Пламя

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Знай, мой дорогой брат! Величественное слово «Аллах» необходимо указывает на все значения, излагаемые всеми Прекрасными Именами Всевышнего, и на все совершенные качества. Другие же, особые, имена указывают только на их носителя. В них нет указаний на качества, потому что качества не являются частью носителя имени и между ними нет необходимой связи. Таким образом, ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения необходимости они не указывают на качества. Однако, Величественное Имя «Аллах» указывает на Всевышнего и тождественно Ему. А так как между Всевышним и Его совершенными качествами имеется необходимая связь, то Величественное Имя «Аллах» необходимо указывает и на эти качества. А также, подобно тому, как наличия совершенных качеств требует Божественность, этого требует и особое имя «Аллах».

А также, в формуле «Нет божества, кроме Аллаха» слово «Аллах» может употребляться в связке с качествами. Исходя из этого, фраза «Нет божества, кроме Аллаха» содержит в себе столько фраз, сколько всего есть Прекрасных Имён. Таким образом, с точки зрения указываемых качеств, эта формула единобожия, будучи одной фразой, становится тысячей фраз. Например, «Нет Создателя, кроме Аллаха», «Нет Творца, нет Кормильца, нет Вседержителя, кроме Аллаха» и т. д. Поэтому, духовно развитый закир (совершающий зикр), произнося эту фразу, произносит тысячи содержащихся в ней фраз.

Знай, мой дорогой брат! Поскольку ты осознаёшь, что всё – от Аллаха, то и вредное, и полезное нужно принимать с довольством. В противном случае, ты будешь вынужден впасть в беспечность (гафлят). Поэтому, установлены внешние причины, а глаза закрыты пеленой беспечности (гафлят). Многие вещи, происходящие во Вселенной, идут вразрез с человеческими прихотями и страстями. Если подверженный страстям, увидев внешние причины, не впадёт в беспечность (в забвение) в отношении «Создателя причин», то свои возражения направит непосредственно на Аллаха.

Знай, мой дорогой брат! Молитвы (ду’а) бывают трёх видов:

  1. Молитвы, выражаемые человеком языком своих слов. Звуки, издаваемые животными на своём языке – например, когда они голодны – также относятся к этому виду молитв.

2) Молитвы, совершаемые растениями и деревьями, особенно весной, на языке нужд и потребностей.

3) Молитвы, совершаемые вещами, склонными к росту и преобразованию, посредством языка способностей.

Да, как всякая вещь восхваляет Всевышнего Аллаха, так же она взывает к Нему своими языком, нуждой и способностями.

Знай, мой дорогой брат! Перед тем, как семя превращается в дерево, из яйца вылупляется птенец, а из зерна всходит колос, существуют тысячи разных возможностей и вероятностей их образов и форм, однако они, несмотря на это, минуя все переплетения путей и вероятностей, направляются к точным и верным, законченным формам и состояниям. Из этого следует, что эти семена изначально также находились под опекой и управлением Знающего сокровенное. Словно каждое из тех семян является маленькой запиской, скопированной из книг могущества. Или же они – некое содержание, взятое из Извечного знания. Или же – некие правила, переписанные из книг предопределения.

Знай, мой дорогой брат! Верующий смотрит на Вселенную как на букву, указывающую на своего автора (ма’на-и харфи); неверующий же рассматривает Мир в отвлечённом смысле (ма’на-и исми), то есть как некоего независимого хозяина. В этой связи, у каждого творения имеется две стороны: одна состоит из его собственных качеств и индивидуальности, а другая обращена к Творцу и к Его Прекрасным Именам, проявляющимся в этом творении. Вторая сторона более обширна и более совершенна по своему смыслу. Ведь одна буква указывает на себя лишь в объёме одной буквы, и то только в одном отношении. На того же, кто её написал, она указывает со многих сторон и описывает зрителям его качества.

Так же и некое творение из «книги» Извечного Могущества на себя указывает лишь соразмерно своему телу и только в одном отношении, но на Извечного Творца, написавшего его, указывает очень многими сторонами. Оно читает длинную оду из проявляющихся в нём Имён. Установленное правило гласит: «Ма’на-и харфи не подлежит пристрастному суждению и не нуждается в доскональном исследовании. Однако ма’на-и исми подлежит всем верным и ложным суждениям». Исходя из этого секрета, в книгах философов, рассматривающих Вселенную в отвлечённом смысле (ма’на-и исми), их суждения о Вселенной, будучи по сути слабее паутины, снаружи кажутся более прочными.

Учёные-богословы на философские вопросы и на науки о мироустройстве смотрят в буквенном смысле (ма’на-и харфи), косвенно, лишь ради доказательства. Даже того, что солнце является светильником, земля – колыбелью, а горы – опорами, достаточно для доказательства утверждений учёных-богословов. И даже если суждения учёных-богословов совпадут со всеобщими ощущением и познанием, но окажутся не соответствующими действительности, это не повредит их утверждениям и они не заслужат опровержения. Поэтому, суждения учёных-богословов относительно философских (научных) вопросов выглядят простыми и слабыми, но в вопросах богословия они прочнее стали.

Знай, мой дорогой брат! Прощение Всевышним грешников – это милость, а наказание – справедливость. Да, согласно правилам, установленным Аллахом, человек, пьющий яд, заслуживает болезни и смерти. Если он заболеет, то это будет справедливо, поскольку таким образом он получит воздаяние; если же избежит болезни, то удостоится милости Аллаха.

Между грехом и наказанием существует прочная взаимосвязь. Даже мутазилиты, сбившиеся с прямого пути в вопросе греха, не придавали [создание] греха и зла Аллаху и воспринимали наказание за грех обязательным. То, что зло требует наказания, не противоречит милости Всевышнего, потому что оно идёт вразрез с законами мироустройства.

Знай, мой дорогой брат! Происхождение [арабского] слова «инсан» (человек) от слова «нисьян» (забвение) указывает на подверженность человека забывчивости. Худшей же забывчивостью является забывчивость в отношении своего нафса. Предание своего нафса забвению во время служения, работы и размышления, то есть оставление его без дела – это заблуждение. Забвение же в отношении своего нафса по окончании труда и во время получения наград – совершенство. Следовательно, заблудшие и совершенные противоположны друг другу в этом вопросе. Да, если заблудшему предложить потрудиться или совершить поклонение, он возгордится подобно фараону. Однако, при распределении наград и благ он не откажется и от их частички. В свою очередь, забывший о своём нафсе носитель совершенства прежде других проявляет инициативу в труде, размышлении и преодолении трудностей. Между тем, по итогам труда, в процессе распределения прибыли он забывает о своём нафсе, отодвигая его на задний план.

Знай, мой дорогой брат! В молитвах (ду’а) и в намазе, совершаемых общиной (джамаатом), а также в иных видах совместного поклонения заключён великий смысл: каждый из поклоняющихся получает большее вознаграждение (саваб) от совместного, нежели от личного поклонения. Каждый из них становится друг для друга ходатайствующим заступником и свидетелем, а также молящимся за других и, в особенности, за Пророка (мир ему и благо). К тому же, каждый поклоняющийся испытывает радость от счастья своих братьев, от поклонения Творцу Вселенной и от возможности претендовать на вечное счастье.

Итак, ввиду прочной взаимопомощи, возникающей между верующими благодаря общинности (джамаату), на них возложено наместничество, а также они удостоены высокой ответственности (аманат) и звания почётного творения среди созданий.

Знай, мой дорогой брат! Человек, находящийся на расстоянии от некой вещи, не способен видеть её так же, как находящийся вблизи. Каким бы смышлёным он ни был, в случае разногласий относительно состояния той вещи, большую силу возымеет слово находящегося вблизи. Исходя из этого, европейские философы, по причине чрезмерного увлечения вопросами материи, далеки от истин Ислама, веры (иман) и Корана. Даже самый большой философ не равен самому простому верующему, близко знающему эти истины. Таковы мои наблюдения, подтверждённые реальностью. Поэтому, нельзя сказать, что философы, открывшие, к примеру, свойства молнии и пара, могут так же постичь Божественные тайны и истины Корана, ведь их разум находится на уровне глаз, которым не дано узреть то, что могут увидеть сердца и души. В их сердцах же не осталось жизни – они, из-за беспечности, погрязли в болоте Природы.

Знай, мой дорогой брат! Поскольку такие всеобщие дары, как слух, зрение, воздух и вода намного более важны и ценны, чем дары личные, частные, то они заслуживают большей благодарности. Исходя из этого, отсутствие признательности за эти дары является величайшей неблагодарностью. Более того, некоторые люди, благодаря Аллаха за частные дары, даже не задумываются о дарах всеобщих, относясь к ним так, будто они на них не распространяются. Между тем, величайшие дары – дары всеобщие и постоянные, и подобно тому, как всеобщность является доказательством важности, постоянство указывает на возвышенность и ценность.

Знай, мой дорогой брат! Мудрости, требующие повторения некоторых аятов Превосходно Излагающего Корана, требуют также повторения некоторых формул поминания (зикра) и молитв (ду’а). Ведь помимо того, что Коран является книгой истины и шариата, мудрости и познания, он также является и книгой поминания (зикра), молитвы (ду’а) и призыва. В молитвах же необходим повтор, в поминании – неоднократное произношение, а в призыве – настойчивость.

Знай, мой дорогой брат! Одно из высоких достоинств Корана таково: вслед за изложениями, касающимися множества, приводятся напоминания о единстве, за подробностями следует обобщение, а после повествований о частностях в качестве итога упоминаются правила абсолютного Господства (Рубубият) и законы совершенных качеств Всевышнего. Польза этих итогов и обобщений, упоминаемых в конце аятов, состоит в том, что они являются результатом предпосылок, приводимых в основе аятов. Наряду с этим, они служат для того, чтобы мысли слушателя, занятые приведёнными в аятах частностями, не забыли о величии абсолютной Божественности, а также для того, чтобы не был нанесён вред мысленному поклонению.

Знай, мой дорогой брат! Духовная помощь и фейз со стороны аулия являются некими молитвами, выраженными состоянием или действием. Наставляющим на истинный путь, Покровителем и Оказывающим помощь является только Аллах. Однако, в человеке имеется такое тонкое чувство (латифа), такое состояние, языком которого любая просьба – даже со стороны грешника – исполняется Аллахом ради этого тонкого чувства. Это тонкое чувство показалось мне издалека, но определить его я не смог.

Знай, мой дорогой брат! Сопоставь входящие в область знания и убеждения состояния прошлого и находящиеся за завесой сомнений состояния будущего: представь себя посреди генеалогической цепи, на месте одного из твоих дедов, а затем посмотри, есть ли отличие между твоими предками, входящими в караван творений прошлого, и твоими детьми и потомками, которые, пребывая в утробе будущего, постепенно появляются на свет? Смотри внимательно! Как первая, так и вторая части являются творениями Создателя, сотворёнными со знанием и вниманием, и находятся пред Его взором. В этой связи, повторное оживление (воскрешение) твоих дедов не более удивительно, чем сотворение твоих детей. Скорее, оно даже проще. Итак, из этого сопоставления становится понятно, что события прошлого являются некими чудесами, свидетельствующими о том, что Творец могущественен над всеми вероятностями будущего.

Наблюдаемые в саду Вселенной творения и небесные тела представляют собой чудеса, указывающие на Всемогущество и Всезнание их Создателя.

К тому же, животные и растения – как отдельные особи, так и целые виды – являются чудесами творения, свидетельствующими о том, что их Создатель мощен над всякой вещью. Перед Его могуществом равны как частицы и солнца, так и оживление листьев и воскрешение людей. Нет разницы между опавшими, сгнившими листьями деревьев и их повторно оживлёнными подобиями.

Знай, мой дорогой брат! Многократное упоминание в Превосходно Излагающем Коране оживления Земли, а также привлечение внимания к почве, открыло моему сердцу следующую истину: подобно тому, как Земля является сердцем мира, почва является сердцем Земли. И самым коротким путём скромности и смирения, ведущим к цели, также является земля (почва). Скорее, земля – это более близкий путь к Создателю Небес, чем высокие небеса. Это так, поскольку во Вселенной именно земля более всего подходит для проявления Господства (Рубубият), для деятельности Могущества, для сотворения и для отражения имён аль-Хай (Живой) и аль-Каййум (Вечносущий, Вседержитель). Также как аршем (местом наибольшего проявления – прим. пер.) милости является вода, так и аршем жизни и оживления является земля. Земля (почва) – наилучшее зеркало. Да, чем тоньше зеркало некой плотной вещи, тем яснее оно показывает её образ, и чем плотнее зеркало некой светлой и тонкой вещи, тем лучше (ярче) оно показывает проявления Имён. Например, в зеркале воздуха видно лишь слабое сияние солнца. В зеркале воды видно солнце и его сияние, но не видны семь его цветов. Однако, зеркало земли, посредством разнообразия цветочных красок, показывает и семь цветов солнечного сияния. Благородный хадис:

اَقْرَبُ مَا يَكُونُ الْعَبْدُ مِنْ رَبِّهٖ وَ هُوَ سَاجِدٌ

«Раб ближе всего к своему Господу во время земного поклона (саджда)»

косвенно свидетельствует об этой истине. В таком случае, друг мой, пусть тебя не ужасают земля и превращение в прах, а также могила и вхождение в неё!

Знай, мой дорогой брат! Порой мой разум в процессе своего движения становится спутником сердца. Сердце делится с разумом тем, что открылось его чувствам. Разум же, как правило, представляет это посредством доказательства в виде примера. Например, Мудрый Творец обладает как бесконечной удалённостью от Вселенной, так и бесконечной к ней близостью. Да, Своими знанием и могуществом Он находится внутри самого глубокого, а также выше самого высокого. Подобно тому, как Он не находится внутри какой-либо вещи, Он не находится и за пределами чего-либо. Да, чтобы отчасти понять этот секрет, посмотри на произведения могущества, видимые на поверхности земли, удостоенной проявлений милости. К примеру, Творец, создающий одновременно две вещи, одна из которых на земле, а другая на небе, или же одна из которых на западе, а другая на востоке, должен быть таким же далёким, как далеки друг от друга эти вещи. И учитывая то, что Он поддерживает существование каждой вещи, Он обладает большей близостью ко всякой вещи, чем всякая вещь по отношению к себе. Этот секрет является особенностью необходимого бытия (вуджуб), независимости от ограничений и абсолютности, а также является необходимым различием между Сутью Истинного Деятеля и зависимой сущностью подвергающихся воздействию. Например, поскольку солнце является источником своих отражений, оно обладает чрезвычайной к ним близостью. В то же время, оно далеко от них так же, как далеко расстояние от отражения в зеркале до находящегося на небе подлинного солнца.

* * *

Постскриптум к «Пламени»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Знай, мой дорогой брат! От света, охватывающего всю Вселенную, не укрыться ни одной вещи. Ничто не может выйти за рамки круга неограниченного могущества, иначе потребуется ограничение безграничного.

Божественная мудрость дарует всякой вещи благодать согласно её ценности. Каждый может черпать воду из моря соразмерно своему стакану. К тому же, внимание являющегося предопределяющим Мудрого и Всемогущего Создателя к большим вещам не препятствует Его вниманию к вещам более мелким. От взгляда, свободного от материи и охватывающего внешнюю и внутреннюю стороны всех вещей, нечто большое не способно скрыть нечто малое, и целый вид не способен скрыть единицу. Нечто маленькое становится большим в зависимости от вложенного в него искусства. Виды же маленьких существ очень многочисленны. К тому же, абсолютное величие совершенно не приемлет партнёрства (ширк). А также, множество произведений, исходящих от абсолютной щедрости и создаваемых с удивительными лёгкостью и быстротой, с чудесными вниманием и порядком, указывает на то, что микроорганизмы, обитающие в воздухе, воде и земле, заполняют пространство мира, кажущееся людям пустым, необитаемым.

Знай, мой дорогой брат! Ты любишь свой нафс по причине его близости, однако твой Создатель достоин большей любви, ибо Он к тебе ещё ближе, чем твой нафс. Да, Творцу известно и видно то сокрытое в человеке, что не способна охватить его воля и не способен постичь его разум.

Знай, мой дорогой брат! В мире не бывает случайностей. Да, если ухом веры и проницательностью прислушаться к соловьям мудрости, весенней порой напевающим знамения мудрости в саду земного шара, на ветвях деревьев, на лепестках цветов и на ростках посевов, то даже дьяволы случайности, в изумлении, примут их.

Знай, мой дорогой брат! Если не придавать всё сущее Единому, Единственному посредством единобожия (таухид), то возникает необходимость принятия количества богов, равного числу проявлений [имён и качеств] Всевышнего во всех творениях. Да, если отвести взгляд от Солнца, тем самым оборвав его связь с отражениями, то появится нужда в принятии существования стольких настоящих солнц, сколько имеется вещей, несущих в себе солнечное отражение.

Знай, мой дорогой брат! Когда, [покидая этот мир], ты,  в некотором отношении, уходишь в тленность, для продолжения твоего существования достаточно того, что ты навечно остаёшься в знании и ведении Милостивого и Милосердного Создателя.

Так придай же всё сущее истинному Хозяину! Принимай всё с Его именем, дабы пребывать в спокойствии. В противном случае, тебе придётся принять множество богов, которые смогли бы произвести всё сущее на свет и обеспечить их порядок и гармонию.

* * *