Пятнадцатое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

وَلَقَدْ زَيَّنَّا السَّمَٓاءَ الدُّنْيَا بِمَصَابٖيحَ وَجَعَلْنَاهَا رُجُومًا لِلشَّيَاطٖينِ 

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”

“И Мы уже украсили ближайшее небо светильниками и сделали их [звезды] метательными снарядами для побивания дьяволов” (Коран, 67:5).

   О, оскудивший свой разум бездушными темами космографии и опустивший свой ум на глаза, бессильный поместить великую тайну этого аята в своём стеснённом рассудке господин интеллигент! На небеса этого аята можно подняться по некой семиступенчатой лестнице. Пойдём, поднимемся вместе!

      Первая ступень. Истина и мудрость требуют, чтобы на небесах, как и на земле обитали соответствующие им жители. На языке шариата эти разнообразные виды существ именуются “ангелами и духовными созданиями”.

    Да, истина требует этого. Поскольку Земля, вместе с её малостью и незначительностью, заполнена живыми и разумными существами, и, беспрерывно опустошаясь, вновь заполняется обладателями разума, что указывает или даже ясно даёт понять, что небеса, обладающие этими величественными созвездиями, подобными украшенным замкам, заполнены созданиями, обладающими разумом и сознанием. Они, также как люди и джинны, являются зрителями дворца этого мира, исследователями книги этой вселенной и глашатаями царства Божественной заботы. Потому что безграничные и неисчислимые украшения, узоры и орнаменты вселенной, которыми она украшена, очевидно, требуют размышляющего, одобряющего и изумлённо поддерживающего взгляда. Да, красота, конечно же, желает кого-то влюблённого в неё. Пища же даётся голодному. Между тем люди и джинны в этой бескрайней обязанности, в этом великом созерцании, в этом обширном поклонении могут исполнить лишь одну миллионную часть. Значит, для выполнения этих бескрайних и разнообразных обязанностей и поклонения необходимы бесчисленные виды ангелов и духовных существ.

    Судя по указанию некоторых преданий и по мудрости гармонии мира можно сказать, что некоторая часть странствующих тел, начиная от планет и до дождевых капель, являются средствами передвижения для некоторой части ангелов. По воле Аллаха они садятся на те тела и странствуют на них, созерцая этот явный мир. Также говорится, что некоторая часть тел животных, от райских птиц, названных в хадисе “зелёными птицами”, и до простых мух, служат некими самолётами для духовных существ. По повелению Всевышнего те духи входят в эти тела и, странствуя по материальному миру, созерцают через окна чувств того тела телесные, материальные чудеса.

    Конечно же, у Создателя, постоянно создающего изящную жизнь и светлых обладателей сознания из плотной земли и из мутной воды, есть разумные создания из этого подходящего для духа и жизни моря света и даже из океана мрака. И их очень много. Существование ангелов и духовных созданий твёрдо доказывается в одной брошюре под названием “Нокта”, а также в Двадцать девятом Слове. Если желаешь, обратись к ним.

Вторая ступень. Земля и небеса, подобно двум областям одного государства, связаны друг с другом. Между ними существуют важные сообщения и серьёзные отношения. Необходимые для Земли свет, тепло, благодать, милость и им подобные вещи нисходят с небес, а точнее отправляются оттуда. Все небесные религии, опирающиеся на откровения, объединяясь, а также все праведные люди озарения, опирающиеся на увиденное, твёрдо свидетельствуя, сообщают, что ангелы и духовные создания посещают Землю, спускаясь с небес. Из этого почти явно, по твёрдой интуиции, становится понятно, что и для жителей Земли существует некий путь для выхода к небесам. Подобно тому, как разум, воображение и взгляды всех постоянно поднимаются к небесам, также и души пророков и праведников, оставившие тяготы, или души умерших, снявшие телесные одежды, по воле Аллаха уходят туда. И поскольку обретшие лёгкость и изящность выходят к небесам, то конечно, некоторые жители земли и воздуха, имеющие нематериальные тела, лёгкие и изящные, подобно духам, тоже имеют возможность туда подняться.

Третья ступень. Тишина и спокойствие небес, их гармония, порядок, простор и светлость указывают на то, что их жители не такие, как жители Земли, т.е. всё его население пребывает в покорности. Что им повелевается, то они и делают. Там нет причин, которые стали бы препятствием или вызвали бы спор и разногласия. Потому что их страна просторна, натуры чисты, сами они безгрешны, а степени постоянны. Да, на Земле сплетены противоположности, смешано добро и зло, от чего и зародились разногласия. По той причине появились споры и страдания. А исходя из этого были назначены испытания и соперничество, которые повлекли за собой развитие и деградацию. Мудрость этой истины состоит в следующем.

Человек является самым конечным плодом древа мироздания, самой последней его частью. Известно, что плод чего-либо является самой удалённой, самой обобщающей, самой тонкой и нежной, самой важной частью. И вот поэтому человек, являющийся плодом мира, является и самым содержательным, и самым необыкновенным, и самым слабым, и самым бессильным, и самым изящным чудом могущества. А потому Земля, которая играет роль его колыбели и жилища, хотя и является по сравнению с небесами материально маленькой и ничтожной, но в духовном отношении и по своей искусности, она стала сердцем всей вселенной, её центром, а также выставкой и ярмаркой всех чудес искусства Творца… и некой фокусной точкой, удостоенной вобрать в себя все проявления всех имён Бога… и собранием и отражением бескрайней деятельности Господа… и центром, и ярмаркой щедрого сотворения бесчисленных созданий Всевышнего, особенно растений и мелких видов животных… и маленьким подобием созданного в просторнейших потусторонних мирах… и быстро работающим станком вечных материй… и местом, где быстро сменяются подобия пейзажей вечности… и узкой, временной нивой и местом взращивания быстро прорастающих семян вечных садов. Итак, хотя по отношению ко Вселенной Земля подобна маленькому плоду огромного дерева, но, исходя из этой её великой духовности и важной гармоничности, Мудрый Коран противопоставляет её всем небесам (Примечание). На одну чашу весов ставит Землю, а на другую – все небеса, и многократно повторяет:

رَبُّ السَّمٰوَاتِ وَ الْاَرْضِ

“Господь небес и земли…”

Исходя из этой мудрости, происходящие на Земле те быстрые превращения и постоянные перемены делают необходимостью, чтобы и её жители также были удостоены изменений. От того, что эта ограниченная Земля удостоена бесчисленных чудес могущества, для возможностей её самых важных жителей – людей и джиннов – не установлено какой-либо естественной границы и характерных рамок, как для других живых существ, благодаря чему они удостоились бесконечного развития и бесконечного падения. Длинная площадь испытаний, от пророков и праведников, до “намрудов” и дьяволов, распростёрлась перед ними. Поскольку это так, то конечно же возгордившиеся, подобно фараону, дьяволы с бесконечной злобой будут бросать камни в небеса и в их жителей.


Примечание: Да, Земной шар, несмотря на свою малость, может быть противопоставлен небесам. Потому что, как известно, “постоянно бьющий источник больше огромного озера, в которое не поступает вода”. А также некое мерило, с тем, что оно измерило и что через него прошло может сравниться с чем-либо в тысячи раз большим него и огромным подобно горе . Точно также и Земной шар создан Всевышним как выставка Его искусства и как собрание Его созданий, и как основа Его мудрости; и удостоен Его могущества, и сделан неким цветником Его милости, и нивой для Рая, и мерой для бескрайней вселенной и мира созданий, и неким источником, впадающим в море прошлого и в скрытый мир. Окинь взором бесчисленные, сменяемые слой за слоем каждый год, его стотысячеслойные одежды, сотканные из созданий, и постоянно обновляемые миры, которые уже много раз, заполнившись, слились в прошлое, а затем сравни это с однообразными, в некоторой степени простыми небесами. Ты увидишь, что Земля если и не обгонит их, то уж и не отстанет. Итак, пойми смысл аята:

رَبُّ السَّمٰوَاتِ وَ الْاَرْضِ

“Господь небес и земли…”

Четвёртая ступень. Господь всех миров, Управляющий, Создатель, Которым является Всемогущий Аллах, обладает многими званиями и титулами, предписания которых различны, и Ему принадлежат Прекрасные Имена. Например, те имя и титул Всевышнего, которые делают необходимостью ниспослание ангелов на помощь сподвижникам Пророка во время их битвы с многобожниками, делают необходимостью, чтобы ангелы и дьяволы находились в состоянии войны друг с другом и чтобы между небесным благом и земным злом происходила борьба. Да, Всесильный Аллах, в Чьей могущественной Деснице находятся жизни и души этих неверных, не уничтожает их одним повелением или одним возгласом. Согласно именам Мудрый и Управляющий, Он выводит их на поле испытаний и битвы.

Не ошибиться бы в примере, но каждый знает, что какой-либо великий падишах в кругах своей власти имеет много разных титулов и званий (имён). Например, в кругу правосудия он обладает титулом “Справедливый Судья”. Круг военных знает его как обладателя звания “Главнокомандующий”. Круги религиозных старейшин-шейхов упоминают его как “Халифа” (Наместника Пророка). Властные круги знают его как “Монарха”. Для покорных его власти он – “Милостивый Государь”. Бунтовщики говорят о нём, как о “Карающем Правителе”. Также ты можешь сравнить с этим и многие другие имена. Итак, иногда случается, что этот великий правитель, в чьей руке находится всё население, одного бессильного, презренного бунтовщика не казнит одним лишь распоряжением, а как обладатель титула “Справедливый Судья” отправляет его в суд. Также он знает о том, что некий способный и верный его служащий заслуживает поощрения, но не поощряет его наедине или по личному телефону, а для того, чтобы от имени величия государства и мудрого правления показать его достоинства всем, устраивает некое состязание. Отдаёт приказ министру и приглашает народ на зрелище. Устраивает офицальный приём. В результате величественного, высокого экзамена, в высоком обществе, он награждает того подчинённого. Объявляет о его достоинстве. Сравни с этим также и другие стороны…

Итак, وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى Извечный и Вечный Властелин обладает многими Прекраснейшими Именами. Наряду с проявлениями Могущества и демонстрацией Красоты существует ещё много Его деяний и званий. Имена, звания и деяния, делающие необходимостью существование света и мрака, весны и зимы, Рая и Ада, требуют, чтобы подобно многим всеобщим законам, как закон размножения, закон состязания и закон взаимопомощи, в некоторой степени имел место и закон борьбы. Становится необходимым, дабы все, начиная от борьбы вдохновения с сомнением вокруг сердца и до борьбы ангелов с дьяволами на небесных горизонтах, попало в рамки охвата этого закона.

Пятая ступень. Поскольку есть возможность выйти с земли на небо и вернутся обратно, значит можно и, спустившись с неба на землю, снова выйти туда. Важные необходимости для жизни на земле отправляются оттуда. Также, поскольку благие духовные создания взлетают на небеса, следовательно, злые духи также, подражая благим, будут пытаться пройти в небесную страну, так как тела их тонки и легки. Но, несомненно, они будут отталкиваться и прогоняться, потому что в их сущности имеется зло и негодность. И без всякого сомнения, в материальном мире будет присутствовать какой-либо знак, указывающий на те важные происшествия, на ту духовную борьбу, потому что мудрость царства всеохватывающей заботы делает необходимостью, дабы для разумных существ, особенно для человека, самыми важными обязанностями которого являются созерцание, свидетельство, объявление и наблюдение, важные происшествия скрытого мира оставили свой след, свой признак. Подобно тому, как знаком возникновения бесчисленных весенних чудес является дождь, а внешние причины сделаны знаками появления удивительных творений. Благодаря чему жители материального мира могли это засвидетельствовать. Точнее для того, чтобы привлечь к этим удивительным зрелищам внимательные взгляды всех обитателей небес и земли. То есть для того, чтобы подтолкнуть к размышлениям о величии Божественного Господства, эти великие небеса показаны в виде некого города, крепости, украшенной созвездиями, по краям которых выставлены часовые. Поскольку мудрость требует сообщения о той высокой борьбе, конечно должен быть какой-то знак, указывающий на это. Между тем, среди космических и атмосферных происшествий не видно ничего, что подходило бы для этого сообщения. Ничто другое не соответствует этому так, как это явление. Ведь явно понятно, что эти метеоры, подобные камням, бросаемым с катапульт высоких крепостей неприступных созвездий, и которые похожи на трассирующие пули, полностью соответствуют бросанию камней в дьяволов. К тому же кроме этой мудрости и цели, другого смысла, связанного с этим атмосферным явлением, неизвестно. Другие же явления имеют разные назначения. А также эта мудрость известна ещё со времён Адама (Мир Ему) и для людей истины очевидна.

Шестая ступень. Потому как люди и джинны склонны к бескрайнему злу и лжи, они идут на беспредельное неповиновение и мятеж. Поэтому Мудрый Коран предостерегает их от неповиновения и бунта с таким захватывающим красноречием, в таком блестящем стиле и такими ценными, ясными примерами и сравнениями, что заставляет дрожать вселенную.

Например, такие аяты, как

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالْاِنْسِ اِنِ اسْتَطَعْتُمْ اَنْ تَنْفُذُوا مِنْ اَقْطَارِ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ فَانْفُذُوا لَا تَنْفُذُونَ اِلَّا بِسُلْطَانٍ ۞ فَبِاَىِّ اٰلَٓاءِ رَبِّكُمَا تُكَذِّبَانِ ۞ يُرْسَلُ عَلَيْكُمَا شُوَاظٌ مِنْ نَارٍ وَ نُحَاسٌ فَلَا تَنْتَصِرَانِ ۞

“О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью!” ● “Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?” ● “На вас нашлют зелёное пламя и расплавленную медь, и вы не поможете друг другу” (Коран, 55:33-35).

указывающие на смысл: “О люди и джинны! Если вы не желаете покориться Моим повелениям, то по мере своих возможностей, выходите за пределы Моего царства!” – отнесись внимательно к этим великим предостережениям, к этим страшным предупреждениям и к их усмиряющей силе. Как своей захватывающей речью они ломают очень гордое упрямство людей и джиннов, заявляют об их бессилии. Показывают, насколько они являются слабыми и бедными в сравнении с широтой и величием царства Господа. Будто теми аятами, а также аятом وَجَعَلْنَاهَا رُجُومًا لِلشَّيَاطٖينِ и установили их [звезды] метательными снарядами для побивания дьяволов” (Коран, 67:5), Коран говорит:

“О гордые и упрямые среди своей ничтожности… О, среди своих слабости и нищеты непокорные и упорные джинны и люди! Как только вы осмеливаетесь восставать против повеления Этого Величественного Царя, когда звёзды, луны и солнца, подобно исполнительным солдатам подчиняются Его воле?! И как со своей мятежностью вы восстаёте против такого Всемогущего Правителя, у Которого есть такие великие послушные солдаты, что если смогут ваши дьяволы выйти против них, то они прогонят их пулями, подобными горам?! И ещё, своим неверием вы устраиваете бунт в государстве Всесильного Царя, у Которого есть такие рабы и войска, которые не только таких как вы крохотных и бессильных созданий, а даже, если представить невероятное, в котором каждый из вас стал бы неверным врагом величиной с гору или со всю Землю, они разбили бы вас и рассеяли, стреляя по вам звёздами, подобными горам и Земле, раскалённым железом и расплавленной медью. И ещё, вы не исполняете такой закон, которому подчинены такие, которые, при необходимости, ударят вас в лицо вашей Землёй, и могут как пулями, осыпать вас звёздами величиной с вашу планету!”.

Да, в Коране имеются серьёзные стягивания сил, которые исходят не от того, что противники сильны. Скорее их цель – проявить величие, или же огласить подлость врагов. А иногда, для того, чтобы показать совершенную гармонию, высшую степень справедливости, предельную мягкость и силу мудрости, Коран концентрирует самые великие и мощные причины против самой маленькой и слабой вещи, стягивает их над ней, но не обрушивает. Посмотри, например, на такой аят

 وَاِنْ تَظَاهَرَا عَلَيْهِ فَاِنَّ اللّٰهَ هُوَ مَوْلٰيهُ وَجِبْرٖيلُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنٖينَ وَالْمَلٰٓئِكَةُ بَعْدَ ذٰلِكَ ظَهٖيرٌ

“Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему” (Коран, 66:4).

Сколько в нём есть уважения к Пророку (Мир Ему и Благо) и сколько сострадания к правам жён. Те серьёзные силы стянуты лишь для того, чтобы милосердно указать на уважение к величию Пророка и на важность жалоб двух бедняжек, на внимание к их правам.

Седьмая ступень. Подобно тому, как существуют разновидности среди ангелов и среди рыб, также большие различия имеются и среди звёзд. Часть их – до бесконечности маленькие, часть – очень большие. Также всё, что светится и блестит на небосводе, называется звездой. Итак, Всемогущий Создатель, Прекраснейший Творец создал один из видов звёзд некими нанизанными украшениями для симпатичного лика небес и подобными светлым плодам древа мироздания, и некими славословящими рыбами моря вселенной, и сделал их местом прогулок для ангелов, их средствами передвижения и жилищами. Также одну из разновидностей маленьких звёзд Он создал инструментом для отражения покушений дьяволов. Итак, в бросании метеоров, поражающих тех дьяволов, могут иметься три смысла:

Первый: это является признаком и указывает на то, что и в самом широком кругу также действует закон борьбы.

Второй: оно объявляет и указывает на то, что на небесах есть благоразумные стражи, законопослушные жители. А также на то, что там находятся воины Аллаха, которым неприятны встречи и подслушивание земных злодеев.

Третий: для того, чтобы представители злых духов, эти дьяволы-шпионы, являющиеся земными отбросами, не испачкали чистые небеса, являющиеся обиталищем чистых, и чтобы не дать злым духам возможности подслушивать, и дабы припугнуть этих невоспитанных шпионов, они поражаются теми метеорами, подобными трассирующим пулям или камням, бросаемым с катапульт, и отбрасываются от ворот небес.

Итак! О, полагающийся на подобный ночному светлячку фонарь своих знаний и закрывающий глаза перед солнцем Корана, господин астроном! Посмотри одновременно на истины, указанные в этих семи ступенях. Открой глаза, оставь фонарик своих знаний, посмотри на смысл того аята, содержащий в себе полуденный свет захватывающего красноречия! Возьми с его небес звезду истины и брось её в дьявола, засевшего в твоей голове, прогони его!

И мы тоже должны сделать это и все вместе сказать:

رَبِّ اَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطٖينِ

“Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов” (Коран, 23:97).

فَلِلّٰهِ الْحُجَّةُ الْبَالِغَةُ وَ الْحِكْمَةُ الْقَاطِعَةُ

“У Аллаха убедительное доказательство, и во всех Его произведениях ясно и без сомнений видна мудрость.”

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

“Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый” (Коран, 2:32).

* * *

Постскриптум к

Пятнадцатому Слову.

[Первая тема двадцать шестого письма]

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

وَاِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللّٰهِ اِنَّهُ هُوَ السَّمٖيعُ الْعَلٖيمُ

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”

“А если тебя коснётся наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий” (Коран, 41:36).

Довод Корана против сатаны и его последователей.

Первая тема, которая убеждает Иблиса, вразумляет дьяволов и заставляет умолкнуть мятежных людей, повествует о происшествии, твёрдо опровергающем одно из ужаснейших коварств сатаны, кроющееся в нейтральном суждении. Суть этого происшествия в кратком виде была записана мною десять лет назад в брошюре “Сияния”.

Итак, за одиннадцать лет до написания этой темы, во время благородного Рамадана, я слушал хафизов (чтецов Корана) в благословенной стамбульской мечети “Баязид”. Вдруг, я не увидел откуда, но до меня донёсся некий голос, я словно услышал его, и он привлёк к себе моё внимание. Я мысленно выслушал его и понял, что он мне говорит: “Ты видишь Коран очень возвышенным, светлым и блистающим. Попробуй судить о нём нейтрально, посмотри на него таким образом. То есть, представь его словом человека и погляди. Интересно, увидишь ли ты эти его достоинства и красоты?”.

Действительно, я обманулся этой хитрости и посмотрел, представив его человеческим словом, и увидел, что подобно тому, как с выключением кнопки электрического освещения “Баязида”, весь его зал погружается во мрак, также и блистающий свет Корана, с тем представлением, начал меркнуть. Тогда я понял – со мной говорит сатана, который старается направить меня к опасности. Я обратился за помощью к Корану и в то время же в моё сердце пришёл свет, который дал мне твёрдости и сил для защиты. Таким образом, в то время началась дискуссия с сатаной. Я сказал:

— Эй сатана! Нейтральное суждение – это положение между двумя сторонами. Между тем, то, что ты называешь нейтралитетом – это поддержка противоположной стороны, которую занимаешь ты и твои ученики из людей, это не нейтралитет, а временное неверие. Потому что считать Коран человеческим словом и таким образом судить о нём – значит признать истинными доводы противника. Это же является не нейтралитетом, а поддержкой лжи, а скорее даже её сторонничеством.

Сатана на это сказал:

— Тогда не называй его ни словом Аллаха, ни словом человека, представь чем-то средним и взгляни так.

Я ответил:

— Это также невозможно. Потому что если имеется некое имущество, являющееся предметом спора, на обладание которым есть два претендента и которые в некоторой степени равны друг другу, находятся близко друг от друга, тогда это имущество будет находиться или в руках одного из них, или же в таком месте, где оно доступно им обоим. Тот, кто докажет своё право на обладание им, тот его и возьмёт. Если же оба те претендента находятся друг от друга бесконечно далеко, один на востоке, другой на западе, тогда, по правилу “принадлежности обладателю”, это имущество будет принадлежать тому, в чьих руках оно находится. Потому что невозможно поставить его между теми сторонами.

Итак, Коран – это ценное имущество. Те две стороны далеки друг от друга настолько, насколько далеки друг от друга Речь Всевышнего и речь человека, точнее далеки бесконечно. Так что оставить его между теми двумя сторонами, которые дальше друг от друга, чем расстояние от Земли до самого далёкого созвездия, невозможно. Да и нет между ними середины. Потому что они взаимоисключают друг друга, как существование и несуществование и как две полные противоположности между которыми среднего быть не может. В таком случае обладателем Корана является сторона Всевышнего. Доказательные доводы будут рассматриваться исходя из того, что Коран находится в Его Руках. Если другая сторона сможет опровергнуть каждое из всех многочисленных доказательств, подтверждающих, что он является “Словом Создателя”, то только тогда сможет протянуть к нему свои руки, иначе не сможет. Но не бывать тому никогда! Коран – это величественный бриллиант, прикреплённый тысячами креплений твёрдых доказательств к Великому Престолу, какая же рука сможет, сорвав все те крепления и срубив все те опоры, уронить его?

Итак, эй сатана! Наперекор тебе, люди истины и совести судят таким, истинным суждением, и поэтому даже самое маленькое доказательство увеличивает их веру в Коран. Путь же, показанный тобой и твоими учениками, таков: если однажды вообразить Коран человеческим словом, то есть если тот величественный бриллиант, связанный с Великим Престолом будет сброшен на землю, тогда для того, чтобы поднять его оттуда и закрепить на Троне Духовности, будет необходимо одно такое доказательство, которое по силе будет равно всем тем креплениям и по прочности – многим доказательствам. Дабы, спасшись от мрака неверия, можно было слиться со светом веры. Между тем, преуспеть в этом очень сложно. Поэтому из-за той твоей коварной хитрости в наше время многие теряют под прикрытием нейтралитета свою веру.

Сатана снова сказал:

— Коран похож на человеческие слова, походит на их речи. Значит он – слово человека. Если бы он был Словом Аллаха, то имел бы соответствующий Ему, необыкновенный во всех отношениях вид. Подобно тому, как Его творения не похожи на творения человека, также должна быть не похожа и Речь, не так ли?

В ответ я сказал:

— Наш Пророк (Мир Ему и Благо), за исключением показа чудес и особых случаев, во всех своих состояниях, деятельности и поведении оставался человеком и, как подобает человеку, с покорностью следовал правилам Создателя и Его повелениям. Он испытывал холод, страдания и тому подобное… Он не обретал в каждом вопросе и ситуации какого-то необыкновенного состояния, дабы для своей уммы (народа) быть имамом, показывая пример своими делами, своим поведением, дабы быть путеводителем и каждым своим действием давать людям урок. Если бы все его поступки были необыкновенными и сверхъестественными, то он не смог бы стать всесторонним учителем и имамом, не мог бы быть наставником для каждого, не мог бы в любом состоянии оставаться “Милостью для миров”.

Точно также и Мудрый Коран: для обладателей разума он – имам (предводитель), для джиннов и людей – наставник, для желающих совершенства – путеводитель, для желающих истины – учитель. Значит, он должен иметь вид и стиль человеческой речи, что необходимо и твёрдо установлено. Потому что джинны и люди берут свои молитвы из него, у него учатся просьбам и обращениям к Создателю, о своих проблемах говорят его языком, из него берут правила хорошего тона и так далее… каждый обращается к нему. В общем, если бы он имел вид той Речи Господа, которую услышал пророк Муса (Мир Ему) на Синайской Горе, то люди не смогли бы его слушать, услышав, не вынесли бы его. Пророк Муса (Мир Ему), услышав речь Создателя в её великой степени, смог выдержать лишь несколько слов. Муса (Мир Ему) сказал:

اَهٰكَذَا كَلَامُكَ ؟ قَالَ اللّٰهُ : لٖى قُوَّةُ جَمٖيعِ الْاَلْسِنَةِ

“Такова ли твоя речь? Аллах сказал: “У меня сила всех языков” (Тафсир Ибн Кясира, 1:505).

Сатана снова сказал:

— Многие во имя религии говорят о проблемах, подобных тем, что решаются в Коране, и разве невозможно, чтобы некий человек во имя религии сделал бы что-либо подобное этой книге?

В ответ ему, со светом Корана я сказал:

— Во-первых, верующий человек, из любви к религии, говорит: “Истина такова. Повеление Аллаха таково”. Иначе не говорит от имени Аллаха, выдумывая ради собственного удовольствия. Дрожа перед законом:

فَمَنْ اَظْلَمُ مِمَّنْ كَذَبَ عَلَى اللّٰهِ

“Кто может быть несправедливее того, кто возвёл навет на Аллаха?” (Коран, 39:32)

он не станет, совершая огромное преступление, подражать Аллаху и говорить вместо Него.

И во-вторых, ни с какой стороны невозможно, чтобы некий человек в одиночку сделал бы что-либо подобное и обрёл успех. Это в стократной степени невозможно. Потому что подражать друг другу могут личности, которые близки между собой. Войти в образ друг друга могут те, кто принадлежит одному роду, подражать положениям друг друга могут те, чьи положения близки. Временно они возможно и введут людей в заблуждение, но не смогут обманывать их постоянно. Так как перед взглядом внимательных людей, в поведении и состоянии обманщика в любом случае проявятся фальшь и притворство, его фальсификация не сможет продолжаться долго. Если же старающийся обмануть будет по своему положению далёк от того, кому подражает, например, если некий простой человек пожелает подражать в знании такому гению, как Ибн Сина, или если некий пастух станет изображать царя, то, конечно, не сможет обмануть никого, скорее просто выставит себя на посмешище. Каждая его манера и движение будут кричать: “Это лжец!”

Итак, сто тысяч раз да упасёт Аллах! – если вообразить Коран словом человека, тогда нужно будет допустить вероятность того, чтобы некий жук-светлячок на протяжении тысячи лет, не выказав никакой фальши, считался учёными-астрономами настоящей звездой, или же чтобы простая муха смогла целый год, не выдав себя, изображать перед зрителями павлина. И чтобы один лживый невежественный рядовой принял вид знаменитого благородного маршала, сел бы на его место и долгое время смог бы там оставаться, и его хитрость не смогли бы обнаружить. И чтобы некий клеветник, лжец, человек без всяких убеждений на протяжении некого отрезка своей жизни смог бы постоянно, без всякого волнения, изображать из себя перед самыми внимательными взорами самого верного, самого преданного и убеждённого человека во всех своих состояниях и положениях, и чтобы он смог спрятать своё притворство перед взглядами мудрецов. Однако это является стократно невозможным, ни один обладатель разума не назовёт это вероятным и представлять такое так же глупо, как представлять что-либо очевидно невозможное.

Точно также, если считать Коран словом человека, тогда будет необходимо, чтобы явная, очень блистательная и постоянно распространяющая свет истины настоящая звезда, находящаяся на небесах мира Ислама, точнее, считающаяся солнцем совершенства, являющаяся сущностью Ясной Книги – да простит Аллах – была подобной светлячку, лживой человеческой пустословной фальшивкой. И чтобы самые близкие к ней и внимательно смотрящие на неё не заметили бы разницы, и считали бы её постоянной, высокой звездой, являющейся источником истины. Это же, наряду с тем, что является стократно невозможным, даже ты, эй сатана, если ещё на сто степеней продвинешься в своём сатанизме, не сумеешь заставить предположить такое, не сможешь убедить в этом ни один полноценный разум! Только лишь заставляя смотреть издалека обманываешь, показывая звезду такой же маленькой, как светлячок.

В-третьих, если представить Коран человеческим словом, тогда будет необходимо, чтобы эта золотистая скрытая истина Фуркана (различающего истину от лжи) по своей миссии, воздействию и результатам в мире человечества явно являющаяся самой одухотворённой и жизнеутверждающей, самой правдивой и приносящей счастье, самой объединяющей и с высоким достоинством красноречиво-притягательно изъясняющей – да простит Аллах – стала бы беспочвенной, невежественной, лживой фальшивкой, принадлежащей мысли одного простолюдина!.. И чтобы рассматривающие вблизи и с любопытством изучающие её великие мудрецы и высокие гении ни разу, ни с какой стороны не заметили бы в ней следов обмана и фальши!.. Постоянно находили бы в ней серьёзность, откровенность и искренность!.. Это же, помимо того, что абсолютно невозможно, также выявит необходимость в том, чтобы человека, который на протяжении всей жизни своей деятельностью, состоянием и речью проявил надёжность, веру, искренность, верность, серьёзность и прямодушие, показавшего пример и воспитавшего верных людей, расцениваемого и воспринимаемого, как обладателя самого высокого, самого блистательного, самого благородного нрава – представить самым ненадёжным, самым неискренним и самым беспринципным – то есть всё равно, что считать возможной удвоенную абсурдную невозможность. Это же является непризнательным вздором, которого устыдится даже сатана.

В таком случае в этом вопросе не существует середины. Потому что, если представить невероятное, и Коран не будет словом Аллаха, тогда он опустится так, словно упадёт с вершины небес на землю. Но никоим образом не удержится на середине. Будучи сборником истин, станет источником небылиц. Также Человек, показавший это необыкновенное повеление – да простит Аллах – если не будет Посланником Аллаха – то будет необходимостью, чтобы он упал с высшей степени Рая в низшую степень ада и со степени источника совершенства – в состояние основы коварства, и между ними остаться не сможет. Так как тот, кто лжёт от имени Аллаха, обманывает, прикрываясь Его именем – опускается в самое нижайшее положение. Насколько невозможно считать простую муху павлином и всё время видеть в ней величавые павлиньи достоинства, настолько же невозможным является и это дело. Предположить такое возможным может лишь от природы неразумный, опьяневший глупец.

В-четвёртых, Коран является священным главнокомандующим самого огромного и величественного рода войск сынов Адама – уммы (народа) Мухаммада (Мир Ему и Благо), с его видимыми воочию сильными законами, основательными правилами, влиятельными повелениями, дающими тому очень большому войску такую степень порядка и дисциплины, которая позволяет ему завоевать два мира, который вооружает его материально и духовно, и каждой его единице, согласно её степени, даёт учение для разума, воспитание для сердца, покорность для духа и очищение для совести, а для органов и частей тела – предписания для использования и применения, и если его представить словом человека, то необходимо последует – сто тысяч раз Боже упаси! – представить его бессильной, дешёвой, безосновательной фальшивкой, тем самым приняв стократную невозможность, а вместе с этим и того, кто на протяжении всей своей жизни серьёзными делами преподаёт урок сынам Адама о законах Всевышнего… и с искренними поступками обучает человечество правилам истины… и чистыми разумными вещами показывает и устанавливает основы чистосердечия и счастья… и, по свидетельству, всей своей биографии, очень боится наказания Аллаха… и больше всех знает и сообщает о Нём… и тысяча триста пятьдесят лет с совершенным великолепием командует пятой частью человечества и половиной земного шара… и который взволновал вселенную… и с сиянием своей славы является поводом для гордости человеческого рода и даже всей вселенной – сто тысяч раз Боже упаси! – представить лжецом, не боящимся и не знающим Аллаха, не знакомым с Его достоинством, и находящимся на низкой степени человечности – тем самым придётся совершить такое невероятное преступление.

Потому что в этом вопросе середины нет. Так как, если представить невозможное, и Коран не будет словом Аллаха и упадёт с небес, то на середине остаться не сможет. Скорее придётся признать его произведением некого земного лжеца. Этого же, эй сатана! Даже, превратившись на сто степеней более чудовищного дьявола, ты однозначно не заставишь принять ни один здравый разум и не сможешь убедить в этом ни одно чуткое сердце!

Сатана вновь сказал:

— Как не смогу? Большинство людей и знаменитые человеческие умы я заставил отрицать и Коран и Мухаммада.

Ответ.

Во-первых, если посмотреть с очень далёкого расстояния, то самая большая вещь будет выглядеть, как самая маленькая. Некую звезду можно назвать свечей.

Во-вторых, если смотреть пристрастным и поверхностным взором, то нечто даже очень нелепое и невозможное может показаться возможным.

Однажды один старик, для того, чтобы увидеть молодой месяц Рамадана, разглядывал небо. Вдруг его седой волос повис у него перед глазами. Приняв тот волос за месяц, он сказал: “Я видел луну”. Итак, невозможно, чтобы тот седой волос был луной. Но вследствие того, что он намеревался увидеть лишь её и думал лишь о ней, а волос же увидеть не ожидал и о нём не думал, то та невозможность стала для него возможной.

В-третьих, отрицать – одно, не принимать – другое. Отсутствие принятия – это некое безразличие, некое прикрытие глаз и невежественное отсутствие суждения. Таким образом, многие нелепости могут стать незаметными. При этом они не мучают разум такого человека. Но отрицание же непринятием не является, скорее это принятие небытия и некое суждение. Разум такого человека вынужден действовать. В этом состоянии дьявол, подобный тебе, забирает его разум, а затем заставляет его принять отрицание. И ещё, эй сатана! С такими показывающими ложь истиной и невозможное возможным твоими дьявольскими коварствами, как невнимательность и заблуждение, пустословие и упрямство, хвастовство и гордыня, соблазн и привычка, ты заставляешь принять отрицание и неверие, рождающие многие нелепости и невозможности. Разыгрываешь ими тех животных, находящихся в человеческом образе.

В-четвёртых, если считать Коран словом человека, будет необходимо эту Книгу, являющуюся путеводителем для сияющих, подобно звёздам, на небесах мира человечества чистосердечных, верных людей и духовных учителей, явно и непрестанно наставляющую в истине и правдивости, в преданности и бескорыстности, в верности и преданности всех стремящихся к совершенству… и с истинами столпов веры, и с законами столпов Ислама, гарантирующую счастье двух миров… и по свидетельству этой деятельности, неизбежно являющуюся искренней, чистой правдой и истиной, очень серьёзной и верной – представить полностью противоположной всем своим качествам, воздействию и свету, и – Боже упаси! – смотреть на неё как на измышление некого обманщика и как на сборник лжи, что является таким неверным бредом, от которого задрожат и устыдятся даже скептики и дьяволы. А вместе с тем: по свидетельству ясно проявившейся религии и исламского шариата, по указанию показанной на протяжении всей жизни необыкновенной богобоязненности и чистосердечного искреннего поклонения, в чём имеется единодушное согласие, и по требованию единогласно наблюдаемого собственного прекрасного нрава, и по подтверждению воспитанных им обладателей правдивости и совершенств, самого принципиального, самого прочного, самого верного и самого преданного Человека – сто тысяч раз Боже упаси! – представить беспринципным, ненадёжным и не богобоязненным, что значит допустить самую грязную и отвратительную нелепость и совершить самое несправедливое и злосчастное преступление.

Вывод. Как сказано в Восемнадцатом указании Девятнадцатого письма – любой простолюдин, имеющих слух, рассуждая о красноречии Корана говорит: “Если сравнить Коран с теми книгами, которые я слышал и со всеми книгами, имеющимися в мире, то он не обладает сходством ни с одной из них и по сравнению с ними он имеет другой уровень”. Значит, степень Корана находится или ниже всех, или же выше всех книг. Мысль же о том, что он ниже всех книг, помимо своей невероятности, ни один враг и даже дьявол высказать не сможет, и не примет на веру. Следовательно, Коран находится выше всех других книг, а значит, является чудом. Точно также и мы, согласно знаниям методологии и научной логики, используя самые прочные доказательства, в соответствии с методом “разложения и анализа”, говорим:

— Эй сатана и ученики сатаны! Коран – это или снизошедшая с Великого Престола и со степени Великого Имени Речь Всевышнего, или же – сто тысяч раз да простит Аллах! – подделка, сфабрикованная на земле обманщиком, не боящимся Аллаха и не знающим Его, неким беспринципным человеком. Этого же, сатана, против выше приведённых примеров ты сказать не мог, не можешь и никогда не сможешь! Следовательно, неизбежно и без всякого сомнения, Коран – Речь Создателя Вселенной! Так как среднего в этом вопросе нет и это нелепо и невозможно, что мы твёрдо доказали, и ты это видел и слышал.

Также и Мухаммад (Мир Ему и Благо) – или Посланник Всевышнего и самый совершенный из всех пророков и самый лучший среди всех созданий, или же – сто тысяч раз да простит Аллах! – он окажется клевещущим на Аллаха, не знающим Аллаха, не верящим в Его наказание и по той причине являющимся беспринципным, опустившимся в нижайшее из низких состояний человеком (Примечание). Этого же, Иблис, ни ты, ни европейские философы и лицемеры Азии, на которых ты полагаешься, сказать не можете, не могли и не сможете, не говорили и не скажете! Потому что того, кто бы принял такую вероятность, в мире несуществует. Поэтому самые зловредные из тех философов, на которых ты полагаешься и самые бесчестные из лицемеров Азии говорят: “Аравиец Мухаммад (Мир Ему и Благо) был очень умным человеком и обладал прекрасным нравом”.


Примечание: Из-за того, что неверные, дабы упразднить Мудрый Коран, применяют всяческую ересь и грязные выражения, и дабы показать противоречивость, нелепость и испорченность неблагодарных мыслей заблудших, я был вынужден в виде представлений невозможного, дрожа, применить такие выражения.

Поскольку этот вопрос ограничен двумя вероятностями и поскольку вторая вероятность невозможна, и таких, кто принял бы её на веру, не существует, и поскольку мы твёрдыми доводами доказали, что среднего между ними нет, то наперекор тебе, сатана, и твоим последователям, явно и совершенно очевидно доказывается, что Аравиец Мухаммад (Мир Ему и Благо) – Посланник Всевышнего Аллаха и самый совершенный из пророков, и самый лучший из созданий.

عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ بِعَدَدِ الْمَلَكِ وَالْاِنْسِ وَالْجَانِّ

“(О Аллах) Благослови и приветствуй его (Мухаммада) по числу всех ангелов, людей и джиннов!”

* * *

Второе небольшое возражение со стороны сатаны.

При прочтении суры قٓ وَ الْقُرْاٰنِ الْمَجٖيد “Каф. Клянусь славным Кораном! (Коран, 50:1)

Читая эти аяты

مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ اِلَّا لَدَيْهِ رَقٖيبٌ عَتٖيدٌ ۞ وَجَٓاءَتْ سَكْرَةُ الْمَوْتِ بِالْحَقِّ ذٰلِكَ مَا كُنْتَ مِنْهُ تَحٖيدُ ۞

وَ نُفِخَ فِى الصُّورِ ذٰلِكَ يَوْمُ الْوَعٖيدِ ۞ وَ جَٓاءَتْ كُلُّ نَفْسٍ مَعَهَا سَٓائِقٌ وَ شَهٖيدٌ ۞ لَقَدْ كُنْتَ فٖى غَفْلَةٍ مِنْ هٰذَا فَكَشَفْنَا عَنْكَ غِطَٓاءَكَ فَبَصَرُكَ الْيَوْمَ حَدٖيدٌ ۞ وَ قَالَ قَرٖينُهُ هٰذَا مَا لَدَىَّ عَتٖيدٌ ۞ اَلْقِيَا فٖى جَهَنَّمَ كُلَّ كَفَّارٍ عَنٖيدٍ

сатана сказал: “Самое важное изящество стиля и красноречия Корана вы находите в его плавности и ясности. Между тем, откуда и куда он перепрыгивает в этих аятах! Перескакивает от смертной агонии к самому концу света. Переходит от звука трубы ангела конца света до последнего расчёта, сразу после чего упоминает о низвержении в Ад. Какая плавность может быть в этих странных скачках? В большинстве случаев в Коране объединены такие далекие друг от друга вопросы. Как может сохраняться плавность и красота стиля при таком бессвязном состоянии?”

Ответ. Одной из самых важных основ способности Корана-Превосходно Излагающего удивить и захватить воображение, после красноречия, является лаконичность. Лаконичность – самое прочная и важная основа захватывающего слова Корана. Этой превосходящей лаконичности в Мудром Коране настолько много и она настолько прекрасна, что исследователи его остаются в изумлении.

Например,

وَ قٖيلَ يَٓا اَرْضُ ابْلَعٖى مَٓاءَكِ وَيَا سَمَٓاءُ اَقْلِعٖى وَغٖيضَ الْمَٓاءُ وَقُضِىَ الْاَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِىِّ

وَقٖيلَ بُعْدًا لِلْقَوْمِ الظَّالِمٖنَ

И было сказано: “О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!” Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: “Да сгинут люди несправедливые!” (Коран, 11:44).

Несколькими краткими фразами он настолько лаконично и превосходно сообщает об итогах великого “Всемирного Потопа”, что многие обладатели красноречия, слыша те слова, пали ниц.

И например,

كَذَّبَتْ ثَمُودُ بِطَغْوٰيهَا ۞ اِذِ انْبَعَثَ اَشْقٰيهَا ۞ فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ اللّٰهِ نَاقَةَ اللّٰهِ وَسُقْيٰيهَا ۞ فَكَذَّبُوهُ فَعَقَرُوهَا ۞

فَدَمْدَمَ عَلَيْهِمْ رَبُّهُمْ بِذَنْبِهِمْ فَسَوّٰيهَا ۞ وَلَا يَخَافُ عُقْبٰيهَا

“Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония, ● и самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу. ● Посланник Аллаха сказал им: “Берегите верблюдицу и питье её!” ● Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, а Господь поразил их за этот грех казнью, которая была одинакова для всех (или сровнял над ними землю). ● Он не опасался последствий этого” (Коран, 91:11-15).

Итак, здесь несколькими короткими фразами он говорит о важных и удивительных событиях, происшедших с народом Самуда, об их плачевном исходе, делая это так захватывающе лаконично, плавно и ясно, что разум не в силах ничем возразить.

И например,

وَذَا النُّونِ اِذْ ذَهَبَ مُغَاضِبًا فَظَنَّ اَنْ لَنْ نَقْدِرَ عَلَيْهِ فَنَادٰى فِى الظُّلُمَاتِ اَنْ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا اَنْتَ

سُبْحَانَكَ اِنّٖى كُنْتُ مِنَ الظَّالِمٖينَ

“Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушёл в гневе и подумал, что Мы не накажем его. Он воззвал из мрака: “Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был неправедным!” (Коран, 21:87).

Итак, между словосочетаниями: اَنْ لَنْ نَقْدِرَ عَلَيْهِ “подумал, что Мы не справимся с ним” и فَنَادٰى فِى الظُّلُمَاتِ “Он воззвал из мрака” зашифровано и скрыто много фраз. И эти неупомянутые фразы не тревожат разум и не портят логичности и плавности. Они упоминают важные, основные события истории, происшедшей с пророком Юнусом (Мир Ему), а остальное передаёт разуму.

И например, в суре “Юсуф”, между словом: فَاَرْسِلُونِ  “пошлите меня” (Коран, 12:45) и словосочетанием  يُوسُفُ اَيُّهَا الصِّدّٖيقُ “О Юсуф! О правдивый муж!” (Коран, 12:46) семь-восемь фраз лаконично исключены, что никак не вредит логичности и не нарушает плавности. Такой разнообразной, превосходной лаконичности в Коране очень много, и она очень прекрасна.

Лаконичность же вышеупомянутых аятов суры “Каф” очень удивительна и чудесна. Потому что она указывает пальцем на каждое из всех тех ужасных преобразований, которые посыпаются на голову неверующих в будущем, на тот страшный и длинный день, равный пятидесяти тысячам лет, который ждёт их, и на все те важные и мучительные события. Проводит разум над ними со скоростью молнии. Показывает взору тот очень длительный период времени, как уже готовую страницу. Препоручая неупомянутые происшествия воображению, излагает с возвышенной стройностью и плавностью.

وَاِذَا قُرِئَ الْقُرْاٰنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَاَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

“Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют” (Коран, 7:204).

Итак, сатана! Если есть у тебя что сказать, то говори!

Сатана говорит:

— Я бессилен перечить этому, защищаться мне больше нечем. Но есть много глупцов, которые слушают меня. Также есть много дьяволов в человеческом облике, которые помогают мне. И среди философов есть немало “фараонов”, которые берут у меня много уроков, ласкающих их себялюбие и эгоизм. Они препятствуют распространению слов, подобных твоим. Поэтому оружие я тебе не сдаю.

* * *