Восемнадцатое Слово

Восемнадцатое Слово

[В этом “Слове” имеются две части.  Вторая часть ещё не написана. Первая же состоит из трёх пунктов.]

ПЕРВЫЙ ПУНКТ

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

لَا تَحْسَبَنَّ الَّذٖينَ يَفْرَحُونَ بِمَا اَتَوْا وَيُحِبُّونَ اَنْ يُحْمَدُوا بِمَا لَمْ يَفْعَلُوا فَلَا تَحْسَبَنَّهُمْ بِمَفَازَةٍ

 مِنَ الْعَذَابِ وَلَهُمْ عَذَابٌ اَلٖيمٌ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (Коран, 3:188).

Одна вразумляющая пощёчина моему нафсу, охваченному страстями.

О любящий гордость, охваченный желанием славы, падкий на похвалу, бесподобно себялюбивый мой ошалевший нафс!

Если есть истина в том, чтобы присвоить крошечному семечку инжира целое дерево, выросшее из него и дающее тысячи плодов, а сухому стволу лозы приписать сотни кистей винограда, свисающих с неё, чтобы считать это принадлежащим их умению, и чтобы постановить, что пользующиеся теми плодами должны прославлять и почитать то семечко и ту палку, тогда может ты имеешь право гордиться и хвастаться теми дарами, которые есть у тебя. Однако же ты постоянно заслуживаешь порицания. Потому что ты не такой же, как те семечко и та лоза. По причине того, что у тебя есть свобода выбора, со своей гордостью ты понижаешь цену этих даров, своим высокомерием разрушаешь их, со своей не признательностью опускаешь их в ничто и, считая себя полноправным обладателем, насильно присваиваешь их к себе.

Обязанность твоя – не гордость, а благодарность. Ты достоин не славы, а скромности и стыдливости. Ты имеешь право не на похвалу, а на покаяние и на раскаяние. Совершенство твоё – не в себялюбии, а в набожности.

Да, в моем теле ты походишь на природу в этом мире. И ты, и она созданы для того, чтобы принимать добро и быть причиной зла. То есть, вы не являетесь активными, не являетесь источником, наоборот, вы – нечто пассивное, некое мерило. У вас имеется лишь одна возможность влияния, да и то – быть причиной зла, потому что вы не воспринимаете благое, идущее от абсолютного блага в том подобающем ему прекрасном виде. И вы созданы некими завесами, дабы внешне неприятные вещи, красота которых не видна, приписывались вам, чтобы вы стали неким фильтром, отделяющим их от Пречистой Святой Божественной Сути. Однако вы же приняли облик, полностью противоположный вашей естественной обязанности. Тогда, когда ваша неспособность к благу становится злом, вы словно принимаете вид соучастников своему Творцу. Значит тот, кто поклоняется своему нафсу и природе, является очень глупым и несправедливым.

И не говори, что: “Я удостоен, а удостоенный красоты хорошеет”. Поскольку сам ты уподобиться (той красоте) не можешь, то становишься лишь местом её появления.

А также неуместно выговариваться о том, что: “Я избран среди народа. Эти плоды показываются посредством меня. Значит, у меня есть какая-то заслуга”. Нет же, ни в коем случае! Наоборот, это дано прежде других тебе, потому что больше всех разорён, наиболее всех нуждаешься и страдаешь именно ты, и потому это дано в первую очередь в твои руки. (Примечание).


Примечание: Действительно, мне очень пришлось по сердцу, как в этом диспуте Новый Саид убедил нафс и принудил его к молчанию, отчего я был тысячекратно благодарен Всевышнему (“Тысячу раз Слава Аллаху!”).

ВТОРОЙ ПУНКТ

В этом пункте поясняется одна тайна аята: اَحْسَنَ كُلَّ شَىْءٍ خَلَقَهُ  «…Совершенный вид придал всему, что создал…» (Коран 32:7).

 Итак, во всякой вещи, даже выглядящей весьма отвратительно, имеются стороны истинной красоты. Да, всё во вселенной, каждое происшествие прекрасно или само по себе, что называется собственно красивым, или же прекрасно с точки зрения последствий, что называется красивым косвенно. Существует часть событий, которые внешне неприятны и беспорядочны, но под этой внешней завесой кроются замечательные прелести и порядок.

Например, за завесой весенних бурь, дождей и грязи спрятаны улыбки бесчисленных прекрасных цветов и стройных растений. А осенью, за завесой безжалостных разрушений и горьких разлук кроется освобождение от прижизненных обязанностей друзей кокетливых цветов – крошечных животных и насекомых, дабы оградить их от тягот и мучений зимы, удостоенной проявлений Пресвятого Гнева и Мощи, а вместе с тем, под завесой той зимы, земля подготавливается для новой прекрасной, изящной весны.

За завесой бурь, землетрясений, чумы и им подобных событий скрыто развитие многих духовных цветов. Многие способности, подобные непроросшим семенам, под воздействием этих внешне неприятных происшествий, заколосившись, расцветают. Словно каждая революция и каждое всеобщее изменение является своего рода духовным дождём.

Однако человек, себялюбивый и влюблённый во внешность глядя на что-либо неприятное ему внешне, считает это плохим. По причине себялюбия, судя лишь о результатах, касающихся лично его, относит это к злу. Между тем, если в отношении человека и чего-либо имеется только одна цель, то целей, относящихся к именам Творца – тысячи. Например, человек считает такие чудеса Могущества Творца, как деревья с шипами и колючие травы, вредными и бессмысленными. Однако же они являются некими вооружёнными героями рода трав и деревьев. И, например, нападение ястреба на воробьёв внешне не соответствует милосердию. Но, благодаря этим нападениям, развиваются воробьиные способности. Также, к примеру, человек считает снег чем-то очень холодным и безвкусным. Между тем, под тем холодным и безвкусным покрывалом скрываются такие тёплые цели и такие сладкие, как сахар, результаты, что описать невозможно. И ещё человек, будучи себялюбивым и падким на внешность, также судит обо всём лишь относительно той стороны, которая смотрит на него, и поэтому об очень многих по настоящему приличных вещах думает как о чём-то, не соответствующем приличию. Например, человеческие органы размножения на взгляд человека – это нечто вызывающее смущение. Но эта завеса стыда закрывает лишь ту сторону, которая относится к самому человеку. Однако, относительно созидания, сотворения и естественных целей, они прикрыты такими завесами, что если смотреть на них взором мудрости, то они полностью будут соответствовать приличию и неимея никакого причастия к стыду.

Итак, некоторые выражения Мудрого Корана, являющегося источником благовоспитанности, относятся к этим сторонам и завесам. Подобно тому, как под видимой нами стороной некрасивых созданий и неприятных происшествий находятся прекрасные стороны, относящиеся к мудрому созиданию и сотворению, также существует множество прекрасных завес, относящихся к Творцу, которыми покрыта мудрость, и есть очень много внешне запутанных и беспорядочных вещей, которые в действительности являются упорядоченным и точным Божественным написаньем.

ТРЕТИЙ ПУНКТ

اِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللّٰهَ فَاتَّبِعُونٖى يُحْبِبْكُمُ اللّٰهُ

«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас” (Коран, 3:31).

Поскольку во вселенной явно и твёрдо существует красота, и всё создаётся красивым, то, конечно, становится очевидной твёрдая необходимость назначения Пророческой Миссии Ахмада (Мир Ему и Благо). Потому что присутствующее в этих красивых творениях прекрасное искусство и украшенная внешность показывают, что у создавшего их Мастера имеются серьёзные стремление и воля создавать красиво и есть сильное желание украшать, а в свою очередь воля и желание показывают, что Этот Творец обладает высокой любовью и святым Божественным стремлением к проявлению в созданиях Его совершенного искусства. Больше всего обращая эти любовь и стремления к человеку, который является самой светлой и совершенной единицей среди творений, и Он желает сосредоточить их на нём. Человек – это разумный плод древа мироздания. Плод же – это самая собирательная, самая последняя и удалённая часть, взгляды и разум которой охватывают всё, проникая повсюду. А из этих обладателей всеобщего взгляда и всепроникающего разума, стать собеседником Того Прекрасного Мастера и встретиться с Ним может лишь самая блистательная, самая возвышенная единица, которая свой взгляд и разум полностью использует в поклонении Творцу, в восхищении Его искусством и в благодарности за Его дары.

Теперь уясняются два образа, два круга: один – величественный, гармоничный круг Господства и весьма искусный, украшенный образ сотворения, другой – очень светлый, цветущий круг поклонения и очень широкий, всеобщий образ размышления, восхищения, благодарности и веры, и всеми своими силами этот второй круг действует во имя круга первого.

Итак, очевидно то, насколько связан с Творцом предводитель этого круга, служащий целям Его творчества, и насколько он является любимым и приемлемым во взгляде Творца!

Интересно, согласится ли чей нибудь разум с тем, чтобы Щедрый Мастер, с такой любовью сотворивший эти создания, не забывающий даже обо всех их разнообразных вкусах ощущаемых языком, вызвавший шум восхищения небес и земли и приведший в одобрительный восторг сушу и море, сотрясающиеся в благодарности, остался бы безразличным к Своему самому прекрасному творению, который со словами “Аллаху Акбар”, преклоняясь, обращается к Нему, и чтобы Он не стал с ним разговаривать, и не пожелал бы сделать его посланником, дабы его прекрасные качества передались и другим? Нет, никогда! Не говорить и не сделать Его посланником невозможно!..

اِنَّ الدّٖينَ عِنْدَ اللّٰهِ الْاِسْلَامُ ۞ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِ وَالَّذٖينَ مَعَهُ

ПЛАЧ ПЛАЧУЩЕГО СЕРДЦА НА РАССВЕТЕ В РАЗЛУЧАЮЩЕМ ЧУЖЕЗЕМНОМ ПЛЕНУ

Рассвета признаки появляться начали,

О глаза мои, не спите на заре.

Милости желайте от Божественной обители,

Ведь ранние сумерки – время покаяния грешников

О сердце моё, не спи на заре,

Кайся, обратись, прося прощения, к Божественной обители.

سَحَرْ حَشْرٖيسْتْ دَرُو هُشْيَارْ دَرْ تَسْبٖيحْ هَمَه شَىْ..

بَخٰوابِ غَفْلَتْ سَرْسَمْ نَفْسَمْ حَتّٰى كَىْ..

عُمْرْ عَصْرٖيسْتْ سَفَرْ بَاقَبْرْ مٖى بَايَدْ زِهَرْ حَىْ..

بِبَرْخٖيزْ نَمَازٖى چُو نِيَازٖى گُو بِكُنْ اٰوَازٖى چُونْ نَىْ..

بَگُو يَا رَبْ پَشٖيمَانَمْ خَجٖيلَمْ شَرْمْسَارَمْ اَزْ گُنَاهْ بٖى شُمَارَمْ پَرٖيشَانَمْ ذَلٖيلَمْ اَشْكْ بَارَمْ اَزْ حَيَاتْ بٖى قَرَارَمْ

غَرٖيبَمْ بٖى كَسَمْ ضَعٖيفَمْ نَاتُوَانَمْ عَلٖيلَمْ عَاجِزَمْ اِخْتِيَارَمْ بٖى اِخْتِيَارَمْ اَلْاَمَانْ گُويَمْ عَفُوْ جُويَمْ مَدَدْ خٰواهَمْ زِدَرْگَاهَتْ اِلٰهٖى

* * *