ОСОБЕННОСТИ

Эта тема является своего рода основой «Десятого Слова» и вторым разделом «Двадцать восьмого Слова», написанного на арабском языке

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Да вознесутся восхваление, славословие и благодарность Мудрому Творцу, о необходимости бытия и о единстве Которого языком своих слабости и нужды, все вместе и каждая по отдельности, свидетельствуют все частицы Вселенной!

Мир и благословение Посланнику, открывшему тайну Вселенной и изложившему её знамения, его семье и сподвижникам, его братьям из числа всех пророков и посланников Всевышнего, а также благочестивым рабам Божьим!

Друг! Природа и причины, закрыв для некоторых людей врата благодарения, открыли им двери многобожия (ширк) и неверия (куфр). Между тем, они и не подозревают, что основа многобожия построена из бессчётных нелепостей. Для того, чтобы их слепые глаза прозрели и увидели, насколько отвратительно многобожие, я изложу одну из тех нелепостей.

Итак, если многобожник откажется от опьянения невежеством и посмотрит на своё неверие научным взглядом, то для того, чтобы поверить в это безбожие и осмыслить его, он будет вынужден на одну-единственную частицу взвалить тонну груза, и изобретя в каждой частице бесчисленные печатные станки, вручить их в руки природы и причин, научив природу всем тонкостям искусства, имеющимся во всех творениях. Ведь частица воздуха в состоянии исполнять свои функциональные обязанности в организме любого растения, цветка или плода. Если безбожно отрицать, что эти частицы, исполняющие свои обязанности, являются подчинёнными Всевышнего Творца, следуют Его воле и распоряжениям, то нужно будет признать, что входя в каждый из организмов, им известно всё устройство, все свойства и системы этих организмов. Верить в то, что каждая из частиц имеет такие знания, может только этот безбожник.

К тому же, некий плод является уменьшенным прообразом целого дерева, и находящаяся в плоде косточка представляет собой книгу деяний этого дерева. Вся история жизни дерева записана в этой косточке. В этой связи, один плод обращён ко всему дереву, а скорее, ко всему виду этих деревьев, и даже ко всему земному шару. Значит, степень величия, заложенная в искусности сотворения одного плода, пропорциональна размерам Земли.

Итак, тому, кто создаёт этот плод и эту частицу с заложенным в них грандиозным искусством, нетрудно создать и поддерживать земной шар.

Интересно, есть ли ещё большая глупость, чем заявление о собственных уме и проницательности того безбожника, несущего в сердце подобное неверие?!

Друг! У любой вещи есть два образа.

Первый – материальный, то есть видимый образ, который, словно некая одежда, скроен предопределением согласно объёму каждой вещи.

Второй – умозрительный, то есть некий мнимый образ, воображаемый как некая общность разных материальных образов, сменяемых на протяжении её жизни. Этот образ подобен воображаемому кругу, образующемуся в результате быстрого вращения некоего огонька. Он сообщает об истории жизни любой вещи, представляет собой круг проявления предопределения, и называется судьбой вещей. Подобно тому, как в отношении материального образа у всякой вещи есть некий предел и некая цель, также и в отношении образа духовного у неё имеется предел и предназначенная для некоторых скрытых мудростей цель. Исходя из этого, в материальном образе каждой вещи Божественное могущество – некий мастер, а предопределение – некий инженер. В духовном же образе предопределение – лекало, прочерчивающее линии для формообразования, а могущество – источник (т.е. формообразование, производимое по этим линиям, исходит от могущества).

О, неверующий! Услышав это, подумай хорошенько! Есть ли у тебя могущество, чтобы обучить частицу портному мастерству? Есть ли у природы и причин, воспринимаемых тобой в качестве создателей, могущество для того, чтобы они могли скроить и сшить непохожие, различные образы всех вещей? Смотри, о лишённый глаз неверующий! Человек, являющийся плодом древа мироздания, который по силе и воле превосходит причины, объединив все способности и знание портного дела, не сможет скроить одеяние, которое было бы впору всем частям некоего колючего дерева. Между тем, Мудрый Творец, во время роста любой вещи, совершенно быстро и легко создаёт и одевает её в очень гармоничные и точные, новые и свежие одеяния и зелёные платья. Фасубханналлах! Да, пречист [и свободен от всех недостатков] Аллах, с повелением Которого связано бытие всякой вещи! Пречист Творец, в «руках» Которого находятся внутренние стороны всех вещей! Пречист Творец, к Которому прибегают все создания!

Друг! На каждом существе стоят чекан и печать Единственного (аль-Ахад) и Самодостаточного (ас-Самад) Творца, свидетельствующие о том, что эти существа являются Его произведением искусства и принадлежат Ему. Да, среди бесконечных чеканов единственности (ахадият) и печатей самодостаточности (самадият) посмотри хотя бы на чекан, выбитый на поверхности земли весенней порой. Нижеприведённые, следующие друг за другом фразы и предложения, со всей ясностью показывают и проявляют этот чекан.

Итак, на поверхности земли наблюдается весьма удивительное и мудрое созидание. Если хочешь увидеть могущество и деятельность, исходящие от очевидного созидания, обрати внимание на нижеследующие фразы.

Действие этого созидания:

1) исходит от весьма великой и широкой щедрости;

2) с абсолютной лёгкостью исходит от абсолютной силы;

3) с абсолютным порядком абсолютно быстро появляется на свет;

4) выверенно и взвешенно, несмотря на свои всеохватность и всеобъемлемость;

5) является прекрасным и ценным, но недорогим [и малозатратным] произведением искусства;

6) несмотря на то, что связанные с ним вещи очень сильно перемешаны, они создаются абсолютно обособленно и без всякой путаницы;

7) вместе с тем, что поле его деятельности обширно до бесконечности, в его произведениях нет места несовершенству – они появляются в наилучшем виде;

8) несмотря на то, что между особями и между разными видами имеется полная удалённость, [наделяет] их полным соответствием.

Друг! Каждая из этих фраз – даже по отдельности – достаточна для проявления того чекана. Посмотрите!

Удивительная щедрость и удивительная искусность являются неотъемлемыми признаками всеобъемлющего могущества. Упорядоченность, соединённая с необычайной лёгкостью, свойственна исключительно обладателю всеобъемлющего знания, мощному над каждой вещью. Чудесная, абсолютная быстрота сотворения, выверенного так, словно оно взвешено на чутких весах, характерна лишь для того, чьему повелению и могуществу подчинена всякая вещь. Всеохватное, удивительно искусное управление рассеяными по всей земле видами созданий возможно только для того, кто своими знанием и могуществом близок ко всякой вещи. Великое множество и богатое изобилие творений, каждое из которых, с точки зрения искусства, обладает высочайшей ценностью, может принадлежать только лишь Властелину неисчерпаемых сокровищниц с бесконечными богатствами. Невзирая на высокую смешанность особей, они удостаиваются безусловной индивидуальности и обособленности, что неизменно указывает на Всевидящего, одно дело Которого не препятствует другому. То, что между разбросанными по земле особями, несмотря на их удалённость друг от друга, проявляется соответствие по форме, телу и устройству, неизменно указывает на того, в чьей деснице владения, знания, власти и мудрости находится земной шар. Каждая особь, несмотря на множество единиц своего вида, обладает необычайно красивой сотворённостью, что присуще Всемогущему, для которого равны малое и многое, маленькое и большое.

В каждой из вышеприведённых фраз также есть ещё одно знамение, указывающее на то, что всякая вещь является произведением и искусством одного-единственного Творца. Да, между щедростью и экономией, быстротой и взвешенностью, дешевизной и ценностью, смешанностью и обособленностью имеется контраст. Объединение этих противоположностей в одном действии свойственно только Могучему Творцу, Чьё могущество безгранично.

Вывод. Несмотря на то, что каждой отдельной фразы достаточно для показа печати Божественной единственности (ахадият), все вместе они показывают её более полно, явным образом. Итак, из этого объяснения проясняется суть благородного аята:

وَلَئِنْ سَاَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللّٰهُ

(Коран 31:25)

То есть, если спросить у этих упрямых безбожников, кто Создатель небес и земли, они волей-неволей скажут: «Аллах».

Друг! Поистине, между Божественностью (улухият), пророческой миссией (рисалят), Иным миром и Вселенной имеется взаимосвязь, то есть существование и установленность одной из этих реалий требует существования и установленности других. Вера в одну из них делает необходимой веру и в другие.

Так, например, существование некой книги, каждое слово которой содержит целую книгу, а каждая буква заключает в себе целую строку, невозможно без написавшего её автора. Так же и Книга Вселенной зависит от необходимого существования Извечного Автора. Смотреть трезвым взглядом на Книгу Вселенной и не верить в её Извечного Автора – невозможно!

И подобно тому, как существование некоего здания, содержащего множество чудес искусства, удивительных узоров и украшений, невозможно без построившего его мастера, так и существование этого мира зависит от существования Творца. Люди, чей рассудок не помутился от заблуждения, не могут говорить о существовании мира, не признав существования его Творца.

Таким же образом, как невозможно отрицать существование Солнца, видя его отблески и отражение на волнах рек и морей, невозможно созерцать эту изменяющуюся и обновляющуюся в совершенном порядке Вселенную и не принимать необходимость существования её Создателя и Творца. Ведь только Творец, Создатель является Тем, Кто Своей мудростью и волей основал эту великолепную Вселенную, устроил её согласно правилам Своего предопределения, упорядочил её Своими законами, украсил канонами Своей милости и осветил проявлениями Своих имён и качеств. Да, если не принимать Единого Создателя, возникнет необходимость принимать бессчётных богов по числу частиц и творений Вселенной. И в то же время, каждый тот бог должен быть в состоянии создать всю эту Вселенную, потому что каждая живая единица является неким содержанием всех живых существ. Создающий единицу должен быть способен создать и всё множество.

Также, как существование Солнца невозможно без его сияния, так и Божественность невозможна без проявления посредством отправления посланников.

Для демонстрации и познания самой высокой и совершенной красоты необходимо её описание посланниками. Совершенно прекрасное искусство, достигшее абсолютной красоты, не может быть без объявляющих о нём посланников.

Абсолютное господство Всевышнего (рубубият) требует всеобщего поклонения и повиновения (убудият), что возможно посредством объявления народу о единстве Всевышнего носителями пророческой миссии, которые являются «зульджанахайн», (то есть, с одной стороны, Его образцовыми рабами, а с другой – Его посланниками).

Если обладатель красоты не пожелает показать её и если не будет отражающих её зеркал и описывающих её посредников, то познать и увидеть эту красоту не представится возможным. И только посредством посланников, чьи поклонение и повиновение Всевышнему являют собой зеркало красоты Создателя и чья посланническая миссия показывает её и объявляет о ней людям, возможно узреть и показать Его красоту.

Для того, чтобы открыть и показать людям полные драгоценностей и дорогих вещей сокровищницы некоего царя, чем объявить о Его могуществе, богатстве и царстве, необходим назначенный разрешением и волей этого царя служащий. Таким служащим является посланник.

Друг! В мире нет другой личности, которая обладала бы подобными качествами и могла бы наилучшим образом исполнить эти обязанности, кроме Досточтимого Мухаммада (мир ему и благо). Этот человек является самым содержательным, самым совершенным и самым достойным! Он показывает, описывает, сообщает и объявляет о Всевышнем Создателе в наилучшем виде!

Дорогой друг! Мы подошли к описанию взаимосвязи между «верой в Аллаха» и «верой в Иной мир». Приготовься и слушай!

Если некий царь не будет поощрять тех, кто ему покорен, и наказывать мятежных, то его государство устремится к краху. С одной стороны, ему необходимы милость и благоволение, а с другой – наказание и воспитание. Награда – необходимое следствие милости, а воспитание требует наказания. Местом награждения и наказания является Иной мир.

Каждый царь, обладающий высокими мудростью и справедливостью, ради сохранения достоинства своего государства проявляет благосклонность к тем, кто просит у него убежища и помощи, и чтобы показать величие своей власти, защищает права своих подданных. Важная часть этих отношений проявится в Ином мире.

Царю, владеющему несметными сокровищницами и обладающему абсолютной щедростью, необходимо постоянное место угощений, а также постоянство и вечность обладателей разнообразных нужд. Это же возможно только в вечном мире.

Некий обладатель красоты желает видеть и показывать её постоянно, что также требует существования вечного мира, ибо постоянная красота не может довольствоваться временным, исчезающим поклонником – она желает, чтобы и он был постоянным.

Некий царь, обладающий милосердием и состраданием по отношению к просящим и молящим его о помощи; царь, незамедлительно исполняющий самую простую просьбу простейшего создания, конечно же, с совершенной лёгкостью сделает то, в чём больше всего нуждаются все творения. Безусловно, самой важной, всеобщей потребностью является вечный мир!

В то время, как существует царство, пребывающее в весьма чудесном величии, что понятно по его размаху и деятельности, мы видим, что для сбора подданных сделана лишь тесная временная гостиница, которая не может вместить в себя всех людей. Она непрерывно наполняется и опустошается. И есть некая арена испытаний, которая постоянно изменяется. А также, для того, чтобы показать образцы некоторых произведений искусства и даров царя, существуют некие собрания, которые время от времени преобразуются. Такое положение явно указывает на то, что после этого тесного места, этой арены и выставки будут некие постоянные места, дворцы и открытые сокровищницы, а их жители будут вечными и неизменными.

Если есть некий внимательный царь, который записывает и велит регистрировать все деяния, все нужды и служение своего народа, а также фиксирует и сохраняет все события, фотографирует и запечатлевает всё происходящее в своих владениях, то, конечно, такое положение твёрдым образом указывает на то, что произойдёт некий расчёт, некий суд, некие награждение и наказание.

Если относительно наград и наказаний имеется множество обещаний и угроз царя; если эти обещания и угрозы не представляют трудности для его могущества, и если они очень важны для его подданных, то, разумеется, они не будут нарушены, ибо нарушение обещаний противоречит достоинству его могущества.

Согласно достигшим степени несомненного исторического предания единодушным утверждениям вестников, центром и местом проявления этого грандиозного, величественного царства является только Иной мир. Тесные места и площади этого мира не могут быть постоянным местом этого величия, потому как тленные, нестабильные места, подобные этим, не могут быть основой и центром постоянного царства.

Да, на тесных местах и площадках этого мира этот царь показывает много вещей, сборов и расставаний. Однако, они не являются самоцелью, а всего лишь служат примером и образцом вещей и процессов, которые будут иметь место на величайшем пространстве Иного мира, поскольку процессы, которые будут происходить на том великом сборе (воскрешении), будут протекать согласно этим маленьким примерам. Следовательно, показанные в этом мире тленные, исчезающие состояния, в Ином мире принесут вечные и постоянные плоды.

Да, представить более высокую степень мудрости, заботы, справедливости, милости и сострадания, которые проявлены этим царём на тленных местах и великих площадках этого мира, просто невозможно. Безусловно, настолько высокое и обширное чудесное искусство, чтобы удостоиться истин той великой мудрости и справедливости, требует постоянных мест, неизменных жилищ и вечных обитателей. В противном случае, придётся отрицать очевидные мудрость, заботу и милость. И в то же время, придётся предположить, что обладатель действий, исходящих от таких мудрости и заботы, да простит Аллах, является жестоким тираном и расточителем. Это же требует обращения истин в их противоположность. К тому же, есть множество доказательств и подтверждений того, что эти временные жилища будут перемещены в центр вечного царства. Поскольку царство Божественного господства требует награждения и наказания, из этого следует, что невозможно создать этот мир, не создав мир иной; невозможно дать бытие этой Вселенной, не дав жизни иной; невозможно сотворить свет дольний и не сотворить свет вечный!

Творец Мира обладает всеобъемлющей милостью – милостью, вбирающей в себя всё сущее и распространяющейся на всякую вещь. Сострадание матерей и, в некотором отношении, даже растений к своим детям, а также лёгкость пропитания бессильных детёнышей – всё это лишь одна капля из моря той милости! Величие этого моря милости никак не сочетается с исчезающими и непостоянными благами, омрачёнными бедами и трудностями, и с людьми, желающими вечности. И в то же время, безвозвратный уход в небытие превращает благо в зло, сострадание в тягость, любовь в беду, наслаждение в мучение, и милость – в её противоположность…

Из видимых примеров управления миром становится понятно, что у его Творца есть такие высочайшие величие, слава и честь, что даже если Он и откладывает, отсрочивает наказание тех, кто не возвеличивает Его поклонением и тех, кто пренебрегает Им, то без внимания это не оставляет.

Для тех, кто, посчитав веления и запреты этого Царя ничтожными, не подчинился Его распоряжениям с верой; для тех, кто поклонением не пробудил к себе любовь Творца и для тех, кто, проявив неблагодарность, не оказал уважения Создателю, несомненно найдётся место воздаяния и наказания.

Прекрасное искусство сотворения созданий, их упорядоченность и окружающая их забота, а также содержащиеся в них польза и выгода, свидетельствуют о том, что Всемогущий Творец, в распоряжении которого находится Вселенная, обладает всеобъемлющей мудростью. Необходимым же условием той великой мудрости являются проявление милости и дарение благ покорным Ему и ищущим у Него убежища.

Помимо этого, очевидно, что каждая вещь занимает соответственно отведённое ей место, каждое право даётся правообладателю, потребность каждого нуждающегося удовлетворяется согласно его просьбам, а желания всех вопрошающих – будь то желания, выраженные языком способностей, естественных нужд, крайней необходимости или насущной потребности – не остаются безответными. Для справедливости, имеющей такие признаки, необходим великий суд, где посредством Господней власти права рабов [Божьих] будут защищены и обеспечены. Поскольку тленная обитель дольнего мира не может удостоиться истинной справедливости, из этого исходит, что у Великого и Справедливого Царя должны быть вечные Рай и Ад.

Хозяин этого мира, по свидетельству Его множественных деяний, является необычайно Щедрым и обладает великими сокровищницами, подобными солнцам, полным света и сияния, и деревьям, богато украшенным плодами и фруктами. Исходя из вышенаписанного, эта вечная щедрость и это неисчерпаемое богатство требуют вечного места угощений и вечного бытия обладателей нужд. Ведь безграничная щедрость и бесконечное богатство желают постоянного угощения, что, в свою очередь, требует вечного существования признательных за эти дары нуждающихся.

Из проявлений этой чудесной, мудрой и щедрой деятельности становится понятно, что у вершащего её Творца имеется скрытое совершенство, которое он желает постоянно демонстрировать всему миру. Это потому, что постоянное совершенство желает вечно проявляться и требует бесконечного бытия восхищающихся им поклонников. В противном же случае, человек, обречённый на абсолютное небытие, не оценит совершенства, и вместо восхищения и похвалы проявит отвращение и опустится до оскорблений.

Творец красивых, нарядных, светлых творений обладает понятной исключительно Ему, бесподобной красотой, и эту скрытую изящную красоту мы не в силах постичь своим несовершенным разумом. К примеру, одно из тусклых зеркал этой красоты – поверхность земли, которая каждый век, каждое время года, непрестанно демонстрирует и описывает её отражения.

Твёрдой истиной является то, что Обладатель возвышенной красоты желает видеть её и все её тонкости как самолично, так и глазами других. Исходя из этого, если красота является вечной и неизменной, то и зеркала, показывающие все её тонкости, должны быть вечными, постоянными. Это так, потому что вечная красота не может согласиться на тленного поклонника, любовь которого, в этом случае, обращается во враждебность. Да, человек, утешая себя, начинает оскорблять ту или иную красивую вещь, недоступную его рукам и непостижимую для его разума. В этой связи, так же, как мир требует существования Творца, Творец требует существования Иного мира.

Творцу этого мира присуще весьма милосердное сострадание, ведь очевидно, что в этом мире попавшему в беду и просящему о помощи она оказывается незамедлительно. Любой прибегающий к обители Его славы – спасается. Желания вопрошающих исполняются. Становится услышан голос простейшего живого существа, и удовлетворяется его нужда. Итак, Обладатель такого сострадания несомненно удовлетворит самую большую, самую необходимую, самую насущную и самую сильную потребность человеческого рода, произносимую от имени всех людей их главой – сотворит вечный Рай, вечное счастье и воскрешение после смерти! Тем более, что всё сущее, присоединяясь к этой всеобъемлющей мольбе досточтимого главы, произносит «Аминь! Аминь!».

Смотри! Этот человек молит, прося счастья, ради такой цели, благодаря которой все создания, из нижайшего состояния абсолютного тлена, ничтожности, бесполезности и напрасности, восходят к наивысшим высотам – к ценности, к вечности, к возвышенным обязанностям и к уровню Божественных писем. Смотри! Он молит о помощи так возвышенно и просит о милости так сладостно, что, будто бы давая услышать себя всему сущему и небесам, и приводя их в трепет, побуждает произносить «Амин! Аллахумма, амин!».

Интересно, о чём же просит, молясь и объединяя в своём поклонении суть поклонения всего человеческого рода эта Гордость Вселенной; о чём же просит, объединив позади себя всех сынов Адама (мир ему), встав на этой земле и воздев руки к Великому Престолу (Арш) этот человек, являющийся честью человеческого рода и единственным на все времена и народы?! Послушаем и посмотрим. Для себя и для своей уммы он просит вечности, вечного счастья, рая, и просит это всё, упоминая Прекрасные Божественные Имена, проявляющие свою красоту в зеркалах творений, и прибегая к их заступничеству.

Даже если бы не было множества причин и доказательств существования Иного мира, одной только молитвы этого человека (мир ему и благо) было бы достаточно для сотворения Рая, создание которого так же легко для могущества Милосердного Создателя, как сотворение весны. Таким образом, подобно тому, как пророческая миссия этого человека (мир ему и благо) стала причиной создания этого места испытаний, удостоившись смысла

لَوْلَاكَ لَوْلَاكَ لَمَا خَلَقْتُ الْاَفْلَاكَ «Если бы не ты, Я не создал бы всё сущее», его поклонение послужило открытию вечного места счастья.

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى ذٰلِكَ الْحَبٖيبِ الَّذٖى هُوَ سَيِّدُ الْكَوْنَيْنِ وَ فَخْرُ الْعَالَمَيْنِ وَ حَيَاتُ الدَّارَيْنِ وَ وَسٖيلَةُ السَّعَادَتَيْنِ وَ ذُو الْجَنَاحَيْنِ وَ رَسُولُ الثَّقَلَيْنِ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ عَلٰى اِخْوَانِهٖ مِنَ النَّبِيّٖينَ وَ الْمُرْسَلٖينَ اٰمٖينَ

Происходящие в этом мире процессы, целенаправленность созданий, а также подчинение небесных и земных тел одному могуществу, есть признаки великого правления. Из этого становится понятно, что Творец, распоряжающийся этими созданиями, обладает великим господством (рубубият) и удивительной властью. Однако, этот мир подвержен изменениям и тлену. Он подобен гостинице, что постоянно наполняется и опустошается. Ни у мира, ни у его обитателей нет стабильности и постоянства. Этот мир — беспрестанно изменяющаяся и обновляющаяся выставка образцов удивительных и изящных искусств Творца мира. Следовательно, собранные в этой гостинице, на этой выставке люди не останутся тут навечно, ведь это непостоянное место пребывания.

Итак, такое состояние и такое положение убедительно свидетельствуют о том, что за этим тленным местом пребывания последует неизменное, вечное счастье с райскими садами и дворцами, которые будут центром этого вечного правления, потому что тленное не может быть основой и местом вечного.

Да, глядя на это возведённое для гостей Правителя жилище, а также глядя на его обитателей, видно, что:

это жилище, на постройку которого затрачены миллионы, сооружено лишь на кратковременный срок;

имеющиеся в нём украшения и драгоценности – всего лишь макеты и образцы;

гости лишь пробуют на вкус прекрасные яства, но не насыщаются;

каждый из гостей своим личным фотоаппаратом делает снимки украшений этого жилища;

скрытые служащие Правителя записывают все деяния и поступки обитателей;

ежесезонно Правитель разрушает, а затем обновляет миллионы тех украшений и красивых вещей для вновь пришедших гостей.

Помимо перечисленного, наблюдается ещё очень много удивительного и необычного.

Итак, данное положение показывает, что у Хозяина этого временного жилища имеются весьма высокие, ценные обители и вечные, постоянные дворцы. Видимые в этом небольшом жилище вещи и обстоятельства являются образцами, показываемыми для того, чтобы заинтересовать гостей высокими вещами вечных жилищ.

Также, если обратить внимание на положение жилища этого мира и на находящихся в нём людей, то станет понятно, что этот мир не является местом, созданным для вечного в нём пребывания. Это лишь некий зал ожидания и некая гостиница для сбора созданий, приглашённых Всевышним в вечный, бесконечный мир счастья – Дар ус-Салям. Видимые в этом мире приятные вещи – не для удовольствия и наслаждения, потому как наслаждение встречи несопоставимо с болью расставания. Вместе с тем, никто не может в полной мере получить эти наслаждения, поскольку коротка либо жизнь наслаждений, либо жизнь человека. Эти наслаждения и красивые вещи служат только лишь для назидания и направления к благодарности, ибо они являются образцами истинных благ, приготовленных Аллахом для верующих в Раю. И эти украшенные бренные творения – не для тлена и небытия. Здесь фиксируются их образы, подобия, смыслы и результаты, которые в вечном мире станут основой для создания вечных пейзажей для вечных жителей. Или же в вечном мире они примут формы, желаемые Вечным Творцом, потому что эти творения – для вечности. Их внешняя смерть и исчезновение являются освобождением от обязанностей, а не уничтожением.

Да, даже если их смерть и является исчезновением, то они исчезают лишь в одном отношении, во многих других оставаясь вечными. Например, взгляни на этот сотворённый Извечным Могуществом цветок розы! Подобно тому, как некое слово, не успев слететь с уст, внешне исчезает, в то же время, по воле Аллаха, оставляя миллионы воплощений в ушах, на листах бумаги и в книгах, и сохраняя свой смысл в умах, так же и роза, в короткое время исполнив свою обязанность, увядает, умирает и уходит, вместе с тем навечно оставляя в памяти всех видевших её людей и в памяти семян, несущих в себе её преемников, свои образ и смысл. Значит, каждое семя той розы и память каждого человека являются своего рода фотоаппаратом для сохранения и увековечивания её образа, красоты и места.

О, мой друг! Человек также не является беспризорным, бродячим, бесхозным живым существом. Все его действия и поступки записываются и регистрируются, а результаты всех его деяний сохраняются, дабы, согласно им, во время великого расчёта он получил соответствующую этому степень.

Вывод: производимые каждую осень разрушения являются некой подготовкой места для новых гостей и своего рода освобождением от повинностей, отпуском.

А также, у распоряжающегося этим миром Творца имеется такая ясная книга (китаб-и мубин), что не существует ни одной — ни большой, ни малой — вещи, которая не была бы в ней записана. Среди разделов этой книги, видимых во Вселенной, взгляни хотя бы на раздел, посвящённый порядку и взвешенности! Итак, мы видим, что в момент освобождения любой вещи, имеющей свои функции, от обязанностей, и выхода её из круга бытия, Мудрый Создатель закрепляет множество её образов в «хранимых скрижалях» (Ляух аль-Махфуз), фиксирует историю её жизни в семенах и результатах, а также увековечивает её во множестве скрытых зеркал. Например, когда некое дерево «беременно» плодами, плодами «беременны» также и его семена. Значит, так же, как плоды существуют в структуре дерева, существуют они и в семенах. Таким же образом, очень многие вышедшие из бытия вещи остаются существовать в человеческой памяти.

Итак, из этих примеров становится понятно, насколько объемлющим является закон сохранения и запоминания. Да, Хозяин этих существ тщательно и заботливо сохраняет и записывает всё происходящее в Своих владениях. Он проявляет бесконечное внимание в деле сохранения Своего правления. В Его господстве (рубубият) властвует абсолютная дисциплина: Он записывает и заставляет записывать даже самый рядовой случай и простейшее служение.

Безусловно, настолько объемлющий и точный закон сохранения нужен для Великого Суда, который будет проведён в Ином мире. Этот закон сохранения, действующий для всех вещей, распространяется также и на человека, являющегося самым благородным среди созданий, ибо человек – свидетель действий, положений и состояний, касающихся господства (рубубият) Всевышнего. Среди общин созданий он является глашатаем единственности Аллаха. Он сделан наблюдателем восхваления Аллаха всеми существами и удостоен чести быть великим наместником. Человек удостоен настолько великой чести и высокой степени! Так пусть же не сочтёт себя беспризорным и безответственным! Ему так же придётся нести детальный отчёт на Великом Суде. Пройдя через него, он отправится в место, которое заслуживает.

Да, для Извечного Могущества сотворение воскрешения после смерти подобно сотворению весны вслед за осенью. Так же, как для растений, для человека наступают осень и весна. Чудеса могущества, произошедшие в прошлом, являются твёрдым свидетельством и аргументом того, что Творец мощен сотворить все вероятные создания будущего.

Владелец этого мира многократно обещал воскрешение из мёртвых, которое для Его могущества легко и просто, а для Его рабов – чрезвычайно важно и крайне необходимо. Известно, что нарушение обещания противоречит достоинству могущества и милосердию господства, так как оно (нарушение) является признаком либо невежества, либо слабости, что ввиду своей абсурдности никак не может быть присущим абсолютно Всемогущему и абсолютно Мудрому.

Вместе с тем, воскрешение людей подобно воскрешению растений. Как видящий одно может отрицать другое?! Обещание же сотворить воскрешение является бесспорным – как по преданиям всех пророков (мир им) и по единому мнению великих людей, так и согласно аятам Благородного Корана.

Например,

اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ لَيَجْمَعَنَّكُمْ اِلٰى يَوْمِ الْقِيَامَةِ لَا رَيْبَ فٖيهِ وَ مَنْ اَصْدَقُ مِنَ اللّٰهِ حَدٖيثًا

«Аллах нет божества, кроме Него! Он непременно соберет вас ко Дню воскрешения, в котором нет сомнения. Чья речь правдивее речи Аллаха?» (Коран 4:87)

Этот благородный аят с большой суровостью и силой обещает воскрешение из мёртвых. Однако, некоторые люди весьма неблагодарны и не признают этих слов Всевышнего, на истинность и правоту которых указывает всё сущее, взамен этого полагаясь на свои вздор и глупость.

В этом мире видны признаки величественного господства (рубубият) и лучи грандиозного правления. Мы видим, что огромная Земля, вместе со своими обитателями, вскармливается и воспитывается под повелением этого господства (рубубият) словно некое ручное и смиренное животное. Её смерть осенью и оживление весной, её подобные мевлеви движения, а также все другие процессы подчинены этому повелению. Подобно этому, упорядоченность и подчинённость Солнца и планет, а также их состояния зависимы от этого повеления. Между тем, это величественное бесконечное господство и это вечное правление не могут строиться на таких слабых, исчезающих и временных основах. Они не могут быть основаны на изменчивом, бренном мире, полном огорчений и бед. Этот мир является лишь временным местом, устроенным в великом и широком кругу того грандиозного господства для испытания людей, а также для объявления и показа чудес могущества. Затем, разрушившись, он будет преобразован для того, чтобы стать частью грандиозного, обширного, вечного, бесконечного мира. Исходя из вышеизложенного, для Творца этого, подверженного изменениям, мира, необходимо существование другого мира – неизменного и постоянного.

Вместе с тем, перешедшие от внешнего, поверхностного к истине – обладатели светлых душ и просвещённых сердец, носители блистательных умов и вошедшие в круг приближённых к Аллаху люди, без сомнения сообщают о твёрдых обещаниях и суровых угрозах Всевышнего Творца, касающихся подготовки Им места награждения для покорных и места наказания для мятежников. Известно, что неисполнение обещаний является низостью. Создатель мира же пречист от всякой низости и позора. В то же время, сообщение людей истины, пророков (мир им), святых (аулия) и праведных учёных (асфия) о той реалии, всеми своими словами и знамениями явно подтверждает и поддерживает Вселенная.

О, человек! Есть ли более верные сообщения и слова, чем эти?!

На узкой и временной поверхности Земли Распорядитель этого мира постоянно показывает множество примеров и образцов великой площади мира Иного.

Например, следует обратить внимание на воскрешение растений, осуществляемое на земной поверхности весенней порой. Да, за шесть дней из семян тех перемешанных растений безошибочно, без путаницы, без изменений, создаются и возвращаются их умершие, сгнившие и пропавшие тела. Для Могущества, производящего на пространстве Земли это воскрешение растений, не составляет сложности создать за шесть дней небеса и землю. И разве допустимо, чтобы для этого Могущества сотворить человеческое воскрешение не было столь же просто и быстро, как мгновение ока?! Да, разве может быть сложным человеческое воскрешение, состоящее лишь из одной страницы, для Могущества, которое одновременно, без ошибок и путаницы, в короткое время возвращает полностью стёршиеся слова старых записей на трёхстах страницах воскрешения растений?! Да никогда!

Итак, Обладатель этого Могущества языком Корана повелевает:

فَانْظُرْ اِلٰٓى اٰثَارِ رَحْمَتِ اللّٰهِ كَيْفَ يُحْيِى الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا اِنَّ ذٰلِكَ لَمُحْيِى الْمَوْتٰى وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

«Посмотри на следы милости Аллаха, на то, как Он оживляет землю после ее смерти. Воистину, Он способен оживить мертвых и способен на всякую вещь» (Коран 30:50)

Этот благородный аят явным образом свидетельствует в пользу истинности этого положения.

Дорогой друг! Из этих распоряжений и дел Аллаха стало понятно, что производимые на земном пространстве воскрешение растений и их размножение, а также другие собрания и расставания не являются самоцелью, потому что осуществляемые на великом пространстве Иного мира большие и важные церемонии никак не связаны с этими незначительными и неустойчивыми плодами, получаемыми на короткое время. Эти маловажные плоды – только некие примеры и образцы, по образам и результатам которых должны проходить процессы на том величайшем собрании. Следовательно, образы этих тленных вещей принесут в том мире вечные плоды.

А также мы видим, что Вечный Творец и Правитель показывает на этих склонных к разрушению местах и обречённых на исчезновение пространствах следы такой яркой мудрости, такой явной благосклонности, такой высокой справедливости и всеобщей милости, что человек с неочерствевшим сердцем и с неослепшими глазами явно понимает: мудрости, более совершенной, чем эта, быть не может. И не может быть более широкой благосклонности, более величественной справедливости, более объемлющей милости, чем те, проявления, признаки и плоды которых нам видны. В таком случае, если в стране того Правителя не будет постоянных мест, прочных жилищ и постоянно проживающих жителей, то носителям сердца и ума придётся отрицать эти видимые мудрость, благосклонность, милость и справедливость. И в то же время, из этого будет следовать, что Хозяин такой мудрой деятельности – да простит Аллах – должен будет являться расточительным и несправедливым. Это же является абсурдом, обращающим истинную суть тех вещей в её противоположность.

О, слушающий мои слова друг! Не подумай, что доказательства существования и наступления воскрешения из мёртвых ограничены только приведёнными здесь частью и признаками. Из показанных Благородным Кораном бесконечных признаков выводится следующая истина: наш Создатель перенесёт нас с временных выставок дольнего мира в постоянные места Своего вечного господства, и эту изменяющуюся страну превратит в страну неизменную. И вновь не подумай, что среди прекрасных имён [Аллаха] воскрешения из мёртвых и Иного мира требуют только имена Мудрый, Щедрый, Милосердный, Справедливый и Сохраняющий. Скорее, каждое имя, связанное с управлением Вселенной, делает Иной мир и воскрешение из мёртвых необходимыми.

Вывод. Воскрешение является такой истиной, о наступлении которой единогласно утверждают: Преславный Создатель, со всем Своим могуществом, красотой и именами, Превосходно Излагающий Коран, заключающий в себе единение всех небесных книг, пророков, святых (аулия) и праведных учёных (асфия), а также Досточтимый Мухаммад (мир ему и благо) – Гордость Вселенной, совершеннейший из созданий и достойнейший из людей. Подобно этому и Вселенная, всеми своими знамениями и словами, свидетельствует о бытии и сотворении воскрешения из мёртвых. При этом каждая её часть – единичная или множественная, детальная или целая – имеет две стороны: одной она обращена к Создателю, указывая на Его единство, а другой смотрит на Иной мир, требуя существования воскрешения и вечной жизни.

Например, существование человека и его прекрасная сотворённость указывают на необходимость бытия и единственности Творца, а его скоропостижная смерть и исчезновение – при том, что его чаяния и способности устремлены к вечности – свидетельствуют о существовании Иного мира. Видимые во всём сущем мудрая упорядоченность, прекрасная благосклонность, милостивые дары и справедливая взвешенность являются свидетелями бытия и единственности Мудрого Творца, а также указывают на сотворение и существование Иного мира и вечного счастья.

اَللّٰهُمَّ اجْعَلْنَا مِنْ اَهْلِ السَّعَادَةِ وَاحْشُرْنَا فٖى زُمْرَةِ السُّعَدَاءِ وَ اَدْخِلْنَا الْجَنَّةَ مَعَ السُّعَدَاءِ بِشَفَاعَةِ نَبِيِّكَ الْمُخْتَارِ فَصَلِّ وَسَلِّمْ عَلَيْهِ وَعَلٰى اٰلِهٖ كَمَا يَلٖيقُ بِرَحْمَتِكَ وَ بِحُرْمَتِهٖ اٰمٖينَ اٰمٖينَ اٰمٖينَ

«О, Аллах! Сделай нас из числа счастливых и воскреси нас с группой счастливых, и введи нас в Рай вместе со счастливыми под заступничеством Твоего досточтимого Пророка! Благослови его и его семью, и приветствуй их, как это приличествует Твоей милости и его почёту. Амин. Амин. Амин»

* * *