Девятнадцатое Слово

О пророческой миссии Мухаммада

(Мир Ему и Благо)

وَ مَا مَدَحْتُ مُحَمَّدًا بِمَقَالَتٖى § وَ لٰكِنْ مَدَحْتُ مَقَالَتٖى بِمُحَمَّدٍ

“Я не превозношу своими словами Мухаммада, но посредством Мухаммада (Мир Ему и Благо) превозношу свои слова.”

Да, это слово прекрасно. Но таким его делают прекраснейшие качества Мухаммада (Мир Ему и Благо).

ПЕРВАЯ из “Четырнадцати капель”, входящих в Четырнадцатое Сияние.

Имеются три великих, больших доказательства, которые знакомят нас с нашим Творцом.

Первое – это Книга Вселенной, частичку свидетельства которой мы услышали из тринадцати Сияний и из Тринадцатого Урока книг “Рисале-и Нур”, написанных на арабском языке.

Второе – это Печать Пророков – Мухаммад (Мир Ему и Благо) – великое чудо этой книги.

Третье – это Великий Коран.

Сейчас нам нужно познакомиться и послушать второе, “говорящее” доказательство, которым является Печать Пророков (Мир Ему и Благо).

Да, посмотри на эту духовную личность: вся земля для него – как мечеть, Мекка – ниша (михраб) в этой мечети, а Медина – кафедра (минбар), с которой он произносит свою проповедь. Это яркое доказательство – наш Пророк Мухаммад (Мир Ему и Благо) – имам всех верующих, проповедник всего человечества, предводитель всех пророков, господин всех праведников и глава в кругу восхваляющих и прославляющих Творца, состоящем из пророков и святых людей. Он представляет собой такое светлое дерево (живыми корнями которого являются все пророки, а его свежими плодами – все праведники), что все пророки, опирающиеся на свои чудеса, и все праведники, опирающиеся на свои караматы, подтверждая, ставят свои подписи под каждым его словом.

Ибо он, говоря:  لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ  “Нет Бога, кроме Аллаха”, утверждает это. Все эти светлые люди, восхваляющие Творца, стоящие в ряд слева и справа от него, то есть в прошлом и будущем, повторяя эти же слова, единогласно говорят: “Ты прав и говоришь истину”. Какое же сомнение смеет вмешаться в эту истину, скрепленную таким бесчисленным множеством подписей!

ВТОРАЯ КАПЛЯ

Подобно тому, как это светлое доказательство единобожия подтверждается единогласием и достоверными преданиями прошлого и будущего, так же его подкрепляют и подтверждают сотни указаний таких небесных книг, как Тора и Евангелие (Примечание), и огромное количество необыкновенных случаев и явлений, произошедших до его пророческой миссии и являвшихся предзнаменованием его пророчества, и известные предсказания джиннов, и достоверные сообщения прорицателей, и доказательства тысяч таких его чудес, как раскалывание месяца, и справедливость его Законов, а также его совершенная, высокая нравственность, бесстрашное мужество и полная уверенность при выполнении своей миссии, а также необыкновенная богобоязненность и поклонение, необыкновенная серьёзность и непоколебимость, показывающие силу его веры, его высокую убеждённость и уверенность – ясно, как божий день показывают его правдивость и преданность своей миссии…

ТРЕТЬЯ КАПЛЯ

При желании давай отправимся в Век Счастья на Аравийский полуостров. Хотя бы мысленно, навестим и увидим его при выполнении им своей миссии. Итак, смотри: мы видим Человека, отличающегося внешней и внутренней красотой, в его руках – чудотворная Книга, из его уст звучат слова Истины. Всему роду человеческому, и даже всем джиннам, людям и ангелам, и даже всему сущему он читает Извечную Проповедь. Раскрывая и разъясняя удивительную загадку сотворения вселенной и сложные тайны этого мира, он даёт убедительный, удовлетворяющий ответ на три величайших вопроса, задаваемых всему сущему и над которыми в недоумении бьются умы: “Кто ты? Откуда пришёл (в этот мир)? Куда ты идёшь?”


Примечание: Хусейн Джисри в своей книге “Рисале-и Хамидия” выявил в этих книгах сто четырнадцать указаний на Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо). Если после их искажений он нашёл столько указаний, то, несомненно, ранее в них содержалось ещё больше ясных разъяснений о нём.

ЧЕТВЁРТАЯ КАПЛЯ

Смотри! Он распространяет такой свет Истины, что если посмотришь на вселенную взглядом, отличающимся от его светлых, истинных наставлений, ты увидишь этот мир в виде места всеобщего траура, где все создания будут чужими и даже врагами друг другу, неживые творения предстанут в виде страшных безжизненных тел, а все живые существа – в виде сирот, плачущих от ударов гибели и разлук.

А теперь смотри: благодаря распространяемому им свету это место всеобщего траура превратилось в некий храм, в котором восторженно восхваляют Творца. Те создания, казавшиеся друг другу врагами, стали друзьями и братьями. А те безмолвные, безжизненные творения превратились в приветливых и покорных служащих. Те плачущие и жалующиеся одинокие сироты предстали в виде созданий, восхваляющих своего Творца или благодарящих Его за окончание службы…

ПЯТАЯ КАПЛЯ

Благодаря этому свету, происходящие во вселенной движения, многообразие, перемены и преобразования, избавившись от бессмысленности, напрасности и перестав быть игрой случайности, возвысились на уровень Божественных писем, страниц знамений сотворения, зеркал Божественных Имён, а весь мир возвысился на уровень Книги Божественной Мудрости.

Безграничное бессилие и слабость, бедность и потребности человека, опускающие его ниже всех животных, а также его разум, являющийся причиной переживаний, страданий и горя и делающий его несчастней всех живых созданий, осветившись этим светом, возвысят человека над всеми живыми созданиями, над всем сущим. Благодаря этой осветившейся слабости, бедности и разуму и посредством мольбы и молитвы (к Творцу) он станет любимым правителем, халифом земли.

Стало быть, если бы не было этого света, то вселенная, человек и даже всё сущее потеряло бы смысл. Да, несомненно, что в такой прекрасной вселенной необходимо существование такой личности. Иначе не должно было бы быть ни вселенной, ни всего сущего…

ШЕСТАЯ КАПЛЯ

Итак, этот Человек сообщает радостную весть о вечном блаженстве, объявляет о безграничной Милости, созерцает и сообщает о Красоте Божественного Правления, открывает и показывает сокровищницы Божественных Имён. И поэтому, если взглянуть на него с одной стороны – то есть с точки зрения его поклонения, – увидишь его образцом любви, олицетворением милости, гордостью рода человеческого и самым светлым плодом древа творения.

Если же взглянешь с другой стороны – то есть с точки зрения его пророческой миссии, – то увидишь его как доказательство Творца, как светильник Истины, как солнце, показывающее Истинный путь, как средство достижения счастья.

Итак, смотри, как его свет, подобно ослепительной молнии, охватил восток и запад, и пол-Земли, а пятая часть человечества, приняв в дар принесённую им Истину, бережёт её как зеницу ока… Что же мешает нашему нафсу и сатане, сидящему в каждом из нас, принять вместе со всеми степенями эту истину: لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ  “Нет Бога, кроме Аллаха”, являющуюся основой всей миссии этого человека?

СЕДЬМАЯ КАПЛЯ

Смотри, как быстро на этом обширном полуострове он искоренил и устранил дикие и скверные обычаи и нравы различных племён, которые были упрямы, дики и фанатично привязаны к своим старым обычаям, а вместо них установив прекрасные нравы, он сделал их учителями и наставниками для всего мира, для цивилизованных народов.

Ведь это не просто внешнее насилие, напротив, он покоряет и завоёвывает умы, души, сердца, одерживая верх над низменными чувствами. Он стал любимцем сердец, учителем умов, воспитателем чувств (нафса), правителем душ…

ВОСЬМАЯ КАПЛЯ

Тебе известно, что такую небольшую привычку, как курение, имеющуюся в маленьком племени, с трудом может полностью искоренить лишь большой правитель, приложив большие усилия. Между тем, посмотри: этот Человек внешне незначительной силой и небольшими усилиями за короткое время искоренив великие и многочисленные обычаи, притом у больших, упрямых и фанатичных племён, так прочно устанавливает вместо них настолько высокие нравы, словно они входят в их плоть и кровь. И совершает ещё множество подобных этому удивительных дел.

Таким образом, тем, кто не видел этого Века Счастья, мы показываем Аравийский полуостров: пусть они возьмут с собой сотни философов и пойдут туда, пусть проработают сто лет. Интересно, смогут ли они сделать сотую часть того, что он сделал за один год в тех трудных условиях?

ДЕВЯТАЯ КАПЛЯ

Тебе известно, что какой-нибудь простой человек с незначительными достоинствами, находясь в маленькой общине и говоря о небольшом спорном вопросе, не сможет безбоязненно, без стеснения высказать перед своими врагами свою маленькую, но постыдную ложь, не проявляя при этом волнения и беспокойства и не давая этим почувствовать свой обман.

А теперь смотри на этого Человека (Мир Ему и Благо): разве может быть противоречие в словах этого величайшего Человека высказанных в разрешении важных вопросов, исполняющего величайшую миссию и обладающего величайшим достоинством, при выполнении великой миссии, нуждаясь в большой уверенности, среди большой общины, перед сильными врагами совершенно свободно, безбоязненно, не колеблясь, без стеснения и суеты, с искренним прямодушием и большой серьёзностью, твёрдо и возвышенно, задевая этим своих врагов? Разве может вмешаться сюда хоть какой-нибудь обман? Нет, этого никак не может быть!

اِنْ هُوَ اِلَّا وَحْىٌ يُوحٰى  ”Это – только откровение, которое ниспосылается” (Коран, 53:4). Да, истина не обманет, и знающий истину не обманется. Его путь, являющийся истиной, не нуждается в обмане. Сможет ли иллюзия показаться истиной и обмануть человека, который знает истину?

ДЕСЯТАЯ КАПЛЯ

Итак, смотри, какие интересные и какие необходимые великие истины показывает и доказывает этот человек.

Ты знаешь, что человека в действие больше всего приводит любопытство. К тому же, если тебе предложат: «Если ты отдашь полжизни и пол-имущества, то некто прилетит с Луны или Юпитера и сообщит тебе о том, что там происходит. А также достоверно сообщит о твоём будущем и твоей судьбе», – если у тебя есть интерес, то ты отдашь их. Между тем, этот человек приносит вести от Такого Правителя, в царстве Которого Луна, словно маленькая муха, летает вокруг мотылька. А мотылёк, которым является наша Земля, кружится вокруг лампы. А лампа – наше Солнце – это лишь одна из тысяч ламп, освещающая всего лишь одну из многих гостиниц Этого Правителя.

Также Он (Мир Ему и Благо) правдиво говорит о таком удивительном мире и сообщает о таком преобразовании, что если тысячи таких планет, как Земля, станут бомбами и взорвутся, это будет не так удивительно. Прислушайся к таким сурам, исходящим с его языка:

اِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ ۞ اِذَا السَّمَٓاءُ انْفَطَرَتْ ۞ اَلْقَارِعَةُ

“Когда солнце будет скручено” (Коран, 81:1). ● “Когда небо раскололось” (Коран, 82:1). ● “Поражающее!” (Коран, 101:1)

К тому же, он верно сообщает о таком будущем, что мирское будущее по сравнению с ним подобно частичке миража. А ещё говорит о таком счастье, что всё мирское счастье, по сравнению с ним, подобно мгновенной вспышке молнии перед вечным сиянием солнца…

ОДИННАДЦАТАЯ КАПЛЯ

Конечно и непременно, за внешней завесой этой загадочной вселенной нас ждут удивительные события и явления. И чтобы сообщить о них, необходим такой необыкновенный, исключительный человек, показывающий чудеса. К тому же, по ходу деятельности этого человека очевидно, что он видел, и видит, и говорит о том, что видел…

Он твёрдо даёт нам урок о том, “чего желает от нас Творец небес и земли, одаривший нас всевозможными благами, и как удостоиться Его довольства”.

И несмотря на то, что необходимо отложив всё, спешить и слушать этого Человека, который учит ещё очень многим, подобным этим, интересным и необходимым истинам, что же случилось с большинством людей: которые стали глухими, слепыми и даже безумными, что не видят и не слышат эту Истину, не понимают её!

ДВЕНАДЦАТАЯ КАПЛЯ

Итак, подобно тому, как этот человек по справедливости является говорящим, верным доказательством единственности Создателя всего сущего, так и является твёрдым, блестящим доказательством Дня Великого Воскресения и вечного блаженства.

Несомненно, подобно тому, как этот Человек показанным им путём Истины является причиной образования и средством достижения вечного счастья, так же своей просьбой и молитвой он является причиной существования и сотворения этого вечного блаженства. Поскольку мы затронули этот вопрос, то вновь раскроем эту истину, которая упоминалась в теме о Великом Воскресении.

Итак, смотри: этот человек возносит мольбу в таком великом поклонении, словно этот полуостров, и даже вся Земля, посредством его великой молитвы молится и взывает к Творцу.

Смотри, он просит в такой великой общине, словно все совершенные светлые люди из рода человеческого, начиная со времён Адама и до нашего века, даже до Конца света, следуя и повинуясь ему, желают принятия его мольбы. И смотри: он обращается к Творцу с такой всеобщей потребностью, что не только жители земли, но и обитатели небес и всё сущее, участвуя в его мольбе, просят у Творца: “Да, о наш Создатель! Дай то, что он просит, и мы тоже этого хотим”.

И он взывает ко Всевышнему с такой нуждой и жалостью, с такой любовью, желанием и покорностью, что заставляет всё сущее плакать и присоединиться к своей мольбе.

Смотри: он молится ради такой цели, что, выводя человека, весь мир и даже все создания из нижайшей степени, избавляя их от падения, ничтожности и бесполезности, поднимает их на высочайшую степень, то есть даёт обрести им ценность, вечность и высокие обязанности.

Смотри: он взывает о помощи и милости с такой возвышенной и приятной мольбой, что, словно давая услышать её всему сущему, небесам и Великому Престолу, приводя их в волнение, заставляет сказать их: “Да будет так, о Аллах, прими его молитву”.

Смотри: он просит исполнения своих желаний у Такого Всеслышащего, Щедрого и Могущественного, у Такого Всевидящего, Милостивого и Всезнающего, Который, как мы видим своими глазами, видит и слышит даже самую тайную просьбу, потребность самого скрытного живого создания, принимает её, оказывает милосердие. Ведь Он даёт то, что просят, – даже если просят языком состояния. И даёт так мудро, предусмотрительно, милосердно, что не остаётся сомнения в том, что эта забота и управление присущи только Такому Всеслышащему, Всевидящему и Такому Щедрому, Милостивому Творцу.

ТРИНАДЦАТАЯ КАПЛЯ

Интересно, чего же просит этот Человек, являющийся достоинством всего человечества, единственным и бесподобным на все времена существования вселенной и по праву являющийся Гордостью мира, который, ведя за собой всех лучших представителей рода человеческого, стоя на земле, взывает, подняв руки, к Божественному Трону? Прислушайся: он просит вечное блаженство. Просит вечность. Просит встречи. Просит Рай. И просит вместе со всеми Святыми Божественными Именами, проявляющими свои законы и красоту в зеркалах созданий.

И даже если бы не было Милости, Заботы, Мудрости, Справедливости и других подобных бесчисленных причин, делающих необходимым исполнение этих просьб, то лишь одна просьба этого Человека была бы достаточной причиной сотворения Рая, создание которого для Божественного Могущества так же легко, как сотворение весны.

Подобно тому, как его пророческая миссия стала причиной создания этого мира – арены испытаний, так и его поклонение и служение Творцу является причиной сотворения Иного мира.

Разве может эта явная превосходная гармония, это безупречное прекрасное искусство и бесподобная красота Правления, объятые Божественной Милостью, которые побуждают разумных людей и изыскателей истины говорить: لَيْسَ فِى الْاِمْكَانِ اَبْدَعُ مِمَّا كَانَ  “В кругу вероятностного нет ничего прекраснее ныне существующего”, согласиться с таким безобразием, с такой жестокостью и несправедливостью, чтобы самые незначительные, самые маловажные просьбы и голоса были с важностью услышаны и исполнены, а самые важные, самые необходимые просьбы, считаясь неважными, не были бы услышаны, поняты и исполнены? Никогда и ни за что! Такая Милость и Красота не согласятся с таким безобразием, не станут безобразными.

Послушай, о мой воображаемый друг! Пожалуй, этого достаточно, вернёмся назад. Иначе, если даже сто лет мы останемся в том времени на том полуострове, то и тогда не сможем полностью охватить и насытиться созерцанием даже сотой части удивительных дел и необыкновенной миссии этого человека.

А сейчас посмотрим на века, пролетая над которыми мы будем возвращаться в нынешнее время. Смотри, как благодаря Свету (файзу), полученному от этого Солнца, освещающего Путь Истины, каждый век расцветает и приносит миллионы таких лучезарных плодов, как Абуханифа, Шафии, Баязид Бистами, Шах Гиляни, Шах Накшбенди, Имам Газали, Имам Раббани. Отложив подробности увиденного на другое время, прочтём этому чудотворному Человеку, ведущему к Истине, благословенную молитву, указывающую на некоторую часть его несомненных чудес:

عَلٰى مَنْ اُنْزِلَ عَلَيْهِ الْفُرْقَانُ الْحَكٖيمُ مِنَ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ مِنَ الْعَرْشِ الْعَظٖيمِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ اَلْفُ اَلْفِ صَلَاةٍ وَ اَلْفُ اَلْفِ سَلَامٍ بِعَدَدِ حَسَنَاتِ اُمَّتِهٖ ٠ عَلٰى مَنْ بَشَّرَ بِرِسَالَتِهِ التَّوْرٰيةُ وَ الْاِنْجٖيلُ وَ الزَّبُورُ ٠ وَ بَشَّرَ بِنُبُوَّتِهِ الْاِرْهَاصَاتُ وَ هَوَاتِفُ الْجِنِّ وَ اَوْلِيَاءُ الْاِنْسِ وَ كَوَاهِنُ الْبَشَرِ ٠ وَ انْشَقَّ بِاِشَارَتِهِ الْقَمَرُ ٠ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ اَلْفُ اَلْفِ صَلَاةٍ وَ سَلَامٍ بِعَدَدِ اَنْفَاسِ اُمَّتِهٖ ٠ عَلٰى مَنْ جَائَتْ لِدَعْوَتِهِ الشَّجَرُ وَ نَزَلَ سُرْعَةً بِدُعَائِهِ الْمَطَرُ وَ اَظَلَّتْهُ الْغَمَامَةُ مِنَ الْحَرِّ وَ شَبَعَ مِنْ صَاعٍ مِنْ طَعَامِهٖ مِأَتٌ مِنَ الْبَشَرِ وَ نَبَعَ الْمَاءُ مِنْ بَيْنِ اَصَابِعِهٖ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ كَالْكَوْثَرِ وَ اَنْطَقَ اللّٰهُ لَهُ الضَّبَّ وَ الظَّبْىَ وَ الْجِذْعَ وَ الذِّرَاعَ وَ الْجَمَلَ وَ الْجَبَلَ وَ الْحَجَرَ وَ الْمَدَرَ صَاحِبِ الْمِعْرَاجِ وَ مَازَاغَ الْبَصَرُ ٠ سَيِّدِنَا وَ شَفٖيعِنَا مُحَمَّدٍ اَلْفُ اَلْفِ صَلَاةٍ وَ سَلَامٍ بِعَدَدِ كُلِّ الْحُرُوفِ الْمُتَشَكِّلَةِ فِى الْكَلِمَاتِ الْمُتَمَثِّلَةِ بِاِذْنِ الرَّحْمٰنِ فٖى مَرَايَا تَمَوُّجَاتِ الْهَوَاءِ عِنْدَ قِرَائَةِ كُلِّ كَلِمَةٍ مِنَ الْقُرْاٰنِ مِنْ كُلِّ قَارِءٍ مِنْ اَوَّلِ النُّزُولِ اِلٰى اٰخِرِ الزَّمَانِ وَ اغْفِرْلَنَا وَ ارْحَمْنَا يَا اِلٰهَنَا بِكُلِّ صَلَاةٍ مِنْهَا اٰمٖينَ

[В брошюре под названием “Лучи познания Пророка”, написанной на турецком языке, в Девятнадцатом Письме, а также – вкратце – в этом “Слове” я изложил доказательства пророческой миссии Мухаммада (Мир Ему и Благо). Кроме того, в них кратко упомянуты грани чуда красноречия Мудрого Корана. Также в брошюре “Сияния” (на турецком языке) и в “Двадцать пятом Слове” я вкратце изложил, что Коран в сорока отношениях является чудом, и указал на сорок граней его чуда. Из сорока граней в тафсире (толковании Корана) под названием “Знаки Чуда”, написанном на арабском языке, на сорока страницах я описал только ту грань чуда красноречия Корана, которая касается его стихосложения. При необходимости, можешь обратиться к этим трём книгам.]

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ КАПЛЯ

Мудрый Коран, являющийся сокровищницей чудес и великим чудом, настолько твёрдо доказывает пророческую миссию Мухаммада (Мир Ему и Благо) и единство Бога, что не оставляет нужды в других доказательствах. Мы же вкратце опишем его и укажем на одно-два сияния чуда его красноречия, ставших предметом критики.

Итак, Мудрый Коран, дающий нам описание нашего Господа, – это извечный выразитель великой книги – вселенной; открыватель сокровищниц Божественных Имён, скрытых на страницах земли и неба; ключ к сокровенным истинам, таящимся под строками событий; сокровищница Божественной Милости и кладезь извечных проповедей, пришедших со стороны скрытого мира, находящегося за завесой явного мира; это солнце, основа, план духовного мира Ислама; это карта Иного мира; это ясное толкование, говорящее доказательство, блестящий выразитель Божественной сущности, Атрибутов (качеств) и деяний; это воспитатель, истинная мудрость, наставник и указатель Истинного пути для всего человечества…

Также Коран – это книга мудрости и Божественных Законов, книга молитвы и поклонения, книга повеления и призыва, книга поминания и познания, это книга, удовлетворяющая все духовные потребности человека, и некая Священная Библиотека, предоставляющая всем святым праведникам и учёным-изыскателям истины разнообразные книги, соответствующие каждому из различных духовных учений и школ, которых они придерживались…

Посмотри на сияние чуда красноречия Корана, содержащееся в его повторениях, кажущихся его недостатком: поскольку Коран является и книгой поминания, и книгой молитвы, и книгой призыва, то содержащиеся в нём повторения являются похвальными, и даже крайне необходимыми и весьма красноречивыми, и не соответствуют мыслям тех, кто считает это недостатком. Ибо особенностью поминания является – благодаря повтору – озарение. Молитва нуждается – благодаря повтору – в правильном её выражении. А повеление и призыв требуют – опять же благодаря повтору – напоминания. К тому же не каждый способен постоянно прочитывать весь Коран, но большинство людей в состоянии прочитать хотя бы одну его суру. Поэтому самые важные цели Корана включены в большинство длинных сур, и каждая такая сура представляет собой некий маленький Коран. Стало быть, чтобы никого не обделять, некоторые темы, как, например, единобожие, День Воскресения, притча о Мусе (мир ему), упомянуты несколько раз…

К тому же, духовные потребности так же разнообразны, как и материальные. В некоторых человек нуждается при каждом вздохе (подобно тому, как телу нужен воздух (Хава), а душе – “Хува”). В некоторых – каждый час, подобно фразе “Бисмиллах” (“Во имя Аллаха”), и так далее… Стало быть, повторение аятов исходит от возобновления потребности. И для того, чтобы указать на эти потребности, пробудить их и дать стимул стремлению к ним, они повторяются неоднократно.

Также Коран является основателем. Он – основа Ясной Религии, фундамент мира Ислама. И Он, преобразовывая общественную жизнь людей, является ответом на повторяющиеся вопросы различных слоёв общества. Основателю для утверждения своих основ необходимы повторения. Для напоминания нужны повторы. Для укрепления необходимо объяснение, выявление истины, возобновление.

Коран повествует о таких великих вопросах и тонких истинах, и чтобы утвердить это в сердцах людей, необходимы многократные разнообразные повторы. Вместе с тем, это лишь внешне выглядит повтором. Однако в смысловом отношении у каждого аята имеется множество смыслов, польз, сторон и степеней. В каждой теме такой аят упоминается ради различных смыслов, польз и целей.

Краткость и таинственность некоторых вопросов мироздания, упомянутых в Коране, является сиянием чуда его красноречия, наставляющим на истинный путь. Это не может быть предметом критики, как полагают безбожники, и это не является недостатком.

Если ты спросишь: “Интересно, почему Мудрый Коран не описывает создания так, как это делает философия? О некоторых вопросах он говорит сжато, а некоторые излагает с внешней, явной стороны, что ублажает понимание всех, не задевая чувства и не утомляя суждение простых людей.”

В ответ мы скажем: потому что, философия сбилась с истинного пути… Из прошлых уроков и “Слов” ты, несомненно, уяснил, что Мудрый Коран повествует о вселенной, таким образом, в котором познаётся Божественная сущность, Атрибуты и Имена Творца. То есть он объясняет смыслы этой книги вселенной, чтобы познакомить с её Творцом. Стало быть, он смотрит на создания не ради них самих, а ради их Создателя. И обращается ко всем. Философия же смотрит на создания ради самих созданий. И, в основном, обращается к учёным людям. Стало быть, Мудрый Коран делает создания своим доказательством, и потому доказательство должно быть явным, доступным и понятным каждому.

Кроме того, поскольку Коран, наставляющий на путь Истины, обращается ко всем слоям человеческого общества (а самым многочисленным слоем являются простые, неучёные люди), то наставление требует того, чтобы маловажные вещи были изложены кратко и скрыто, тонкие вопросы были объяснены через сравнение, и очевидные – на внешний взгляд простых людей – вещи, для того чтобы не ввести их в заблуждение, не должны при этом без надобности менять свой вид, который может нанести существенный вред.

Например, о солнце Коран говорит: “Это некий вращающийся светильник, некая лампа”. Ибо он не повествует о солнце ради самого солнца и его свойств, а говорит о нём с точки зрения того, что оно является центром некоей системы и гармонии, а система и гармония являются зеркалами познания нашего Творца. Да, он говорит: اَلشَّمْسُ تَجْرٖى  “Солнце вращается” (Коран, 36:38). Этим словом “вращается” он, напоминая о гармоничном управлении Божественного Могущества, проявляющемся в круговороте зимы, лета, дня и ночи, даёт познать величие Творца. Таким образом, какой бы ни была истина этого вращения, это не влияет на гармонию, которая и видна, и осязаема, и является целью (сказанного).

Также говорит: وَجَعَلْنَا الشَّمْسَ سِرَاجًا  “…А солнце сделал светильником” (Коран, 71:16). Словом “светильник” он показывает вселенную в виде некого дворца и напоминает, что всё, что есть в этом дворце, является украшением, угощением и всем необходимым, приготовленным для людей и живых созданий, и что солнце также является повинующимся служащим, который даёт им свет и тепло, даёт понять Милость и блага Творца.

А теперь смотри, что говорит эта рассеянная и болтливая философия! Послушай, она говорит: “Солнце – это гигантская жидкая огненная масса. Оно вращает вокруг себя отделившиеся от него планеты, масса его такая-то, свойства такие-то…” Кроме пугающего страха и удивления не даёт для души ничего, никаких совершенных знаний, не повествует о нём так, как это делает Коран…

Сравнивая эти примеры, ты поймёшь, какова цена внешне пышных, помпезных, а внутри – пустых, философских вопросов. Обманувшись её внешним великолепием, не проявляй неуважения к чудотворному изложению Корана…

اَللّٰهُمَّ اجْعَلِ الْقُرْاٰنَ شِفَاءً لَنَا وَ لِكَاتِبِهٖ وَ اَمْثَالِهٖ مِنْ كُلِّ دَاءٍ وَ مُونِسًا لَنَا وَ لَهُمْ فٖى حَيَاتِنَا وَ بَعْدَ مَمَاتِنَا وَ فِى الدُّنْيَا قَرٖينًا وَ فِى الْقَبْرِ مُونِسًا وَ فِى الْقِيَامَةِ شَفٖيعًا وَ عَلَى الصِّرَاطِ نُورًا وَ مِنَ النَّارِ سِتْرًا وَ حِجَابًا وَ فِى الْجَنَّةِ رَفٖيقًا وَ اِلَى الْخَيْرَاتِ كُلِّهَا دَلٖيلًا وَ اِمَامًا بِفَضْلِكَ وَ جُودِكَ وَ كَرَمِكَ وَ رَحْمَتِكَ يَا اَكْرَمَ الْاَكْرَمٖينَ وَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اٰمٖينَ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى مَنْ اُنْزِلَ عَلَيْهِ الْفُرْقَانُ الْحَكٖيمُ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ اٰمٖينَ اٰمٖينَ  

“О Аллах! Сделай Коран для нас и для переписывающих его, и для их друзей товарищем и лекарством от всех болезней. И пока мы живы, и когда умрём… И благослови и приветствуй Мухаммада, которому Ты ниспослал этот Мудрый Коран, и всю его семью, и сподвижников…”

Напоминание. В шести пунктах Четырнадцатой Капли и, особенно, в шести пунктах Четвёртой капли, которые содержатся в книгах “Рисале-и Нур”, написанных на арабском языке, излагается пятнадцать из сорока граней чуда Мудрого Корана. Ссылаясь на них, мы поставим здесь точку. Если пожелаешь, обратись к ним, и ты найдёшь сокровищницу чудес…

* * *