Седьмая Тема

Плод одной пятницы в тюрьме города Денизли.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”

 وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ ۞ مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۞ فَانْظُرْ اِلٰٓى اٰثَارِ رَحْمَتِ اللّٰهِ كَيْفَ يُحْيِى الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا اِنَّ ذٰلِكَ لَمُحْيِى الْمَوْتٰى وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

“…Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее…”; “Сотворить вас и воскресить вас для Него так же (легко), как сотворить одного человека…”; “Посмотри на следы милости Аллаха, на то, как Он оживляет землю после её смерти. Воистину, Он способен оживить мёртвых и способен на всякую вещь”. (Коран, 16:77; 31:28; 30:50)

Однажды урок, который в предыдущей Шестой Теме языками школьных наук я дал учащимся лицея, попросившим меня дать познать им Создателя, прочли заключённые, которые могли общаться со мной в Денизлинской тюрьме. Они полностью убедились в вере, и поэтому, ощутив некую тягу к Иному миру (Ахирату), они попросили меня: “Дай нам хорошенько узнать и об Ином мире, дабы наши страсти (нафс) и дьяволы времени не сбили нас с пути и вновь не усадили в подобные тюрьмы.” И по просьбе учеников “Рисале-и Нур”, заключенных в Денизлинской тюрьме и упомянутых читателей Шестой Темы возникла потребность вкратце изложить и столп веры, касающийся Иного мира. Я отвечу посредством краткого изложения из “Рисале-и Нур”:

Подобно тому, как в Шестой Теме мы спрашивали про нашего Создателя у Земли и Небес, и они ясно как солнце дали познать нам нашего Творца через различные науки; так же мы спросим про наш Иной мир сначала у нашего Создателя, о Котором мы узнали, затем у нашего Пророка, потом у нашего Корана, затем у других Пророков и святых книг, потом у ангелов, и после этого – у Вселенной.

Итак, в первую очередь узнаем про Иной мир от Аллаха. И Он через всех Своих посланников и через все указания, которые Он ниспосылал, и посредством всех Своих Имён и качеств сообщает: “Да, Иной мир существует, и Я вас направляю туда”. Десятое Слово с помощью двенадцати блестящих и  твёрдых  истин обосновало и разъяснило ответы некоторой части Божественных Имён, относительно Иного мира. Здесь же, считая достаточным то разъяснение, вкратце отметим некоторые его моменты.

Да, поскольку нет ни единой власти, у которой бы повинующимся ей не было награды, а восстающим против неё – наказания, то, несомненно, у Вечной Божественной Власти уровня абсолютного (вселенского) правления для тех, кто благодаря вере отнёс себя к ней и с покорностью подчинился её указаниям, в форме, достойной этой Милости и Красоты, этого Могущества и Величия, будет награда, а для тех, кто неверием и неповиновением отверг эту Могущественную Власть – наказание, чему соответствуют такие Божественные Имена, как Рабб-уль-áлямин (Господь всех миров) и Султáн-уд-дейян (Властелин, воздающий по заслугам).

И поскольку на поверхности Земли мы ясно как солнце, как день, своими глазами видим некую всеобщую Милость и некое всеобъемлющее Милосердие и Благоволение… Например, эта Милость каждой весной, как райских красавиц нарядив и разукрасив все деревья и плодовые растения, одаривает их разнообразными плодами, протягивает их нам: “Пожалуйста, берите, кушайте”. Также эта Милость посредством одного ядовитого насекомого питает нас целебным, сладким мёдом и посредством некой безрукой гусеницы одевает нас в самый мягкий шёлк, а в горстке крошечных семян и косточек сохраняет для нас тысячи пудов продовольствия и в качестве запасной провизии помещает в этих крошечных хранилищах. И, конечно же, не может быть никаких сомнений в том, что эта Милость, это Милосердие не уничтожит в такой степени заботливо питаемых ею этих милых верующих людей, благодарных этой Милости и преклоняющихся перед Ней, но, чтобы удостоить ещё большей милости, освободит их от прижизненной службы. Так отвечают на наш вопрос такие Божественные Имена, как Рахи́м (Милосердный) и Кери́м (Щедрый, Милостивый), свидетельствуя: “Рай – это истина”.

И поскольку мы своими глазами видим, что во всех созданиях и на поверхности Земли работает такая рука Мудрости, и вся деятельность происходит по таким меркам справедливости, что человеческий разум не в силах помыслить сверх них… Например, некая Извечная Мудрость среди смыслов, которыми одарены тысячи инструментов организма человека, лишь только в памяти, занимающей размеры маленького зёрнышка, записывает весь жизненный путь и многочисленные события, коснувшиеся его, обратив её в некую библиотеку и предоставив каждому человеку в качестве некоего маленького свидетельства книги деяний, которая будет раскрыта в День Великого Суда для оценки человека, вложив эту память в тайники мозга, чтобы всегда напоминать человеку о его деяниях. И некая Вечная Справедливость в чрезвычайно точных мерах разместила во всех созданиях их органы и части; и сотворила прекрасным творением без расточительности, в соразмерности, равновесии, гармонии и красоте все создания от микроба до носорога, от мухи до огромной птицы симург, от одного цветочного растения до цветка весны, раскрывающей миллиарды, триллионы цветов; и в полной мере предоставила права на жизнь каждому живому существу; и хорошим поступкам воздаёт благие результаты, а дурным – плохие; и начиная со времён Адама весьма сильно даёт знать о себе через наказания, обрушиваемые на непокорные и жестокие народы. И, конечно же, без всякого сомнения, – как солнца не бывает без дня – эта Извечная Мудрость, эта Вечная Справедливость не останутся без Иного мира и они ни в коем случае не допустят ужасную безрезультатную несправедливость и бессмысленность, когда со смертью и самые жестокие угнетатели, и самые жестоко угнетённые уходят в равной степени одинаково. Таким образом твёрдо отвечают на наш вопрос такие Божественные Имена, как Хаки́м (Мудрый) и Хакям (Судия), Адль (обладатель абсолютной справедливостью) и Áдиль (Совершающий справедливость).

И поскольку со стороны некой весьма милостивой, всеслышащей и милосердной неведомой руки удовлетворяются все естественные потребности всех живых созданий (которые они не в силах удовлетворить самостоятельно и находящиеся за пределами их возможностей), когда они просят языками своих естественных способностей и крайней необходимости (что является их своеобразной молитвой); и то что у молящихся людей, и особенно, у людей избранных и пророков, в шести-семи случаях из десяти сверхъестественно исполняются молитвы и просьбы, твёрдо становится ясным, что за завесой существует один Сами’ (Всеслышащий) и Муджи́б (Исполняющий просьбы), Который слышит и принимает стенания всякого страдающего и молитвы каждого нуждающегося, Который удовлетворяет самую маленькую потребность самого маленького живого создания и слышит его самый тихий стон, жалеет его, помощью отвечает ему, радует его. А потому, конечно и непременно и без всяких сомнений, Пророк Мухаммад (Мир Ему и Благо), который вобрал в себя самые важные и всеобщие молитвы рода человеческого – самого важного из всех родов созданий – касающиеся мира вечности и затрагивающие всё сущее и все Божественные Имена и Качества; и который, завершив цепочку всех пророков, являющихся солнцами, звёздами, предводителями рода человеческого, заставляет их говорить на свою молитву “Амин! Амин! (Да будет так)”; и которому ежедневно каждый благочестивый человек из Его уммы по крайней мере несколько раз читает благопожелания (салават), тем самым прося исполнения Его молитвы; и даже все создания, присоединившись к этой Его молитве, говорят: “Да, о Господи наш! Даруй просимое им, и мы просим того же!”… При всех этих неопровержимых обстоятельствах одна лишь молитва Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо) относительно Мира Вечности и вечного блаженства – из бесконечного множества оснований для бытия Дня Воскресения (Хашира) – является достаточным основанием для бытия Рая и сотворения Иного мира (Ахирата), которое для Божественного могущества так же просто, как сотворение весны. Таким образом отвечают на наш вопрос такие Божественные Имена, как Муджи́б (Исполняющий просьбы), Сами’ (Всеслышащий) и Рахи́м (Милостивый, Милосердный).

И поскольку – как день очевидно указывает на солнце – так и на поверхности Земли в смене времён года, во всеобщей смерти и оживлении созданий, за завесой проявляется один Распорядитель, Который с полным порядком сотворяет огромный Земной шар так же просто и гармонично, как некий сад и даже как одно дерево, и величественную весну – так же легко и равномерно украшено, как один цветок; и на странице Земли сотворяет различные виды растений и животных, представляющие собой триста тысяч книг, показывающих триста тысяч образцов и подобий Дня Великого Воскресения… И это перо Могущества, которое творит их одновременно и внутри друг друга, не ошибаясь и не путая, несмотря на их пестроту, и не смешивая, несмотря на их схожесть, безошибочно, безупречно, слаженно и многозначительно работает в этой своей грандиозности с бесконечной милостью и мудростью. И поскольку огромную Вселенную Он подчинил человеку, и, словно его дом, украсил и снабдил её всем необходимым; и поскольку, сделав человека Халифом (наместником) Земли, Он вверил ему Великий Завет (эманет-и кюбра), который не осмелились взять горы, небо и земля; и поскольку Он удостоил его в некоторой степени главенствующим положением над остальными живыми созданиями; и поскольку, удостоив его Своим Божественным обращением и речью, даровал ему исключительное положение и во всех небесных Писаниях твёрдо обещает ему вечное блаженство и Мир Вечности, то, конечно и без всякого сомнения, Он откроет и сотворит для этих дорогих людей Мир Блаженства, который для Его могущества сотворить так же просто, как весну, и откроет День Воскресения. Так отвечают на наш вопрос при обращении к нашему Создателю такие Божественные Имена, как Мухйи´  (Оживляющий) и Муми́т (Умерщвляющий), Хайй (Живой) и Кайюм (Постоянный), Кaди́р (Всемогущий) и Али́м (Всезнающий).

Да, это Могущество в точности оживляет все деревья и корни трав и сотворяет триста тысяч растительных и животных образцов Дня Великого Воскресения, и если мысленно сопоставить тысячелетний период, который прошли последователи каждого из таких Пророков, как Мухаммад и Муса (мир им и благословение), то будет видно, что это Могущество за две тысячи вёсен(*) показало тысячу примеров и тысячу доказательств Дня Великого Воскресения. И сомнение в том, что такое Могущество сможет произвести материальное воскрешение (вместе с телами) говорит об абсолютной слепоте и глупости.

И поскольку сто двадцать четыре тысячи Пророков, являющихся самыми большими знаменитостями в роде человеческом, – основываясь на тысячах обещаний Всевышнего – единодушно объявляют о вечном блаженстве и Мире Вечности и своими чудесами доказывают свою верность; и поскольку множество праведников (аулия) подтверждают ту же истину с помощью своих духовных открытий (кашф) и вкусов (зэвк), конечно же, эта истина становится такой же явной, как солнце. Сомневающийся в ней будет глупцом.


Каждая прошедшая весна словно умерла, обрела свой конец света, а предстоящая весна представляет её день воскресения.

Да, суждения и мысли одного-двух человек относительно той науки и профессии, в которых они являются знатоками, превзойдут противоположные мнения тысяч человек, не имеющих данных специальностей, даже если они будут учеными и специалистами в других науках. Подобно этому, так и в каком-либо вопросе, например, в утверждении того, что при наступлении месяца Рамадан появился молодой месяц (хилал), или что “на Земле существует сад из кокосовых пальм, плоды которых подобны молочным консервам”, двое утверждающих одерживают верх над тысячей отрицающих и утверждающих обратное. Ибо утверждающий легко докажет своё утверждение, показав лишь один кокос или место его произрастания. Отрицающий же и утверждающий обратное сможет доказать своё утверждение, лишь обыскав всю Землю и показав, что их нигде нет. И подобно этому, сообщающий и утверждающий о бытии Рая и Мира блаженства докажет свою правоту, показав лишь один из их следов, одно из их знамений, одну из их теней, открыв и увидев их как в кино; тогда как отрицающий его и утверждающий обратное сможет взять верх лишь доказав своё отрицание, утверждение обратного, увидев и показав всю Вселенную и все времена от начала до конца. И вот исходя из этого важного секрета, отрицания, не относящиеся к частному случаю и касающиеся – как в случае с истинами веры (имана) – всего сущего (при условии, что они по сути своей не абсурдны), недоказуемы, что в виде аксиомы согласно приняли учёные-исследователи истины.

Таким образом, на основании этой бесспорной истины, противоположные взгляды тысяч философов не должны вызывать в подобных вопросах веры ни единого сомнения и тени его даже по отношению лишь к одному верному вестнику. И посудите сами, насколько глупо и безрассудно, несмотря на это, впасть в сомнение в основах веры (в которых едины сто двадцать четыре тысячи утверждающих знатоков и верных вестников и неисчислимое множество учёных-знатоков, находящих, знающих и утверждающих истину) из-за слов нескольких безбожных, ослепших философов, отдалившихся от духовного и разум которых снизошёл на глаза.

И поскольку мы своими глазами ясно видим и в нас самих, и вокруг нас некую всеобщую Милость, некую всеобъемлющую Мудрость и постоянную Заботу и видим результаты деятельности и проявления некоего грандиозного Божественного Правления (Рубубията), некой внимательной высокой Справедливости и могущественной, величественной Божественной Деятельности. Некая Мудрость наделила любое дерево таким количеством целей и польз, сколько имеется у него плодов и цветов; некая Милость одарила каждого человека таким количеством даров и благ, сколько есть у него инструментов, чувств и ощущений; некая могущественная и благодетельная Справедливость подвергает наказанию непокорные народы, такие как народы Нуха, Худа и Салиха (мир этим Пророкам), а также адиты, самудяне и народ Фараона; и охраняет права любого, самого маленького, живого создания…

И такой аят Корана, как:

 وَمِنْ اٰيَاتِهٖٓ اَنْ تَقُومَ السَّمَٓاءُ وَالْاَرْضُ بِاَمْرِهٖ ثُمَّ اِذَا دَعَاكُمْ دَعْوَةً مِنَ الْاَرْضِ اِذَٓا اَنْتُمْ تَخْرُجُونَ

“Среди Его знамений – то, что небо и земля держатся по Его воле. Потом Он позовет вас всего один раз, и вы выйдете из могил”. (Коран, 30:25)

с величественной лаконичностью говорит:

“Подобно тому, как покорные воины, спящие и бодрствующие в двух лагерях, по призыву командира берутся за оружие и приступают к выполнению своих задач по сигналу трубы; точно так же и великие Небеса и Земля, аналогичные этим двум лагерям и подвластные повелению, похожи на два покорных лагеря для воинов Извечного Властелина, и когда трубой Исрафила (мир ему) будут призваны усопшие, лежащие в этих лагерях, они тут же, облачившись в телесное одеяние, выйдут наружу.” Свидетельствуя об этом, то же самое каждой весной по сигналу ангела грома проявляют обитатели лагеря Земли. И господство Божественного правления, чьё безграничное величие видно на этом примере, конечно и непременно и без всяких сомнений, – как доказано в Десятом Слове – эта Милость и Мудрость, эта Забота и Справедливость и это Извечное Господство настоятельно требуют бытия Иного мира и Дня Воскресения (Хашира). И совершенно нет ни единой возможности, чтобы вследствие несотворения Иного мира и Дня Воскресения эта безгранично прекрасная Милость обратилась в безгранично скверную жестокость, и чтобы эта бесконечно совершенная Мудрость обернулась бесконечно порочной никчёмностью и бесполезной растратой, и чтобы эта очень милая Забота превратилась в весьма горькую измену, и чтобы эта очень взвешенная и беспристрастная Справедливость стала весьма жестокой несправедливостью, и чтобы это чрезвычайно величественное и могущественное Извечное Господство пало, и из-за неприхода Дня Воскресения утерялось все Его величие, и чтобы совершенство Его Божественного правления было запятнано бессилием и недостатком. Ни один разум не предположит это, в этом заключено сразу сто нелепостей, это невероятно, абсурдно и невозможно.

Ибо всякий обладатель разума поймёт, насколько будет безжалостно и жестоко – заботливо и нежно питая человека и наделив его чувством жажды вечного блаженства и Вечного Мира благодаря таким инструментам, как разум и сердце, – уничтожить его навечно; и в какой степени будет противоречить мудрости – умертвив его без воскрешения и безрезультатно совершенно бесполезно, бесплодно, бессмысленно извести все его инструменты и способности, содержащие в себе тысячи польз (хотя лишь его разум Он наделил сотнями мудростями и пользами); и насколько будет противоречить этому величию Господства и этому совершенному Правлению (Рубубияту) – абсурд! да простит Всевышний! – проявить бессилие и невежество, не исполнив Свои тысячи обетов и обещаний… Подобным образом поразмысли и о Божественной Заботе и Справедливости.

Таким образом, вышеизложенной истиной отвечают на наш вопрос, задаваемый нами  нашему Создателю относительно Иного мира, такие Его Имена, как Рахмáн (Милостивый), Хаки́м (Мудрый), Áдиль (Совершающий справедливость), Кери́м (Щедрый, Милостивый) и Хáким (Господствующий, Правитель), без всякого сомнения и ясно доказывая бытие Иного мира (Ахирата).

И поскольку мы своими глазами видим, что царствует такое всеобъемлющее и грандиозное сохранение, которое множество форм каждого живого создания и всякого события, и книгу его естественной функции, и его страницы деяний, относящиеся к освящению и возвеличиванию им языком своего состояния Божественных Имён, заполняет, записывает и сохраняет в мире Мисаль, в семенах и косточках этих творений, и в их памяти, являющейся маленьким подобием Ляух-и Махфуза, и особенно, в памяти человека, являющейся в его мозге некой очень большой и очень крошечной библиотекой, и в других материальных и духовных отображающих зеркалах. А затем, при наступлении поры, показывая нашим глазам все эти нематериальные письмена  в материальном виде, мощью миллионов подобий, доказательств и образцов каждая весна, являющаяся одним из цветков Могущества, миллиардом языков в своём великом соцветии объявляет на всю Вселенную одну из самых удивительных истин Дня Великого Воскресения, выраженную в аяте

 وَ اِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ

“Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)

И поскольку это так, то всё живое во главе с родом человеческим и все творения не созданы, чтобы пасть в небытие, уйти в ничто, сгинуть навечно; и живые создания, и в первую очередь человек, не сотворены, чтобы быть уничтоженными. Напротив, это очень твёрдо доказывает, что они сотворены, чтобы войти в вечность путём развития, в постоянство – через очищение, в вечное предназначение – используя свои способности.

Да, мы видим, как неисчислимое множество растений, погибающих осенью, представляющей собой их конец света, весной, являющейся их днём воскресения каждое дерево, каждый корень, каждое семя, каждая косточка, выражая аят

 وَ اِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ

“Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)

своим языком и своей той же функцией, что и в прошлых годах, трактуя один из его смыслов, одну из его граней, свидетельствуют об этом грандиозном сохранении  (Хафизияте). И во всём проявляя четыре великие истины, на которые указывается в аяте

 هُوَ الْاَوَّلُ وَالْاٰخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ

“Он – и Первый, и Последний, Явный и Сокровенный…” (Коран, 57:3)

они в наивысшей степени дают нам познать сохранение, а также просто и бесспорно, как приход весны, сообщают нам о Дне Воскресения (Хашире).

Да, проявление этих четырёх Имён (Ауваль – Первый, Первоначальный; Ахир – Последний, Завершающий; Зáхир – Явный, Внешний; Бáтын – Тайный, Внутренний) имеют место, начиная от чего-либо самого маленького до чего-либо самого большого. Например: некое семя, от которого берёт начало дерево, удостоившись Божественного Имени Ауваль اَ لْاَوَّلُпредставляет собой некую коробочку, содержащую в себе чрезвычайно совершенную программу этого дерева, а также безупречные инструменты и все необходимые условия для его образования, свидетельствуя о грандиозности сохранения (Хафизията).

Плод же этого дерева, удостоенный Божественного Имени Ахир وَالْاٰخِرُ со своими семенами является некой шкатулкой, таящей в себе перечень всех естественных функций, выполняемых этим деревом, список его деяний, и законы его второй (последующей) жизни; что в высшей степени свидетельствует о сохранении.

Материальная же форма этого дерева, удостоенная Имени Зáхир وَالظَّاهِرُ , являет собой такое соразмерное, искусное и нарядное платье, одеяние и будто некий многокрасочный наряд красавицы гурии, украшенный различными узорами, украшениями и блестящими монетами, что в этом Божественном сохранении (Хафизияте) очевидно показывает величие Могущества, совершенную Мудрость и великолепие Божественной Милости.

Внутренний же механизм этого дерева, отображающий  Божественное Имя Бáтын وَالْبَاطِنُ , является такой организованной, совершенной и чудотворной фабрикой, неким ткацким станком, некой химической лабораторией, а также неким равнораспределяющим котлом пищи, не оставляющим без питания ни единую ветвь, плод или листик, что он явно свидетельствует о совершенном Могуществе и Справедливости, о великолепии Милости и Мудрости в этом Божественном сохранении.

Подобно этому примеру, так и Земной шар в отношении времён года представляет собой некое дерево. Все семена и зёрна, вверенные осенью  Божественному сохранению (Хафизияту) благодаря проявлению Имени Ауваль, являются маленькими собраниями Божественных указов, касающихся образования древа Земли, надевшего одеяние весны и образовавшего миллиарды ветвей, плодов и цветов, а также перечнями законов, исходящих от предопределения, и крошечными страницами и книгой деяний, выполненных прошедшим летом, которые очевидно показывают, что один Хафи́з-и Зульджаляли-валь-Икрам (Могущественный и Милостивый Хранитель) действует с безграничным могуществом, справедливостью, мудростью и милостью.

Окончание же годичного древа Земли, второй осенью, отложив в мельчайшие и крошечные коробочки все функции, выполненные этим деревом, и все его естественные тасбихаты (восхваления), совершенные по отношению к Божественным Именам, и все его страницы деяний, которые могут раскрыться в день воскресения будущей весны, вручит их в руки Мудрости Хафи́з-и Зульджаляля (Могущественного Хранителя) и бесчисленным множеством языков выразит во Вселенной Божественное Имя Ахир. هُوَ الْاٰخِرُ .

Внешнее же проявление этого дерева (то есть поверхности Земли), раскрыв триста тысяч видов разнообразных цветов, показывающих триста тысяч подобий и знамений Дня Великого Воскресения, разостлав бесчисленное множество скатертей Милости и угощая живые создания, таким количеством языков упоминает, восхваляя  Создателя, Божественное Имя Зáхир هُوَ الظَّاهِرُ,  сколько имеется плодов, цветов, яств, и ясно проявляет истину этого аята

 وَ اِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ 

“Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)

Внутренность же этого величественного дерева является таким котлом и комбинатом, с большой точностью и порядком заставляющим работать неисчислимое множество слаженных механизмов и совершенных заводов, что из одного грамма производит тысячи килограммов продуктов питания, доставляя голодающим. И он работает так слаженно и точно, что ни на величину атома не оставляет возможности для вмешательства случайности. И, как некоторые ангелы, которые сотней тысяч языков освящают и возвеличивают Создателя, он в сотнях тысяч видах объявляя  внутренним  содержанием  Земли Божественное Имя Бáтын 

  هُوَ الْبَاطِنُ ,  свидетельствует о нём.

И подобно тому, как Земля является неким деревом с точки зрения её годичного периода, и среди этих четырёх Имён она обращает Божественное сохранение (Хафизият) в ключ к вратам Хашира (Дня Воскресения), точно так же и с точки зрения материальной и земной жизни она опять же является неким совершенным деревом, плоды которого направляются на рынок Иного мира. И для тех четырёх Имён Земля раскрывает такое место проявления, отображения и такой путь, ведущий в Иной мир, что наш разум недостаточен, чтобы охватить и объяснить его обширность. Скажем лишь столько:

Подобно тому, как у недельных часов их стрелки, исчисляющие секунды, минуты, часы и дни, сходны друг с другом и знаменуют друг друга. Тот, кто видит движение секундной стрелки, вынужден подтвердить и движение других стрелок. Точно так же и дни, исчисляющие секунды этого мира, являющегося некими великими часами Могущественного Творца Небес и Земли, и годы, исчисляющие их минуты, и века, показывающие часы, и эпохи, сообщающие о днях этих часов, сходны друг с другом и знаменуют друг друга. И подобно тому, как несомненно наступление утра после этой ночи, и весны – после этой зимы, так же несомненно и то, что после тёмной зимы этого бренного мира наступит некая вечная весна и некое вечное утро, о чём бесчисленным множеством знамений сообщает Божественное Имя Хафи́з вместе с Именами

 هُوَ الْاَوَّلُ وَالْاٰخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ

“Он – и Первый, и Последний, Явный и Сокровенный…” (Коран, 57:3)

Ауваль, Ахир, Зáхир, Бáтын, вышеизложенной истиной отвечая на наш вопрос о Дне Воскресения (Хашире), который мы задаём нашему Создателю.

И поскольку мы видим своими глазами и понимаем разумом, что человек является:

Самым конечным и содержательным плодом этого древа Вселенной;

И с точки зрения истины Мухаммада (Мир Ему и Благо) – его первейшим семенем;

И самым великим аятом Корана-Вселенной;

И его Аят-уль-Курси, содержащим в себе Великое Имя Аллаха (Исм-и Азам);

И самым дорогим гостем этого дворца Вселенной;

И самым активным его работником, которому позволено управлять другими обитателями этого дворца;

И самым неугомонным и ответственным смотрителем, вооружённым сотнями наук и тысячами ремёсел, назначенным смотреть за доходами и расходами, севом и обработкой в саду и на поле  района Земли города Вселенной;

И в краю Земли страны Вселенной неким инспектором, своего рода Наместником Земли под внимательным присмотром Властелина Вечности;

И Его неким управляющим, чьи значительные и незначительные поступки фиксируются;

И взявшим на себя обязательство соблюсти Великий Завет (эманет-и кюбра), вверенный ему Всевышним, который не осмелились взять на себя небо, земля и горы;

И перед которым раскрыты два необычных пути, на одном из которых он является самым несчастным среди всего живого, а на другом – самым счастливым;

И Его разносторонним рабом, на которого возложено весьма широкое поклонение;

И удостоившимся Великих Имён Властелина Вселенной и неким Его зеркалом, наиболее широко отображающим все Его Имена;

И самым понятливым избранным собеседником, к которому направлены Божественные Обращения и Речи;

И самым нуждающимся среди живых созданий Вселенной;

И несчастным созданием, имеющим помимо своей безграничной бедности и бессилия бесчисленные цели и желания и множество врагов и недоброго, причиняющего ему боль;

И самым богатым по способностям;

И самым несчастным в отношении удовольствий жизни, чьи удовольствия смешаны с горькими страданиями;

И самым жаждущим и нуждающимся в вечности и самым достойным и заслуживающим её, и бесчисленными молитвами просящим и молящим о вечности и вечном блаженстве, и даже если ему будут даны все земные услады, они не утолят его желания вечности;

И чрезвычайно удивительным чудом Божественного Могущества и дивом творения, которое в степени преклонения любит Того, Кто одаривает его благами, которое даёт полюбить себя и становится любимым Им, и все человеческие инструменты которого, охватившие всю Вселенную, свидетельствуют о том, что он (человек) сотворён, чтобы отправиться в вечность…

И эти люди, которые такими двадцатью многогранными истинами связаны с Божественным Именем Хак (Абсолютно Справедливый), и деяния которых непрерывно фиксируются благодаря Имени Хафи́з (Сохраняющий, Хранитель) Хафи́з-и Зульджаляля (Могущественного Хранителя), Который удовлетворяет самую маленькую нужду самого крошечного создания, слышит его просьбу и помощью отвечает ему; и деяния которых, затрагивающие Вселенную, благодаря этому Имени записываются ангелами Кирамен Катибин (благородными писцами), и  эти люди, которые более всего удостоены внимания этого Имени… конечно и непременно и без всяких сомнений, по велению этих двадцати истин, встретят День Воскресения; и согласно Божественному Имени Хак (Абсолютно Справедливый) за своё земное служение получат награду и за свою вину понесут наказание; и благодаря Имени Хафи́з (Хранитель, Сохраняющий) за каждый свой значительный или незначительный поступок, который зафиксирован, они будут держать ответ; и в Мире Вечности откроются двери Дворца вечного блаженства и Узилища вечных мук. И этот распорядитель, который в этом мире распоряжается многими созданиями, вмешивается и порою вносит беспорядок, войдя в землю, не укроется, не понеся ответ за каждый свой поступок и не пробудившись.

Иначе, слыша писк комара и дав ему права на жизнь, фактически ответить ему, и при этом не слышать подобные грому воззвания многочисленных прав человека на Вечность, которые произносятся языками вышеупомянутых двадцати истин и раздаются на земле и в небесах; и нарушить это множество прав; и вопреки Мудрости, которая, по свидетельству гармонии в крылышке мухи, ничего не тратит зря ни на величину крылышка мухи, совершенно впустую извести все эти склонности и способности человека и простёртые к Вечности его стремления и желания, от которых исходят те истины, и очень многие связи и реалии Вселенной, развивающие эти склонности и усиливающие желания, – это станет такой несправедливостью и невозможной скверной жестокостью, что всё сущее, свидетельствующее о таких Божественных Именах, как Хак (Абсолютно Справедливый), Хафи́з (Сохраняющий), Хаки́м (Мудрый), Джами́ль (Прекрасный) и Рахи́м (Милосердный), отвергнет это, свидетельствуя о совершенной нелепости и в тысячах отношениях невозможности такой вероятности. Таким образом, такие Имена, как Хак, Хафи́з, Хаки́м, Джами́ль, Рахи́м, отвечая на наш вопрос о Дне Воскресения (Хашире), который мы задаём нашему Создателю, говорят: “Подобно тому, как мы истинны и реальны и как очевидна реальность всего сущего, свидетельствующего о нас, так и День Воскресения (Хашир) истинен и неизбежен.”

И поскольку… Я ещё хотел написать, но из-за очевидности этого вопроса  остановился на  этом месте.

Таким образом, по аналогии с пунктами, имеющимися в вышеприведенных примерах и обоснованиях, подобно тому, как каждое из сотни, и даже тысячи Имён Всевышнего, которое касается мира созданий, своими отображениями и проявлениями очевидно свидетельствует о Том, Кто обладает им; точно так же они показывают и День Воскресения и Иной мир, твёрдо свидетельствуя о них.

И подобно тому, как на наш вопрос, который мы задаём нашему Создателю, Он всеми Своими указаниями и всеми Своими книгами, ниспосланными Им, и большинством Своих Имён, которыми Он обладает, даёт нам святой и твёрдый ответ; точно так же, но уже в некой иной форме Он через Своих ангелов и их языком отвечает нам так:

“У вас, начиная со времён Адама, в степени сотен достоверных сообщений имеются случаи ваших встреч и с духами, и с нами, и существует множество знамений и доказательств, свидетельствующих о существовании нас и духов и о нашем поклонении. И при встрече с вашими предводителями мы, вторя друг другу, говорили и всегда говорим, что мы странствуем по салонам Иного мира и бываем в отдельных его местах. Конечно, эти вечные и совершенные салоны, по которым мы странствуем, и дворцы и палаты, приготовленные и украшенные за этими салонами, без всякого у нас сомнения, ждут для поселения очень важных гостей. Мы твёрдо сообщаем вам,” – так отвечают нам ангелы на наш вопрос.

И поскольку наш Создатель назначил нам в качестве самого великого учителя и самого совершенного педагога и самого верного предводителя, который не сходит и не сводит с прямого пути, – Аравийца Мухаммада (Мир Ему и Благо) – и направил нам его в качестве самого последнего посланника. То и нам, чтобы подняться и вырасти с уровня научной достоверности наших знаний до уровня их зрительной и абсолютной несомненности, вопрос, который мы задаём нашему Создателю, прежде всего, нужно задать этому нашему Учителю. Ибо он своими тысячей чудес, каждое из которых является знамением подтверждения Его со стороны нашего Творца, Сам будучи одним из чудес Корана доказывает, что Коран является Истиной и Божественным Словом; так же и Коран своими сорока различными чудесами, являясь одним из чудес этой Личности, доказывает, что Он верен и является  посланником Аллаха. Таким образом, они сообща, вдвоём, один из них – язык видимого мира (увещевая в течение всей своей жизни и будучи подтверждённым всеми пророками и праведниками), другой – язык сокровенного мира (алем-и гайб) (с подтверждениями всех небесных Писаний и истин Вселенной), своими тысячами знамений утверждают и доказывают истину Дня Великого Воскресения, который, конечно, так же очевиден, как солнце и день.

Да, такой самый необычный и самый грандиозный вопрос, который стоит за пределами понимания разума, как День Воскресения, решится и станет понятным лишь только с помощью уроков таких чудесных двух учителей.

Причина же того, почему пророки прежних времён не дали своим последователям такого разъяснения, как в Коране, заключается в том, что те времена являлись младенческим и кочевым периодом жизни человечества, а в начальном обучении разъяснений бывает немного.

Вывод. Поскольку большинство Божественных Имён требуют бытия Иного мира, то, конечно, все доказательства, свидетельствующие об этих Именах, с одной стороны свидетельствуют и о том, что Иной мир станет реальностью.

И поскольку ангелы сообщают о том, что они видели места Иного мира и мира Вечности, то, несомненно, доказательства, свидетельствующие о существовании и поклонении ангелов и духов, косвенно свидетельствуют и о бытии Иного мира. И поскольку во всей жизни Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо) неизменным Его утверждением и основным положением после единственности Творца являлся Иной мир, то, конечно, все Его чудеса и доказательства, свидетельствующие о Его пророческой миссии и верности, с одной стороны, косвенно, свидетельствуют о том, что Иной мир станет реальностью и наступит.

И поскольку четверть Корана посвящена Дню Воскресения и Иному миру, и тысячей из множества своих аятов он стремится доказать их и сообщает о них, то, несомненно, все его доводы, аргументы и доказательства, свидетельствующие и указывающие на его справедливость, косвенно указывают и свидетельствуют и о бытии, реализации и открытии Иного мира.

Итак, посмотри и осознай, насколько сильным и твёрдым является этот столп имана (веры)!..

* * *