Первая тема Двадцать первого Слова

Первая тема «Двадцать первого Слова»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنٖينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (Коран, 4:103).

Однажды некий человек солидного возраста, высокого положения и крупного телосложения сказал мне: «Намаз — это хорошо, однако изо дня в день совершать его пятикратно — многовато. Докучает из-за своей нескончаемости».

По прошествии немалого времени я прислушался к своему нафсу и услышал, что он говорит те же слова. Я обратил внимание и увидел, что своим ухом лености он внимает тому же уроку от сатаны. И я понял: тот человек сказал это словно от имени всех повелевающих зло нафсов (нафс-и аммара). Тогда я сказал: «Раз уж мой нафс повелевает зло, тогда тот, кто не исправляет самого себя, не в силах исправлять других. Стало быть, я начну с себя».

Я сказал: «О нафс! В ответ на эти слова, сказанные тобой в полном невежестве, на ложе лености, во сне беспечности, услышь от меня “Пять пробуждений”».


ПРОБУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ

О мой несчастный нафс! Неужели твоя жизнь вечна?! Разве у тебя имеются гарантии того, что ты доживёшь до следующего года или хотя бы до завтрашнего дня?! То, что докучает тебе — это воображение о вечности этой жизни. Ты капризничаешь так, словно вечно останешься на этом свете. Если бы ты понял, что жизнь твоя коротка и, к тому же, проходит попусту, то, несомненно, отдавать её двадцать четвёртую часть благому и приятному, лёгкому и благодатному служению, которое станет средством для достижения счастья в истинной, вечной жизни, тебе не надоедало бы. Наоборот, это послужило бы пробуждению серьёзного желания совершать намаз и наслаждению от его совершения.

ПРОБУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ

О мой чревоугодный нафс! Интересно, разве тебе надоедает изо дня в день есть хлеб, пить воду, вдыхать воздух?! Ведь дело в том, что вследствие возобновления потребностей ты не только не пресыщаешься ими, но и, наоборот, испытываешь наслаждение! А раз так, то и намаз не должен пресыщать тебя. Ведь твои друзья, также живущие во мне, — сердце, душа и тонкое чувство (латифа-и Раббания), — получают свою пользу от намаза: намаз питает сердце, наполняет душу живой водой и служит свежим воздухом для тонкого чувства (латифа ар-Раббания). Да, пища и сила какого-либо сердца, страдающего от бесчисленных огорчений, печалей и духовной боли, горящего страстью к бесчисленным наслаждениям и стремлениям, могут быть добыты стуком молитвы в дверь Всемогущего, Щедрого и Милосердного Аллаха. Живительной водой для души, терзаемой разлукой со стремительно покидающими этот мир многочисленными созданиями, с которыми она связана, является обращение, посредством намаза, исключительно к источнику милости Вечного Господа, истинно достойного поклонения и любви! Да, некая разумная человеческая тайна (сирр), некое светлое, хрупкое и тонкое чувство (латифа ар-Раббания), по природе своей желающее вечности и сотворённое для неё, являющееся зеркалом Извечного и Вечного Творца, находясь среди беспокойных, изнурительных и давящих, преходящих, мрачных и гнетущих обстоятельств этого мира, конечно же, в крайней степени нуждается в передышке. Перевести дух и вдохнуть свежего воздуха оно сможет лишь с помощью окна намаза.

ПРОБУЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ

О мой нетерпеливый нафс! Неужели будет благоразумно, если ты, сегодня раздумывая о сложностях поклонения, обременительности намаза, о тяготах бед уже минувших дней, станешь мучиться и страдать, а также, размышляя об обязанности и долге поклонения и намаза, о горечи бед предстоящих дней, станешь проявлять нетерпение?! Проявляя подобное нетерпение, ты будешь походить на такого рассеянного командира, который, несмотря на то, что силы правого фланга противника, примкнув к его силам, находящимся справа, стали для него свежими силами, возьмёт и направит свои важные силы к правому флангу, ослабив при этом центр, и, помимо того, в то время, как на левом фланге нет войск противника, и они ещё не появились, он направит туда значительные силы и отдаст приказ: «Открыть огонь!» — и оставит свой центр без сил. В результате противник, анализируя ситуацию, направит силы на центр и разгромит его.

Да, ты походишь на этого командира. Дело в том, что хлопоты и тяготы минувших дней нынче обратились в Божью милость. Их горечь ушла, осталось лишь наслаждение, а сложности и трудности обратились в награду. Стало быть, не нужно проявлять усталость от намаза, а, напротив, необходимо обрести новый стимул, получить свежее удовольствие, серьёзно вдохновиться для его продолжения. Думать же о предстоящих, ещё не наступивших днях, уже сегодня испытывая пресыщение и теряя усердие, — это такая же глупость, как взывать и причитать, переживая уже сегодня о лишь вероятных голоде и жажде.

Поскольку истина такова, то если ты благоразумен, думай, в отношении поклонения и намаза, лишь о сегодняшнем дне, говоря: «Один час этого дня я посвящаю приятному, благому и высокому служению, награда за которое очень высока, а ноша его — весьма незначительна». И тогда твоя горькая апатия превратится в сладостное усердие.

Итак, о мой нетерпеливый нафс! Ты обязан проявлять три вида терпения: терпение в повиновении Всевышнему, терпение в избегании грехов, терпение в беде. Если ты благоразумен, то возьми за правило истину из сравнительного примера в данном «Третьем пробуждении» и мужественно скажи: «Йа, Сабур!» Взвали эти три терпения на свои плечи. Сила терпения, данная Всевышним и не растраченная на неверном пути, будет достаточной при любых трудностях и невзгодах. Обопрись же на эту силу!

ПРОБУЖДЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

О мой рассеянный нафс! Неужели долг поклонения бесполезен?! Разве воздаяние за него так незначительно, что он надоедает тебе?! Между тем, если некий человек даст тебе немного денег или же припугнёт, то вынудит тебя работать с утра до вечера, и ты без устали будешь трудиться. И неужели бесполезен намаз, который в этом бренном мире служит силой и богатством для твоего слабого и бедного сердца, а также пищей и светом в твоей могиле, которая, несомненно, станет твоим привалом, намаз, который послужит оправданием на Страшном Суде, светом и райским конём (бураком) на мосту Сырат, по которому придётся пройти?! Или же воздаяние за него — незначительно?!

Если некто пообещает тебе вознаграждение в сто лир, он заставит тебя сто дней работать на него. Он может не сдержать своего слова, однако ты доверишься ему и будешь усердно трудиться. Тогда как Тот, для Кого неисполнение обещанного является абсурдным, обещает тебе такую награду, как Рай, и такое вознаграждение, как вечное счастье, взамен этого на весьма короткое время заняв тебя благим служением. И если ты не станешь служить Ему или же будешь служить неохотно, пассивно, наспех, то тем самым подвергнешь сомнению Его обещания и пренебрежёшь Его вознаграждением. Не кажется ли тебе, что ты заслужишь суровое наказание и удостоишься ужасных мучений?! На этом свете, под страхом тюремного заключения, ты можешь трудиться на самых изнурительных работах, однако неужели страх перед вечным заключением в тюрьму Ада не придаёт тебе сил и воодушевления для самого лёгкого и приятного служения — намаза?!


ПРОБУЖДЕНИЕ ПЯТОЕ

О мой нафс, влюблённый в мирское! Интересно, твои недостатки в намазе и апатия в поклонении — от множества мирских дел и от отсутствия времени ввиду бытовых забот? Но неужели ты сотворён лишь для земной жизни, чтобы всё своё время посвящать ей?!

Ты знаешь, что с точки зрения способностей находишься выше всего животного мира, однако с точки зрения сил и возможностей для обретения всего необходимого в земной жизни — не достигаешь уровня даже какого-нибудь воробья! Так почему же ты не уяснишь, что твоё основное предназначение — не в том, чтобы суетиться подобно животному, а, несомненно, в том, чтобы, как настоящий человек, трудиться для истинной, вечной жизни?! Вместе с тем, то, что ты называешь мирскими делами и заботами — это зачастую не касающиеся тебя пустые занятия, в которые ты излишне вмешиваешься и которые усложняешь. Оставив самые необходимые и неотложные дела, словно у тебя в запасе — тысячелетия, ты проводишь драгоценное время за самыми ненужными, пустыми вещами, например, за такими никчёмными, бесполезными вопросами, как: «Что собой представляют кольца вокруг Сатурна?» или «Каковы куры в Америке?» Можно подумать, что сведения из космографии или статистики делают тебя совершеннее…

Допустим, ты скажешь, что вещи, отвлекающие тебя от намаза и поклонения, это не нечто ненужное, а необходимые заботы о житье. На это я отвечу так: представим, что ты трудишься за сто грошей в день, и тут к тебе подходит некто и говорит: «Покопай вот в этом месте минут десять, и откопаешь бриллианты, изумруды стоимостью в сто лир». Ты же — отказываешься под предлогом того, что из твоего дневного заработка удержат десять грошей, что уменьшит твои средства. Ты ведь понимаешь, насколько это глупая отговорка.

Также, к примеру, ты трудишься в своём саду ради пропитания. И если ты не будешь совершать обязательный намаз, то капитал всех твоих трудов ограничится лишь земными, незначительными и бесплодными средствами существования в этом мире. Но если ты в перерыве между работой будешь совершать намаз, служащий успокоением для души и сердца, то тогда, помимо благодатного мирского заработка, ты обретёшь ещё и два источника средств к существованию в жизни вечной.

Первый источник. Это твоя доля от восхвалений, возносимых Аллаху, всех цветов, растений и деревьев из твоего сада (Примечание), при условии благого намерения с твоей стороны.

Примечание: Эта “Тема” является уроком в неком саду для одного человека, отчего изложена в данном виде.

Второй источник. Кто бы ни вкушал плоды сада твоего, — будь то человек или животное, корова или муха, покупатель или вор, — это запишется тебе в качестве некоего подаяния, в качестве садака. Однако при условии, что ты будешь распоряжаться садом во имя Истинного Кормильца (ар-Раззак) и в границах дозволенного Им, а себя будешь рассматривать в качестве служащего, распределяющего Его дары между Его созданиями.

Итак, обрати внимание на то, в каком великом убытке окажется не совершающий намаза, какое великое богатство он потеряет, лишившись плодов тех двух источников, значительно воодушевляющих на труд. К тому же, постарев, он устанет, и ему наскучит садоводство. «Я вскоре покину этот мир. Так зачем же мне утруждать себя?», — скажет он и погрузится в лень. Но человек, совершающий намаз, скажет: «Помимо поклонения Творцу, я буду ещё больше стремиться к дозволенному труду, дабы ярче осветить свою могилу и приготовить больше провизии для Иной жизни».

Вывод. О нафс! Знай, что вчерашний день тебе уже не принадлежит, а завтрашний — ещё не принадлежит, и нет гарантий того, что будет принадлежать. Стало быть, учти, что твоя подлинная, истинная жизнь — это сегодняшний день, в котором ты живёшь. И, по меньшей мере, один час дня откладывай в копилку истинного будущего — вечной жизни. Подобной же копилкой служит мечеть или молитвенный коврик.

И, к тому же, знай: всякий новый день для тебя и для каждого — врата нового мира. Если ты не будешь совершать намаз, твой мир в тот день пройдёт мрачным и беспорядочным, а в духовном мире Мисаль будет свидетельствовать против тебя. Ведь каждому человеку ежедневно присущ свой, особый мир, и качество этого личного мира зависит от состояния сердца и поступков этого человека.

Подобно тому как отражение какого-нибудь великолепного дворца, наблюдаемого в твоём зеркале, зависит от цвета этого зеркала (если его цвет будет чёрным, то и дворец покажется чёрным, а если красным, то и дворец покажется красным), а также от качества зеркала (если поверхность этого зеркала будет ровной и безупречной, тогда оно покажет дворец красивым, а если будет неровная и с дефектами, то дворец покажется некрасивым и безобразным), так же и образ твоего мира зависит от состояния твоих сердца, разума, души, от твоих поступков. Ты можешь обратить его свидетельство как в свою пользу, так и против тебя. Если, совершая намаз, ты обратишься к Всемогущему Творцу этого мира, тогда твой мир, зависящий от тебя, мгновенно озарится, словно твой намаз — своего рода электрическая лампа, и твоё намерение совершить его, подобно нажатию кнопки её выключателя, рассеет мрак этого мира, и покажет, что различные изменения и стихийные процессы внутри этого суматошного мира являются мудрой гармонией и весьма содержательным письмом Могущества, и направит в твоё сердце луч этого светлого аята Корана: اَللّٰهُ نُورُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ «Аллах — свет небес и земли…», — и отблеском этого света озарит твой мир того дня, и обратит его свидетельство в твою пользу.

Только не говори: «Где мой намаз, а где — истинная суть намаза?!» Ибо каждая косточка финика описывает своё дерево так же, как финиковая пальма. Разница здесь — лишь в подробностях. Так же и намаз таких простых людей, как мы, удостаивается своей доли от этого света, от этой сути намаза, подобно намазу какого-нибудь великого праведника, даже если это не осознаётся человеком. Однако раскрытие этого света, в зависимости от уровней, может быть весьма различным. Подобно тому как у финиковой пальмы имеется много стадий развития — от стадии косточки и до зрелой пальмы, — так и у намаза имеется множество уровней. Но на всех этих уровнях присутствует суть той светлой истины намаза…

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلٰى مَنْ قَالَ «اَلصَّلَاةُ عِمَادُ الدّٖينِ» وَعَلٰى اٰلِهٖ وَصَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

«О Аллах! Благослови и приветствуй с миром Почтенного Посланника, сказавшего: «Намаз — опора религии», — всю его семью и сподвижников»

Девятое Слово

Девятое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 فَسُبْحَانَ اللّٰهِ حٖينَ تُمْسُونَ وَحٖينَ تُصْبِحُونَ ۞ وَلَهُ الْحَمْدُ فِى السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَعَشِيًّا وَحٖينَ تُظْهِرُونَ

«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень!» (Коран, 30:17-18).

О брат мой! Ты спрашиваешь у меня о смысле назначения намаза в пять определённых временных промежутков. Из очень многих смыслов здесь мы укажем лишь на один.

Да, поскольку время каждого из намазов является началом важного переходного состояния, а также зеркалом грандиозного Божественного правления и отражателем всеобщих Божественных благ этого правления, то в эти временные промежутки повелено совершать намаз, то есть ещё больше прославлять (тасбих), возвеличивать (та’зим), а также благодарить Всевышнего за блага, дарованные им в промежутке между намазами. Чтобы в некоторой степени понять этот тонкий и глубокий смысл, необходимо послушать вместе со мной нижеследующие пять особенностей.

ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ

Смысл намаза — прославлять (тасбих), возвеличивать (та’зим) и благодарить (шукр) Всевышнего, то есть словом и действием выражая «Субханаллах» — прославлять величие (аль-Джаляль) Всевышнего, словом и действием говоря «Аллаху Акбар» — возвеличивать Его совершенство (аль-Камаль), а также, сердцем, языком и телом выражая «Альхамдулиллях» — благодарить Его красоту (аль-Джамаль). Стало быть, прославление, возвеличивание и благодарение являются семенами намаза. Поэтому эти три вещи присутствуют во всех действиях и зикрах намаза. В связи с этим, по завершении намаза, чтобы упрочить и закрепить его смысл, данные священные слова повторяются по тридцать три раза. Этими краткими, но содержательными фразами закрепляется смысл намаза.

ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ

Смысл поклонения состоит в том, чтобы, представ перед Господом и понимая свои недостатки, беспомощность и бедность, с преклонением и любовью совершить перед Его Божественным совершенством, могуществом и милостью саджда (земной поклон).

То есть Божественное господство (рубубият) требует поклонения и повиновения, а святость и чистота Божественного господства требуют, чтобы раб Божий, видя собственные ошибки и недостатки, моля Всевышнего о прощении, посредством священного слова «Субханаллах» объявил о том, что его Господь свят и далёк от всех изъянов, выше всех ложных и нелепых суждений заблудших, чист от всех недостатков и пороков этого мира. Так же и абсолютное могущество господства требует, чтобы раб Божий, понимая собственную слабость, а также бессилие всех созданий, изумившись и восхитившись величием творений Божественного могущества, со словами «Аллаху Акбар» смиренно и покорно совершил руку’ (поясной поклон), обратился к Нему и уповал на Него. Наконец, неиссякаемая сокровищница Господней милости требует, чтобы раб Божий, языком молитв и обращений (дуа), выразил собственные потребности, нужду и бедность всех созданий, а также — благодарением, восхвалением и словом «Альхамдулиллях» — объявил о благах и дарах своего Господа.

Стало быть, совершаемые во время намаза движения и произносимые слова заключают в себе вышеуказанные смыслы, и поэтому были установлены Всевышним.


ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ

Подобно тому, как человек является своеобразным уменьшенным подобием этой великой Вселенной, а благословенная сура «аль-Фатиха» — неким светлым воплощением Великого Корана, так же и намаз является светлым каталогом, который включает в себя всевозможные виды поклонений, а также некой святой картой, показывающей разные виды поклонений всякого рода созданий.

ОСОБЕННОСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Подобно тому, как стрелки недельных часов, исчисляющие секунды, минуты, часы и дни недели, взаимосвязаны и подобны друг другу, таким же образом взаимосвязаны, подобны друг другу и напоминают друг о друге стрелки великих часов Вселенной, сотворённых Всевышним: секундная стрелка, соответствующая круговороту дней и ночей, минутная стрелка, соответствующая годам, часовая стрелка, соответствующая этапам человеческой жизни, дневная стрелка, соответствующая эпохам жизни Вселенной. Например:

• Время фаджр (рассвет, до восхода солнца) подобно началу весны и моменту попадания человека в материнскую утробу, подобно первому из шести дней сотворения небес и земли, и напоминает о Божественных деяниях на этих этапах;

• Время зухр (полуденное время) подобно середине лета, зрелой молодости, этапу в жизни Вселенной, соответствующему сотворению человека, и напоминает о проявлениях Божественной милости и изобилии благ в эти периоды;

• Время аср (предвечернее время до заката солнца) подобно осенней поре, приходу старости, Веку Счастья — времени жизни последнего Пророка (мир ему и благо), и напоминает о Божественных деяниях и милостях на этих этапах;

• Время магриб (после захода солнца), напоминая об исчезновении многочисленных созданий на закате осени, о смерти человека, о разрушении мира на начальном этапе конца света, объявляет о проявлениях Божественного могущества и величия, пробуждает человека от сна беспечности;

• Время иша (пора наступления ночи), напоминая человеку о том, как тьма чёрным саваном покрывает создания дневного мира, как зимняя пора белым саваном укутывает лик усопшей земли, о том, как за завесой забвения исчезают последние следы умершего человека, а также напоминая о полном закрытии арены испытаний этого бренного мира, объявляет о величественных деяниях Всемогущего Аллаха;

• Ночное же время, оповещая о зиме, о могиле, о загробном мире Барзах, напоминает человеку о том, как сильно человеческая душа нуждается в милости Всевышнего Милосердного Господа;

Тахаджуд в ночное время оповещает человека о том, что он (тахаджуд) — крайне необходимый свет во мраке могилы и во мгле Барзаха, и, напоминая о бесконечных дарах Истинного Благодетеля, содержащихся во всех этих преобразованиях, объявляет о том, в какой высочайшей степени Он достоин благодарений и восхвалений;

• Второе же утро напоминает об утре Дня великого воскрешения — да, насколько очевидно, необходимо и бесспорно наступление утра после этой ночи и весны после этой зимы, настолько же несомненно и наступление утра дня великого воскрешения, и весны Барзаха.

Стало быть, подобно тому, как каждое из данных пяти времён стоит во главе значительного преобразования и напоминает о великих изменениях, таким же образом оно, знамениями великих ежедневных распоряжений Божественного Могущества, напоминает о годовых, вековых и эпохальных чудесах могущества и дарах Божьей милости. Следовательно, фарз-намаз, являющийся истинной естественной обязанностью человека, основой поклонения и безусловным долгом, в данные временные промежутки уместен и целесообразен.


ОСОБЕННОСТЬ ПЯТАЯ

Человек по своей природе весьма слаб. Кроме того, многое огорчает его и причиняет ему боль. К тому же, он весьма беспомощен, а бед и врагов у него — много. Он очень беден, а его потребности — велики. Также, он ленив и бессилен, а бремя жизни крайне тяжело. Человечность связала его со всем миром, тогда как разлука и утрата кого-либо или чего-либо любимого и близкого постоянно ранит его, причиняет боль. Разум показывает ему высокие цели и вечные плоды, однако руки его коротки, жизнь — быстротечна, а сил и терпения — мало.

И вот, при таком положении человеческой души совершенно ясно, насколько необходимо обращение на рассвете (во время фаджра)  с молитвой и намазом к обители Всемогущего и Милосердного, просьба к Нему о помощи и поддержке. Также, совершенно ясно, насколько это необходимая опора для того, чтобы выдержать бремя дел и обязанностей, которые навалятся на человека в дневное время.

Полдень (зухр) — это время середины дня и начало его склонения к вечеру, время, когда дневные работы достигают своего пика, время краткого отдыха от гнёта дел и забот, время потребности души в передышке от беспечности и утомлённости, которые вселяют тленные и трудные дела этого бренного мира, а также время проявления Божественных благ. И совершать в это время полуденный намаз — это значит: освобождаясь от гнёта быта, избавляясь от этой беспечности и утомлённости, отстраняясь от бессмысленных и бренных вещей, почтительно и смиренно представая перед Истинным Благодетелем (аль-Мун’им), являющимся Неизменно Вечным, — благодарить, восхвалять Его за все блага и просить о помощи; совершая поясной поклон перед Его могуществом и величием — выражать своё бессилие; падая ниц (саджда) пред Его непреходящим Совершенством и беспримерной Красотой — объявлять о своих восхищении, любви и смиренности. И любой человек, несомненно, осознает, насколько приятно, необходимо и целесообразно совершать полуденный намаз.

Послеполуденное (предвечернее) время (’аср) — это время походит на унылую осеннюю пору, на безотрадное старческое состояние, на скорбный период перед скончанием мира. Это время завершения дневных работ, время формирования итогов таких Божественных благ, как здоровье, благополучие и добрые дела, которых удостоился человек в этот день, время объявления — посредством склонения огромного солнца к закату — о том, что человек является неким командированным гостем и что всё в этом мире временно, тленно, непостоянно. Человеческая же душа, жаждущая вечности и сотворённая для неё, преклоняющаяся перед дарованным благом и страдающая от разлук, сделав омовение для совершения послеполуденного намаза, возносит мольбу, взывает к обители Безначального и Бесконечного Аллаха, Вечно Сущего (аль-Каййум), обращается за помощью к благосклонности Его вечного и безграничного милосердия, благодарит и восхваляет Его за неисчислимые блага, совершая поклон (руку›) перед могуществом Его Господства и смиренно падая ниц (саджда) перед Его Божественным Постоянством, и, находя истинное утешение и обретая душевный покой, почтительно и покорно предстаёт перед Его Величием и Грандиозностью. И любой, вне сомнений, поймёт, насколько высокой и целесообразной обязанностью, какой своевременной уплатой естественного долга и даже каким достижением счастья является совершение послеполуденного намаза!

Вечернее время (магриб) напоминает о грустном прощании с изящными и чудесными созданиями летнего и осеннего миров, исчезающими с приходом зимы, напоминает о том, что человек с приходом смерти в скорбной разлуке расстаётся со своими любимыми и уходит в могилу. Это время напоминает о переходе жителей земли в иные миры в момент гибели этого мира, сотрясающегося в предсмертной агонии, и об угасании светильника этого места испытаний. Также, это время строго предостерегает тех, кто чрезмерно привязан к своим бренным любимым.

И вот, совершать вечерний намаз (магриб) означает, что душа человека, по своей природе являющаяся жаждущим зеркалом Вечно Прекрасного, в вечернее время, обращаясь к Трону Величия Постоянного, Неисчезающего и Неугасающего, Который вершит все эти колоссальные дела и управляет этими грандиозными мирами, произнося над всем этим тленным «Аллаху Акбар» и отстраняясь от всего бренного, почтительно и смиренно представая перед Вечным, благодаря и восхваляя Его перед Его безупречным Совершенством, бесподобной Красотой и безграничной Милостью  благословенным словом «Альхамдулиллях», говоря: 

اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ   («Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи»), выражает свою покорность перед Его Божественностью, Господством и Царствованием, которые не имеют помощников и партнёров и не нуждаются в них, и просит Его о помощи. Далее, душа, совершая поклон (руку’) перед Его безграничным Величием, бескрайними Могуществом и Превосходством, выражая вместе со всем сущим свои слабость и беспомощность, бедность и презренность, говоря:  سُبْحَانَ رَبِّىَ الْعَظٖيمِ («Хвала далёкому от всех недостатков и изъянов Господу Моему Великому!»), — прославляет и возвеличивает своего Великого Господа, а также, совершая земной поклон перед непреходящей Красотой Его Сущности, перед Его неизменными священными качествами и незыблемым Божественным Совершенством, уходом от всего земного смиренно и восхищённо объявляя свою любовь и покорность Всевышнему, обретая взамен всего тленного — Вечно Прекрасного, Постоянно Милосердного, произнося:   سُبْحَانَ رَبِّىَ الْاَعْلٰ    («Хвала Господу моему, Который превыше всего!»), провозглашает божественную чистоту Великого Господа, Бессмертного и Святого от недостатков. Затем, молясь сидя (в ташаххуде) и вознося от своего имени Неугасающе Прекрасному (аль-Джамиль) и Неисчезающе Высокому (аль-Джалиль) благословенные восхваления и молитвы всех созданий, приветствием Его Почтеннейшего Посланника обновляя cвою присягу на верность и выражая своё повиновение Его заповедям, наблюдая для обновления своей веры мудрый порядок этого дворца Вселенной, свидетельствует о единственности Всемогущего Творца, о пророчестве Мухаммада (мир ему и благо), являющегося глашатаем и благословенным вестником Господства Всевышнего и выразителем знамений Великой Книги Вселенной. Итак, истинный человек безусловно осознает, насколько тонкой и чистой обязанностью, насколько святым, приятным служением и поклонением, насколько серьёзной истиной, каким общением с Вечностью и постоянным счастьем в этом временном, бренном мире является совершение вечернего намаза (магриб)!

Ночное время (иша), когда с исчезновением последних оставшихся на горизонте следов дня ночной мир накрывает землю, напоминает о господних (раббани) деяниях Всемогущего Создателя, Чередующего день и ночь,  مُقَلِّبُ الَّيْلِ وَ النَّهَارِ, в смене Им белой страницы на чёрную, напоминает о Божественных (иляхи) деяниях Мудрого Обладателя Совершенства, Повелевающего солнцем и луной مُسَخِّرُ الشَّمْسِ وَ الْقَمَرِ , в смене Им красивой зелёной страницы лета на холодную белую страницу зимы, напоминает о Божественных деяниях Создателя жизни и смерти с точки зрения того, что с течением времени всё, оставленное после себя в этом мире обитателями могил, исчезает, придаётся забвенью и полностью уходит в совершенно иной мир. Также, это время напоминает о могущественных деяниях и милостивых проявлениях Творца Земли и Небес в процессе открытия широкого, вечного и великого Иного мира, после окончательной гибели и разрушения, в грандиозной агонии, этого тесного, бренного и ничтожного мира.

И истинным Хозяином и Правителем этой Вселенной, истинным достойным поклонения и любви может быть лишь Тот, Кто легко, словно перелистывая страницы книги, меняет ночь на день, зиму на лето, этот мир — на мир Вечный. Это доказывает, что над всем этим владычествует один Абсолютно Всемогущий.

Итак, безгранично слабая и бессильная, бесконечно бедная и нуждающаяся человеческая душа, погружённая в безграничный мрак будущего, бьющаяся среди бесчисленных событий, совершая намаз в такое ночное время, говорит подобно Ибрахиму (мир ему):

  ا اُحِبُّ الْاٰفِلٖينَ «Не люблю я закатывающихся…», — обращается намазом к Обители Бога, вечно достойного поклонения и любви, общается в молитве на этой бренной земле, в этой тленной жизни, в этом мрачном мире и тёмном будущем с Вечным и Неизменным, в этой частичке вечной беседы и в этих нескольких минутах вечной жизни [заключённых в намазе] видитБлагосклонность Милости и свет прямого пути Всемилостивого и Милосердного, которые проливают свет на её мир, освещают её будущее и смазывают раны, возникшие на ней от разлук с любимыми и всеми существами, и просит этих благосклонности и света. И забывая этот мир, который тоже временно забыл о ней и скрылся, изливает плачем сердца свои невзгоды перед Обителью Милости, и, выполняя перед отходом ко сну, похожему на смерть, свою последнюю обязанность, для благого завершения записи своих дневных деяний, встаёт на намаз, то есть вместо всех её тленных любимых предстаёт перед вечно достойным поклонения и любви, и вместо всех бессильных созданий, перед которыми она унижается, приходит к Щедрому и Всемогущему, и, чтобы спастись от зла всех вредоносных вещей, заставляющих её дрожать, восходит к Милосердному Хранителю. И начинает душа [намаз] с суры «аль-Фатиха», то есть вместо никчемного и неуместного восхваления ущербных, нищих созданий, прославляет Абсолютно Совершенного, Абсолютно Богатого, Щедрого и Милосердного Господа Миров, затем возвышается до обращения:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ «Тебе одному мы поклоняемся…», — то есть, вопреки своим малости, ничтожности и одиночеству, благодаря связи с Царём Дня Суда, являющимся Правителем Извечности и Вечности, взойдя на степень некоего изнеженного гостя, несущего важную обязанность в этой Вселенной, говоря:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», — от имени всех созданий представляет Ему поклонения и просьбы великой общины и грандиозного собрания Вселенной. Далее, говоря:

 اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقٖيمَ   «Веди нас по дороге прямой», просит вести её по прямому, светлому пути, который среди мраков будущего приведёт к Вечному Счастью. И размышляя о величии Всевышнего Творца, воле Которого, словно послушные солдаты, подчинены солнца и лучезарные звёзды, являющиеся в Его гостинице мира некими лампами и слугами, скрывшимися сейчас подобно уснувшим растениям и животным, произнося: «Аллаху Акбар!», — склоняется в поясном поклоне (руку’). Затем, подумает о великом земном поклоне всех созданий, то есть о том, что все разновидности существ, и даже вся Земля и весь мир, подобно созданиям, уснувшим этой ночью, каждый год и каждый век освобождаются от прижизненного долга, как дисциплинированная армия или, скорее, как отдельные послушные солдаты, одним лишь повелением Всевышнего: كُنْ فَيَكُونُ , а именно, отправляясь в Скрытый Мир, со словами «Аллаху Акбар» в абсолютной гармонии совершают земной поклон на закате своего бытия. Следующей же весной, по зову оживления и пробуждения, исходящего от повеления Всевышнего كُنْ فَيَكُونُ , воскреснув вновь (частично — в точности, частично — в подобии), они смиренно и покорно встают для служения своему Господу. Так и этот маленький человек, следуя их примеру, представ перед Обителью Милостивого и Совершенного, Милосердного и Прекрасного Аллаха, с восторженной любовью, в покорности, ведущей к вечности, в почётном самоуничижении, говоря «Аллаху Акбар», совершает земной поклон (саджда). Всё это — означает совершить ночной намаз, представляющий своего рода вознесение (мирадж). И ты, несомненно, поймёшь, насколько это благие и прекрасные, святые и возвышенные, целесообразные и достойные долг, служение и поклонение Господу, и насколько это серьёзная истина…

Стало быть, в связи с тем, что каждое из данных пяти времён является предзнаменованием неких великих изменений и трансформаций, неким признаком грандиозных Божественных деяний и знамением всеобщих благ Всевышнего, назначение намаза, являющегося естественным долгом, именно в данные часы — абсолютная мудрость.


سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى مَنْ اَرْسَلْتَهُ مُعَلِّمًا لِعِبَادِكَ لِيُعَلِّمَهُمْ كَيْفِيَّةَ مَعْرِفَتِكَ وَ الْعُبُودِيَّةَ لَكَ وَ مُعَرِّفًا لِكُنُوزِ اَسْمَائِكَ وَ تَرْجُمَانًا لِاٰيَاتِ كِتَابِ كَائِنَاتِكَ وَ مِرْاٰتًا بِعُبُودِيَّتِهٖ لِجَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ ارْحَمْنَا

 وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ اٰمٖينَ بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ

Пятое Слово

Пятое Слово

 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 اِنَّ اللّٰهَ مَعَ الَّذٖينَ اتَّقَوْا وَالَّذٖينَ هُمْ مُحْسِنُونَ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

«Поистине, Аллах – с богобоязненными и добродетельными» (Коран, 16:128)

Если хочешь узреть, насколько истинным человеческим долгом, насколько естественным и приемлемым итогом сотворения человека являются соблюдение намаза и отказ от совершения больших грехов, обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…

Во время мобилизации в одном отряде были два воина, один из которых был обученным и обладающим чувством долга, другой же — неопытным и своекорыстным. Тот из них, что обладал чувством долга, заботился о подготовке и думал о борьбе с противником. Он вовсе не печалился о провианте и довольствии, поскольку понимал, что кормить его, снаряжать, лечить в случае болезни, и даже — при необходимости — кормить его с ложки является обязанностью государства. Его же прямой долг — подготовка и сражение. Меж тем, иногда он работал на кухне, где готовил еду и мыл посуду, иногда — в технической части и т.п. Если у него спрашивали: «Чем ты занимаешься?», — он отвечал: «Несу государственную службу». Он не говорил: «Я работаю, чтобы прокормить себя».

Другой же воин, неопытный и чревоугодник, не думал о подготовке и сражении. «Это государственные дела. Мне-то что?!» — говорил он. Постоянно думая о средствах существования, метался в их поиске: покидал отряд, уходил на базар, совершал покупки. Как-то раз его опытный товарищ сказал ему: «Брат мой, твоя основная обязанность — подготовка и сражение. Ты направлен сюда для этой миссии. Доверься нашему правителю. Он не оставит тебя голодным. Это — его обязанность. К тому же, ты бессилен и беден, и не всегда сумеешь прокормить себя. Кроме того, сейчас — время войны и всеобщей мобилизации. Вдобавок ко всему, тебя назовут бунтарём и подвергнут наказанию. Так вот, перед нами — две обязанности: одна из них — это обязанность правителя кормить нас, порой мы прислуживаем этой обязанности, а другая — это наша обязанность подготовки и сражения, при этом правитель помогает нам снаряжением».

И ты поймёшь, в какой опасности окажется тот беспутный воин, если не прислушается к этому опытному солдату.

Итак, о мой ленивый нафс! То бушующее поле битвы — это наша беспокойная и мятежная земная жизнь; то разделённое на отряды войско — человеческое общество; тот отряд — мусульманская община нашего времени; один из тех воинов — праведный мусульманин, знающий и соблюдающий предписания своей религии и борющийся со своим нафсом и сатаной с целью отказа от больших и малых грехов, а другой — грешник, вредящий самому себе, который, погрузившись в мирские заботы о пропитании, вплоть до укора Истинного Кормильца, не соблюдает основные предписания религии — фарзы — и грешит на пути мирских забот; тем обучением, той подготовкой является, прежде всего, намаз — поклонение Всевышнему; та борьба — это борьба со своим нафсом, со своими страстями, с сатаной из числа джиннов и людей, избегание совершения грехов, избавление себя от безнравственности и аморальности, а сердца и души — от вечной погибели; одна из тех обязанностей — давать жизнь и заботиться о ней, а другая — поклоняться Дающему жизнь и Заботящемуся о ней, молиться Ему и, уповая на Него, вверять себя Ему.

Да, Тот, Кто даровал и устроил жизнь, воплотившую наиболее яркое чудо Божественного искусства и диво Божественной мудрости, является также и Тем, Кто обеспечивает средства для её поддержания. И Иного, кроме Него, нет! Желаешь доказательств? Пожалуйста! Самые слабые, самые неразумные животные, например, плодовые черви и рыбы, питаются лучше других, а самые беспомощные, самые хрупкие создания, например, дети и детёныши животных, кормятся лучшей пищей.

Да, чтобы понять, что дозволенное (халяль) Богом пропитание не зависит от силы и воли, но зависит от беспомощности и слабости, достаточно сравнить рыб — с лисицами, детёнышей — с хищниками, деревья — с ­животными.

Стало быть, человек, пренебрегающий намазом ввиду забот о пропитании, походит на того воина, который, бросив учения и подготовку и покинув укрытие, нищенствует на рынке. Однако же, если, совершив намаз, человек отправится на поиски пропитания из кухни Щедрого Кормильца, дабы не быть обузой для других, то это — прекрасно, благородно и также является поклонением.

К тому же, на то, что человек сотворён для поклонения своему Создателю, указывают его природа и духовная система, ибо с точки зрения сил и способностей, необходимых для поддержания жизни в этом мире, он не достигнет и уровня обыкновенного воробья, однако в отношении знаний, в отношении осознания своей бедности и нужды и обращения с мольбой к Всевышнему и поклонения Ему, являющихся необходимыми в его духовном развитии и загробной жизни, он — глава и правитель всего живого.

Стало быть, о мой нафс! Если твоей главной целью будет земная жизнь, и все твои усилия будут приложены ради достижения её благ, ты уподобишься самому обыкновенному воробью; если же сделаешь главной целью жизнь в Ином мире, а мирскую жизнь — пашней и средством для достижения этой цели, приложив для этого все усилия, то станешь великим главой всего живого на Земле, будешь в этом мире милым рабом Всевышнего, Его дорогим и почётным гостем.

Итак, у тебя два пути… Выбор — за тобой. Помощи и наставления на путь истины проси у Милостивого и Милосердного…

Четвёртое Слово

Четвёртое Слово

 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلصَّلَاةُ عِمَادُ الدّٖينِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

Намаз – опора религии (хадис)»

Если хочешь ясно, как дважды два — четыре, осознать, насколько ценен и важен намаз и насколько он, в то же время, необременителен, насколько неразумным и терпящим убыток является человек, не совершающий его, обратись к ниженаписанному сравнительному рассказу, послушай…

Однажды один великий правитель отправил двух своих слуг на проживание в одно из своих особых прекрасных поместий, находившееся на расстоянии двухмесячного пути, выделив им по двадцать четыре золотых монеты. Правитель велел им следующее: «Эти деньги используйте на дорожные расходы и покупку билета. Также, закупите некоторые необходимые для проживания там вещи. Кроме того, на расстоянии однодневного пути находится станция, где имеются и автомобиль, и пароход, и поезд, и самолёт, на которых можно добраться до поместья, в зависимости от имеющегося капитала».

Выслушав наставление, двое слуг отправились в путь. Один из них был счастливым: до назначенной станции он потратил некоторую часть своих денег, однако эти затраты обернутся для него такой хорошей прибылью, что его капитал возрастёт тысячекратно, и это будет с одобрением воспринято его господином.

Другой же слуга, по своей злополучности и по беспутству, ещё до прибытия на станцию истратил на азартные игры и развлечения двадцать три золотых монеты, и осталась у него лишь одна монета. Его товарищ посоветовал ему: «Послушай! Потрать эту монету на билет, дабы не идти по этой длинной дороге пешком и не остаться голодным. К тому же, наш господин великодушен, и, возможно, он сжалится над тобой и простит совершённую ошибку. Тебя тоже посадят в самолёт, и мы за один день доберёмся до нашего места жительства. Иначе же ты будешь вынужден два месяца голодным, в одиночку, пешком скитаться по пустыне». И разве же не поймёт даже самый неразумный, насколько безумным, убыточным, злосчастным будет этот путник, если вместо того, чтобы отдать эту одну–единственную монету за билет, что послужит ключом от сокровищницы, он, заупрямившись, истратит её на распутство ради временного удовольствия?!

Итак, о человек, не совершающий намаз, и о мой нафс, противящийся намазу! Тем правителем является наш Господь, наш Создатель. Один из тех слуг-путников олицетворяет соблюдающих религиозные предписания людей, которые с воодушевлением совершают намаз, другой — людей беспечных, не совершающих намаз. Те двадцать четыре золотых монеты — это двадцать четыре часа нашей ежедневной жизни. То особое поместье — это Рай. Той станцией является могила. То путешествие — это путь человека к вечности, проходящий через могилу и площадь Судного Дня. Люди, в зависимости от своих деяний, от степени своего благочестия, по-разному преодолевают этот длинный путь: одни богобоязненные, подобно молнии, за день преодолеют тысячелетнее расстояние, другие же — за то же время, со скоростью мысли, преодолеют расстояние в пятьдесят тысяч лет. Великий Коран указывает на это двумя аятами. Билетом же из приведённого примера является намаз. Всего лишь одного часа будет достаточно для совершения пятикратного намаза вместе с омовением.

И как же пострадает сам человек, как несправедливо он поступит по отношению к самому себе, насколько противоречащий разуму поступок он совершит, если будет отдавать свои двадцать три часа на эту краткую земную жизнь, но не будет использовать всего лишь один час для бесконечной жизни! Ведь человеческий разум соглашается отдавать половину своего состояния на азартную лотерею, в которой участвует тысяча человек, при том, что вероятность выигрыша — одна из тысячи, но в то же самое время человек не отдаёт даже одну двадцать четвёртую часть своего капитала на обретение вечной сокровищницы, при том, что вероятность такого обретения равняется девяносто девяти процентам! Так неужели человек, считающий себя разумным, не осознаёт, насколько это неразумно, насколько это противоречит мудрости?!

Между тем, в намазе душа, сердце и разум обретают великий покой. К тому же, и для тела это не настолько уж обременительное занятие. Кроме того, все остальные дозволенные (мубах) земные дела человека, совершающего намаз, с помощью доброго намерения приобретут значение поклонения Всевышнему. Таким способом человек весь свой жизненный капитал делает достоянием Иного мира, тем самым увековечивая свою тленную жизнь.