ТРЕТИЙ ЛУЧ.

Чудотворность, которая проистекает от наличия в Чудоизлагающем Коране сообщений о скрытом и от сохранения им своей молодости во все времена и века, а также его соответствие и равномерность относительно всех сословий людей. Этот Луч имеет “Три отблеска”.

Первый отблеск. Это сообщения о скрытом.

Этот Отблеск состоит из “Трёх огней”.

Первый огонь – это сообщения о скрытом, относящиеся к прошлому. Да, по единодушному мнению всех, языком неграмотной и верной Личности Мудрый Коран упоминает важные состояния и значительные события из жизни пророков, начиная со времён Адама (Мир Ему) и до Эпохи Благополучия и Счастья, делая это в такой форме, что по подтверждению таких книг, как Тора и Евангелие, эти сообщения являются очень сильными и серьёзными. В тех позициях и пунктах, где предшествующие книги единодушны, Коран соглашается с ними и соответствует им. А по тем темам, в которых в этих книгах появляются разногласия, Коран относительно тех происшествий, исправляя, решает спор.

Значит, взор Корана, видящий сокровенное, невидимое для других, созерцает прошлое выше и лучше всех предшествующих книг, что заверительно оправдывает их в тех вопросах, где есть единодушие и согласие. В вопросах же, где они разногласят, корректирует их и решает их спор. Тогда как сообщения Корана относительно происшествий и обстоятельств прошлого, не являются чем-то умозрительным, чтобы их донести, опираясь на разум. Вернее, это передача, повествование, нисходящее с небес. Поскольку это повествование, то оно относится к читающему и пишущему. И как об этом единогласно свидетельствуют и друзья, и враги, оно ниспослано неумеющему читать и писать, но прославившемуся своей надёжностью и правдивостью человеку, который был прозван “неграмотным”. К тому же он сообщает о событиях прошлого в такой форме, будто излагает все эти обстоятельства, видя всё это и присутствуя там. Потому что он берет важную связку и саму суть некой длинной, долгой истории, и делает предисловием, началом для своих замыслов. Значит, выводы и заключения Корана показывают, что Тот, Кто показывает эти выводы и заключения, видит всё прошлое, со всеми его обстоятельствами. Так как, если какой-то человек будет сведущим и хорошим специалистом в какой-то отрасли науки или искусства, то он сможет показать своё мастерство и способность неким кратким словом и заключением, неким итоговым мастерством. И точно также заключения и сущности событий, упомянутые в Коране, показывают, что Тот, Кто их рассказывает, охватывает все события и видит их, и, если можно так выразиться, сообщает о них мастерским образом.

Второй огонь – это сообщения о скрытом, относящиеся к будущему. Есть много видов сообщений этой категории. Первый – это особый вид. Этот вид предназначен и относится к ахл-и кешф и святым. Например, Мухйиддин Араби нашёл и извлёк многочисленные сообщения о сокрытом мира из суры:  الٓمٓ ۞ غُلِبَتِ الرُّومُ “Алиф, лям, мим. Повержены Римляне…” (Коран, 30:1-2). Имам Раббани увидел в раздельных буквах, проходящих в началах сур, очень много тайных обращений и сообщений. И так далее. Для учёных, изучающих внутренние смыслы и тайны, Коран, от начала и до конца, относится к категории сообщений о скрытом. Мы же укажем на ту часть, которая могла бы касаться всех. Эта часть также имеет многочисленные уровни. Мы будем говорить лишь об одном из них. Итак, Мудрый Коран обращается к Досточтимому Пророку (Мир Ему и Благо): (Примечание)

فَاصْبِرْ اِنَّ وَعْدَ اللّٰهِ حَقٌّ ۞ لَتَدْخُلُنَّ الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ اِنْ شَٓاءَ اللّٰهُ اٰمِنٖينَ مُحَلِّقٖينَ رُؤُسَكُمْ وَ مُقَصِّرٖينَ لَا تَخَافُونَ ۞هُوَ الَّذٖٓى اَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدٰى وَدٖينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدّٖينِ كُلِّهٖ ۞ وَهُمْ مِنْ بَعْدِ غَلَبِهِمْ سَيَغْلِبُونَ فٖى بِضْعِ سِنٖينَ لِلّٰهِ الْاَمْرُ ۞ فَسَتُبْصِرُ وَيُبْصِرُونَ بِاَيِّكُمُ الْمَفْتُونُ ۞ اَمْ يَقُولُونَ شَاعِرٌ نَتَرَبَّصُ بِهٖ رَيْبَ الْمَنُونِ قُلْ تَرَبَّصُوا فَاِنّٖى مَعَكُمْ مِنَ الْمُتَرَبِّصٖينَ ۞ وَاللّٰهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِ ۞ فَاِنْ لَمْ تَفْعَلُوا وَ لَنْ تَفْعَلُوا ۞ وَ لَنْ يَتَمَنَّوْهُ اَبَدًا ۞ سَنُرٖيهِمْ اٰيَاتِنَا فِى الْاٰفَاقِ وَفٖٓى اَنْفُسِهِمْ حَتّٰى يَتَبَيَّنَ لَهُمْ اَنَّهُ الْحَقُّ ۞ قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْاِنْسُ وَالْجِنُّ عَلٰٓى اَنْ يَاْتُوا بِمِثْلِ هٰذَا الْقُرْاٰنِ لَا يَاْتُونَ بِمِثْلِهٖ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهٖيرًا ۞ يَاْتِى اللّٰهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُٓ اَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنٖينَ اَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرٖينَ يُجَاهِدُونَ فٖى سَبٖيلِ اللّٰهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَٓائِمٍ ۞ وَقُلِ الْحَمْدُ لِلّٰهِ سَيُرٖيكُمْ اٰيَاتِهٖ فَتَعْرِفُونَهَا ۞ قُلْ هُوَ الرَّحْمٰنُ اٰمَنَّا بِهٖ وَعَلَيْهِ تَوَكَّلْنَا فَسَتَعْلَمُونَ مَنْ هُوَ فٖى ضَلَالٍ مُبٖينٍ ۞ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذٖينَ اٰمَنُوا مِنْكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِى الْاَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذٖينَ مِنْ قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دٖينَهُمُ الَّذِى ارْتَضٰى لَهُمْ

374 وَلَيُبَدِّلَنَّهُمْ مِنْ بَعْدِ خَوْفِهِمْ اَمْنًا

“Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно” (Коран, 30:60). ● “Воистину, Аллах показал Своему Посланнику правдивый сон. Вы непременно войдёте в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности. Вы побреете головы и подстрижётесь, не испытывая страха. Он знал то, чего вы не знали, и предопределил перед этим близкую победу.” ● “Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем”(Коран, 48:27-28). ● “Но после своего поражения они одержат верх ● Через несколько лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого” (Коран, 30:3-4). ● “Ты увидишь, и они тоже увидят, ● кто из вас бесноват” (Коран, 68:5-6). ● “Или же они говорят: “Он – поэт! Давайте же подождём, пока время не разберётся с ним” ● Скажи: “Ждите, и я подожду вместе с вами” (Коран, 52:30-31) ● “Аллах защитит тебя от людей” (Коран, 5:67). ● “Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете” (Коран, 2:24) ● “Однако они никогда не пожелают себе этого” (Коран, 2:95) ● “Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина” (Коран, 41:53). ● Скажи: “Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу” (Коран, 17:88). ● “Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих” (Коран, 5:54). ● Скажи: “Хвала Аллаху! Он покажет вам Свои знамения, и вы узнаете их”. Твой Господь не находится в неведении о том, что вы совершаете” (Коран, 27:93). ● Скажи: “Он – Милостивый! Мы уверовали в Него и уповаем только на Него, и вы узнаете, кто пребывает в очевидном заблуждении” (Коран, 67:29). ●”Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность” (Коран, 24:55).

Сообщения о скрытом, которые выражаются в многочисленных аятах, подобных этим, в точности сбылись. Итак, подобные сообщения о скрытом, исходящие с языка человека, который подвергся многочисленным возражениям и критике, и которому, допусти он хоть малейшую ошибку, грозила опасность лишиться своей миссии, сделаны в таком стиле, что дают почувствовать несомненность, и в высшей степени серьёзность и надёжность, и такую сильную достоверность его слов, что они твёрдо и ясно показывают, что эта Личность получает свои уроки у Извечного Учителя и после этого преподаёт их.


Примечание: Так как эти аяты, посылающие сообщения о скрытом, разъяснены в многочисленных комментариях (тафсирах), а также по вине спешки автора, намеревающегося успеть напечатать трактат на старом алфавите, здесь они остались без разъяснений и те ценные сокровищницы остались закрытыми.

Третий огонь – это сообщения о скрытом, касающиеся Божественных истин, истин бытия и Вселенной и дел Иного Мира. Да, заявления Корана о Божественных истинах, его разъяснения бытия, открывающие тайну Вселенной и загадку сотворения мира, являются самыми важными сообщениями о скрытом. Ибо найти эти откровенные истины прямиком, посреди бесконечных ложных, ошибочных путей, не является и не может быть делом человеческого разума. Известно, что самые гениальные умы человечества не смогли постичь своим разумом даже самые маленькие из этих вопросов. К тому же, после разъяснения Кораном Божественных истин и истин бытия, показанных в нём, после той радости и того наслаждения, которые получило сердце, после очищения и оправдания нафса, после прогресса души и после совершенства и зрелости разума, умы человечества говорят: “Это – правда! И мы соглашаемся с этими истинами”, – и они восклицают по отношению к Корану: “Баракаллах”. Эта категория сообщений частично была разъяснена и доказана в “Одиннадцатом Слове” и нет нужды в её повторении. Что же касается состояний и обстоятельств Иного Мира и миров Барзаха, то человеческий разум, поистине, не может самостоятельно постичь и увидеть их, но посредством тех путей, которые указывает Коран, они доказываются в такой степени, как будто их видно воочию. Насколько правдивы и истинны эти Коранические сообщения из сокровенного, разъяснено и доказано в “Десятом Слове”. Обратись к нему.

Второй отблеск. Это молодость Корана. Он сохраняет свою свежесть и молодость так, будто в каждом веке и каждой эпохе нисходит заново. Конечно же, оттого что Коран является некой извечной проповедью и одновременно обращается ко всем сословиям человечества во все века, то ему должна быть присуща неизменная, постоянная молодость. Такая особенность была наблюдаема всегда, и раньше и сейчас. И даже в различающихся по идеям и противоположных по склонностям веках он выглядит так, будто предназначен именно для этого века, заставляет воспринимать его таковым и преподаёт свой урок. Произведения человечества и его законы стареют, как и само человечество. Они изменяются и заменяются. Предписания же и законы Корана настолько стабильны, тверды и сильны, что с истечением веков они всё больше показывают свою силу и жизненность. Да, наш нынешний век, который больше всего рассчитывает и полагается на себя, и затыкает уши на зов Корана, и люди Писания нашего времени, настолько нуждаются в Его наставляющем обращении: يَٓا اَهْلَ الْكِتَابِ يَٓا اَهْلَ الْكِتَابِ  “О обладатели Писания! ● О обладатели Писания!”, что будто оно напрямую адресовано к нынешнему веку, и выражение يَا اَهْلَ الْكِتَابِ  “О люди Писания!” включает в себя и смысл يَا اَهْلَ الْمَكْتَبِ “О люди школы!”. И со всей силой и строгостью, со всей свежестью, со всей своей молодостью Коран распространяет во все стороны мира свой окрик:

 يَٓا اَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا اِلٰى كَلِمَةٍ سَوَٓاءٍ بَيْنَنَا وَ بَيْنَكُمْ

“О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас…”(Коран, 3:64)

Например, против Корана, в споре с которым были бессильными и не сумели что-либо противопоставить ни отдельные личности, ни сообщества людей, ополчилась вся нынешняя цивилизация и культура, которая является результатом мысли всего рода человеческого, а скорее и рода джиннов, и она приняла положение противодействия и оппозиции к Корану. Они противодействуют чудотворности Корана своим волшебством. А теперь, в противовес этому ужасному, новому возразителю, для того чтобы доказать чудотворность Корана и его утверждение в аяте: قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْاِنْسُ وَالْجِنُّ

“Скажи: Если бы собрались люди и джинны…” (Коран, 17:88),

мы сопоставим основы, принципы и правила цивилизации, которые она выставила в виде противодействия Корану, с Кораническими основами и принципами.

На первой ступени: сопоставления и сравнения, которые видны везде, начиная от “Первого” и до самого “Двадцать пятого Слова”, и аяты, которые являются истинами и основами этих “Слов”, доказывают цивилизации, как дважды два – четыре, чудотворность Корана и его превосходство.

На второй ступени: вкратце изложим некоторые правила цивилизации, приведённые в “Двенадцатом Слове”. Итак, современная цивилизация и культура, согласно своей философии, принимает точкой опоры для себя в общественной жизни человечества “силу”. Её цель заключается в “выгоде”. Законом и правилом жизни признает “борьбу”. А отношения общин рассматривает через идеи “расизма и отрицательного национализма”. Её крайним пределом, дабы удовлетворить страстные желания и увеличить человеческие потребности, являются некоторые развлечения и забавы. Между тем как удел силы – это агрессивность. Удел выгоды, поскольку удовлетворить все желания невозможно, – это ссора. Удел закона борьбы – схватка. Удел национализма – нападение, так как, чтобы быть откормленным самому, надо проглотить другого. И вот, именно по причине законов этой самой цивилизации, несмотря на свои “прелести”, она смогла дать некое внешнее и показное счастье лишь одной пятой части людей, причинив остальным неудобства и бросив их в нищету.

А мудрость Корана выражается в том, что своей точкой опоры вместо силы принимает “Истину”. В своих целях, вместо выгоды, признает “благодеяния и довольство Всевышнего”. В жизни, вместо закона борьбы, берет за основу “закон взаимопомощи”. В отношениях между общинами, вместо расизма и национализма, придерживается “религиозных, классовых и патриотических взаимоотношений”. Пределом же его стремлений является “воспрепятствование правонарушениям страстных желаний нафса, недопустимых шариатом, побуждение души к возвышенным идеям и удовлетворение её возвышенных чувств, а также побуждение человека к совершенствованию и воспитание в нём истинного человека”. Сущность и задача истины – объединение. Сущность благодеяний – это сплочённость. Сущность и задача взаимопомощи – спешить друг другу на помощь. Сущность и задача религии – это братство и расположение. Обуздание страстных желаний нафса и побуждение души к совершенству, предоставив ей свободу – ведёт к счастью в обоих мирах. Итак, современная цивилизация, несмотря на то, что переняла у предшествующих небесных религий, и особенно из наставлений Корана, много прекрасного и хорошего, на взгляд истины потерпела поражение перед Кораном.

Третья ступень: из тысяч вопросов, в качестве примера, мы покажем лишь три-четыре. Да, действительно правила и законы Корана прибыли со стороны извечности, и направляются в сторону вечности. Они не стареют, подобно законам цивилизации, чтобы быть обречённым на гибель. Они всегда молоды и действенны. Например, цивилизация, со всеми своими благотворительными организациями, со всеми своими насильственными, устойчивыми порядками и правилами, со всеми своими учреждениями по нравственному воспитанию, не смогла противостоять двум вопросам Мудрого Корана и потерпела поражение. Например:

380 وَاَقٖيمُوا الصَّلٰوةَ وَاٰتُوا الزَّكٰوةَ ۞ وَاَحَلَّ اللّٰهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبٰوا

Мы изложим эту чудесную победу Корана в одном предисловии. Итак:

Как это было аргументировано в книге “Ишарат-уль И’джаз”, подобно тому, как причиной всех волнений и беспорядков в жизни человечества является всего одно выражение, точно также источником безнравственности является тоже всего одно выражение.

Первое выражение: “Лишь бы я был сыт, и мне нет никакого дела, если кто-то умрёт с голода!”

Второе выражение: “Ты трудись, а я буду есть!”

Конечно же, в общественной жизни человечества элита и простой народ, то есть богатые и бедные могут жить в спокойствии и благополучии лишь благодаря обеспечению устойчивого равновесия и баланса между ними. А основой этого равновесия является сострадание и милосердие элиты с одной стороны и уважение и покорность простых людей с другой стороны. Ныне же первое выражение подтолкнуло класс избранных к несправедливости, безнравственности и безжалостности. Второе же выражение подтолкнуло простонародье к вражде, зависти и борьбе, вот уже на протяжении нескольких веков, лишив человечество покоя. А в этом веке, в результате борьбы труда и капитала, произошли известные всем, важные события в Европе. Итак, цивилизация со всеми своими благотворительными обществами, воспитательными учреждениями и строгими, железными правилами и порядками не смогла примирить эти два класса человечества и залечить две ужасные раны в жизни общества. Коран рубит под корень первое выражение “необходимостью закята” и тем самым вылечивает эту рану. Основу же второго выражения вырывает с корнем “запретом ростовщичества (риба)” и лечит также и эту рану. Да, аяты Корана встают перед вратами мира и говорят ростовщичеству “Запрещено!”. Приказывают человечеству: “Чтобы закрыть двери борьбы и конфликта, закройте двери банков”. И своим ученикам Коран приказывает: “В эти двери не входите!”.

Вторая основа. Цивилизация не признаёт полигамии (многожёнства). Она расценивает это решение Корана противоречащим мудрости и несоответствующим интересам человечества. Если бы мудрость бракосочетания состояла лишь в удовлетворении похоти, то, наоборот, многоженство должно существовать. Между тем, как свидетельствует весь животный мир и подтверждает парность и скрещивание в растительном мире, мудрость и цель брака – это размножение и продолжение рода. Удовольствие же при удовлетворении похоти – это некое вознаграждение и частичная плата, данная Божьей милостью, за выполнение той обязанности. И поскольку и по своей мудрости, и по своей сущности, брак нужен для деторождения и продолжения рода, то оттого что женщина способна рожать лишь один раз в году, и оплодотворяется лишь пятнадцать дней в месяце, и что в пятьдесят лет она теряет надежду родить ребёнка, и оттого что она недостаточна для мужчины, который в большинстве случаев сохраняет способность к оплодотворению и в сто лет, то цивилизация вынуждена соглашаться с наличием многочисленных публичных домов.

Третья основа. Безрассудная цивилизация критикует Коранический аят за то, что он определяет женщине одну треть. Между прочим, большинство предписаний и суждений социальной жизни общества опирается на принцип большинства, и в большинстве случаев каждая женщина находит кого-то, кто мог бы её опекать. А мужчина вынужден делить свою жизнь с кем-то, кто стал бы для него обузой и на кого он тратил бы свои средства. Таким вот образом, если женщина возьмёт свою часть от имущества отца, то муж обеспечит её нехватающим. Мужчина же, получив у отца две части, одну из них отдаст женщине, на которой женится, и таким образом уравняется в правах со своей сестрой. Итак, справедливость Корана требует этого и поэтому так и предписывает. (Примечание).


Примечание: Это отрывок из защитительной речи в суде, который заставил суд замолчать. Здесь он занял место примечания:

“Я же обращаюсь к апелляционному суду: Как же можно принять такое несправедливое постановление, которое осуждает человека, разъясняющего самый священный и истинный закон в общественной жизни трёхсот пятидесяти миллионов людей каждый век, в течение последних тысяча трёхсот пятидесяти лет, опираясь на подтверждения и единодушие трёхсот пятидесяти тысяч тафсиров и следуя верованию и убеждению наших предков, живших в течение этих тысячи трёхсот пятидесяти лет. Итак, если есть справедливость на Земле, то она отклонит это постановление и вернёт это решение на новое рассмотрение”

Четвёртая основа. Подобно тому, как Коран сурово запрещает идолопоклонство, ровно также он воспрещает поклонение образам и изображениям, что в каком-то роде является подражанием идолопоклонству. Цивилизация же, напротив, считает образы и изображения своими красотами и достижениями, и пытается возразить Корану. Между тем как изображения, скульптурные и изобразительные, – это или окаменевшая несправедливость и тирания, или воплотившееся лицемерие, или же воплощённая страсть, которые подстёгивают желания и толкают человечество к несправедливости, лицемерию и страстям. А также Коран милостиво приказывает женщинам надеть на себя покров скромности и застенчивости, дабы оберечь и защитить их честь. С тем чтобы эти кладези сострадания и милосердия не были растоптаны низкими и порочными чувствами и страстями, потерпев позор и унижение. Чтобы они не превратились в жалкий инструмент похоти и страстей и не скатились до уровня маловажного, незначительного товара. (Примечание). Цивилизация же, вытащив женщин из их гнёзд, разорвала их покров и свела человечество с ума. Однако семейная жизнь имеет продолжение, основываясь на взаимных уважении и любви между мужчиной и женщиной. Открытость и полуобнаженность разрушает уважение и любовь, и отравляет семейную жизнь. И особенно культ образов и картин и пристрастие к изображениям весьма сильно разрушает нравственные устои и становится причиной падения духовности, что становится ясным из следующего: какой безнравственностью было бы и в какой степени разрушило бы нравственные устои взирание похотливым и страстным взором на тело умершей красивой женщины, нуждающейся в сострадании. Точно также страстное и увлечённое разглядывание изображений умерших женщин, или же изображений живых женщин, которые являются в каком-то роде подобием их мёртвых тел, в высшей степени расшатывает и разрушает возвышенные, чистые чувства человека.

Итак, подобно этим трём примерам, каждый из тысяч примеров Корана служит достижению счастья человеком в этом мире, и наряду с этим, также служит его вечной жизни. Остальные вопросы ты сможешь сравнить с вышеупомянутыми сам.

Подобно тому, как современная цивилизация потерпела поражение перед законами Корана, относящимися к общественной жизни человека, и выявила свою идейную несостоятельность перед духовной чудотворностью Корана с точки зрения истины, точно также европейская философия и мудрость человечества, которые являются духом и душой цивилизации, и мудрость Корана были взвешены и сравнены на весах прошедших двадцати пяти “Слов”, которые твёрдым образом доказали, что мудрость философии бессильна и ничтожна, а мудрость Корана – это чудо. Ты можешь обратиться к Одиннадцатому и Двенадцатому “Словам”, где доказаны бессилие и идейное банкротство философии, и чудотворность и богатство Корана.


Примечание: Двадцать четвёртое Сияние “Тридцать первого Письма”, посвящённое закрытости женщин, очень твёрдо и категорически привело доводы этого: “Закрытость заложена в самом естестве женщины. Снятие покрывала идёт вразрез с её естеством”

А также, подобно тому, как современная цивилизация проигрывает перед научной и практической чудотворностью и недосягаемостью Коранических знаний, точно также сравнение литературы и красноречия цивилизации с Коранической поэзией и красноречием похоже на сравнение безнадёжного плача сироты, окутанного мрачной печалью, и шумного пения пьяного алкоголика, находящегося в презренном состоянии, с пением высокого певца, грустящего о временной разлуке, жаждущего встречи и исполненного надежд, или с бодрящими патриотическими поэмами, побуждающими к возвышенной самоотверженности, победе или войне. Так как литература и красноречие в отношении воздействия слога дают или печаль, или радость.

Печаль же бывает двух видов. Она или исходит от потери близких и друзей, то есть это мрачная печаль, причина которой – неимение друзей и близких. Эту печаль даёт впавшая в заблуждение, привыкшая к беспечности и поклоняющаяся природе литература цивилизации. Второй вид печали исходит от разлуки с близкими и друзьями, то есть человек имеет друзей, но, разлучаясь с ними, впадает в печаль, скучая по ним. Это тот вид печали, которую даёт наставляющий на истинный путь и излучающий свет Коран.

Что же касается радости, то и она бывает двух видов. Первая подстрекает нафс к страстям. Это дело работников театра и кино, а также романистов современной культуры. Второй вид радости заставляет замолчать нафс и нежно, учтиво, невинно подталкивает душу, сердце, разум и тайну к возвышенным идеям, к их настоящей Родине, к их вечному местопребыванию, к их друзьям в Ином Мире. Это тот вид радости, которую даёт Чудоизлагающий Коран, и посредством которой он побуждает человечество к Раю, вечному счастью и лицезрению Красоты Аллаха. Итак, величественный смысл и великая истина, выраженные в аяте:

203 قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْاِنْسُ وَالْجِنُّ عَلٰٓى اَنْ يَاْتُوا بِمِثْلِ هٰذَا الْقُرْاٰنِ لَا يَاْتُونَ بِمِثْلِهٖ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهٖيرً

воспринимаются теми, кто невнимателен и имеет недалёкий разум, как невероятный способ для преувеличенного красноречия. Боже упаси! Это не является преувеличением и невероятным способом. Это само истинное красноречие, само возможное и сама действительность.

Первое обстоятельство этого способа заключается в том, что если собрать вместе все красивые слова людей и джиннов, которые не проистекли из Корана, то они не смогут подражать Корану. Они не смогли сделать этого, так как до сих пор ничего не предъявлено. Второе обстоятельство этого способа заключается в том, что цивилизация, знания философии и зарубежная литература, которые являются результатом размышлений и итогом совместных усилий людей, джиннов и даже дьяволов, находятся на нижайшей ступени бессилия перед предписаниями, мудростью и красноречием Корана. Пример чего мы и показали.

Третий отблеск. Мудрый Коран проповедует свои идеи каждому из сословий человечества в каждом веке, будто напрямую обращается именно и конкретно к этому сословию. Конечно, перед Кораном, приглашающим весь род человеческий, со всеми его сословиями, к вере, которая является самым совершенным и изящным знанием, и к познанию Аллаха, которое является самой бескрайней и светлой наукой, и к предписаниям Ислама, которые являются самыми значительными и всесторонними познаниями, и учит всему этому, встаёт необходимость преподавания такого урока, который подходил бы для всех групп людей. Однако не в разных уроках, а в одном. Значит, на одном и том же уроке приходится присутствовать разным сословиям людей. Каждое из этих сословий извлекает соответственно своей степени и своему уровню свою долю урока из-за одного из многочисленных занавесов Корана. По поводу этой истины мы приводили много примеров и при необходимости можно к ним обратиться. Здесь же мы частично укажем на один-два примера и на долю понимания из этого только нескольких сословий. Например:

381 لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا اَحَدٌ

Вот доля понимания из этих аятов самого многочисленного сословия, каковым является сословие простых людей: “Всевышний свободен и далёк от того, чтобы иметь отца, мать, родню и супругу”.

А вот доля понимания из этого среднего сословия: “Это отрицание божественности, приписываемой Исе (Мир Ему), ангелам и рождённым сущностям”. Поскольку отрицание нелепости является бессмысленным, то целью этого становится необходимое постановление, которое имело бы смысл с точки зрения красноречия. Итак, целью отрицания отцовства и имения ребёнка, присущих телесности, является отрицание божественности тех, у кого есть дети, родители и ровня, и показ того, что они не достойны быть объектом поклонения. И в этом заложен секрет того, что сура “Ихлас” может быть полезной для всех и во все времена.

Вот доля понимания сословия, которое продвинулось на шаг дальше: “Всевышний далёк от всех связей и отношений с существами, которые дали бы почувствовать, что Он родил и рождён. Он также свободен от того, чтобы иметь сотоварища, помощника или сородича. Его отношение ко всему сущему – это отношение Творца. Он созидает Своей извечной волей и по Своему желанию, посредством “Эмр-и кун файакун” (Повеления: “Будь!”, – и оно бывает). Он также свободен от всяких, противоречащих совершенству, зависимых, вынужденных или же независящих от Его воли, действий и отношений”.

Вот доля понимания более высшего сословия: “Всевышний – извечен и вечен, и Он – первый и последний (Начало и Конец). И у Него ни в каком отношении нет подобия, ровни, схожести, сравнения, примера и равного с точки зрения Его сущности, атрибутов и действий. Есть лишь образцы и примеры в уподоблении Его действий и деятельности 5 وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى .

И наряду с этим можно сопоставить сословие просвещённых, сословие приверженцев пути любви и сословие сыддыкинов, которые получают свои, различные доли понимания.

Второй пример: 382 مَا كَانَ مُحَمَّدٌ اَبَٓا اَحَدٍ مِنْ رِجَالِكُمْ

Первое сословие имеет из этого следующую долю понимания: “Зейд, который был слугой Достопочтеннейшего Пророка (Мир Ему и Благо) и который удостоился его обращения “О сын мой!”, развёлся со своей уважаемой и достойной супругой, по причине несоответствия. По повелению Аллаха, Достопочтенный Пророк (Мир Ему и Благо) женился на ней. Аят гласит: “Если Пророк (Мир Ему и Благо) зовёт вас сыном, то он делает это с точки зрения пророческой миссии. А как личность он вам не отец, чтобы те женщины, на которых он женится, не приличествовали ему и не были уместны для него”.

У второго сословия – следующая доля понимания этого аята: “Некий великий правитель относится к своим подданным с отцовской нежностью. Если же этот правитель окажется и внешне, и внутренне духовным царём, то в этом случае, оттого что его сострадание и милость будут на сто степеней выше отцовской нежности, его подданные, будто являясь его истинными детьми, будут смотреть на него, как на отца. Так как отцовский взгляд не может превратиться во взгляд мужа, и взор дочери не может легко измениться во взор жены, и оттого что в общественном мнении женитьба Пророка (Мир Ему и Благо) на дочерях верующих не соответствовала этой тайне, Коран повелевает: “Пророк (Мир Ему и Благо) проявляет к вам сострадание и милость с точки зрения Божественного милосердия и обходится с вами по-отцовски. С точки зрения Пророческой миссии вы ему как дети. Но как человеческая личность, он не является вашим отцом, чтобы ему не подобало брать ваших дочерей в жены”.

Понимание третьей группы людей таково: “Это означает, что вы должны идти за Пророком (Мир Ему и Благо) и, полагаясь на его совершенство, доверившись его отцовскому состраданию не делать ошибок и погрешностей. Конечно, есть много людей, которые полностью полагаются на своих духовных учителей и предаются лени. Иногда они даже (подобно Алевитам) говорят: “Наши молитвы за нас уже совершены”.

Четвёртый пункт: “Некоторая часть людей извлекает из этого аята некий знак из сокровенного: Все дети Пророка (Мир Ему и Благо) мужского пола не дорастут до возраста мужской зрелости и его потомство, согласно какой-то мудрости, не продолжится по мужской линии. И с помощью слова “мужчин” указывается на то, что он является отцом женщин и его род продолжится по женской линии. И слава Аллаху, благословенное потомство Госпожи Фатимы – сияющей луны двух светоносных цепочек Хасана и Хусейна – продолжают духовное и физическое потомство Солнца Пророчества.”

383 اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلَيْهِ وَ عَلٰى اٰلِهٖ

(Первое Пламя подошло к концу Тремя Лучами.)