Седьмое Слово

Если хочешь понять, насколько драгоценны два талисмана, устраняющие все затруднения (т.е. открывающие таинственные сокровенные Божественные смыслы и истины), заключены в словах:

اٰمَنْتُ بِاللّٰهِ وَ بِالْيَوْمِ الْاٰخِر

“Уверовал в Аллаха и в Судный день”

которые раскрывают загадку нашей вселенной и открывают для человеческой души врата счастья, и насколько двумя полезными и лечебными, подобными противоядию, средствами являются терпеливое упование на своего Создателя, обращение к Нему и с благодарением возносить просьбы и молитвы к своему Кормильцу. А также насколько важным, дорогим и замечательным “билетом” на пути к Вечности, некой провизией мира иного, неким сиянием во мраке могилы являются слушание Корана, повиновение его предписаниям, соблюдение намаза, несовершение больших грехов, обратись к данному сравнительному рассказу, послушай…

Однажды один воин на поле сражения и испытаний в круговороте выгод и потерь оказался в очень бедственном положении, а именно: с правой и c левой стороны он ранен двумя глубокими ранами, к тому же, позади него – громадный лев, который словно ждёт момента, чтобы напасть на него. А перед ним – виселица, губящая всех его любимых и ожидающая его. Помимо такого положения, ему ещё предстояло пройти длинную дорогу высылки. И когда этот несчастный человек был в удручённом состоянии в этом бедственном положении, с его правой стороны вдруг появился один доброжелательный лучезарный человек, подобный Хызыру, и сказал ему: “Не отчаивайся! Я дам тебе два талисмана и научу ими пользоваться. Если подобающе воспользуешься ими, тот лев станет тебе покорным конём. А та виселица обратится для тебя в приятные качели для удовольствия и развлечения. Кроме того, дам тебе два лечебных средства. Если надлежащим образом будешь употреблять их, эти две твои гниющие раны превратятся в два нежных благовонных цветка, называемых “Гюл-ю Мухаммади” (т.е. “Розой Мухаммада” Мир Ему и Благо). И ещё, дам тебе один билет. С помощью него ты – словно полетишь – за день преодолеешь годичный путь. А вот если не веришь, то попробуй, проверь, дабы убедился, в верности сказанного”. И, действительно, он попробовал, проверил и подтвердил правоту его слов. Да, и я, т.е. бедный Саид тоже, заверяю это. Дело в том, что я немного попробовал, проверил и осознал, что это совершенно справедливо.

После этого воин неожиданно увидел, как слева подошёл к нему один, коварный как бес, хмельной, лживый человек. У него было много украшений, пышных нарядов, фантазий и разных одурманивающих средств. Он встал перед воином и заговорил:

— Эй приятель, послушай! Давай вместе устроим пирушку, повеселимся. Поглядим на этих красавиц. Послушаем эти прекрасные песни. Поедим эти сладкие блюда… А ну-ка! Что ты там скрыто шепчешь про себя?

— Один талисман.

— Брось ты это непонятное дело… Не будем сейчас портить настроения… А ну, а что у тебя в руке?

— Одно лечебное средство.

— Выкинь его! Что с тобой? Ведь ты же здоров. А сейчас время для веселья и оваций… Ну-ка, а что это за бумага с пятью знаками?

— Один билет, один талон на провизию.

— Порви же всё это! Зачем нам в эту прекрасную весеннюю пору выходить в путь?.. – скажет он и всякими соблазнами будет стремиться убедить его. И этот бедняга даже немного поддастся ему. Да, человек обольщается. И я тоже был обманут подобным интриганом.

Неожиданно справа послышался подобный грому голос. “Берегись! – сказал он. – Не обольщайся! И скажи же тому интригану: “Если у тебя есть какой-нибудь способ выхода из этого положения, который бы, уничтожив льва позади меня, устранив передо мной виселицу и излечив мои раны, освободил от предстоящей дороги, если ты найдёшь такой выход, тогда пусть будет по-твоему! Давай сделай так, покажи это, я посмотрю. А потом уже говори: “Давай повеселимся!” Не то молчи, дабы сказал своё слово этот благородный человек, подобный Хызыру…”

Итак, о смеявшаяся в молодости, а сейчас рыдающая от того смеха моя душа! Знай же!.. Тем несчастным воином являешься ты, человек. Тот лев – это смертный час. А та виселица – это гибель, утрата и разлука: в круговороте дней и ночей всякий друг прощается с нами, уходит в иной мир. А те две раны: одна из них – это тягостная и безграничная человеческая беспомощность, другая – горькая, беспредельная человеческая бедность. А той высылкой и путём является долгая дорога испытаний, проходящая через Мир Душ, материнскую утробу, младенчество, старость, через наш мир, могилу, загробный мир, через площадь Судного Дня и мост Сырат.

А те два талисмана – это вера во Всевышнего и в Потусторонний мир. Да, с помощью этого священного талисмана смерть примет образ покорного коня и бурака, который унесёт праведного человека из этой темницы нашего мира в райские сады, к Милостивому и Милосердному. И поэтому мудрые люди, увидевшие истину смерти, любили её и желали умереть ещё до её прихода.

К тому же, течение времени, сопровождающееся гибелью и разлукой, смертью и утратой и являющееся той виселицей, с помощью этого талисмана веры обратится в средство для приятного созерцания и наблюдения новых, разноцветных и разнообразных чудес искусства Всемогущего Творца, дивных созданий Его могущества и проявлений Его милости. Да, сменяясь, новые зеркала, проявляющие цвета в свете солнца и изменения на киноэкране будут образовывать ещё более приятные, ещё более замечательные виды… А одно из тех лечебных средств – это с терпением упование на своего Создателя, опора на Его могущество, доверие Его мудрости. Так ли это? Да, какой же страх может быть у человека, который при помощи справки о своей беспомощности опирается на одного Властелина Вселенной, владеющего повелением:  كُنْ فَيَكُونُ  “Будь!, – и оно бывает” (Коран, 2:117 и др.)

Ибо он перед лицом какого-нибудь самого ужасного несчастья, сказав:

اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ

“Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!” (Коран, 2:156)

с верой в сердце положится на своего Милосердного Господа. Праведные святые люди, знающие Всевышнего, получают удовольствие от своей беспомощности, от боязни перед Ним. Да, в боязни есть наслаждение. Если у какого-нибудь годовалого ребёнка имелся бы разум и у него бы спросили: “Когда тебе лучше и приятнее всего?” – то он, по всей вероятности, ответил бы: “Тогда, когда я, понимая свою беспомощность и слабость, боясь сладкого шлепка своей мамы, укрываюсь на её же ласковой груди”. Между тем, ласка и нежность всех матерей – это лишь блеск проявления Божественного милосердия. И вот поэтому знающие люди, в своей беспомощности и боязни перед Аллахом нашли такое наслаждение, что крайне отстранившись от своих сил и возможностей, бессилием обратились к Его помощи, а беспомощность и боязнь сделали себе заступником.

Другим же лечебным средством является, с благодарением и удовлетворённостью, молитва и обращение ко Всевышнему и доверие милости Милосердного Кормильца. Так ли это? Да. Могут ли быть бедность и нужда горькой и тяжёлой для гостя Щедрого Милостивого Господа, сотворившего всю поверхность земли скатертью милости, а весну – букетом цветов и рассыпавшего этот букет по той скатерти? Напротив, он будет стремиться к усилению своей бедности и нужды, которые примут образ приятного аппетита. И вот поэтому совершенные люди гордились бедностью. Однако не пойми ошибочно! Это значит молить Всевышнего, чувствуя перед Ним свою бедность. Но это совсем не означает, выказывая свою бедность людям, занять позицию нищенствования.

А тем билетом, документом является выполнение обязательных религиозных предписаний (фарзов) и, в первую очередь, намаза, а также несовершение больших грехов. Так ли это? Да, по единогласию всех пророков и святых, на том долгом и тёмном пути к вечности возможно приобрести провиант, свет и бурака, лишь следуя заповедям Корана и избегая совершения недозволенного им. Иначе же наука и философия, искусство и мудрость на том пути не будут стоить и ломаного гроша. Их свет озарит наш путь лишь до могилы.

Итак, о моя ленивая душа! Соблюдать пятикратный намаз, избегать совершения семи больших грехов – это немного, удобно и легко. И ты осознаешь, если у тебя есть разум и он не испорчен, насколько важен итог этого и насколько велики плоды и польза. А тому человеку и сатане, побуждающему тебя к совершению греха и к распутству, скажешь: “Если имеется способ, который бы, уничтожив смерть, устранил бы из этого мира гибель и, избавив человека от беспомощности и бедности, закрыл бы врата могилы, мы прислушаемся к тебе. Не то молчи!.. В Великом Храме Вселенной Коран читает всё сущее. Послушаем его. Озаримся этим Светом. Вступим на его путь истины. И сделаем его постоянно читаемой молитвой. Да, его называют Словом Аллаха. Исходя от Всевышнего и являясь Истиной, Коран говорит правду, показывает действительность и распространяет лучезарную Божественную мудрость!..”

اَللّٰهُمَّ نَوِّرْ قُلُوبَنَا بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ اَللّٰهُمَّ اَغْنِنَا بِالْاِفْتِقَارِ اِلَيْكَ وَ لَا تُفْقِرْنَا بِالْاِسْتِغْنَاءِ عَنْكَ تَبَرَّاْنَا اِلَيْكَ مِنْ حَوْلِنَا وَ قُوَّتِنَا وَ الْتَجَئْنَا اِلٰى حَوْلِكَ وَ قُوَّتِكَ فَاجْعَلْنَا مِنَ الْمُتَوَكِّلٖينَ عَلَيْكَ وَ لَاتَكِلْنَا اِلٰى اَنْفُسِنَا وَاحْفَظْنَا بِحِفْظِكَ وَارْحَمْنَا وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ وَ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ وَ نَبِيِّكَ وَ صَفِيِّكَ وَ خَلٖيلِكَ وَ جَمَالِ مُلْكِكَ وَ مَلٖيكِ صُنْعِكَ وَ عَيْنِ عِنَايَتِكَ وَ شَمْسِ هِدَايَتِكَ وَ لِسَانِ حُجَّتِكَ وَ مِثَالِ رَحْمَتِكَ وَ نُورِ خَلْقِكَ وَ شَرَفِ مَوْجُودَاتِكَ وَ سِرَاجِ وَحْدَتِكَ فٖى كَثْرَةِ مَخْلُوقَاتِكَ وَ كَاشِفِ طِلْسِمِ كَائِنَاتِكَ وَ دَلَّالِ سَلْطَنَةِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ مُبَلِّغِ مَرْضِيَّاتِكَ وَ مُعَرِّفِ كُنُوزِ اَسْمَائِكَ وَ مُعَلِّمِ عِبَادِكَ وَ تَرْجُمَانِ اٰيَاتِكَ وَمِرْاٰتِ جَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ مَدَارِ شُهُودِكَ وَ اِشْهَادِكَ وَ حَبٖيبِكَ وَ رَسُولِكَ الَّذٖى اَرْسَلْتَهُ رَحْمَةً لِلْعَالَمٖينَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ عَلٰى اِخْوَانِهٖ مِنَ النَّبِيّٖينَ وَ الْمُرْسَلٖينَ وَ عَلٰى مَلٰئِكَتِكَ الْمُقَرَّبٖينَ وَ عَلٰى عِبَادِكَ الصَّالِحٖينَ اٰمٖينَ

* * *