بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”

 وَ بِهٖ نَسْتَعٖينُ

“И Его мы молим о помощи.”

Предисловие, написанное одним крупным учёным, находящимся в Светлой Медине, для книги о биографии глубокочтимого Бадиуззамана.

В предисловии к книге о Великом Икбале мной были написаны следующие слова: “Когда читаются истории жизни великих людей, при описании героических  поступков и изложении дорогих сердцу воспоминаний, человек чувствует, как он входит в некий другой мир, в его сердце разгорается высокий огонь чистой любви, и его охватывает Божественная милость. История знает настолько великих людей, в сравнении с которыми многие великие кажутся маленькими.”

Вспоминая смелых, принёсших истории славу

Возвышается дух от земли до самых широких миров…

Тысяч цветов запах дальний охватывает душу,

Словно прошёл возле райских розовых садов…

При написании этого предисловия, во всём величии и блеске осознаю эту глубокую истину. Ведь это произведение, которое мы чистосердечно и с самой глубокой искренностью представляем читателям, описывает завоевателя сердец – великого учителя ‒ Устаза Бадиуззамана Саида Нурси, на каждой странице длинной, обильной, почти вековой жизни которого произошли тысячи необыкновенных происшествий, и произведение Рисале-и Нур, состоящее из ста тридцати частей, и учеников Рисале-и Нур, которые  своими нравственными устоями и достоинствами, искренностью и чистосердечием, верой и знанием продолжают показывать чистейший пример не только для отдельной страны, а для всего человечества.

Предисловие некой книги описывает сжатую суть той книги. Однако, как можно уместить на нескольких страницах предисловие этой великой, глубокой и широкой книги, содержание каждой темы которой не поместится и на страницах даже целой отдельной книги?

До сегодняшнего дня ни в одном из писем, смиренно написанных мною в прозе и стихах, ещё не чувствовал я подобного бессилия и изумления. Основываясь на этом, тот, кто будет читать это произведение с глубоким удовольствием, Божественным воодушевлением и неким возбуждённым волнением, восторженно увидит, что Бадиуззаман является выдающейся личностью и неким совершенно иным учёным, признаки исключительности которого проявлялись ещё в детстве, и который на протяжении всей своей жизни был удостоен особого Божественного внимания.

Изучив до тонкости эту великую личность, его произведения и учеников, а также, пожив душой, мыслями и чувствами в этом мире света, я понял очень глубокую истину, изложенную одним великим и древним арабским поэтом в одном бейте, который гласит:

“В одной личности собрать весь мир не трудно для Аллаха…”

* * *

С каждым днём увеличивается число захваченных притяжением этого великого полюса, берущих умиротворение и вдохновение от высоты его цели, блеска его дела и величия его веры.

Словно в наказание отрицающим и на радость и счастье верующих, это высокое явление продолжается, оставляя разум в удивлении.

Посмотрите, каким слогом, оставляющим в высоком волнении сердца, говорит один великий герой об этом Божественном событии, которое живёт в сердцах верующих как некая духовной связь:

“В мрачные времена, когда нечистоты безнравственности, подобно потопу, распространяются во все стороны и бросаются душить каждое благо, мы находим утешение видя воздействие Бадиуззамана, как некая тайна передающееся от сердца к сердцу, подобно атаке, которой невозможно противостоять… Ночи наши слишком потемнели, но рассвет слишком тёмных ночей бывает очень близок.”

Да, те, кто увидели воздействие и влияние этого света в каждом уголке страны, передаваемого от сердца к сердцу, противостоять которому невозможно, стали спрашивать: “Кто эта личность, прославившаяся во всех концах нашей страны?! Какова его жизнь, его произведения, принципы, нравы?! Какого он придерживается пути: может быть это тарикат, или какое-то общество, или же какое-то политическое образование?!”

Но этим всё не кончилось, тотчас начались правительственные и судебные преследования, самые серьёзные исследования, длинные и непрерывные суды… В результате, после того, как подтвердилось, это Божественное проявление, ни что иное, как установленное в сердцах “Образование Веры и Знания”, правосудие, в котором проявилась Божественная справедливость, официально заявило: “Бадиуззаман Саид Нурси и все книги  Рисале-и Нур оправданы”. И, словно солнце, проявилась истина, стоящая во главе Божественных законов, которая будет неизменна от извечности до вечности, по которой дух всегда побеждает материю, истина всегда побеждает ложь, свет одерживает верх над мраком, а вера – над неверием.

Говорят, что самым важным индикатором, показывающим истинную суть, преданность и искренность реформатора, появившегося в любом государстве является разница, возникающая в его личной и общественной, материальной и духовной жизни в момент начала его деятельности, когда он заявляет о себе и в конце, когда он одержит успех.

Например, в первые дни тот человек скромен, смирен, интеллигентен и самоотвержен… короче говоря, некая очень чистая и в высшей степени выдающаяся личность, настоящий образец морали и достоинства. Теперь посмотрим, получив успех в борьбе, после того, как он завладел сердцами, чувствами и чаяниями, смог ли он остаться, как прежде, чистым и образцовым? Или же, почувствовав победу, он, как и многие другие знаменитости, стал таким, словно земля и небо уже не умещают его?

Итак, это является самым прекрасным зеркалом, отражающим самое подлинное лицо того, кто занимается любым делом, будь то большое или маленькое, в этом зеркале видна его истинная суть, его личность и подлинный характер.

На протяжении истории, примерами прохождения этого ужасного экзамена являются, в первую очередь, пророки и особенно султан всех Пророков – Мухаммад (Мир Ему и Благо), затем его халифы и сподвижники, а затем великие люди, идущие по их светлому пути.

* * *

Наш господин Пророк (мир ему и благо) изрёк в благородном хадисе:

اَلْعُلَمَاءُ وَرَثَةُ الْاَنْبِيَاءِ , то есть: “Учёные – наследники пророков”, – с великим красноречием сообщая о том, что быть учёным не является чем-то лёгким.

Тогда, поскольку учёный – наследник пророков, то в деле доведения правды и истины, а также их распространения, он должен следовать точно тому же пути, по какому шли они. Сколько бы ни было на том пути гор, камней, грязи, щебня, пропастей и ещё худшего; пусть он будет полон следствиями, арестами, судами, тюрьмами, камерами, ссылками, изоляцией, ядом, виселицами и ещё тысячами несправедливостей и пыток, не умещающихся в разуме и в воображении…

Так вот, Бадиуззаман – это человек, идущий более полувека, на протяжении всей своей жизни, по этому трудному пути, в той святой борьбе, преодолевая с быстротой молнии все препятствия, встающие перед ним, и доказывая на деле, что он из тех учёных, которые являются наследниками пророков.

Среди многих таких его достоинств, как знание, нравственность и благовоспитанность, меня более всего привлекает в нём эта более прочная, чем те горы, более глубокая, чем моря и более высокая и широкая, чем небеса, его вера.

О Господи! Какая же это великая вера! Какое это нескончаемое и неиссякаемое терпение! Какая это стальная воля! Какая это несклоняемая голова, какой незаглушимый голос и какое непресекаемое дыхание наперекор таким приводящим в ужас воображение и память угрозам, такому давлению и пыткам!

У читающих нижеприведенное стихотворение, называющееся “Муджахид” (Борец), написанное в своё время с вдохновением, возникшим от волнительной поэзии Великого Икбала, может сложиться впечатление, что его строки являются некой поэтической гиперболой. Но, читающие шедевр, предисловие к которому с большим почёт я пишу, с волнительным удивлением поймут, какие великие рабы есть у Аллаха! На что способна вера, нашедшая своё совершенство, какие она рождает чудеса!

Если входит решимость в сердце, полное веры,

И человек достигнет если в вере той уровня верхнего,

Не смогут тогда заковать его в цепи даже яростные смерти самые,

Не по силам им остановить его, кипит в нём энергия, как вулкан…

Вдохновение, от Господа нисходящее, силу даёт ему

Встречается в снах он с Пророком, почти каждую ночь…

Светом залит михраб его сердца, полного веры

Лампада не нужна ему, на небосклоне его – полная луна…

Не пугают его ни снег, ни зима, не беспокоится он и не дрожит,

Тенистое теплое лето сопровождает его всегда…

Из мира этого может видеть он райские миры,

Если гибнет, не согнётся и перед рядами бед, подобных горам…

Пусть самые крутые пропасти окружат его со всех сторон,

Пусть Луна исчезнет, погаснет Солнце и потемнеет всё вокруг,

Пусть даже рухнет небо, всё равно с пути он не свернет,

Не гаснет в душе его горящий факел веры!..

Как же чиста в его сердце вера, словно пылающая гора!

Каждый миг в его совести голос трубит:

О путник! Не жди зари, давай, вперед иди!

Горько плачущий мрак факелами освети…

Поднимись, ступая по звёздам, выйди в высокие миры!

Для спасения человечества ты – протянутая из рая рука!..

Эти строки написаны словно про великого муджахида – глубокочтимого Бадиуззамана. Потому что все эти высокие качества – его качества. Посмотрите, что обещает для муджахидов Аллах в этом благородном аяте:

وَالَّذٖينَ جَاهَدُوا فٖينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَاِنَّ اللّٰهَ لَمَعَ الْمُحْسِنٖينَ

Его священный смысл таков: “Тем, кто борется ради Нас, обязательно укажем Наш путь. И без всякого сомнения, Аллах вместе с добродетельными – с теми борцами, которые поклоняются Аллаху так, словно видят Его”.

Значит, для тех борцов, которые ради веры и Корана пожертвовали своей душой и миром, Великий Аллах обещает показать пути истины и правды. Да простит Аллах, не возможно чтобы Всевышний нарушил своё обещание. Необходимо только, чтобы свершились условия требующие воплощения этого великого обещания Аллаха.

Этот благородный аят становится для нас неким светлым путеводителем при изучении характера и личных качеств нашего Устаза… и под сиянием этого кристально-чистого света мы можем ясно видеть самые тонкие черты и самые малозаметные пункты. Потому что, если некий человек удостоится защиты и покровительства Всевышнего, то уже никакой страх, никакая боязнь и грусть, скука, испуг, апатия и подобные им вещи не смогут коснуться того человека.

Какие тучи могут закрыть небеса сердца, залитого светом Аллаха?! Какие тленные дела и желания, какие исчезающие покровительства и благосклонности, какие заурядные цели и страсти могут удовлетворить, успокоить и утешить душу раба, достигшего счастья постоянно ощущать присутствие Аллаха?!

Его помощник, воспитатель и друг – Аллах,

От этой мысли освещаются его думы и чувства!

Каждый миг растёт познаний его высота,

Новые горизонты открывает его духу Коран…

Он заставляет вспомнить его о “Базм-и аляст”

Влюблённый опьянён от извечности проявлением он тем…

Итак, Бадиуззаман – это благословенная личность, которая удостоена такого чудеснейшего Божественного покровительства. Потому тюрьмы стали для него цветниками роз, оттуда увидел он светлые горизонты вечности. Эшафоты и виселицы – его трибуны для наставлений и проповеди, с них даёт он человечеству уроки терпения и стойкости, мужества и храбрости ради достижения высокой цели. Тюрьмы превращает он в школы Юсуфа (мир ему), он входит в них, словно некий профессор, входящий в университет для чтения лекций. Потому что их обитатели – его ученики, нуждающиеся в его знании и наставлениях. Каждый день его заполнен счастьем спасения веры нескольких человек и превращения преступников в неких ангелов, воплощённых в человеческий облик, и это счастье он не променяет и на несколько этих миров.

Человек, обладающий такой высокой верой и искренностью, без всякого сомнения, вознёсся духом на сияющие горизонты духовных миров, оставив в тусклом материальном мире позолоченное воздействие времени и общества на тленных людей. Это и есть тот высокий уровень “Фенафиллах, Бекабиллах”, описанный и изложенный великими мутасаввыфами (Да будет доволен ими Аллах).

Да, у каждого верующего есть присущее ему состояние ощущения близости Аллаха, смирения, духовного развития, уединения и погружения, и каждый, в зависимости от своей веры и знаний, благодетельности и богобоязненности, светлости и духовности, может удостоиться этим Божественным счастьем. Но у тех великих муджахидов, о которых говорится в вышеприведённом аяте, это прекрасное состояния, это радостное достижение и бесподобное удовольствие продолжается постоянно. И вот, потому-то они не впадают в беспечность, забыв об Аллахе. Всю жизнь, словно львы, сражаются со своими страстями. И каждое мгновение их жизни отмечено самым высоким развитием и совершенством. И всё своё бытие они отдают ради довольства Господа Миров, обладающего истинной красотой, совершенством и могуществом.

Да введёт и нас Создатель в ряды этих счастливых, амин…

* * *

На предыдущих страницах мы коснулись огромной веры нашего Великого Устаза, которая, как притягивает и изумляет друзей, также и пугает его врагов. Теперь немного упомянем и о его достоинствах, нравственных качествах и совершенствах, подобно ореолу окружающих его выдающуюся личность.

Известно, что у каждой личности имеются разные и определённые рамки достоинств. Исходя из этого, основные качества, образующие личность Устаза таковы:

Самоотверженность.

Самым важным условием успеха в любом деле, а особенно в реформаторском является самоотверженность того, кто занят этим делом и реформой. Потому что глаза и сердца с самым пристальным вниманием следят за этой важной точкой. Жизнь Устаза же от начала до конца просто переполнена шедеврами самоотверженности.

От покойного большого учёного, Шейхульислама Мустафы Сабри Эфенди, относительно самоотверженности я слышал такие слова: “Сегодня Исламу нужны такие муджахиды, которые готовы пожертвовать не только этим своим миром, но и своим миром вечным!”

Поскольку полностью я не понял этих, исходящих от великого человека, великих слов, похожих на зашифрованные слова суфиев во время самозабвения, то я мало кому говорил о них и не упоминал об этом во всяком месте. Но однажды, читая те же слова в извергающем пламя изложении Бадиуззамана, я понял, что степень самоотверженности великих людей велика как и они сами… Да, Наищедрейший Всевышний Аллах, являющийся Всемилостивейшим и Всемилосердным, оставит ли таких борцов, которые ради Ислама согласны пойти даже на столь горькую самоотверженность? Как может соответствовать Его славе, да простит Аллах, лишить таких своих самоотверженных рабов своего благоволения и благосклонности, покровительства и милости?

Так вот, Бадиуззаман – самый блестящий пример того исключительного проявления. Всю свою жизнь он провёл в одиночестве. Он лишился всех мирских наслаждений, дозволенных шариатом. У него не нашлось времени и возможности думать о том, чтобы создать свой домашний очаг и прожить счастливую семейную жизнь. Но Всевышний одарил его чем-то таким великим и грандиозным, что тленное перо не в силах описать это.

Какой глава семьи сегодня духовно счастлив также, как глубокочтимый Бадиуззаман?! Какой отец имеет миллионы детей?! Да ещё каких детей!!.. И какой Учитель смог воспитать стольких учеников?

Эта святая и духовная связь – по воле Всевышнего Аллаха – будет существовать, пока жив этот мир и будет течь, подобно потоку света, до самой вечности. Потому что это дело Аллаха; и, словно некое создание, кристаллизующееся в море света Благородного Корана, оно вышло из Корана и будет жить вместе с ним…

Его сочувствие и милосердие.

С самого детства великий Устаз следовал правде и истине. Для того, чтобы слушать плач своего сердца и молитвы души, он уходил в пещеры. Благодаря поклонению, размышлению и созерцанию, он был неким светлым праведным учёным, достигшим счастья душевного спокойствия и процветания.

Но неверие и богоотступничество, напоминающее волны чёрных ночей стали накатываться на мусульманский мир, и на нашу страну в том числе, в те опасные дни, словно лев, выскакивающий со своего ложа, с яростью, напоминающей вулкан, он бросился на поле сражения. Пожертвовал всем своим спокойствием и удобством ради этого святого дела. И вот, с той поры, каждое его слово стало подобно куску лавы, каждая его мысль – языком пламени; попадая в сердца, они жгут их, воспламеняют чувства и мысли…

После полной изоляции и уединения великий Устаз снова бросается в общественную жизнь и продолжает наставлять людей на истинный путь, и это похоже на важные исторические этапы в жизни Имама Газали. Значит, Всевышний в этот период изоляции даёт великим учёным-наставникам воспитание, восстановление, а затем ставит их ответственными за дело просвещения и наставления, обязывает их. И по этой причине, исходящие из их сердец слова более чисты и прозрачны, чем дистиллированная вода, доходя до сердец других, они совершенно по-иному воздействуют на них…

Следуя вышеприведенному сопоставлению, как девятьсот лет назад Имам Газали одержал победу на полях морали и достоинства, также Бадиуззаман довёл до победного конца сражение в долине веры и искренности в нашем столетии.

Да, именно неподражаемое сострадание и милосердие направляло глубокочтимого Устаза на те ужасные поля духовной борьбы. Послушаем, что говорит он сам:

“Мне говорят: “Что ты пристал к тем-то?” Но я не замечаю того, передо мной пылает ужасный пожар… языки пламени его достают до небес, в нём горят мои дети, и горит моя вера. Я бегу тушить тот пожар, спасти свою веру. Если кто-то по пути захотел поставить мне подножку, и моя нога споткнулась о него, разве это имеет значения?! Какое значение имеет это мелкое происшествие перед лицом того страшного пожара?! Узкие мысли, узкие взгляды…”

Его независимость.

На протяжении всей жизни Учителя, во всех слоях нашего общества стали общеизвестными тысячи примеров того, что он не принимает подаяний и подарков. В полном смысле отворачиваясь от всего земного, всё своё материальное и духовное существование он препоручил нескончаемой и неиссякаемой сокровищнице Господа Миров, и это было характерно не просто для какого-то отдельного промежутка его жизни, а принято им, как некий характер, учение и принцип. И чего бы это ни стоило, до сих пор он проявляет стойкость в этом.

Интересно то, что этот принцип оказался свойственен не только ему, а в виде некой святой идеи передался и его ученикам. Не возможно не удивляться тому, как независим от мирского удостоившийся почета окунуться в море света ученик Рисале-и Нур!..

Посмотрите, насколько разумно, с какой настоящей верой и благородным знанием Устаз во Втором Письме выдающейся книги Мактубат (Письма) объясняет с шести сторон этот важный пункт:

Первое: “Заблудшие обвиняют учёных религии в том, что они используют свои знания, как средство для сбора денег и продуктов, и бессовестно нападают на них, говоря, что они используют религию и знания для того, чтобы найти себе пропитание. Поэтому нужно делом опровергнуть их.”

Второе: “Для того чтобы распространить истину, мы обязаны следовать пророкам. В Мудром Коране же те, кто распространяет истину, со словами:

اِنْ اَجْرِىَ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ ۞ اِنْ اَجْرِىَ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ

–  показывали, что от людей они ни в чём не нуждаются.”

Итак, все Божественные победы, которых удостоены книги из собрания Рисале-и Нур, являются примерами шедевров героической стойкости в сохранении принципов пророков и необычайными результатами этого. И под сенью этого Устаз хранил достоинство знаний, словно алмаз, имеющий такую же цену, как весь этот мир.

Так как же может не завоевать сердец такой человек, который вообще не имеет ни каких связей ни с жалованьем, ни с постами, ни с богатством, ни со сколькими ещё тысячами разных личных и материальных выгод, в плену у которых теперь находится каждый? Как могут верующие сердца не наполнится его духовной силой и светом?

Его бережливость.

Бережливость это ничто другое, как толкование и разъяснение вышеупомянутой нами “независимости”. По существу, для того чтобы войти во дворец бережливости, сначала нужно пройти через ворота “независимости”. Поэтому бережливость и независимость являются необходимо нуждающимися друг в друге.

Бережливость такого борца за веру, как Устаз, который в отношении независимости принял для себя образец пророков, автоматически становится некой естественной чертой характера. И в день ему уже достаточно одной миски похлёбки, стакана воды и куска хлеба… Потому что этот великий человек, как сказал большой и справедливый французский поэт Ламартин: “Не живёт для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить.”

Полностью поняв учение и принцип Устаза, далее считаю излишним измерять его высокую бережливость и экономию такими элементарными вещами, как еда и питье. Потому что высшую экономию этого великого человека необходимо мерить духовными масштабами и нематериальными измерителями.

Например, Устаз не расходовал эту способность высокой бережливости только лишь на такие простые вещи, как еда, питье, одежда и тому подобное, а мудро использовал её для того, чтобы не допускать растраты и убытка в таких имеющих духовную и абстрактную цену вещах, как мысль, разум, талант, способность, время, период, естество и дыхание. И этот характер, которому он следовал в течение всей жизни, метод этого ревностного контроля и расчёта он передал также и всем своим ученикам. Поэтому ученика Рисале-и Нур не просто заставить читать какую попало книгу, или что попало слушать. Потому что в фокусной точке его сердца написано слово “Внимание!”, исполняющее обязанность самого строгого контроля.

Итак, Бадиуззаман, воспитавший чистейшее поколение, доказал на деле, что он является сильным реформатором и необыкновенно чудесным педагогом-воспитателем, и он ‒ это редкая личность, добавившая к истории экономии и бережливости расписанную бриллиантами света атласную страницу…

Его скромность и смиренность.

Эти две черты характера принесли много пользы и оказали очень глубокое влияние на это настолько удивительное распространение Рисале-и Нур по всему миру.

Поскольку Устаз в своих произведениях и в общении не выдавал себя за какого-то учёного авторитета или некого святого, то сердца быстро привязывались к нему и с чистейшей искренностью влюблялись в него, тотчас пропитываясь его высокой целью.

Например, со многими беседами и наставлениями, касающимися нравственности и достоинства, мудрости и назидания, он обращается прямо к самому себе! Первый и единственный собеседник в его поразительных и пламенных проповедях – он сам. И от сюда, распространяясь из центра на окружающее, они разливаются по всем сердцам, жаждущим света и радости, счастья и спокойствия.

В своей личной жизни Устаз очень мягкосердечен, отзывчив и в высшей степени скромен. Для того чтобы не обижать не то что какую-то личность, а даже маленькую частицу, он проявляет совершенную самоотверженность. Терпит бесчисленные трудности и беспокойства, страдания и лишения, но только при условии, что это не коснётся его веры и Корана! Иначе, то спокойное море превращается в некий океан, охваченный тайфуном, волны которого вздымаются до небес и извергают на берега страх и ужас. Но дело в том, что он – преданный слуга Благородного Корана, и некий самоотверженный герой-солдат, охраняющий границы веры. Сам он объясняет эту истину в следующем лаконичном виде: “Когда солдат стоит на посту, то пусть придёт хоть главнокомандующий, всё равно оружие он не опустит. Я также некий слуга Корана и его солдат. Когда исполняю свою обязанность, то кто бы ни встал передо мной, говорю: “Истина такова,” – и головы не склоняю!..”

Будучи при исполнении обязанности и на поле боя, эти стихи выражаются языком его состояния:

Подобный вздыбленному коню, разорву кровавую узду

Коварным врагам – ни за что – своё достоинство не продам…

Не по моей натуре это – находиться в плену,

Подвергаться этому унижению – какая тоскливая пытка…

В стремлении к вечной встрече проходит каждый миг мой,

Десницей Могущества создана крепость моей веры,

Сколько радости мне приносит это святое стремленье,

Видеть в раю меня хочет мой предок – шахид…

Достаточно духу моему вечности, бесконечна моя жизнь,

Дорога к самой великой встрече, ведущая к Аллаху – смерть.

Перед тем, как начать писать, я хотел осмыслить разносторонние качества нашего Устаза, относящиеся к науке, мысли, тасаввуфу и литературе… Но осознав, что резюме этих очень глубоких и очень объёмных вопросов не уместится на нескольких страницах, решил коснуться их в нескольких фразах.

Если будет угодно Всемилостивейшему Аллаху, то мы, вместе с книгами Рисале-и Нур и их учениками, в аналитическом виде изучим и исследуем эти вопросы в неком отдельном большом произведении, чего я всей душой желаю. Прошу помолиться об этом нашего великого Устаза и моих дорогих братьев!

Учёная степень Устаза.

Не нужны нам слова, пусть покажет на деле,

Проявится степень разума в его произведенье.

– этим двустишием покойный Зия Паша изложил очень большую истину, передающуюся из поколения в поколение в виде некого правила.

Да, как излишним является описывать Солнце во время полудня, также излишне и входить в подробности относительно учёности такой выдающейся и исключительной личности, которая для нашего мусульманского народа подарила такую величественную библиотеку веры и просвещения, как собрание книг Рисале-и Нур, и учредила в сердцах такую святую основу света. Только лишь, как сказал один наш страстный поэт:

Кто красив, глядя на него теряешь волю.

Разговор о знании и просвещённости, нравственности и совершенстве такой благословенной личности, каждый миг жизни которой удостоен особого Божественного проявления, даёт человеку необыкновенное удовольствие и Божественное наслаждение… Поэтому разговор затягивается сам по себе.

В книгах Рисале-и Нур Устаз коснулся самых важных тем, касающихся вопросов религии, общественной жизни, морали, воспитания, права, философии и тасаввуфа, и необыкновенно преуспел в каждой из них. Самое удивительное здесь то, что самые трудные вопросы, отвечая на которые многие учёные свернули на опасные пути, он разрешил в очень открытой форме и в самом твёрдом виде, следуя светлому пути, по которому идут Ахл-и Суннат валь Джамаат, вышел из бездонных пучин на берега благополучия, а также вывел и тех, кто читает его книги.

По этой причине мы совершенно уверенно и искренне преподносим собрание книг Рисале-и Нур всем слоям нашего дорогого народа, считая это за честь. Книги Рисале-и Нур – это сияющие капли, взятые из моря света Благородного Корана и друза кристаллов, просочившихся от его путеводного солнца. Основываясь на этом, на плечи каждого мусульманина ложится самая святая обязанность – стараться распространить эти книги, спасающие веру. Потому что в истории есть много случаев, когда книги становились причиной обретения счастья и достижения истины многими людьми, многими семьями, общинами и бесчисленными народными массами… Ах! Как же счастлив тот человек, который становится причиной спасения веры своего верующего брата!

Умственная сторона деятельности Устаза.

Известно, что у каждого мыслителя есть собственная, присущая лишь ему система размышления, цель, которую он преследует в своей духовной жизни и некий идеал, с которым он связан всем сердцем. И для того, чтобы объяснить эту его систему размышлений, цель и идеал, нужны длинные предисловия. Но систему размышления, цель и идеал Бадиуззамана, вместо утомительных длинных предисловий, можно описать одним предложением:

«Единственным идеалом всех Небесных Книг и всего собрания пророков является: “Объявление о Божественности и Единственности Создателя Вселенной”… и его великое дело также доказать это языком науки, логики и философии.»

− Значит, у Устаза есть связь с логическими, философскими и позитивными науками?

− Да, на всём протяжении, где логика и философия, примирившись с Кораном, служат истине и правде, Устаз – самый великий логик и самый сильный философ. Самые блестящие доводы и самые твёрдые аргументы используемые им в русле доказательств его святой и охватывающей весь мир идеи – это позитивная наука, которая с каждым днём всё твёрже доказывает и объявляет, что Благородный Коран является Словом Аллаха.

По существу, в соответствии с истинным смыслом философии “мудрость”, каждое произведение, стремящееся доказать существование Необходимо Сущего, Всевышнего и Пресвятого Создателя с присущими Ему качествами является самой большой мудростью, а автор такого произведения – самым большим мудрецом.

Итак, по причине того, что Устаз следовал такому научному пути, то есть светлому пути Мудрого Корана, он удостоился чести спасти веру тысяч студентов. И в этом отношении у него есть ещё очень много научных, нравственных и философских достоинств. Но о них, беря примеры из его произведений – если будет угодно Аллаху – я бы хотел рассказать в отдельной книге. И да поможет Аллах.

Сторона, обращённая к тасаввуфу.

У одного большого учёного из шейхов тариката Накшибенди, который старался в каждом движении следовать движениям нашего славного господина Пророка, я спросил:

– Уважаемый шейх, в чём причина напряжённости в отношениях между учёными и последователями тасаввуфа?

– Учёные стали наследниками знания нашего почтеннейшего Пророка, а последователи тасаввуфа – его деяний. Итак, по той же причине, ту личность, которая унаследовала и знание и деяния Гордости Миров, называют “Зульджанахайн”, то есть “двукрылый”… Цель тариката – избегая облегчений в религии, стараться совершать все её предписания в наиболее полном их виде, воспитываясь моралью Пророка, очистившись от всех духовных болезней, жертвовать всем ради довольства Всевышнего. Те, кто достигает этой высокой степени, без сомнения являются людьми истины (эхл-и хакикат). То есть, они достигли желаемой цели тариката. Но, по причине того, что заработать эту высокую степень суждено не каждому, то для того, чтобы человек мог легко достичь цели, великие наши учёные назначили определённые правила. Одним словом, тарикат – некий круг внутри круга шариата. Выпавший из тариката попадает в шариат, но – не дай Аллах – выходящий из шариата остаётся в вечном убытке.

Согласно объяснению этой великой личности, между светлым путём, открытым Бадиуззаманом, и истинным, незапятнанным тасаввуфом, по сути, нет никаких разногласий. Оба эти пути ведут к довольству Создателя и, в результате этого, к высотам Рая и к созерцанию Всевышнего Аллаха.

Поэтому, для любого нашего брата из тасаввуфа, преследующего эту благородную цель, нет никаких препятствий для того, чтобы с любовью читать книги Рисале-и Нур, наоборот, эти книги, расширяя такой круг тариката, как “муракаба”, дорогой Благородного Корана, добавляет ему, в виде самого важного вирда (задания), обязанность размышления (тафаккур).

Да, по причине этого размышления (тафаккура), открывающего для глаз человека и для его сердца совершенно новые горизонты, некий последователь тариката, занятый исключительно созерцанием своего сердца, теперь уже и сердцем, и всеми чувствами, созерцая и наблюдая величие и великолепие всей Вселенной, от атомов до звёзд, совершенно зачарованно глядя на проявляющиеся в тех мирах в тысяча и одном виде прекрасные имена и высокие качества Аллаха, уже в степени явной, твёрдой и научной несомненности ощущает себя в неком бесконечном месте поклонения. Потому что это место поклонения, в которое он вошёл – это такой храм, многомиллиардная община которого, каждый её член, с любовью и воодушевлением, в смирении и самозабвении прославляет своего Творца. Их страстные, сладкие и прекрасные языки с чувством, поэтично, с гармонией и мелодично, хором произносят:

سُبْحَانَ اللّٰهِ وَالْحَمْدُ لِلّٰهِ وَلَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَاللّٰهُ اَكْبَرُ

“Аллах свят от всех недостатков! Хвала Аллаху! Нет бога, кроме Аллаха! Аллах Велик!”

Итак, тот, кто следует пути, открытому Рисале-и Нур, пути веры, знания и Корана, входит вот в такой величественный и грандиозный храм… и каждый, в зависимости от степени своей веры, знания, восприимчивости и искренности, получит духовную пользу.

Его литературная деятельность.

Издавна писатели и поэты, мыслители и учёные, с точки зрения их отношения к слову и смыслу, стилю и содержанию, делились на две группы. Некоторые из них, придавая значение лишь стилю и манере изложения, такту и рифме, пожертвовали при этом смыслом. И это можно наблюдать в большинстве стихов.

Другая же часть, придавая самую большую важность смыслу и содержанию, не пожертвовала сутью ради красивого слова.

Теперь, думаю, через это маленькое предисловие, уже легко понятна красота литературной деятельности такого великого писателя-мыслителя, как Бадиуззаман. Потому что эту ценную и обильную жизнь Устаз посвятил не рифмованию и подбору слов, которые бы звенели в ушах, а наоборот, он – некий гений, занятый объяснением для веков и поколений смысла религиозного чувства, сознания веры, понятий нравственности и достоинства, которые в виде некого идеала будут существовать вместе с человечеством в людских сердцах, в их душах, совести и разуме. Теперь понятно, что борец, пожертвовавший собой и всем своим миром ради претворения настолько великой цели, естественно, не может тратить своё время на какие-то тленные картинки.

Вместе с этим, с точки зрения тонкости вкуса, чуткости сердца, глубины мысли и высоты воображения, Устаз может расцениваться, как обладатель необыкновенной литераторской силы и способности. По этой причине, его слог и стиль, в зависимости от темы, изменяется. Например, в вопросах науки и философии, убеждая разум логичными и рациональными доводами, он использует очень лаконичную структуру. Но когда речь идёт о вещах, притягивающих сердце и возвышающих душу, его изложение становится настолько сияющим, что не поддаётся описанию. Например, описывая мощь и величие Аллаха, которые проявляются на небесах, в солнцах, звёздах, в лунном свете и особенно в весне, его стиль принимает такой нежный вид, что уже каждое сравнение напоминает некую картину, обрамленную самыми приятными цветами, и каждое описание оживляет некий необыкновенно чудесный мир…

Итак, основываясь на этой истине, ученик Рисале-и Нур, при изучении собрания этих книг, на каком бы он ни учился факультете университета, полностью насыщает и свои чувства, и разум, и душу, и совесть, и воображение.

И как же не насытиться, когда Рисале-и Нур – это букет роз, собранный в необъятном мировом саду Благородного Корана, и потому в нём есть и свет, и воздух, и сияние, и аромат того благословенного Божественного сада!..

Говорят о той потребности души текущие воды,

Постоянно у человека в Коране есть нужда…

Али Ульви Куруджю

* * *