Вторая Часть

(Излагает доказательства единобожия)

Путник, посланный в этот мир для обретения веры, мысленно странствовавший по всей Вселенной, спрашивавший у всякой вещи о Создателе, повсюду искавший своего Господа и истинно нашедший Его как Необходимо Сущего, предложил своему разуму вновь отправиться в путешествие ради созерцания доказательств единства Необходимо ущего Создателя. 

Отправившись в путь, на первом этапе они увидели, что четыре священных истины, охвативших всю Вселенную, явно требуют единства Всевышнего Аллаха.

ПЕРВАЯ ИСТИНА

Абсолютная Божественность (Улухият)

То, что каждая группа людей естественным образом занимается своего рода поклонением; то, что естественные предназначения всех иных живых существ, а скорее даже всех неживых созданий также являются своеобразным поклонением; то, что все духовные и материальные дары и блага во Вселенной служат причиной чувства преклонения и благодарения, которые, в свою очередь, побуждают к восхвалению и поклонению, а также то, что все проникновения из сокрытого мира и все духовные проявления – такие, как Откровение и вдохновения – объявляют о Едином Всевышнем, достойном поклонения, несомненно, доказывает истинное существование и господство Абсолютной Божественности. Поскольку Божественность настолько истинна, то, разумеется, многобожия (ширк) она не приемлет. Богу отвечают поклонением и благодарностью разумные плоды, находящиеся на вершине древа Вселенной, и Он не допустит, чтобы кто-либо иной вызывал их довольство и признательность, становясь причиной предания ими Бога забвению, ведь Он, истинно достойный поклонения, из-за того, что Его не видят создания, может быть легко забыт, а это полностью противоречит сущности Божественности и его священным замыслам! Именно поэтому Коран многократно и сурово отвергает многобожие (ширк) и угрожает многобожникам адским огнём. 

ВТОРАЯ ИСТИНА

Абсолютное Господство (Рубубият)

Мудрое и милосердное управление незримой десницы, охватывающее всю Вселенную, в частности, живые существа и особенно их питание и развитие, повсюду происходящее в одинаковом виде, неожиданным образом и одновременно, является, безусловно, признаком абсолютного Господства, его светом и доказательством существования. Поскольку абсолютное Господство существует, то, разумеется, многобожия и соучастия оно не приемлет. Ведь самые важные замыслы и цели этого Господства – такие, как проявление своей красоты, объявление о своём совершенстве, демонстрация своих ценных творений и показ своего скрытого мастерства сосредотачиваются в отдельных частях и в живых существах, однако многобожие, вмешиваясь в самую малую вещь, в самое малое живое существо, разрушает эти цели и портит эти замыслы. Также, многобожие отвращает разумных созданий от этих целей и от Того, Кто их установил, обращая их к причинам. И поскольку такое положение полностью противоречит и противостоит сути Божественного Господства, то, конечно, такое абсолютное Господство ни в каком отношении не допустит многобожия. Постоянные наставления в Коране на путь единобожия, посредством многочисленных восхвалений, аятов и слов, а скорее букв и всего содержания в целом, исходят из этого великого смысла. 

ТРЕТЬЯ ИСТИНА

Совершенство

Все высокие мудрости этой Вселенной, её удивительные красоты, справедливые законы и мудрые цели явно указывают на существование истины совершенства, в особенности на совершенство Создателя, сотворившего эту Вселенную из ничего и управляющего ею во всех отношениях прекрасным и чудесным образом, а также на совершенство человека, являющегося своеобразным разумным зеркалом Создателя. 

Поскольку существует истина совершенства, поскольку существует совершенство Создателя, совершенным образом сотворившего эту Вселенную, а также поскольку истинно совершенство человека, являющегося самым значимым плодом Вселенной, халифом земли, самым важным и любимым творением Создателя, то, конечно же, многобожие, обращающее эту явно совершенную и исполненную мудрости Вселенную в скатывающуюся в тлен бессмысленную игру случайности, в забаву природы, в жестокое место убоя для живых существ и скорби для обладателей разума, многобожие, опускающее человека, чьи совершенства видны по плодам его деятельности, до степени самого несчастного и ничтожного животного и скрывающее Господнее совершенство, о котором свидетельствуют все создания, отражающие это совершенство, сводя на нет результаты Его деятельности и созидания, невозможно и неприемлемо. 

Поскольку это противоречие многобожия совершенству Всевышнего, человека и Вселенной, а также вред многобожия, наносимый этим совершенствам, объяснены и доказаны сильными и твёрдыми аргументами Первого раздела «Второго Луча», повествующего о трёх плодах единобожия, то, поручая это объяснение ему, здесь мы ограничимся вышенаписанным.

ЧЕТВЁРТАЯ ИСТИНА

Правление

Тот, кто внимательно взглянет на Вселенную, увидит её в образе величественной и живой, активной страны, либо же в образе города с мудрым и крепким правлением, где каждый исполняет отведённую ему обязанность. Согласно метафоре аята:

وَ لِلّٰهِ جُنُودُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ

Аллаху принадлежат воинства небес и земли” (Коран 48:7)

– мудрые созидательные повеления и законы, действуя среди крохотных служителей и огромных солдат Господнего войска, включающего в себя всё – от армий частиц, дивизий растений, батальонов животных и до армий звёзд – явно указывают на существование абсолютного правления и всеобъемлющей власти.

Поскольку существует истина абсолютного правления, то, вне сомнения, многобожие (ширк) не может быть истиной, ведь, как гласит твёрдая истина аята:  

 لَوْ كَانَ فٖيهِمَٓا اٰلِهَةٌ اِلَّا اللّٰهُ لَفَسَدَتَا

Если бы там [на небесах и земле] были боги, помимо Аллаха, то они [небеса и земля] разрушились” (Коран 21:22) 

– если в одно и то же дело самовластно вмешается несколько рук, то возникнет беспорядок. Если в одном государстве или даже в одном районе будут двое правителей, то порядок нарушится и управление сменится хаосом. Между тем, всюду – от крылышка мухи до небесных светил, от клеток тела до созвездий – наблюдается порядок, исключающий вмешательство многобожия даже размером с частицу.

Достоинство власти не допускает наличия соперника. Да, то, что даже люди, по причине своей слабости нуждающиеся во многих помощниках, ради незначительной, внешней, временной власти деспотично убивают своих братьев и детей, показывает, что власть не приемлет соперников. Если даже такое бессильное создание ради такой ничтожной власти поступает таким образом, то, вне сомнения, ни в одном отношении невозможно, чтобы абсолютно Всемогущий (аль-Кадир) Владыка всей Вселенной принял кого-либо иного в сотоварищи и позволил участвовать в своём священном правлении, на котором основываются Его истинные и всеобъемлющие Господство (рубубият) и Божественность (улухият). 

Поскольку эта истина мощными аргументами доказана во Втором разделе «Второго Луча» и во многих других местах «Рисале-и Нур», вверяем её этим рисале

Итак, созерцая эти четыре истины, наш путник очевидно познал единство Всевышнего Аллаха, и вера его засияла. Изо всех сил он произнёс:  

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَه

«Нет Бога, кроме Аллаха. Он – Един и нет у него сотоварищей.»

И в качестве краткого указания на урок, полученный на данном этапе, во второй части Первого раздела сказано: 

َا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ الْوَاحِدُ الْاَحَدُ الَّذٖى دَلَّ عَلٰى وَحْدَانِيَّتِهٖ وَ وُجُوبِ وُجُودِهٖ مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ حَقٖيقَةِ تَبَارُزِ الْاُلُوهِيَّةِ الْمُطْلَقَةِ وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ تَظَاهُرِ الرُّبُوبِيَّةِ الْمُطْلَقَةِ الْمُقْتَضِيَّةِ لِلْوَحْدَةِ وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ الْكَمَالَاتِ النَّاشِيَةِ مِنَ الْوَحْدَةِ وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ الْحَاكِمِيَّةِ الْمُطْلَقَةِ الْمَانِعَةِ

وَ الْمُنَافِيَةِ للِشِّرْكَةِ

Затем этот не знающий покоя путник сказал своему сердцу:  «То, что верующие, особенно приверженцы тариката, постоянно говорят и объявляют о единобожии, повторяя لَا اِلٰهَ اِلَّاهُوَ «Нет Бога, кроме Него», показывает, что у единобожия очень много уровней. Также, единобожие является самой важной, самой приятной и самой высокой священной обязанностью, естественным долгом и поклонением посредством веры. В таком случае, чтобы достичь ещё одного уровня, нам необходимо открыть очередную дверь в этом «дворце назиданий» [Вселенной]. Ведь истинное единобожие, к которому мы стремимся, – это не только теоретическое познание, а скорее, основанное на доказательствах подтверждение, которое, с точки зрения логики, в отличие от теоретического познания, считается намного более ценным знанием. К тому же, истинное единобожие – это такое решение, подтверждение, осознание и признание, которое позволяет найти Всевышнего посредством любой вещи, которое во всём даёт увидеть ведущий к Создателю путь и которое беспрепятственно позволяет ощущать хузур (ощущение себя перед Всевышним). Иначе, чтобы найти своего Господа, необходимо будет постоянно разрывать, раскрывать завесу Вселенной».

«В таком случае, вперёд!» – сказал путник и постучал во врата величия и могущества. И войдя в это место деятельности и творений, в мир создания и сотворения, он увидел, что во всей Вселенной господствуют пять всеобъемлющих истин, явно доказывающих единобожие. 

ПЕРВАЯ ИСТИНА

Истина величия и могущества

Поскольку эта истина аргументированно доказана и разъяснена во втором разделе «Второго Луча» и во многих других местах «Рисале-и Нур», здесь мы ограничимся нижеследующим.  

Тот, кто в одно и то же время, в одном и том же виде создаёт звёзды, находящиеся друг от друга на расстоянии многих тысяч лет; Тот, кто одновременно, в одном и том же виде сотворяет бесконечное число единиц одного и того же цветка, растущего на востоке и на западе, на юге и на севере Земли, придавая форму и образ; Тот, кто, словно доказывая такое сокровенное и удивительное минувшее событие, как сотворение небес и земли за шесть дней, упоминаемое в аяте:

هُوَ الَّذٖى خَلَقَ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ فٖى سِتَّةِ اَيَّامٍ

Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней” (Коран 57:4)

– на примере настоящего и видимого нам события, а также, словно показывая более ста тысяч образцов Дня Великого Воскрешения, сотворяет каждой весной, в течение пяти-шести недель более двухсот тысяч видов растений и животных, в совершенном порядке и равновесии, без путаницы, безошибочно, без изьянов одновременно управляя ими, взращивая их, питая, наделяя индивидуальностью и украшая их; Тот, кто, согласно смыслу аята:

يُولِجُ الَّيْلَ فِى النَّهَارِ وَ يُولِجُ النَّهَارَ فِى الَّيْلِ

“Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня.”

(Коран 57:6)

– вращая Землю, создаёт и перелистывает страницы ночи и дня, записывает на этих страницах дневные события и сменяет их, в то же самое время знает самые малые желания сердец и управляет ими по Своей воле. И поскольку каждое из вышеупомянутых действий является единым действием, из этого необходимо следует, что производящий их Единый и Могущественный Всевышний явно обладает таким величием и могуществом, что ни в одном месте, ни в одной вещи, ни в одном отношении не оставляет ни единой возможности и никакой вероятности для соучастия (ширка).  

Поскольку существует такое величие и такое всемогущество, поскольку это величие абсолютно совершенно и всеохватывающе, то абсолютно невозможно, чтобы оно допустило многобожие (ширк), придающее этому всемогуществу слабость и нужду, этому величию – изъян, совершенству – недостатки, а также ограничивающее их абсолютный охват. Ни один разум с неиспорченным естеством не согласится с этим!

Итак, ввиду того, что многобожие задевает достоинство величия и могущества, оно является непростительным преступлением, о чём с великой угрозой объявляет Превосходно Излагающий Коран:  

اِنَّ اللّٰهَ لَا يَغْفِرُ اَنْ يُشْرَكَ بِهٖ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذٰلِكَ

“Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приравнивают [кого-то], но прощает то, что меньше этого [по тяжести греха], кому пожелает.” (Коран 4:48).

ВТОРАЯ ИСТИНА

Это проявления действий Всевышнего, наблюдаемых во Вселенной, в абсолютном, всеобъемлющем, бесконечном виде. Эти действия ограничиваются только мудростью и волей, а также способностями того, в чём они проявляются. Беспутная случайность, неразумная природа, слепая сила, безжизненные причины, неограниченные и повсеместно разбросанные элементы не способны вмешаться в эти чрезвычайно взвешенные, мудрые, внимательные, живые, упорядоченные и прочные действия. Однако, по воле Всевышнего Деятеля и Его силой они используются в качестве внешней завесы могущества. 

В качестве трёх примеров изложим три из бессчётных особенностей трёх действий, на которые указывают три аята, следующих друг за другом на одной из страниц суры «Пчёлы». 

Первый аят:  

وَ اَوْحٰى رَبُّكَ اِلَى النَّحْلِ اَنِ اتَّخِذٖى مِنَ الْجِبَالِ بُيُوتًا … اِلٰى اٰخِره

И внушил твой Господь пчеле: «Устраивай в горах дома …”

(Коран 16:68)

Пчела по своей природе и своему предназначению это настолько великое чудо могущества, что её именем названа большая сура «Пчёлы». В крохотной головке этой маленькой «медовой фабрики» записана совершенная программа её важного предназначения, в её маленьком брюшке находится и варится самое сладкое из яств, её тонкое жало таким образом снабжено ядом, способным разрушать органы живых существ и убивать, что не наносит вреда этому жалу и всему организму пчелы. И поскольку это возможно лишь посредством предельного внимания и знания, великой мудрости и воли, абсолютного порядка и гармонии, такие вещи, как бессознательные, беспорядочные природа и случайность не в состоянии вмешаться в эти процессы. 

Таким образом, то, что проявления этого Божественного искусства и Господнего действия, чудесного в трёх отношениях, с одинаковой мудростью и точностью, в одном и том же виде охватывают бесчисленное количество пчёл по всей земле, явным образом доказывает единство Всевышнего.

Второй аят:  

وَ اِنَّ لَكُمْ فِى الْاَنْعَامِ لَعِبْرَةً نُسْقٖيكُمْ مِمَّا فٖى بُطُونِهٖ مِنْ بَيْنِ فَرْثٍ وَ دَمٍ لَبَنًا خَالِصًا سَٓائِغًا لِلشَّارِبٖينَ

“И, поистине, в домашней скотине для вас – [поучительный] урок. Мы поим вас тем, что у них внутри, между пометом и кровью, – чистым молоком [очищенным от любых нечистот], которое пьется приятно.” (Коран 16:66)

Этот аят весьма поучителен. В материнских грудях, являющихся своего рода молочными фабриками, и особенно в вымени коров, верблюдиц, коз и овец, среди крови и нечистот, но не смешиваясь с ними и не портясь, помещено абсолютно противоположное им – чистое, свежее, натуральное, питательное, приятное, белое – молоко. В их же сердцах заключено более приятное, более сладкое и ценное, чем то молоко, самоотверженное милосердие к своим детям и детёнышам. Разумеется, всё это требует великой милости, мудрости, знания, могущества, воли и внимания, и потому не может быть делом рук бушующих случайностей, беспорядочных элементов и слепых сил. 

Итак, то, что такое весьма чудесное и мудрое проявление Господнего искусства и Божественного действия, одновременно, в одном и том же виде, с одинаковой мудростью и точностью охватывает груди и сердца бесчисленного множества матерей сотен тысяч видов живых существ на всей земле, явно доказывает единство Всевышнего. 

Третий аят:  

 وَمِنْ ثَمَرَاتِ النَّخٖيلِ وَالْاَعْنَابِ تَتَّخِذُونَ مِنْهُ سَكَرًا وَرِزْقًا حَسَنًا اِنَّ فٖى ذٰلِكَ لَاٰيَةً لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

“Из фиников и винограда вы получаете как опьяняющий напиток, так и хорошее пропитание [сок, уксус, свежие и сушеные плоды]. Поистине, в этом – знамение для людей размышляющих.” (Коран 16:67)

Этот аят, обращая внимание на финики и виноград, говорит, что для разумных людей в этих двух плодах заключено великое знамение и доказательство единобожия. Оба этих плода являются фруктами и служат пищей, а также ингредиентами для многих лакомств. Вместе с тем, эти растущие среди безводных пустынь, на сухой земле, деревья являются чудом могущества и дивом мудрости, фабриками сладостей и машинами медовых напитков, а также представляют собой взвешенное, совершенно гармоничное, мудрое и утончённое искусство. Человек, обладающий хоть долей разума, вынужден согласиться с тем, что создать это способен лишь Тот, Кто сотворил Вселенную. Ведь, к примеру, на этой, толщиной с палец, ветви виноградной лозы, находящейся перед нами, имеется двадцать гроздей винограда. На каждой грозди имеется сотня ягод, подобных мешочкам со сладким напитком. Каждая ягодка покрыта тонкой, красивой, нежной цветной оболочкой, а в её мягкое сердце помещены косточки с твёрдой скорлупой и ореховым ядрышком, являющиеся своего рода памятью виноградной лозы, содержащей программу и биографию. В её «брюшке» производится медовая сладость, подобная райской халве и напитку источника каусар. Великое множество винограда одновременно создаётся по всей земле, одинаково точно, мудро и искусно. Несомненно, это требует бесконечного могущества и безграничной мудрости, на которые способен только Создатель всей Вселенной. Безусловно, слепые, беспутные, неупорядоченные, бессознательные, бесцельные, беспорядочные силы, природа и причины не в состоянии вмешаться в очень точную гармонию, в искусное творчество и мудрый порядок. По воле Всевышнего они лишь используются в восприятии воздействия и в заслонении. 

Итак, подобно этим, говорящим о единобожии, трём особенностям трёх истин, на которые указывают три аята, о единстве Всевышнего Аллаха единогласно свидетельствуют все бесконечные проявления бесконечных Божественных действий. 

ТРЕТЬЯ ИСТИНА

Это сотворение созданий, особенно растений и животных, характеризующееся полной гармонией и великим множеством, несмотря на абсолютную быстроту, весьма искусное, совершенное и упорядоченное, несмотря на абсолютную лёгкость, а также весьма ценное и абсолютно индивидуальное, несмотря на великое множество и перемешанность. 

Да, создавать в великом множестве, но при этом крайне быстро, создавать искусно, утончённо и гармонично, но легко и просто, создавать в большом изобилии и перемешанно, однако в очень ценном виде и в полной индивидуальности, ничего не перепутав и не смешав, способно лишь могущество такого Единого Создателя, для которого ничего сложного не существует. Дабы это могущество могло свершить дела, происходящие у нас на глазах, для него звёзды должны быть так же легки, как частицы, нечто самое большое – таким же лёгким, как самое маленькое, целый многочисленный вид – так же лёгок, как единица вида, огромное и объемлющее целое – таким же лёгким, как самая малая часть, оживление огромной земли – таким же лёгким, как сотворение одного дерева, создание огромного как гора дерева – таким же лёгким, как сотворение одной косточки размером с ноготь.

Итак, изложение, разрешение, раскрытие и доказательство этого важного секрета данного уровня единобожия, этой третьей истины и формулы единобожия, этой потрясающей мудрости, этого величественного ключа, этой, находящейся за пределами разума, загадки и самой важной основы Ислама, этого самого глубокого фундамента веры и самого большого основания единобожия, то есть того, что самое большое целое подобно самой маленькой части и того, что между самым многочисленным и самым малочисленным отсутствует разница, раскрывает секрет Корана, и становится понятной самая сокровенная и непостижимая загадка сотворения Вселенной, которую философия оказалась бессильной разгадать. 

Хвала и слава Милосердному Создателю в количестве, в сто тысяч раз превышающем число букв трудов «Рисале-и Нур», за то, что в этих книгах раскрыт этот потрясающий секрет, разрешена эта удивительная загадка! Особенно твёрдо и убедительно, как дважды два – четыре, это доказано в конце «Двадцатого Письма», в изложении смысла  

وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

И Он над всякой вещью мощен”

в теме о могуществе Всевышнего Аллаха, находящейся в «Двадцать девятом Слове», касающемся воскрешения из мёртвых, в доказательстве Божественного могущества, находящемся в «Двадцать девятом Сиянии» на арабском языке, описывающем уровни фразы «Аллаху Акбар». Поэтому, поручая разъяснение этим темам, я хотел в виде краткого содержания изложить основы и аргументы, раскрывающие этот секрет, а также указать на тринадцать тайн, служащих тринадцатью ступенями. Я написал первую и вторую тайны, однако, к сожалению, два сильных материальных и духовных препятствия заставили меня в данный момент отказаться от остальных. 

Первая тайна. Если нечто является сущностным, то оно не приемлет и не позволяет вмешательства своей противоположности, поскольку это привело бы к объединению противоположностей, что невозможно и абсурдно. Исходя из этого секрета, поскольку Божественное могущество является сущностным и необходимо присущим Всевышнему, то, разумеется, невозможно, чтобы Всемогущий (аль-Кадир) был подвержен вмешательству слабости, противоположной могуществу. И поскольку существование уровней в чём-либо возможно посредством вмешательства противоположности, – к примеру, существование сильного и слабого уровней света объясняется вмешательством тьмы, существование высокого и низкого уровней тепла обусловлено вмешательством холода, а существование сильной и слабой степени силы вызвано встречей сопротивления, – то, безусловно, в сущностном могуществе уровней быть не может. Все вещи оно создаёт так же, как одну вещь. И по причине того, что в этом сущностном могуществе нет уровней и не может быть слабости и недостатка, перед ним не может возникнуть никакого препятствия, и никакое сотворение для него не может быть сложным. И ввиду того, что для него ничто не представляет сложности, сотворить Великое Воскрешение для него так же легко, как весну, сотворить весну так же просто, как сотворить дерево, создать дерево так же несложно, как создать цветок. Вместе с тем, мы явно видим, что это могущество сотворяет цветок так же искусно, как дерево, дерево – так же чудесно, как весну, а весну – так же необыкновенно и содержательно, как Воскрешение.

В «Рисале-и Нур», посредством многочисленных твёрдых и сильных доводов доказано, что не будь единства Всевышнего, сотворение одного цветка стало бы таким же трудным, как сотворение целого дерева, и даже ещё труднее, а сотворение дерева стало бы таким же сложным, как сотворение весны, и даже ещё сложнее! При этом, были бы абсолютно утрачены их искусность и ценность. И живое существо, которое сейчас создаётся за одну минуту, создавалось бы за целый год, а скорее и вовсе не могло бы быть созданным! Итак, исходя из данного секрета, эти плоды, цветы, деревья и насекомые, которые чрезвычайно ценны, несмотря на свою многочисленность, которые сотворены весьма искусно, несмотря на быстроту и лёгкость своего сотворения, появляются на свет весьма упорядоченно, а затем принимаются за исполнение своих обязанностей и, вознеся свои восхваления Всевышнему, оставляют вместо себя семена и уходят. 

Вторая тайна. Согласно секрету сияния, прозрачности и подчинения, посредством проявления этого сущностного могущества одно-единственное солнце, отражающееся в одном зеркале, по велению Всевышнего, так же легко способно донести своё тёплое и сияющее отражение до бесчисленных зеркал, блестящих вещей и капель, и количество здесь не имеет значения. 

Благодаря безграничной обширности бесконечного созидания, одно произнесённое слово, с дозволения Всевышнего, с лёгкостью достигает ушей как одного человека, так и миллионов людей. Тысячи слушателей равны одному. 

Также, подобно тому, как глаз способен смотреть и на одно место, и на тысячу мест, такое светлое духовное создание, как Джабраил, благодаря безграничной обширности Господней деятельности в проявлении милости, может находиться как в одном месте, так и в тысяче мест. Количество – не имеет значения.

Подобно этому, поскольку сущностное извечное могущество является самым тонким светом, истинным светом, светом всего света, а суть вещей и их стороны, обращённые к Создателю, являются прозрачными и как зеркало блестящими, и всё сущее – от частиц, растений и живых существ до лун, солнц и звёзд – подчиняется этому сущностному могуществу, в высшей степени повинуясь и покоряясь Его повелениям, то, конечно, все бесчисленные вещи оно сотворяет подобно одной вещи, присутствуя около каждой из них. Одно тут не препятствует другому. Для него равны большое и малое, многое и немногое, целостное и частичное. Ничто для этого могущества не является сложным. 

К тому же, как сказано в «Десятом Слове» и в «Двадцать девятом Слове», согласно секретам порядка, равновесия, повиновения закону и подчинения приказу, огромный корабль, размером с сотню домов, может управляться так же легко, как детская игрушка, некий командир одним приказом может отправить в атаку как одного солдата, так и огромную дисциплинированную армию. А если представить, что на одних весах в равновесии находится по яйцу на каждой из чаш, а на других весах в таком же равновесии находится по целой горе на каждой из чаш, то, в соответствии с законом мудрости, так же, как один-единственный орех, добавленный к той или иной чаше весов, способен поднять одну чашу с яйцом и опустить другую, он способен поднять одну чашу весов с горой к вершинам гор, а другую – опустить на дно пропасти.

И подобно этому, поскольку наряду с неограниченным, бесконечным, светлым, сущностным вечным могуществом Всевышний обладает бесконечной мудростью и весьма чуткой справедливостью, являющимися источником, началом и основой порядка, гармонии и равновесия, и поскольку всё большое и малое, целостное и частичное подчиняется этому могуществу и повинуется его распоряжениям, то, несомненно, это могущество, в соответствии с секретом мудрой гармонии, управляет звёздами с такой же легкостью, с какой вращает и приводит в движение частицы. Весной же это могущество, согласно секрету своих мудрости и равновесия, одним и тем же повелением оживляет и отправляет на арену жизни все виды мух, все растения и все армии насекомых с такой же легкостью, с какой оживляет одну муху. Это мудрое, справедливое могущество весной оживляет огромную мёртвую землю, демонстрируя сто тысяч образцов великого Воскрешения, так же легко, как оживляет одно дерево, придавая жизнь его окостеневшим ветвям. И, согласно смыслу аятов:

اِنْ كَانَتْ اِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً فَاِذَاهُمْ جَمٖيعٌ لَدَيْنَا مُحْضَرُونَ

“Все люди и джинны предстанут пред Нами на площади Судного Дня по одному кличу и приказу”.

وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

“Наступление Конца Света и Судного Дня близко, как мгновение ока, и даже ещё ближе”.

مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ

“О люди, создать всех вас, наделить жизнью и воскресить также легко, как одну душу. Для Моего могущества это не сложно.”

– это Божественное могущество, одним и тем же повелением, с одинаковой лёгкостью и оживляет землю, и приводит на площадь Судного Дня к великим весам всех людей и джиннов, всех животных, духовных существ и ангелов. Одно здесь – не помеха другому. 

Вопреки моему желанию, изложение остальных тайн (с третьей по тринадцатую) было отложено. 

ЧЕТВЁРТАЯ ИСТИНА

Бытие существ и их появление, посредством многочисленных аспектов единства – таких, как их сплочённость, схожесть друг с другом, посредством того, что одни из них являются уменьшенным подобием или увеличенным образцом других, одни из них являются большими и целостными, а другие являются их частями и единицами, а также посредством их взаимной схожести в естестве, взаимосвязи в искусном узоре, их взаимопомощи и взаимодополнения в исполнении естественных обязанностей – объявляет о единобожии и доказывает единство их Создателя, а также показывает, что Вселенная, с точки зрения управления, является единым целым, не приемлющим разделения.

К примеру, каждой весной одновременно, безошибочно, одинаково, совершенно мудро и искусно сотворяется, управляется и обеспечивается пропитанием бессчисленное множество единиц четырёхсот тысяч видов растений и животных. Также, создаётся бесчисленное количество птиц, начиная с их малых подобий – таких, как мухи – и заканчивая такими их большими образцами, как орлы, которые наделяются органами и инструментами, помогающими им жить и передвигаться по воздуху и которыми населяется воздушное пространство, и на их лица проставляется печать чудесного искусства, на их тела – штамп мудрого управления, а в их суть – печать единства их Господа. Кроме того, мудрым и милосердным образом питательные вещества направляются на помощь клеткам, растения – животным, животные – людям, а все матери – на помощь бессильным детям и детёнышам. Одинаково упорядоченно, искусно и мудро управляются все большие и малые круги, входящие друг в друга  – начиная от круга Млечного пути, Солнечной системы и элементов Земли до оболочек глазных зрачков, лепестков роз, одеяний початков кукурузы и семян дыни. Всё перечисленное очевидно доказывает, что свершающий эти деяния является единым, что на каждой вещи проставлена Его печать, что Он присутствует повсюду, не находясь ни в одном месте, что, подобно солнцу, от Него всё далеко, но Он ко всему близок, что подобно тому, как для Него не являются сложными такие грандиозные вещи, как Млечный путь и Солнечная система, так же не скроются от его управления ни частицы крови, ни сокровенные желания сердца, а также что для него самое большое и многочисленное является таким же лёгким, как самое малое. Он легко создаёт муху как орла, семя – с такой же содержательной сутью, как дерево, дерево – по образу сада, сад – с искусностью сотворения весны, а весну – в виде Воскрешения. Очень ценные по искусности вещи Он нам крайне дёшево даёт, дарит, взамен желая платы лишь в виде «Бисмиллях» и «Альхамдулиллях». Иными словами, приемлемая плата за эти весьма ценные дары – это произнесение в начале «Бисмилляхир-рахманир-рахим» («Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»), а в конце – «Альхамдулиллях» («вся хвала Аллаху»). 

Поскольку эта, четвёртая, истина также раскрыта и доказана в «Рисале-и Нур», то здесь мы ограничимся этим коротким указанием. 

ПЯТАЯ ИСТИНА, 

увиденная нашим путником во втором месте. То, что во всей Вселенной в целом, в её основах, элементах, составных частях и в каждом создании присутствует совершенный порядок; то, что каждый из элементов, функционирующих в управлении этого обширного царства и имеющих отношение ко всему царству в целом, един; то, что имена и действия, правящие в этом величественном городе, на этой грандиозной выставке, взаимно переплетены, и каждое из них обладает целостной, единой сутью, повсюду проявляясь одинаково и охватывая всё сущее либо большинство вещей; то, что элементы и виды,  служащие основой управления этим роскошным дворцом, его заселения и возведения, взаимно переплетены, причём каждое из них обладает целостной, единой сутью, одинаково присутствуя повсюду и при этом охватывая всю землю или большую её часть – всё это несомненно, явно и непременно, свидетельствуя, требует, чтобы творец и управляющий этой Вселенной, царь и правитель этого царства, хозяин и устроитель этого дворца являлся Единым и Единственным, подобным которому и схожим с которым не было бы, а также чтобы у него не было бы ни визиря, ни помощника, ни сотоварища, ни противоположности, ни слабости, ни недостатков. Да, порядок представляет собой абсолютное единство и требует единого устроителя порядка. Соучастия, сотоварищества (ширк), приводящего к разногласию, к конфликту, он не терпит.

Поскольку во всём, в большом и малом, начиная со Вселенной в целом, с суточного и годового движения Земли и заканчивая человеческим лицом, нервной системой в его голове и движением красных и белых телец в его крови, имеется мудрый и тонкий порядок, то, разумеется, никто и ничто, кроме Одного Абсолютно Всемогущего (аль-Кадир) и Абсолютно Мудрого (аль-Хаким), не в состоянии намеренно вмешаться в сотворение чего бы то ни было. Скорее, всё сущее – лишь объект воздействия. 

И поскольку упорядочивать, особенно упорядочивать следуя цели, а также учитывая полезные результаты, возможно только с мудростью и знанием, волей и намерением, то, безусловно, этот мудро устроенный порядок, эта очевидная и приносящая пользу упорядоченность различных бесчисленных созданий, явным образом свидетельствует, что Создатель и Управитель этих созданий является единым, действующим и обладающим волей. Всякая вещь обретает бытие посредством Его могущества, по Его воле принимает определённое состояние, и по Его усмотрению ей придаётся гармоничный облик. 

Ведь в гостинице этого мира – одна обогревающая лампа, один светильник-календарь, одна дождевая губка, один повар-огонь, один живительный напиток, одна бережливая нива… И таких примеров единства – тысяча и один! И, несомненно, из всех этих примеров единства следует, что у этой гостиницы один Творец и Хозяин и что Он весьма щедр и гостеприимен, коль заботится о живых гостях, назначив для них слугами таких высоких и больших своих служителей. 

К тому же, едины такие повсеместно правящие в этом мире Имена, как Мудрый (аль-Хаким), Милосердный (ар-Рахим), Придающий форму (аль-Мусаввир), Управляющий (аль-Мудаббир), Оживляющий (аль-Мухйи) и Заботящийся (аль-Мурабби), такие атрибуты, как мудрость, милость и забота, а также такие действия, как придание формы, управление и воспитание, узоры и проявления которых видны повсюду. И всюду присутствуют одни и те же Имена и одни и те же действия, имеющие предельные степень и охват. Они таким образом дополняют узоры друг друга, что эти Имена и действия словно объединяются, и в итоге могущество будто становится мудростью и милостью, а мудрость – заботой и жизнью. Например, когда в какой-либо вещи становится видна деятельность Имени, дающего жизнь, в то же время, таким же образом, повсюду становится видна деятельность и таких Имён, как Создающий, Придающий форму, Наделяющий пропитанием. Это, разумеется, явным образом свидетельствует о том, что носитель этих всеобъемлющих Имён и производитель этих повсеместно одинаково видимых всеохватных действий, является Единым и Единственным. Мы веруем в это и подтверждаем!

И поскольку элементы, являющиеся материей творений и их основой, охватывают всю землю, поскольку каждый вид созданий, несущий разнообразные печати единства, являясь единым, несмотря на это, распространяется по всей земле, то, вне сомнения, это явно доказывает, что эти элементы вместе со всем тем, что они охватывают, и эти виды со всеми своими единицами являются творениями одного-единственного, принадлежат и служат одному-единственному Всемогущему (аль-Кадир), Который использует эти огромные распространяющиеся элементы как послушных слуг, а эти распространившиеся по всей земле виды – как дисциплинированных солдат. 

И ввиду того, что эта истина также доказана и раскрыта в «Рисале-и Нур», здесь мы ограничимся данным коротким указанием. 

С радостью от света веры и от наслаждения единобожием, что были получены от этих пяти истин, наш путник, подытоживая свои наблюдения, для изложения своих чувств, сказал своему сердцу: 

Взгляни на цветные страницы книги Вселенной! 

Смотри, как её оформило перо златое могущества,

Не оставив ни точки мрачной для сердца зрячего! 

Словно писаны светом Божьи знамения! 

И знай, что:

Книги Вселенной листы безразмерны, 

Бессчётны строки событий веков! 

Создание всякое в этой Вселенной –

Скрижали Хранимой мудрое слово, 

Могуществом воплощённое!

И услышь: 

 چُو لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ بَرَابَرْ مٖيزَنَنْدْ هَرْ شَىْ دَمَادَمْ جُويَدَنْدْ يَا حَقْ سَرَاسَرْ گُويَدَنْدْ يَا حَىْ

 نَعَمْ وَ فٖى كُلِّ شَىْءٍ لَهُ اٰيَةٌ تَدُلُّ عَلٰى اَنَّهُ وَاحِدٌ

Ведь всё сущее хором говорит «Нет божества, кроме Аллаха». Каждый миг восклицая «О Хозяин всех прав!». Все от начала до конца произносят: «О Живой!». Да, в каждой вещи есть знамение того, что Аллах – Один”.

 Затем нафс путника, так же, как и его сердце, согласился с этой истиной и подтвердил её. 

Итак, в качестве краткого указания на пять истин единобожия, которые гость этого мира и путник Вселенной увидел во втором месте, во Второй части Первого раздела, было сказано: 

 لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ الْوَاحِدُ الْاَحَدُ الَّذٖى دَلَّ عَلٰى وَحْدَتِهٖ فٖى وُجُوبِ وُجُودِهٖ مُشَاهَدَةُ حَقٖيقَةِ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْعَظَمَةِ فِى الْكَمَالِ وَ الْاِحَاطَةِ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ حَقٖيقَةِ ظُهُورِ الْاَفْعَالِ بِالْاِطْلَاقِ وَ عَدَمُ النِّهَايَةِ لَا تُقَيِّدُهَا اِلَّا الْاِرَادَةُ وَ الْحِكْمَةُ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ حَقٖيقَةِ اٖيجَادِ الْمَوْجُودَاتِ بِالْكَثْرَةِ الْمُطْلَقَةِ فِى السُّرْعَةِ الْمُطْلَقَةِ وَ خَلْقُ الْمَخْلُوقَاتِ بِالسُّهُولَةِ الْمُطْلَقَةِ فِى الْاِتْقَانِ الْمُطْلَقِ وَ اِبْدَاعُ الْمَصْنُوعَاتِ بِالْمَبْذُولِيَّةِ الْمُطْلَقَةِ فٖى غَايَةِ حُسْنِ الصَّنْعَةِ وَ غُلُوِّ الْقِيْمَةِ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ حَقٖيقَةِ وُجُودِ الْمَوْجُودَاتِ عَلٰى وَجْهِ الْكُلِّ وَ الْكُلِّيَّةِ وَ الْمَعِيَّةِ وَ الْجَامِعِيَّةِ وَ التَّدَاخُلِ وَ الْمُنَاسَبَةِ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ حَقٖيقَةِ الْاِنْتِظَامَاتِ الْعَامَّةِ الْمُنَافِيَةِ للِشِّرْكَةِ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ وَحْدَةِ مَدَارَاتِ تَدَابٖيرِ الْكَائِنَاتِ الدَّالَّةِ عَلٰى وَحْدَةِ صَانِعِهَا بِالْبَدَاهَةِ .. وَ كَذَا وَحْدَةُ الْاَسْمَاءِ وَ الْاَفْعَالِ الْمُتَصَرِّفَةِ الْمُحٖيطَةِ .. وَ كَذَا وَحْدَةُ الْعَنَاصِرِ

وَ الْاَنْوَاعِ الْمُنْتَشِرَةِ الْمُسْتَوْلِيَةِ عَلٰى وَجْهِ الْاَرْضِ

Затем, когда путник этого мира странствовал по столетиям, он увидел медресе муджаддида второго тысячелетия – Имама Раббани Ахмада Фаруки, – и войдя, начал слушать его урок. Во время урока Имам говорил следующее: «Самой важной целью всех тарикатов является раскрытие истин веры. Ясное раскрытие одного из вопросов веры предпочтительнее, чем тысяча караматов и духовных наслаждений».

Также он сказал: «В прежние времена великие личности говорили, что придёт такой учёный исламского богословия (каляма), который совершенно ясно, посредством разумных доводов, докажет все истины веры и Ислама. Мне бы хотелось, чтобы им был я, и, может быть, я и есть тот человек». Имам Раббани учил, что иман (вера) и таухид (единобожие) являются основой, светом и жизнью всех человеческих совершенств и достоинств, а правило:

تَفَكُّرُ سَاعَةٍ خَيْرٌ مِنْ عِبَادَةِ سَنَةٍ

«Час размышления (тафаккур) лучше, чем год поклонения» – относится к размышлению об истинах веры, и важность того, что в тарикате Накшибанди зикр произносится не вслух, состоит в том, что такой вид зикра является разновидностью этого весьма ценного размышления. 

Путник всё выслушал и сказал себе: «Поскольку такой героический имам так говорит, поскольку усиление веры даже на одну частицу ценнее, чем горы познаний и совершенств, слаще сотни духовных наслаждений, поскольку возражения европейских философов против веры и Корана, а также их сомнения, накопившиеся в течение более тысячи лет, найдя способ, атакуют верующих, желая поколебать столпы веры, являющиеся ключом и основой нескончаемого счастья, вечной жизни и бесконечного Рая, то, конечно, прежде всего мы должны укрепить нашу веру, обратив её из подражательной в осознанную. В таком случае, доведём эти мощные, как гора, достигнутые нами двадцать девять ступеней до благословенного числа тридцать три, являющегося числом тасбихата после намаза. И дабы увидеть третье место этого мира назиданий, ключом «Бисмилляхи…» мы должны отворить врата Господнего управления и обеспечения пропитанием в мире живых существ». Сказав так, наш путник, посредством молитвы, постучался во врата этого третьего места, где собраны удивительные чудеса, и со словами «БисмиЛлахи аль-Фаттах» он открыл их. Ему открылось третье место. Он вошёл и увидел, что это место освещают четыре великих, всеобъемлющих истины, явно, как солнце, показывая единобожие.

ПЕРВАЯ ИСТИНА

Эта истина – «Фаттахият» («Раскрытие»). 

Посредством проявления имени аль-Фаттах (Раскрывающий, Открывающий), вследствие единого действия, из простой материи, повсюду и одновременно  раскрываются бесчисленные разнообразные упорядоченные облики. Да, могущество Творца, посредством имени аль-Фаттах, словно цветы раскрыло бесчисленные разнообразные создания в садах Вселенной и наделило соответствующими каждому из них упорядоченным образом и особой индивидуальностью. Подобно этому, только в ещё более чудесном виде, это могущество наделило весьма искусным и полным мудрости, гармоничным, украшенным и индивидуальным обликом каждое из четырёхсот тысяч видов живых созданий в земном саду.

َخْلُقُكُمْ فٖى بُطُونِ اُمَّهَاتِكُمْ خَلْقًا مِنْ بَعْدِ خَلْقٍ فٖى ظُلُمَاتٍ ثَلَاثٍ ذٰلِكُمُ اللّٰهُ رَبُّكُمْ لَهُ الْمُلْكُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ

۞فَاَنَّا تُصْرَفُونَ ۞ اِنَّ اللّٰهَ لَا يَخْفٰى عَلَيْهِ شَىْءٌ فِى الْاَرْضِ وَلَا فِى السَّمَٓاءِ

هُوَ الَّذٖى يُصَوِّرُكُمْ فِى الْاَرْحَامِ كَيْفَ يَشَٓاءُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْعَزٖيزُ الْحَكٖيمُ 

“Он творит вас в утробах ваших матерей: одно творение за другим [плод проходит разные стадии созревания] в тройной тьме. Это – Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит вся власть. Нет бога [достойного поклонения], кроме Него. До чего же вы далеки [от истины]!” (Коран 39:6).

“Поистине, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небе.

Он – Тот, Кто придает вам облик в утробах [ваших мате-рей] какой пожелает. Нет бога, кроме Него, Достойного, Мудрого.” (Коран 3:5-6).

Как сообщают эти аяты, сильнейшим доказательством единобожия и самым удивительным чудом могущества является раскрытие Творцом обликов. Исходя из этой мудрости, истина раскрытия обликов изложена и доказана в «Рисале-и Нур» многократно, несколькими способами, особенно в этом рисале, в первой части Второго раздела, на шестой и седьмой ступенях. Посему, оставляя это им, здесь мы ограничимся нижеследующим.

В соответствии со свидетельствами и исследованиями таких наук, как ботаника и зоология, это раскрытие обликов настолько всеохватное и искусное, что никто и ничто не способно произвести такое содержательное, объемлющее действие, кроме одного единого, одного всемогущего, всевидящего и всетворящего, поскольку это действие требует от бесконечного могущества, одновременно присутствующего повсюду, безграничных мудрости, точности и охвата, а таким могуществом способен обладать лишь Тот, Кто управляет всей Вселенной. 

К примеру, как указывают вышеприведённые аяты, безошибочное раскрытие и создание в утробах всех матерей, посреди трёх мраков, различных, гармоничных, индивидуальных, украшенных и упорядоченных людских обликов из простой материи, а также то, что эта истина раскрытия обликов, с одинаковыми могуществом, мудростью и искусностью охватывает всех людей, животных и растений по всей земле, служит мощнейшим доказательством единства Творца, ведь всеохватность подразумевает единство, не оставляя места соучастию (ширку). Девятнадцать истин Первой части своим бытием указывают на необходимое существование Создателя, а своим охватом свидетельствуют о Его единстве. 

ВТОРАЯ ИСТИНА, 

увиденная нашим путником в третьем месте 

– это «Рахманият» («Милость»). 

Мы видим воочию, что есть Некто, наполнивший для нас поверхность земли тысячами даров милости, сделавший землю местом угощения и своеобразной скатертью с сотнями тысяч разнообразных вкусных блюд милости, устроивший под землёй огромное хранилище тысяч ценных даров милосердия и мудрости, сотворивший Земной шар подобным движущимся по годовой орбите поезду и судну, которые загружаются из скрытого мира наилучшими из сотен тысяч видов вещей и товаров, нужных человеку и всему живому, Некто, ежегодно отправляющий к нам весну как своего рода вагон с продуктами и одеждой. Этот Некто весьма милосердно заботится о нас. И для того, чтобы мы воспользовались всеми этими дарами и благами, Он наделил нас аппетитом, а также сотнями и тысячами потребностей, чувств и ощущений. 

Да, как было разъяснено и доказано в «Четвёртом луче», посвящённом аяту «Хасбия», Он снабдил нас таким желудком, который получает удовольствие от бесчисленных блюд, даровал такую жизнь, которая, посредством своих чувств в огромном материальном мире, подобном скатерти даров, пользуется бесконечными благами, облагодетельствовал нас такой человечностью, которая, посредством многих инструментов – к примеру, таких, как разум и сердце – получает удовольствие от нескончаемых даров как материального, так и духовного мира, научил нас такому Исламу, который получает свет из бесконечных сокровищниц скрытого и явного миров, наградил нас такой верой, которая, освещаясь неиссякаемыми дарами и светом земного и вечного миров, даёт нам возможность извлекать из них пользу. Милость устроила эту Вселенную словно в виде дворца, украшенного бесчисленными диковинными, удивительными и ценными вещами, вручив ключи от всех его сокровищниц и залов человеку, а также заложила в естество человека потребности и чувства, побуждающие его пользоваться всеми этими дарами. 

Итак, такая Милость, охватившая земной и вечный миры, вне сомнения, является проявлением Единственности (Ахадията) в Единстве (Вахидияте)

То, что солнечное сияние охватывает всё находящееся перед ним, служит примером Единства (Вахидията), а то, что каждая блестящая и прозрачная вещь вбирает в себя, согласно своим свойствам, и солнечное сияние, и солнечное тепло, и семь цветов солнечного света, и отражение солнца, является примером Единственности (Ахадията). Разумеется, человек, видящий это всеохватное сияние, решит, что у земли – единое солнце, а созерцая в каждой блестящей вещи и даже в каплях воды блистающее и тёплое солнечное отражение, он осознает единственность (ахадият) солнца, то есть то, что само это солнце своими качествами находится вблизи каждой вещи и в зеркале сердца всякой вещи. 

Также, то, что обширная милость Прекрасного и Милостивого Господа подобно сиянию охватывает все вещи, показывает Единство (Вахидият) Милостивого (ар-Рахман) и отсутствие у Него сотоварищей, а то, что в каждом творении, особенно в живом и особенно в человеке, за завесой этой содержательной милости находятся сияния большинства имён Милостивого (ар-Рахман), а также то, что каждому живому существу дарована такая содержательность жизни, которая связывает его со всей Вселенной, доказывает Единственность (Ахадият) Милостивого (ар-Рахман) и то, что Он близок к каждой вещи и именно Он обеспечивает всё для каждой вещи. 

Подобно тому как посредством Единства (Вахидията) этой милости и её охвата Милостивый (ар-Рахман) демонстрирует во всей Вселенной и на всей поверхности земли грандиозность Своего величия, так же и посредством проявления Единственности (Ахадията), собрав в каждом живом существе, особенно в человеке, образцы всех Своих даров и благ, снабдив ими инструменты и органы этого живого существа и упорядочив, Он дарует этой единице в неделимом виде всю Вселенную, которая подобна дому, чем объявляет об особом милосердии Своей красоты и сообщает о концентрации в человеке всех видов даров.

Также, к примеру, в каждом семени дыни сконцентрирована вся эта дыня. И создаёт это семечко, несомненно, Тот, кто создаёт саму эту дыню, а затем, посредством особой меры Своего знания и правил Своей мудрости, сцеживает это семечко с этой дыни и воплощает его. Невозможно, невероятно, чтобы создать это семечко мог кто-либо иной, кроме Единого Творца этой единой (цельной) дыни! Таким же образом, Вселенная, благодаря проявлению милости, представляет собой некое дерево, некий сад, Земля это некий плод того сада, некая дыня, а живые создания и люди – это своего рода семена, и поэтому, конечно, Создателем и Господом даже самого малого живого существа должен быть Создатель всей Земли и Вселенной. 

Вывод. Подобно тому как создание и раскрытие всех гармоничных обликов всего сущего из простой материи  посредством всеобъемлющей истины «Фаттахият» («Раскрытие») доказывает единство Творца, так и всеохватная истина «Рахманият» («Милость») доказывает Единство Творца и Единственность (Ахадият) в этом Единстве (Вахдет), в совершенном порядке обеспечивая пропитанием и всем необходимым всех живых созданий, обретших бытие и жизнь в этом мире, особенно недавно появившихся на свет, при этом ни о ком из них не забывая, и одновременно, повсюду приходя на помощь к каждой единице.

Поскольку «Рисале-и Нур» удостоился проявления имён Мудрый (аль-Хаким) и Милосердный (ар-Рахим), особенности и тонкости истины милости объяснены и доказаны во многих его местах, ввиду чего, указав здесь всего на одну каплю из этого моря, мы остановимся на изложенном.

ТРЕТЬЯ ИСТИНА, 

увиденная нашим путником в третьем месте – истина «предусмотрительности и управления».

Это истина совершенного, упорядоченного управления огромными и очень быстрыми небесными телами, повсюду вторгающимися и смешивающимися элементами, а также крайне нуждающимися и весьма слабыми земными созданиями. Такое управление обеспечивает между ними взаимопомощь и гармонию. Тем самым, огромный мир превращается в подобие совершенного государства, величественного города, прекрасного дворца. 

Итак, оставив большие сферы этого могучего и милостивого управления, здесь мы в общем виде покажем лишь одну его страницу, проявляющуюся весной на поверхности земли, ввиду того, что она изложена и доказана в таком важном рисале, как «Десятое Слово». 

Представим, к примеру, что некая необыкновенная, великая личность, некий чудесный командир формирует армию, состоящую из четырёхсот тысяч разных народов и племён, при этом безошибочно, безупречно, точно, своевременно, без путаницы, в совершенном виде и с полным порядком обеспечивая солдат каждого народа и каждого племени соответствующими им различными обмундированием, оружием, питанием, обучением, задачами и демобилизацией. Разумеется, ничто, кроме необычайного могущества этого чудесного командира, не в состоянии претендовать на это весьма обширное, сложное, тонкое, гармоничное, многоплановое и справедливое управление. Если же что-либо и вмешается, то тем самым нарушит равновесие. Подобно этому, мы воочию видим, как каждой весной скрытая Десница создаёт величественное войско, состоящее из четырёхсот тысяч разных видов созданий, и управляет им, видим, как осенью, являющейся подобием Конца Света, эта Десница под видом смерти освобождает от прижизненных обязанностей триста из четырёхсот тысяч видов растений и животных, видим, как весной, являющейся подобием великого воскрешения, в течении нескольких недель, с полным порядком создаёт триста тысяч образцов Великого Воскрешения, даже на примере дерева показывая нам четыре маленьких образца воскрешения, то есть воскрешая само дерево, его листья, цветы и плоды так же, как и прошлой весной. Затем эта Десница каждый вид этого войска, состоящего из четырёх сотен тысяч видов, с полным порядком, безошибочно, без путаницы и никого не забывая, из неожиданных мест и своевременно обеспечивает соответствующими ему различными продуктами питания, средствами защиты, одеянием, обучением и демобилизацией, а также всеми разнообразными органами и всем необходимым,  доказывая совершенством Своих заботы, господства и мудрости свои Единство (Вахданият) и  Единственность (Ахадият, Фардият), бесконечное могущество и бескрайнюю милость, и таким образом записывает этот указ единобожия пером предопределения на поверхности земли, на странице каждой весны. 

Наш путник, прочитав из этого указа одну-единственную страницу лишь одной весны, сказал себе: «Абсолютно Могущественный Творец, каждой весной создающий тысячи образцов Великого Воскрешения, более удивительных, чем Великое Воскрешение, тысячи раз клятвенно обещал всем Своим пророкам, что для награждения и наказания произведёт Конец Света и Великое Воскрешение, которые для Его могущества легче, чем весна, а также, угрожая и обещая, тысячи раз указал на это в Коране и тысячами аятов явно сообщил об этом. И те, кто впадают в заблуждение, отрицая воскрешение из мёртвых, таким образом будто бы обвиняя во лжи тысячи обещаний Всемогущего и словно отрицая Его могущество, абсолютно справедливо заслуживают адского наказания». На эти слова его нафс ответил: «Аманна» («Я уверовал»). 

ЧЕТВЁРТАЯ ИСТИНА

увиденная нашим путником в третьем месте, являющаяся тридцать третьим уровнем 

– это истина «Рахимият и Раззакыят» 

(«Милосердие и наделение пропитанием»). 

Суть этой истины в том, что незримая Десница милосердно, своевременно, точно, без путаницы, никого не забывая наделяет как на поверхности земли, так и в самой земле, а также в воздухе и в воде всех живых существ, особенно одушевлённых, особенно слабых и бессильных, особенно детей и детёнышей материальной и духовной пищей, производимой из сухой простой земли, из неодушевлённых и сухих, как кости, ветвей деревьев, при этом из одного трёхграммового и твёрдого как кость семени производятся тысячи килограмм пищи, а также, в особенности, наделяет самой нежной пищей, появляющейся между кровью и нечистотами. 

Да, подобно тому, как аят: 

 اِنَّ اللّٰهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتٖينُ

Поистине, это Аллах – Дающий удел, Обладатель силы, Мощный.” (Коран 51:58)

относит наделение пищей и обеспечение всем необходимым лишь к Всевышнему Аллаху, так и аят: 

  وَمَا مِنْ دَٓابَّةٍ فِى الْاَرْضِ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فٖى كِتَابٍ مُبٖينٍ

“И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на себя. И Аллах знает место их пребывания и место хранения [от утробы матери до воскрешения из могилы]. Все это записано в ясной [Хранимой] Книге.” (Коран 11:6).

вверяет пропитание всех людей и животных Господнему обещанию и обязательству. А такой аят, как: 

 وَكَاَيِّنْ مِنْ دَٓابَّةٍ لَا تَحْمِلُ رِزْقَهَا اَللّٰهُ يَرْزُقُهَا وَاِيَّاكُمْ وَ هُوَ السَّمٖيعُ الْعَلٖيمُ

И сколько живых существ не носит на себе свой удел! Аллах обеспечивает пропитанием их и вас. И Он – Слышащий, Знающий.” (Коран 29:60)

показывает, как Всевышний явно, на деле исполняет своё обещание, наделяя пропитанием бедных, слабых и немощных созданий, не способных добыть его самостоятельно, из самых неожиданных мест, а точнее, из незримого мира, и, возможно, даже из ниоткуда: к примеру, моллюсков дна морского – из ниоткуда, всех детей и детёнышей – из самых неожиданных мест, а всех животных каждой весной – словно лишь из незримого мира. Тем самым аят объявляет и доказывает, что людей, обожествляющих причины, пропитанием из-за завесы причин обеспечивает, опять же, Всевышний. Также, многие другие аяты Корана и бесчисленные свидетельства Вселенной сообща показывают, что каждое живое существо питается от милосердия одного-единственного Всемогущего Кормильца (ар-Раззак зуль-Джаляль)

Да, то, что безвольные и бессильные деревья, нуждающиеся в пропитании, с упованием неподвижно стоят, а их питание устремляется к ним; то, что пища бессильных детей и детёнышей поступает к ним из чудесных мешочков прямо в рот, а когда у них появляется немного сил и воли, это молоко кончается; то, что в помощь детям даётся сострадание их матерей, что особенно важно, доказывает явным образом, что дозволенная (халяль) пища не зависит от силы и воли, а напротив – зависит от слабости и бессилия, дающих чувство упования. 

То, что такие вещи, как сила, воля и ум, вызывающие алчность, являющуюся причиной потерь, многих известных писателей доводили до своего рода попрошайничества, а, в свою очередь, немощность, порождающая чувство упования, приводила многих простых людей, не обладающих высоким интеллектом, к богатству, а также то, что выражение: 

 كَمْ عَالِمٍ عَالِمٍ اَعْيَتْ مَذَاهِبُهُ وَ جَاهِلٍ جَاهِلٍ تَلْقَاهُ مَرْزُوقًا

Сколько есть учёных, средства которых скудны. И сколько есть невежд, надел которых изобилен”.

– стало поговоркой, доказывает, что дозволенная (халяль) пища не обретается силой и волей, но даётся милостью, принимающей труд и усердие, и даруется милосердием, сострадающим нужде.

Однако, пропитание (ризк) бывает двух видов. Первый вид – это истинное, насущное, естественное пропитание, необходимое для жизни. Оно обещано Всевышним, и является настолько упорядоченным, что естественная пища, запасённая организмом в виде жира и тому подобного, обеспечивает возможность жизни без пищи на протяжении, по крайней мере, двадцати дней. Следовательно, умершие, на внешний взгляд, от голода раньше, чем через двадцать-тридцать дней, то есть прежде окончания запасённой в организме пищи, на самом деле умерли не от отсутствия пищи, а от болезни, возникшей ввиду вредного пристрастия и по причине отказа от привычки. 

Второй вид пропитания – это не являющееся насущным, неестественное  пропитание, из-за привычки, расточительства и злоупотреблений ставшее пристрастием и, как следствие, необходимой потребностью. Этот вид не гарантирован обещанием Всевышнего Аллаха. Скорее, он зависит от дарования Аллаха: порой Он дарует его, а порой – нет. 

В случае со вторым видом пропитания (ризк) счастлив тот, кто с бережливостью и довольством, служащими основой благополучия и наслаждения, рассматривает дозволенный труд как своеобразное поклонение и как мольбу о пропитании, выраженную в действии, и принимает это дарованное пропитание с благодарностью и признательностью, счастливо проводя свою жизнь. И несчастен тот, кто из-за расточительства и алчности, которые служат причиной бедствий, убытков и страданий, оставляет дозволенный труд и кланяется перед каждой дверью, проводя свою жизнь в лени, несправедливости, жалобах, а, скорее, даже губя её. 

Так же, как желудок требует пищи, своей пищи просят у Милосердного Кормильца (ар-Раззак ар-Рахим) и благодарно принимают её такие человеческие тонкости и чувства, как сердце, душа, разум, глаза, уши и рот. И каждому из них из сокровищницы милости даруется разная, подходящая им, удовлетворяющая их и дающая им наслаждение пища. Более того, для большего расширения пропитания Милосердный Кормилец (ар-Раззак ар-Рахим) сделал каждую из таких вещей, как глаза, уши, сердце, воображение и разум неким ключом к сокровищницам Своей милости. Например, подобно тому, как глаз является ключом к таким драгоценным кладовым, как красота лика Вселенной, так и каждое из других тонких чувств представляет собой ключ к одному из миров, которым можно воспользоваться с верой.

Однако вернёмся к нашей теме. Всемогущий (аль-Кадир) и Мудрый (аль-Хаким) Творец Вселенной сотворил жизнь в виде содержательной сути Вселенной, сосредоточив в ней все Свои замыслы и проявления Своих имён. И подобно этому, в мире живых существ Он сделал пропитание (ризк) центром сосредоточения деятельности, наделив живых созданий потребностью в пище и дав им чувство удовольствия от еды, тем самым побуждая с благодарностью, признательностью и поклонением отвечать на Его господство (рубубият) и любовь, и это является важнейшей целью и мудростью сотворения Вселенной. 

Например, Он оживил все стороны весьма обширного Господнего царства, заселив их, в особенности небеса – ангелами и духовными существами, скрытый мир – душами, а материальный мир, особенно воздух и землю – одушевлёнными существами, особенно большими и малыми птицами. Ради этой мудрости он сделал потребность в пище и наслаждение от неё своего рода кнутом, подстёгивающим животных и людей стремиться к поиску пропитания и, тем самым, спас их от бездействия и лени. И если бы не подобные важные мудрости, то пища, предназначенная животным, устремлялась бы к ним без затруднений так же, как она устремляется к деревьям. 

Для того, чтобы всецело узреть красоту таких имён Всевышнего, как Милосердный (ар-Рахим) и Кормилец (ар-Раззак), вместе с их свидетельствами о единстве Творца, необходим взгляд, способный охватить всю землю. И если кто-либо посмотрит таким взглядом, то увидит, насколько приятная, сладкая красота содержится в проявлении сострадания Милосердного Кормильца (ар-Раззак ар-Рахим), на веточках растений, на верхушках деревьев и на грудях матерей отправляющего из незримой сокровищницы милости множество благ, вкусной и разнообразной пищи животным, у которых в конце зимы заканчивается пища, а после этого поймёт, что создать яблоко и даровать его для питания тому или иному человеку может лишь Тот, Кто сменяет времена года, дни и ночи, кто на «корабле» Земного шара, словно на торговом судне, доставляет нуждающимся гостям Земли ежесезонный урожай. Ведь поскольку находящиеся на яблоке печати естества, мудрости, самадията и милости стоят на всех яблоках и на других плодах, на всех растениях и животных, то, разумеется, истинным владельцем и творцом этого яблока будет не кто иной, как Всемогущий Владелец (Малики зуль-Джаляль) и Прекрасный Создатель (Халикы зуль-Джамаль) всех его подобий, сородичей и братьев, коими являются все жители Земли, а также огромной земной поверхности, являющейся его садом, и его дерева, являющегося его фабрикой, и его сезона, являющегося его цехом, и лета с весной – местом его взращивания. 

Следовательно, каждый плод – это такая печать единобожия, которая сообщает о Творце Земли, являющейся его деревом, и о писателе Книги Вселенной, являющейся его садом, а также показывает единство его творца и то, что на указе о единобожии имеется столько печатей, сколько существует плодов. 

Поскольку «Рисале-и Нур» удостоен проявления имён Милосердный (ар-Рахим) и Мудрый (аль-Хаким), во многих его частях изложено и доказано большое количество секретов и сияний этой истины милосердия. Поэтому, ввиду того, что состояние не позволяет мне продолжить, ограничимся написанным, оставляя «Рисале-и Нур» эту весьма великую сокровищницу. 

Итак, наш путник сказал: «Слава Аллаху, я узрел и выслушал тридцать три истины, свидетельствующих о необходимости бытия и о единстве моего Создателя и Властелина, Которого я искал повсюду и о Котором спрашивал у всего сущего. Каждая из этих истин сияет подобно солнцу, не оставляя места тьме, каждая из них – как гора сильна и несокрушима, каждая своей явностью твёрдо свидетельствует о существовании Всевышнего Аллаха, а своим охватом ясно указывает на Его единство. И вместе с тем, что они очень мощно подтверждают другие столпы веры, их объединение выводит нашу веру с уровня подражательной на уровень осознанной веры, с уровня осознанной – на уровень научной несомненности, с уровня научной несомненности – на уровень зрительной несомненности, а с уровня зрительной – на уровень истинной несомненности». 

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ هٰذَا مِنْ فَضْلِ رَبّٖى

Хвала Аллаху, это по милости Господа!”

 اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذٖى هَدٰينَا لِهٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِىَ لَوْلَٓا اَنْ هَدٰينَا اللّٰهُ لَقَدْ جَٓاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ

“«Вся хвала Аллаху, Который наставил нас на это [даровал нам веру, которая стала причиной попадания в эту обитель благоденствия]! И мы [сами] не были бы на истине, если бы Аллах не наставил нас. Поистине, посланники нашего Господа приходили [к нам] с истиной [и ее объяснением]».” (Коран 7:43)

Итак, в качестве весьма краткого указания на свет веры, полученный этим любознательным путником от четырёх великих истин, увиденных им в третьем месте, во второй части Первого раздела сказано следующее: 

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ الْوَاحِدُ الْاَحَدُ الَّذٖى دَلَّ عَلٰى وَحْدَتِهٖ فٖى وُجُوبِ وُجُودِهٖ مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ الْفَتَّاحِيَّةِ بِفَتْحِ الصُّوَرِ لِاَرْبَعِ مِاَةِ اَلْفِ نَوْعٍ مِنْ ذَوِى الْحَيَاةِ الْمُكَمَّلَةِ بِلَا قُصُورٍ بِشَهَادَةِ فَنِّ النَّبَاتِ وَ الْحَيَوَانِ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ الرَّحْمَانِيَّةِ الْوَاسِعَةِ الْمُنْتَظَمَةِ بِلَا نُقْصَانٍ بِالْمُشَاهَدَةِ وَ الْعَيَانِ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ حَقٖيقَةِ الْاِدَارَةِ الْمُحٖيطَةِ لِجَمٖيعِ ذَوِى الْحَيَاةِ وَ الْمُنْتَظَمَةِ بِلَا خَطَاءٍ وَ لَا نُقْصَانٍ .. وَ كَذَا مُشَاهَدَةُ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ الرَّحٖيمِيَّةِ وَ الْاِعَاشَةِ الشَّامِلَةِ لِكُلِّ الْمُرْتَزِقٖينَ الْمُقَنَّنَةِ فٖى كُلِّ وَقْتِ الْحَاجَةِ بِلَا سَهْوٍ وَ لَا نِسْيَانٍ ۞ جَلَّ جَلَالُ رَزَّاقَهَا الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ الْحَنَّانِ الْمَنَّانِ وَ عَمَّ نَوَالُهُ وَ شَمِلَ اِحْسَانُهُ وَ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

يَا رَبِّ بِحَقِّ بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ يَا اَللّٰهُ يَا رَحْمٰنُ يَا رَحٖيمُ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلٰى اٰلِهٖ وَاَصْحَابِهٖ اَجْمَعٖينَ بِعَدَدِ جَمٖيعِ حُرُوفِ رَسَائِلِ النُّورِ الْمَضْرُوبِ تِلْكَ الْحُرُوفُ فٖى عَاشِرَاتِ دَقَائِقِ جَمٖيعِ عُمْرِنَا فِى الدُّنْيَا وَالْاٰخِرَةِ مَعَ ضَرْبِ مَجْمُوعِهَا فٖى ذَرَّاتِ وُجُودٖى فٖى مُدَّةِ حَيَاتٖى وَاغْفِرْلٖى وَلِمَنْ يُعٖينُنٖى فٖى نَشْرِ رَسَائِلِ النُّورِ وَكِتَابَتِهَا بِصَدَاقَةٍ بِكُلِّ صَلَاةٍ مِنْهَا وَ لِاٰبَائِنَا وَلِسَادَاتِنَا وَشُيُوخِنَا وَ لِاَخَوَاتِنَا وَاِخْوَانِنَا وَلِطَلَبَةِ رِسَالَةِ النُّورِ الصَّادِقٖينَ وَبِالْخَاصَّةِ لِمَنْ يَكْتُبُ وَيَسْتَنْسِخُ هٰذِهِ الرِّسَالَةَ بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اٰمٖينَ

وَ اٰخِرُ دَعْوٰيهُمْ اَنِ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖين  َ

О Господи! Ради “Бисмилляхиррахманиррахим”, О Аллах, О Милостивый, О Милосердный! Благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада, его семью и всех сподвижников по числу всех букв в книгах “Рисале-и Нур”, помноженных на число всех частиц, входящих в моё тело на протяжении всей моей жизни. И из уважения к каждому этому Салавату, прости меня и моих братьев, предано помогающих мне в размножении и распространении “Рисале-и Нур”, а также наших родителей, старших, шейхов, братьев и преданных учеников “Рисале-и Нур”, особенно тех, которые записывают за мной и размножают эту брошюру. Ради милости Твоей, О Самый Милосердный из милосердных. Амин. А конец зова их: «Слава Аллаху, Господу Миров!»”

***

Напоминание 

В местности, где было написано это рисале, других книг «Рисале-и Нур» не имелось. К тому же, оно написано помимо нашей воли, ввиду чего в таких рисале, как «Великое знамение», внешне в виде некоего повтора, упомянута часть важных тем из других «Слов» и «Сияний». Мудрость такого написания в том, чтобы каждое из подобных рисале было для местных учеников сжатым «Рисале-и Нур».

Впервые это рисале было переписано с черновика одним благословенным человеком. Он не знал о совпадениях (тавафук), и в переписанном им экземпляре мы заметили следующее тонкое, многозначительное совпадение, заслуживающее упоминания: букв «алиф», с которых начинаются строки этого экземпляра, оказалось шестьсот шестьдесят шесть, что полностью совпадает со значением шестьсот шестьдесят шесть, которое, согласно джифру и абджаду, соответствует названию «Аят’уль-Кубра», данному этому рисале Имамом Али (да будет доволен им Аллах), и это показывает удостоенность этого названия. И поскольку эта цифра совпадает с тремя из четырёх уровней цифры шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть, являющейся числом аятов Корана, то мы восприняли этот факт как указание на то, что «Великое Знамение» является одним из сияний аятов Корана. 

Саид Нурси 

В эти дни я услышал из некой духовной беседы вопрос и ответ на него. Изложу вам краткую суть.

Некто спросил: «С каждым днём растёт сосредоточенность ,,Рисале-и Нур” на вопросах веры и единобожия. И в то время, когда и одного процента достаточно, чтобы заставить умолкнуть даже самого упрямого безбожника, зачем ,,Рисале-и Нур” ещё сильнее сосредотачивается на этом?»

Ему ответили следующее: «Рисале-и Hyp» восстанавливает не просто те или иные мелкие разрушения и некий небольшой дом – он восстанавливает глобальные разрушения и великую крепость, стены которой охватывают весь Ислам и камни которой размером с горы. Он не пытается исправить отдельно  взятые сердце и совесть, но, с помощью чудесной неподражаемости Корана, используя лекарства имана и Корана, стремится исцелить всеобщее сердце и всеобщие мысли, чудовищно израненные губительными инструментами, накопившимися за прошедшее тысячелетие, а также исцелить совесть, которая начала портиться вследствие разрушения исламских основ, движений, устоев и символов, служащих опорой для всех, особенно для простых верующих. Разумеется, для таких глобальных, страшных разрушений и ран необходимы доказательства, инструменты в степени хакк аль-йакын (истинной несомненности), по мощи равные горам, а также многочисленные проверенные лечебные средства, по силе действия равные тысяче противоядий. И в наше время эту службу несёт «Рисале-и Hyp», основывающийся на чудесной неподражаемости Превосходно Излагающего Корана, также являясь средством для развития веры до бесконечного уровня».

Я дослушал эту долгую беседу, за что благодарен Аллаху, и вкратце изложил её вам.

Саид Нурси

***