Пятый пункт Тридцатого Сияния

Пятый пункт Тридцатого Сияния

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

فَانْظُرْ اِلٰٓى اٰثَارِ رَحْمَتِ اللّٰهِ كَيْفَ يُحْيِى الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا اِنَّ ذٰلِكَ لَمُحْيِى الْمَوْتٰى وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لَا تَاْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”.

Посмотри же на следы милости Аллаха: как Он оживляет землю после её смерти! Поистине, это – Оживитель мёртвых, и Он над всякой вещью мощен!” (Коран, 30:50).

Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего, не овладевает Им ни дремота, ни сон…” (Коран, 2:255).

Один смысл этих двух великих аятов и проявление Величайшего Имени Аллаха, либо проявление имени Хайй (Живой), которое является одним из шести сияний, либо одним светом из двух сияний Его Величайшего Имени, издалека показалось моему разуму во время благородного месяца Шавваль в Эскишехирской тюрьме. Они не были вовремя записаны и сразу поймать эту священную птицу мы не смогли. После того, как она удалилась, то мы хотя бы посредством маленьких знаков коротко покажем некоторые лучи этой огромной истины и этого великого света.

ПЕРВЫЙ ЗНАК

“Что такое жизнь, являющаяся великим проявления имён Аллаха Хайй (Живой) и Мухйи (Оживляющий) и какова её суть и обязанность?”

Ответ.

Жизнь – это:

Самая важная цель этой Вселенной;

и самый её большой результат;

и самый её яркий свет;

и самая нежная её закваска;

и весьма процеженный её концентрат;

и самый совершенный её плод;

и самое высокое её совершенство;

и самая прелестная её красота;

и самое красивое её украшение;

и секрет её единства;

и её объединяющая связь;

и источник её совершенств;

и некая её чудотворная истина, превращающая самое удивительное и искусное одушевлённое существо и самое маленькое создание в некое подобие целой вселенной;

и, словно становясь средством размещения вселенной в неком маленьком живом существе, наряду с показом в нём некого оглавления огромной вселенной, жизнь является самым необыкновенным чудом Божественного Могущества, взаимосвязывающим то существо с большинством созданий и обращающим его в подобие некой маленькой вселенной;

и некое необыкновенное, чудесное Божественное творчество, которое некую самую маленькую часть увеличивает посредством жизни, как нечто самое большое целое, и которое некую единицу приводит в вид единого целого мира, и показывает вселенную, как некое целое, как некое единое, не приемлющее в Управлении раздробленности, разъединения и соучастия;

и она является самым ярким, самым твёрдым и совершенным из доказательств Вселенной, свидетельствующих о необходимости бытия, единства и единственности Живого, Вечносущего Творца;

и среди Божественных творений она некий самый тайный и в то же время самый явный, самый ценный и самый доступный, самый чистый, самый яркий и самый глубокомысленный узор искусства Всевышнего;

и она является нежным, капризным и хрупким проявлением милости Всемилостивого;

и некое весьма содержательное зеркало Божественной деятельности;

и некое диво Господнего созидания, объединяющее в себе проявления многих Прекраснейших Имён Аллаха, таких как Всемилостивый, Кормящий, Милосердный, Щедрый, Мудрый и так далее; и подчинившее себе многие истины, подобные кормлению, мудрости, благосклонности и милости; и являющееся источником и началом всех чувств, подобных зрению, слуху и осязанию.

И жизнь в великом цеху Вселенной является такой машиной по переработке, которая непрерывно повсюду наводит порядок, очищает, даёт развитие и освещает. И словно тело, представляющее собой гнездо жизни, является для караванов частиц некой гостиницей, некой школой и казармой, для того чтобы те частицы исполнили свою обязанность, просветились там и обучились. Будто посредством этой машины жизни Живой и Оживляющий Творец украшает и освещает этот мрачный, тленный и низкий мир, даёт ему некий образ вечности, подготавливает к уходу в вечный мир.

И оба лика жизни, то есть её внутренняя и внешняя стороны блистающи, незапятнанны, безукоризненны и возвышенны. Поэтому, для того чтобы показать её прямой, без завес и причин непосредственный выход из-под Десницы могущества Всевышнего, в отличие от других внешние причины, не сделаны завесой Божественному управлению жизнью. Она – некое исключительное создание.

И истина жизни, будучи обращена к шести столпам веры, по смыслу и косвенно доказывает их. То есть, это некая светлая реальность, которая доказывает: и необходимость бытия Необходимо Сущего Творца и Его извечную жизнь; и иной мир, и вечную жизнь в нём; и существование ангелов, а также весьма мощно обращена к другим столпам веры и доказывает их необходимость;

И подобно тому, как жизнь является самым чистым экстрактом процеженным со всей вселенной, она представляет собой некий великий секрет, приносящий в качестве плодов благодарность, поклонение, восхваление и любовь, являющиеся самой важной Божественной целью и самым важным результатом сотворения мира.

Итак, прими во внимание эти двадцать девять вышеупомянутых важных и ценных особенностей и всеобщих обязанностей жизни. Затем узри за именем Всевышнего Мухйи (Оживляющий) величие имени Хайй (Живой). И с позиции этих величавых особенностей и плодов жизни познай, почему имя Хайй является Величайшим Именем Аллаха (Исм-и Азам).

И пойми, поскольку жизнь является самым большим результатом, самой великой целью и самым ценным плодом вселенной, сама она, конечно, тоже должна иметь великую, как Вселенная, цель, и такой же большой, как она, результат. Ведь как результатом дерева является плод, также и результатом плода, посредством его косточки, является новое дерево. Да, подобно тому, как целью и результатом этой жизни является жизнь вечная, также ещё одним её плодом является благодарность, поклонение, прославление и любовь по отношению к Живому и Дающему Жизнь Творцу. И эти благодарность, поклонение, прославление и любовь, являясь плодом жизни, являются также целью вселенной.

И отсюда пойми, что те, кто говорят, что цель жизни – это жить в удобствах, беспечно наслаждаться и страстно обогащаться, в весьма отвратительном невежестве, непризнательно, и даже безбожно пренебрегают и оскорбляют это весьма ценное благо жизни, дар сознания и разума, чем совершают страшную неблагодарность.

ВТОРОЙ ЗНАК

Поскольку для того, чтобы изложить все упомянутые в списке “Первого знака” уровни, свойства и обязанности жизни, представляющей собой некое величайшее проявление имени Хайй и некое красивое отражение имени Мухйи, понадобится написать столько книг, сколько имеется тех свойств, и так как в частях “Рисале-и Нур” некоторые из этих свойств, уровней и обязанностей были уже объяснены, то препоручая подробности тем частям, здесь коротко укажем лишь на некоторые из них.

Итак, в двадцать третьей из двадцати девяти особенностей жизни было сказано:

Поскольку оба лика жизни прозрачны и незапятнанны, внешние причины не были сделаны завесой правления в ней Божественного могущества.

Да, секрет этой особенности таков: Действительно, во вселенной во всём имеются некие красота, добро и благо. И зло с безобразностью весьма незначительны и представляют собой лишь некую единицу измерения, необходимую для того, чтобы показать уровни благ и красот и разветвлённость и многочисленность их реалий. С чем то зло тоже обращается в благо, а та безобразность в красоту. Однако, для того чтобы не обращать к Живому и Вечно Сущему Творцу обиды и жалобы возникающие от внешних бед, несчастий, плохих и некрасивых вещей видимых внешним взглядом обладателей разума, а также для того, чтобы не противоречило достоинству Божественного Могущества то, что святое и пречистое Могущество непосредственно Само и безо всяких завес занимается вещами кажущимися на внешний взгляд разума грязными и скверными, внешние причины сделаны завесой правления Этого Могущества.

Как было сказано в предисловии ко второй теме “Двадцать второго Слова”, ангел Азраиль (мир ему), по поводу своей обязанности изъятия душ, обратился к Всевышнему: “Твои рабы будут на меня обижаться”. В ответ ему было сказано: “Между твоей обязанностью и умирающими, Я поставлю завесу из болезней и бед. И умирающие будут бросать стрелы своих возражений и жалоб не в тебя, а в эту завесу”.

В соответствии со смыслом этого обращения, для того чтобы на Живого, Вечносущего Творца не шли обиды и возражения тех, кто не видит истинно прекрасного лица смерти и гибели для верующих людей и не знает, какая в них проявляется милость, обязанность Хазрата Азраиля (мир ему) сделана некой завесой, а также и другие причины – тоже лишь внешние завесы. Да, Достоинство Величия желает, чтобы причины скрыли от взора разума Десницу Могущества. Однако Единство и Величие требуют, чтобы причины убрали свои руки от истинного воздействия.

Но поскольку у жизни и внешняя, и внутренняя, и видимая, и истинная стороны незапятнанны, безупречны и безукоризненны, то в ней нет ничего, что вызывало бы жалобы и возражения, а также нет и каких-либо мерзости и грязи, которые бы противоречили Достоинству и Святости Божественного Могущества, а потому она прямо и непосредственно, безо всяких завес отдана в руки такого имени Живого, Вечносущего Творца, как “Оживляющий, Дающий жизнь, Воскрешающий”. Таков же и свет, и таковы же существование и созидание. Поэтому и созидание, и сотворение без завес и непосредственно относится к Могуществу Всевышнего. И даже дождь, поскольку он является своего рода жизнью и милостью, время его выпадения не подчинено каким-то точно определённым законам. Дабы постоянно во время нужды, руки, прося милости, протягивались к Обители Всевышнего. Если бы дождь, подобно восходу солнца, был подчинён какому-либо закону, никто не молил бы Всевышнего об этом жизненном благе.

ТРЕТИЙ ЗНАК

В двадцать девятой особенности было сказано: Также как результатом вселенной является жизнь, так и являющиеся результатом жизни благодарность и поклонение являются причинами создания вселенной, её самой важной целью и искомым результатом.

Да, конечно, Живой, Вечносущий Творец (Хайй-уль Каййум) этой вселенной, в ответ на то, что Он такими нескончаемыми видами даров сообщил о Себе живым созданиям и пробудил в них к Себе любовь, желает от них за эти дары – благодарности; за пробуждение любви – чтобы они Его любили; за Своё ценное творчество – их восхвалений и прославлений; и чтобы на Его повеления они отвечали покорностью и поклонением.

Итак, поскольку в соответствии с этим секретом Правления и Заботы Всевышнего, благодарность и поклонение являются самой важной целью всех разновидностей жизни, а следовательно, и всей Вселенной, то Коран-Чудоизлагающий весьма горячо, строго и красноречиво направляет к этой благодарности и поклонению. И многократно повторяя, говорит: “Поклонение принадлежит только Всевышнему, Он достоин благодарности и слава исключительно за Ним”. Значит, для того чтобы объяснить, что благодарность и поклонение необходимо адресовать прямо и непосредственно Истинному Хозяину, такими аятами, как:

وَهُوَ الَّذٖى يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ وَلَهُ اخْتِلَافُ الَّيْلِ وَالنَّهَارِ ۞ هُوَ الَّذٖى يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ فَاِذَا قَضٰى اَمْرًا فَاِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ۞ فَيُحْيٖى بِهِ الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا

Он – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Он чередует ночь и день…” (Коран, 23:80).

Он – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается” (Коран, 40:68).

“…И оживляет ею (водою) землю после её смерти…” (Коран, 30:24).

указывающими, что Он держит под Своей властью жизнь со всеми её проявлениями, весьма ясно отвергая причины, Коран вверяет жизнь исключительно Деснице могущества Живого, Вечносущего Творца.

Да, такие средства для благодарности, как пища, исцеление и дождь, которые, как и жизнь призывают к признательности и благодарению, пробуждают любовь и славословие, принадлежат непосредственно Кормящему и Исцеляющему Творцу, причины же и средства являются лишь завесами, о чём говорят такие аяты, как:

هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتٖينُ ۞ وَ اِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفٖينِ ۞ وَهُوَ الَّذٖى يُنَزِّلُ الْغَيْثَ مِنْ بَعْدِ مَا قَنَطُوا

“…Он Питающий, Обладающий могуществом, Крепким” (Коран, 51:58).

Который исцеляет меня, когда я заболеваю” (Коран, 26:80).

Он – Тот, Кто ниспосылает дождь после того, как они отчаиваются…” (Коран, 42:28).

которые постановляют, что питание, исцеление и дождь принадлежат исключительно могуществу Живого, Вечносущего Творца. И для того, чтобы разъяснить их непосредственное нисхождение от Него, Коран использует обороты:

هُوَ الَّذٖى ۞ هُوَ الرَّزَّاقُ  Он – Тот, Кто…” “…Он Питающий…”  в соответствии с правилами синтаксиса выражающие признаки исключительной принадлежности. Лишь Этот Истинный Исцеляющий даёт свойства лекарствам и создаёт их воздействие.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЗНАК

В Двадцать восьмой особенности жизни было сказано, что жизнь, обращаясь к шести столпам веры, доказывает их. Указывает на их реальность.

Да, поскольку в этой вселенной самым важным итогом и самой важной основой, и смыслом её создания является жизнь, то конечно эта высокая истина не ограничивается таким бренным, коротеньким, недостаточным и мучительным мирским существованием. Скорее целью древа жизни, величие которого становится понятным через двадцать девять её особенностей, результатом и плодом достойным его величия, является вечная жизнь и жизнь в ином мире, и жизнь в краях счастья, где жизнью обладают и камни, и деревья, и земля. Иначе, это древо жизни, оснащённое таким бессчётным серьёзным снаряжением, окажется относительно разумных существ и особенно человека бесплодным, бесполезным и бессмысленным; и в таком случае человек, который по своим задаткам и оснащению превышает, например такое создание как воробей, в двадцать раз, и который в этой вселенной и среди живых существ является самым важным, самым высоким и серьёзным созданием, опустившись в отношении обретения счастья жизни в двадцать раз ниже того воробья, станет самым несчастным, самым ничтожным бедолагой…

И тогда разум, который является самым ценным благом, постоянно причиняя боль сердцу человека своими мыслями об огорчениях прошлого и о страхах будущего, примешивая тем самым к одному наслаждению девять мучений, окажется самой горькой бедой. Это же – стократное противоречие истине. Значит, эта мирская жизнь твёрдо доказывает столп веры в Иной Мир и каждой весной показывает нашим глазам более трёхсот тысяч образцов воскресения.

Интересно, если один Всемогущий Правитель с мудростью, с благосклонностью и милостью подготавливает в твоём теле, в твоём саду и в твоей стране всё нужное и подходящее для твоей жизни, все её необходимости и всё оснащение, и вовремя доставляет это; Который знает и слышит даже частную и незначительную мольбу твоего желудка, желающего постоянства и жизни, и через прекрасные различные блюда показывает, что Он принимает эту мольбу и делает желудок довольным; есть ли хоть какая-то вероятность, чтобы Он не знал и не видел тебя, и не подготовил бы причин, необходимых для вечной жизни, которая является самой великой целью человечества? И чтобы Он не принял бы самой большой и самой важной, самой достойной и самой всеобщей мольбы человеческого рода – мольбы о вечности и не исполнил бы её через претворение потусторонней жизни и создания Рая?! И чтобы, не слыша раздающуюся по всей Земле и в небесах всеобщую и очень сильную мольбу человеческого рода, являющегося самым важным созданием вселенной, даже царём и плодом Земли, не придал бы ему важности даже на вес маленького желудка и не сделал бы его довольным?! Заставил бы отрицать Свою совершенную мудрость и предельную милость?! Да ни за что, сто тысяч раз ни за что!..

И можно ли вообще допустить, чтобы Он, слыша самый скрытый голос самой ничтожной формы жизни, выслушивая её жалобы, давал бы лекарство, оказывал внимание, ухаживал за ней с совершенной тщательностью и заботой, заставлял бы внимательно служить ей и сделал бы слугами для неё большие создания, а затем не услышал бы подобный небесному грому высокий голос самой великой и ценной, и плачущей, и прихотливой жизни? И не обратил бы внимания на её очень серьёзную потребность, просьбу и мольбу о вечности?!

Словно с совершенной заботой снарядил бы и руководил одним солдатом и не обращал бы совершенно никакого внимания на послушную и великую армию! Видел бы частицу, а солнце не видел! Слышал бы писк комара и не слышал бы небесного грома! Да никогда, сто тысяч раз никогда!..

И может ли хоть в каком-то отношении принять разум, чтобы Один Всемогущий и Мудрый, бескрайне милостивый, в бесконечной степени сострадательный, и любящий Свои творения, и в них пробуждающий любовь к Себе, и ещё больше любящий тех, кто любит Его, казнив вечной смертью эту любящую Его больше всего, и милую, и любимую, и своим естеством обожающую своего Творца – жизнь и душу, являющуюся сутью жизни и её основой, – навечно обидел бы и расстроил этих любящих и любимых, нанося ужасное оскорбление, опроверг бы и заставил отрицать тайну Своей милости и свет Своей любви?! Да ни за что, сто тысяч раз ни за что и никогда!.. Настолько прелестно украсившая эту вселенную Абсолютная Красота, и эта Абсолютная Милость, пробуждающая во всех созданиях любовь к Себе, конечно, в бесконечной степени далека и чиста от такой беспредельной мерзости, от такого абсолютного безобразия, от такой абсолютной несправедливости и безжалостности.

Вывод. Поскольку в этом мире есть жизнь, то конечно те из людей которые поняли тайну жизни и не злоупотребили ей, будут удостоены жизни вечной в краях постоянства и в Вечных Садах Рая. Аменна…

И подобно тому, как блестят, отражая солнечный свет прозрачные вещи, находящиеся на поверхности земли, и блеснув в лучах солнечного сияния, угасают гребешки ряби на поверхности морей, а за ними следующие гребешки, подобно ушедшим, снова становятся отражениями воображаемых солнышек, что явно показывает, что те лучи являются отражением красоты одного-единственного Солнца, и что они разнообразными языками упоминают о его существовании, указывают на него пальчиками света…

Точно также, блеснув в величайшем проявлении такого имени Живого, Сущего Аллаха, как Дающий Жизнь (Мухйи), живые существа на поверхности земли и в глубинах морей, произнеся: “Йа Хайй!” (О Живой!) – скрываются за завесой скрытого, дабы освободить место для идущих следом, тем самым свидетельствуя и указывая на жизнь и необходимое существование Того Живого, Вечносущего, являющегося обладателем вечной, бесконечной жизни; и подобно этому, все факты свидетельствующие о Божественном знании, признаки которого видны в упорядоченности и гармоничности всего сущего, и все доказательства, подтверждающие существование могущества правящего во вселенной, и все доводы, доказывающие наличие воли и намерения повелевающих в управлении миром, и все признаки и чудеса, доказывающие существование пророческих миссий, являющихся основой речи Всевышнего и Божественных откровений, и так далее… все аргументы свидетельствующие о семи Божественных качествах, всё это, объединяясь доказывает, свидетельствует и указывает на жизнь этого Живого, Сущего Творца (Хайй-уль Каййум).

Потому что обладающий зрением обладает и жизнью. Наличие слуха является признаком жизни. Способность говорить указывает на жизнь. Наличие выбора и воли говорит о жизни…

Точно также такие качества, как Абсолютное Могущество, Всеохватывающая Воля и Всеобъемлющее Знание, существование которых достоверно и очевидно по их проявлениям во вселенной, вместе со всеми своими доказательствами свидетельствуют о жизни Живого, Сущего Создателя и о Необходимости Его Существования, и указывают на Его постоянную, вечную жизнь, которая одной своей сенью освещает всю вселенную и одним своим проявлением оживляет весь Иной, Вечный Мир, вместе со всеми его частицами.

И ещё жизнь обращена к такому столпу веры, как “Вера в ангелов”, косвенно доказывает и его. Ведь поскольку самым важным итогом и плодом вселенной является жизнь; и больше всего распространяющимися, и чьи экземпляры по причине ценности размножаются, и теми, кто своими проходящими караванами оживляет эту гостиницу земли – являются обладатели жизни.

И поскольку Земной шар настолько заполнен разновидностями живых созданий, и для обновления и умножения этих видов живых он непрерывно наполняется и опустошается; и даже в самых низких, гнилых веществах, обладатели жизни, создаваясь во множестве, превращают те вещества в некое собрание микроорганизмов; и поскольку самым чистым экстрактом жизни является сознание и разум, а её изящной и прочной драгоценной основой является душа, и они в весьма многочисленном виде создаются на Земном шаре, словно он ожил и расцвёл благодаря жизни, разуму, сознанию и душам… Конечно, более изящные, чем Земной шар, более светлые, более великие и имеющие большую важность небесные тела не могут оставаться мёртвыми, неодушевлёнными, безжизненными и неразумными, это просто невероятно. Значит, по секрету жизни должны быть разумные, живые и соответствующие небесам жители, которые заселят и придадут живой вид этим небесам, солнцам и звёздам, покажут итоги их создания и удостоятся Божественной речи, это и есть – ангелы

И ещё, тайна сути жизни, обращаясь к “Столпу веры в пророков”, косвенно доказывает и его. Да, поскольку Вселенная создана для жизни, и жизнь является величайшим проявлением Извечного, Живого и Вечносущего Аллаха. Является неким Его совершенным узором и прекраснейшим творчеством. И поскольку вечная жизнь Всевышнего показывает себя через послание пророков и ниспослание книг. Да, если бы не было книг и пророков, тогда эта извечная жизнь осталась бы неведомой и скрытой. Подобно тому, как по разговору человека можно понять, что он существует и живёт. Также, слово, речь и обращения Того, Кто говорит, беседует и наставляет Своими приказами и запретами из-за скрытого мира находящегося за завесой этой вселенной, покажут Пророки и ниспосланные Им Книги. Конечно, как жизнь имеющаяся во вселенной, в явном виде твёрдо свидетельствует о необходимом существовании Извечно Живого Создателя, также косвенно она обращена и доказывает столп веры “в послание пророков” и “ниспослание книг”, которые являются лучами, проявлениями и взаимосвязью той Извечной жизни. И особенно, поскольку пророческая миссия Мухаммада (Мир Ему и Благо) и откровение Корана находятся на положении души и разума жизни, то можно сказать, что их справедливость и истинность тверды так же, как существование жизни.

Да, подобно тому, как жизнь является неким процеженным экстрактом этой вселенной, и как сознание и чувства являются процеженным экстрактом жизни, и разум – процеженным из сознания и чувств экстрактом сознания, и как душа также является некой чистой, без примесей, основой жизни, и её прочной и независимой сущностью… Так и физическое и духовное житие Мухаммада (Мир Ему и Благо) также является экстрактом экстрактов процеженным из жизни и духа вселенной, а также Его Пророческая Миссия является самым чистым экстрактом чувств, сознания и разума вселенной. Точнее, физическое и духовное житие Мухаммада – по свидетельству его произведений и дел – является жизнью жизни вселенной; и Пророчество Мухаммада – светом и сознанием вселенной; и Откровение Корана также – по свидетельству его живых истин – является духом жизни вселенной и разумом её сознания.

Да, да, да!.. Если из Вселенной выйдет и уйдёт свет Пророчества Мухаммада (Мир Ему и Благо), Вселенная умрёт. Если уйдёт Коран, Вселенная сойдёт с ума, а Земной шар потеряет голову и разум. Точнее его голова, оставшаяся без сознания, столкнётся с какой-либо планетой и наступит Конец Света…

И ещё, жизнь обращена к такому столпу, как “Вера в предопределение”, косвенно доказывает его. Так как, поскольку жизнь является сиянием явного мира и имеет распространение по всюду, и является результатом существования и его целью, и она самое объемлющее зеркало Создателя вселенной, и самый совершенный образец и описание Божественной деятельности и словно некая её (не ошибитесь в сравнении) программа. То конечно секрет жизни и её мудрость требуют, чтобы скрытый мир, то есть прошлое и будущее, то есть являющиеся некой духовной жизнью прошлых и будущих созданий – их гармония, пропорциональность, порядок, познаваемость, видимость, явность и их готовность к чёткому исполнению законов, заложенных Всевышним в природу, заранее находились бы в подготовленном состоянии.

Подобно тому как косточка из которой вырастает некое дерево, его корень и косточки его плодов, точно так же как и дерево удостоены некой жизни. А скорее, по сравнению с законами жизни дерева, они несут в себе ещё более тонкие законы той жизни…

И подобно тому, как семена и корни оставленные прошлой осенью до нынешней весны, а после ухода весны – косточки и корни которые останутся до будущей весны, все они, как и весна несут в себе проявление жизни и подчиняются законам жизни…

Точно также и у дерева этой вселенной, и у каждой его большой и малой ветви имеется своё прошлое и будущее, которые образуют цепь состоящую из их прошлых и будущих видов, форм и состояний. С разнообразными состояниями многочисленные формы каждого вида и каждой её части образуют в Божественном знании цепь некоего теоретического существования. И подобно реальному, внешнему существованию, теоретическое существование также удостаивается некоего духовного проявления всеобщей жизни, и этим мудрым и живым чертежом предопределения, определяется судьба внешней реальной жизни.

Да, то, что мир душ, являющийся одной из разновидностей скрытого мира, полон основой и сущностью жизни коими являются души, конечно, делает необходимым, чтобы другая разновидность скрытого мира и вторая его часть, называемая прошлым и будущим, также была удостоена проявления жизни. И совершенная гармония, мудрые состояния, живые плоды и формы каждой вещи, находящейся в теоретическом существовании, говорят о её удостоенности некой разновидности духовной жизни…

Да, проявление жизни, являющееся сиянием Солнца Извечной Жизни, конечно же, не может быть ограничена лишь этим явным миром, этим настоящим временем и этим внешним существованием. Скорее каждый мир, в зависимости от своих качеств удостоен проявлений того сияния, и с тем проявлением Вселенная вместе со всеми мирами становится живой и сияющей. Иначе же, как представляется заблудшему взгляду, под временной и внешней жизнью каждый будут находиться огромные и ужасные останки каждого из тех миров, будут лежать их тёмные и мрачные руины.

Итак, по секрету и мудрости существования жизни, также становится понятен и доказан такой столп веры, как “Вера в предопределение”. То есть, подобно тому, как явный мир и ныне существующие создания, вместе с их гармонией и результатами являются живыми… также и создания прошлого и будущего, находящиеся в скрытом мире, духовно живы, имеют некое духовное тело и одушевлённую теоретическую основу. И посредством “чертежа предопределения”, признаки этой духовной жизни проявляются перед нашими глазами, нося название “Судьба”…

ПЯТЫЙ ЗНАК

И в шестнадцатой особенности жизни было сказано: когда жизнь входит в какую-либо вещь, она приводит то тело в подобие некого мира, частичное делает подобным целому, единице даёт содержательность множества.

Да, жизнь обладает такой содержательностью, словно она – некое зеркало Ахадията, содержащие в себе проявления большинства Прекраснейших Имён Аллаха, проявляющихся во всей вселенной. Когда жизнь входит в некое тело, то приводит его в подобие целого мира, становится некой разновидностью семечка несущего в себе своего рода оглавление древа вселенной. Подобно тому, как семечко может быть произведением Могущества, способного создать его дерево, также и Тот, Кто сотворяет самое маленькое живое существо, конечно же, является Творцом всей Вселенной.

Итак, эта жизнь своей содержательностью показывает в себе некий самый скрытый секрет Ахадията. То есть, подобно тому как огромное солнце своим сиянием, семью цветами и отражением находится в каждой капельке воды и в каждом куске стекла, лежащим перед ним, также и в каждом живом существе одновременно проявляются отражения всех Божественных имён и качеств охватывающих вселенную. С этой точки зрения жизнь, в отношении Управления и сотворения приводит эту вселенную в образ некого целого, не приемлющего дробления и разъединения, а скорее, в вид некого единого, соучастие в котором и разделение стоит за пределами возможного.

Да, о том, что тебя создал Тот, Кто создал всё человечество говорит метка поставленная Им на твоём лице. Потому что, человеческая сущность одна, разделить её невозможно. И посредством жизни, части вселенной становятся её единицами, а сама Вселенная – их видом. Подобно тому как показывает во всей вселенной метку Ахадията, так же и в каждой отдельной части показывая эту метку Ахадията и печать Самадията, во всех отношениях отвергает соучастие и многобожие (ширк).

А также жизнь заключает в себе такие необыкновенные чудеса Божественного искусства, что тот, кто не может создать всю вселенную, не сможет создать и самое маленькое живое существо. Да, перо, которое словно записывает в одной горошине весь Коран, размещает в крохотном сосновом семечке оглавление и программу огромной сосны, конечно, может быть лишь пером расписывающим звёздами небеса. Да, поместить в маленькой головке пчелы некие способности, качества и оборудование, с которыми она в саду вселенной распознаёт цветы, имеет взаимосвязь с большинством их видов, приносит такой дар милости, как мёд и в день появления на свет знает все условия жизни – конечно, может только Создатель всей Вселенной.

ВЫВОД. Подобно тому, как жизнь является неким блистающим на лике вселенной отпечатком чекана Единобожия; и каждое одушевлённое существо также, в отношении обладания жизнью является неким оттиском чекана Ахадията Творца; и искусный узор имеющийся на каждой отдельной жизни, является неким штампом Самадията, что по числу живых существ они от имени Живого и Вечносущего, Единого и Единственного Создателя подписывая своими жизнями письмо этой вселенной, являются стоящими на этом письме штампами Единобожия, печатями Ахадията Создателя и чеканами Его Самадията. И точно также, каждое живое существо, как и жизнь, является отдельной печатью Вахданията, а на внешности и лице каждого из них поставлено по одному оттиску Ахадията.

И подобно тому, как жизнь представляет собой подписи и печати, которые по числу живых созданий и по количеству их жизней свидетельствуют о единственности Живого, Вечносущего Творца. Также и процессы оживления и воскрешения, по числу их единиц, ставят подписи в пользу Единобожия. Например, такая единица оживления, как оживление земли, является неким блистающим словно солнце свидетелем Единобожия. Потому что в весеннем оживлении и воскрешении земли безупречно и безукоризненно, совершенно и гармонично, находясь внутри друг друга, оживляются и воскрешаются триста тысяч видов существ вместе с бесчисленными особями каждого из этих видов. Да, одним таким действием совершить бесконечное множество упорядоченных дел, конечно, может только Создатель всего сущего, оживляющий всех живых, Живой, Вечносущий и Единый-Единственный Творец, в Правлении Которого сотрудничество невозможно.

На этот раз об особенностях жизни было написано лишь так мало и коротко. Объяснение других её особенностей с их подробностями мы препоручаем книгам “Рисале-и Нур” и другому времени.

Заключение

Величайшее Имя Аллаха (Исм-и Азам) для каждого разное, не одно и то же. Например, согласно Имаму Али (да будет доволен им Аллах) это шесть имён: Фард, Хайй, Каййум, Хакям, Адль и Куддус. Согласно Имаму Азаму – два имени: Хакям и Адль. У Гавса Азама – имя Хайй. По Имаму Раббани Величайшее Имя – это Каййум. И так далее, ещё многие люди увидели Величайшее Имя также в других именах Аллаха.

В связи с тем, что этот “Пятый пункт” касается имени Хайй, в виде некого благословения и свидетельства, аргумента и некого святого довода, как некая молитва за нас и как доброе завершение этой темы, подобно тому, как Досточтимый Пророк (Мир Ему и Благо) в своей великой молитве называемой “Джавшануль Кябир”, показывая весьма высокую и очень объемлющую степень познания Аллаха произнёс следующее, и мы тоже, мысленно уйдя в те времена, говоря “Аминь” на слова Досточтимого Посланника словно тоже произносим эту молитву, вместе с голосом Мухаммада (Мир Ему и Благо):

يَا حَىُّ قَبْلَ كُلِّ حَىٍّ ۞ يَا حَىُّ بَعْدَ كُلِّ حَىٍّ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى لَيْسَ كَمِثْلِهٖ حَىٌّ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى لَا يُشْبِهُهُ شَىْءٌ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى لَا يَحْتَاجُ اِلٰى حَىٍّ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى لَا يُشَارِكُهُ حَىٌّ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى يُمٖيتُ كُلَّ حَىٍّ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى يَرْزُقُ كُلَّ حَىٍّ ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى يُحْيِى الْمَوْتٰى ۞ يَا حَىُّ الَّذٖى لَا يَمُوتُ ۞ سُبْحَانَكَ يَا لَا اِلٰهَ اِلَّا اَنْتَ الْاَمَانُ الْاَمَانُ نَجِّنَا مِنَ النَّارِ اٰمٖينَ

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

О Живой до всех живых! О Живой после всех живых! О Живой, с Чьей Жизнью не сравнится ничья жизнь! О Живой, Чья Жизнь беспримерна! О Живой, Ненуждающийся ни в чьей жизни! О Живой, Который мертвит всех живых! О Живой, Питающий всех живых! О Живой, Дающий жизнь мёртвым! О Живой, Который никогда не умрёт. Превозносим и прославляем Тебя, нет никакого Бога кроме Тебя, Ты – Избавитель, спаси нас от наказания огнём! Аминь!”

“…Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину! Ты – Знающий, Мудрый!” (Коран, 2:32).

* * *