Örnek sayfa

Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

Как сказал Бадиуззаман Саид Нурси на Первом Национальном Собрании Турецкой Республики, величайшей истиной во Вселенной является вера, а после веры – намаз.

Мы искали книгу, из которой могли бы извлечь уроки на эти темы (истины веры). В конечном итоге, мы выбрали книги “Рисале-и Нур”, которые, в убедительном и соответствующем пониманию нашего века виде, учат этим жизненным и вечным потребностям, и которые вот уже около полувека являются самым надёжным религиозным трудом, удостоенным большого одобрения и доверия.

Сомнения или отрицание одного из столпов веры (имана) гораздо более опасны и вредны, чем небрежность во второстепенных вопросах религии. Поэтому сейчас важнейшим делом является укрепление, усиление и спасение веры путём обращения её из подражательной в осознанную.  Более всего остального заниматься основами веры стало твёрдой необходимостью, безотлагательной потребностью и даже обязанностью как в Турции, так и во всём исламском мире.

Если у здания ослаблен фундамент, то могут ли ремонт и внутренняя отделка спасти его от разрушения?! Какую пользу для жизни засыхающего дерева, корни которого погибают, может принести лечение его ветвей и листьев?!

Человек это некое здание, подобное дворцу, а его фундамент – столпы веры. Также, человек является неким деревом, корни которого – основы веры. Самый важный из столпов веры – вера в Всевышнего. Затем — вера в пророков и в Судный день (Воскрешение). Поэтому знание, которым человек должен постараться овладеть в первую очередь, – знание веры. Основой всех знаний, их царём является знание о вере (иман).

Вера состоит не только из некоего общего подтверждения — она заключает много уровней. Подражательная вера — особенно под бурями нынешних заблуждений и распутства — быстро угасает. Осознанная же вера является непоколебимой и неугасаемой силой. Иман (вера) и Ислам того, кто обладает осознанной верой, даже под натиском ужасных ураганов неверия останутся непоколебимыми, и те ураганы будут бессильны перед мощью этой веры. Даже самые безбожные философы не смогут повергнуть в сомнения того, кто обрёл истинную, осознанную веру.

Так вот, основываясь на этой истине, мы увидели, что необходимо постоянно, усердно и с глубоким вниманием читать книги, которые, преподавая урок осознанной веры и укрепляя её, заключают в себе истины Корана и имана (веры), возносящие человека к вечному благополучию и счастью. В противном случае, человек нашего времени, несомненно, попадёт в ужасную беду и в этом мире, и в мире вечном. Поэтому наш единственный спасительный выход – ухватиться за высокое толкование Мудрого Корана, объясняющее его благородные аяты, касающиеся веры, а также аяты, обращённые к нашему веку. 

Мы с большим вниманием и тщательностью искали труд, полностью отвечающий этим нуждам и, в конце концов, пришли к убеждению, что трудом, который послужит кораническим путеводителем и совершенным наставником для всех мусульман и для всего человечества, являются книги ,,Рисале-и Нур” Бадиуззамана Саида Нурси. Вместе с нами об этом свидетельствуют сотни тысяч тех, кто с помощью этих книг спасает свою веру.

Итак, мы приняли за основу, что автор толкования Корана, которое в двадцатом веке будет исполнять обязанность всецелого и всеобщего путеводителя, должен обладать нижеследующими особенностями…

Первая особенность. Автор этого труда должен взять себе в учителя только лишь Мудрый Коран.

Вторая особенность. Мудрый Коран – священная книга, заключающая в себе истинные знания. Это извечная проповедь, наставляющая все слои человечества во все времена. Поэтому, комментируя его, чтобы изложить истину в чистом виде и таким образом сделать истинное толкование, толкователь не должен пребывать под воздействием своих личных взглядов и принципов и не должен примешивать к этому свои чувства. И чтобы в полной мере раскрыть смыслы Корана, необходимо, чтобы толкователь обладал компетентностью в каждой науке, широким мышлением, проницательным взглядом и совершенной искренностью, а также чтобы он был великим гением и обладал проницательной, глубокой способностью к выведению решений на основе Корана и Сунны (иджтихад).

Третья особенность. Для того, чтобы толкование Корана было написано с полной искренностью, его автор не должен преследовать какой-либо материальной или духовной выгоды, кроме довольства Всевышнего. И это высокое состояние должно прослеживаться в биографии этого человека.

Четвёртая особенность. Одним из самых больших чудес Корана является сохранение им актуальности, а также то, что у него всегда имеется сторона, отвечающая нуждам каждого века так, словно он ниспослан именно для этого века.

Итак, в толковании, написанном в это время, должна быть раскрыта та сторона Мудрого Корана, которая обращена к нашему веку, и при этом она должна быть разъяснена и доказана в таком виде, который был бы полезен для всех слоёв человечества — от простых людей до учёных мужей.

Пятая особенность. Толкователь должен преподнести истины Корана и имана, доказывая их неопровержимыми доводами и аргументами.

Шестая особенность. Урок истин Корана должен быть в такой степени сильным, настолько красноречивым, проникающим и воздействующим, чтобы суметь осветить и удовлетворить разум, сердце, душу и совесть, а также подчинить нафс и заставить замолчать даже дьявола.

Седьмая особенность. Избавляя от таких плохих и препятствующих постижению истин черт, как эгоизм, гордыня, самодовольство и тщеславие, этот урок должен наделить человека такими высокими и прекрасными нравами, как скромность и смиренность.

Восьмая особенность. Для учёного, толкующего Благородный Коран, является условием следование Сунне Почтеннейшего Посланника Аллаха (мир ему и благо) и действие в согласии с путём Ахл-и Сунна валь-Джамаа, отдалённость от мирского и обладание богобоязненностью, величайшими искренностью и стойкостью в служении религии, великими верностью, преданностью и самоотверженностью, а также бережливостью и довольством.

Девятая особенность. Толкователь (муфассир), излагая вопросы Корана и шариата, должен быть обладателем исламских мужества и смелости, не принимающим во внимание каких бы то ни было давления и гнёта, не дающим фетвы ни под каким воздействием и, не боясь смерти, говорящим истину с силой веры…

Итак, по общему мнению и согласию истинных и компетентных исламских учёных нашего времени, Бадиуззаман Саид Нурси и его книги “Рисале-и Нур” полностью соответствуют девяти вышеупомянутым условиям и особенностям.

В теперешнее ужасное время самой большой проблемой человека является спасение веры или же её потеря. Мировые войны заставили человечество пробудиться и напомнили ему о тленности мирской жизни. Они пробудили в нём желание жить в вечном мире, среди вечного счастья. И, конечно, в это лживое, обманчивое время нам нужно быть очень внимательными в поиске помощника для решения этой проблемы. О том, что “Рисале-и Нур” является в это время таким помощником, свидетельствуют миллионы тех, кто с помощью него спасает  свою веру. Поэтому мы немного расширим наше исследование.

Книги, которые до нашего времени были написаны гениями исламского богословия, выдающимися имамами нашей религии и гениальными толкователями Мудрого Корана, являются бесценными, и каждая из тех личностей является отдельным солнцем Ислама. Однако, наше время не похоже на времена, когда жили те великие люди. В старые времена заблуждение исходило от незнания, и устранить его было легко. Сейчас же заблуждение и атака на Коран, Ислам и веру (иман) исходит со стороны науки и философии. Устранить такое заблуждение уже сложно. Раньше представители второго вида заблуждения составляли лишь тысячную часть, и из тысячи таковых только одного можно было вывести на прямой путь с помощью наставлений. Ведь такие люди, будучи незнающими, считают себя знающими.

Вам также известно, что в прежние века точные науки не были развиты настолько, насколько они продвинулись в двадцатом веке. При таком положении вещей уничтожить распространившиеся в этом веке безбожие и материализм, вывести человечество на прямой путь, показав ему дорогу истины, спасти веру, можно лишь раскрыв сторону Мудрого Корана, обращённую к этому веку, и истолковав её так, чтобы все могли извлечь пользу.

Да, на сегодняшний день необходим такой тафсир Корана, который, подобно ,,Рисале-и Нур”, заставил бы размышлять, задействовал бы разум и логику и осветил бы душу, сердце и совесть, который пробудил бы и избавил бы от беспечности мусульман и всех людей, который показал бы дорогу Корана, являющуюся прямым путём…

Итак, на протяжении вот уже более тридцати лет (на 1950-й год – прим. пер.) явно видно, что “Рисале-и Нур” является толкованием Корана, обладающим этими особенностями, и это подтверждено многими учёными…

Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

Тафсиры бывают двух видов.

Первый вид тафсира – это известные толкования, излагающие, объясняющие и доказывающие смыслы фраз, оборотов, предложений Корана. 

Второй вид тафсира – это тафсиры, излагающие, объясняющие и доказывающие коранические истины веры посредством мощных доводов. Этот вид имеет очень большую важность. Первые, известные толкования порой вкратце содержат этот вид. Итак, “Рисале-и Нур” – это толкование смыслов Корана, берущее за основу второй вид тафсира и бесподобным образом отвечающее на критику даже самых ярых философов. В виде, далёком от субъективных взглядов и соображений, он рационально и объективно объясняет и доказывает истины Корана, преподнося их человечеству. 

Тафсир “Рисале-и Нур”, объясняющий и доказывающий истины Корана в соответствующем естественным наукам виде, ясно и твёрдо отвечает на такие важнейшие для каждого вопросы, как: ,,Кто я?”, ,,Откуда я пришёл?”, ,,Куда уйду?”, ,,Каковы мои обязанности?”, ,,Откуда и куда движутся творения?”, ,,В чём суть творений?”, – просвещая и удовлетворяя души и умы.

“Рисале-и Нур” решил и раскрыл около сотни загадок религии и коранических истин, из-за непонимания которых многие впадали в сомнения и, будучи не в состоянии избавиться от колебаний, порой теряли веру. Теперь же, после раскрытия этих загадок, если даже соберутся все атеисты, они не смогут одержать верх.

Книги “Рисале-и Нур” образовали великую, прочную, нерушимую стену на пути распространения безбожия. Неопровержимыми доказательствами, логичными и разумными доводами ,,Рисале-и Нур” убеждает даже самых ярых неверующих философов в невозможности, ложности и неприемлемости материализма и натурализма, противостоящих религии.

В книгах “Рисале-и Нур” автор коснулся самых важных тем, относящихся к вопросам религии, общественной жизни, морали, воспитания, права, философии и тасаввуфа, необыкновенно преуспев в каждой из них. Самое удивительное, что сложнейшие вопросы, отвечая на которые многие учёные свернули на опасные пути, он разрешил в доступной форме и самым убедительным образом, следуя светлому пути учёных-суннитов. Например, в вопросе телесного воскрешения, в “Рисале-и Нур” бесподобным, общедоступным образом, благодаря свету Корана, разумно доказана истина, о которой даже такой гений философии, как Ибн Сина, сказал: “Воскрешение это то, что нам достоверно передано (накль). Мы верим в него, но разумом его не постичь”.

Если бы двери могилы были заперты и человек оставался бы на этом свете навсегда, тогда у него были бы исключительно мирские обязанности. Но ежедневная смерть сотен тысяч людей и их уход из этого мира в мир вечный свидетельствует о существовании более важных, нежели мирские, обязанностей. И “Рисале-и Нур”, раскрывая истины Корана, доносит до людей смысл этих обязанностей. Да, в “Рисале-и Нур” есть много таких глав, как: “Двадцать девятое Слово”, раскрывающее загадочный смысл этой Вселенной и тайну того, откуда пришли и куда направляются существа, а также что с ними будет; “Тридцатое Слово”, раскрывающее суть человеческого эго и разрешающее загадку движения и преобразования частиц; “Двадцать четвёртое Письмо”, раскрывающее удивительный секрет созидания и деятельности в этой Вселенной, происходящих среди непрерывной гибели и тлена; “Двадцатое Письмо”, раскрывающее и объясняющее глубочайшую и важнейшую суть Единобожия, а также доказывающее, что воскрешение человечества является таким же лёгким, как оживление одной мухи; ,,Двадцать третье Сияние”, называемое “Трактатом о Природе”, разрушающее идеи натурализма и материализма…

Для людей, отрицающих Божественность и не верящих ни во что, кроме того, что доступно их взору, “Рисале-и Нур” показывает эту Вселенную и материальный мир в виде бесчисленного множества доказательств существования и единства Творца, а также бытия Иного мира и вечной жизни. 

На пристрастные возражения философов Европы и их последователей, не понявших смыслов некоторых переносных аятов и хадисов, “Рисале-и Нур” даёт разумные и логичные ответы, доказывая, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом. Таким же образом, “Рисале-и Нур” под корень рубит сомнения, исходящие от современной науки и философии. При этом, “Рисале-и Нур” следует конструктивному методу. 

Ещё одной особенностью является то, что “Рисале-и Нур” преподаёт конструктивный урок без упоминания пороков и исцеляет без нанесения ран, тем самым устраняя сомнения, отвечая на все приходящие на ум вопросы, вразумляя нафс и убеждая сердце.

Вера (иман) заключается не только в кратком познании и подтверждении столпов веры. У неё имеется много уровней. Подражательная вера, в особенности в наше время, перед натиском безбожия и заблуждений быстро ослабевает, но вера убежденная, осознанная является непоколебимой, негаснущей силой. “Рисале-и Нур”, давая знания об убежденной, осознанной вере, укрепляет веру человека и направляет его к счастью и благополучию в обоих мирах. Знания же делятся на два вида. Для одного вида знаний достаточно лишь однократного изучения и повторения. Однако, другой вид знаний подобен хлебу и воде: в них человек нуждается постоянно. Знания о вере относятся ко второму виду. 

Также будет полезно отметить, что, как и всякой науке, знаниям о вероубеждении свойственны определённые понятия и термины. Их познание требует от нас постоянного и внимательного чтения книг. Усердное чтение этих книг, ведущих к счастью в обоих мирах, приводит к осознанному познанию веры. Благородный Коран повелевает читать, а Пророк призывает к “приобретению знаний от колыбели до могилы”. 

“Рисале-и Нур” понятен и доступен самым разным слоям общества. Читать его и извлекать из него пользу в соответствии со своими способностями могут как школьники и студенты, так и учёные с философами. Просвещённые слои извлекают из него необыкновенную пользу и подтверждают его необычайность и высочайший научный уровень. Такой популярности не наблюдалось у трудов ни одного психолога, социолога или философа. Извлечь пользу из их работ могли лишь люди с соответствующим образованием. Дети, учащиеся в школе, не в состоянии извлечь пользу из труда какого-либо крупного ученого. Однако каждый, исходя из своих способностей, может извлечь пользу из “Рисале-и Нур”. Разумеется, не всякий поймёт абсолютно все вопросы, освещаемые в трудах ,,Рисале-и Нур”, однако никто не останется без пользы. Это подобно тому, как некто, вошедший в большой сад, не в состоянии дотянуться до каждого плода, но ему достаточно тех плодов, до которых он дотянулся. Ведь этот сад не только для него, но и для тех, чьи руки длиннее. 

Обучение “Рисале-и Нур” является необыкновенным, оригинальным, беспримерным. По сути, любое образование ставит целью ту или иную материальную выгоду или мирское положение. Большинство научных дисциплин изучаются для достижения каких-либо материальных благ и почёта, да и то зачастую это требует недюжинных усилий. Однако “Рисале-и Нур” это своего рода свободный университет, в котором изучение уроков посредством чтения этих трудов не преследует никакой иной цели, кроме служения вере и довольства Всевышнего. Несмотря на отсутствие материального интереса, книги “Рисале-и Нур”, являющиеся серьёзными научными и религиозными трудами, изучаются с такими великими воодушевлением и любовью, с таким бесконечным удовольствием, что пробуждают в своих преданных читателях желание неустанно их перечитывать. И поскольку, согласно благородному хадису Пророка (мир ему и благо), те учёные, которые не стремятся к роскоши и страстям этого мира, являются самыми верными наследниками пророков, то и “Рисале-и Нур” можно считать настоящим наследником. 

Мир, по мнению многих философов и учёных, находится на пороге совершенно нового этапа. Мир находится в поисках света. И сегодня, на наш взгляд, явно видно, что поэт истины Мехмет Акиф, говоря:

,,Отправь нам свет, о Аллах, ведь прошли уже века!

Народ, задыхаясь во мраке, ждёт зари на горизонте.”,

– указывает на этот Свет…

Ссылка в Эмирдаг и суд в Афьоне

Ссылка в Эмирдаг и суд в Афьоне

После пребывания в Денизли, в августе 1944-го Саид Нурси был сослан в город Эмирдаг вилайета Афьон. Первые пятнадцать дней он провёл в городском отеле, а затем поселился в одном из домов. Несмотря на оправдание в суде и на возврат его книг, ему не предоставили свободу: его контролируют сильнее прежнего, за ним непрестанно следят, заглядывая в окна и двери. В своих письмах он пишет, что в Эмирдаге за один день он порой испытывает столько трудностей, сколько испытывал в тюрьме Денизли за целый месяц.

Устаз Бадиуззаман во время ожидания в коридоре Афьёнского Суда

Что Саид Нурси говорил своим посетителям?

Всем посещавшим его он говорил, что единственной целью “Рисале-и Нур” является укрепление веры, которая станет препятствием для угрожающих стране и народу опасностей безбожия и коммунизма и что в наше время служение укреплению веры является важнейшей обязанностью. Он говорил, что величайшая задача нашего времени – приверженность Корану, и поскольку “Рисале-и Нур” все свои силы направляет на это, то скрытые безбожники, являющиеся врагами страны и народа, ищут разные поводы для нападок на ,,Рисале-и Нур” и для настраивания против него других. ,,Однако мы обязаны вести позитивную деятельность. В наших руках есть свет и нет политической дубинки. И будь у нас даже сотня рук, их было бы достаточно только для света”, – говоря это, Устаз сообщал, что Свет победит недругов религии, что позитивная деятельность по масштабу своего воздействия подобна атомной бомбе, что “Рисале-и Нур” никоим образом не связан с политикой, что самым важным нашим принципом является искренность (ихлас), не позволяющая преследовать никакой цели, кроме довольства Всевышнего и что сила Света состоит именно в этом, добавляя также, что если мы будем действовать искренне и позитивно, милость и покровительство Всевышнего Аллаха сохранят “Рисале-и Нур”.

***

В 1948 году Уголовный Суд Афьона вновь заводит дело на Саида Нурси. До 1949 года он пребывает в заключении, однако судебное разбирательство затягивается до 1956 года. Наконец, в июне 1956 года суд Афьона единогласно выносит ставшее историческим окончательное решение об оправдании Саида Нурси и его трудов ,,Рисале-и Нур”.  С этого времени “Рисале-и Нур” свободно печатается в столичных типографиях.

Во всех местах своего заключения Бадиуззаман занимался наставлением заключённых. Эти наставления послужили воспитанию и исправлению многих преступников. Таким образом, тюрьмы превращались в своего рода школы.  Сам Саид Нурси называл тюрьмы, в которых он сидел, ,,Медресе Юсуфа”, поскольку пророк Юсуф (мир ему) также провёл много лет в тюрьме, наставляя заключённых.

Находясь в Афьёнской тюрьме, прозванной ,,третьим Медресе Юсуфа”, Устаз Саид Нурси написал труд под названием “Блистательный довод” (,,Elhüccetüz-zehra”), повествующий о Единобожии, пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благо) и толковании суры “аль-Фатиха”, что для учеников ,,Рисале-и Нур” и для других заключённых послужило полезным и светлым изучением научных и религиозных истин.

Ещё до начала событий в Афьоне, Ахмед Хамди, глава турецкого управления по делам религии, попросил у Саида Нурси два полных собрания книг “Рисале-и Нур”: одно для библиотеки при управлении, а другое для себя лично. Но в это время начались аресты, и отправить книги не удалось.  Однако, выйдя из тюрьмы и прибыв в Эмирдаг, Бадиуззаман первым делом отправляет Ахмеду Хамди два проверенных и подготовленных комплекта книг.

В 1952 году Бадиуззаман отправляется в Стамбул на судебное заседание, касающееся его книги ,,Путеводитель для молодёжи”. Суд также выносит оправдательный приговор.

***

После освобождения из тюрьмы Афьона, после периода преследований, ссылок, заключений, отравлений и покушений, длившегося двадцать пять лет (1925-1950 гг.), настаёт новый, более спокойный и свободный период.  Истины, изложенные в ,,Рисале-и Нур”, достигают самых широких слоёв населения – в особенности, ,,Рисале-и Нур” начинают читать студенты и молодёжь. ,,Рисале-и Нур”, который ранее размножали, переписывая от руки, с 1956 года начинает открыто печататься в типографиях.

До конца своей жизни Бадиуззаман Саид Нурси решительно продолжал служить вере. Вопреки труднейшим условиям, ему удалось написать и распространить 130 трудов (рисале) общим объёмом в более чем 6000 страниц. Эти книги, являющиеся тафсиром – толкованием смыслов священного Корана, убедительно поясняющие истины веры в соответствии с пониманием нынешнего времени, стали прекраснейшим плодом его многострадальной жизни.

В марте 1960 года, находясь в тяжёлом состоянии, Бадиуззаман настаивает на том, чтобы ученики отвезли его в город Шанлыурфа, что на юго-востоке Турции. Здесь, 23 марта 1960 года, на 25 день священного месяца рамадан 1379 года от хиджры, будучи тяжело больным, он покинул этот мир.

После его ухода из жизни, свет «Рисале-и Hyp» засиял ещё ярче, распространившись по всему миру. Миллионы людей как в Турции, так и за её пределами изучают его труды во имя спасения своей веры.

Труды Бадиуззамана Саида Нурси ,,Рисале-и Нур”, по воле Всевышнего, оказали значительное влияние на развитие Ислама в современной Турции и во всём мире. На сегодняшний день в Турции и во всём исламском мире Бадиуззаман является одним из наиболее изучаемых и почитаемых мусульманских учёных.

Смыслом его жизни было искреннее, самоотверженное служение принципам Корана. Он говорил: «В будущем, где будут править разум, наука и технологии, несомненно, будет править Коран, который опирается на рациональные доказательства и предписания которого разумны».

Капитал жизни и самый важный её вопрос

Капитал жизни и самый важный её вопрос

Четвёртая Тема из ,,Плодов веры”.

Однажды моими братьями, помогающими мне, был задан такой вопрос:

— Прошло пятьдесят дней (сейчас уже – семь лет (Примечание в скобках относится к 1946 г.), а ты вовсе не спрашиваешь и не интересуешься этой ужасающей мировой войной, которая привела в хаос всю Землю и касается судьбы исламского мира? Между тем, часть благочестивых и учёных людей, оставив общий намаз и мечеть, спешат послушать радио. Интересно, разве есть ещё более важное событие, чем это? Или же интерес к нему причиняет вред?

В ответ я сказал:

— Капитал жизни весьма невелик, важных же дел очень много. Подобно входящим друг в друга кругам, у каждого человека существуют круги, которые, начиная от круга сердца и желудка, тела и дома, района и города, родины и страны, Земного шара и человечества и до круга всего живого мира и Вселенной, поочерёдно входят друг в друга. В каждом кругу у каждого человека может иметься какая-либо функция. Однако в самом маленьком кругу имеется самая большая, важная и постоянная функция. А в самом большом кругу может изредка появляться самая маленькая и временная функция. По этой аналогии (величина круга и функции обратно пропорциональны) могут существовать различные функции. Однако большой круг из-за своей привлекательности, заставляя оставить необходимую и важную функцию, имеющуюся в маленьком кругу, занимает ненужными, бессмысленными и пустыми делами, понапрасну уничтожая капитал жизни и убивая за маловажными вещами эту драгоценную жизнь. А подчас, с пристрастием следя за этими военными схватками, человек становится сторонником одной из враждующих сторон и снисходительно относится к чинимому ею насилию, становясь его соучастником.

Ответ же на первый пункт вопроса таков:

Да, существует ещё более великое событие, чем эта мировая война, и ещё более важный вопрос, нежели вопрос мирового господства на этой Земле. И перед каждым человеком, и особенно, мусульманами, имеется такое событие и стоит такой вопрос, что каждый человек, если у него есть силы и богатства как у Немцев и Англичан и если есть ещё и разум, не колеблясь, отдаст их, чтобы в свою пользу решить этот только лишь один вопрос. И вот этот вопрос, о котором, основываясь на тысячах обещаний и клятв Хозяина и Правителя этой Вселенной, единодушно сообщают сто тысяч самых прославленных людей и многочисленные звёзды и учителя рода человеческого, некоторые из которых видели это своими глазами, заключается в следующем: перед каждым человеком стоит вопрос обретения – если у него есть вера (иман) – или же потери вечной и постоянной земли и царства, украшенного дворцами и садами во весь наш земной мир. Если человек не обретёт крепкую веру, он потеряет её. И многие в наше время из-за чумы материализма в отношении этого вопроса терпят крах. И даже один праведный ученый увидел при смерти людей, что в одном месте из сорока умерших лишь некоторые ушли в Иной мир с верой, остальные же потеряли. Интересно, сможет ли человек восполнить эту потерю, даже если всё богатство Земли будет отдано ему?

Так вот, мы, ученики “Рисале-и Нур”, считаем, что, бросив дела, способствующие положительному решению этого вопроса, и оставив обязанности, помогающие работать в этом деле одному необыкновенному защитнику, который девяносто девяти процентам помогает положительно решить этот вопрос, заниматься пустыми бессмысленными делами – словно мы навечно останемся в этом мире – является абсолютной глупостью, и поэтому мы уверены, что если у каждого из нас будет даже в сто раз больше ума, его нужно использовать лишь для этой задачи.

Некоторые фрагменты защитительных речей Саида Нурси в суде

Некоторые фрагменты защитительных речей Саида Нурси в суде

Ниже приведены некоторые фрагменты защитительных речей Саида Нурси

«Да, мы – общество, и каждый век в этом обществе состоит порядка трёхсот пятидесяти миллионов человек. (Примечание) Его члены, посредством пятикратного намаза, ежедневно с совершенным почтением демонстрируют свою связь с принципами этого священного общества и своё служение ему. Согласно священному правилу: اِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ اِخْوَةٌ  Воистину, верующие — братья.” (Коран 49:10), – они, молитвами и духовными обретениями, спешат друг другу на помощь. Так вот, мы являемся членами этого священного, величественного общества, и наша особая обязанность состоит в том, чтобы достоверным образом доносить до верующих людей истины веры, содержащиеся в Коране, тем самым спасая их и себя от вечной казни и от загробного, одиночного заключения. В связях же с мирскими, политическими и интриганскими обществами и комитетами, с какой-то бы то ни было вымышленной бессмысленной организацией, в чём нас обвиняют, мы не состоим и до этого не опустимся…».

Примечание:  На момент произнесения речи мусульманское население во всём мире насчитывало около трёхсот пятидесяти миллионов человек, – прим.пер.

«…Меня спросили: “Каковы твои взгляды на республиканский строй?”. Я ответил: “Когда вы все, за исключением председателя суда, ещё не появились на свет, я уже был религиозным республиканцем, подтверждением чему служит моя биография, находящаяся у вас в руках. Вкратце суть такова: в те времена я находился в тюрбе, пребывая, как и сейчас, в уединении. Мне приносили суп, содержимое которого я отдавал муравьям, а сам съедал хлеб и выпивал бульон. Слышавшие об этом спрашивали меня, что это значит, на что я говорил: “Муравьи и пчёлы являются республиканцами. Из уважения к их любви к республике я угощаю крошками муравьёв”. Тогда мне сказали: “Ты противоречишь благочестивым предшественникам (саляф-и салихин)”. Я же ответил: “Каждый из праведных халифов был и халифом, и президентом. Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах), конечно, был для ,,десяти обрадованных” и для всех остальных сахабов своего рода президентом. Однако, это были не просто бессмысленные фигуры с бессмысленными званиями, а президенты религиозной республики, несущей истину справедливости и свободу в соответствии с шариатом”.

Итак, о прокурор и члены суда! Вы обвиняете меня вопреки идее, которую я несу уже более пятидесяти лет. Если вы спрашиваете о светской республике, то, я так понимаю, “светская” по смыслу означает нейтральная. Иными словами, это такое государство, которое, согласно закону свободы совести, не препятствует как безбожникам и распутникам, так и религиозным и богобоязненным людям. Вот уже двадцать лет как я отошёл от общественной и политической жизни. Мне неизвестно, какую форму приняла республиканская власть сейчас, но если, да упасёт Аллах, дело дошло до того, что она издаёт и принимает законы в пользу безбожия, делая нарушителями тех, кто усердствует ради веры и Иного мира, то я без всякого колебания заявляю и напоминаю: даже если бы у меня была тысяча душ, я был бы готов пожертвовать ими ради веры и Иного мира. Делайте что хотите. Моё последнее слово: حَسْبُنَا اللّٰهُ وَ نِعْمَ الْوَكٖيلُ  Достаточно нам Аллаха – Он Прекрасный Доверенный” (Коран 3:173)».

«Господа! Многие признаки дают мне твёрдую уверенность в том, что нас преследуют не от имени государства, то есть не за ,,нарушение общественного порядка с использованием религиозных чувств”. Скорее, под этим прикрытием, во имя безбожия нас преследуют за нашу веру и за наше служение вере и общественной безопасности, одним из множества подтверждений чего является то, что за двадцать лет двадцать тысяч экземпляров и частей “Рисале-и Нур” были прочитаны и приняты двадцатью тысячами человек, при этом ни властями, ни прежним и нынешним судами ни разу не было зафиксировано ни одного инцидента, связанного с нарушением учениками “Рисале-и Нур” общественного порядка. Между тем, столь сильное и обширное распространение  проявило бы себя теми или иными происшествиями уже через двадцать дней. Значит, ,,резиновая” 163-я статья, противоречащая принципу свободы совести, которая может распространяться на всех религиозных проповедников, является удобным прикрытием. Безбожники, вводя в заблуждение органы власти и обманывая правосудие, по всей вероятности, хотят нас раздавить.»

«Содержащиеся в “Рисале-и Нур” сострадание, совесть, истина и правда запретили нам политику, поскольку невинные могут попасть в беду, а мы можем оказаться их угнетателями. В связи с этим, некоторые люди пожелали разъяснения. Я ответил, что в наш бурный век, из-за эгоизма и национализма, порождённых жестокой цивилизацией, а также по причине исходящего от мировой войны военного самовластия и исходящей от заблуждения жестокости, распространились чрезмерное насилие и ужасная тирания. И если люди истины будут защищать свои права силой, то либо они, по причине пристрастности, прибегая к насилию, погубят многих несчастных людей, в результате чего сами станут тиранами, либо же окажутся побеждёнными. Ведь люди, действующие и нападающие, руководствуясь подобными чувствами, за ошибки одного-двух человек под ничтожным предлогом подвергают ударам и губят два-три десятка людей. Если же люди истины, следуя истине и справедливости, будут бить только бьющего, то потери для них будут в тридцать раз больше, и они останутся в состоянии побеждённых. Если же эти люди истины, согласно деспотичному закону симметричного ответа, за ошибки одного-двух преступников погубят двадцать-тридцать бедолаг, тогда во имя истины они свершат ужасную несправедливость.

Таковы истинная мудрость и причина того, что мы, по велению Корана, изо всех сил избегаем политики и вмешательства в дела властей. В противном случае, мы, обладая такой силой истины и справедливости, прекрасно и в полной мере могли бы защитить свои права. И поскольку всё в мире преходяще и тленно, смерть бессмертна, врата могилы не закрываются, а трудности обращаются в милость, то мы, уповая с терпением и благодарностью, несомненно, храним молчание. Насильственное же нарушение нашего молчания будет полностью противоречить и совести, и справедливости, и преданности Родине, и любви к народу.

В заключении скажу, что нет ничего, что могло бы послужить причиной борьбы с нами представителей власти, политиков, представителей правоохранительных органов и юстиции. Дело тут может быть в том, что из-за своего фанатичного безбожия, исходящего от страшной человеческой чумы материализма и абсолютного неверия (что не станет поддерживать ни одна страна в мире и что не станет любить ни один разумный человек), некоторые скрытые безбожники, своим дьявольским коварством обманывая часть официальных лиц и внушая им опасения, настраивают их против нас. Мы же скажем: даже если вы настроите против нас не только нескольких мнительных чиновников, но и весь мир, то и тогда, опираясь на мощь Корана и защиту Всевышнего Аллаха, мы не отступим, не сдадимся перед этим вероотступническим неверием и безбожием!»

***

Находясь в тюрьме города Денизли, Устаз Бадиуззаман написал труд “Плоды веры”, который впоследствии был опубликован в сборнике “Посох Мусы”. ,,Плоды веры” были написаны в течение двух пятничных дней. Затем все находящиеся в тюрьме ученики “Рисале-и Нур”, а также некоторые другие заключенные переписывали этот труд и изучали его. Писался и распространялся этот труд тайно и в сложных условиях, поскольку бумагу в тюрьму не пропускали, из-за чего приходилось писать даже на спичечных коробках! Это произведение, в кратком виде объединяющее в себе истины всего сборника “Рисале-и Нур”, в качестве истинной защиты ,,Рисале-и Нур” было отправлено в суд города Денизли, в Кассационный Суд и в различные инстанции Анкары.

Суд в Денизли

Суд в Денизли

В Кастамону Бадиуззаман написал грандиозную книгу ‒ “Великое Знамение”, в которой, языками, присущими существам Вселенной, доказывается бытие и единственность Всевышнего. Об этой книге Устаз сказал, что она является мощной истиной Корана и великой стеной против нынешних страшных духовных разрушений. Однако по причине того, что в первый раз этот труд был издан тайно, Устаза и его учеников арестовывают и в 1943-м году отправляют из Кастамону в город Денизли, в уголовном суде которого впоследствии рассматривалось дело. Тем временем, в Анкаре формируется комиссия из профессоров и крупных учёных, которой поручено скрупулёзно проверить все книги “Рисале-и Нур”, а также письма Бадиуззамана и его учеников. По итогам анализа комиссия заключает следующее: Саид Нурси не преследует политических целей, он и его ученики не являются организацией или тарикатом, а его труды носят научный характер и касаются веры, представляя собой, по сути, толкование Корана. И поскольку обвинения в адрес Устаза не были аргументированы и доказаны, стал очевиден их заказной, сфабрикованный характер. В итоге, Бадиуззаман произносит длинную содержательную защитительную речь. В конце концов, в 1944 году суд единогласно выносит оправдательный приговор. Все изъятые книги были возвращены. Вслед за этим оправдательный приговор был полностью подтверждён решением Первого Кассационного Уголовного Суда, после чего вступил в силу. 

Общение Бадиуззамана с учащимися лицея об Аллахе. Как смотреть верующему на современные науки.

Общение Бадиуззамана с учащимися лицея об Аллахе. Как смотреть верующему на современные науки.

Шестая Тема из ,,Плодов веры”

Эта тема является кратким указанием на одно из тысяч разносторонних доказательств такого столпа Ислама, как вера в Аллаха, разъяснение и твёрдые, многочисленные доводы которого имеются во многих местах “Рисале-и Нур”.

В городе Кастамону ко мне пришла группа учащихся лицея со словами: “Помоги нам познать нашего Создателя. Наши учителя не рассказывают нам об Аллахе”.

На эти слова я ответил им: «Каждая изучаемая вами наука своим особым языком неустанно рассказывает об Аллахе, знакомит с Творцом, даёт познать Его. Слушайте не учителей, а эти науки.

К примеру, прекрасная аптека, где в каждой колбе имеются живительные мази и лекарства, элементы которых взяты в удивительных и точнейших пропорциях, несомненно свидетельствует об очень искусном и мудром  аптекаре. В аптеке же Земли содержится более четырёх сотен тысяч видов растений и животных, каждое из которых подобно [аптечной] колбе с живительной мазью и лекарством, и настолько, насколько эта аптека совершеннее и грандиознее той аптечной лавки, настолько более явно, с точки зрения медицинской науки, она показывает даже слепым своего великого аптекаря – Мудрого, Могущественного Творца.

И, например, некая удивительная фабрика, ткущая тысячи разнообразных тканей из обычного материала, без всякого сомнения, сообщает о своём управляющем – умелом инженере. Подобно этому, находящийся в движении механизм, созданный Всевышним и называемый земным шаром, имеет сотни тысяч частей, в каждой из которых находятся сотни тысяч совершенных фабрик. И насколько этот механизм грандиознее и совершеннее той фабрики, построенной человеком, настолько он более грандиозно и совершенно, с точки зрения такой науки, как механика, говорит о Мастере и Хозяине земного шара.

И, например, некое превосходное хранилище, некий продовольственный склад и магазин, в котором из разных мест собраны и аккуратно складированы разнообразные продукты питания, несомненно, говорит о необыкновенном владельце и необыкновенном работнике. Продовольственный же склад Милостивого Творца – этот Божественный магазин, именуемый земным шаром, подобно кораблю, на борту которого находятся разнообразные товары, продукты и консервы, а также сотни тысяч живых существ, нуждающихся в пище, за год организованно совершает путешествие по двадцатичетырёхтысячелетней орбите и, проходя времена года, наполняет весну как некий огромный контейнер тысячами разнообразных продуктов, доставляя их живым созданиям, у которых зимой иссякли продовольственные запасы. И насколько этот склад Земли грандиознее и совершеннее того первого склада, настолько же бесспорно и очевидно, с точки зрения науки о питании, которую вы изучаете или будете изучать, он сообщает нам о Хозяине, Правителе, Распорядителе земного хранилища, а также даёт полюбить Его.

Итак, каждая из сотен наук, подобно упомянутым наукам, в широком аспекте, своим особым зеркалом, используя свой дальновидный и поучительный взгляд, сообщает о Всемогущем Творце этой Вселенной и о Его именах, а также даёт познать Его совершенные качества. И для того, чтобы научить вышеупомянутому доказательству, являющемуся грандиозным и блестящим свидетельством бытия и единственности Творца, Превосходно Излагающий Коран сообщает нам о Творце в большей степени такими аятами, как:

 خَلَقَ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ и رَبُّ السَّمٰوَاتِ وَ الْاَرْضِ

“…Господь небес и земли…”; “…Он сотворил небеса и землю…”.

Таким был мой ответ тем учащимся. Они же полностью согласились, подтвердили это и сказали: “Мы безмерно благодарим нашего Господа за то, что получили совершенный, святой урок, являющийся самой истиной. Да благословит тебя Аллах!”».

Суд в Эскишехире и ссылка в Кастамону

Суд в Эскишехире и ссылка в Кастамону

Недруги религии, видевшие распространение ,,Рисале-и Нур” и пробуждение веры, желали смертной казни для Бадиуззамана и намеренно ввели власти в заблуждение, спровоцировав возбуждение уголовного дела. Таким образом, в 1935-м году дело против Устаза было заведено, и он, вместе со ста двадцатью своими учениками, предстал перед уголовным судом Эскишехира. Несмотря на то, что в руках следственных органов находились все книги и письма, изъятые во время обыска, не было установлено никаких доказательств виновности. Тем не менее, вопреки отсутствию доказательств, по произволу суда, Саида Нурси приговорили к одиннадцати месяцам тюремного заключения, а пятнадцать его учеников — к шести месяцам. Остальные сто пять учеников были оправданы. Между тем, если бы вменяемое в вину было доказано, Саид Нурси был бы приговорен к смертной казни, а его товарищи – как минимум, к длительным срокам заключения. По этой причине, Бадиуззаман возразил против приговора, заявив, что такого наказания заслуживает только какой-нибудь мелкий воришка или конокрад и потребовав для себя либо полного оправдания, либо смертной казни, либо сто один год тюремного заключения.

Оказавшись в тюрьме Эскишехира, в условиях полной изоляции, Саид Нурси и его ученики подверглись жестоким пыткам. Тем не менее, это не сломило Бадиуззамана, и в тюрьме он написал ,,Тридцатое Сияние”, а также ,,Первый Луч” и ,,Второй Луч” из книги ,,Лучи”. Посредством Устаза и ,,Рисале-и Нур” многие заключённые вставали на путь исправления, становились благочестивыми, религиозными людьми.

Недоброжелатели, целенаправленно нагнетая обстановку в Испарте и её окрестностях, распространяли слухи о том, что Бадиуззаман и его ученики якобы будут казнены. В свою очередь, глава правительства, опасаясь возможного мятежа, после ареста Бадиуззамана посещает восточные вилайеты. Однако Бадиуззаман на протяжении всей своей жизни придерживался правила позитивной деятельности. Он говорил: “Ошибки нескольких человек не могут служить оправданием причинению страданий сотням людей”. Поэтому за время настолько жестоких гонений не произошло ни одного инцидента. Бадиуззаман Саид Нурси постоянно учил своих учеников терпению, выдержке и усердию только ради веры. И каждый понимал, что обвинение было направлено на Бадиуззамана намеренно для того, чтобы он не мешал распространению безбожия.

По освобождении из тюрьмы Эскишехира, Бадиуззамана сослали в город Кастамону. После вынужденного пребывания в течении длительного периода в полицейском участке, его поселяют в доме напротив полиции, под непрерывное наблюдение, где он проведёт последующие восемь лет. Но и здесь он продолжает распространять свет Корана. Под его наставничеством, особенно в Инеболу, вырастает множество самоотверженных, деятельных учеников. Так же, как ученики из Испарты, они переписывают и распространяют “Рисале-и Нур”. Таким образом, эти труды обретают большую популярность и в Черноморском регионе страны.

Примечательна нижеприведённая история, произошедшая в Кастамону и описанная Саидом Нурси в ,,Плодах веры”.

Письмо, написанное Бадиуззаманом врачу, изучающему «Рисале-и Нур»

Письмо, написанное Бадиуззаманом врачу, изучающему «Рисале-и Нур»

Письмо, написанное Бадиуззаманом врачу, испытывающему большую тягу к «Рисале-и Нур» и пробудившемуся благодаря его изучению.

Здравствуй, мой искренний и дорогой друг, счастливый врач, сумевший определить свою болезнь!

Твоё духовное пробуждение, которое проявляется в твоём воодушевлённом письме, достойно похвалы.

Знай, что самым ценным среди всего существующего является жизнь, и самой важной среди обязанностей является служение жизни, и самое драгоценное служение жизни это труд для того, чтобы преходящую жизнь превратить в вечную.

Вся ценность и значимость этой жизни заключается в том, что она является семенем, основой и началом вечной жизни. В противном случае, если придавать значение лишь этой бренной, мирской жизни, отравляя и портя вечную жизнь, это будет таким же безумием, как предпочесть секундную молнию вечному солнцу.

С точки зрения истины, самыми больными людьми являются врачи, завязшие в материализме и беспечности. Если им удастся извлечь лекарства веры (имана), подобные противоядию, из священной аптеки Корана, то они исцелят свои болезни и излечат раны человечества. Если на то будет воля Всевышнего, то подобно тому, как твоё пробуждение будет лекарством для твоих собственных ран, тебя самого оно сделает лекарством от болезней других врачей.

Тебе известно, что для отчаявшегося и потерявшего надежду больного духовное утешение иногда полезнее тысячи лекарств. Однако врач, погрязший в трясине материализма, лишь усилит безнадёжность того несчастного больного. По воле Всевышнего, твоё пробуждение сделает тебя утешением и светлым лекарем для таких несчастных людей.

Ты знаешь, что жизнь коротка, а важных дел очень много. Если ты подобно мне проверишь свои знания, то найдёшь среди них множество  безжизненных словно кучи дров, ненужных, бесполезных вещей. Поскольку я, проверив, нашёл много ненужного. Значит, необходимо отыскать способ сделать те научные сведения и философские познания полезными, светлыми и живыми. И ты тоже проси у Всевышнего пробуждения, которое обратило бы твои мысли к Нему – к Мудрому, Всемогущему Творцу – и, воспламенив, осветило бы те кучи дров, чтобы бесполезные научные знания стали ценным знанием о Всевышнем.

Мой умный друг! Я всем сердцем желал, чтобы среди людей науки появились люди, которые, подобно Хулуси Бею, искренне ощутили бы свою потребность в свете веры и мудрости Корана. И поскольку «Слова» (книги “Рисале-и Нур”, – прим.пер.) обращаются к твоей совести, то воспринимай каждое «Слово» как письмо, адресованное тебе не от моего имени, а от имени глашатая Корана, и как рецепт из священной аптеки Корана. Благодаря им открой для себя круг непосредственной беседы. При желании напиши мне письмо, но не обижайся, если я не отвечу, так как с давних пор я редко пишу письма. Даже на письма родного брата я за целых три года написал всего один ответ.

Саид Нурси   

Фрагменты из «Рисале-и Нур» про жизнь Бадиуззамана в Барле

Фрагменты из «Рисале-и Нур» про жизнь Бадиуззамана в Барле

В контексте обсуждаемого, приведём некоторые фрагменты из ,,Рисале-и Нур”, относящиеся к жизни в Барле.

«,,Как ты поживаешь? Как твоё состояние?”

Ответ. Бесконечно благодарю Всемилостивого и Милосердного Господа за то, что разные виды притеснений со стороны мирских людей Он обратил в разные виды милости. Когда я, отрекшись от политики и отойдя от мирского, пребывая в одной из пещер, погрузился в мысли о вечной жизни, мирские люди отправили меня в ссылку, однако Мудрый и Милосердный Создатель обратил для меня эту ссылку в милость, превратив то моё ненадёжное, с точки зрения искренности, уединение в той пещере, в надёжное и искреннее уединение в горах Барлы. Находясь в плену в России, я вознамерился провести остаток жизни в какой-нибудь пещере и молил об этом. По воле Всемилостивого и Милосердного такой пещерой стала для меня Барла. При этом Он избавил меня от трудностей, связанных с пребыванием в пещере… Мой Милосердный Господь, мой Мудрый Создатель превратил притеснения в милость для меня… Хвала Аллаху в любом состоянии…

…всякое дело, выпавшее на долю человека, происходит по двум причинам: внешней и истинной. Мирские люди стали внешней причиной, приведшей меня сюда, а Божественное предопределение стало истинной причиной, обрекшей меня на это уединение. Внешняя причина обошлась со мной не по праву; истинная же свершила справедливость. Внешняя причина, думая: “Этот человек слишком рьяно служит религии и знанию, и может помешать нашим мирским делам”, – сослала меня, тем самым в трёх отношениях совершив несправедливость. Божественное же предопределение увидело, что я не могу служить религии и знанию поистине, со всей искренностью и приговорило меня к этой ссылке, обратив их несправедливость в многостороннюю милость. И поскольку судьёй здесь является Предопределение, и оно справедливо, то обращаюсь я к нему…

,,Почему ты настолько безразличен к мирской политике и, вне зависимости от происходящих в мире событий, не меняешь свою позицию? Может, тебе нравится происходящее или же ты молчишь из опасений?”

Ответ. Служение Мудрому Корану строго запрещает мне приближаться к миру политики. Оно не даёт мне даже думать об этом. Не будь оно так, сама моя жизнь свидетельствует о том, что страх не мог и не может удержать меня от следования принципам, которые я считаю истинными. Да и чего мне бояться?! С этим миром меня ничто не связывает, кроме смерти. У меня нет семьи и детей, о которых бы я думал; нет имущества, за которое я бы беспокоился; нет династического почёта, за который нужно было бы переживать. Я выражаю благодарность не тем, кто помогает мне сберечь мирской почёт, состоящий из лицемерной славы, но тем, кто помогает разрушить его. Остаётся лишь моя смерть, а она – в руках Всемогущего Создателя. Кто может её ускорить, когда время ещё не пришло? Ведь мы из тех, кто предпочитает смерть в достоинстве, нежели жизнь в унижении. Один человек, подобный “Прежнему Саиду”, сказал:

 وَ نَحْنُ اُنَاسٌ لَا تَوَسُّطَ بَيْنَنَا ۞ لَنَا الصَّدْرُ دُونَ الْعَالَمٖينَ اَوِ الْقَبْرُ

,,Мы  люди, для которых среднего не существует. Мы находимся либо во главе мира, либо в могиле”.

Именно служение Корану запрещает мне думать об общественно-политической жизни человечества. 

Жизнь человечества – это своего рода путешествие. Благодаря свету Корана я увидел, что в это время его путь зашёл в некое болото. То падая, то поднимаясь, караван человечества бредёт среди грязной, зловонной жижи. Одна его часть следует по безопасной дороге. Другая часть нашла некоторые средства, в какой-то мере помогающие спастись от грязи и трясины. Большинство же бредёт в темноте через эту грязную, зловонную топь. Двадцать процентов из них, по причине опьянения, посчитали эту жижу благовонием, и мажут ею свои лица. Падают, встают, пока не захлебнутся. Восемьдесят процентов понимают, что это болото, ощущают его грязь и вонь, однако они растеряны, не могут увидеть безопасной дороги.

Итак, в этой ситуации есть два выхода.

Первый: взять дубину и привести тех двадцать процентов пьяных в чувства.

Второй: показав свет, указать тем растерянным благополучный путь.

Я вижу, что восемьдесят [из ста желающих вывести человечество] держат в руке дубину против тех двадцати. Однако тем восьмидесяти процентам несчастных и растерянных бедняг свет никто по-настоящему не показывает. Если и показывает, то поскольку в одной руке у них свет, а в другой дубина, доверия не вызывает. Несчастный человек думает: “Может, он подманивает меня светом, чтобы ударить дубиной”, – и опасается. Порой же бывает, что когда дубина сломается, исчезает или тухнет и свет.

Так вот, это болото – распутная общественная жизнь человечества, полная беспечности и заблуждения. Эти опьянённые – наслаждающиеся заблуждением упрямцы. Растерянные люди – это люди, которым отвратительно заблуждение, но которые не могут из него выйти, которые желают спастись, но не могут найти путь. Растерянные люди… Дубины это политические течения. Свет это истины Корана. Со светом никто драться не станет, с ним не враждуют. Кроме проклятого шайтана, никто не станет питать к нему отвращения. Поэтому и я, для того, чтобы держать в руках Свет Корана, сказав:

  اَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ وَ السِّيَاسَةِ

Прибегаю к Аллаху от дьявола и политики”, – бросив эту дубину политики, двумя руками ухватился за свет. Я увидел, что в политических течениях – и среди сторонников, и среди противников, – есть  влюблённые в этот свет. Ни одна сторона, ни одна группа не должны опасаться света и урока Корана, даваемых со степени, которая намного выше всяких политических течений и пристрастий, которая пречиста и далека от всех их корыстных суждений, и не должны обвинять их в чём-либо, если только это не дьяволы в человеческом образе и не хищники в людском обличье, которые становятся на сторону безбожия и ереси, считая это политикой.

Слава Аллаху, благодаря отдалению от политики я избежал обвинений в политической пропаганде и не опустил истины Корана, подобные алмазам, до степени стекляшек. Напротив, с течением времени в глазах всех слоёв народа ценность этих алмазов блестящим образом возрастает.

 اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذٖى هَدٰينَا لِهٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِىَ لَوْلَٓا اَنْ هَدٰينَا اللّٰهُ لَقَدْ جَٓاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ

,,Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. И посланники Господа нашего принесли истину (Коран 7:43).» 

(из Тринадцатого Письма сборника ,,Письма”)