Тринадцатое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْاٰنِ مَا هُوَ شِفَٓاءٌ وَرَحْمَةٌ لِلْمُؤْمِنٖينَ ۞ وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنْبَغٖى لَهُ

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих (Коран, 17:82). ● Мы не учили его поэзии, и не подобает ему это (Коран, 36:69).

Если желаешь понять разницу между плодами мудрости Корана и плодами философских наук, сравнить их уроки и степени учёности, прояви внимание к нижеследующим словам!

Итак, своим отточенным словом разорвав завесы обыденности и привычки, висящие над называемыми “обычными” удивительными существами всей вселенной, каждое из которых является отдельным чудом могущества, Коран-Превосходно Излагающий раскрыл эти удивительные истины для обладателей разума и, привлекая их изумлённые взоры, открыл для умов неиссякаемую сокровищницу знаний.

Мудрость философии же, спрятав за завесой обыденности все те необыкновенные чудеса, невежественно и безразлично проходит над ними. Она желает внимательно изучать лишь некоторые редкие единицы, выпавшие из необычайности, вышедшие из общей гармонии созданного и из совершенной природы. Преподносит их обладателям разума, как некую поучительную мудрость. Например, на создание такого содержательного чуда могущества, как человек, она смотрит с безразличием, считая это чем-то обычным, но вышедших из общей гармоничной созданности трехногих или двухголовых людей с громким криком выставляет напоказ удивлённым взорам. И например, самое нежное и всеобщее чудо милости, которым является преподнесение из скрытой сокровищницы регулярного пропитания всем малышам, она видит как нечто обычное и покрывает завесой неблагодарности. Но видит некое насекомое, питающееся зелёным листочком в глубине моря, которое выпало из общей гармонии, стало исключением из правил, отстало от своего племени и в одиночестве оказалось на чужбине, смотрит на его пропитание и возникающими при этом умилением и добротой, желает заставить плакать видящих это рыбаков (Примечание).


Примечание: Точно такое происшествие было в Америке.

Итак, посмотри на ценность и богатство Благородного Корана относительно мудрости и постижения Создателя и посмотри на нищету и несостоятельность философии в отношении осознания Творца, возьми это себе в назидание!

И исходя из этого секрета, Мудрый Коран заключает в себе бесконечно прекрасные, высокие истины, и потому не нуждается в иллюзиях поэзии. Другая причина того, что совершенный порядок и гармония Корана-Превосходно Излагающего, которые равномерным слогом разъясняют искусный порядок книги вселенной, не являются стихотворством, такова:

Каждая из звёзд его аятов не вошла под ограничения ритма для того, чтобы стать неким центром для большинства других аятов и быть для них братом, дабы для существующего между ними духовного общения быть связующим звеном, дабы для аятов, находящихся внутри этого всеохватного круга образовать линию связи. Будто каждый свободный аят имеет по одному смотрящему глазу, по одному внимательному лицу, обращённому к большинству других аятов. В Коране имеются тысячи “Коранов”, и каждому обладателю каких-либо принципов он даёт один из них. Например, как изложено в “Двадцать пятом слове”, в суре “Ихлас” заключены тридцать шесть сур “Ихлас”, которые состоят из шести словосочетаний, имеющих многосторонний смысл, образующих и заключающих в себе целую сокровищницу знаний о единобожии. От того, что звёзды беспорядочно рассыпаны на небесах, то, по причине этого внешнего отсутствия порядка, каждая звезда, не входя в рамки каких-либо ограничений, став для большинства других звёзд неким центром, во всеохватном кругу протягивает для каждой из них по одной линии связи, указывая тем самым на существование скрытых взаимоотношений и между всеми существами. Словно каждая звезда, как некий звёздный аят, имеет по одному глядящему на остальные звёзды оку, по одному обращённому к ним внимательному лицу. Итак, обрати внимание на совершенную систематичность, находящуюся в неупорядоченности и возьми это себе в назидание! Познай тайный смысл аята: وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنْبَغٖى لَهُ  “Мы не учили его поэзии, и не подобает ему это” (Коран, 36:69).

И на следующем примере пойми смысл аята:  وَمَا يَنْبَغٖى لَهُ  “и не подобает ему это” (Коран, 36:69). Итак: дело поэзии – понудить к принятию мелких и тусклых истин, нарядив их великими и сверкающими иллюзиями. Между тем истины Корана настолько велики, светлы и великолепны, что в сравнении с ними, любая самая грандиозная и сверкающая фантазия выглядит мелкой и тусклой. Свидетелем тому, например, являются бескрайние истины, подобные тем, что заключены в аятах:

يَوْمَ نَطْوِى السَّمَٓاءَ كَطَىِّ السِّجِلِّ لِلْكُتُبِ ۞ يُغْشِى الَّيْلَ النَّهَارَ يَطْلُبُهُ حَثٖيثًا۞

 اِنْ كَانَتْ اِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً فَاِذَاهُمْ جَمٖيعٌ لَدَيْنَا مُحْضَرُونَ

 “В тот день Мы свернём небо, как сворачивают свитки для книг.” (Коран, 21:104) ● “Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует.” (Коран, 7:54) ● “Будет только один глас, и все они будут собраны у Нас” (Коран, 36:53).

Если желаешь увидеть и почувствовать, как каждый аят Корана, подобно яркой звезде, распространяя свет истинного пути и невероятного красноречия рассеивает мрак неверия, то представь себя в том веке невежества, в тех бедуинских пустынях, когда всё вокруг было покрыто завесой мрака невежества и беспечности, и когда всё сущее окутано пеленой безжизненности и природы, и до твоего слуха вдруг донесутся произнесённые высоким языком Корана такие его аяты:

يُسَبِّحُ لِلّٰهِ مَا فِى السَّمٰوَاتِ وَمَا فِى الْاَرْضِ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ الْعَزٖيزِ الْحَكٖيمِ

“То, что на небесах и то, что на земле славит Аллаха – Властелина, Святого, Могущественного, Мудрого” (Коран, 62:1).

посмотри, как в сознании, услышавшем глас: يُسَبِّحُ “Славит”, те мёртвые или же спящие существа этого мира оживают, просыпаются и, встав в полный рост, начинают прославлять Создателя! Также, подобные бессмысленным искрам, звёзды на этом тёмном небе и рассеянные по земле создания, во взглядах тех, кто услышал голос: تُسَبِّحُ لَهُ السَّمٰوَاتُ السَّبْعُ وَالْاَرْضُ “Его славят семь небес, земля и те, кто на них” (Коран 17:44), проявляют красоту так, что небо становится подобно огромным устам, в которых каждая из звёзд представляет собой отдельное мудрое слово, некий отдельный ведущий к истине свет. А земля обретает вид головы, у которой море и суша – словно два её разных языка, а все животные и растения – по одному их восхваляющему (Творца) слову.

Иначе, смотря на тот век из нашего времени, ты не сможешь во всех тонкостях понять вышеупомянутые чувства. Да, если на каждый аят ты будешь смотреть, как на источник, распространяющий свой свет ещё с тех времён, который с течением времени стал общепринятой научной истиной и блистает вместе с другими светочами Ислама, а также под солнцем Корана обрёл полуденную ясность, или же если взглянешь на него простым поверхностным взглядом, прикрытым завесой привычки, то конечно же не сможешь истинно увидеть, каким приятным источником красноречия он рассеивает различные мраки, и не сможешь насладиться этой одной из многих сторон захватывающей речи Корана.

Если желаешь посмотреть на самую высокую степень красноречия Корана-Превосходно Излагающего, то посмотри внимательно на следующий пример.

Представим себе очень высокое и удивительное, необычайно широко распростёршее свои ветви дерево, спрятанное за покрывалом, за завесой скрытого. Известно, что для дерева необходимо присутствие соразмерности, пропорциональности и равновесия между его ветвями, плодами, листьями, цветами и другими частями, также как и между частями человеческого тела. Каждая его часть, в зависимости от разновидности дерева, принимает соответствующий образ, каждой придаётся соответствующая форма. Итак, если выйдет некто и на этой завесе напротив каждой части этого невидимого дерева нарисует его образ, проведёт линии от ветвей к плодам, от плодов к листьям, набросает пропорциональный образ, и расстояние между бесконечно далёкими друг от друга корнями и вершиной заполнит набросками, совпадающими с соответствующими частями дерева и показывающими образ и форму тех частей, то конечно не останется сомнений в том, что этот художник видит то скрытое дерево своим проницательным взором, охватывает его, и поэтому может нарисовать.

Точно также и Коран-Превосходно Излагающий, своим отделяющим истину от лжи изложением истины вероятного (т.е. истины древа мироздания, охватившего всё, от начала этого мира, до самых дальних границ мира потустороннего, которое распростёрлось от земли до седьмого неба, от частицы до солнца) настолько сохранил соразмерность частей и плодов, дав каждой и каждому из них отдельный, подходящий ему образ, что все исследователи, завершая свои изучения коранического повествования говорили: “Машааллах, Баракаллах! О Мудрый Коран, только ты раскрыл и объяснил тайны вселенной и загадку мироздания!”.

 وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى  “Аллаху присущ наивысший пример” (Коран 16:60) – В примере нет изъяна – представим имена и Божественные качества, Господние деятельность и дела в виде райского дерева, созданного из света. Так, что круг величия этого светлого дерева простирается из извечности в вечность. Его великие очертания, раскинувшись, охватывают все бескрайнее пространство вселенной. Рамки происходящих в нём процессов растянулись от границы:

يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهٖ ۞ فَالِقُ الْحَبِّ وَالنَّوٰى ۞ هُوَ الَّذٖى يُصَوِّرُكُمْ فِى الْاَرْحَامِ كَيْفَ يَشَٓاءُ  “Аллах – между человеком и его сердцем….” (Коран, 8:24) ● “Аллах раскрывает зерно и косточку.” (Коран, 6:95) ● “Он – Тот, Кто придаёт вам в утробах такой облик, какой пожелает” (Коран, 3:6).

до границы:

 وَالسَّمٰوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمٖينِهٖ ۞ خَلَقَ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ فٖى سِتَّةِ اَيَّامٍ ۞ وَ سَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ  “Небеса будут свёрнуты Его Десницей.” (Коран 39:67) ● “Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней…” (Коран, 11:7) ● “Он подчинил солнце и луну” (Коран, 13:2).

– так вот, изложение Фуркана в таком виде разъяснило все истины тех имён и качеств, все те деятельность и дела, что все ветви и веточки, цели и плоды этой светлой реалии сохранили такую пропорциональность, такое соответствие друг другу, такую совместимость, не нарушая правил и не отчуждая друг друга, что все люди озарения и истины, все имеющие возможность заглянуть в скрытые миры обладатели просвещённости и мудрости, говоря на это: “Субханаллах! Насколько точно, насколько подходяще, насколько соответствующе и прекрасно!” – подтверждают его истинность.

Например, ветвь шести столпов веры, обращённая ко всему созданному и связанная с Необходимо Сущим, находящаяся на положении лишь одной ветви этих двух великих деревьев. Коран настолько пропорционально описывает все её большие и малые ответвления, даже самый маленький плод и цветок, сохраняет между ними такое равновесие и показывает уникальную взаимосвязанность, что человеческий разум бессилен постичь и изумляется этой красоте. Также между той ветвью имана (веры) и являющимися одним её ответвлением – пятью столпами Ислама, и между самими столпами, начиная от самой тонкой детали и самого мелкого правила поведения до самых далёких целей и до самых глубоких мудростей, вплоть до достижения самого незначительного их плода, – повсюду сохраняется прекрасная взаимосвязь, совершенное соответствие и полное равновесие, доказательством чему является Великий Исламский Шариат (Закон), вышедший из положений и повелений, принципов и указаний этого Содержательного Корана, совершенный порядок его положений и их равновесие, прекрасная пропорциональность и прочность, всё это само по себе является неопровержимым, справедливым свидетелем и твёрдым доказательством, отвергающим любое сомнение.

Следовательно, текст Корана не может быть приписан частичному человеческому знанию, тем более знанию человека, являющегося неграмотным. Точнее он опирается на всеобъемлющее знание, и может быть словом лишь Того, Кто может видеть все создания сразу, Кто одновременно созерцает все реалии, протекающие между извечностью и вечностью. И такой аят, как:

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذٖٓى اَنْزَلَ عَلٰى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَلْ لَهُ عِوَجًا

“Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нём изъяна…” (Коран, 18:1)

указывает на эту истину.

اَللّٰهُمَّ يَا مُنْزِلَ الْقُرْاٰنِ بِحَقِّ الْقُرْاٰنِ وَ بِحَقِّ مَنْ اُنْزِلَ عَلَيْهِ الْقُرْاٰنُ نَوِّرْ قُلُوبَنَا وَ قُبُورَنَا بِنُورِ الْاٖيمَانِ

 وَ الْقُرْاٰنِ اٰمٖينَ يَا مُسْتَعَانُ 

О ниспославший Коран Аллах! Ради уважения к Корану и к тому, кому ниспослал Ты его, освети наши сердца и могилы светом Корана. Амин!

* * *

Второй раздел

Тринадцатого Слова

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”

[Наставление для той части молодёжи, которая, находясь среди засасывающей смуты, ещё не потеряла свой разум].

Некоторая часть молодых людей, находящихся под существенными ударами обманчивых, затягивающих страстей и распутства нашего времени, говоря: “Каким же образом мы можем спасти свою Вечную жизнь?” – обратились за помощью к Рисале-и Нур. Я же, от имени духовной личности Рисале-и Нур, ответил им:

— Могила существует, никто не сможет этого отрицать. Каждый, желает он того или нет, войдёт туда. И чтобы войти в неё, есть только “три пути”.

• Первый Путь. Эта могила для обладателей веры – некая дверь, открывающаяся из этого мира в более прекрасный мир.

• Второй Путь. Для того, кто подтверждает существование Вечной жизни, но погряз в распутстве и заблуждении – это дверь одиночной камеры вечной тюрьмы, где он будет в одиночестве изолирован от всех своих друзей. Он заслуживает подобное обращение, потому что, не действовал согласно своим взглядам, убеждениям и вере.

• Третий Путь. Для отрицающих и заблудших людей, не верующих в Вечную жизнь – это врата вечной казни. Это некая виселица, на которой будут казнены и он сам, и все те, кого он любит. Поскольку он воспринимал именно таким образом, то в наказание получит подобное своему восприятию. Две последние вероятности бесспорны, их видно воочию и они не требуют доказательств.

Поскольку время смерти сокрыто, в любое время она может прийти, чтобы отрубить голову, не имея разницы молодого или старика. Конечно же, бедный человек, перед которым постоянно стоит такая великая и страшная проблема будет искать выход, чтобы спастись от этой вечной казни, от этого нескончаемого, бескрайнего одиночного заключения. Поиск этого спасения, которое превратило бы для него врата могилы в дверь, распахивающуюся в вечный мир, в вечное счастье и в мир света – является проблемой величиной с весь этот мир.

О том, что эта твёрдая реалия будет протекать по тем трём разным путям, и что те три пути имеют эти три вышеупомянутых исхода, сообщают сто двадцать четыре тысячи верных вестников – пророков, в руках которых находятся подтверждающие их правоту символы – чудеса, а также о тех истинах сообщают и свидетельствуют сто двадцать четыре миллиона близких к Создателю людей (аулия), подтверждая сообщения пророков, они ставят под ними личные подписи своими открытиями, озарениями, чувствами и свидетельствами; и ещё неподдающееся исчислению количество изыскателей истины с твёрдыми доводами сообщает о том же, о чём сообщали пророки и аулия, доказывая это в степени научной несомненности (Примечание), и все они, объединяясь, с твёрдой, девяностодевятипроцентной вероятностью сообщают: “Спастись от казни и от вечной тюрьмы, а также превратить тот путь в дорогу к вечному счастью возможно лишь с верой и исполнением её предписаний”.


Примечание: Один из них – Рисале-и Нур. И он перед вами.

Интересно, если при выборе пути отвергается дорога, на которой есть даже одна вероятность гибели из ста, и если имеется предупреждение об этом хотя бы одного-единственного свидетеля, а у человека, не послушавшего того свидетеля и идущего по той дороге из-за духовных мук, идущих от страха смерти пропадает даже аппетит, то от свидетельств таких ста тысяч верных и надёжных вестников, говорящих: “В ста случаях из ста заблуждение и распутство является твёрдой причиной для повешения на виселице этой, находящейся перед глазами, могилы и для вечного заточения в её одиночной тюрьме, а вера и поклонение, со стопроцентной вероятностью, убрав ту виселицу и закрыв ту одиночную тюрьму, превратит находящуюся перед глазами могилу в дверь, распахнутую в неисчерпаемую сокровищницу, во дворец счастья” – и извещая об этом, они ещё и показывают признаки и доказательства этого. Конечно же, тогда несчастный человек, особенно мусульманин, находясь перед этой потрясающей и удивительной, пугающей и великой проблемой, если у него будет веры и поклонения, даже если ему одному будут отданы все царства и наслаждения целого мира, сможет ли он избавиться от гнетущей муки опасения, исходящего от осознания того, что и его вызовут туда, и что его черёд может прийти в любой момент? У вас спрашиваю.

Поскольку старость, болезни, беды и повсеместные смерти постоянно напоминают и бередят эту ужасную муку, то, конечно же, те заблудшие и распутные, получая даже сто тысяч наслаждений и удовольствий, испытывают в сердцах духовный ад, который жжет их. Однако из-за сильного опьянения беспечностью, они временно не чувствуют его.

Поскольку для верующих и повинующихся эта, находящаяся перед глазами могила, по праву является дверью в вечную сокровищницу и в нескончаемое счастье и выпавшим им по билету веры на извечной лотерее предопределения выигрышем в миллиарды золотых и алмазов, то от ожидания в любой момент призыва: “Иди и возьми свой выигрыш!” – они испытывают такое глубокое, основательное, истинное удовольствие и духовное наслаждение, что если оно воплотится, и если это семечко станет деревом, то превратится для человека в личный, особенный рай. Тот же, кто, посчитав себя молодым, откажется от этого удовольствия и великого наслаждения и выберет то грязное, влекущее за собой бесчисленные муки, похожее на отравленный мёд, распутное и страстное временное наслаждение, запрещённое шариатом, то он упадёт на сто степеней ниже животного.

И жить, подобно европейским безбожникам, он также не сможет. Потому что они, если и отрицают Последнего Пророка, могут знать других. Если и пророков не знают, могут знать Аллаха. Если даже Аллаха не знают, у них могут иметься некоторые хорошие черты характера, которые могут послужить основой для их совершенствования. Но мусульманин же знает и пророков, и Господа и все духовные совершенства через аравийца Мухаммада (Мир Ему и Благо). Тот, кто оставит его воспитание и выйдет из его цепи, не признает больше ни одного пророка и даже Аллаха, и не сможет найти в своей душе ничего, что стало бы основой для его совершенства.

Потому что Мухаммад (Мир Ему и Благо) – это последний из пророков и самый великий из них, его религия и призыв обращены ко всему роду человеческому, и он превзошёл всех пророков по обладанию чудесами и религиозностью, и даёт урок всем людям по всем истинам, и доказывает это в блестящем виде вот уже четырнадцать столетий, и является основанием для гордости рода человеческого. Тот же, кто отказывается от основ воспитания и корней религии такой Личности, конечно же, нигде не найдёт уже никакого света, никакого совершенства и обречён на абсолютное падение.

Итак, о, охваченные мирскими удовольствиями и силящиеся обезопасить свою жизнь и своё будущее от опасностей, несчастные бедняги! Если желаете наслаждения, удовольствия, счастья и комфорта, то удовлетворяйтесь радостями, находящимися в кругу шариата. Этих радостей вам вполне достаточно. Вне того круга и в кругу запретного одно удовольствие кроет в себе тысячу мучений, что вы, конечно, уже поняли из вышесказанного.

Если, подобно тому, как сейчас показывают с помощью кино прошлое, то есть прошедшие события, было бы показано, например, то, что будет через пятьдесят лет, то эти распутники, сто тысяч раз в отвращении проклиная нынешний смех, заплакали бы горькими слезами.

Желающим вечной и постоянной радости в этом мире и в Вечной Жизни необходимо, в кругу веры, сделать для себя путеводителем нравственность Мухаммада (Мир Ему и Благо).

* * *

Наказ, Урок, Напоминание,

данное нескольким нуждающимся в поддержке молодым людям.

Однажды ко мне пришли несколько светлых молодых людей. Этим юношам, желающим получить действенный урок, дабы уберечься от напастей, исходящих со стороны жизни, молодости и страстей, я так же, как уже говорил раньше молодым, желающим помощи от Рисале-и Нур, сказал:

Ваша молодость безусловно пройдёт. Если вы не удержитесь в кругу шариата (Божественных законов), то эта молодость, исчезнув, принесёт вам и в этом мире, и в могиле, и в вечной жизни гораздо больше бед и мучений, чем даст вам наслаждений сейчас. Если же с помощью исламского воспитания, в качестве благодарности за этот дар молодости, вы будете использовать её, сохраняя целомудрие, порядочность и смиренность, то эта молодость запечатлится в вечности и станет причиной для обретения вечной молодости.

Жизнь же, если нет веры, или же если эта вера из-за неподчинения не оказывает влияния на человека, то вместе с внешними быстротечными удовольствиями и наслаждениями она в тысячи раз больше принесёт мучения, тоску и печаль. Поскольку у человека, в отличие от животных, имеется ум и рассудок, посредством которых он вместе с настоящим временем связан с прошлым и будущим, то из всех этих времён он может получить как муки, так и наслаждения.

У животного же, поскольку оно не является разумным, наслаждения, испытываемые им, не портятся ни печалями, идущими из прошлого, ни страхами и опасениями, идущими из будущего.

Человек же, если он впал в заблуждение и беспечность, то тоска прошлого и опасение будущего серьёзно огорчают и портят его незначительное наслаждение. Если же это удовольствие ещё и греховное, то оно вообще подобно отравленному мёду. Следовательно, с точки зрения удовольствия жизни, человек опускается в сто раз ниже животного. Более того, жизнь заблудших и беспечных людей, даже их существование, а, скорее, весь присущий им мир находится в одном дне. Всё прошлое время и его ушедшие миры с точки зрения их заблуждения являются несуществующими, мёртвыми. Разум, связанный с прошлым, видит только тьму. Будущее же без веры также мертво, оно несуществующе. Вечные разлуки, и в итоге – исчезновение, постоянно заставляя такого человека размышлять о них, приносят в жизнь мрак.

Если же вера станет жизнью жизни, тогда и прошлое и будущее осветятся её светом и найдут воплощение. Подобно настоящему времени они, посредством веры, дадут душе и сердцу высокие духовные наслаждения и свет существования. Объяснение этой истины есть в седьмой надежде “Брошюры для пожилых”, обратитесь к ней.

Итак, жизнь такова… Если желаете её наслаждений и удовольствий, то оживите свою жизнь верой и украсьте её исполнением обязательных предписаний религии (фарзов) и защитите её отстранением от грехов.

Относительно же устрашающей истины смерти, которая каждый день везде и в любое время напоминает о себе смертями, я расскажу вам, как рассказывал другим юношам, следующий поучительный пример.

Представьте себе, что здесь, перед нашими глазами, установлена виселица. Рядом с ней – круг рулетки, но с очень большим выигрышем. Мы, находящиеся здесь десять человек, желая того или нет, в любом случае – и другого выхода нет – будем вызваны к тому месту, нас туда призовут. И оттого, что время призыва скрыто, мы ждём, что нам в любую минуту скажут или: “Получи смертный приговор, поднимайся на виселицу!”, или “Тебе выпал выигрыш в миллион золотых монет, иди, забирай!”. В этот момент в дверь вошли двое: одна – полуголая привлекательная и обманчивая женщина, в руках держащая внешне сладкую, но отравленную халву, которой желает нас накормить. Другой же – честный и неподдающийся на обман серьёзный человек. Он зашёл вслед за той женщиной и сказал:

– Я принёс вам один секрет, один урок. Если вы прочтёте его и откажитесь от этой халвы, то спасётесь от этой виселицы. С помощью этого секрета заберёте тот бесподобный выигрыш. Итак, как мы видим воочию, поевшие сладостей идут к виселице, а по дороге к ней ещё и испытывают ужасные боли в животе из-за ядовитой халвы. А те, кому выпал выигрыш, правда их и не видно и, вроде бы, они тоже поднимаются на виселицу, но они используют её в качестве ступеней, чтобы подняться к месту, где даётся выигрыш, о чём сообщают миллионы свидетелей. Посмотрите в окно. Самые высокие чиновники и большие особы, связанные с этим делом громогласно объявляют: “Также как вы своими глазами видели ушедших к виселице, также несомненно знайте, что те, которые воспользовались секретом, получили выигрыш!”

Итак, подобно этому примеру, молодые, выбравшие являющиеся отравленным мёдом распутные удовольствия, запрещённые шариатом, теряя билет и удостоверение на право обладания вечной сокровищницей и нескончаемым счастьем, которыми является вера, попадают на виселицу, которой является смерть; и во врата вечного мрака, которыми являются горечь могилы, и пропадают там точно так, как это выглядит внешне. А так как никто не знает своего времени, то не имея разницы молод он или стар: в любой момент к нему может прийти палач смерти, чтобы отрубить его голову. Если же человек откажется от тех греховных устремлений, подобных ядовитому мёду, и взяв в руки ключ Корана, которым являются иман (вера) и обязательное поклонение, на той необыкновенной лотерее человеческого рода он получит выигрышный билет, о чём извещают сто двадцать четыре тысячи пророков (Мир Им), а вместе с ними бессчётное число близких к Аллаху людей и праведников, и притом они доказывают это.

Вывод. Молодость пройдёт… Если она прошла в распутстве, то и в этом мире, и в ахирате (вечной жизни), она принесёт тысячи бед и мучений, и если желаете понять, что такие молодые в большинстве своём попадут с духовными болезнями, идущими от злоупотреблений и расточительства – в больницы, от необузданности – в тюрьмы или приюты, и от духовных томлений – в пивные и притоны, то спросите у больниц, тюрем и кладбищ. Конечно же, от большинства больниц вы услышите высказанные языком их состояния стоны и вздохи сожаления, идущие от болезней, злоупотреблений и расточительства молодости; и от тюрем в большинстве также услышите сожаления молодых, подвергшихся наказанию за выход на преступный путь, поддавшись дерзким устремлениям молодости. И на кладбищах, двери которых, открывшись, закрываются за беспрестанно входящими туда, и в этом загробном мире, по свидетельству праведных людей, обладающих способностью видеть состояния их обитателей, и по свидетельству и подтверждению всех людей истины, поймёте, что большинство наказаний является результатом злоупотребления молодостью.

Спросите также у пожилых людей и больных, которые составляют немалую часть человечества. Конечно же, в абсолютном большинстве они с сожалением скажут: “О горе нам! Мы потратили молодость на бесполезные, вредные вещи. Ни в коем случае не поступайте, как мы”. Потому что человек из-за пяти – десяти лет удовольствий молодости, запрещённых шариатом, ещё в этом мире получит много лет горя и тоски, а в загробном мире наказание и вред, и после Судного дня понесёт адское наказание в геенне, и будучи в самом огорчительном состоянии, по закону:

 اَلرَّاضٖى بِالضَّرَرِ لَا يُنْظَرُ لَهُ

“Не обращай внимания на причинившего себе вред по собственному желанию”

никакого сожаления он не заслужит. Потому что тот, кто по собственному желанию вредит себе, не заслуживает и не достоин сожаления.

Пусть Всевышний спасёт и убережёт нас и вас от этой затягивающей смуты нашего времени… Амин!

* * *

Примечание ко второму разделу тринадцатого слова,

взвешенное на весах Рисале-и Нур

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Особо нуждающимися в истинном утешении, заложенном в Рисале-и Нур, являются заключенные. Непосредственно это те, кто получили удар молодости и проводят в тюрьме свою светлую и сладкую жизнь. Как в хлебе насущном, они нуждаются в этих истинах.

Да, молодой нрав слушает чувства больше, чем разум. Чувства же и страсти – слепы, и не видят результатов. Предпочитают один грамм сиюминутного наслаждения пудовому удовольствию в будущем. За одну минуту наслаждения местью этот нрав совершает убийство и восемьдесят тысяч часов испытывает муки заключения, или, за один час распутного удовольствия, в вопросе чести, тысячи дней переносит опасения тюрьмы и мести врагов, отчего рушится счастье его жизни.

Подобно этому ещё много опасностей подстерегают несчастных молодых, превращая их самый сладкий период жизни в самый горький и огорчительный. Особенно это касается огромного государства на севере, которое овладев молодыми страстями, сотрясает этот век бурями. Потому что, разрешает молодым людям, повинующимся невидящим результата слепым чувствам, посягать на честь красивых дочерей и жён порядочных людей. Даже поощряет это распутство, позволив посещать бани мужчинам и женщинам вместе, в обнажённом виде. К тому же разрешает бродягам и нищим посягать на имущество богатых. Всё человечество дрожит перед этой бедой.

Таким образом в наше время молодым мусульманам мира и Турции необходимо, действуя героически, такими острыми мечами, как “Плоды веры” и “Путеводитель для молодёжи” из Рисале-и Нур, противостоять этой опасности, нападающей с двух сторон. Иначе же этот несчастный юноша уничтожит и своё мирское будущее, и свою счастливую жизнь, и счастье иного мира, и свою вечную жизнь, превратив их в наказание и муки. Из-за злоупотреблений и распутства он окажется в больницах, а из-за необузданности чувств будет брошен в тюрьмы. В старости же заплачет горькими слезами, вздыхая и сожалея.

Если убережёт себя, следуя воспитанию благонравия, полученному путём изучения Корана и истин изложенных в “Рисале-и Нур”, то станет настоящим молодым героем, совершенно идеальным человеком и счастливым мусульманином. А также станет правителем для остальных обитателей животного мира и обладателей жизни.

Да, если юноша, оказавшийся в тюрьме, посвятит один-единственный час своей каждодневной двадцатичетырехчасовой жизни пятикратному обязательному намазу, и поскольку стены тюрьмы являются препятствием для совершения большинства грехов, а также если он, раскаявшись в ошибках, ставших причиной этой беды, отстранится от других вредных и мучительных грехов, то принесёт и для своей жизни, и для своего будущего, и для своей родины, и для своего народа, и для своих родных великую пользу. А также благодаря десяти-пятнадцати годам тленной молодости, получит возможность заработать вечную светлую молодость, о чём, твёрдо свидетельствуя, дают радостную весть все небесные книги и свитки во главе с Кораном-Превосходно Повествующим.

Да, действительно, если проявить благодарность Всевышнему, даровавшему эту сладкую и прекрасную молодость, показав верность в служении и повиновении, тогда этот дар и увеличится, и увековечится и станет ещё более насладительным. Иначе эта молодость, обрушит на голову много бед и будет мучительным, горестным и кошмарным. Так и пройдёт. И будет причиной того, что этот человек по отношению к своим родным и близким, родине и народу, превратится во вредоносного проходимца.

Если же заключенный был лишён свободы несправедливо, то при условии исполнения обязательного пятикратного намаза, каждый его час будет считаться целым днём, проведённым в поклонении. Тюрьма превратится для него в уединённую келью, и он присоединится к числу тех искренних вероисповедователей, которые в прошлые времена уходя в пещеры уединялись для совершения поклонений.

Если же это нищий и старик, или больной, или нуждающийся в истинах веры человек, то, с условием исполнения обязательного поклонения (фарз) и с условием раскаяния, каждый его час станет двадцатью часами поклонения, тюрьма же станет для него местом отдыха, а для его друзей, с состраданием присматривающих за ним – местом дружбы, местом воспитания и школой. Возможно ему будет гораздо приятнее находиться в тюрьме, нежели пребывать на свободе, будучи запутанным мирскими проблемами и подвергнутым натиску грехов, атакующих со всех сторон. В тюрьме он получает полное воспитание, а когда освободится, то выйдет не каким-нибудь убийцей, жаждущим мести, а раскаявшимся, воспитанным и полезным для народа человеком. Даже некоторые из начальства тюрьмы города Денизли, увидев тех, кто в течение короткого времени получили прекрасные уроки благонравия из Рисале-и Нур выразили следующее мнение:

Чем бросать человека в тюрьму для перевоспитания на пятнадцать лет, лучше дать пятнадцатинедельный урок Рисале-и Нур, это лучше исправит его”.

Поскольку смерть не умирает и время её прихода сокрыто, она может прийти в любое время, и поскольку могила не закрывается, караван за караваном, все приходящие, входя туда, теряются из виду. И потому как смерть для верующих превращается из вечной казни в документ об освобождении, что видно из истин Корана, и для заблудших и распутных она – некая вечная казнь, подобная тому, что происходит с ними внешне, некая вечная разлука со всеми любимыми, со всеми существами. Безусловно, не остаётся никаких сомнений, что: “Самым счастливым является тот, кто в терпении благодарит и, полностью воспользуясь сроком заключения беря уроки “Света”, старается в кругу поклонения служить вере и Корану”.

О человек, охваченный удовольствиями и наслаждениями! В свои семьдесят пять лет через тысячи испытаний, доказательств и происшествий я осмыслил, что:

Настоящее удовольствие и наслаждение, не содержащее мучений, и радость без примесей грусти, и счастье жизни находятся только в вере и в кругу истин веры. А в одном мирском наслаждении содержится множество мучений. Всё равно, что накормив одной изюминкой, оно даёт десять пощёчин и похищает наслаждение жизни.

О несчастные, попавшие в беду заключения!.. Поскольку ваш мир находится в плачевном состоянии, а ваша жизнь утомлена, приложите усилия для того, чтобы не заплакал ваш потусторонний мир. Воспользуйтесь заключением в тюрьме, чтобы заулыбалась и стала насладительной ваша вечная жизнь. Подобно тому, как в тяжёлых условиях под угрозой нападения врагов один час, проведённый на посту, оборачивается целым годом, проведённым в поклонении. Также и каждый час тягот вашего поклонения в этих тяжёлых условиях, становясь многими часами, превращает для вас эти трудности в милость.

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ

Мои дорогие, верные братья!

Для несущих тяготы заключения и для тех, кто с состраданием преданно следит за их пропитанием, поступающим извне и помогает им, изложу в “Трёх пунктах” одно действенное утешение.

Первый Пункт.

Каждый день жизни, проведённый в тюрьме, может обернуться десятью днями поклонения. А тленные часы можно превратить в вечные часы, дающие плоды в вечной жизни. Посредством отбывания наказания, сроком пять или десять лет, заключение даёт возможность освобождения от вечной тюрьмы, протяжённостью в миллионы лет. Таким образом условием этой важной и драгоценной прибыли для уверовавших является исполнение обязательного пятикратного поклонения, раскаяние в совершенных грехах, явившихся причиной заключения и проявляя терпимость выражение благодарности. По существу тюрьма препятствует совершению многих грехов.

Второй Пункт.

Подобно тому, как исчезновение наслаждения является мучением, также и исчезновение мучения – наслаждение. Да, каждый, если подумает об ушедших наслаждениях, о радостных днях, то, почувствовав духовное страдание, вздохнёт с сожалением и тоской, а если же вспомнит о прошедших горестных и мучительных днях, то почувствует духовное наслаждение от их исчезновения и скажет: “Слава Аллаху, та беда ушла, оставив своё вознаграждение”, – и с лёгкостью переведёт дыхание. Значит один час временного страдания оставляет в душе духовное наслаждение, а час наслаждения, наоборот, – оставляет страдание.

Поскольку истина такова, и потому как часы страданий и тревог убыли и остались в прошлом. А также, возможные дни трудностей в будущем, в данное время неизвестны и ещё не существуют. А также нет мучений в том, чего ещё нет.

Например, насколько будет глупо, предполагая, что можно остаться через несколько дней голодным и без воды. И думая об этом, непрерывно есть хлеб и пить воду. Точно так же выглядит нелепостью думать на данный момент, о прошедших и пока не произошедших часах страданий, которых нет, или не будет и давно ушедших. Проявлять нетерпеливость, забыв о недостатках своего нафса, словно жаловаться на Аллаха, вздыхать и охать. Помимо этого силы терпения будет вполне достаточно, если их не растратить налево и направо, то есть на прошедшее и будущее, а напротив сосредоточить их на данное время и час. И эти мучительные стеснения уменьшатся в десять раз.

И даже тогда, да пусть не выглядит это как жалоба, когда находясь в третьем по счёту “Медресе Юсуфа”, в течение нескольких дней я испытал ранее никогда не видимые мной мучительные физические и духовные болезненные страдания, мучавшие меня духовные и сердечные стеснения и отчаяние, появившиеся относительно лишения меня служения “Нуру”, милость Аллаха показала мне эту вышеупомянутую истину. И я согласился со своим заключением и мучительной болезнью. И глубоко поблагодарил Всевышнего с мыслями о том, что такому старцу, как я, находящемуся у порога могилы, будет большой выгодой превратить час, который мог провести в беспечности, в десять часов поклонения.

Третий Пункт.

Милосердным служением помогать заключенным, преподносить необходимое им пропитание, утешать, залечивая их духовные раны, является таким делом, в котором небольшими деяниями предоставляется возможность заработать большую прибыль. Передавать им продукты поступающие извне, ровно по количеству этих продуктов запишется в тетради деяний надзирателей и иных работников тюрьмы, как воздаяние за милостыню. Особенно воздаяние за милосердную духовную милостыню увеличивается многократно, если попавший в беду человек стар или болен, неимущий или же чужеземец.

Таким образом условием этой колоссальной прибыли является выполнение обязательного намаза. Дабы это служение было совершено ради довольства Всевышнего.

А также одно из непременных условий – оказание помощи милосердно, радушно и справедливо, не ущемляя чувства достоинства.

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ اَبَدًا دَائِمًا

О мои братья по заключению и братья по вере!

Хочу изложить истину, пришедшую в моё сердце, которая спасёт от наказания как в этом мире, так и на том свете. Эта истина такова: например, кто-то убил чьего-то брата или родственника. Убийство, которое принесло одну минуту наслаждения, полученного от возмездия, также принесло за собой миллионы минут душевного угнетения и тюремного заключения. Даже родственники убитого теряют удовольствие жизни и умиротворение, с тревогой думая о мести и существовании врагов. Этого убийцу угнетает страх и чувство гнева. Из этой ситуации есть лишь один выход. И это то, о чём повелевает Коран, и то, чего требуют и поощряют истина, справедливость, благополучие, человечность и Ислам. Это – согласие и перемирие.

Да, истина и благополучие – в мирном сосуществовании. Поскольку смерть одна и она не откладывается, в любом случае тот убитый, поскольку его время пришло, больше не мог бы оставаться на этом свете. Этот убийца же по Божественному предопределению стал средством его смерти.

Если примирения не произойдёт, обе стороны будут вынуждены постоянно испытывать мучение страхом и местью. Поэтому Ислам повелевает: “Верующий не должен держать обиду на другого верующего более трёх дней”. Если же это убийство произошло не от враждебности и не от злобной неприязни, а стало следствием коварства какого-либо лицемера, то необходимо примириться как можно быстрее, иначе же эта отдельная беда возрастёт и получит продолжение.

Если же они перейдут к перемирию и убивший покается и постоянно будет молиться за убитого, тогда каждая из тех двух сторон приобретёт много благ и они станут братьями друг другу. Вместо одного ушедшего брата получат нескольких братьев по вере. Смирившись с судьбой и Божественным предопределением, простят своего врага. И особенно, если они слушали уроки Рисале-и Нур, то, конечно, мир, общественное и личное спокойствие и братство в кругу света требуют оставить все находящиеся между ними обиды.

Подобно тому, как в тюрьме города Денизли все заключенные, бывшие врагами друг другу, слушая уроки Нура (Света), стали братьями. Что стало одной из причин нашего оправдания, и даже неверующие и хулиганы вынуждены были выразить восторг и удивление. Те же узники полностью обрели спокойствие.

И как я заметил, из-за одного человека сотня людей испытывают неприятность, не выходят вместе на прогулку, что становится насилием над ними. Благородный и совестливый верующий не причинит вред верующим ради выгоды и из-за небольшой, незначительной ошибки. Если совершит ошибку и нанесёт вред, то необходимо быстро раскаяться.

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

Дорогие мои новые братья и старые узники!

Я твёрдо удостоверился в том, что по Божественной милости вы явились некой важной причиной нашего заточения здесь. То есть, с утешением, которое несёт Рисале-и Нур и с истинами веры, спасая вас от тоски тюремного несчастия и от большого ущерба в этом мире, и от бесполезности жизни, попусту проходящей в горести и тоске, дабы она не исчезла безрезультатно, и дабы не заплакала ваша вечная жизнь, подобно плачу этой жизни, принести вам утешение. Поскольку истина такова, то конечно, и вы, подобно узникам Денизлинской тюрьмы и ученикам “Рисале-и Нур”, должны стать друг другу братьями. Вы видите, для того, чтобы никто из вас не ударил другого ножом и чтобы вы не нападали друг на друга, проверяются все поступающие к вам извне вещи и продукты, ваш хлеб и похлёбка. Преданно служащая вам охрана испытывает многие трудности. Опасаясь того, что вы можете наброситься друг на друга, как хищники или дикари, вас не выводят вместе на прогулку.

Итак, вы наши новые братья, имеющие естественный героизм, с великим духовным героизмом, скажите администрации: “Если нам в руки попадёт не только нож, а даже маузер и револьвер, и даже если нам будет приказано, мы и тогда не тронем наших бедных и таких же, как мы, несчастных братьев. Даже если раньше и была стократная вражда и ненависть между нами, сейчас мы прощаем всё былое и твёрдо намереваемся впредь не обижать их. Проявить такой поступок нам повелевают наставления и указания Корана, веры, исламского братства и устремления к благополучию” – высказывая эти слова превратите эту тюрьму в благословенное медресе.

* * *

Важная Тема, напомнившая о себе во время ночи Ляйлят-уль Кадр

(Постскриптум ко Второму Разделу Тринадцатого Слова)

Вкратце укажем на одну очень обширную и длинную истину, пришедшую на сердце во время Ляйлят-уль Кадр. Так вот…

Человеческий род со страшным насилием и ужасной тиранией этой последней Мировой Войны… и с безжалостными разрушениями… и с казнями сотен невинных из-за одного-единственного врага… и с ужасным отчаянием побеждённых… и со страшным смятением победителей от того, что они не могут сохранить своего господства, и их муками совести от того, что они не в силах восстановить огромных разрушений… и с полным осознанием всеми того, что мирская жизнь полностью тленна и временна, а фантазии цивилизации – обманчивы и усыпляющи… и с тем, что высоким способностям, заложенным в человеческом естестве и человеческой сути со всех сторон нанесены ужасные раны… и с тем, что беспечность и заблуждение, твёрдый и слепой материализм разбиты алмазным мечом Корана… и с показом того, что истинное лицо самой широкой, удушающей и лживой завесы беспечности и заблуждения – мирской политики – является грязным и жестоким… То конечно же, без всякого сомнения на Севере, на Западе, в Америке, основываясь на проявлении этих признаков, оттого, что ошибочно любимая человеческим родом мирская жизнь оказалась настолько мерзкой и преходящей, человеческое естество изо всех сил будет искать желаемую им истинно любимую вечную жизнь. И без всякого сомнения, тогда как: на протяжении тысячи трёхсот шестидесяти лет в каждом столетии имеющий триста пятьдесят миллионов учеников… и под каждым предписанием и освещаемым вопросом которого поставили свои подписи миллионы исследователей истины… и каждую минуту со святостью находящийся в миллионах сердец хафизов, и дающий их языками урок для человечества… и дающий человечеству радостную весть о вечной жизни и вечном счастье в таком виде, которому нет подобия ни в одной другой книге… и излечивающий все раны человечества Коран-Превосходно Изъясняющий с его тысячами сильных, мощных и повторяющихся аятов, прямо и косвенно заявляя десятки тысяч раз, сообщает и бесчисленными доказательствами несокрушимых твёрдых доводов, не вызывающих сомнений, даёт радостную весть о вечной жизни и преподносит урок вечного счастья; то, конечно, человеческий род, если полностью не потеряет свой разум и на его голову не упадёт материальный или духовный конец света, то подобно известным проповедникам Швеции, Норвегии, Финляндии и Англии, старающимся приблизиться к принятию Корана, и серьёзным важным обществам Америки, ищущим истинную религию, великие континенты земного шара и большие государства будут искать Коран-Превосходно Разъясняющий, и после того, как поймут его истины, возьмутся за него всей душой и сердцем. Потому что, с точки зрения этой истины, Корану явно нет и не может быть подобия, и ничто не сможет претендовать на место этого величайшего чуда.

Во-вторых. Поскольку “Рисале-и Нур” показал, что он служит подобием меча в руках этого великого чуда и вынуждает, и всё-таки вынудил сдаться его упорных врагов. И освещая сердце, душу и все чувства, давая им лекарства, являясь глашатаем сокровищницы Корана и не имея кроме него других источников и инстанций, полностью исполняет ту свою обязанность. И одержав полную победу над направленной против него ужасной пропагандой и над упрямыми атеистами, разбив на куски самую прочную крепость заблуждения – материализм – своим “Трактатом о природе”, и рассеяв в блестящем виде самую толстую, широкую и удушающую завесу беспечности, охватившую горизонты и широкие сферы науки такими плодами своей книги “Посох Мусы”, как “Шестая тема” и “Первый”, “Второй”, “Третий”, “Восьмой Довод”, показал свет единобожия…

* * *

Шестая Тема Из брошюры

Плоды Веры”

[Эта тема является кратким изложением лишь только одного из тысяч разносторонних доказательств такого столпа Ислама, как Вера в Аллаха, разъяснение и твёрдые многочисленные доводы которого имеются во многих местах “Рисале-и Нур”].

В городе Кастамону ко мне пришла группа учащихся лицея, и они попросили меня: “Помоги нам познать нашего Создателя, наши учителя не говорят нам об Аллахе”. Я сказал им:

Каждая из наук, которую вы изучаете, своим особым языком непрерывно упоминая Аллаха, знакомит нас с Творцом, даёт нам познать Его. Слушайте не учителей, а эти науки”.

Например, прекрасная аптека, в каждой колбе которой имеются живые пасты и лекарства, элементы которых взяты в удивительных и точнейших мерах, несомненно свидетельствует об очень искусном и мудром аптекаре-фармацевте.

Так и в отношении живых паст и лекарств, содержащихся в четырёхстах тысячах видах “колб” животных и растений в аптеке Земного шара, эта аптека, в соответствии с тем, в какой степени она совершеннее и грандиознее той аптечной лавки, – относительно изучаемой вами медицины – даже слепым показывает, представляя нам Мудрого Могущественного Творца – Фармацевта великой аптеки Земного шара.

Например, некая удивительная фабрика, которая ткёт тысячи разнообразных тканей из простого материала, без всякого сомнения, говорит нам о её хозяине и умелом механике.

Так и насколько этот странствующий Божественный механизм, называемый Земным шаром и имеющий сотни тысяч голов, каждая из которых содержит сотни тысяч совершенных фабрик, грандиознее и совершеннее этой фабрики, построенной человеком, в такой степени он – относительно изучаемой вами механики – сообщает о Мастере и Хозяине Земного шара, даёт нам познать Его.

И, например, некое превосходное хранилище, склад продовольствия и магазин, в котором с округи собраны и аккуратно складированы и приготовлены всевозможные продукты питания, несомненно, говорит о необыкновенном работнике, владельце и хозяине этого продовольствия.

Так и этот Божественный склад продовольствия, называемый Земным шаром, это Божественное судно и это Божественное хранилище и магазин, в котором содержатся разнообразные инструменты, товары и консервированные продукты, за год организованно совершая странствие по двадцатичетырехтысячелетней орбите, погрузив на себя сотни тысяч живых существ, требующих различной пищи, и проходя по временам года, наполняя весну как некий огромный вагон тысячами разнообразных продуктов, приносит их голодающим зимой бедным живым созданиям. И насколько это хранилище Земли грандиознее и совершеннее той фабрики, настолько же бесспорно и явно – относительно науки об общественном питании, которую вы изучаете или будете изучать, – оно сообщает нам о Хозяине, Правителе, Распорядителе хранилища Земли, даёт познать и полюбить Его.

И, например, некий чудотворный командующий армии, состоящей из четырёхсот тысяч полков, требуемая пища которых различна, используемое оружие – различно, носимая форма – различна, их учения и время демобилизации – различны, он в одиночку, не забывая ни одного и не ошибаясь, выдаёт для всех них различную пищу и их многообразные оружия, формы и снаряжения. И эти необыкновенные армия и лагерь, несомненно и очевидно, будут указывать на того выдающегося командующего и с похвалой даст полюбить его.

И точно так же, в земном лагере и в новой Божественной армии, которая каждой весной мобилизуется вновь, со стороны одного лишь Величайшего Командующего чрезвычайно совершенно и организованно, не забывая ни одного и не ошибаясь, выдаются различные формы, продукты питания, оружия четырёхсот тысяч видов растений и животных, организуются их разнообразные учения и разновременные демобилизации. И в какой степени этот земной весенний лагерь грандиознее и совершеннее упомянутой человеческой армии и лагеря, в такой же степени – относительно военной науки, которую вы будете изучать, – он с восхищением и благоговением сообщает внимательным и разумным людям о Правителе, Господине, Распорядителе и Священном Командующем Земли, и с хвалой и освящением даёт полюбить Его.

И, например, в некоем диковинном городе миллионы электрических ламп, находясь в движении, странствуют по всем местам. Эти электрические лампы и их станция, топливо которых не иссякает, несомненно и очевидно, с восхищениями и поздравлениями даёт познать и полюбить нам одного мастера-чудотворца и чрезвычайно талантливого электротехника, который управляет электричеством, сотворил эти странствующие лампы, построил станцию и доставил топливо.

И точно так же некоторая часть звёздных “ламп”, развешанных в городе нашего мира на крыше дворца нашей Земли, судя по астрономическим данным, в тысячу раз больше Земного шара, и скорость их движения в семьдесят раз выше скорости снаряда. Но несмотря на это, они не нарушают своего порядка, не сталкиваются друг с другом, не гаснут и их топливо не иссякает. Судя по данным астрономии, которую вы изучаете, для того чтобы поддерживать горение нашего солнца, которое более чем в миллион раз огромнее Земного шара, живёт больше миллиона лет и является некой лампой и печью в этой Божественной гостинице, ежедневно необходимо – дабы оно не погасло – иметь керосина по объёму всех земных морей и угля по величине всех земных гор или же груды дров по размерам тысяч Земных шаров. И это управление и “электрические лампы” дворца нашей Земли в величественном городе вселенной своим светом указывают на безграничное Могущество и Господство, которое без керосина, дров и угля поддерживает горение и не даёт погаснуть нашему солнцу и подобным ему огромным звёздам и одновременно и стремительно заставляет их двигаться, не сталкивая друг с другом. И в какой степени эти “лампы” и управление ими грандиознее и совершеннее того примера, в такой же степени – относительно электротехники, которую вы изучаете или будете изучать, – они, показывая в качестве доказательства эти лучезарные звёзды, дают познать Властелина, Осветителя, Мудрого Устроителя, Искусного Творца этой грандиозной выставки вселенной, и с освящением и благоговением дают полюбить, преклониться перед Ним.

И, например, некий чудотворный командующий армии, состоящей из четырёхсот тысяч полков, требуемая пища которых различна, используемое оружие – различно, носимая форма – различна, их учения и время демобилизации – различны, он в одиночку, не забывая ни одного и не ошибаясь, выдаёт для всех них различную пищу и их многообразные оружия, формы и снаряжения. И эти необыкновенные армия и лагерь, несомненно и очевидно, будут указывать на того выдающегося командующего и с похвалой даст полюбить его.

И точно так же, в земном лагере и в новой Божественной армии, которая каждой весной мобилизуется вновь, со стороны одного лишь Величайшего Командующего чрезвычайно совершенно и организованно, не забывая ни одного и не ошибаясь, выдаются различные формы, продукты питания, оружия четырёхсот тысяч видов растений и животных, организуются их разнообразные учения и разновременные демобилизации. И в какой степени этот земной весенний лагерь грандиознее и совершеннее упомянутой человеческой армии и лагеря, в такой же степени – относительно военной науки, которую вы будете изучать, – он с восхищением и благоговением сообщает внимательным и разумным людям о Правителе, Господине, Распорядителе и Священном Командующем Земли, и с хвалой и освящением даёт полюбить Его.

И, например, в некоем диковинном городе миллионы электрических ламп, находясь в движении, странствуют по всем местам. Эти электрические лампы и их станция, топливо которых не иссякает, несомненно и очевидно, с восхищениями и поздравлениями даёт познать и полюбить нам одного мастера-чудотворца и чрезвычайно талантливого электротехника, который управляет электричеством, сотворил эти странствующие лампы, построил станцию и доставил топливо.

И точно так же некоторая часть звёздных “ламп”, развешанных в городе нашего мира на крыше дворца нашей Земли, судя по астрономическим данным, в тысячу раз больше Земного шара, и скорость их движения в семьдесят раз выше скорости снаряда. Но несмотря на это, они не нарушают своего порядка, не сталкиваются друг с другом, не гаснут и их топливо не иссякает. Судя по данным астрономии, которую вы изучаете, для того чтобы поддерживать горение нашего солнца, которое более чем в миллион раз огромнее Земного шара, живёт больше миллиона лет и является некой лампой и печью в этой Божественной гостинице, ежедневно необходимо – дабы оно не погасло – иметь керосина по объёму всех земных морей и угля по величине всех земных гор или же груды дров по размерам тысяч Земных шаров. И это управление и “электрические лампы” дворца нашей Земли в величественном городе вселенной своим светом указывают на безграничное Могущество и Господство, которое без керосина, дров и угля поддерживает горение и не даёт погаснуть нашему солнцу и подобным ему огромным звёздам и одновременно и стремительно заставляет их двигаться, не сталкивая друг с другом. И в какой степени эти “лампы” и управление ими грандиознее и совершеннее того примера, в такой же степени – относительно электротехники, которую вы изучаете или будете изучать, – они, показывая в качестве доказательства эти лучезарные звёзды, дают познать Властелина, Осветителя, Мудрого Устроителя, Искусного Творца этой грандиозной выставки вселенной, и с освящением и благоговением дают полюбить, преклониться перед Ним.

И вот для того, чтобы в качестве урока выразить это вышеупомянутое доказательство, являющееся грандиозным и блестящим свидетельством бытия и единственности Творца, Чудо-Изложение-Коран, многократно повторяя, даёт нам познать нашего Творца в большей степени такими аятами, как: رَبُّ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ ۞ خَلَقَ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ  “… Господь небес и земли…” и “… сотворил небеса и землю…” (Коран, 13:16, 6:1 и др. аяты).

 Так я ответил тем учащимся. Они же полностью согласились, подтвердили это и сказали: “Мы безмерно благодарим нашего Создателя: за то, что получили совершенный святой урок, являющийся самой истиной. Да благословит тебя Аллах”.

И я сказал: Человек представляет собой некий живой механизм, который может опечалится тысячами различными переживаниями и остаться довольным от тысяч разнообразных удовольствий. А также – некое несчастное создание, в котором безграничное бессилие. И он же подвергается натиску бесчисленных врагов, как материально существующих, так и духовных. Будучи безгранично бедным, он остаётся зависимым от бесчисленных материальных и духовных потребностей. Кроме того, этот же человек постоянно испытывает горечь от разлук и потерь. Но, установив связь со Всемогущим Правителем благодаря своей вере (иману) и поклонению, он сразу находит точку опоры против всех своих врагов и место обращения за помощью, которое может удовлетворить все его потребности. И подобно тому, как каждый гордится славой и положением своего господина, так и человек, если он благодаря вере повинуется такому безгранично Могущественному и Милостивому Господину, если он будет служить Ему через поклонение и обратит относительно себя решение смерти о казни в повестку о демобилизации (от прижизненной службы) – сравните, насколько он может быть довольным и признательным своему Господину и с какой благодарностью Ему он может гордиться Им.”

Подобно тому, как я говорил тем учащимся, так же я повторно скажу и вкусившим беду заключенным: тот, кто знает и повинуется Ему, находясь даже в темнице, – будет счастлив. Тот же, кто забыл Его, будучи даже во дворцах, пребывает в темнице несчастья. И даже один счастливый угнетённый при своей казни сказал злосчастным тиранам: “Я не умираю, а вернее, с приходом демобилизации ухожу в мир счастья. Но и я, считая вас обречёнными на вечное уничтожение, мщу вам за себя сполна”. И, говоря لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ “Нет Бога, кроме Аллаха”, он с радостью испускает дух.

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

“Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый” (Коран, 2:32).

* * *

Секреты “Хува”

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ اَبَدًا دَائِمًا

Мои очень дорогие и верные братья!

Мои братья, в слове “Ху” هُوَ “Он”, содержащемся в таких словах, как لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ “Нет бога, кроме Него” и قُلْ هُوَ اللّٰهُ  ”Скажи: “Он – Аллах…”, в тончайшем секрете единобожия, в один миг показавшемся мне в мысленном путешествии при изучении страницы воздуха лишь с материальной точки зрения, я увидел, что путь веры (имана) является чрезвычайно удобным и лёгким в степени необходимости (избрания его) и что на пути ширка (многобожия) и заблуждения имеются тысячи нелепостей, которые в невероятной степени затруднительны, невозможны. Я изложу этот объёмный и длинный секрет в очень кратком виде.

Например, если горстка земли в сосуде, поочерёдно выступающем в роли цветочного горшка для сотен цветов, будет отнесена к природе и причинам, то станет необходимым, чтобы в этом горшке в мелких масштабах имелись сотни (а вернее, даже столько, сколько существует в мире цветов) нематериальных механизмов и заводов; или же чтобы каждый атом, имеющийся в этой горсточке земли, знал, как сотворить все те разнообразные цветы с их различными особенностями и живыми органами, почти как некий бог, обладая безграничным знанием и силой.

Точно так же станет необходимым, чтобы в каждом маленьком объёме воздуха (являющегося местом самого яркого проявления Божественного повеления и воли), который – как выдох – достаточен, чтобы произнести слово هُو “Ху” “Он”, в мелких масштабах имелись узловые пункты, приёмные и передаточные станции всех существующих в мире телефонов, телеграфов, радио и других средств многочисленных и разнообразных переговоров, и чтобы он одновременно и в один миг смог выполнить всё это бесчисленное множество задач. Или же будет необходимо, чтобы каждая частичка, содержащаяся в этом объёме воздуха, который достаточен, чтобы произнести слово هُوَ “Ху” “Он”, имела столько нематериальных личностей и способностей, сколько существует всех телефонистов, телеграфистов и говорящих по радио (телефону и т.д.), и чтобы она знала все их языки и в то же время передавала это другим частичкам, распространяя дальше. Дело в том, что на деле это состояние частично наблюдается, и у всех элементов воздуха есть эта способность. Таким образом, в учении атеистов, натуралистов и материалистов явно видна не одна нелепость, а столько нелепостей, невозможностей и затруднений, сколько существует этих частиц. Если же этот воздух будет отнесён Могущественному Творцу, он со всеми своими частицами (атомами, молекулами и т.д.) будет Его неким рядовым, подвластным Его повелению. Тогда бесчисленное множество его значительных функций, с позволения своего Создателя, благодаря силе Его и связи с Ним, опираясь на Него и благодаря проявлению Его могущества, молниеносно выполнится в один миг так просто, как всего лишь одна чётко выполненная функция одной его частицы, и с такой лёгкостью, словно произнести слово هُوَ “Ху” “Он” или как колебание воздуха. То есть он станет некой страницей для бесчисленного множества удивительных и аккуратных писем, написанных пером могущества. И его частички станут кончиками этих перьев, а их функции – точками, поставленными на этой странице пером предопределения. Воздух будет работать так же просто, как движение всего лишь одной его частички.

Так вот, наблюдая и изучая воздушный мир, в своём путешествии мысли в таких фразах, как لَا اِلٰهَ اِلَّا هُ “Нет бога, кроме Него” и قُلْ هُوَ اللّٰهُ “Скажи: “Он – Аллах…”, я ясно и обстоятельно своими глазами увидел эту сжатую истину. И с научной достоверностью познал, почему и Чудоизложение-Коран, и люди, совершающие зикр, очень часто упоминают это священное слово, когда касаются темы единобожия. Дело в том, что в слове هُوَ “Ху” “Он” и в его воздухе имеется блестящее доказательство (изложенное выше) и блеск Вахидията, в то же время в его смысле и указании есть чрезвычайно яркое проявление Ахадията и очень сильный довод (подтверждающий единобожие), в котором кроется ключ к разгадке вопроса: “На Кого указывает неопределённое и неясное указательное местоимение هُوَ “Ху” “Он”?

Например, если в одну точку на белой бумаге будет поставлено две-три точки, они сольются; если один человек будет одновременно делать много различных дел, он запутается; если на какое-нибудь небольшое животное будет нагружено много вещей, оно не выдержит их; и если одновременно с языка (или в ухо) будет сходить (или входить) сразу несколько разных слов, они, потеряв свой порядок, сольются между собой. Но несмотря на всё это, я несомненно, своими глазами увидел, что в воздушном пространстве, в котором я мысленно путешествовал вместе с ключом слова هُوَ “Хува” “Он” и с помощью его компаса, ни одна его частичка не сбивается и не нарушает своего порядка, несмотря на то, что туда ставится (или можно поставить) тысячи различных точек, букв, слов… И совсем не ошибаясь, совершает свои функции, несмотря на их разнообразие и многочисленность, и несмотря на то, что на эту частичку возложено очень много сложных функций, она, не проявляя никакого бессилия и не отставая, упорядоченно выполняет их…

И тысячи разнообразных слов в различных формах, смыслах, совершенно не смешиваясь и не нарушая своего порядка, сходят с этих тонких языков и доходят до этих маленьких ушей. И помимо того, что эта каждая частичка выполняет эти удивительные функции, она совершенно свободно путешествует в пространстве, самозабвенно свидетельствуя своим состоянием и языком вышеизложенной истины: لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ “Нет бога, кроме Него” и  قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ “Скажи: “Он – Аллах…” и среди таких волн, колеблющих атмосферу, как бури, грозы, гром, совершенно не нарушает свой порядок и свои функции и не ошибается. И ни одна функция не мешает выполнению другой. Это я увидел своими глазами.

Значит, для того, чтобы воздух смог выполнять эти функции, необходимо, чтобы каждая его частичка имела некую безграничную мудрость, знание и волю, и обладала безграничной силой и могуществом и качествами абсолютного властелина над всеми остальными частичками. Но это совершенно нелепо и абсурдно. Даже ни один дьявол не посмеет сказать такое. Стало быть, на этой странице воздуха явно, в степени абсолютной, зрительной и научной несомненности, по безграничным знанию и мудрости Всемогущего Творца, работает перо Его могущества, и он (воздух) является будто сменной страницей предопределения, а также находится на положении доски некого лявх-и махфуза, носящей имя “лявх-и махв исбат”, на которой в изменяющемся мире и среди его изменчивых дел постоянно что-то записывается и стирается.

Таким образом, подобно тому, как воздух лишь в своей функции передачи звуков показывает вышеупомянутое проявление Единства Творца и удивительные вещи, и проявляет множество нелепостей на пути заблуждения, так и одновременно с этой функцией он, не ошибаясь, чётко выполняет ещё и такие важные задачи, как передача электричества, притяжения, света и других тонких материй. В то же время он с полным порядком обеспечивает такой жизненно необходимый для всего живого процесс, как дыхание, и совершает необходимое для жизни растений опыление. Воздух твёрдо доказывает, что он является местом самого яркого проявления Божественного повеления и воли, а также в степени зрительной несомненности доказывает, что совершенно нет ни единой возможности и вероятности, чтобы в процессы и функции воздуха вмешивались беспутная случайность, слепая сила, глухая природа, беспорядочные и не имеющие определённой цели причины и бессильные, неживые, неразумные материи. Я твёрдо убедился в этом и выяснил, что каждая частичка своим состоянием свидетельствует: لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ “Нет бога, кроме Него” и قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ   “Скажи: “Он – Аллах…” , и увидел с помощью этого ключа هُوَ “Хува” “Он” эти удивительные явления, имеющиеся в воздухе в материальном отношении. Вместе с этим и воздух в качестве некого هُوَ “Ху” “Он” стал для меня своего рода ключом в мир Мисаль и мир смысла.

(Оставшаяся часть пока ещё не написана,

примите мои добрые пожелания.)

* * *