фабрикой, неким постоянно наполняющимся и опустошающимся помещением, некой гостиницей. Между тем такие постоянно действующие фабрики, помещения и гостиницы очень быстро загрязняются всякими отбросами, обломками и прочим мусором, и в них повсюду скапливаются зловонные материи. Если за ними не будет очень внимательного ухода, если они не будут очищаться и убираться, то находиться в них будет невозможно, человек там задохнётся.

Однако фабрика этой Вселенной и гостиница этой Земли настолько чиста и опрятна, настолько приятна и свежа, что в ней не найти никакой ненужной вещи, никакой бесполезной материи, никакой случайной грязи. Если внешне что-то и найдётся, то оно быстро отправляется на переработку и очищается.

Значит Тот, Кто смотрит за этой фабрикой, смотрит очень внимательно. У неё есть такой наводящий порядок Хозяин, который очищает, наводит порядок и убирает эту огромную фабрику и большой дворец, подобно небольшой комнате. И в этой огромной фабрике, соответственно её величине, нет каких-то грязных материй и мусора, остающихся от её отходов. Скорее, в соответствии с её величиной уделяется внимание её чистоте и опрятности. Если некий человек месяц не будет мыться и убираться в своей комнате, то станет очень грязным и отвратительным. Значит чистота дворца этого мира, его опрятность, светлость и привлекательность исходят от непрерывного наведения чистоты и внимательной уборки. Если бы не было постоянной уборки, чистки и внимательного присмотра, то уже через год сотни тысяч видов животных задохнулись бы на поверхности Земного шара. А также, тогда обломки разных разрушившихся и погибших космических тел, спутников и даже звёзд, погубили бы нас и весь животный мир на Земле, а скорее уничтожили бы Земной шар и весь наш мир. Камни величиной с горы сыпались бы на нас. Заставили бы нас покинуть нашу мирскую родину. Между тем, с давних пор, в результате разрушений и восстановлений в тех высоких мирах, если в качестве назидания на Землю и упали несколько небесных камней, то ничью голову не разбили.

И на земной поверхности трупы сотен тысяч разных видов животных и останки двухсот тысяч видов растений, оставшихся в результате ежегодной смены и борьбы жизни и смерти, настолько ужасно засорили бы поверхности морей и суши, что разумные существа вместо любви и восторга ликом этого мира, в отвращении от подобной мерзости предпочли бы умереть.

Подобно тому, как птица с лёгкостью чистит свои крылья, а некий писарь свои листы бумаги, также очищаются и облагораживаются крылья этого самолёта Земли, космических птиц — планет и страницы этой книги — Вселенной. Да так, что люди, не видящие нескончаемых красот иного мира и посредством веры не думающие о них, влюбляются в чистоту и красоту этого мира.

Значит дворец этого мира и эта фабрика вселенной удостоены великого проявления имени Куддус, и приказы, отдаваемые в этом святом наведении порядка, слушают не только плотоядные санитары морей и орлы суши, но и такие собирающие трупы санитары, как черви и муравьи.

Скорее даже красные и белые тельца в крови слушают тот святой приказ наведения чистоты и делают уборку в клетках тела, а дыхание также очищает эту кровь.

И подобно этому, как тот приказ слушают веки, очищая глаза, и мухи чистя свои крылышки, также ему подчиняется необъятное воздушное пространство и облака. Воздух сдувает и сметает пыль и сор, садящийся на поверхность земли. Туча, подобно губке поливая водой земной сад, прибивает к земле пыль. Затем, чтобы не засорять надолго лик небес, быстро собирается и в совершенном порядке уходит и скрывается. В ослепительно блистающем виде показывает свежее и чистое небо.

И подобно тому, как те приказы очищения слушают звёзды, стихии, минералы и растения, также их слышат и все частицы. Так, что среди бурь потрясающих превращений и изменений они внимательно следят за порядком. Бессмысленно нигде не собираются, не устраивают загромождений. Если испачкаются, быстро очищаются. Они направляются Десницей мудрости, чтобы принять самые чистые, самые опрятные, самые блистательные и великолепные положения, и самые красивые, самые аккуратные и изящные формы.

Итак, только одно это деяние, то есть, лишь один факт наведения порядка и чистоты, представляет собой величайшее проявление такого Величайшего Имени Аллаха, как Куддус, видимое на огромных просторах Вселенной. И это проявление, словно солнце, явно показывает широкому и дальновидному зрению существование и единственность Всемогущего, вместе со всеми Его Прекраснейшими Именами.

Да, подобно тому, как во многих частях “Рисале-и Нур” твёрдыми доводами было доказано, что действия упорядочения и устроения, являющиеся одним проявлением имён Хакям и Хаким, и действие уравновешивания и равновесие, являющиеся одним проявлением имён Адль и Адиль, и действия украшения и дарения, являющиеся одним проявлением имён Джамиль и Карим, а также забота и наделение благами, являющиеся одним проявлением имён Рабб и Рахи́м, поскольку в этом величайшем кругу мира, каждое из них представляет собой одну неизменную истину и одно неизменное действие, то показывает необходимость существования и единственность одного-единственного Обладателя этих действий. Точно также и действия очищения и уборки, являющиеся проявлением имени Куддус, явно показывают Того Необходимо Сущего их Обладателя. Подобно солнцу указывают на Его существование, и подобно дню – на Его единственность.

И подобно тому, как такие мудрые действия, как вышеупомянутое упорядочение, уравновешивание, украшение и очищение, с точки зрения их однородности, в самом великом кругу показывают одного-единственного Единого Творца, в этом величайшем кругу есть такие же великие проявления большинства Прекраснейших Имён Аллаха, а скорее, даже каждого из Его тысячи одного имени. И действие, исходящее от проявления, в соответствии со своей величиной, явно и твёрдо показывает Единого-Единственного Деятеля.

Да, такие явные истины и единые действие как всеобщая мудрость, понуждающая всё сущее подчиняться закону и порядку; и всеобъемлющая благосклонность, украсившая всякую вещь; и всеохватная милость, обрадовавшая всё сущее; и всеобщее обеспечение пропитанием, кормящее каждого обладателя жизни и услаждающее его; и жизнь и оживление, связывающие каждую вещь со всем сущим, делающие каждого живого пользующимся всем сущим и в некоторой степени его хозяином. Эти явные истины и единые действия, осветившие и украсившие вселенную, как свет указывает на солнце, так же очевидно указывают на одного-единственного Мудрого, Щедрого, Милосердного, Кормящего, Живого и Дающего Жизнь Творца. Если сотни тех обширных действий, каждое из которых является отдельным ярким доказательством Единобожия, не придать одному Единому-Единственному Творцу, тогда станет необходимо принять сотни нелепостей.

Например, если не придать Создателю вселенной не то что такие явные истины и доводы Единобожия, как мудрость, благосклонность, милость, кормление и оживление, а даже хотя бы одно такое действие, как наведение порядка и чистоты, тогда в соответствии с этим неверным принципом заблудших нужно будет, чтобы или каждое из созданий связанных с тем наведением порядка и чистоты, начиная от частиц и мух и кончая стихиями и звёздами, обладали бы некой способностью знать, как украсить, устроить, уравновесить и убрать вселенную, думать об этом и соответственно действовать; или чтобы они сами обладали святыми качествами Создателя мира; или же чтобы имело место всемирное собрание, совещание, на котором бы решалось, как украсить и очистить вселенную и как сбалансировать её приходы и расходы, в котором бы принимали участие все бесчисленные частицы, мухи и звёзды. И так далее. Появятся ещё сотни вздорных и нелепых невозможностей подобных этим, дабы эти видимые и наблюдаемые повсюду высокие всеобщие и всеобъемлющие украшение, очищение и наведение порядка смогли обрести существование. Таким образом появится не одна, а сотни тысяч нелепостей.

Да, если дневной свет и солнышки, видимые во всех блестящих вещах на земле, не придать Солнцу, и не сказать, что это отражающиеся проявления одного-единственного Светила, тогда в каждом осколке стекла сверкающем на земной поверхности, в каждой капле воды и снежинке, а скорее в каждой частице воздуха должно будет иметься отдельное настоящее солнце, чтобы этот всеобъемлющий свет смог получить существование.

Итак, мудрость – это тоже некий свет. И всеобъемлющая милость – некий свет. И украшение, устраивание, уравновешивание и уборка – некие отдельные всеохватные сияния, являющиеся лучами Того Извечного Солнца. Так иди же и посмотри, в какое непроходимое болото попадает заблуждение и неверие! И узри, в какой степени глупым является невежество, кроющееся в заблуждении. Скажи: “Альхамдулилляхи ‘алляддиниль Ислам ва камалиль’Иман!” (“Хвала Аллаху за религию Ислам и за совершенную веру!”).

Да, эта высокая всеохватная уборка, содержащая в чистоте дворец Вселенной, конечно, является проявлением и необходимостью имени Куддус. Да, подобно тому, как тасбихаты всех созданий относятся к имени Куддус, так и чистоту всех созданий требует имя Куддус (Примечание).

Значит, из-за подобной святой связи хадис

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى دٖينِ الْاِسْلَامِ وَ كَمَالِ الْاٖيمَانِ 

Чистота – от веры”.

говорит, что чистота исходит от света веры, и аят

اِنَّ اللّٰهَ يُحِبُّ التَّوَّابٖينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرٖينَ

“…Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся” (Коран, 2:222).

также показывает очищение, как один из поводов для любви Всевышнего.

* * *


Примечание: Мы не должны забывать, что дурные нравы, ложные убеждения, грехи, ересь являются духовной грязью.