Предисловие

Можно сказать, что существование ангелов и духовных существ так же несомненно, как существование человека и животных. Да, подобно тому, как это было сказано в Первой Ступени “Пятнадцатого Слова”, истина делает явной необходимостью, а мудрость, несомненно, желает существования на небесах, как и на Земле, обладающих разумом жителей, соответствующих небесам.

В религиозной терминологии эти разнородные обитатели называются ангелами и духовными существами.

Да, истина требует этого. Ибо, наряду с малостью и ничтожностью нашей земли по сравнению с небесами, её заполненность живыми существами, её периодическое опустошение и вновь заселение новыми разумными существами указывает, а скорее разъясняет, что и небеса, являющиеся обладателями грандиозных созвездий, подобных разукрашенным дворцам, конечно же, заполнены живыми существами, которые являются сиянием света существования, а также одушевлёнными и разумными созданиями, являющимися светом живых существ. И те создания, подобно людям и джиннам, являются путешественниками в этом дворце мира, читателями этой книги Вселенной и вестниками в этом царстве Божественного Господства. Своими всесторонними и всеобщими поклонениями они символизируют восхваления великих и всеобщих созданий Вселенной.

Да, разнообразие этой Вселенной указывает на существование этих созданий. Потому что нарядное оформление Вселенной неподдающимися исчислению утончёнными, искусными узорами и этими содержащими мудрость выразительными красотами и убранством несомненно желает одобряющих с размышлением и благосклонно оценивающих взглядов и требует их существования. Да, подобно тому, как красота, конечно же, желает некого возлюбленного, а пропитание даётся голодному, точно так же питание душ и пропитание сердец, находящиеся в этих необъятных красотах искусства, конечно же, обращено и указывает на духовных существ. Так как это безмерное убранство желает некоей обширной обязанности размышлений и поклонений. Тогда как люди и джинны относительно этой необъятной обязанности, мудрого наблюдения и этого обширного поклонения смогут выполнить лишь одну часть из миллиона. Значит, эти безграничные и разнообразные обязанности требуют существования бесчисленных видов ангелов и разнородных духовных существ, для того чтобы они, заполнив своими рядами, заселили эту величественную мечеть вселенной.

Да, по каждую сторону, во всех кругах этой вселенной находятся общества ангелов и духовных существ, исполняющих обязанности поклонения. По указу некоторых переданных хадисов и по мудрости гармонии этой Вселенной можно сказать, что некоторая часть безжизненных небесных тел, начиная от звёзд и до капель дождя, являются для некоторой части ангелов некими кораблями и средствами передвижения. Эти ангелы, по воле Аллаха, садятся на эти движущиеся создания и путешествуют, созерцая явный мир и символизируя восхваления этих средств передвижения. А также, судя по тому, как было сказано в одном священном хадисе: “Души обитателей Рая, в мире Барзах входят вовнутрь зелёных птиц и путешествуют по Раю”, – можно сказать, что некоторая часть тел, имеющих жизнь, начиная от упомянутых птиц под названием “Туюрун Худрун” (зелёные птицы) и до мошек, являются летающими судами для духовных существ, которые по повелению Истинного Аллаха входят в их тела, путешествуя в материальном мире, созерцают в нём естественные чудеса такими чувствами тех живых тел, как глаза и уши, и выполняют свои особые восхваления.

Итак, подобно тому, как истина требует именно этого, также и мудрость делает упомянутое необходимым. Ибо Фатыр-и Хаки́м (Мудрый Творец) с некоей беспрерывной деятельностью создающий прекрасную жизнь и обладателей просветлённого разума из тёмной и мало взаимосвязанной с душой земли и из затхлой и имеющей весьма незначительную связь со светом жизни воды, конечно же, в очень большом множестве имеет разумных созданий, сотворённых из моря света и даже из океана мрака, из воздуха, электричества и других прекрасных материй, вполне соответствующих душе и жизни.

Первая Цель

Подтверждение существования ангелов является одним из столпов веры. В этой цели имеется четыре пункта-основы.

Первая основа

Совершенствование бытия происходит благодаря жизни. Скорее, истинное бытие существующего проявляется с жизнью. Жизнь является светом существования, а сознание есть свет жизни. Жизнь – это вершина и основа всего. Жизнь делает всякое живое существо обладателем всего сущего. Благодаря жизни то живое существо может сказать: “Всё существующее принадлежит мне. Мир – это мой дом. Вселенная – моё владение, данное мне моим Царём”.

Подобно тому, как свет является причиной видения предметов и причиной (судя по одному утверждению) существования цвета, также и жизнь является выявлением существующего и причиной реальности качеств. Более того, она возводит незначительную особенность в образ неделимого и всеобщего и является причиной вместимости всеобщих вещей в одной незначительности. Жизнь является причиной совершенствования существующего, делая бесчисленные создания объединёнными и соучаствующими, словно делая их основой некого единства и наделяя их одной душой. Более того, душа является некой разновидностью проявления Божественного Единства в уровнях многообразия, и в многочисленности является зеркалом, отражающим Единственность Творца. Посмотри на безжизненное создание, и даже если эта огромная гора – независимо от своей величины, она выглядит осиротевшей и одинокой. Она связана лишь с местом, на котором расположена, и с вещами, которые в ней смешаны. Всё другое, что имеется во Вселенной, относительно той горы не существует. Ибо у неё нет ни жизни, чтобы посредством неё быть связанной с ними, ни сознания, чтобы она имела общение. Теперь посмотри, например, на такое крошечное создание, как пчела. В тот момент, когда жизнь входит в неё, она устанавливает и согласовывает такую связь и торговлю со всей Вселенной, особенно с цветами и растениями земли, что может сказать: “Эта земля является моим садом и местом торговли”.

Таким образом, помимо внешних и внутренних ощущений, эта пчела, одновременно с заложенными в ней направляющими и побуждающими чувствами, становится обладателем неких обязанностей, способности управления, общения и взаимообмена с большинством видов мирских созданий. Итак, если жизнь оказывает своё влияние даже на такие маленькие создания, то, конечно, восходя на самый высокий уровень – на степень человека, жизнь в такой степени будет распространяться, развиваться и освещать, что человек с сознанием и разумом, которые являются светом жизни, подобно тому, как он обходит комнаты своего дома, так же и со своим разумом он может путешествовать в возвышенных, духовных и материальных мирах. То есть, подобно тому, как те сознательные и живые существа духовно посещают те миры, точно так же и те миры с отображением и уподоблением становятся гостями в зеркале души этих существ.

Жизнь является самым ярким доказательством Единства Зат-и Зульджаляля (Обладателя Величия), самым величайшим источником Его даров, самым прекрасным проявлением Его милости и самым скрытым и непостижимым узором Его чистого искусства. Да, жизнь таинственна и тонка. Ибо даже жизнь растений, являющаяся самой простейшей из различных видов жизни, а также зарождения жизни в семени, которое является самой первой степенью в жизни растений, их раскрытие и прорастание остаётся непостижимым для человеческой науки со времён Адама, несмотря на то, что всё это среди привычности находится в такой очевидности, многочисленности и изобилии. Человеческий разум не был способен достоверно раскрыть эту истину. Более того, жизнь так чиста и безупречна, что в обоих её аспектах, как во внутреннем, так и внешнем, она является чистой и прозрачной. Рука Могущества здесь действует непосредственно, не создавая завесы причин. Однако Всевышний сделал завесой внешние причины, чтобы они стали источником для неблаговидных дел, находящихся в других вещах, а также для низменных внешних качеств, которые несовместимы с достоинством Могущества.

Одним словом, можно сказать, что если не будет жизни, то сущее не будет являться сущим. У него не будет отличия от небытия. Жизнь является светом души, а сознание – это свет жизни. Поскольку жизнь и сознание являются настолько значительными, и поскольку в этой Вселенной существует очевидный, абсолютный порядок и видно некое устойчивое совершенство и мудрая гармония, и поскольку этот наш беспокойный и несчастный Земной шар и наша потрясённая земля, заполненная таким бесчисленным числом живых, наделённых разумом и духом существ, то, конечно, неким истинным чутьём и твёрдой уверенностью можно решительно заключить, что в этих небесных дворцах и этих возвышенных созвездиях также существуют соответствующие им живые и сознательные обитатели. Подобно тому, как рыба обитает в воде, так и в пламени солнца присутствуют те светлые обитатели. Ибо огонь не поглощает свет, а, скорее, поддерживает его. Поскольку Извечное Божественное Могущество, что очевидно, создаёт бесчисленное множество живых и одушевлённых существ из самых грубых материй и обыкновенных элементов и превращает эту материю в нечто утончённое посредством жизни, и повсюду рассеивает свет жизни в великом изобилии, освещает большинство вещей светом сознания, то, конечно же, этот Мудрый Всемогущий, обладая безупречным могуществом и мудростью не оставит без разума и не сделает безжизненными потоки утончённых элементов, соответствующих жизни и близких к ней, подобных свету и эфиру. Скорее, Он создаёт многочисленные живые и наделённые сознанием существа из элементов света и даже из мрака, из элементов эфира, из понятий, из воздуха и даже из слов. Он создаёт из потоков утончённых элементов многочисленные духовные создания, которые, подобно миру животных, подразделяются на разные виды. Одной из частей являются ангелы, а другая часть – это духи и джинны.

Для того чтобы понять, насколько является очевидным, явным и приемлемым существование ангелов и духовных существ, и насколько, как повествует Коран, является неким вздором и заблуждением, неким бредом и глупостью, противоречащей истине и мудрости, отрицать их существование, посмотри на следующий пример:

Двое людей, один из которых кочевник-бедуин, другой же культурный и просвещённый, отправились в такой величественный город, как Стамбул. В отдалённом уголке этого культурного и великолепного города они наткнулись на грязное и заброшенное маленькое здание, на некую фабрику. И увидели, что в том жилище много работающих, бедных и несчастных людей, которые трудятся внутри этой необычной фабрики. Вокруг этого здания также всё заполнено одушевлёнными и живыми существами. Однако из-за условий жизни у них есть такие средства существования, что некоторые из них питаются только растениями и являются травоядными. Другая же часть этих существ питается только рыбой. Такую ситуацию наблюдали эти два спутника. Затем они заметили, что вдалеке видны тысячи украшенных дворцов и величественных замков. А посреди тех дворцов находятся широкие мастерские и просторные площади. Но только, по причине отдалённости либо слабости зрения, или же по причине скрытости тех обитателей дворцов, этим людям они были незаметны. А также в тех дворцах нет таких условий жизни, какие существуют в этом беспокойном жилище. Основываясь на том, что они не были заметны и на отсутствии здешних условий жизни, тот одичавший бедуин, который никогда раньше не видел города, воскликнул:

“Эти дворцы – необитаемы, они пусты и в них нет живых существ”. Произнеся эти слова, он тем самым глупо выразил вздор своего невежества. Спутник этого бедуина сказал:

“О несчастный! Разве ты не видишь, что это скромное маленькое жилище наполнено живыми существами и рабочими. И есть тот, кто постоянно их сменяет и побуждает работать. Взгляни, вокруг этого жилища нет пустого пространства, оно заполнено живыми существами. Разве может быть, чтобы у этого упорядоченного города, у этих содержащих мудрость украшений и у этих искусных дворцов, заметных нам издалека, не было соответствующих им возвышенных обитателей! Конечно же, эти дворцы заполнены, и для живущих в них существуют иные условия жизни. Да, возможно вместо травы они едят пироги, а вместо рыбы – медовые пирожные. А то, что они не заметны тебе по причине отдалённости или из-за слабости твоего зрения, или же из-за их сокрытости, ни в коем случае не может стать доказательством их несуществования. “Невидимость не может стать доказательством небытия сущего. Сокрытость не может быть доводом несуществования”.

Итак, подобно этому примеру, то, что Земной шар, находящийся среди величественных небесных тел, наряду со своими ничтожностью и тусклостью, является родиной бесчисленного числа существ, наделённых сознанием и духом, и превращение самых низких и разлагающихся его частиц в некий источник жизни и место скопления микроорганизмов, неизбежно, несомненно, наилучшим образом, верным чутьём и твёрдой решительностью доказывает, свидетельствует и провозглашает, что это безграничное пространство Вселенной и величественные небеса с их созвездиями и звёздами заполнены разумными, живыми и духовными существами. Блестящий Шариат Мухаммада (Мир Ему и Благо) и Чудоизложение – Коран именуют эти живые и сознательные существа, созданные из огня, сияния, света, мрака, воздуха, звука, ароматов, слов, эфира, даже из электричества и других текучих тонких элементов, ангелами, джиннами и духовными существами.

Подобно существованию различных материй, ангелы подразделяются на разнообразные виды. Ангел, которому предоставлено наблюдать за каплей дождя, конечно же, не относится к виду ангела, уполномоченного наблюдать за солнцем. У джиннов и духовных существ также существуют многочисленные и разнообразные виды.

Заключение этого основного пункта.

На основе опытов установлено, что материя не является такой основой, чтобы тело было подчинено ей и было зависимым от неё, а скорее, материя существует благодаря некому смыслу. Этим смыслом является жизнь и душа.

А также посредством наблюдений установлено, что материя не является тем, чему служат и подчиняются. Скорее материя – это некий служащий. Она служит процессу совершенствования истины. И этой истиной является жизнь. А основой этой истины является душа.

А также совершенно очевидно, что материя не является повелителем, к которому обращаются с просьбами и от которого желают совершенства. Скорее, она является подчинённой и движется по правилам указанным некой основой. Таким образом, этой основой является жизнь, душа и сознание.

Также очевидно то, что материя не является сутью, основой и неким пристанищем, к которому привязаны и на котором строятся все дела и совершенства. Скорее, она является всего лишь некой оболочкой, пеной и образом, которому уготовано быть расколотым, рассечённым и разорванным.

Разве не очевидно, что некое микроскопическое создание имеет такие сильные чувства, что слышит голос своего сородича и видит своё пропитание. Оно обладает весьма восприимчивыми и сильными чувствами. Это показывает, что насколько уменьшается и утончается материя, настолько в ней возрастают эффекты и усиливается свет души. Словно, чем больше утончится материя и чем дальше она удалится от нашего материального существования, подобно приближению к миру души, миру жизни и миру сознания, тем сильнее проявляется жар души и свет жизни.

Таким образом, разве возможно, чтобы в этой завесе материальности находилось столько проникновений жизни, сознания и души, а скрытый мир, который находится под этой завесой, не был заполнен существами, наделёнными сознанием и душой. И разве возможно, чтобы эти бесчисленные проявления смысла, души, жизни и истины, эти источники сияний и плодов материальности в видимом мире, были отнесены к материи и были растолкованы как материя и её движение. Нет и ещё раз нет! Эти бесчисленные проявления и сияния показывают, что этот материальный и видимый мир является лишь узорчатой завесой, растянутой над высшим миром и миром душ.

Вторая основа

Можно сказать, что, несмотря на разницу в толковании, все учёные и богословы передающие священные писания, осознанно или не осознанно, неким духовным союзом пришли к согласию относительно существования ангелов, подтверждения духовных существ и их реального существования. И даже такая группа античных философов, как перипатетики, достигшие большого прогресса в изучении материи, заявляли, что “у каждого вида созданий существует некая духовная сущность”. Таким образом они описывали ангелов. Также группа ранних античных философов была вынуждена принять существование ангелов, но только они ошибочно называли их “десятью умами и богами творений”. Последователи всех религий верят в то, что у каждого вида творений находится направленный к ним божественным откровением ангел, называя этих ангелов такими именами, как “ангел гор”, “ангел моря” и “ангел дождя”. Даже материалисты и натуралисты, чьи умы опустились на глаза, и которые духовно упали с высоты человечности до степени неживой материи, не сумев отрицать значения ангелов, в некотором отношении были вынуждены признать их, именуя “движущими силами” (Примечание).

О несчастный человек, выказывающий нерешительность в принятии ангелов и духовных существ! На что ты опираешься? На какие истины ты полагаешься, не принимая и выступая против всех учёных, которые, сознательно или нет, пришли к согласию относительно наличия необходимости бытия ангелов, реальности существования их и духовных существ? И поскольку, как это было доказано в Первой Основе, жизнь является толкователем, а скорее, результатом и сутью творений, и все обладатели разума духовно единогласны в принятии значения ангелов, и поскольку эта наша земля заселена живыми и одушевлёнными созданиями. В таком случае разве возможно, чтобы это широкое пространство и эти изящные небеса оставались без обитателей. И ни в коем случае невозможно то, что Вселенная живёт только благодаря правилам и законам, существующим во Вселенной. Ибо эти правила и законы Вселенной являются лишь условными и воображаемыми и считаются несуществующими. И если бы не существовало рабов Аллаха, называемых ангелами, представляющих, показывающих и держащих в руках поводья тех законов, то эти правила и законы не могли бы получить какого-либо существования, и не сумела бы воплотиться какая-либо сущность, и не было бы какой-либо внешней реальности. Между тем, жизнь является некоей внешней реальностью, а воображаемое повеление не может возложить на себя этой внешней реальности.


Примечание: Они не смогли найти возможности для отрицания значения ангелов и реальности духовных существ, скорее, исходя из естественных законов они, сказав: “Движущие силы”, – назвав их “текучими силами” и описывая неким ошибочным образом, с одной стороны были вынуждены признать их. (О возомнивший себя умным!..)

Вывод. Поскольку философы, теологи, теоретики и передатчики религиозных знаний духовно пришли к согласию в том, что существа не ограничиваются только видимым миром… И поскольку, несмотря на то, что видимый мир, будучи поверхностным, внешне безжизненным и не подходящим для формирования духов, настолько украшен одушевлёнными существами, то, несомненно, всё сущее не ограничивается им. Скорее, существует ещё большее количество уровней обитания, и видимый мир, в сравнении с ними, является некоей узорчатой завесой. И поскольку, подобно связи моря с рыбой, подобающиеся для душ скрытый мир и мир духовных смыслов, делают необходимым заполненность этих миров душами. И поскольку все повеления свидетельствуют о смысле существования ангелов, то, конечно, определённо и несомненно то, что Коран разъяснил и изложил наиболее прекрасный вид существования ангелов, реальность духовных существ и их самые приемлемые качества, которые приняли и одобрили благоразумные интеллекты. Это Чудоизложение-Коран говорит, что “ангелы – это рабы почтенные. Они не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано. Ангелы являются лучезарными и прекрасными телами и подразделяются на различные виды”.

Да, подобно тому, как человечество – это некая община, являющаяся носителем, представителем и подобием Божественного Шариата, идущего от Божественного качества “Речь”. Точно также и ангелы являются некой великой общиной, активная часть которой является носителем, представителем и подобием Закона сотворения, произошедшего от Божественного качества “Воля”. Они являются своего рода такими рабами Аллаха, подчиняющимися повелениям Могущества Творца и Извечной Воли, которая является Истинным Воздействующим, что каждая из возвышенных звёзд представляет для них мечеть и место поклонения.

Третья основа

Тема ангелов и духовных существ относится к разряду тех логических правил, в которых реальность всеобщего познаётся существованием всего лишь одной частицы. С лицезрением одного индивидуума становится ясным существование всего рода. Ибо тот, кто отрицает, отрицает всё. Тот же, кто принимает существование одного индивидуума, вынужден признать весь род. Итак, обрати внимание! Разве ты не видишь и не слышишь, что учёные всех религий, на протяжении всех веков, со времён Адама и до настоящего времени, единодушны в отношении существования ангелов и истинности духовных существ. И различные группы людей единодушно подтверждают случаи общения с ангелами, встречи и истории, связанные с ними, так, словно встречаются и общаются между собой и рассказывают друг другу события жизни. Интересно, если ни один из ангелов не будет заметен явно, и если несомненно твёрдо не познаётся существование одного или различных индивидуумов, а также если не почувствуется их явное и несомненное существование, разве возможно продолжение такого рода союза и единодушия (в отношении существования этих индивидуумов), последовательно и непрерывно продолжающееся с такими позитивными и существующими фактами, опираясь при этом на свидетельства?

И разве возможно, чтобы источник всеобщей веры не являлся необходимым принципом и очевидным фактом? И возможно ли такое, чтобы безосновательное мнение продолжилось и увековечилось во всех преобразованиях человечества и во всех верованиях людей?

И разве возможно, чтобы утверждения учёных всех религий и это великое единодушие богословов не было твёрдым знанием и явным убеждением? И разве возможно, что это твёрдое знание и это явное убеждение не опирались на бесчисленные признаки, а эти признаки – на бесчисленно наблюдаемые события, и эти наблюдаемые события – на несомненные и достоверные необходимые источники? В таком случае причина и источник вероучений представителей религий, произошедший из многочисленных лицезрений ангелов и духовных существ и выражающий общее мнение является необходимым источником и твёрдой основой.

А также, разве возможно, разумно и допустимо, чтобы пророки и праведники (аулия), являющиеся солнцами, лунами и звёздами небес общественной жизни человечества, которые силой духовного единогласия в виде исторического свидетельства сообщили и свидетельствовали о существовании и наблюдении ангелов и духов, допустили бы некое сомнение и стали бы почвой для подозрений? Причём особенно они являются специалистами в этом вопросе. Известно, что два специалиста предпочтительнее тысячи дилетантов, и, кроме того, в этом вопросе они являются утверждающими. Известно, что двое утверждающих предпочитаются тысячам отрицающих. И в особенности, разве возможно ставить под сомнение сообщения Чудоизложения-Корана, являющегося солнцем всех солнц, которое никогда не погаснет и постоянно будет сиять в небесах Вселенной, а также свидетельства и наблюдения солнца пророчеств – Мухаммада (Мир Ему и Благо). И поскольку, если в некоем времени будет существовать одно духовное существо, это будет абсолютным подтверждением существования вида данных существ. И поскольку подтверждается существование этого вида, то, конечно, самая лучшая, разумная и допустимая форма подтверждённого образа этих существ будет та, что описана Шариатом, показана Кораном, и увидена обладателем Вознесения (Мираджа).

Четвёртая основа

Если внимательно присмотреться к созданиям этой вселенной, нетрудно заметить то, что, как в частичности, так и в целом, существует некая духовная личность и некая всеобщая обязанность. В чём просматривается некое всеобщее служение. Например, подобно тому, как некий цветок, показывая самим собою искусное украшение, языком своего состояния прославляет имена своего Творца, также и сад земного шара является неким подобием цветка. У него есть своя, весьма упорядоченная всеобщая обязанность прославления. И подобно тому, как какой-либо плод выражает некое провозглашение и прославление, находясь посреди некой гармонии, точно также и у могучего дерева с его общим видом существует своя весьма упорядоченная естественная обязанность и поклонение. И подобно тому, как некое дерево словами своих плодов, цветов и листьев совершает некие восхваления, также и огромное море небес, своими солнцами, лунами и звёздами, являющимися подобием слов, прославляет своего Фа́тир-и Зульджаляля (Величественного Создателя) и восхваляет своего Сани’-и Зульджаляля (Величественного Творца) и так далее. Так же и любое другое создание, будучи внешне безжизненным и бессознательным, имеет весьма жизненные и осознанные обязанности и совершает такие же прославления. Конечно же, подобно тому, как ангелы являются представителями этих созданий в духовном мире, эти создания также являются образом олицетворений, жилищ и мечетей ангелов в материальном, видимом мире.

Подобно тому, как это было разъяснено в Четвёртой Ветви “Двадцать четвёртого Слова”, Величественный Творец дворца этого мира использовал внутри него ангелов и духовных существ, которые являются первой из четырёх категорий рабочих. Поскольку растения и другие неодушевлённые создания, не осознавая, по повелению одного Знающего находятся в весьма важном и безвозмездном служении. И поскольку животные, взамен незначительной платы, неосознанно служат для весьма значительных целей. И поскольку несомненно видно, как люди, зная цели Всевышнего Творца, используются в согласованных действиях за две – отложенную и скорую – награды, выделяя некую долю для самих себя и присматривая за другими слугами… Конечно же, необходимо присутствие слуг и рабочих, которые являются четвёртой, а скорее самой первой категорией. Они походят на человека в том, что они действуют согласованно, и, поклоняясь, знают всеобщие цели этого Творца. Однако, противоположно человеку, отдаляясь от удовольствий нафса и незначительной награды, они трудятся с искренностью и честью, считая достаточными для себя блаженство, совершенство, восхищения и счастье, которые они проявили только благодаря вниманию, повелениям, благосклонности, имени, близости и ощущению Величественного Творца и связи с Ним. Их обязанности поклонения различаются в зависимости от их видов и разнообразия созданий во вселенной. Подобно тому, как существуют различные чиновники, на различных степенях некого государства, таким же образом различаются обязанности поклонения и прославления на степенях царства Всевышнего. Например, благодаря силе, мощи, имени и повелениям Всевышнего Господа, ангел Микаил является неким всеобщим надсмотрщиком над Божьими созданиями, посеянными на полях поверхности Земли. И если такой пример уместен, то он является главой всех ангелов, выступающих в роли земледельцев. А также благодаря дозволению, повелению, силе и мудрости Всемогущего Создателя, существует некий ответственный великий ангел, который является главой над духовными пастухами всех животных.

Таким образом, поскольку над каждым из этих внешних созданий необходимо существование некого ответственного ангела, для того чтобы представлять показанные теми созданиями обязанности поклонений и прославлений в скрытом мире и осознавая, преподносить эти поклонение и прославление к Обители Божественного Величия, конечно же, образы, которыми описываются ангелы в повествованиях Благочестивого Вестника (Мир Ему и Благо), являются весьма подходящими и разумными. Например, он изрёк: “Существуют некоторые ангелы, которые имеют сорок или сорок тысяч голов. Каждая голова имеет сорок тысяч ртов. А в каждом рту они сорока тысячью языками совершают сорок тысяч прославлений”. У сути этого хадиса есть некий смысл и образ. Смысл этого хадиса заключается в весьма упорядоченном, совершенном, а также значительном и обширном поклонении ангелов. Образ же этой истины заключается в том, что существуют определённые великие материальные творения, которые совершают обязанности поклонения сорока тысячами голов сорока тысячами способов. Небеса, например, совершают прославления (тасбихат) солнцами и звёздами. Земля, хотя и является одним созданием, но исполняет свой долг поклонения и своё прославление Всевышнего сотнями тысяч голов, и в каждой голове – сотнями тысяч ртов, а в каждом рту – сотнями тысяч языков. Таким образом, ангел, ответственный за Земной шар, должен выглядеть именно в таком образе, чтобы представлять упомянутое знамение в скрытом мире.

Даже я сам увидел, что у небольшого миндального дерева имеется около сорока больших ветвей в образе голов. Затем я посмотрел на одну ветвь и увидел, что на ней имеется около сорока маленьких веток в образе языков. Затем я увидел, что на одном языке той маленькой ветви раскрылось сорок цветов. Я внимательно и с размышлением посмотрел на эти цветки и увидел в каждом из них около сорока таких изысканных и упорядоченных тычинок, красок и искусств, что каждое из них побуждало к чтению различных проявлений и самих имён Всевышнего Творца. Таким образом, разве возможно, чтобы Величественный Создатель и Прекрасный Мудрый Творец этого миндального дерева погрузил на это неодушевлённое создание столько обязанностей и не низвёл на него некого предназначенного для него ответственного ангела, подобного его духу, который знает, выражает, провозглашает на всю вселенную и представляет Божественной обители его смыслы?

О друг! До этого наше объяснение было неким введением, для того чтобы сердце подготовить к принятию, принудить нафс к покорности и привести разум к рассудительности. Если ты в некоторой степени осознал это введение и желаешь встретиться с ангелами, тогда приготовься. А также очисти себя от вредных сомнений.

Итак, двери мира Корана открыты. Таким образом рай Корана является مُفَتِّحَةُ الْاَبْوَابُ открытыми вратами”, вступай в него и смотри. Узри ангелов в прекрасном виде посреди этого рая Корана. Каждый ниспосланный его аят является неким местом обозрения. Итак, посмотри с этого места обзора:

وَالْمُرْسَلَاتِ عُرْفًا ۞ فَالْعَاصِفَاتِ عَصْفًا ۞ وَالنَّاشِرَاتِ نَشْرًا ۞ فَالْفَارِقَاتِ فَرْقًا ۞ فَالْمُلْقِيَاتِ ذِكْرًا ۞

وَالنَّازِعَاتِ غَرْقًا ۞ وَالنَّاشِطَاتِ نَشْطًا ۞ وَالسَّابِحَاتِ سَبْحًا ۞ فَالسَّابِقَاتِ سَبْقًا ۞ فَالْمُدَبِّرَاتِ اَمْرًا ۞

تَنَزَّلُ الْمَلٰٓئِكَةُ وَالرُّوحُ فٖيهَا بِاِذْنِ رَبِّهِمْ ۞ عَلَيْهَا مَلٰٓئِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللّٰهَ مَٓا اَمَرَهُمْ

 وَ يَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

“Клянусь посылаемыми с добром, ● несущимися быстро, ● распространяющими бурно, ● различающими твёрдо, ● и передающими Напоминание… (Коран, 77:1-5). Клянусь исторгающими души неверующих жестоко, ● извлекающими души верующих нежно, ● плывущими плавно, ● опережающими стремительно ● и исполняющими повеления (Коран, 79:1-5). ● В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям (Коран, 97:4). ● (Ангелы) суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено”    (Коран, 66:6).

А также послушай и услышь восхваления:

سُبْحَانَهُ بَلْ عِبَادٌ مُكْرَمُونَ ۞ لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُمْ بِاَمْرِهٖ يَعْمَلُونَ

“Пречист Он! Они же – почитаемые рабы. ● Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям” (Коран, 21:26-27).

А если ты желаешь встретиться с джиннами, то войди под своды суры

قُلْ اُوحِىَ اِلَىَّ اَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِنَ الْجِنِّ

“Скажи: Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана” (Коран, 72:1)

увидь их, и послушай, о чём они говорят. Возьми с них пример. Послушай их слова:

اِنَّا سَمِعْنَا قُرْاٰنًا عَجَبًا ۞ يَهْدٖٓى اِلَى الرُّشْدِ فَاٰمَنَّا بِهٖ وَلَنْ نُشْرِكَ بِرَبِّنَٓا اَحَدًا

“Воистину, мы слышали удивительный Коран. ● Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в Него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу” (Коран, 72:1-2).

* * *