ТРЕТЬЕ ПИСЬМО

 بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков! “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44)

[Часть письма, отправленного одному известному ученику.]

В-пятых. В одном из писем ты пишешь, что хочешь разделить чувства, связанные с моим пребыванием здесь. Так вот, опишу тебе их одну тысячную долю.

Однажды ночью, с площадки, устроенной на вершине дерева, с очень большой высоты, я посмотрел на прекрасный, позолоченный звёздами лик небес; и увидел высокий свет превосходного изложения и блистательное красноречие, содержащиеся в клятве Мудрого Корана:

فَلَا اُقْسِمُ بِالْخُنَّسِ ۞ اَلْجَوَارِ الْكُنَّسِ

“И месяц Мы установили по стоянкам, пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь” (Коран, 36:39).

Да, этот аят, указывающий на планеты и на то, как они скрываются и расходятся, показывает созерцающему взору очень возвышенный, искусный узор и высокую, поучительную картину. Эти планеты выходят из-под управления Солнца, являющегося их командиром, и, входя под командование неподвижных звёзд, показывают на небе все новые и новые орнаменты и узоры. Порой, встав плечом к плечу с такой же яркой, как они, звездой, демонстрируют красивые положения. Порой, войдя между маленькими звёздами, они сами принимают облик неких командиров. Особенно в это время года, после заката, над горизонтом – Венера, а перед восходом – другой её яркий товарищ – являют собой весьма сладостную и красивую картину. Затем, завершив свою инспекцию и своё служение в плетении узоров, они снова возвращаются, входят в величавый круг правления их царя – Солнца, и скрываются.

Это ярко, словно солнце, показывает величие господства и грандиозность царствования Того, Кто, словно некие корабли или самолёты, ведёт среди космического пространства нашу Землю вместе с теми планетами, называемыми “Хуннас”, “Куннас”. Взгляни же на величие этого царства, если среди его самолётов и кораблей есть такие, которые в тысячи раз превышают размеры Земли и за секунду преодолевают восьмичасовое расстояние.

Так сравни же, насколько это высокое счастье, и какая это великая честь – посредством поклонения и веры быть связанным с Таким Царём, и в этом мире быть Его гостем.

Затем я взглянул на луну и увидел, какой  блистательный свет красноречия излагает аят:   وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتّٰى عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدٖيمِ “И месяц Мы установили по стоянкам, пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь” (Коран, 36:39).Да, предназначение и вращение, порядок и освещение, а также очень точно просчитанные положения Луны относительно Земли и Солнца настолько чудесны, что для Такого Могущественного, Который так её упорядочил и устроил, нет абсолютно ничего сложного. Каждого обладателя рассудка, созерцающего её, она учит мысли: “Тот, Кто создал её в таком виде, может создать все”. И она таким удивительным образом следует за солнцем, что не сбивается с пути ни на секунду и не отходит от своей обязанности даже на размер частицы. Внимательных наблюдателей она побуждает сказать:

سُبْحَانَ مَنْ تَحَيَّرَ فٖى صُنْعِهِالْعُقُولُ 

«Пречист Тот, Чьи творения потрясают умы!»

И особенно в конце мая, когда она в образе молодого месяца входит в созвездие Плеяд, то выглядит, словно белая, изогнутая ветвь финиковой пальмы, а Плеяды – словно гроздь плодов, что напоминает воображению, будто за этим зелёным занавесом небес существует некое большое, светящееся дерево. И будто одна из ветвей того дерева пробила этот занавес своим острым концом, прошла сквозь него вместе с гроздью своих плодов и стала Плеядами и месяцем. И другие звезды – тоже будто своеобразные плоды того незримого дерева. Так узри же красноречие и изящество сравнения: كَالْعُرْجُونِ الْقَدٖيمِ “…точно старая пальмовая ветвь”  (Коран, 36:39)

Затем мне на память пришёл аят:

 هُوَ الَّذٖى جَعَلَ لَكُمُ الْاَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فٖى مَنَاكِبِهَا 

“Он – Тот, Кто сделал вам землю покорной, ходите же по её просторам и вкушайте из Его удела…” (Коран, 67:15).

который указывает на то, что Земля является неким послушным судном, неким средством передвижения. Благодаря этому указанию я ощутил себя находящимся на некой высокой точке огромного корабля, быстро движущегося сквозь пространство вселенной, и прочитал аят:

سُبْحَانَ الَّذٖى سَخَّرَ لَنَا هٰذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنٖينَ 

“…Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь мы сами на такое были неспособны” (Коран, 43:13).

который, согласно сунне читают, садясь на средство передвижения, подобное лошади или кораблю.

И я увидел, что с этим движением Земной Шар обрёл образ некой машины для показа кинофильмов; привёл в движение все небеса, повёл все звезды, словно великую армию. Показал такие прекрасные и высокие панорамы, что потряс и очаровал обладателей разума. “Фасубханаллах! – произнёс я – С такими маленькими затратами делаются такие большие, многочисленные, удивительные и высокие дела”. Оттого мне на память пришли два пункта, касающиеся веры:

Первый пункт. Несколько дней назад один мой гость задал мне вопрос. Основа того сомнительного вопроса такова:

Рай и Ад находятся очень далеко. Допустим, что обитатели Рая, по милости Аллаха, со скоростью молнии и Бурака пролетят через площадь Суда и войдут в Рай. Однако как достигнут Ада со своими тяжёлыми телами и под тяжестью своих огромных грехов те, кто заслужил наказание огнём? На каких средствах передвижения?

Итак, я вспомнил следующее: Например, если в Америке будет проходить некий конгресс, на который будут приглашены все народы мира, то каждый народ сядет на большой корабль и отправится туда. Точно также и Земной шар, приспособленный в длинных путешествиях по океану вселенной преодолевать за год расстояние в двадцать пять тысяч лет, берет на борт своих пассажиров, следует к площади Судного Дня и там высаживает их. А также находящийся внутри него Адский огонь, на который указывает повышение температуры на один градус через каждые тридцать три метра, и который имеет температуру в двести тысяч градусов, что соответствует сообщению хадиса, исполняющий в этом и загробном мирах некоторые обязанности Великого Ада, Земной шар сбросит в Ад. Затем, по повелению Аллаха, превратится в другой, более прекрасный и вечный образ и станет одним из уголков Вечного Мира.

Второй пункт, пришедший на память. Могущественный Творец, Мудрый Создатель, Единый и Единственный, для того, чтобы показать Своё совершенное Могущество, красоту мудрости и доказательства Своего единства, сделал обычаем через что-либо очень маленькое показывать исполнение очень больших обязанностей. В некоторых “Словах” я сказал: если все вещи придать кому-то одному, то обретаются легкость и простота в степени необходимости. Если же вещи приписать многочисленным творцам и причинам, то возникают трудности и сложности в степени отвержения такой вероятности. Потому что, некто один, подобный офицеру или мастеру, может одним движением или одним действием с легкостью управиться с многочисленными солдатами или же камнями свода, придав им нужное построение или положение. Если же получение этого построения или положения доверить рядовым того войска или висячим камням того купола, то они смогут получить существование лишь с весьма большими трудностями, очень многочисленными действиями и великой путаницей.

Итак, если танец и кружение в этой Вселенной, её движение и вращение, зрелище восхваления, смены времен года и ночи и дня, а также им подобные процессы придать единственности, то Некто один-единственный, одним распоряжением, приводя в движение одно небесное тело, покажет удивительные искусства, содержащиеся в смене времен года, а также поразительные мудрости в круговороте ночи и дня и насладительные панорамы во внешнем движении звёзд, Солнца и Луны; произведёт такие высокие результаты и состояния. Потому что все воинство сущего принадлежит Ему. Если Он захочет, то такого рядового, как Земля, назначит командиром для всех звёзд; огромное Солнце сделает обогревателем и освещающей лампой для всей округи; четыре времени года же, являющиеся некими панно узоров Его могущества, сделает челноками для плетения; а ночь и день, являющиеся страницами книги мудрости, сделает некой пружиной. Показывая каждому дню в разных образах одну луну, заставит её служить календарём для подсчёта времени. И звёздам придать образ нарядных и приятных, блестящих и изящных светильников в руках танцующих в блаженстве ангелов. А также покажет в них ещё много мудростей, касающихся Земли. Если же эти состояния не отнести к Одному-Единственному, Чья власть, порядок, закон и предусмотрительность обращены ко всему сущему, тогда все эти солнца и звезды должны будут своим истинным движением каждый день с огромной скоростью преодолевать бесконечные расстояния.

Так, поскольку в единственности лежит бесконечная легкость, а во множестве и разобщении – бесконечная сложность, ремесленники и торговцы, дабы обрести легкость и простоту, придают множеству единство, то есть образуют товарищества.

Вывод. На пути заблуждения лежат бесконечные сложности, на пути же истины и единственности есть бесконечная лёгкость.

 اَلْبَاقٖى هُوَ الْبَاقٖى

«(Аллах) Вечный, Он Вечен»

Саид Нурси

* * *