Второй раздел Четырнадцатого Сияния

(Помещён сюда в соответствии с темой.)

Касается шести из “тысяч тайн”, содержащихся в словах:

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”

Напоминание. Блистающий относительно милости свет слова “Бисмиллах” издалека показался моему тусклому разуму. Я решил записать его для себя самого в виде заметок. И двадцатью-тридцатью тайнами очертить вокруг того света некий круг, дабы поймать его и удержать. Но, к сожалению, на данный момент полностью это мне не удалось; те двадцать-тридцать снизились до пяти-шести.

Говоря: “О человек!” – я обращаюсь к своей душе. Тогда, когда этот урок написан специально для неё, с мыслями, что, возможно, им смогут воспользоваться те, кто духовно связан со мной и чьи души более благоразумны и уравновешены, чем моя, для одобрения я передаю его в качестве “Второго раздела Четырнадцатого Сияния” моим всё тщательно исследующим братьям. Этот урок более обращён к сердцу, чем к разуму, и более к духовности, чем к доказательствам.

بسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”

قَالَتْ يَٓا اَيُّهَا الْمَلَؤُا اِنّٖٓى اُلْقِىَ اِلَىَّ كِتَابٌ كَرٖيمٌ اِنَّهُ مِنْ سُلَيْمٰنَ وَ اِنَّهُ بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

Она сказала: “О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно от Сулеймана (Соломона), и в нём сказано: “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!” (Коран, 27:29-30)

В этом разделе будет упомянуто несколько тайн.

Первая тайна.

Одно из проявлений 1 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ я увидел таким:

На лике Вселенной, на лике земли и на лице человека, находясь внутри друг друга, есть три печати Божественного Господства, которые являются подобиями друг друга.

Одна из них: великая печать Божественности, проявляющаяся во всеобщем собрании вселенной через взаимопомощь, сплочённость, поддержку и отзывчивость. “Бисмиллах” (Во имя Аллаха) обращено к ней.

Вторая: великая печать Милостивости, проявляющаяся на лике земного шара через схожесть, пропорциональность, гармонию, согласованность, милость и сострадание, видимые во внимании к растениям и животным, в их вскармливании и управлении. “Бисмиллахиррахман” (Во имя Аллаха Милостивого) обращено к ней.

Затем: печать Высокого Милосердия, проявляющаяся через нежное сострадание, внимательную любовь и лучи Божественной милости на лице содержательной сути человека. Из “Бисмиллахиррахманиррахим” к ней обращено “Аррахим” (Во имя Милосердного). Значит, “Бисмиллахиррахманиррахим” – святые названия трёх печатей Единобожия, образующие одну светлую строку на странице мира, её прочное волокно и блестящий шрифт. То есть, “Бисмиллахиррахманиррахим”, нисходя с высот, упирается в человека, являющегося плодом вселенной и уменьшенной копией мира. Связывает престол Всевышнего с поверхностью земли. Является дорогой для выхода к высотам человечности.

Вторая тайна.

Превосходно Излагающий Коран, для того чтобы умы не задохнулись среди Единства, проявляющегося во множественности сотворённого, постоянно показывает среди того Единства (Вахидият) проявление Единственности (Ахадият). То есть, например: солнце своим сиянием охватывает бесчисленное множество вещей. Для того чтобы осмыслить сущность солнца через его полное сияние, необходимо иметь очень широкое воображение и всеобъемлющий взгляд, и чтобы не дать забыть о самом солнце, оно показывается в каждой блестящей вещи в виде отражения. И каждая блестящая вещь, в соответствии со своими качествами, вместе с проявлением самого солнца, показывает и такие его особенности, как сияние и тепло. И как каждая блестящая вещь в соответствии со своими свойствами показывает солнце со всеми его качествами, также и каждое из качеств солнца, таких, как его сияние, тепло и семь цветов его света, охватывает все находящиеся перед ним вещи. Также и: وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى “Аллаху присущ наивысший пример” (Коран 16:60) не ошибитесь в примере – как Божественные Единственность (Ахадият) и Самодостаточность (Самадият), со всеми своими именами,

проявляются в каждой вещи, и особенно в живых существах, особенно в зеркале человеческой сущности, так и каждое имя, связанное с существами стороной Единства и Единственности, охватывает всё сущее. Итак, для того чтобы не задушить умы среди Единства, и дабы не дать сердцам забыть Пресвятого Творца, в Единстве (Вахидият) постоянно присутствует печать Единственности (Ахадият), и “Бисмиллахиррахманиррахим” указывает на три важных узла той печати.

Третья тайна.

Очевидно, что оживляет эту бескрайнюю вселенную – Милость. И явно, что всё мрачное сущее освещает опять же Милость. И воспитывает этих вращающихся среди бесконечных нужд созданий – Милость. И, подобно обращению дерева со всеми его частями к плоду, эту вселенную делает обращённой к человеку, понуждая смотреть на него со всех сторон и спешить к нему на помощь – явно, Милость. И очевидно, что наполняет, освещает, оживляет и заселяет этот бескрайний космос и этот пустой необитаемый мир – Милость. И тленного человека делает кандидатом на вечность, делает его собеседником и другом Извечного и Вечного Творца – явно, Милость.

О человек! Поскольку Милость – это такая мощная и притягательная, помогающая и возлюбленная истина; скажи: “Бисмиллахиррахманиррахим”, – ухватись за эту истину и спасись от абсолютной дикости и мук бесконечной нужды. Приблизься к Трону Этого Извечного и Вечного Царя, через милосердие той Милости и через её лучи стань собеседником и преданным другом Этого Султана!

Да, то, что все виды созданий с мудростью собраны вокруг человека и в каждой его нужде с совершенным порядком и благосклонностью понуждаются спешить к нему на помощь, может происходить в результате одной из двух причин. Или каждый вид существующего во вселенной сам по себе знает человека, подчиняется ему и бежит помогать. Это же в стократной степени неразумно, а также рождает много противоречий. Тогда будет необходимо, чтобы у такого абсолютно бессильного существа, как человек, имелось могущество самого сильного Абсолютного Правителя. Или же эта поддержка происходит благодаря знанию одного Абсолютно Всемогущего, завесой Которому служит эта вселенная. Значит, человека знают не создания, имеющиеся во вселенной; скорее все они – доказательства знания и ведения Того, Кто знает, ведает человека и оказывает ему милость.

О человек! Образумься! Разве есть хоть какая-то возможность, чтобы Всемогущий Создатель, Который понуждает все виды созданий благосклонно протягивать тебе свои руки помощи и заставляет их отвечать на твои потребности: “Слушаем и повинуемся!” – тебя не знал, не ведал, не видел? А поскольку Он тебя знает и с милостью сообщает о своём знании, то и ты Его знай и с почтением объяви о своём знании.

И твёрдо пойми, что подчиняет эту огромную вселенную такому, как ты маленькому, абсолютно слабому, абсолютно бессильному, абсолютно бедному, тленному созданию и отправляет её к тебе на помощь, конечно же, истина Милости, включающая в себя мудрость и благосклонность, знание и могущество. И конечно, такая Милость желает от тебя искренней благодарности и серьёзного, чистосердечного почтения. Так произнеси же: “Бисмиллахиррахманиррахим”, – выражающее ту искреннюю благодарность и то чистосердечное почтение. Сделай эту фразу причиной проявления к тебе той Милости и своим заступником перед Обителью Милостивого.

Да, существование и реальность Милости видны подобно солнцу. Потому что, как узор, находящийся в центре, является результатом расположения и порядка продольных и поперечных нитей, идущих со всех сторон. Также и в великом кругу этой вселенной светлые нити, протянувшиеся от проявлений тысячи и одного имени Бога, ткут внутри отпечатка Милости, находящегося на лике вселенной, такую печать Милосердия и такой узор сочувствия, вышивают такую печать благосклонности, что показывают себя умам ярче солнца.

Да, Этот Милостивый Обладатель Красоты, Который лучами Своих тысячи и одного имени упорядочил, словно нити великого узора, Солнце и Луну, химические элементы и минералы, растения и животных, и сделал их служителями жизни; и Который в милом и самоотверженном сострадании всех матерей животного и растительного мира показывает Своё сострадание; и Который подчинил жизни человека всех остальных обладателей жизни, показав тем самым очень красивый и приятный, великий узор Божественной Заботы, а также важность человека, и проявил тем самым Свою самую блистательную милость; конечно, перед Своей абсолютной самодостаточностью и богатством, сделал Свою милость приемлемым заступником человеку и другим обладателям жизни, находящимся в абсолютной нуждаемости.

О человек! Если ты являешься им, скажи: “Бисмиллахиррахманиррахим”. Обрети этого заступника!

Да, существующие на земле четыреста тысяч племён разнообразнейших растений и животных взращивает, не забывая ни одного из них и не путая, управляет ими, делая это своевременно, с совершенным порядком, с мудростью и благосклонностью, и ставит на лике земного шара печать Единства – очевидно, а скорее явно – Милость. И существование той Милости также твёрдо, как существование созданий на поверхности земного шара, а также она имеет столько доказательств своей реальности, сколько существует тех созданий.

Да, подобно присутствию на лике земли такой печати Милости и оттиска Единства, также и на лице духовной сути человека стоит такой же отпечаток Милости, который ничем не уступит оттиску Милосердия, стоящему на лике земного шара и великому штампу Милости, видимому на лике вселенной. Подобно некой фокусной точке, он вбирает в себя проявления тысячи и одного имени (Аллаха).

О человек! Разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы Тот, Кто дал тебе это лицо и на этом лице поставил такой оттиск Милости и такую печать Единства, бросил бы тебя без присмотра, не придал тебе значения, оставил бы без внимания твои поступки, сделал бы бессмысленной всю вселенную, являющуюся обращённой к тебе, сделал бы древо мироздания никчёмным, испорченным деревом с гнилыми плодами. И понудил бы отрицать Свою ясную, словно солнце, Милость, не имеющую абсолютно никакого изъяна и ни в каком отношении не приемлющую никакого сомнения, и свою Мудрость, видимую, подобно свету… Нет, ни за что!..

О человек! Знай, для того, чтобы достичь престола той Милости есть некое вознесение. И это вознесение – “Бисмиллахиррахманиррахим”. И если желаешь понять, насколько это вознесение является важным, посмотри на заглавия ста четырнадцати сур Корана-Превосходно Излагающего и на начала всех благословенных дел. Многие великие учёные – муджтахиды, подобные Имаму Шафии (Да будет доволен им Аллах), сказали: “Тогда как “Бисмиллах” является лишь одним аятом, в Коране он ниспослан сто четырнадцать раз”, – что является самым твёрдым доводом величайшей ценности “Бисмиллах”.

Четвёртая тайна.

Среди бесчисленного множества не каждому достаточно проявления единства, заложенного в произнесении обращения: اِيَّاكَ نَعْبُدُ “Тебе одному мы поклоняемся” (Коран, 1:5). Мысли рассеиваются. Для того чтобы произнести: اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ “Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи” (Коран, 1:5)

в совокупности осмыслив за единством Сущность Единственного, необходимо сердце, обширное как земной шар. И основываясь на этой тайне, подобно тому, как в явном виде показывается нам оттиск Единственности в элементарных вещах, также и для того, чтобы показать его в каждом виде и роде и понудить к осмыслению сути Единственного, внутри печати Милости показывается оттиск Единственности (Ахадият), дабы на любом уровне, каждый мог с лёгкостью, произнеся:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ “Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи” (Коран, 1:5) обращаясь к Пресвятому Творцу, устремиться к Нему.

Так вот, для того чтобы изложить эту великую тайну, Мудрый Коран в великом кругу вселенной, например, упоминая о создании небес и земли, тотчас упоминает о самой тонкой детали самого маленького круга, дабы в явном виде показать печать Единственности. Например, говоря о создании небес и земли, открывает разговор о создании человека и его голоса, и о внимательной милости и мудрости, имеющихся в сотворении человеческого лица.

Дабы мысли не рассеивались, сердце не задохнулось, а дух безошибочно нашёл своего Ма’буда (Того, Кому он должен поклоняться). Например, аят:

وَمِنْ اٰيَاتِهٖ خَلْقُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَاخْتِلَافُ اَلْسِنَتِكُمْ وَ اَلْوَانِكُمْ

“Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов” (Коран, 30:22)

в превосходном виде показывает вышеупомянутую истину.

Да, в бесчисленности созданного и в бесконечном множестве оттиски Единства, подобно входящим друг в друга кругам, от самого большого оттиска и до самого маленького, имеют свои разновидности и уровни. Но, каким бы ни было Единство, оно остаётся Единством среди множества. Полностью обеспечить истинного обращения не может. Поэтому за единством должен стоять оттиск Единственности. Дабы множество не отвлекало разум. И дабы перед сердцем открылся путь прямо к Пресвятому Творцу. И для того, чтобы обратить взоры и привлечь сердца тому оттиску Единственности, на него нанесены и привлекательный узор, и ясный свет, и очень приятная сладость, и очень милая красота, и очень мощная истина, коими являются чекан Милости и печать Милосердия. Да, сила той Милости такова, что она привлекает взоры обладателей разума, тянет их к себе и приводит к оттиску Единства (Ахадият). И понуждает к осмыслению Сущности Единственного, а после удостаивает истинного обращения: 7 اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ . Так вот, в связи с тем, что фраза: “Бисмиллахиррахманиррахим” – является оглавлением суры “Фатиха” и сжатой квинтэссенцией Корана, она стала заглавием этой вышеупомянутой великой истины и её переводчиком. Взявший в руки это заглавие сможет странствовать по уровням Милости. И тот, кто разговорит этого переводчика, познает тайны Милости и увидит свет Милосердия и Сострадания.

Пятая тайна.

В одном благородном хадисе сообщается:

اِنَّ اللّٰهَ خَلَقَ الْاِنْسَانَ عَلٰى صُورَةِ الرَّحْمٰنِ –اَوْ كَمَا قَالَ

“Воистину, Аллах создал человека по образу Милостивого”

(или как было сказано). Некоторая часть суфиев истолковала этот хадис в странном виде, не совпадающем с убеждениями веры. И даже некоторые последователи «пути любви» из них смотрели на духовное лицо человека, как на некий образ Милостивого. Поскольку большинство последователей тариката находится в духовном опьянении и большинство последователей «пути любви» находится в самозабвении и рассеянности, то, возможно, они и заслужат прощение за такое несоответствующее истине воззрение. Однако, те кто сохраняет трезвость разума, не должны принимать такие противоречащие основам вероубеждения смыслы. Иначе совершат ошибку. Да, у Пресвятой Божественной Сущности, Которая организованно и точно, словно неким дворцом или домом управляет этой вселенной,

Которая мудро и легко, словно частиц, вращает и заставляет странствовать звёзды, и, словно организованных служащих, использует частицы, – нет ни сотоварища, ни похожего на Него, ни противоположности, ни пары; и подобно этому, по тайне:

لَيْسَ كَمِثْلِهٖ شَىْءٌ وَهُوَ السَّمٖيعُ الْبَصٖيرُ

“Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий” (Коран, 42:11)

также не может быть у Него ни образа, ни подобия, ни примера, ни сходства с чем-либо. Но, по тайне и примеру аята:

وَلَهُ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى فِى السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَهُوَ الْعَزٖيزُ الْحَكٖيمُ

“Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый” (Коран, 30:27)

есть возможность взглянуть на Его деятельность, качества и имена. Значит, пример и подобие есть с точки зрения деятельности. Один из многих смыслов этого вышеупомянутого благородного хадиса заключается в следующем. Человек создан в таком виде, который полностью показывает имя (Аллаха) Милостивый. Да, это значит что, как мы уже говорили раньше, так же, как на лике вселенной виднеется имя Милостивый, проявляющееся в лучах тысяча одного имени; и как на лике земной поверхности имя Милостивый показывается в бесконечных проявлениях Абсолютной Божественной Заботы (Господства), так и в содержательной сути человека, подобно ликам земли и вселенной, только в уменьшенном масштабе снова показано имя Милостивый, в его самом полном проявлении.

И ещё этот хадис указывает, что эти подтверждения существования Милостивого и Милосердного Творца и Его зеркала, коими являются живые существа и такие удостоенные этих Его имён, как человек, все они настолько твёрдо, ясно и явно указывают на этого Необходимо Сущего Создателя, что так же, как о зеркале, вбирающем в себя подобие и отражение солнца, желая сообщить о его сиянии и о явности его указания на солнце, говорится, что: “Это зеркало – солнце”, – так и фраза “В человеке есть образ Милостивого” – сказана и говорится с намерением сообщить о явном указывании и о совершенной связи. И основываясь на этой истине, умеренная часть представителей Вахдетуль Вуджуд, для показа ясности того указывания и совершенства той связи говорили: “Нет ничего существующего, кроме Него”.

اَللّٰهُمَّ يَا رَحْمٰنُ يَا رَحٖيمُ بِحَقِّ بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ اِرْحَمْنَا كَمَا يَلٖيقُ بِرَحٖيمِيَّتِكَ

وَ فَهِّمْنَا اَسْرَارَ بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ كَمَا يَلٖيقُ بِرَحْمَانِيَّتِكَ اٰمٖينَ 

“О Аллах! О Милостивый! О Милосердный! Ради истины “Бисмиллахиррахманиррахим” надели нас милостью, как проявление Твоего Милосердия, и позволь нам понять тайны “Бисмиллахиррахманиррахим”, как проявление Твоей Милости. Амин.”

Шестая тайна.

О несчастный человек, скатывающийся среди бескрайней слабости и бесконечной нужды! Пойми, насколько ценной дорогой является Милость и насколько она является приемлемым заступником: эта Милость – дорога к Такому Всемогущему Царю, Которому в единой армии с совершенным порядком и дисциплиной служат и звёзды и атомы. И Этот Всемогущий, Этот Извечный и Вечный Царь обладает Личной самодостаточной удовлетворённостью. И Его самодостаточность абсолютна.

Он – Абсолютно Богат и ни с какой стороны не имеет нужды ни во вселенной, ни во всём сущем. И вся вселенная находится под Его управлением и волей, в безукоризненном послушании перед Его величием и грандиозностью и в самоуничижении перед Его могуществом. Так вот, Милость приводит тебя – о человек! – к Этому Абсолютно Богатому и Вечному Царю и делает тебя Ему другом. И делает Его собеседником. И даёт тебе положение любимого раба. Но, подобно тому, как не можешь ты достичь солнца, от него ты очень далёк и ни с какой стороны не сможешь к нему приблизиться, но его сияние, его отражение и красота, посредством зеркала даётся тебе в руки. Также и все мы настолько бесконечно далеки от Этого Пресвятого Творца, от Этого Извечного и Вечного Солнца, что приблизиться к Нему не в силах. Но сияние Его Милости делает Его близким к нам.

Итак, о человек! Тот, кто найдёт эту Милость, обретёт вечную, неиссякаемую сокровищницу света. Способ же обретения той сокровищницы – это следование сунне самого блестящего примера и представителя той Милости, являющегося её самым красноречивым языком и глашатаем, который назван в Коране Милостью для миров – Досточтимого Посланника (Мухаммада), Мир Ему и Благо. Средство же для обретения этой воплощённой Милости, которая является Милостью для миров – это салават (молитва за Пророка). Да, смыслом салавата является Милость. И салават, который является просьбой о милости к этой живой воплощённой Милости – это средство достижения той Милости для миров. Если так, то сделай салават для себя средством обретения той Милости для миров, а эту Личность же прими, как средство обретения Милости Всемилостивейшего (Аллаха).

То, что вся мусульманская умма в великом множестве произносит салават, желая милости Пророку Алейхиссаляту Вассалям, являющемуся Милостью для Миров, в блестящем виде доказывает, насколько ценным Божественным даром является Милость, и насколько широким является её круг.

Вывод. Так же, как самым ценным бриллиантом и открывающим сокровищницы Милости является Личность Ахмада Алейхиссаляту Вассалям, самым первым ключом её является “Бисмиллахиррахманиррахим”. И самый лёгкий её ключ – салават.

اَللّٰهُمَّ بِحَقِّ اَسْرَارِ بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى مَنْ اَرْسَلْتَهُ رَحْمَةً لِلْعَالَمٖينَ كَمَا يَلٖيقُ بِرَحْمَتِكَ

وَ بِحُرْمَتِهٖ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ اَصْحَابِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ ارْحَمْنَا رَحْمَةً تُغْنٖينَا بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاكَ مِنْ خَلْقِكَ اٰمٖينَ

“О Аллах! Ради прав “Бисмиллахиррахманиррахим” благослови и одари миром того, кого Ты послал милостью для миров так, как приличествует Твоему Милосердию и Состраданию, а также его семью и сподвижников. И одари нас Своей милостью так, чтобы не осталось у нас нужды в сострадании кого-либо из Твоих созданий.”

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

“Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый” (Коран, 2:32)

* * *