Первая тема Двадцатого слова

Первая тема

Двадцатого слова

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

وَاِذْ قُلْنَا لِلْمَلٰٓئِكَةِ اسْجُدُوا لِاٰدَمَ فَسَجَدُٓوا اِلَّٓا اِبْلٖيسَ ۞

اِنَّ اللّٰهَ يَاْمُرُكُمْ اَنْ تَذْبَحُوا بَقَرَةً ۞

ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُمْ مِنْ بَعْدِ ذٰلِكَ فَهِىَ كَالْحِجَارَةِ اَوْ اَشَدُّ قَسْوَةً

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Вот Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом”. Они пали ниц, и только Иблис отказался.» ● «Аллах приказывает вам зарезать корову.» ● «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже ещё жёстче» (Коран, 2:34,67,74).

Однажды, при чтении этих аятов, направленных против наущений Иблиса (сатаны), светом знаний Мудрого Корана мне было вдохновлено три пункта. Сомнения, которые он пытался посеять во мне таковы:

Сатана сказал: “Вы говорите Коран – чудо. И что он бесконечно красноречив. И для всех является постоянным путём истины. Однако какой есть смысл в настойчивом повторении нескольких незначительных исторических событий? Для чего нужно серьёзно описывая упоминать такое незначительное происшествие, как убой одной коровы, и даже такую значительную суру Корана называть Аль-Бакара (Корова), какая здесь связь? А также событие поклонения (ангелов) Адаму является абсолютно сокровенным повелением. Разум бессилен в осмыслении. Воспринятие и утверждение возможны лишь при наличии сильной веры. Однако же Коран даёт урок для всех обладателей рассудка. Во многих местах он говорит: اَفَلَا يَعْقِلُونَ   «Неужели они не разумеют?» (Коран, 36:68), чем делает упор на разум. И какой имеется путь истины в том, чтобы с такой важностью сообщать о каких-то естественных и случайных состояниях камней?”.

Вдохновения же таковы:

Первый пункт.

В Мудром Коране имеется много описаний обычных явлений, за каждым из которых кроется общее правило, и которые являются частью некого всеобщего закона. Подобно тому, как показанное перед ангелами о соответствие Почтенного Адама на роль наместника чудо обучения его именам: عَلَّمَ اٰدَمَ الْاَسْمَٓاءَ كُلَّهَا «Он научил Адама всевозможным именам» (Коран, 2:31), является частным событием. Однако, оно также представляет собой грань такого всеобщего правила, в соответствии с которым человеческий род, за счёт его всесторонних способностей, был обучен бесчисленным наукам и многим умениям, распространяющимся на виды всего существующего во вселенной, а также многочисленным знаниям, охватывающим деятельность и качества Создателя, а потому в вопросе поручения великой ответственности человеческому роду дано превосходство не только над ангелами, но и над небесами, землёй и горами, и он, как разъясняет Коран, во всеобщем собрании является неким духовным наместником на земле; и точно также, такое сокровенное частное происшествие, как “отказ сатаны поклониться Адаму вместе с ангелами” – также является гранью широкого, явного всеобщего правила, и сообщает о некой большой истине, а именно…

Коран, упоминая о покорности, подчинении ангелов Адаму и о высокомерии, уклонении сатаны, разъясняет, что большинство видов материй, имеющихся во вселенной, а также их духовные уполномоченные и представители подчинены человеческому роду, они покорны и готовы к использованию их всеми человеческими способностями; и равносильно с этим указывает насколько большой преградой и какими страшными врагами на пути совершенствования человеческого рода являются вредные вещи, а вместе с ними и их духовные представители и злые обитатели, портящие качества и способности этого человечества и направляющие его по ложным путям. И говоря об этом одном-единственном частном происшествии с Адамом, Коран-Превосходно Излагающий ведёт благородную беседу со всей вселенной и со всем человеческим родом.

Второй пункт.

Египет, являясь частью края песков – пустыни Сахары, от изобилия, несомого водами протекающего через него Благословенного Нила, превратился в царство плодородных земель, и, по причине того, что такое благословенное, словно райское место находится по соседству с похожей на ад пустыней, его население занималось в основном земледелием и сельским хозяйством, и в нравах тех жителей утвердилось понятие того, что земледелие – свято, а также святы быки и крупный рогатый скот, являющиеся средствами земледелия, и они даже возвысили их до степени предметов культа. И народ Египта того времени придал коровам и быкам такую святость, что стал поклоняться им. И вот в то время, в той стране появились сыны Израиля и в некоторой степени приобщились к тем обычаям, что становится ясно из повествования о “тельце”.

Так вот, Мудрый Коран разъясняет, что с пророческой миссией Мусы (мир ему), та идея поклонения коровам и быкам, вошедшая в характер этого народа и проникшая в его склонности, была уничтожена путём принесения в жертву одной коровы.

Итак, в этом частном происшествии, высоко красноречиво излагается одно всеобщее правило, являющееся уроком мудрости, в котором постоянно нуждается каждый человек.

Аналогично этому, знай, что некоторые частные события, упомянутые в виде исторических рассказов в Мудром Коране, являются краешками всеобщих законов. Даже в брошюре “Сияния”, в разделе, касающемся красноречия Корана, мы в качестве примера привели из часто упоминаемых и повторяющихся во многих сурах историй о Мусе — семь предложений. И показали, насколько важные всеохватывающие законы содержит каждая часть тех небольших предложений. При желании можешь обратиться к той брошюре.

Третий пункт.

ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُمْ مِنْ بَعْدِ ذٰلِكَ فَهِىَ كَالْحِجَارَةِ اَوْ اَشَدُّ قَسْوَةً وَاِنَّ مِنَ الْحِجَارَةِ لَمَا يَتَفَجَّرُ مِنْهُ الْاَنْهَارُ

 وَاِنَّ مِنْهَا لَمَا يَشَّقَّقُ فَيَخْرُجُ مِنْهُ الْمَٓاءُ وَاِنَّ مِنْهَا لَمَا يَهْبِطُ مِنْ خَشْيَةِ اللّٰهِ وَمَا اللّٰهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ

«После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже ещё жёстче. Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Коран, 2:74).

Читая эти аяты, дающий сомнения сказал: “Каковым является смысл упоминания и разъяснения естественных, природных положений простых и всем известных камней, как нечто самое значительное и важное. Существует ли в этом взаимосвязь и есть ли в этом необходимость?”

Против этих сомнений светом знаний Корана было вдохновлено следующее:

Да, здесь есть и взаимосвязь, и необходимость. И есть настолько важная взаимосвязь и такой важный смысл, в такой степени великая и нужная истина, что только благодаря чудесному красноречию Корана и его любезному наставлению она в некоторой степени упростилась и стала более понятной. Лаконичность, являющееся одной из основ превосходной речи Корана, а также благоприятное наставление и доброе, хорошее разъяснение, являющиеся разновидностью лучей путеводного света Корана, требуют того, чтобы для простого народа, которые составляют большую часть собеседников Корана, всеобщие истины и глубокие, всеохватные правила были показаны путём частных и привычных для них образов, и чтобы перед простонародьем, чьи мысли просты, были показаны лишь кончики великих истин и их простые проявления, и такое необыкновенное Божественное правление, происходящее под земной поверхностью за завесой обыденности, было показано в общем виде.

Итак, исходя из такого смысла, Мудрый Коран этим аятом говорит: О сыны Израиля и сыны Адама! Что же случилось с вами, ваши сердца стали более бездушными и более твёрдыми, чем камни! Разве вы не видите, что эти твёрдые, совершенно безжизненные, огромные камни, образующие под землёй гигантский слой, настолько подчинены и покорны повелениям Всевышнего, и настолько мягки и послушны перед Его распоряжениями, что с той же лёгкостью, с какой протекает Божественное управление при формообразовании деревьев в воздухе, также и под землёй, и среди тех твёрдых, сплошных камней, настолько легко и гармонично, не встречая никакого сопротивления, подобно кровообращению в кровеносных сосудах, с совершенной мудростью протекают упорядоченные водные каналы (Примечание) и водные жилы. И подобно тому, как с лёгкостью распространяются в воздухе ветви растений и деревьев, так же легко и беспрепятственно, по повелению Аллаха, распространяются в подземных камнях жилы их нежных корней. На что указывает Коран этим аятом и обучает некой широкой истине, и соответственно выражает следующий смысл и между строками разъясняет чёрствым сердцам следующее:


Примечание: Только Коран достоин того, чтобы изложить три самых важных обязанности, которые возложены со стороны Всевышнего на каменный пласт, являющийся фундаментом этого величественного странствующего дворца по имени Земля.

Итак, его первая обязанность: так же, как почва становится матерью растений и взращивает их благодаря могуществу Аллаха, так и камни, с тем же могуществом Всевышнего, вроде некой кормилицы вскармливают почву.

Вторая обязанность: этот пласт служит упорядоченному круговороту воды в теле Земли, схожим кровообращением.

Третья естественная обязанность: исполнение обязанности некого казначея, следящего за упорядоченным и гармоничным течением и постоянством ручьёв и речушек, родников и рек. Да, камни всеми своими силами и полными своими ртами, в виде изливаемой ими воды, орошают поверхность земли, начертав на ней доказательства Единобожия.

О, сыны Израиля и о, сыны Адама! Каким образом, будучи слабыми и бессильными, вы несёте в себе такое сердце, которое своей черствостью противодействует повелениям Такого Творца! Между тем, перед Его повелениями величественные пласты тех гигантских крепких камней с совершенной покорностью, пребывая в темноте прекрасно исполняют свои тонкие обязанности и не выказывают неподчинения. Скорее те камни служат такими хранителями сокровищниц живой воды и других основ жизни всех живых на земле, и являются средством для такого справедливого распределения и мудрого раздела, что под могущественной Десницей Всевышнего Правителя они мягки и податливы, подобно воску или даже воздуху, и находятся в земном поклоне перед Его могущественным величием. Ведь величественные творения и это мудрое, милостивое управление, видимые нами на земле, точно также происходят и под землёй. А скорее, относительно мудрости они гораздо более удивительно и потрясающе отражают мудрость и милость Всевышнего. Посмотрите! Какую мягкость перед созидательными повелениями показывают самые твёрдые и бесчувственные огромные камни, словно воск. Насколько они податливы и участливы для этих нежных вод и тонких корней, являющихся служащими Всевышнего, для этих жилок, подобных нитям шёлка. Они подобны влюблённому, сердце которого разбивается от прикосновения тех нежных и прекрасных созданий, и он становится на их пути землёй!

И аятом:

وَاِنَّ مِنْهَا لَمَا يَهْبِطُ مِنْ خَشْيَةِ اللّٰهِ

«Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом» (Коран, 2:74)

показывает частицу следующей великой истины: подобно взрыва известной горы от величественного проявления Аллаха в истории о пожелании Мусы взглянуть на Всевышнего, так же и на всей поверхности земли большинство скалистых гор, в основе своей произошедших в процессе окаменения воды, под ужасающими проявлениями Величия Всевышнего, выраженными в виде землетрясений и геологических явлений, часть камней на высоких вершинах этих гор раскалывается на мелкие куски. Одна часть их, измельчившись, смешивается с землёй и становится почвой для растений. Другая же часть, оставаясь камнями, скатывается в ущелья и долины, где служит для многих полезных дел, подобных строительству жилищ для жителей земли, а также для других скрытых мудростей и польз; склонившись до земли в покорности пред Божественным могуществом и мудростью, они входят в образ исполнителей мудрых законов Всевышнего. То, что эти камни, покинув от страха те высокие места и скромно выбрав низменную поверхность, не оказываются ненужными, напротив, становятся причиной для важных польз, очевидно показывает, что всё это не происходит бесконтрольно и случайно. Скорее, в этом беспорядке присутствует внешне невидимый мудрый порядок, находящийся под контролем одного Мудрого и Всемогущего, доказательством чему является твёрдое, несомненное свидетельство польз и выгод, связанных с этими камнями, а также то, что гора, по которой прокатываются эти камни, одета в совершенно гармоничное и искусное одеяние, расписанное украшениями из цветов и плодов.

Итак, вы увидели, насколько с точки зрения мудрости являются ценными эти три аята. Теперь взгляните на изящное изложение Корана и на его чудесное красноречие: тремя предложениями через три известных и очевидных события он показывает грани этих вышеупомянутых широких и важных истин; и, напомнив о трёх других событиях, тонко наставляет и ставит такой заслон, которому невозможно противостоять.

Например, во втором предложении он говорит:

وَاِنَّ مِنْهَا لَمَا يَشَّقَّقُ فَيَخْرُجُ مِنْهُ الْمَٓاءُ

«Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду» (Коран, 2:74)

То есть, указывая на камень, который в полном восторге раскололся под посохом пророка Мусы (Мир Ему) и пустил из двенадцати своих глаз двенадцать источников, разъясняет следующий смысл и духовно говорит: О сыны Израиля! Перед одним лишь чудом Мусы (Мир Ему) смягчаются и крошатся огромные камни. И когда они, плача от страха или же от радости, проливают реки слёз, какая совесть позволяет вашим глазам оставаться сухими, а сердце чёрствым, упрямясь и не плача перед всеми чудесами Мусы (Мир Ему).

И в третьем предложении говорит:

 وَاِنَّ مِنْهَا لَمَا يَهْبِطُ مِنْ خَشْيَةِ اللّٰهِ  

«Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом» (Коран, 2:74)

Эта фраза говорит о том, как после обращения Мусы (Мир Ему) на Синайской горе ко Всевышнему, из благоговейного страха перед проявлением Его Величия и Гнева рассыпалась на куски огромная гора, и камни её, от устрашения, раскатились во все стороны. Коран, напоминая об этом известном событии, излагает следующий смысл: “О народ Мусы! Как не боитесь вы Аллаха? Даже горы, состоящие из камней, от страха перед Его Величием, рассыпаются, и когда для того, чтобы взять с вас договор, над вами была удержана гора, и притом, что вы знаете и видели, как рассыпалась другая гора, когда Муса (Мир Ему) пожелал увидеть Всевышнего, какая смелость позволяет вам не дрожать перед Ним от страха и содержать сердца в черствости и упрямстве?”

И в первом предложении Коран говорит:

وَاِنَّ مِنَ الْحِجَارَةِ لَمَا يَتَفَجَّرُ مِنْهُ الْاَنْهَارُ

«Среди камней есть такие, из которых вытекают реки» (Коран, 2:74)

Напоминая этой фразой о благословенном Ниле, берущем начало в горах, и о таких реках, как Ефрат и Тигр, он вразумляет и показывает, какого чудесного и необыкновенного состояния удостаиваются камни под созидательными повелениями (Аллаха) и как они подчинены им. И для бдительных сердец показывает содержание следующего смысла: конечно же невозможно, чтобы истинным источником таких великих рек были эти горы. Так как предполагая даже то, что эти горы полностью превратившись в воду, образуют отдельные конусообразные водоёмы, будет очевидным явлением то, что они смогут устойчиво поддерживать настолько быстрое и полноводное течение этих больших рек лишь в течение нескольких месяцев. Дождь же, проникающий в землю лишь на глубину примерно одного метра, не в состоянии в достаточной мере пополнять тот обильный расход. Следовательно, истечение этих рек не является чем-то простым, природным и случайным. Точнее Могущественный Создатель в очень чудесном виде изливает их прямо из Своей скрытой сокровищницы.

Так вот, указывая на эту тайну, для того чтобы изложить этот смысл, в хадисе передается: “В каждую из тех трёх рек постоянно капает из Рая по одной капле, поэтому они так обильны”. А в одном предании было сказано: “Источником этих трёх рек является Рай”. Смысл этого предания таков: поскольку природные условия не в состоянии обеспечить такого их обильного течения, то, конечно, их источники находятся в скрытом мире и приходят из скрытой сокровищницы милости, а потому их приход и расход находятся в равновесии.

Итак, напоминая об этом, Мудрый Коран учит следующему смыслу. “О, сыны Израиля и о, сыны Адама! – говорит он. – Черствостью и жестокосердием вы проявляете неподчинение перед повелениями Такого Всемогущего, и в беспечности зажмуриваете глаза перед светом знания Такого Извечного Солнца, перед Которым такие великие реки, как благословенный Нил, превращающий Египет в некий рай, излившись из уст простых, безжизненных камней, показывают сердцу вселенной и разуму земли такие чудеса Его могущества и свидетельства Его Единственности, которые равносильны, по возникновению и убедительности тем самим великим рекам. Проливают их на сердца и разумы джиннов и людей. И когда некоторые из бесчувственных и безжизненных камней в таком удивительном виде (Примечание) удостаиваются чудес Его могущества, что указывают на того Всевышнего Создателя так же, как солнечный свет указывает на солнце, как же вы, ослепнув перед тем светом Его познания, не видите этого?

Итак, смотри, какое наводящее на истину красноречие вышито на эти три истины и будь внимателен к нему! Интересно, какая черствость и жёсткость устоят и не смутятся перед таким горячим красноречием, ведущим по прямому пути?

Итак, если ты понял вышеприведённые описания, то увидь одно наставительное сияние превосходного красноречия Корана и поблагодари Всевышнего Аллаха…

 سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

اَللّٰهُمَّ فَهِّمْنَا اَسْرَارَ الْقُرْاٰنِ كَمَا تُحِبُّ وَ تَرْضٰى وَ وَفِّقْنَا لِخِدْمَتِهٖ اٰمٖينَ بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى مَنْ اُنْزِلَ عَلَيْهِ الْقُرْاٰنُ الْحَكٖيمُ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (Коран, 2:32).

«О Аллах! Надели нас пониманием тайн Корана в образе, вызывающем Твою любовь и довольство. Сделай нас помощниками в служении ему. Амин. Сделай это из милости, О Милосерднейший из Милосердных!»

«О Аллах! Благослови и приветствуй того, кому был ниспослан Мудрый Коран, его семью и сподвижников!»

* * *


Примечание: Подобно тому, как берет своё начало на горе «Камар» благословенный Нил, так и самая значительная часть потока реки Тигр берет начало в пещере одной скалы, находящейся в Мюкусском районе Ванского вилайета, также и значительная часть Ефрата истекает из подножия одной горы, находящейся в районе Диядина. Наукой твёрдо установлено, что основой гор являются каменные породы, образованные из некого застывшего жидкого вещества. Такое освящающее Всевышнего выражение, произносимое Пророком Мухаммадом (Мир Ему и Благо), как:

 سُبْحَانَ مَنْ بَسَطَ الْاَرْضَ علَى مَاءٍ جَمَدْ

«Я освящаю от всех недостатков Того, Кто расстилает Землю поверх некой застывшей жидкости» (Меджмуатуль-Ахзаб, 1:304),

твёрдо указывает, что основа создания земли такова: некое жидкое вещество, по повелению Аллаха, застывает и превращается в камень. Камень, по воле Аллаха, становится землёй (грунтом). В этом выражении под словом “земля” подразумевается почва (грунт). Т.е. вода жидкое вещество, на ней не возможно стоять. Камень же слишком твёрд, не пригоден. Поэтому Мудрый и Милостивый Аллах расстилает поверх камней почву, делает её центром обитания живых существ!