ПЯТАЯ НАДЕЖДА. В одно время находясь у истоков моей старости, желая некоего уединения, моя душа нашла покой в одиночестве на холме «Юша», находящегося в стороне Стамбульского пролива. Однажды с того высокого холма я посмотрел в сторону горизонта и на окружающее меня пространство. С напоминанием старости о себе я увидел очень грустную и скорбную картину гибели и разлуки. На сорок пятом году древа моей жизни, находясь на высоте его сорок пятой ветви, я мысленно пробежался до нижних ступеней моей жизни и увидел, что там, внизу, на каждой его ветке, на протяжении каждого его года, находятся бесконечные смерти моих любимых, взаимосвязанных со мной и знакомых. И от нашедшего на меня от тех разлук и расставаний очень жалостливого состояния, с неким духовным переживанием, я подобно Фузули Багдади, думая о разлуке с друзьями, стеная сказал:

Неразлучных друзей оплакиваю я, вспоминая наши встречи.

И пока есть дыхание в моём иссохшем теле, буду взывать к ним”.

Говоря так, я стал искать дверь утешения, света и надежды. Как вдруг, подоспел на помощь свет веры в вечную жизнь. И дал мне никогда не гаснущий свет и нерушимую надежду.

Да, о подобно мне, мои состарившиеся братья и сестры! Поскольку есть потусторонний мир, и он вечен, и поскольку он намного прекрасней нашего мира, а сотворивший нас и Мудр и Милостив, то не сожалейте и не жалуйтесь на свою старость. А наоборот, мы должны быть довольными тому, что пришли с верой и молитвой к совершенству лет и старости, которая является признаком перехода в мир милости для отдыха и освобождения от прижизненных обязанностей.

Да, из хадиса ясно, что сто двадцать четыре тысячи пророков, являющихся самыми избранными личностями в человеческом роде, всем своим обществом и с несомненными преданиями, частью созерцая, а частью полагаясь на степень несомненности, объединившись сообщают о существовании вечной жизни и пути человечества туда. И подобно тому, что они сообщили о том, как Создатель этой вселенной сотворит твёрдо обещанный вечный мир, точно так же и их переданные нам свидетельства в виде научной несомненности своими раскрытиями и созерцаниями подтвердили сто двадцать четыре миллиона святых своими свидетельствами о существовании Ахирата (потусторонней жизни); а также показанные в этом мире проявления всех Имён Мудрого Творца этой вселенной, так же очевидно делают необходимым прихода некоего вечного мира; и снова доказывая существование вечной жизни, каждый год весной на поверхности земли по повелению Будь!” – и оно сбывается”  возвращая к жизни бесчисленное множество деревьев, умерших стоя, удостаивает их смысла Воскрешение после смерти”; и Бесконечное Извечное Могущество и Безграничная и Совершенная Вечная Мудрость в качестве сотен тысяч подобий Дня Великого Воскресения воскрешает триста тысяч разнообразных видов растительного и животного мира; и Вечная Милость и Постоянная Забота чрезвычайно изумительно и милостиво предоставляет средства к существованию абсолютно всем живым существам, нуждающимся в пропитании, и каждой весной за короткое время показывает неподдающиеся числу и счёту виды своих украшений и прелестей. Всё это требует несомненного бытия Иного мира. И как ясно указывает и доказывает самый совершенный плод этой вселенной, и самое любимое создание Творца Вселенной, и сильная, непоколебимая и постоянная жажда вечности и стремление к бессмертию, таящееся в человеке, больше всего связанного с созданиями вселенной, что после этого бренного мира придёт мир вечности и блаженства. Это они доказывают настолько твёрдо, что требуют принять существование Иного мира так же несомненно, как и существование этого. (Примечание).

Поскольку вера в вечную жизнь является самым важным уроком Мудрого Корана, и эта вера до такой степени сильна, и в этой вере присутствует такая надежда и утешение, что если даже на одного только человека навалятся сто тысяч старостей, то утешение этой веры сможет противостоять им. Мы, старики, сказав: “Хвала Аллаху за свет веры”, должны радоваться нашей старости.


Примечание: Да, то что в доказываемых делах есть лёгкость, а в отрицании и отвержении существует большая трудность, видно из этого примера: Если кто-нибудь скажет, что на поверхности Земли существует необыкновенно чудесный сад, плоды которого подобны молочным консервам, а другой скажет: “Не может быть”, то очень легко будет доказать это, показав только это место или некоторые его плоды. Отвергающий же человек для того, чтобы доказать своё отрицание, должен будет смотреть и показать всю Землю. Лишь тогда ему удастся доказать своё отрицание. Точно так же, свидетельства о Рае двух верных свидетелей будут вполне достаточны, даже если не обращать внимание на то, что сообщавшие нам о существовании Рая (пророки) показали сотни тысяч его проявлений, плодов и знамений, тогда как отрицающему Рай, чтобы доказать отрицание, нужно будет осмотрев, увидеть и тщательно обследовать всю бесконечную вселенную, всё бесконечное время, и лишь после этого он сможет доказать своё отрицание, его небытие. Таким образом, о мои состарившиеся братья, поймите, насколько сильной является вера в вечную жизнь.