Второе Приложение к Трактату «Капелька»

Приложение к «Капельке»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

الحمد لله الذي تقدست عن الاشباه ذاتهُ، وتنزّهت عن مشابهة الأمثال صفاتُه، الخلاّق الذي؛ ذاك العالمُ الكبير إبداعهُ.. وهذا العالمُ الصغير «أي الإنسان» إيجادهُ.. وذا انشاؤه وهذا بناؤه.. وذا صنعتهُ وهذا صبغتهُ.. وذا نقشه وهذا زينتهُ.. وذا رحمتهُ وهذا نعمته.. وذا قدرتهُ وهذا حكمته.. وذا عظمتهُ وهذا ربوبيتهُ وذا مخلوقهُ وهذا مصنوعهُ.. وذا ملكهُ وهذا مملوكهُ.. وذا مسجدهُ وهذا عبده.. وعلى جوانبهما بل على كلِّ جزءٍ منهما سكتهُ الناطقة بأن الكلَّ مالهُ

اَللّٰهُمَّ يَا قَيُّومَ الْاَرْضِ وَ السَّمَاءِ اِنَّا نُشْهِدُكَ وَ جَمٖيعَ مَصْنُوعَاتِكَ وَ جَمٖيعَ خَلْقِكَ بِاَنَّكَ اَنْتَ اللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا اَنْتَ وَحْدَكَ لَا شَرٖيكَ لَكَ وَ نَسْتَغْفِرُكَ وَ نَتُوبُ اِلَيْكَ وَ نَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُكَ وَ رَسُولُكَ اَرْسَلْتَهُ رَحْمَةً لِلْعَالَمٖينَ اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَيْهِ كَمَا يُنَاسِبُ حُرْمَتَهُ وَ كَمَا يَلٖيقُ بِرَحْمَتِكَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

Знай, мой дорогой брат! На стороне того, кто вручает себя Аллаху, находится всё. Однако, всё обращается против того, кто не вручил себя Аллаху. Принадлежать же Аллаху возможно лишь отрекшись от всего, а также с осознанием того, что всё исходит от Него и к Нему предстоит возвращение.

Знай, мой дорогой брат! Существование и всё для него необходимое даны тебе Аллахом не в качестве собственности. Иными словами, они даны тебе не для распоряжения ими по собственному усмотрению как личным имуществом, а для того, чтобы пользоваться ими в соответствии с тем, что угодно Аллаху. Да, гость не вправе допускать излишество в еде и в других вещах против воли и желания хозяина.

Знай, мой дорогой брат! Как же могут считать неразумными Конец Света и всеобщее Воскрешение те люди с затуманенными глазами, которые своим слепым взором видят происходящие перед ними бесчисленные частные воскрешения?! Удивительно, если они видят ежегодное воскрешение фруктов на цветущих и плодоносящих деревьях, то как после этого не стыдятся считать невозможным всеобщее Воскрешение?! Если они хотят очевидно узреть всеобщее Воскрешение, при условии, что разум у них будет на месте, пусть летней порой войдут в сад земного шара. Разве эти сладкие, медовые, тонкие и изящные чудеса Могущества – нежные создания, висящие на ветвях деревьев – не являются теми же, или копиями тех, что были раньше, то есть умерших и ушедших плодов?!

Если бы у этих фруктов, как и у людей, была единственность души, то разве эти ушедшие и вновь пришедшие плоды не были бы одними и теми же?! Однако, поскольку у них нет души, между ними есть такое, близкое к тождественному, подобие, что они как будто бы и не те, но и не другие. Так разве может считать невозможным воскрешение тот, кто видит это состояние плодов?!

А также, разве может быть трудным всеобщее Воскрешение для Извечного Могущества, Которое на неких духовных лифтах поднимает необходимое питание на высокие ветви деревьев, и из этих сухих, безжизненных сучьев создаёт и низводит такие улыбающиеся плоды, как тутовник и абрикос, приводя те сухие деревья в удивительное состояние и в чудный, живой вид?! Конечно, нет! Для Могущества, Которое низводит эти тонкие и нежные творения из тех сухих деревьев, не может быть сложным ничего. Ответ на вопрос очевиден. Однако те, чьи глаза слепы, видеть это не могут.

Знай, мой дорогой брат! Каждая сура Превосходно Излагающего Корана вкратце заключает в себе всё его содержание, а также содержит цели и важные рассказы, упомянутые в других сурах. Мудрость этого состоит в том, чтобы люди, которым время не позволяет прочесть весь Коран или которые могут прочесть только одну его часть либо суру, не лишились награды (саваб), являющейся результатом полного прочтения Корана.

Да, имеющиеся среди обязанных выполнять религиозные предписания (мукалляф) неграмотные зачастую могут прочесть лишь одну суру. Для того, чтобы и их не обделить полной наградой (саваб), превосходное красноречие Корана, следуя этой чудесной особенности, сделало одну суру подобием целого Корана.

Знай, мой дорогой брат! Тому, кто нематериален, и тем более тому, кто управляет множеством, противоположным своей сути, нет нужды вступать в непосредственный контакт и заниматься каждой единицей этого множества.

Да, управление и наведение порядка неким командиром среди рядовых солдат возникает исключительно посредством его приказов и воли. Если же обязанности и дела командования возложить на рядовых, то для наведения порядка понадобится, либо чтобы этим занимался каждый солдат лично, либо чтобы каждый солдат превратился в командира.

Исходя из этого, управление созданиями Всевышний Аллах осуществляет посредством приказа и воли. Непосредственного контакта (прикосновения) нет. Это подобно освещению солнцем Вселенной.

Знай, мой дорогой брат!(*) Cогласно своему жизненному положению, человек подобен сорвавшемуся с горы и угодившему в селевой поток или падающему с высотного здания.

Да, здание жизни рушится. Самолёт бытия проносится подобно молнии. Время быстро вращает селевые колёса. Также и корабль земли, двигаясь с большой скоростью, читает аят تَمُرُّ مَرَّ السَّحَابِ «…они движутся так быстро, словно облака…» (Коран 27:88). Быстро перемещаясь на этом корабле, пусть человек подумает, что в руки, протянутые к недозволенным мирским наслаждениям, вонзятся ядовитые шипы. Поэтому, глядя на отравленные стрелы этого мира, не тянись за ними. Боль расставания сильнее наслаждения встречи.

О, мой повелевающий нафс! Я тебе не подчиняюсь. Поклоняйся кому пожелаешь и бегай за кем хочешь. Я же могу быть рабом только Мудрого, Великого Творца, Который, создав меня, подчиняет мне Солнце, Луну и Землю.

А также, сев на самолёт бытия, летящий в пространстве предопределения, или в локомотив времени, молниеносно движущийся через тоннели и мосты между горами жизни, я прошу помощи у Милостивого и Милосердного Создателя, направляющего меня ко входу тоннеля могилы, подобной перрону страны вечности.


* Важно.

А также, мольбы, воззвания и просьбы я обращаю лишь к бесконечно Могущественному Великому Господу – Господу, способному обездвижить приводящие Земной шар в движение колёса Вселенной; Господу, способному остановить ход времени, соединив Солнце с Луной, и властному удержать скатывающийся с вершин бытия мир! Ведь мои стремления и цели связаны со всем сущим!

А также, я не поклоняюсь никому, кроме Пресвятого Аллаха, слышащего самые тонкие и сокровенные желания моего сердца и удовлетворяющего его стремления и чаяния, а также способного дать вечное счастье, желаемое моим разумом и мечтами. Да, Могущество, по воле которого настаёт Конец Света и земной мир превращается в мир Иной, мощно над всем. От взора такого Могущества не скроется даже частица! Солнце, полагаясь на свою величину, не спасётся от рук этого Могущества!

Да, благодаря познанию Всевышнего, страдания превращаются в наслаждения. Если же не познать Его, то знания переходят в сомнения, мудрость обращается в болезни и беды, а существование преобразуется в небытие. Жизнь превращается в смерть, свет – во мрак, а наслаждения – в грехи.

Да, если нет знания о Нём, то друзья человека, его имущество и владения становятся его врагами. Существование становится бедой, совершенство – тщетой; житие – пустотой; жизнь – мучением; разум – наказанием; стремления – страданиями.

Да, для того, кто является рабом и слугой Аллаха, слугой будет всё сущее. Это возможно с верой и осознанием того, что всё сущее принадлежит Аллаху.

Да, Могущество сотворило человека в неком состоянии, связанном с очень многими кругами, дав ему такие волю и силы, что его руки могут дотянуться лишь до самого малого из тех кругов. В самых же широких кругах – от земли до небес, от извечности до вечности – обязанностью человека является только мольба (дуа). Благородный аят

قُلْ مَا يَعْبَؤُا بِكُمْ رَبّٖى لَوْلَا دُعَاؤُكُمْ

«Скажи: «Не озаботился бы о вас Господь, если бы не ваши мольбы» (Коран 25:77)

достаточен для освещения и доказательства этой истины.

Таким образом, подобно тому, как ребёнок просит у своих отца и матери то, до чего не может дотянуться, раб Божий своими слабостью и нуждой обращается к своему Господу, просит у своего Создателя.

Знай, мой дорогой брат! Наблюдаемое в вещах видовое и индивидуальное единство произошло от секрета единства Творца, и это потому, что сила не рассеивается. Сила могущества Всевышнего не дробится, не разделяется, не расходуется на что-то в большей, на что-то в меньшей степени. Если бы единства не было; если бы в расходах, производимых могуществом, были различия, то и в творениях имели бы место различия и беспорядочность. Значит, единство могущества в управлении творениями подобно солнечному освещению, при котором единое солнце, не делая различий, освещает всё – большое и малое, в то же время присутствуя рядом со всем посредством своего отражения. Исходя из этого, если деятельность жалкого, безжизненного, мёртвого и удостоенного проявления имени «Нур» (свет) Солнца, являющегося несущей обязанность единицей круга творений, в связи с секретом единства, настолько упорядоченна, то каково же распоряжение и управление творениями Извечным Солнцем, Вечным Султаном, Неизменным Вседержителем, Необходимо Сущим, Единым и Единственным?!

Знай, мой дорогой брат! Первое среди самых верных свидетельств единства Творца – это единство, наблюдаемое в частных и общих вещах. Ведь любая вещь – от частицы и до мира – характеризуется единством и связана с ним. Значит, Творцу присуще единство. Он – Единый.

Второе это то, что в каждой вещи, согласно её способностям, имеется совершенная искусность. В таких вещах, как самое простое маленькое растение или животное, даже слепые глаза увидят удивительные и потрясающие произведения искусства!

Третье лёгкость в сотворении и создании всякой вещи. Видимая воочию лёгкость в сотворении не нуждается в аргументах и доказательствах.

Знай, мой дорогой брат! Из магазина земного шара вы обеспечиваетесь продуктами питания, питьём, одеждой и всем необходимым. Если все эти товары, получаемые вами бесплатно, брать не из Божественной сокровищницы, а поручать их производство отдельным причинам, то интересно, за какое время и насколько дорогим получится один такой плод, как гранат?! Ведь этот гранат связан со всеми вещами. Невозможно, чтобы он получил существование в короткий срок и дёшево. И в то же время, содержащиеся в нём узоры, порядок, искусство, аромат, вкус, запах и им подобные тонкие вещи дают понять, что этот гранат является творением такого Творца, Который создаёт без сложности и без соприкосновения.

В таком случае, если Творец вещей магазина этого земного шара, в каждой точке которого для удовлетворения вкусов и прихотей насекомых имеются тысячи разных тонких чудес, бесплатно и настолько обильно раздаёт такие ценные, искусные вещи, то Он либо является бессознательным, бесчувственным, безвольным, незнающим, действующим непроизвольно и несовершенным – такая же вероятность является очевидно ложной и не требует доказательств, либо сделал эту сокровищницу некой скатертью милости для временно пребывающих здесь людей, готовящихся к уходу в Иной мир. Сотворение вещей в этой скрытой сокровищнице связано с повелением «Будь!». Внутренняя сторона всех вещей (малякут), словно некий узловой центр, находится в Деснице Могущества Мудрого, Всемогущего, Обладающего абсолютной волей, Знающего и Необходимо Сущего Создателя.

Вместе с тем, вещи с той Божественной скатерти служат не только для удовлетворения вкусов и удовольствий людей и животных. Кроме частной пользы каждого отдельного потребителя, обращённой к живым созданиям, есть ещё бесчисленные цели и мудрость, касающиеся проявлений Имён Аллаха, а также секретов и характерных черт Его деятельности. Следовательно, появление этого всеобщего угощения, этой благодати от какой-либо слепой силы и придание текущих подобно сели плодов и результатов этих вещей случайности невозможно и абсурдно. Это так, поскольку упорядоченная, мудрая своеобразность (индивидуальность) этих вещей отвергает слепую случайность и совпадение. Также и дешевизна, лёгкость и изобилие, имеющиеся на этой скатерти милости, являются свидетелями, показывающими, что эти вещи исходят от одного Абсолютно Щедрого, Абсолютно Мудрого и Абсолютно Всемогущего.

Знай, о человек, привязанный к причинам! Создание причины, установление причинно-следственной связи и наделение причины всем необходимым для появления следствия, для Того, перед Чьим могуществом частицы равны солнцам, не является чем-то более лёгким, более совершенным и более высоким, нежели создание самого следствия посредством повеления «Будь!».

Знай, мой дорогой брат! Видимые в этом мире – особенно в жизни растений и животных – исчезновение и уничтожение являются ничем иным, как сменой и обновлением подобий. Для того, кто является верующим, они приносят не горечь гибели и разлуки, а наслаждение встречи с пришедшими на их место подобиями. Так что приди к вере и избавься от печали и огорчений! Покорись судьбе и обрети благополучие!

Знай, мой дорогой брат! Невежественная приверженность нации – это смесь, состоящая из солидарных между собой и помогающих друг другу беспечности, заблуждения, лицемерия и несправедливости. По этой причине националисты избирают нацию своим объектом поклонения. Исламский же патриотизм – это распространяющийся свет, исходящий от сияния веры.

Знай, мой дорогой брат! Те, кто занимается диспутами с безбожниками и, в особенности, с подражателями Европы, подвержены большой опасности, потому что если их нафс не очищен и ненадёжен, может случиться так, что они постепенно будут побеждены своими противниками. Ведь в беспристрастном диспуте, называемом нейтральным суждением, нельзя полагаться на свой повелевающий нафс, потому как беспристрастный участник дискуссии время от времени примеряет, в воображаемом пространстве спора, одеяния оппонента и, становясь его адвокатом, защищает его. С повтором этого положения, в его мозгу появляется некое пятно критики, что наносит ему вред. Однако, если его намерения искренни, и он уверен в своих силах, то вреда не будет! Для человека, попавшего в такое положение, единственным выходом является мольба к Аллаху и просьба о Его прощении. Так он сможет избавиться от этого пятна.

Знай, мой дорогой брат! Гостиница земного шара не является людским имуществом и владением. Люди в ней – лишь рабочие, занятые разнообразными делами и украшением этой гостиницы. Если некто извне земного шара придёт и обратит внимание, какой чудесной и необыкновенной является эта гостиница, и какими бессильными, бедными и нуждающимися являются люди, то решит, что они не способны быть хозяевами и творцами этого здания, и твёрдо постановит, что Творец этого необычайного творения является чудотворцем. Эти же люди – рабочие, трудящиеся для целей этого Извечного Царя. И вновь он постановит, что эти рабочие не обладают ничем, кроме платы за свой труд. А также, тот, кто обратит внимание на любовь, дружбу и улыбки, проявляемые цветами по отношению к живым созданиям, поймёт, что они являются украшением и дарами Мудрого и Щедрого Творца, назначенными для служения Его гостям, а также для того, чтобы быть средством для познания и для любви между Творцом и Его творениями.

О, нафс! В каждом произведении ты желаешь видеть величие его Творца, однако ищешь смыслы, являющиеся внешними, в смыслах умозрительных. В каждом из Прекрасных Имён [Аллаха] хочешь видеть лучи всех Его Имён. Каждой фиброй души (латифа) желаешь почувствовать ощущения всех фибр. Исполняя дела и потребности какого-либо чувства, хочешь проделать дела всех чувств. По этой причине тебя охватывают сомнения.

Знай, мой дорогой брат! Всеобщность некоего дара, распространение его на всех не указывает на его неполноценность и незначительность, и не может быть признаком того, что этот дар не исходит от неких воли и намерения. Например, наличие такого дара, как глаза, у всех животных, не снижает твою в них сильную потребность, а также не может быть причиной уменьшения их ценности. К тому же, если частный, единичный дар ещё может быть случайным, то дар всеобщий, в любом случае, является проявлением намерения и воли Дарителя.

Знай, мой дорогой брат! Жизнь каждого живого существа имеет бесчисленные цели. Самим существам принадлежит лишь одна тысячная часть этих целей, а остальные, в соответствии с неограниченным правом на владение, принадлежат Тому, Кто сотворил жизнь. Из этого следует, что у большого создания нет права превозноситься над маленьким. А также, поскольку живому существу не принадлежит вся польза жизни, то, с точки зрения истины, бессмысленности не существует. Да, всеобщее Божественное угощение, ежегодно производимое на земной поверхности, является неким даром человеческому роду в связи с его наместничеством. Иначе говоря, всё это не только для человеческого использования.

Знай, мой дорогой брат! Порой человеку на ум приходит такое наущение (васваса): «Ты – такое же существо, как некий простой жучок. Чем ты ценнее животных? Каким достоинством и каким служением перед держащим в Деснице Своего Могущества небеса и землю Всевышним Творцом ты заслужил того, чтобы Он занимался тобой?!».

Против внушения такого наущения нужно задуматься о следующей истине.

Во-первых, человек, будучи безгранично бессильным и нуждающимся, благодаря вере во Всевышнего удостоился [проявлений] Его могущества, богатства и достоинства. Так, вследствие этой удостоенности, человек, возвысившись над животным уровнем, стал наместником Земли.

Во-вторых, поскольку величие и могущество Всевышнего всеохватывающи, Он слышит мольбы человека и видит его нужды. Управление небесами и землёй не мешает Ему проявлять внимание и к человеку.

Вопрос. Не противоречит ли величию Всевышнего управление мелкими и ничтожными делами?

Ответ. Это занятие не противоречит Его величию. Наоборот, отсутствие занятия ими было бы неким недостатком величия Его Господства. Например, если некоторые вещи останутся вне солнечного света, это будет неким изъяном солнца. Однако, каждое из солнечных отражений, видимых во всех прозрачных вещах, может сказать: «Солнце – моё. Солнце со мной. Солнце во мне». И нет в этом препятствия между солнцем и частицами. Все создания (особенно люди) – единица или вид, благородные или низменные – удостоены проявлений знания, воли и могущества Всевышнего. Каждая вещь и каждый человек могут сказать: «Аллах – со мной». Более того, в зависимости от слабости, бедности и бессилия человека проявляется близость Всевышнего и связь с Ним, подобно тому как каждая вещь связана с Ним. Насколько же красива связь бесконечно слабого и бедного человека с бесконечно Могущественным, Богатым и Великим Аллахом!

Превозносим заключившего безграничную милость в безграничное величие и величайшее сострадание в величайшее могущество; превозносим объединившего бесконечную близость с бесконечной отдалённостью и установившего братство между частицами и солнцами; превозносим Того, Кто, соединив эти противоположные друг другу вещи, в определённой степени показал уровень Своего величия!

Знай, мой дорогой брат! Самым необходимым и самым важным после знаний, касающихся веры, является [совершение] благих деяний. Благие деяния заключаются в том, чтобы не нарушать материальных и моральных прав рабов Божьих (хукукуль’ибад) и в том, чтобы в полной мере исполнять права Аллаха (хукукуллах). Что же касается заимствованных от иностранцев материальных знаний, то они полезны и нужны, если касаются научно-технического прогресса, и вредны, если касаются распутства.

اَللّٰهُمَّ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اِرْحَمْ اُمَّةَ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ وَ نَوِّرْ قُلُوبَ اُمَّةِ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ وَ نَوِّرْ بُرْهَانَ الْقُرْاٰنِ وَ عَظِّمْ شَرٖيعَةَ الْاِسْلَامِ اٰمٖينَ

“О, Аллах! О, Всемилостивейший и Милосердный! Смилуйся над уммой Мухаммада (мир ему и благо) и наполни её сердца светом веры и Корана. Освети довод Корана и возвысь Шариат Ислама, аминь!”

* * *