Шестнадцатое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّمَٓا اَمْرُهُٓ اِذَٓا اَرَادَ شَيْئًا اَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ۞ فَسُبْحَانَ الَّذٖى بِيَدِهٖ مَلَكُوتُ كُلِّ شَىْءٍ وَاِلَيْهِ تُرْجَعُونَ 

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”

“Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!”, – и оно бывает. ● Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены” (Коран, 36:82-83).

[“Четыре луча”, исходящие от света этого аята, написанные для того, чтобы рассеять мрак и дать моему слепому нафсу зрение, которое придало бы ему убеждённость.]

ПЕРВЫЙ ЛУЧ

О, невежественный нафс! Ты говоришь: “Истины Корана сообщают о Создателе, который наряду с Единством одновременно обладает всеобщей деятельностью, будучи Единственным показывает всецелое господство без помощников. А также всеохватное управление, не имея сотоварищей и будучи Одним, который находясь вне всякого места присутствует повсюду, обладая бесконечной возвышенностью близок ко всему и со своей Единственностью лично производит каждое дело. Коран же – Мудрый. Мудрый – это тот, кто не обременяет разум неприемлемыми ими вещами. Разум же видит здесь внешнее противоречие. Желаю объяснения, которое бы направило разум к покорности”.

Ответ. Если ты желаешь этого ради убеждения, то мы, опираясь на всеохватывающее знание Корана, говорим: такое Имя Аллаха, как Нур (Свет), устранило многие наши затруднения, иншааллах (если будет угодно Аллаху), устранит и это. Выбирая ясную для разума и светлую для сердца дорогу примера, подобно Имаму Раббани (Да будет доволен им Аллах), скажем:

نَه شَبَمْ نَه شَبْ پَرَسْتَمْ مَنْ § غُلَامِ شَمْسَمْ اَزْ شَمْسْ مٖى گُويَمْ خَبَرْ

“Я что свою ночь делаю слугой, что ночью являюсь рабом. ● Я служащий солнца истины, от него вам приношу весть.”

Поскольку пример (т.е. приведение подобия) является самым ярким зеркалом чудесного красноречия Корана, то и мы посмотрим на эту тайну через следующий пример.

Одна-единственная личность посредством разнообразных зеркал приобретает множество. Являясь в действительности отдельной единицей, со всеми теми отражениями она становится неким множеством. Например, солнце, являясь конкретной единицей, посредством прозрачных предметов становится таким множеством, что заполняет поверхность земли своими подобиями и отражениями. Даже можно сказать, что количество его отражений равны числу капель и блестящих частиц. Солнечное тепло, сияние и составляющий это сияние спектр семи цветов, охватывают и полностью распространяются на все противолежащие вещи, и при этом каждое из прозрачных тел, вместе с подобием солнца, хранит в зенице своего ока его тепло, сияние и семь цветов и будто устанавливает для него трон в своём чистом сердце. Значит, подобно тому, как солнце вследствие своего единства охватывает все находящиеся перед ним тела, так и в виде собственного отражения оно, оставаясь единственным, присутствует во всех вещах вместе со многими своими качествами.

Поскольку мы перешли от примера к проявлению, то из многих его разновидностей укажем на три вида, которые касаются этой темы.

Первый: отражение непрозрачных, материальных тел. Эти отражения, в отношении качеств отличаются от оригинала, не подобны ему, а также являются неживыми, мёртвыми. Кроме внешнего облика, больше никакими особенностями оригинала не обладают. Например, если ты зайдёшь на некий склад зеркал, то один Саид станет тысячами Саидов. Но живой из них лишь ты, остальные – мертвы. Такого качества, как жизнь, в них нет.

Второй: отражение материальных светящихся тел. Это отражение не такое, как оригинал, но и отличающимся его тоже не назовёшь. Оно не передаёт сущности, но обладает большинством свойств света оригинала. Считается живым, подобно источнику света. Например, когда солнце появляется над миром, в каждом зеркале показывается его отражение. Каждое из тех отражений обладает такими свойствами солнца, как свет и составляющие этот свет семь цветов. Если вообразить, что солнце стало бы разумным (его тепло стало бы как могущество, свет – как знание, семь цветов – как семь качеств), тогда это одно-единственное, единичное солнце, находясь одновременно в каждом зеркале, каждое из них могло бы сделать неким видом своего трона, связавшись с каждым из них с помощью некого отдельного телефона. При этом одна связь не помешала бы другой. С помощью наших личных зеркал оно могло бы видеться с каждым из нас. В то время как мы от него далеки, оно бы было ближе к нам, чем мы сами к себе.

Третий: отражение светлых духовных созданий. Такие отражения являются и живыми, и подлинными. Но поскольку проявляются в зависимости от качества зеркала, то не могут передать полной сущности того духа. Например, ангел Джабраил (Мир Ему), одновременно находясь возле Пророка (Мир Ему и Благо) в виде Дихьи, в то же время совершает земной поклон пред Великим Престолом Всевышнего в своём величавом крылатом виде, при этом находясь ещё в бесчисленном количестве мест, объявляя повеления Создателя. При этом одно другому не мешает. Благодаря той же тайне Пророк Мухаммад (Мир Ему и Благо), сущностью и содержанием которого является свет и сияние, одновременно слышит все салаваты своей уммы во всём мире и в Судный День одновременно встретится со всеми благочестивыми людьми. И одно другому не мешает. Даже среди некоторой части праведных людей, более других приобщившихся к свету, называемых “абдал” – были такие, которые появлялись одновременно во многих местах. В одиночку могли одновременно выполнять много разных дел.

Да, подобно тому, как среди плотных материй, вещества, подобные стеклу и воде, могут играть роль зеркал, точно также и для духовных созданий воздух, эфир и некоторые существа мира Мисаль являются подобием зеркал и неким средством для передвижения и путешествий, быстрым, как воображение и молния, и таким образом те духовные существа перемещаются со скоростью мысли по этим чистым зеркалам, по этим нежным просторам. Одновременно бывают в тысячах разных мест.

Поскольку такие слабые и подвластные создания, как солнце, и такие, связанные с материальным миром полусветлые творения, как духовные создания, по световым законам, будучи в одном месте, могут находиться ещё в очень многих местах. Будучи ограниченной единицей, становятся абсолютным множеством. Со своей незначительной волей могут одновременно выполнять много различных дел… Интересно, что может скрыться, какая единица может удалиться и какая, не приобретшая множество личность может приблизиться к Тому, Кто свободен от материи и бесконечно возвышен над ней… и свободен и далёк от рамок всяких условий и мрака затемнений… лишь тусклой тенью сияния святых имён Которого являются все сияния и все светящиеся создания… и всё сущее, жизнь всех живых, мир духовных созданий и мир Мисаль – лишь полупрозрачное зеркало Его красоты… Чьи качества всеобъемлющи, деятельность всеобща – какая может спрятаться вещь, какое дело может быть трудным для этого Пресвятого, для Его полной, всесильной Воли и абсолютного Могущества, для Его единого всеобщего внимания, о котором говорят эти отражающиеся со всеохватным знанием Его качества и проявляющаяся деятельность?

Да, подобно тому, как солнце, его свободный от ограничений свет, посредством нематериального отражения находится ближе к тебе, чем твой зрачок, а ты, в силу того, что ограничен – очень далёк от него. Для того чтобы приблизиться к нему, тебе нужно будет отбросить много рамок и пройти многие всеобщие уровни. Лишь духовно увеличившись до размеров земли и возвысившись, как луна, ты сможешь приблизиться к истинному уровню солнца и увидеться с ним без завес. Подобно этому Величественно Прекрасный и Прекрасно Совершенный (Аллах) очень близок к тебе. Ты же от Него очень далёк. Если у твоего сердца есть сила, а у разума – высота, то постарайся приложить к истине пункты этого примера.

ВТОРОЙ ЛУЧl;

О, бессознательный нафс! Ты говоришь, что

اِنَّمَٓا اَمْرُهُٓ اِذَٓا اَرَادَ شَيْئًا اَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ

и

اِنْ كَانَتْ اِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً فَاِذَاهُمْ جَمٖيعٌ لَدَيْنَا مُحْضَرُونَ

“Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!”, – и оно бывает” (Коран, 36:82) Будет только один глас, и все они будут собраны у “Нас” (Коран, 36:53)

и им подобные аяты повествуют о том, что все вещи приобретают существование через одно лишь повеление, мгновенно, между тем такие аяты, как صُنْعَ اللّٰهِ الَّذٖٓى اَتْقَنَ كُلَّ شَىْءٍТаково творение Аллаха, Который выполнил всё в совершенстве” (Коран, 27:88) и اَحْسَنَ كُلَّ شَىْءٍ خَلَقَهُКоторый превосходно создал всё, что сотворил” (Коран, 32:7), говорят, что всё создаётся постепенно, со знанием и великим могуществом, с мудростью и внимательным творчеством. Как это может соответствовать друг другу?

Ответ. Опираясь на знания, заложенные в Коране, мы скажем:

Во-первых, противоречия здесь нет. Одна часть создаётся мгновенно, подобно первичному созиданию, другая часть – постепенно, как например, восстановление, воссоздание.

Во-вторых, видимая в создании существ лёгкость и быстрота, множество и размах, и в то же время основательность и красота их сотворения и совершенство созидания, твёрдо свидетельствуют о существовании истин этих двух различных групп аятов. Значит, нет никакой необходимости поднимать вопрос о том, может ли это сосуществовать. Разве что может появиться вопрос: “В чём тайна этой мудрости?” Поэтому, мы опять же с помощью одного сравнительного примера укажем на эту мудрость.

Например, некий мастер-портной изобретает одну очень сложную, требующую большого мастерства и искусства вещь. И создаёт её модель. А затем без всяких затруднений может производить её подобия. Иногда эта лёгкость может достигать такой степени, будто он лишь приказывает и всё остальное совершается самостоятельно, и его движения приобретают такую точность и чёткость (как часы), стоит ему дать одно повеление, от которого всё приходит в действие. Подобно этому Мудрый Творец, Всеведущий Художник, после создания в удивительном виде дворца этого мира, вместе со всеми его пристройками, для всех отдельных деталей и целых всеобщих частей, для всего в виде некой модели, на весах предопределения отвесил определённую меру.

Итак, посмотри. Этот Извечный Художник, делая моделью каждый век, с необыкновенным могуществом надевает на него, украшенный чудесами могущества, новый мир. Делая каждый год неким мерилом, с чудесной милостью шьёт согласно той фигуре новую, искусную вселенную. Каждый день делая некой строкой, с мудрым вниманием пишет в ней новые, украшенные слова – создания.

И как этот Абсолютно Всемогущий создал некой моделью каждый век, каждый год, каждый день, такими же моделями Он сделал и поверхность земли, каждую её гору и долину, каждый сад, каждый виноградник и каждое дерево. Время от времени Он строит на земле по одной совершенно новой вселенной и создаёт по одному новому миру. Взяв каждый из отслуживших миров, приводит другой организованный мир. От сезона к сезону показывает в каждом саду и винограднике новые, свежие чудеса могущества и дары милости. Пишет по одной новой книге мудрости. Разворачивает по одной совершенно свежей кухне милосердия, одевает (на Землю) одну новую, искусно сшитую рубаху. Каждой весной, на каждое дерево одевает по одному покрывалу из некого шелка. Расшивает его новыми украшениями, подобными жемчугу. Наполняет его руки дарами милости, подобными звёздам.

Итак, Тот, Кто с прекрасным мастерством и совершенной точностью производит эти дела, и с наивысшей мудростью и благосклонностью, с совершенным могуществом и искусностью сменяет эти следующие друг за другом и нанизанные на нить времени странствующие миры, является Всемогущим и Мудрым, в высшей степени Видящим и Знающим. Случайность не может вмешаться в Его дела. Итак, Этот Обладатель Могущества повелевает:

 اِنَّمَٓا اَمْرُهُٓ اِذَٓا اَرَادَ شَيْئًا اَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ۞ وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

“Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!”, – и оно бывает” (Коран, 36:82) ● “Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее” (Коран, 16:77),

объявляя тем самым о Своём совершенном могуществе и сообщая о том, что Судный день и конец света являются для Его могущества очень лёгкими и необременительными. От того, что Его созидающее повеление включает в себя и могущество, и волю, и всё сущее предельно подчинено и покорно Его распоряжениям, и от того, что создаётся без подготовки, одновременно и мгновенно, то для того чтобы изложить об этой абсолютной легкости сотворения, в Коране-Превосходно Излагающем Он повелевает, что всё создаётся одним лишь повелением.

Заключительное слово: первая часть аятов рассказывает о чрезвычайно прекрасном искусстве и высшей степени совершенной мудрости, проявляющейся во всём сущем, особенно в его первичном сотворении. Другая же часть излагает о чрезвычайной легкости и быстроте, а также о высшей степени покорности и необременительности, наблюдаемых во всём сущем. Особенно в его воспроизведении и воссоздании.

ТРЕТИЙ ЛУЧ

О, вышедший за свои рамки, полный сомнений нафс! Ты говоришь, что:

 بِيَدِهٖ مَلَكُوتُ كُلِّ شَىْءٍ ۞ مَا مِنْ دَٓابَّةٍ اِلَّا هُوَ اٰخِذٌ بِنَاصِيَتِهَا ۞وَ نَحْنُ اَقْرَبُ اِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرٖيدِ

“В Чьей Руке власть над всякой вещью.” (Коран, 36:83) ● “Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол.” (Коран, 11:56) ● “Мы ближе к нему, чем яремная вена.” (Коран, 50:16)

и им подобные аяты показывают предельную степень близости Создателя.

 وَ اِلَيْهِ تُرْجَعُونَ ۞ تَعْرُجُ الْمَلٰٓئِكَةُ وَالرُّوحُ اِلَيْهِ فٖى يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسٖينَ اَلْفَ سَنَةٍ

“В Чьей Руке власть над всякой вещью.” (Коран, 36:83) ● “Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол.” (Коран, 11:56) ● “Мы ближе к нему, чем яремная вена.” (Коран, 50:16)

Также в одном хадисе передается, что “Всевышний – за семидесятью тысячами завес”, и такие истины, как Мирадж (вознесение Пророка, Мир ему и благо), показывают, что мы чрезвычайно далеки от Него. Желаю объяснения, которое бы приблизило к пониманию эту непостижимую тайну!

Ответ. В таком случае слушай…

Во-первых, в конце “Первого Луча” мы сказали: подобно тому, как солнце посредством своего свободнораспространяющегося света и нематериального отражения находится гораздо ближе к тебе, чем являющаяся окном твоей души и её зеркалом зеница твоего ока, в то же время ты, поскольку являешься ограниченным и заключенным в материю, очень далёк от него. Ты можешь соприкоснуться лишь с его отражениями и тенями, можешь встретиться лишь с частичной его красотой и проявлениями и можешь приблизиться лишь к цветам его спектра, являющимся подобием качеств, и к его сиянию, являющемуся своего рода разновидностью имён. Если же пожелаешь приблизиться к настоящему уровню солнца и встретиться лично с самим солнцем напрямую, тогда тебе нужно будет освободиться от многих оков и преодолеть обширное множество уровней. Если после этого освобождения ты увеличишься до размеров земного шара, раскинувшись душой, как воздушное пространство, возвысишься, как луна, и придёшь в состояние полнолуния, то только тогда, увидевшись с ним лично, без завес, сможешь претендовать на это приближение. Также и Этот Величественный Обладатель Полного Совершенства, Этот Бесподобно Красивый, Этот Необходимо Сущий, Этот Создатель Всего Сущего, Это Постоянное Солнце, Этот Извечный и Вечный Повелитель ближе к тебе, нежели тебя самого. Ты же от Него бесконечно далёк.

Если можешь сопоставь подробности примера…

Во-вторых, например, وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى “Аллаху присущ наивысший пример” (Коран 16:60). Среди многих имён-титулов некого падишаха, имя “Главнокомандующий” проявляется во многих входящих друг в друга кругах его государства. Начиная от всеобщего круга министра вооружённых сил, затем маршалов, генералов, до командиров рот и командиров взводов, во всех этих больших и малых, общих и отдельных кругах обнаруживается и проявляется это имя-титул падишаха. Теперь рассмотрим рядового: находясь на воинской службе его непосредственным начальником и тем, к кому он может обратиться, является командир взвода, чья должность является отдельным проявлением общего командования. Через это частичное проявление управления тот солдат соприкасается и связывается с главнокомандующим. Если же он пожелает войти в контакт с настоящим титулом этого главнокомандующего и увидеть то истинное имя, то ему нужно будет пройти через все уровни от командира взвода до министра. Из этого следует, что падишах, посредством своих имени, власти, законов и знания, телефона и разных мероприятий, а если он будет светлым, подобно праведнику “абдалу”, то и личным своим присутствием очень близок к тому своему рядовому, и ничто не может, став препятствием, помешать этому. В то же время тот рядовой очень далёк от него. Его отделяют тысячи уровней преград и завес. Но иногда тот падишах проявляет свою милость и, вопреки обычаю, приглашает к себе простого солдата, удостаивает его своей благосклонности.

Подобно этому, Обладатель повеления “Будь! – и оно бывает” (Коран, 2:117 и др.), Которому словно послушные рядовые подчиняются солнца и звёзды; Обладатель Величия и Могущества гораздо более близок ко всему сущему, чем их близость к самим себе, и в то же время все сущее бесконечно далеко от Него. Для того, чтобы без завес встретиться с Его Божественной Грандиозностью, необходимо пройти семьдесят тысяч завес из света и тьмы, то есть завес материальности и бытия, имён и качеств, пройти тысячи особенных и полных степеней проявления каждого Его имени, перейдя очень высокие уровни Его качеств, вознестись к Его Великому Престолу, удостоенному Его великого имени. Если не будет Его особого приглашения и благоволения, то для достижения той цели необходимо будет стараться и духовно совершенствоваться тысячи лет. Например, если ты пожелаешь приблизиться к Его имени “Создатель”, то должен будешь связаться с такой частностью этого имени, как “Твой Создатель”, затем с такой его гранью, как “Создатель всех людей”, затем с таким званием, как “Создатель всех живых”, затем с именем “Создатель всего сущего”. Иначе же останешься в тени и найдёшь лишь малую часть проявления той красоты.

Одно напоминание. Падишах, о котором говорится в примере, установил на уровнях своего правления таких посредников, как маршал, генерал и им подобных. Но являющийся بِيَدِهٖ مَلَكُوتُ كُلِّ شَىْءٍ  “В Чьей Руке власть над всякой вещью” (Коран, 36:83) Абсолютно Всемогущий в посредниках не нуждается. Причины, которых можно принять за посредников – только лишь видимость, они являются завесой достоинства и величия. Они лишь поклоняющиеся и изумлённые, слабые и нуждающиеся рабы – глашатаи царства Его Господства и зрители. Они не помощники и не могут быть сотоварищами в царстве Божественного Господства.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛУЧ

Итак, о мой ленивый нафс! Подобно тому, как только лишь из благосклонности был принят падишахом тот рядовой в предыдущем примере, так и истиной намаза является принятие тебя, исключительно из милости, Великим Обладателем Красоты, Прекрасным и Всемогущим Аллахом. Сказав “Аллаху Акбар”, пройдя душой и воображением, или же намерением над двумя мирами, освободившись от оков материальности, выйдя на уровень всеобщего поклонения, или же в его тень, или на степень его разновидности, получив счастье подобия личной аудиенции, удостоиться (согласно своему развитию) великой чести произнести:اِيَّاكَ نَعْبُدُ  “Тебе одному мы поклоняемся…” (Коран, 1:5). Словно повторение в движениях намаза слов “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар” является указанием на преодоление уровней, на духовное развитие и на выход из частичности ко всеобщим кругам, а также неким сокращённым названием того, что находится за пределами нашего познания совершенства Всевышнего. Словно каждое “Аллаху Акбар” является указателем на одну из ступеней вознесения. Итак, удостоенность душой или намерением, или представлением, или воображением этой истины намаза, или хотя бы её тени, даже одного её луча, уже является великим счастьем.

И весьма многократные произнесения “Аллаху Акбар” во время хаджа относятся к этой же истине. Потому что в основе Благородного Хаджа для каждого лежит поклонение на всеобщем уровне. Подобно тому, как простой рядовой в особый праздничный день идёт вместе с генералом в составе дивизии на парад к падишаху и удостаивается его благосклонности. Также и каждый хаджи (паломник), насколько бы ни был он простым человеком, обращается к своему Господу, как к Великому Господу Всего Мира, подобно святому праведнику, достигшему высоких степеней развития. Удостаивается чести всеобщего поклонения. Открывающиеся ключом хаджа всеохватывающие уровни Господства Всевышнего и видимые через подзорную трубу этого паломничества величественные горизонты Божественности, и с предписаниями этого обряда постепенно расширяющиеся для сердца и воображения круги поклонения, и степени величия, и горизонты проявлений вызывают такой жар, такие изумление, благоговение и страх перед Божественным Господством, которые могут успокоиться лишь словами: َللّٰهُ أَكْبَرُ اَللّٰهُ أَكْبَر – “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар” и лишь этими словами те увиденные или представленные раскрывшиеся степени могут быть объявлены. После хаджа этот высокий и всеохватывающий смысл в различной степени находится в таких поклонениях, как праздничный намаз, намазы связанные с засухой, с солнечным и лунным затмениями, а также в намазе, совершаемом вместе с общиной. Так, важность символов и предписаний Ислама, пусть даже это будет сунной, исходит из этой тайны.

سُبْحَانَ مَنْ جَعَلَ خَزَائِنُهُ بَيْنَ الْكَافِ وَ النُّونِ

فَسُبْحَانَ الَّذٖى بِيَدِهٖ مَلَكُوتُ كُلِّ شَىْءٍ وَاِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَٓا اِنْ نَسٖينَٓا اَوْ اَخْطَاْنَا

رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ اِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً اِنَّكَ اَنْتَ الْوَهَّابُ

وَصَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى رَسُولِكَ الْاَكْرَمِ مَظْهَرِ اِسْمِكَ الْاَعْظَمِ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ اَصْحَابِهٖ وَ اِخْوَانِهٖ

وَ اَتْبَاعِهٖ اٰمٖينَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ 

“Пречист Абсолютно Всемогущий, сокровищницы Которого находятся между Каф и Нун.”

“Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены” (Коран, 36:83).

“Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый” (Коран, 2:32).

“Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись.” (Коран, 2:286) ●”Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!” (Коран, 3:8).

“Благослови и приветствуй Почтенного Пророка, удостоившегося Величайшего Имени, и его семью, сподвижников, братьев и последователей. Аминь, О Милосерднейший из Милосердных!”

* * *

Hебольшое приложение

Подобно тому, как Всемогущий и Всезнающий Мудрый Творец показывает в законах мироздания, являющихся Его обычаями, в упорядоченности и гармонии Своё могущество и мудрость и то, что в Его действиях нет никакой случайности. А также Он проявляет свои желания и волю в исключениях из правил и необычных происшествиях, во внешних преобразованиях и в различиях формирований созданий и в изменении времён появления и низведения, а также то, что Он является независимым Деятелем, и показав Свой выбор и невластность над Ним никаких ограничений, разрывая завесу обыденности, Он объявляет о том, что всё сущее, в любой миг, в любом деле, в любом состоянии нуждается в Нём и повинуется Ему. Разбивая невнимательность и рассеянность, Он поворачивает взгляды людей и джиннов от причин к Изначальной Причине Всего. И изложение Корана обращено к этой основе.

Например, во многих местностях в каком-либо году некоторые плодовые деревья приносят урожай, то есть плоды даются им сокровищницы милости, а они дают нам. На следующий же год, несмотря на наличие внешних причин, не дают плоды.

Также например, в отличие от удовлетворения других потребностей, время ниспослания дождя настолько изменчиво, что вошло в “Пять таинств”. Поскольку в бытии самое важное место занимает жизнь и милость, то и дождь, который является источником жизни и явной милостью, не войдёт под обычные правила, порождающие беспечность и являющиеся завесой. Напротив, Всевышний, который и есть Истинный Благодетель, Оживляющий, Всемилостивейший и Милосердный непосредственно возьмёт под личное управление чтобы оставить двери просьб и благодарностей всегда открытыми.

А также например, насколько превосходным образом олицетворяется воля и желание Всевышнего в обеспечении пропитанием каждого существа и в наделении его определённым лицом, которые в свою очередь происходят неожиданно, проявляясь в виде особенных даров. Также сравни с этим такие Божественные деяния, как управление воздушными потоками и подчинение туч.

* * *