ВОСЕМНАДЦАТОЕ УКАЗАНИЕ

Самым великим, содержащим сотни доказательств пророчества и, как было доказано, в сорока отношениях необычайным чудом Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) является Мудрый Коран. Итак, сорок сторон его необычайности вкратце изложены и доказаны в “Двадцать пятом Слове”, повествующем об этом величайшем чуде. В таком случае, препоручая этому “Слову” данное чудо, содержащее в себе ещё множество чудес, изложим лишь два-три пункта:

ПЕРВЫЙ ПУНКТ.

Если будет задан вопрос: Чудесность Корана – в его красноречии. Однако право на долю чудесности есть у каждого уровня (слушателей). Между тем, чудо его красноречия может понять только приходящийся один на тысячу исследователь-богослов?..

Ответ. Для каждого уровня в Мудром Коране имеется какой-либо вид чудесности. И Коран даёт почувствовать её существование каким-либо образом. Например, уровню учёных риторики и изящества речи он показывает чудо своего необычайного красноречия.

Для поэтов и ораторов он показывает чудо удивительного, прекрасного и высокого стиля. И хотя этот стиль всем нравится, никто не может ему подражать. С течением времени он не стареет, всегда остаётся молодым и свежим. Это такая проза в стихах, и такая поэзия в прозе, которая и высока, и приятна.

И для уровня прорицателей и ясновидящих он показывает чудо необыкновенного знания скрытого.

И для знатоков истории и мировых событий Коран содержит чудо сообщения о происшествиях с прежними народами, о событиях и состояниях будущего времени, а также загробного мира и вечной жизни.

И для уровней учёных социологов и политиков Коран показывает чудо своих священных законов. Да, смысл этого чуда показывает исходящий из Корана Великий Шариат.

И для уровня людей, занятых познанием Аллаха и истин Вселенной, Коран показывает чудо содержащихся в нём святых Божественных истин, или же даёт почувствовать существование этого чуда.

И для последователей тариката и ищущих близости к Всевышнему Коран словно некое море показывает чудо своих аятов, постоянно играющих волнами тайных смыслов. И так далее… Из сорока уровней его чуда для каждого уровня слушателей открывается какое-либо окно, показывающее его чудесность.

И даже простые люди, которые могут только слушать, в некоторой степени понимая смысл, и те, слыша Коран, подтвердят, что он не похож на другие книги.

И тот простолюдин скажет: “Этот Коран или находится ниже всех книг, которые мы слышали; этого же не скажет даже ни один враг, и это стократно невозможно. А в таком случае он выше всех них. Следовательно, является чудом”.

Итак, для того, чтобы помочь этому простолюдину, мы немного разъясним это понятное для него чудо. А именно:

Когда Коран Превосходно Излагающий появился перед человечеством, он преподал урок всему миру и пробудил в людях два сильных чувства:

Первое: у друзей – чувство подражания, то есть желание походить на любимый Коран и говорить так же, как он.

Второе: у врагов – чувство критики и соперничества. То есть желание противопоставить что-либо слогу Корана и тем самым разрушить его претензии на чудо.

Итак, под влиянием этих двух чувств написаны миллионы книг на арабском, и все они налицо. И если даже самые красноречивые из них и самые изящные будут читаться вместе с Кораном, любой, кто их услышит, не раздумывая скажет, что Коран ни на одну из них не походит. Значит, Коран имеет другую, нежели у них, степень.

Следовательно, в любом случае, он или ниже их всех; это же стократно невозможно, и ни кто, даже сатана этого сказать не сможет. [Примечание. Важная Первая Тема Двадцать шестого Письма является примечанием и объяснением этого предложения.]А в таком случае, Коран находится выше всех написанных книг.

И даже для уровня совсем невежественных простолюдинов, которые вовсе не понимают его смысла, Мудрый Коран показывает своё чудо в виде отсутствия пресыщения им. Да, этот простой, невежественный человек говорит: “Если я два-три раза услышу самое знаменитое и прекрасное двустишие, оно начинает мне надоедать. Коран же совершенно не надоедает. Со временем слушать его становится всё приятнее. А в таком случае он не является словом человека”.

И для уровня детей, старающихся запомнить его, Мудрый Коран показывает свою чудесность тем, что эта большая Книга, имеющая во многих местах похожие друг на друга и способные внести путаницу аяты, совершенно легко и просто запоминается маленькой, слабой и простой памятью  этих детей, не способных запомнить и одной страницы текста.

И даже для больных и находящихся при смерти, которых тревожит даже несколько слов, Коран даёт почувствовать свою чудесность тем, что чтение его приятно для них и насладительно как вода “Замзам”.

Одним словом, для сорока различных уровней разных людей Мудрый Коран в сорока отношениях показывает свою чудесность, или даёт почувствовать её существование, никого этого не лишая.

И даже для уровня тех, у кого есть только глаза [Примечание.

Сторона чуда, обращённая к тем, у кого есть только глаза и нет ушей и сердца, показана здесь весьма сжато, коротко и недостаточно. Однако в “Двадцать девятом” и “Тридцатом” Письмах(*) она изложена очень ярко, светло, явно и очевидно, так что увидеть её смогут даже слепые. С помощью братьев мы написали один Коран, показывающий эту сторону чуда. Иншааллах, он будет напечатан, и эту красоту сможет увидеть каждый.

(*) “Тридцатое Письмо” намечалось быть написанным очень блестящим, однако, оно уступило своё место книге “Ишарат-уль Иджаз”, а само не появилось на свет.]

, и нет ни ушей, ни сердца, ни знания, у Корана тоже есть некий знак чудесности. А именно:

Слова Корана Превосходно Излагающего, написанного и напечатанного почерком Хафиза Усмана, совпадают друг с другом. Например, если смотреть сквозь страницы, то под словами: وَثَامِنُهُمْ كَلْبُهُمْ “…а восьмой была собака…”(Коран, 18:22)   суры “Кяхф” (Пещера), на страницах суры “Фатыр” (Творец) будет с небольшим отклонением видно слово قِطْمٖيرٍ “…финиковой кожицей” (Коран, 35:13) сообщающее также о кличке той собаки. И в суре “Йа син” слова  مُحْضَرُونَ  “…Представлены” (Коран, 36:32)  стоят друг над другом и совпадают по расположению со словами    مُحْضَرٖينَ “…Представлены” (Коран, 37:57)  и    مُحْضَرُونَ “…Представлены” (Коран, 37:158) суры “Ас-Саффат” (Выстроившиеся в ряды), и если посмотреть напросвет, то они с небольшим отклонением будут видны друг под другом. И например, два слова   مَثْنٰى “…по два…” (Коран, 34:46) находящиеся в конце суры “Саба” и в начале суры “Фатыр” (Творец), стоят симметрично друг другу. И то, что два из трёх встречающихся во всем Коране слов  مَثْنٰى “…по два…” (Коран, 35:1)  совпадают друг с другом, случайностью быть не может. И примеров этого есть ещё очень много. Порой одинаковые слова даже по пять-шесть раз с небольшими отклонениями совпадают друг с другом на просвет. И я видел один Коран, в котором красным цветом были выделены одинаковые фразы, симметрично стоящие на разворотах страниц. “Это тоже признак одного из видов чуда” – сказал тогда я. Ещё через некоторое время я увидел, что на многих листах Корана помногу встречаются одинаковые фразы, которые стоят одинаково с лицевой и обратной стороны, глубокомысленно совпадают друг с другом. Итак, поскольку Коран составлен в соответствии с указаниями Пророка (Мир Ему и Благо), а печатаемые и распространяемые Кораны делаются с Божественным вдохновением, то в узорах и шрифте этой Мудрой Книги имеются разновидности признаков её чудесности. Потому что данное обстоятельство не является ни случайностью, ни человеческим замыслом. Наличие некоторых отклонений, относится к недостаткам  в печатании, если бы все было точно, то слова полностью совпали бы друг с другом.

И в средних и длинных сурах Корана, ниспосланных в Медине, неким чудесным образом повторяется слово “Аллах”. Чаще всего повторяясь то пять, то шесть, то семь, то восемь, то девять, то одиннадцать раз, оно вместе с этим показывает красивую и глубокомысленную числовую связь с обеих сторон листа и на разворотах страниц [Примечание 1, 2, 3, 4]

(Примечание 1): И в отношении совершающих зикр и молящих, вместе с тем, что украшенные и рифмованные слова Корана, его изящный, искусный стиль и привлекательное красноречие являются весьма высокими, это не мешает внушаемой им высокой серьёзности, ощущению хузура и не рассеивает мысль. Между тем, такие различные достоинства и изящества речи, искусность слова, рифма и стих вредят серьёзности и хузуру, будят остроумие и рассеивают мысль. И даже как-то я много раз читал одну из самых изящных, самых серьёзных и имеющих самую высокую рифму молитв, а именно – известную молитву Имама Шафии, являющуюся причиной конца засухи и голода в Египте. Я заметил, что рифма и стихотворная форма вредит высокой серьёзности моления. Восемь-девять лет эта молитва была моим вирдом. Её истинную серьёзность я не смог совместить с её рифмой и стихом. Из этого мне стало понятно, что в особой, естественной и выдающейся рифме, стихе и достоинствах Корана имеется некое чудо, и потому они сохраняют истинную серьёзность и полный хузур, не вредят им. Итак, совершающие зикр и моление, если разумом и не понимают чудо, то чувствуют это сердцем.


(Примечание 2): Духовный секрет красноречия Корана Превосходно Излагающего состоит в следующем: Коран излагает весьма великую и блестящую степень веры Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо), удостоившегося Великого Имени Аллаха (Исм-и А’зам). И, словно некая святая карта, сообщает о высоких истинах потустороннего мира и мира Господства Всевышнего, неким естественным образом рассказывает о высочайшем уровне истинной религии, являющемся весьма большим, обширным и высоким. И с бесконечным достоинством и величием излагает обращение Создателя Вселенной, как Творца Всего Сущего.

Конечно, по смыслу:

قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْاِنْسُ وَالْجِنُّ عَلٰٓى اَنْ يَاْتُوا بِمِثْلِ هٰذَا الْقُرْاٰنِ لَا يَاْتُونَ بِمِثْلِهٖ

“Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного” (Коран, 17:88)

если все людские умы объединятся и станут одним умом, то они не смогут противостоять и спорить с таким образом повествования Фуркана и с таким видом изложения Корана.

  اَيْنَ الثَّرَا مِنَ الثُّرَيَّا  «Где земля, и где “Плеяды!»

Потому что, с точки зрения этих трёх основ, ему ни в коей мере подражать невозможно и подобия ему не создать!


(Примечание 3): В конце каждой страницы Мудрого Корана стоит точка аята. С некой красивой рифмой обретается завершение. Секрет этого в следующем: такая красота Корана и признак его чудесности становятся видны, когда самый длинный аят – аят Мюдайана  – берётся за образец длины страницы, а суры Ихлас и Кавсар – за образец длины строки.


(Примечание 4): Из-за беды спешки, в этой теме данного раздела пришлось удовлетвориться очень маленьким и незначительным положением, коротенькими примерами и маленькими признаками очень важного, великолепного, большого и в отношении успеха “Рисале-и Нур” весьма нарядного, милого и воодушевляющего карамата. Между тем, эта большая истина и этот милый сердцу карамат своими пятью-шестью видами, называемыми совпадением, образуют некую цепочку караматов “Рисале-и Нур”, а также скрытые указания Корана и видимое невооружённым глазом сияние одного из его чудес. Позже по нашему заказу был написан золочёный Коран, показывающий сияние чуда, исходящее из совпадения в нем слов “Аллах”. А также было написано восемь маленьких брошюр, называемых “Восемь указаний”, в которых говорится о скрытых указаниях и красивой взаимосвязи, заключённых в совпадениях букв Корана. И ещё пять брошюр о “Кара́мате Гавса”, трёх “Кара́матах Али (да будет доволен им Аллах)” и “Указаниях Корана”, по секрету совпадения подтверждающих и одобряющих “Рисале-и Нур”. Значит при написании “Чудес Ахмада” вкратце ощутилась эта великая истина. Однако, к сожалению, автор увидел и показал лишь один её краюшек, после чего без оглядки побежал дальше.


ВТОРОЙ ПУНКТ.

Поскольку во времена пророка Мусы (мир ему) большим спросом пользовалось колдовство, то важнейшие чудеса (этого пророка) проявились в образе, похожем на колдовство. И так как во время пророка Исы (мир ему) имела влиятельность медицина, то и большинство его чудес были в этой области. И подобно этому, во времена Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) на Аравийском полуострове также наиболее распространёнными были четыре вещи:

Первое. Красноречие и изящество речи;

Второе. Поэзия и ораторское искусство;

Третье. Прорицание и сообщение скрытого;

Четвёртое. Знание событий прошлого и происходящего во Вселенной.

Итак, Коран – Превосходно Излагающий, появившись в этом мире, преподал урок всем знатокам этих четырёх вещей.

Во-первых, он сразу заставил преклонить колени обладателей красноречия. Они слушали Коран в изумлении.

Во-вторых, поэтов и ораторов, то есть тех, кто произносит стройные речи и говорит красивыми стихами, Коран потряс настолько, что заставил их “кусать локти”. Он опустил цену и сбросил со стен Каабы написанные золотом и вывешенные на ней, как предмет гордости, самые прекрасные стихи того времени, называемые “Семь вывесок”.

А также он заставил замолчать ясновидящих прорицателей и колдунов, сообщающих известия из скрытого. Заставил забыть их сообщения из скрытого. Прогнал джиннов и положил конец прорицанию.

А также, избавив знатоков историй прошлых народов и происходящего в мире от домыслов и лжи, преподал им урок истинной истории прошлого и являющихся светлыми событий в мире.

Итак, четыре этих слоя совершенно изумлённо и почтенно преклонили колени перед Кораном, став его учениками. Ни один из них никогда не попытался поспорить ни с одной из его сур.

Если спросят: Как мы узнаем, что никто не смог поспорить и что спорить с ним невозможно?

Ответ. Если бы спор был возможен, то он бы в любом случае произошёл. Потому что нужда в нем была весьма сильной. Ведь их религии, имущество, жизни и семьи попали в опасность. Если бы они поспорили, то спаслись бы. Если бы спор был возможен, то они в любом случае поспорили бы. А если бы поспорили, то, поскольку сторонников спора – неверующих и лицемеров – было значительно много, то они наверняка поддержали бы его и распространили его повсюду. (Подобно тому, как они распространили всё, что было против Ислама). Если бы распространили, и спор имел бы место, то наверняка это в неком торжественном виде вошло бы в историю и разные книги. Однако, вся история и книги перед нами, и ни в одной из них нет ничего, кроме нескольких басен Мусайлимы Каззаба. Между тем, Мудрый Коран на протяжении двадцати трёх лет непрестанно бросал им вызов, задевая их самолюбие и подстёгивая их упрямство. И он говорил им:

“Приведите и покажите подобие этого Корана от такого же не умеющего читать и писать человека, как Верный Мухаммад.

Что, этого сделать вы не можете, тогда пусть тот человек не будет неграмотным, пусть будет очень образованным и учёным.

Что, и этого вы не можете привести, тогда пусть он будет не один, пусть соберутся все ваши учёные и ораторы и помогают друг другу. Даже пусть ваши боги, на которых вы надеетесь, помогут вам.

Вы бессильны сделать и это, тогда воспользуйтесь ранее написанными красноречивыми произведениями и даже призовите на помощь будущее, и сделайте подобие Корана, покажите его.

Что, и это вам не под силу, тогда пусть это будет подобие не всего Корана, а лишь десяти его сур.

Что, не можете привести настоящего, истинного подобия десяти сур, тогда составьте что-то из ваших легенд и вымышленных рассказов. Приведите тогда подобие лишь его стиха и красноречия.

Итак, вы не можете сделать и этого, тогда приведите подобие одной единственной его суры.

Пусть даже не длинной, а одной короткой его суры.

Иначе же ваша религия, жизнь, имущество и семьи окажутся в опасности, как в этом мире, так и в Ином!”

Таким образом, на восьми уровнях Мудрый Коран, в виде победы в споре, уже не двадцать три года, а тысячу триста лет бросал и бросает вызов всем людям и джиннам. Однако, в прежние времена те неверные, бросая в опасность свои жизни, имущество и семьи, избрали самый страшный путь – путь войны, и оставили путь спора, являющийся самым коротким и простым. Значит путь спора был не возможен.

Так разве хоть один обладатель разума, особенно это касается Аравийского полуострова того времени, и особенно таких сметливых людей, как курайшиты, разве оставили бы они короткий и лёгкий путь избавления от атаки Корана, на котором нужно было лишь одному поэту сделать подобие одной единственной его суры, и разве последовали бы по самому трудному пути, бросая в опасность свои жизни, семьи и имущество?

Одним словом, как сказал знаменитый Джахиз: “Спорить буквами было невозможно и они были вынуждены сражаться мечами.”

Если спросят: “Некоторые исследователи–богословы сказали: “Невозможно противопоставить не то что одной суре Корана, но даже одному его аяту, даже одному его предложению и даже одному лишь слову”. – Здесь видно преувеличение, и разум этого не принимает. Потому что среди человеческих слов есть много похожего на фразы Корана. Какова мудрость таких высказываний?”

Ответ. Есть две доктрины чуда Корана: Доктрина большинства, являющаяся предпочтительной такова, что изящество красноречия и достоинство смыслов Корана находятся вне человеческих сил.

Вторая же, мало предпочитаемая доктрина состоит в следующем: Спор с одной сурой Корана по силам человеку. Однако Всевышний Творец, в виде чуда Ахмада (Мир Ему и Благо), не допустил этого. Например, некий человек может встать на ноги, однако, если какой-либо пророк, показывая своё чудо, скажет ему: “Ты не сможешь встать!” – и тот не сможет, то это будет чудом. Такая доктрина называется “Мазхаб Сарфа”. То есть, Всевышний не позволил, чтобы джинны и люди смогли ответить что-либо хотя бы на одну суру Корана. Если бы позволил, то они ответили бы. Так вот, согласно этой доктрине, слова учёных, говорящих: “Невозможно ничего противопоставить даже одному его слову”, – являются истиной. Потому что, поскольку Всевышний, ради чуда не позволил им, то они не смогут открыть усты для спора. Если и откроют, то без Божественного разрешения не смогут ничего произнести.

Ну а согласно первой, предпочтительной доктрине большинства, в отношении идеи, высказанной этими учёными, имеется следующая тонкость: Фразы и слова Мудрого Корана обращены друг к другу. Порой бывает, что одно слово обращено к десяти местам, содержит десять пунктов красноречия и имеет десять связей. Так, к примеру, в тафсире под названием “Ишарат-уль И’джаз” мы показали некоторые образцы этих пунктов, имеющихся в некоторых предложениях суры “Фатиха”, а также в предложениях:

   الٓمٓ ۞ ذٰلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ فٖيهِ “Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения…” (Коран, 2:1-2)

Например, разместить в неком расписном дворце узловой для различных узоров камень так, чтобы он был связан со всеми теми узорами, может лишь знающий те стены и узоры. И, например, поставить зрачок глаза на своё место в голове человека можно лишь со знанием взаимосвязей всего тела, всех его удивительных функций и роли, которую играет в тех функциях глаз. И точно также, некоторые из людей истины, намного опередившие остальных, показали во фразах Корана очень много связей, а также сторон, обращённых к другим его аятам и предложениям. Особенно учёные науки буквенных значений, они продвинулись дальше других, и в рамках своей науки с доказательствами показали целую страницу скрытых смыслов в одной только букве Корана. И поскольку это Речь Создателя всего сущего, то каждое его слово может выступить в роли сердца и семени. (То есть сердца или семени для находящегося вокруг него некого духовного тела или дерева, образованного из скрытых смыслов). Таким образом, среди слов человека могут встречаться слова, даже фразы и аяты, подобные тем, что есть в Коране. Однако, для того, чтобы разместить их как в нём, с соблюдением множества связей, необходимо некое всеобъемлющее знание.

ТРЕТИЙ ПУНКТ.

Однажды Всевышний даровал моему сердцу одно истинное размышление по-арабски для осознания некой резюмирующей сути Корана – Превосходно Излагающего. Сейчас мы без изменений, в том же виде, на арабском, перенесём его на бумагу, а затем изложим его смысл. Итак:

سُبْحَانَ مَنْ شَهِدَ عَلٰى وَحْدَانِيَّتِهٖ وَصَرَّحَ بِاَوْصَافِ جَمَالِهٖ وَجَلَالِهٖ وَكَمَالِهٖ اَلْقُرْاٰنُ الْحَكٖيمُ الْمُنَوَّرُ جِهَاتُهُ السِّتُّ اَلْحَاوٖى لِسِرِّ اِجْمَاعِ كُلِّ كُتُبِ الْاَنْبِيَاءِ وَالْاَوْلِيَاءِ وَالْمُوَحِّدٖينَ الْمُخْتَلِفٖينَ فِى الْاَعْصَارِ وَالْمَشَارِبِ وَالْمَسَالِكِ الْمُتَّفِقٖينَ بِقُلُوبِهِمْ وَعُقُولِهِمْ عَلٰى تَصْدٖيقِ اَسَاسَاتِ الْقُرْاٰنِ وَكُلِّيَّاتِ اَحْكَامِهٖ عَلٰى وَجْهِ الْاِجْمَالِ وَهُوَ مَحْضُ الْوَحْىِ بِاِجْمَاعِ الْمُنْزِلِ وَالْمُنْزَلِ وَالْمُنْزَلِ عَلَيْهِ وَعَيْنُ الْهِدَايَةِ بِالْبَدَاهَةِ وَمَعْدَنُ اَنْوَارِ الْاٖيمَانِ بِالضَّرُورَةِ وَمَجْمَعُ الْحَقَائِقِ بِالْيَقٖينِ وَمُوصِلٌ اِلَى السَّعَادَةِ بِالْعَيَانِ وَذُو الْاَثْمَارِ الْكَامِلٖينَ بِالْمُشَاهَدَةِ وَمَقْبُولُ الْمَلَكِ وَالْاِنْسِ وَالْجَانِّ بِالْحَدْسِ الصَّادِقِ مِنْ تَفَارٖيقِ الْاَمَارَاتِ وَالْمُؤَيَّدُ بِالدَّلَائِلِ الْعَقْلِيَّةِ بِاِتِّفَاقِ الْعُقَلَاءِ الْكَامِلٖينَ وَالْمُصَدَّقُ مِنْ جِهَةِ الْفِطْرَةِ السَّلٖيمَةِ بِشَهَادَةِ اِطْمِئْنَانِ الْوِجْدَانِ وَالْمُعْجِزَةُ الْاَبَدِيَّةُ الْبَاقٖى وَجْهُ اِعْجَازِهٖ عَلٰى مَرِّ الزَّمَانِ بِالْمُشَاهَدَةِ وَالْمُنْبَسِطُ دَائِرَةُ اِرْشَادِهٖ مِنَ الْمَلَاِ الْاَعْلٰى اِلٰى مَكْتَبِ الصِّبْيَانِ يَسْتَفٖيدُ مِنْ عَيْنِ دَرْسٍ اَلْمَلٰئِكَةُ مَعَ الصَّبِيّٖينَ وَ كَذَا هُوَ ذُو الْبَصَرِ الْمُطْلَقِ يَرَى الْاَشْيَاءَ بِكَمَالِ الْوُضُوحِ وَالظُّهُورِ وَيُحٖيطُ بِهَا وَيُقَلِّبُ الْعَالَمَ فٖى يَدِهٖ وَيُعَرِّفُهُ لَنَا كَمَا يُقَلِّبُ صَانِعُ السَّاعَةِ السَّاعَةَ فٖى كَفِّهٖ وَيُعَرِّفُهَا لِلنَّاسِ فَهٰذَا الْقُرْاٰنُ الْعَظٖيمُ الشَّانِ هُوَ الَّذٖى يَقُولُ مُكَرَّرًا اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ فَاعْلَمْ اَنَّهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ

Перевод и смысл этого размышления на арабском таков:

Шесть сторон Корана Превосходно Излагающего блистающи и светлы. Сомнения и подозрения подкрасться к нему не могут. Потому что позади он опирается на Божественный Престол (Арш), с этой стороны идёт свет откровения. Перед ним находится счастье двух миров. Он протянул руку в вечность, несёт свет счастья и рая. Над ним сияет свет чуда. Под ним – опоры доказательств и аргументов. Внутри него – по-настоящему прямой путь. Правая сторона его, вопрошая к разумам: اَفَلَا يَعْقِلُونَ “…Неужели они не разумеют?” (Коран, 36:68) вынуждает их подтвердить его. Левая же, давая сердцам духовные наслаждения, берёт в свидетели совесть и побуждает сказать “Баракаллах”. Так с какого же угла, с какой стороны в Коран Превосходно излагающий могут проникнуть подозрения и сомнения?!

Да, Коран – Превосходно Излагающий вбирает в себя объединяющую сущность разных по времени, по подходам и характеру книг пророков, святых и богословов единобожия. То есть, все эти носители сердец и разумов, в образе некого подтверждения кратких основ и правил Мудрого Корана, приняли их, упоминая в своих книгах. Следовательно, они подобны корням небесного древа Корана. И Мудрый Коран опирается на откровение и является откровением (вахий). Потому что ниспославший его Великий Обладатель Могущества показывает это и доказывает посредством чудес Ахмада (Мир Ему и Благо). А также Коран, являющийся ниспосланным, показывает посредством находящегося над ним чуда, что он нисходит с Божественного Престола. И то, что Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо), которому был ниспослан Коран, в первых откровениях (вахий) был взволнован, и во время прихода откровений пребывал в бессознательном состоянии, а также более других проявлял к нему искренность и уважение показывает, что Коран, является откровением (вахий), исходит от извечности.

И этот Коран явно представляет собой настоящий путь истины. Так как очевидно, что противостоит ему заблуждение неверия. И Коран в силу необходимости является источником света веры. Конечно, противоположность света веры – это мрак. Мы твёрдо доказали это во многих брошюрах “Рисале-и Нур”. И Коран убедительно является сборником истин. Небылицы и вымысел войти в него не могут. Образованный им верный мир Ислама, проявленный им основательный Шариат, и показанные высокие совершенства свидетельствуют и доказывают, что его повествование о скрытом мире, подобно повествованию о мире явном, абсолютно истинно и в нём нет лжи.

И Коран очевидно и несомненно ведёт к счастью в двух мирах, направляет к нему человечество. Кто сомневается в этом, пусть один раз прочитает его, послушает о чём он говорит.

И плоды, принесённые Кораном, являются как прекрасными, так и живыми. А в таком случае, корень его дерева тоже является живым и происходит из истины. Потому что жизнь плода указывает на жизнь дерева. Так посмотри же, сколько прекрасных и совершенных, живых и светлых плодов, таких как святые и праведники, принёс он в каждом столетии.

И согласно убеждению и интуиции, исходящим из бесчисленно разнообразных признаков, Коран приемлем и ценим как среди людей, так и среди джиннов и ангелов. И когда он читается, они с большим желанием собираются вокруг него, подобно мотылькам.

И вместе с тем, что Коран является откровением (вахий), он утверждён и укреплён разумными доводами. Да, об этом свидетельствует единодушное мнение больших мыслителей. Великие учёные богословия, а также такие гении философии, как Ибн Сина и Ибн Рушд единогласно с помощью методов и аргументов доказали справедливость его основ.

А также Коран подтверждён со стороны здравого естества. Если нет каких-либо препятствий или болезни, то каждое здравое естество подтвердит его. Потому что убеждённость совести и спокойствие сердца имеют место с его светом. Следовательно, здравое естество со свидетельством убеждённости совести подтверждает его. Да, естество, языком состояния говорит Корану: “Моё совершенство без тебя не возможно!” Эту истину мы доказали во многих местах.

И Коран явно и очевидно представляет собой вечное и неизменное чудо. Постоянно он показывает свою чудесность. Он не гаснет, подобно другим чудесам, его время не проходит, он вечен.

И уровень наставления Корана имеет такую обширность, что его урок плечом к плечу слушают ангел Джабраил (мир ему) и некий простой подросток; и тот и другой берут из него свою долю. И самый гениальный философ, подобный Ибн Сине, в одном ряду читает его вместе с самым обыкновенным чтецом; и каждый получает из него урок. И даже порой бывает так, что тот простой человек, относительно силы и чистоты веры, извлекает из него наибольшую пользу, чем Ибн Сина.

И у Корана есть такой взгляд, что он видит всю Вселенную, охватывает её и держит перед собой, словно страницы некой книги; повествует о её уровнях и мирах. Подобно тому, как мастер-часовщик крутит некие часы, открывает их, показывает и объясняет, так и Коран тоже самое делает со Вселенной, держа её в своих руках. Итак, такой вот Великославный Коран говорит: فَاعْلَمْ اَنَّهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ “Познай, что нет божества, кроме Аллаха…” (Коран, 47:19)   объявляет о Единобожии.

اَللّٰهُمَّ اجْعَلِ الْقُرْاٰنَ لَنَا فِى الدُّنْيَا قَرٖينًا وَ فِى الْقَبْرِ مُونِسًا وَ فِى الْقِيَامَةِ شَفٖيعًا وَ عَلَى الصِّرَاطِ نُورًا

وَ مِنَ النَّارِ سِتْرًا وَ حِجَابًا وَ فِى الْجَنَّةِ رَفٖيقًا وَ اِلَى الْخَيْرَاتِ كُلِّهَا دَلٖيلًا وَ اِمَامًا

اَللّٰهُمَّ نَوِّرْ قُلُوبَنَا وَ قُبُورَنَا بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ وَ نَوِّرْ بُرْهَانَ الْقُرْاٰنِ بِحَقِّ وَ بِحُرْمَةِ مَنْ اُنْزِلَ عَلَيْهِ الْقُرْاٰنُ عَلَيْهِ

وَ عَلٰى اٰلِهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ مِنَ الرَّحْمٰنِ الْحَنَّانِ اٰمٖينَ  

«О Аллах! Сделай Коран в этом мире нашим спутником и в могиле – нашим другом, и в судный день – нашим заступником, и на мосту Сырат – нашим светом, и нашей стеной и защитой от огня, и в раю – нашим товарищем, и во всех благих делах – нашим образцом и путеводителем. О Аллах! Освети наши сердца и могилы светом веры и Корана! Ради права и уважения того, кому низвел ты Коран, сделай, чтобы доказательства Корана заблистали. И да благослови и приветствуй его и всю его семью и сподвижников, о Всемилостивый и Милосердный! Амин!»