Частица

путеводного света Корана

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Знай, мой дорогой брат! Путей и дверей, ведущих к Аллаху, столько же, сколько уровней мира, его страниц и существ. Если закрывается один из простых путей, насколько большим невежеством будет думать, что закрылись все пути! Это подобно тому, как человек, который, не увидев знамя большого армейского штаба, расположенного в огромном городе, пытается отрицать правителя и его армию, и по-своему истолковывает все его символы и признаки.

Знай, мой дорогой брат! Подобно тому, как внутренность всякой вещи более возвышенна, более совершенна, более изящна и более красива, чем её внешность, так же она более сильна с точки зрения жизни и более совершенна с точки зрения сознания. Видимые внешне качества – такие, как жизнь, сознание, совершенство и другие – являются лишь слабым проявлением изнутри. В ином случае, невозможно, чтобы внутренность, будучи безжизненной, проявила наружу знание и жизнь.

Да, твоё нутро (желудок) по сравнению с твоим домом, твоя кожа по сравнению с твоей одеждой и твоя память по сравнению с твоей книгой, более упорядоченны и удивительны. Исходя из этого, внутренний мир (малякут) выше мира явного, а мир сокровенного (гайб) возвышеннее этого мира и мира Иного. К сожалению, поскольку подверженный страстям нафс смотрит с точки зрения страстей, то рассматривает внешность как живую, приятную завесу, покрывающую, на его взгляд, мёртвую, мрачную и страшную внутренность.

Знай, мой дорогой брат! Твоё лицо, несмотря на свою малость, содержит в себе признаки и приметы, описывающие его и отличающие от всех людей прошлого и будущего. Основные же части лица у всех людей едины.

У каждого человека есть две стороны, одна из которых образует сходство со всеми людьми, а другая – отличие от них. Сторона отличия указывает на то, что Творец обладает свободой выбора, а сторона сходства – на то, что Он является Единым и Единственным. Насколько нелепым будет предполагать, что эти две стороны появились без намерения намеренно действующего, не по выбору обладателя свободы выбора, не по воле обладателя воли и не по знанию всезнающего. Фасубханаллах! Аллах разместил на маленькой странице лица бесчисленные знаки, которые возможно прочесть глазами, но невозможно постичь разумом.

Крайне нелепо, чтобы эти отличия в человеческом роде и сходство единиц таких видов, как пшеница, виноград, пчёлы и муравьи, являлись делом слепой случайности.

Невозможно вмешательство случайности в такие далёкие, тонкие и обширные состояния и положения многочисленных существ. Они находятся в кругу распоряжения намеренного действия, выбора и воли одного Мудрого, Всевидящего, Всеслышащего Обладателя воли и выбора.

«Рисале-и Нур» выдворил из исламского мира преступное сообщество, состоящее из случайности, многобожия и природы.

Знай, мой дорогой брат! Одно из внушаемых дьяволом наущений таково: «Если бы такие животные, как овца или корова, были творением и имуществом Всемогущего и Всезнающего, Обладающего Волей Извечного Творца, то они не были бы настолько глупыми, одинокими и жалкими».

О, дьявол из числа людей, ставший учителем для дьяволов из числа джиннов! Всевышний Аллах каждому даёт по достоинству и в соответствии с пользой и мудростью. Если бы Его дар противоречил данному правилу, то ухо твоего осла было бы умнее тебя и твоих учителей, и в твоём пальце было бы разума и навыков больше, чем у тебя. Значит, у каждой вещи есть свои рамки, которыми она ограничена.

Предопределение дало для каждой вещи некую меру и соответствующую этой мере форму. Каждая вещь получает благодать (фейз) Всевышнего в соответствии с объёмом этой формы. Известно, что благодать (фейз) может быть получена в зависимости от степени свободы выбора, от уровня потребности, от способности восприятия, а также от гармонии и соответствия власти имён (Всевышнего). Да, неразумно искать величие Солнца в неком пузырьке воздуха.

Знай, мой дорогой брат! Человек – творение, созданное с мудростью. Он указывает на мудрость Творца настолько очевидно, словно является материализованным узором мудрости, воплощённым знанием Обладателя Воли и претворённым могуществом Всевидящего. Он – результат действия, дающего ему желаемое его способностями; он – средоточие благ и даров Знающего все его нужды и потребности; он – образ, начертанный предопределением, ведающим обо всём необходимом и подходящем для его строения. И как же он, зная обо всём этом, проявляет беспечность в отношении своего Хозяина, владеющего всем?! Как он может возомнить, что над ним нет Слышащего (ас-Сами’), Видящего (аль-Басир), Знающего (аль-Алим) и Отвечающего (аль-Муджиб) Наблюдателя (ар-Ракиб), ведающего обо всех его преступлениях, видящего его нужды и слышащего его стенания?!

О, повелевающий нафс! Почему ты думаешь, что тебя это не касается? Если выйдешь за круг подчинения приказам, то либо будешь вынужден, целуя ноги, почитать и слушать каждого, либо, не считаясь ни с кем, станешь угнетателем всех и вся. Этот груз тяжёл. Ты не сможешь его вынести. Для тебя лучше всего – войти в круг владений Аллаха, отказавшись от чуждого многобожия, тем самым обретя покой. В противном же случае, ты будешь подобен глупцу, поднявшемуся на палубу корабля и взвалившему свой груз себе на спину.

Знай, мой дорогой брат! Нет ничего удивительного и сложного в том, что Творец, Создавший человека, сотворил весь мир со всем его содержимым. Ведь подобно тому, как человек создаётся вместе с содержимым, также и мир создаётся с тем, что он содержит. К тому же, человек является маленьким образцом и содержанием мира. Невозможно, чтобы Создатель дыни не был тем, кто создал её семя.

Знай, мой дорогой брат! Возможности твои малы, век твой короток, жизнь твоя ограниченна, дни твои сочтены и всё тленно. В таком случае, не трать свою короткую, тленную жизнь на преходящие вещи, дабы она не стала тленной. Потрать её на вечное, и она станет вечной.

Да, пользоваться этой мирской жизнью ты можешь максимум сто лет.

Представим эти сто лет жизни в виде ста финиковых косточек. Если сберечь их, полив водой, то по воле Всевышнего Аллаха они превратятся в сто плодоносных деревьев. В противном случае, от них можно будет получить пользу, лишь бросив в огонь. Подобно этому, если твоя столетняя жизнь будет полита водой Шариата и потрачена на Иной мир, ты сможешь вечно пользоваться её плодами. Исходя из этого, человек, отказывающийся от ста плодоносных финиковых пальм и довольствующийся ста косточками, достоин стать растопкой для Хутама (для Ада — прим.пер.).

Знай, мой дорогой брат! Одним из источников сомнений и заблуждений является то, что нафс считает себя вне круга предопределения Всевышнего и вне круга проявлений Его Божественных качеств. Затем он представляет себя на месте одного из удостоившихся проявлений и растворяется в нём. Потом, с помощью некоторых искажённых толкований, начинает и его выводить за круг владения и правления Аллаха. Он вводит его в скрытое многобожие, в которое сам попал, и распространяет на него некоторые состояния, обретённые из скрытого многобожия.

Вывод. Повелевающий нафс (нафси аммара), подобно страусу, принимает вредное за полезное. Либо он подобен спорящим софистам, представители которых отвергают друг друга. Согласно تَعَارَضَا تَسَاقَطَا решает, что «ни то, ни другое не является истиной».

Знай, мой дорогой брат! Беспечный нафс считает Иной мир неким местом, находящимся рядом с этим миром и связанным с ним. В связи с этим, у нафса есть два оружия. Надеясь на существование Иного мира, он спасается от боли тленности этого мира. Сталкиваясь же с трудностями деяний, необходимых для Иного мира, он спасается от них, притворно отрицая его. Также, он не думает о том, что умершие люди уже не живут, представляя, будто они, подобно отправившимся в путь, хоть и не видны, но по-прежнему живы, и не придаёт смерти большого значения.

Для того, чтобы увековечить некоторые мирские дела, у него есть ещё одно коварство. Он утешает себя, говоря: «Если желаемое мной и не приносит плодов в этом мире, то его основы связаны с Иным миром, и принесут пользу там». Например, в таких вещах, как знание, нафс говорит: «Если оно и не принесёт пользы в этом мире, то будет полезно в мире Ином». Он, показывая его хорошую сторону, заставляет принять и плохую.

Вывод. Нафс подобен страусу, дьявол подобен софисту, а страсть – бекташи.

Знай, мой дорогой брат! Если в отношении создания вещей неверно общеутвердительное положение, то становится верным положение общеотрицательное. То есть, или Создатель всего – Аллах, или же Аллах не является Создателем чего бы то ни было, ибо сотворение с соблюдением упорядоченной связи между вещами представляет собой единое, неделимое целое, и оно не приемлет исключения. Оно будет либо общеутвердительным, либо общеотрицательным. Другой вероятности нет.

Мнительность, воображающая отсутствие причины возникновения всякой вещи, как бессмыслица, не имеет значения. Исходя из этого, когда в некой простейшей вещи видны признаки сотворения, они подтверждают его причастность ко всем вещам.

К тому же, либо создатель один, либо создателей – бессчётное множество. Иных вариантов нет. Ведь если творец не будет поистине единственным, то должно быть множество творцов. Это же множество – бесконечно.

Вместе с тем, бессмысленно, чтобы распространяющий свет не имел света, создающий был несуществующим, а придающий необходимость не был бы необходимо сущим.

Также, неразумно считать, что дарующий знание не обладает знанием, наделяющий сознанием является бессознательным, дающий свободу выбора не имеет выбора, дающий волю является безвольным, а создающий совершенные вещи является несовершенным. И только лишённый зрения и ума человек может думать, что придавший форму глазу, наделивший его зрением и осветивший взор является незрячим. Вместе с тем, всё совершенство, имеющееся в творениях, исходит от совершенства Творца. Однако, микроб, видевший и знающий только муху, увидев орла, сочтёт, что это не птица, так как он не похож на муху.

Знай, мой дорогой брат! Самым большим желанием нафси натыка (человека — прим.пер.) является постоянство, вечность. Он даже не сможет вкусить ни одного наслаждения, пока не обманет себя, воображая постоянство. В таком случае, о желающий вечности нафс, продолжай поминать Вечного, чтобы обрести вечность. Прими Его свет, чтобы не погаснуть. Будь шкатулкой для Его сокровищ, дабы обрести ценность. Обратись телом к дуновению зикра, дабы быть живым. Ухватись за нить луча одного из Его имён, дабы не сгинуть в небытии.

О, нафс! Положись на Аллаха – аль-Каййума, Берегущего тебя от падения. Девятьсот девяносто девять частей твоего существования находятся в Его руках; в твоих же руках остаётся лишь одна часть. Дабы найти покой, для тебя лучше всего и эту часть отдать в Его сокровищницу.

Знай, мой дорогой брат! Ты не в силах создать своё тело. Другие [творения] также бессильны в этом. Если желаешь, попробуй сотворить язык, являющийся древом слов, или рот, служащий центром речи и вкусовых чувств. Конечно, тебе не удастся это. В таком случае, не придавай сотоварища Аллаху!

اِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظٖيمٌ

«Поистине, многобожие – великая несправедливость» (Коран 31:13)

Знай, мой дорогой брат! Видимый нами мир является неким Божественным магазином и складом. В нём имеется много видов материй, продуктов и напитков. Одни из них плотны, а другие тонки и изящны; одни временны, а другие постоянны; одна их часть – твёрдая сердцевина, а другая – жидкая и т. д. Однако, одна их часть является сотворённой материей, а другая – узором проявлений. Согласно заблуждению философов, сотворение и узор это одно и то же, а хозяин этого магазина не свободен в своих действиях (муджиби биззат).

Знай, мой дорогой брат! Порождённое эгоизмом скрытое многобожие (ширки хафи), усилившись, превращается в ширки асбаб (то есть начинает придавать причины в сотоварищи Аллаху). Если это будет продолжаться, то дойдёт до та’тыль, то есть до отрицания Создателя. Да убережёт Аллах!

Знай, мой дорогой брат! Цель сотворения человека состоит в том, чтобы открыть и показать скрытые Божественные сокровищницы, быть доводом и светлым объектом отражения Извечного Могущества Всевышнего, а также чистым зеркалом для проявлений Его Извечной Красоты. Поистине, человек, взяв на себя ответственность, которую не смогли принять небеса, земля и горы, обрёл значимость и возвеличился. Ведь одно из предназначений данной ответственности – это быть некой единицей измерения, служащей для познания качеств Всевышнего. Несмотря на то, что целью сотворения человека являются подобные вещи, большинство людей становятся завесой и преградой. Их обязанностью является открытие, однако они закрывают; распространение света, но они гасят его. Вместо исповедания единства Всевышнего (таухид) они причисляют Ему сотоварищей. К тому же, согласно вероубеждению, они должны со светом веры смотреть на Всевышнего и придавать всё Ему, однако, смотря на творения сквозь призму «эго», они раздают им Его владения.

اِنَّ الْاِنْسَانَ لَظَلُومٌ جَهُولٌ

«Поистине, человек весьма несправедлив и невежественен!»

Знай, о мой нафс! Если посредством богобоязненности (таква) и благодеяний (’амали салих) ты достиг довольства своего Творца, то нет нужды в довольстве его творений. Если же творения будут выражать своё довольство и любовь ради Аллаха, это хорошо. Однако, если их довольство и любовь будут ради этого мира, то в этом нет пользы, потому что они такие же, как ты, бессильные рабы. К тому же, в преследовании второго варианта есть скрытое многобожие, и достичь его невозможно. Да, если человек, обращающийся по какому-либо вопросу к правителю, достиг его довольства, то вопрос решится. Иначе, решение вопроса с помощью народа будет очень сложным. В любом случае, потребуется воля правителя, которая зависит от его довольства.

Знай, мой дорогой брат! Как сущность Необходимо Сущего Творца не похожа на вероятностные создания (мумкинат), так и Его действия не похожи на их действия. Ведь для могущества Необходимо Сущего нет разницы между близким и далёким, малым и многим, маленьким и большим, единицей и видом, частью и целым. А также, в Его действиях нет непосредственного контакта. Однако, могущество вероятностных не [достигает] такой степени. Поэтому, нафс не находит сходства действий Необходимо Сущего со своими действиями. Разум, который бессилен постичь их суть, думает, что они имеют место без деятеля.

Знай, мой дорогой брат! Если посмотреть на когти и клыки таких животных, как львы, становится понятно, что они созданы для того, чтобы разрывать на части. Если обратить внимание на мягкость дыни, то будет ясно, что она создана для еды. Подобно этому, если посмотреть на способности человека, будет понятно, что его естественной обязанностью является поклонение, а также, если обратить внимание на величие его духа и степень стремления к вечности, станет понятно, что изначально человек духовно (т.е. его душа) был создан в более изящном мире, чем этот, и временно послан в этот мир для снаряжения.

К тому же, человек является плодом сотворения. Это указывает на то, что среди людей есть некая косточка, из которой Всевышний Аллах вырастил древо мироздания. По единогласному мнению всех совершенных людей, а скорее, половины человечества, этой косточкой является ни кто иной, как лучший из созданий, предводитель всех творений – Досточтимый Мухаммад (мир ему и благо).

Знай, мой дорогой брат! Всевышний Создатель упорядочил небеса и землю, обернув сменой дня и ночи, словно чёрно-белой чалмой, голову земного шара. Будет ли соответствовать Его Божественности вручение некоторых уровней мира ничтожным вероятным существам (мумкинат)?! Возможно ли, чтобы кто-либо, помимо Господа Арша, распоряжался тем, что находится под Аршем?! Конечно, нет! Ведь могущество Всевышнего неограниченно – оно объемлет всё! Поэтому, не остаётся даже щели для вмешательства кого-либо другого. Вместе с тем, достоинство всемогущества и независимости, а также желание пробудить к себе любовь и дать себя познать, не допускают того, чтобы присутствовал номинальный посредник, привлекающий к себе взоры рабов Аллаха.

Вместе с тем, процессы управления, производимые в целом и в деталях, в виде и в индивидуумах, настолько взаимосвязаны, что относить эти процессы к разным деятелям невозможно. Например, в гармонию, порядок и управление мира входит управление Землёй. В управление Землёй входит управление человеком. В то же время, контролируются дела и других видов, а также создаются клетки тела и частицы и т. д. Все эти процессы управления на всех стадиях ведутся одним и тем же могуществом. Подобно тому, как вне солнечного света не остаётся ничего (вплоть до капель воды и пузырьков воздуха всё освещается этим светом). Так же и все процессы управления принадлежат Извечному Могуществу. Вмешательства чего-либо другого нет. От небесных тел и до частиц, ничто не остаётся вне управления Этого Могущества.

Вывод. Тот, Кто устроил мозг пчелы и глаз микроба, не оставит твои дела и поступки напрасными и неучтёнными, и запишет их в «Имами Мубин» («Ясном Руководстве»). Согласно этому будет произведён твой расчёт.

Знай, мой дорогой брат! Абсолютное правление, всеобъемлющее могущество и дальновидная мудрость, проявления которых видны в каждом творении, в каждой частице, являются явным свидетельством того, что Творец всего сущего Един и что у Него нет сотоварищей. И Его могущество, и Его воля едины. Исходя из этого, Творец должен быть Необходимо Сущим, могущество Которого, действующее согласно весам предопределения, безгранично.

Знай, мой дорогой брат! Такие маленькие существа, как муха, паук и блоха, по сравнению с такими большими животными, как слон, буйвол и верблюд, умнее. Их сотворение прекраснее, а искусство – совершеннее. Однако жизнь первых короткая, а вторых – длительная. От первых с виду нет пользы, а от вторых – есть. Итак, такое положение является ярким подтверждением того, что для Творца нет трудностей в сотворении вещей, и всякая вещь появляется на свет только лишь по приказу «Будь!».

يَفْعَلُ اللّٰهُ مَا يَشَٓاءُ ۝ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ

«Аллах вершит то, что пожелает» (Коран 14:27)

«Нет божества, кроме Него»

* * *

Знай, мой дорогой брат!  وَ اللّٰهُ مِنْ وَرَٓائِهِمْ مُحٖيطٌ Да, Аллах объемлет всё Своими знанием, волей, могуществом и другими качествами. Нет ничего, что выходило бы за пределы Его охвата. Однако человек, глядя своим несовершенным разумом на величие Аллаха и на то, как Он вращает планеты вокруг Солнца, сомневается, что Он также занимается такими крохотными существами, как, например, пчела. Это потому, что он сравнивает Необходимо Сущего (Ваджиб уль-Вуджуд) с вероятностно сущим (мумкин). Между тем, подобное сравнение порождает большую несправедливость в отношении маленьких существ. Ведь они также, как гласит положение

وَاِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (Коран 17:44)

восхваляя своего Создателя, не признают своим Господом никого, кроме Аллаха. Исходя из этого, у больши́х нет права превозноситься над маленькими.

Знай, мой дорогой брат! Между даром всеобщим и даром частным нет противоречия. Например, под общим приглашением на угощение подразумеваются и отдельные личности. То есть, поскольку угощение является общим, то приглашение также должно быть общим, и нельзя сказать, что личности не приняты во внимание. Исходя из этого, дар Аллаха, подобно общественному имуществу или речной воде, является всеобщим, и это не означает, что в нём не учтены отдельные личности. В общем даре подразумеваются и личности. Поэтому, считать, что отдельные личности не обязаны быть благодарными, так как в общем даре они не подразумеваются, неправильно.

Знай, мой дорогой брат! Если ты сегодня с достоинством и честью откажешься от распутства этого мира, которое завтра оставит тебя в унижении и позоре, то обретёшь уважение и почёт. Ведь если ты отречёшься от него раньше, чем оно оставит тебя, то обретёшь благо, избавившись от его вреда. В противном случае результат будет обратным.

Знай, мой дорогой брат! Погрязшая в нечестии (фиск) цивилизация пачкает этой грязью людей. Например, показуху (рия) она спутала со славой и почётом, и направляет людей к этой скверной черте. Действительно, люди настолько привыкли к показухе, что проявляют её как перед отдельными личностями, так и перед народами, и даже перед целыми расами. Газеты рекламируют показуху, а история аплодирует ей. По этой причине, жизни отдельных личностей, под лозунгом патриотизма времён невежества, приносятся в жертву ради существования расы.

Знай, мой дорогой брат! Одним из доказательств пророческой миссии Ахмада (мир ему и благо) является единобожие. Да, только Досточтимый Мухаммад (мир ему и благо) поднял знамя единобожия со всеми его уровнями на самую высокую вершину Вселенной, и только он призывает весь мир к единобожию со всеми его положениями, а также только он подробно излагает и объясняет истины, оставленные пророками в общем виде! Исходя из этого, насколько истинно и крепко единобожие, настолько истинна и пророческая миссия Ахмада (Мухаммада, мир ему и благо).

Знай, мой дорогой брат! Украшения, совершенные творения и прекрасные картины, демонстрируемые на Божественной выставке этого мира, а также грандиозное Господство и Божественное Величие требуют бытия тех, кто созерцал бы эту красоту, кто прогуливался бы по этой выставке, кто размышлял бы и кто приходил бы в восторг от украшений и прекрасных творений, а затем, мысленно перейдя к величию Творца и к совершенству и могуществу Хозяина выставки, восторженно пал бы пред Ним ниц.

Исполнителем этой обязанности является человек. Ведь человек, наряду со своими невежеством и несправедливостью, способен быть подобием и содержанием всего мира. К тому же, ему вверен такой дар, посредством которого он может найти и открыть скрытую сокровищницу. А также, силы (способности) человека неограниченны. Таким образом, человек обладает обширным разумом, способным постичь всю грандиозность величия и могущества Извечного Султана.

Да, подобно тому, как красота требует влюблённого взгляда, господство Извечного Творца требует взгляда человека, который с изумлением и размышлением восхвалял бы Его и восхищался бы Им.

Да, возможно ли, чтобы украсивший цветы, не создал влюблённых в них и восхищающихся ими пчёл и соловьёв?! Создавший красоту прекрасных творений, конечно же, создаст и поклонников этой красоты. Подобно этому, Хозяин Вселенной, украсивший её прекрасными узорами, несомненно, не оставит эти чудесные картины и удивительные узоры без созерцающих и провозглашающих их совершенство поклонников. Итак, вследствие своей содержательной сути, совершенный человек стал как причиной и целью сотворения мира, так и плодом и результатом Вселенной.

Знай, мой дорогой брат! Подобно тому, как имеющиеся между вещами совпадения указывают на то, что их Творец является Единым и Единственным, так и имеющиеся между ними упорядоченные различия свидетельствуют о том, что Он обладает свободой выбора и мудростью. Например, совпадение между основными органами тел живых существ – особенно человека и, в особенности, схожесть между парными органами – является доказательством единства Создателя, а различие в их свойствах и формах указывает на то, что Создатель обладает свободой выбора и мудростью.

Знай, мой дорогой брат! Самым несправедливым из созданий является человек. Из-за сильной любви к самому себе, человек любит и ценит то, что приносит ему пользу и оказывает службу. Становится рабом того, в чём видит выгоду для себя. В противном случае, не будет любить и ценить.

К тому же, он считает, что целью сотворения жизни является сама жизнь. Он не подозревает, что в созданных Аллахом живых существах есть тысячи мудростей, избранных Им в качестве целей. Разве выходит за рамки возможного то, чтобы видимые нами в этом мире удивительные творения были образцами и основами более удивительных и чудесных творений потустороннего мира (малякут, барзах, мисаль)?

Знай, мой дорогой брат! Всевышний Аллах сделал образующие Вселенную частицы послушными и подчинёнными естественному шариату, а также покорными исполнителями созидательных повелений. Как некая пчела, следуя повелению «Будь!», принимает требуемый образ, так и любое животное, следуя этому же повелению, принимает желаемую [Всевышним] форму.

Знай, мой дорогой брат! Могущество, держащее в Своей Длани такие небесные тела, как Солнце, Луна, звёзды и Земля, также легко упорядочило эти небесные тела, как некий человек нанизывает на нитку рассыпавшиеся бусинки чёток, не испытывая при этом ни слабости, ни нужды в чужой помощи.

Знай, мой дорогой брат! Капля воды едина с морской водой, так как и то, и другое является водой. Также она едина и с речной водой, поскольку их источником является небо. А также, некая маленькая рыбка едина с китом, потому что оба они называются рыбой.

Подобно этому, некое Божественное имя, проявляющееся в одном микробе или в одной клетке, едино с именем, охватывающим всю Вселенную, ведь их носитель Един. Например, имя «Всезнающий» (аль-Алим), проявляющееся во всей Вселенной, и имя «Создатель» (аль-Халик), проявляющееся в одной частице, едины в своём носителе. Имя «Придающий форму» (аль-Мусаввир), проявляющееся в финиковой пальме, также едино с именем «Творец» (аль-Мунши), проявляющимся в одном плоде этой пальмы. Невозможно, чтобы Имя, проявляющееся в самом большом, не проявлялось и в самом маленьком.

Знай, мой дорогой брат! Существа, являющиеся вероятностными (мумкин), подвержены изменениям, то есть их свойства и состояния меняются.

Исходя из этого, бездействие, пассивность некоего вероятностного существа является отсутствием его свойств и состояний, потому что в этом случае будущие состояния этого существа не появятся на свет. Небытие же является большим страданием и чистым злом. Значит, деятельность приносит наслаждение, и несмотря на то, что некоторые огорчения и страдания, появляющиеся в результате изменений свойств и состояний, некрасивы в одном отношении, они прекрасны со многих сторон.

Да, процесс обмена веществ, происходящий в организме некоего существа, огорчает уходящих и радует вновь приходящих. Таким образом, жизнь очищается и освежается, а тело обновляется.

* * *