ЧЕТВЁРТОЕ ТОНКОЕ УКАЗАНИЕ

События, сокрытые в прошлом и будущем, о которых сообщил Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо), наученный Знающим Скрытое (Аллям-уль-Гуюб), невозможно пересчитать. В “Двадцать пятом Слове”, повествующем о превосходном изложении Корана, мы указали на различные формы этого чуда и в некоторой степени объяснили их и доказали, а потому, препоручая “Двадцать пятому Слову” сообщения о прошлом и о прошлых пророках, а также о Божественных истинах и об истинах Вселенной и Ахирата, здесь о них говорить не будем. Лишь укажем на несколько примеров из множества предсказаний, касающихся событий, произошедших после него с сахабами и его семьёй, а также со всей уммой. И для того, чтобы можно было полностью понять эту истину, в качестве предисловия, мы изложим шесть основ.

Первая основа. Хотя каждое состояние и положение Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) может свидетельствовать о его правдивости и пророчестве, однако нет необходимости в том, чтобы каждое это его состояние и положение было необыкновенным. Потому что Всевышний отправил Его в образе человека, дабы Он был учителем и имамом в жизни человеческого общества, а также в делах и поступках, которыми зарабатывается мирское и вечное счастье. И дабы в обычных, повседневных вещах, которые являются отдельными Чудесами Божественного Могущества, Он (Мир Ему и Благо) показал необыкновенное творчество Всевышнего и правление Его могущества. Если бы деяния Пророка (Мир Ему и Благо) вышли за пределы человеческих возможностей, то Он не мог бы сам лично быть примером для других. Он не смог бы преподать урок своими поступками, состоянием и поведением. Но лишь для того, чтобы доказать упрямцам истинность своего пророчества, он удостаивался сверхъестественных деяний и, в случае необходимости, время от времени показывал чудеса. Однако, в соответствии с условиями экзамена и испытания, являющихся сутью земной жизни, таких чудес, которые бы явным образом не оставляли человеку выбора, быть не должно. Потому что сущность экзамена и мудрость задания требует, чтобы для разума были открыты двери, но при этом он не был лишён выбора. Если же истина будет слишком очевидной, тогда выбора не останется. Тогда и Абу Джахль подтвердит её также как и Абу Бакр. Смысла в экзамене и испытании уже не будет. Уголь и алмаз останутся на одном уровне.

Удивительно то, что, без преувеличения, тысячи людей, оценивая Досточтимого Пророка (Мир Ему и Благо) с тысячи сторон, видя лишь какое-либо одно Его чудо, или одно доказательство пророчества, или только услышав Его слова, или только увидев Его лицо, и так далее, лишь по одному какому-либо признаку уверовали в него. Но, не смотря на это, всех этих тысяч доказательств пророчества, достоверно переданных и не подлежащих сомнению, каждое из которых привело к вере тысячи разных людей, мыслителей и исследователей, оказывается недостаточным для некоторых несчастных нашего времени, и они продолжают оставаться в заблуждении.

Вторая основа. Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) является и человеком – с точки зрения человеческой природы действует как человек; и посланником – с точки зрения пророческой миссии является выразителем и послом Всевышнего. Его миссия основана на откровении (вахий). Откровение бывает двух видов:

Первый. “Явное откровение” – в котором Пророк (Мир Ему и Благо) является только лишь выразителем и передатчиком, его доли там нет. Это, например, Коран и некоторые Хадисы-Кудси.

Второй вид. Это “Скрытое откровение”. Его суть и основа опирается на откровение (вахий) и вдохновение (ильхам), однако детали и описание принадлежат Досточтимому Посланнику (Мир Ему и Благо). Разъясняя и описывая ту, идущую от откровения суть, Ахмад (Мир Ему и Благо) порой вновь опирается на откровение или вдохновение, или же использует свою интуицию. И сделанные по собственному суждению разъяснения и описания или повествуют с высокой святой силой с позиции посланнической миссии, или же с позиции человеческой сути излагают соответственно общепринятому, привычному для людей мнению.

Итак, нельзя рассматривать все подробности каждого хадиса с позиции чистого откровения. Нельзя искать высокие признаки пророчества в мыслях и поступках, являющихся необходимыми для человеческой природы. Поскольку некоторые известия пришли к нему посредством откровения в обобщённом виде, он же описывал их посредством своей интуиции и согласно общепринятому пониманию, то порой уподобления и трудные для понимания места этих описаний нуждаются в толковании и объяснении. Потому что есть такие истины, которые можно приблизить к пониманию только посредством примера. Подобно тому, как однажды, в присутствии Пророка (Мир Ему и Благо) послышался некий глубинный грохот. Посланник (Мир Ему и Благо) объявил: “Это грохот камня, который катился семьдесят лет, а теперь упал на дно Ада”. Через час пришёл ответ: “Умер и отправился в Ад один известный семидесятилетний лицемер”. Тем самым выяснилось объяснение события, которое Пророк (Мир Ему и Благо) изложил на красноречивом примере.

Третья основа. Если дошедшие известия имеют форму таватура (достоверное предание), то они несомненны. Таватур делится на два вида. [Примечание. Слово “таватур”, употребляется здесь не в смысле “народной молвы”, а имеется в виду твёрдое, достоверное сообщение, которое не может быть ложным.] Первый – это “Явный таватур”. Второй – “Смысловой таватур”, который тоже состоят из двух частей. Первая часть – это “безмолвный таватур”. То есть те предания, которые приняты, судя по умолчанию. Например, если некий человек, находящийся в обществе, сообщит под вниманием того общества о неком событии, а общество ему не возразит и ответит молчанием, то это будет значить, что общество с ним согласно. Особенно, если это общество будет связано с тем событием, и будет готово к критике, будет неприемлющим ошибки и считающим ложь весьма мерзким делом, конечно, в этом случае его молчание будет мощным доказательством того, что данное событие имело место. Второй вид смыслового таватура таков: если будет сообщено о неком происшествии, например, о том, что “одним килограммом пищи насытились двести человек”; но при этом сообщающие рассказывают об этом в разной форме: один говорит “было так”, другой – “по-другому”, третий описывает совсем иначе, но так или иначе все они сходятся в том, что данное событие было. Так вот, в этом случае информацию о свершении события, в котором сходятся данные сообщения, передаёт их смысл, сомнений в том, что событие произошло, нет. Разница в описаниях же этому не повредит. И иногда бывает так, что единственное сообщение (хабар-и вахид) говорит о своей несомненности внешними признаками.

Итак, наибольшая часть чудес и доказательств пророчества Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) дошли до нас посредством таватура (достоверного предания): или ясного, или смыслового, или безмолвного. И, хотя некоторая часть их дошла до нас, как единственное сообщение (хабар-и вахид), однако учитывая то, что они оказались достойны принятия на взгляд отсеивающих учёных-мухаддисов (наккад), нужно рассматривать их также несомненно, как таватур. Да, если единственное сообщение заверили и приняли называемые “Альхафиз” учёные-мухаддисы и изыскатели истины, которые держали в памяти, по меньшей мере, сто тысяч хадисов, и такие богобоязненные исследователи, которые в течение пятидесяти лет совершали утренний намаз с омовением ночного намаза, а также возглавляемые Бухари и Муслимом составители Шести Сборников Хадисов и Гении Хадисоведения, то это единственное сообщение (хабар-и вахид) не уступит в несомненности таватуру.

Да, учёные-исследователи науки о хадисах, имея постоянное общение со стилем изложения и высоким слогом Досточтимого Посланника, стали разбираться в хадисах настолько и обрели такой опыт, что определяли “ложный” хадис, даже если он будет один из ста. Видя его, они сразу говорили: “Это не может быть хадисом, и это не слова Пророка”, – и отбрасывали в сторону. Подобно ювелиру они знали “драгоценности” хадисов и спутать с ними другие слова не могли. Лишь некоторые исследователи, подобные Ибн Джавзи, проявив чрезмерность в критике, назвали “вымышленными” и некоторые достоверные хадисы. Однако то, что хадис “вымышлен”, не значит, что его смысл ложен; это значит, что данные слова не являются хадисом.

Вопрос. Какая польза в том, что в ненужных местах, относительно известных событий, упоминается цепочка подтверждений и говорится: “От такого-то, от такого-то, от такого-то”?

Ответ. Пользы в этом много. Например, одна польза такова: Цепочкой передатчиков показывается, что в неё входят надёжные, проверенные и правдивые передатчики хадисов, что указывает на своего рода согласие во мнениях богословов-исследоватлей истины, входящих в ту цепочку. Словно каждый имам, каждый богослов, входящий в ту цепочку подтверждений, ставит свою подпись под законностью данного хадиса и своей печатью подтверждает его достоверность.

Вопрос. Почему хадисы о чудесах не дошли до нас с такой важностью и такими многочисленными путями, в виде достоверного предания (таватура), как другие, необходимые положения шариата?

Ответ. Потому что в большинстве положений шариата большая часть людей нуждается в большей части своей жизни. Эти положения, словно фарз-’айн, имеют отношение к каждой личности. Что же касается чудес, то каждый человек во всех них не нуждается. Если и появится нужда, то достаточно будет один раз услышать. Это словно фарз-кифая, если о них знает хотя бы часть людей, то этого достаточно.

Так вот, поэтому порой бывает так, что, хотя существование и свершение какого-либо чуда является десятикратно более несомненным, чем существование какого-либо положения шариата, но о чуде говорят лишь один-два передатчика, а о положении – десять-двадцать.

Четвёртая основа. Некоторые события будущего, предсказанные Досточтимым Посланником (Мир Ему и Благо), – это не какие-то частичные происшествия, скорее это некие значительные явления, имеющие повторения, о которых сообщается в частной форме. Между тем, у этих явлений имеются многочисленные стороны, и каждый раз излагается одна из них. Затем передатчик хадиса объединяет те стороны, и явление начинает выглядеть невозможным.

Например, есть много разных преданий о Почтенном Махди. Описания их и подробности весьма различны. Между тем, как было доказано в одной из “ветвей” “Двадцать четвёртого Слова”, Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо), основываясь на откровении (вахий), для того, чтобы сберечь духовную силу верующих людей каждого века, дабы они не впали в отчаяние пред лицом ужасных событий и чтобы связать их с людьми из рода Пророка, являющимися некой светлой цепочкой Исламского мира, сообщил о Махди. И подобно Махди, который должен прийти перед Концом Света, каждый век обрёл некого своего Махди, и даже не одного, а многих. И даже среди принадлежащих роду Пророка (Мир Ему и Благо) Аббасидских халифов был человек, вобравший в себя многие качества Великого Махди.

Итак, качества халифов-махди и богословов-махди, пришедших до Великого Махди и являющихся его подобиями, смешались с качествами самого этого Махди, и поэтому в преданиях о нём появились противоречия.

Пятая основа. По смыслу:  لَا يَعْلَمُ الْغَيْبَ اِلَّا اللّٰهُ «Никто не знает скрытого, кроме Аллаха.»  Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) сам по себе скрытого не знал; но ему сообщил об этом Всевышний, а он сообщил людям. Всевышний же – и Хакúм (Мудрый), и Рахúм (Милосердный). А мудрость и сострадание требуют сокрытия многого из того что ждёт в будущем. Потому что в этом мире слишком много вещей, неприятных человеку. Знать о них заранее – мучение.

Итак, исходя из этого секрета, время смерти оставлено для человека неопределённым, и бедствия, которые его постигнут, сокрыты за завесой неизвестности. И поскольку этого требуют Мудрость и Милость Всевышнего, то для того, чтобы чересчур не бередить слишком чуткое милосердие Пророка (Мир Ему и Благо) к своей умме, а также, чтобы излишне не причинять боль его обострённому состраданию к своей семье и сподвижникам, не показывать ему все и во всех подробностях ужасные события, постигшие Его семью, сподвижников и умму после его смерти, является необходимостью мудрости и милости [Примечание. Для того чтобы не причинять боль большой любви и состраданию Ахмада (Мир Ему и Благо) к Верной Айше, ему не было ясно показано её участие в “Верблюжьем инциденте”, доказательством чего служит то, что своим Чистым Супругам он сказал: “Если бы я знал, которая из вас примет там участие”. Однако, после в лёгком виде ему было сообщено, поскольку Почтенному Али (да будет доволен им Аллах) Он сказал: “Если между тобой и Айшой произойдёт какой-то инцидент,

 فَارْفَقْ وَ بَلِّغْهَا مَاْمَنَهَا  “Будь с ней мягок и доставь её в надёжное место” (Муснад, 6:39).]

Однако, опять же ради некоторых мудростей, важные события – в нестрашном виде – были показаны ему. Он же сообщил о них. Также и о хороших событиях он был извещён частью в общем виде, а частью в подробностях. И тоже сообщил о них людям. И его сообщения в достоверном виде передали нам настоящие учёные-мухаддисы, исследовавшие хадисы, пребывая на самых высших степенях богобоязненности, справедливости и праведности, страшно боящиеся угрозы хадиса:

  وَمَنْ كَذَبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّاْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ “Кто намеренно скажет ложь от моего имени, пусть готовит себе место в Аду” (Бухари, Ильм: 38, Дженаиз: 50, Адаб: 109; Муслим, Зухд: 72)

а также очень пугающиеся перед суровым аятом:

   فَمَنْ اَظْلَمُ مِمَّنْ كَذَبَ عَلَى اللّٰهِ   “Кто же несправедливее того, кто измыслил ложь на Аллаха…” (Коран, 39:32)

Шестая основа. Состояния и качества Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) изложены в виде Сиры (жития Пророка) и Истории. Однако большая часть этих состояний и качеств касаются его человеческой природы. Между тем, духовная личность и святая сущность этого благословенного человека настолько высоки и светлы, что качества, изложенные в Сире (житие Пророка) и Истории, “для той высокой Личности малы”, с той высокой ценностью не совпадают. Потому что, по смыслу:

 اَلسَّبَبُ كَالْفَاعِلِ «Ставший причиной подобен исполнителю»

 каждый день, и даже сейчас на страницы его совершенств добавляется великое поклонение, равное поклонению всей Его уммы. И подобно тому, как Он с некими безграничными способностями, в бесконечном виде удостоился бесконечной Божественной милости, так и каждый день он удостаивается бесчисленных молитв всей Его бессчётной уммы. И вся сущность и истины совершенств этой благословенной Личности, являющейся итогом этой Вселенной и самым совершенным её плодом, и выразителем Создателя Вселенной, и Его любимцем, не могут уместиться в человеческие образы и состояния, переданные Сирой и Историей. К примеру, Благословенная Личность, рядом с которой в битве при Бадре, подобно двум приближённым телохранителям, находились ангелы Джабраиль и Микаиль, не может уместиться в образ, видимый единственным свидетелем, которым был Хузайфа, в споре с арабом-бедуином при покупке коня на базаре.

Итак, для того, чтобы не пойти ложным путём, нужно посреди простых, обычных качеств, постоянно слышимых нами в связи с человеческой сутью Пророка (Мир Ему и Благо), поднять голову и посмотреть на его истинную сущность и на его светлую духовную личность, стоящую на степени посланнической миссии. Иначе, или проявишь неуважение, или впадёшь в сомнение. Для понимания этого смысла послушай следующий пример:

Допустим, есть одна финиковая косточка. Попав в землю, она стала большим плодовым деревом. И постепенно разрастается и набирает мощь. Или возьмём яйцо павлина. Под действием тепла из него вылупился маленький цыплёнок. Затем он стал прекрасным павлином, со всех сторон расписанным и позолоченным Божественным могуществом. И со временем он всё больше растёт и красивеет. Теперь, этой косточке и яйцу присущи некоторые качества и состояния. Внутри них содержатся тонкие материи. Также и у дерева и павлина, родившихся из них, в сравнении с косточкой и яйцом, имеются большие и высокие качества и состояния. Теперь, для того, чтобы, рассказывая о качествах косточки и яйца, связать их с качествами дерева и птицы, нужно, чтобы человеческий разум постоянно поднимал взгляд с косточки на дерево и с яйца на павлина, дабы он смог принять эти услышанные качества. Иначе, если сказать: “Из этой грошовой косточки я получил тысячу пудов фиников”, или: “Это яйцо – царь птиц, летающих в поднебесье”, – разум свернёт к отрицанию и отвержению.

Итак, подобно этому, человеческая суть Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) похожа на ту косточку и яйцо. Что же касается его сущности, блистающей посланнической миссией, то она подобна райскому дереву Туба и птице Гамаюну. И она постоянно становится всё более прекрасной. Поэтому, размышляя об этом человеке, спорящем на рынке с бедуином, нужно поднять взор воображения к той светлой личности, которая, сев на Бурака и оставив позади Джабраила, устремилась к Каб-и Кавсейну. Иначе же, или проявишь неуважение, или нафс не поверит.