Третья Тема

Краткая суть одного назидательного эпизода, разъяснение которого есть в “Путеводителе для молодёжи”

Однажды, в День празднования республики, я сидел у окна тюрьмы г. Эскишехир. Взрослые девушки-ученицы, смеясь, танцевали во дворе лицея, находящегося напротив нас. Внезапно мне, как в кино, представилось, в каком состоянии они будут пребывать через пятьдесят лет. И я увидел, что сорок-пятьдесят из тех пятидесяти-шестидесяти девушек и учащихся, в могиле становятся прахом, терпят мучения. А десять из них в свои семьдесят-восемьдесят лет потеряли свою красоту, и из-за того, что в молодости они не сохранили своё благочестие, к ним испытывают отвращение те, от кого они ждут любви. Это я увидел несомненно, и эти прискорбные их состояния вызвали во мне слезы. Некоторые товарищи, сидящие со мной в тюрьме, услышали мой плач и подошли, спросили. Я сказал им: “Пока оставьте меня одного, идите”.

Да, то, что я видел – это реальность, не воображение. Подобно тому, как после этого лета и осени наступает зима, так и после лета молодости и осени старости настанет зима могилы и загробной жизни (берзаха). Если бы имелась некая машина времени, которая бы показала события предстоящего будущего через пятьдесят лет (подобно тому, как нынче в кино показывают события прошлого, происходившие пятьдесят лет назад), и если бы были показаны состояния, в которых будут находиться заблудшие и распутники через пятьдесят-шестьдесят лет, они бы с отвращением и скорбью проливали слезы от нынешнего смеха и недозволенных услад.

Когда там, в тюрьме г. Эскишехир я был погружен в это раздумье, перед моим взором, словно дьявол в человеческом облике, предстал некий субъект, потворствующий распутству и безверию, и сказал:

― Мы хотим вкусить сами и дать вкусить другим все виды наслаждений и развлечений этой жизни, не вмешивайся в наши дела.

Я же в ответ ему сказал:

― Раз ради удовольствий и наслаждений, не вспоминая о смерти, ты уходишь в заблуждение и предаёшься распутству, твёрдо знай, что всё прошлое, по суждению твоего заблуждения и безбожной мысли, ушло в небытие и исчезло, и является неким ужасающим кладбищем, в котором разложились останки. Страдания, которые из-за человеческой причастности и от заблуждения исходят на твою голову и сердце (если оно ещё есть и не умерло) от тех бесчисленных разлук и от вечной смерти тех твоих многих друзей, уничтожают твоё нынешнее незначительное и полученное будучи опьянённым мимолётное наслаждение. Так же и предстоящее будущее с точки зрения твоего безверия опять же не существует и является некой мрачной, мёртвой и страшной пустыней. И головы несчастных, исходящих оттуда и недавно появившихся на свет, и заглянувших в настоящее, отрубаясь секирой смерти, бросаются в небытие, что, постоянно мучая сознание, осыпает твою безбожную голову бесчисленными тяжкими тревогами, разметая твои жалкие наслаждения, полученные на пути распутства.

Если же, оставив заблуждение и распутство, встанешь на путь осознанной веры и праведной жизни, то со светом веры ты увидишь, что то прошедшее прошлое не ушло в небытие и не является неким кладбищем, которое всё обращает в прах, а напротив, оно существует и являет собой светлый мир, превращающийся в будущее, а также некий зал ожидания для вечных душ, чтобы войти в дворцы блаженства, которые ждут их в будущем. И вследствие такого видения это прошлое не только не печалит, но и, напротив, в зависимости от силы веры также и в этом мире даёт вкусить одно из духовных наслаждений Рая. И предстоящее будущее будет не страшной и мрачной пустыней, а глазом веры станет видно, что во дворцах вечного блаженства приготовлены угощения Милостивого и Милосердного Творца – Обладателя Величия и Милости, Который обладает бесконечной милостью и щедростью и каждую весну и лето обращает в некую скатерть и наполняет её благами, и что открыты выставки Его даров и угощений, и туда мы направляемся. И оттого, что человек благодаря своей вере видит это, он, в зависимости от её уровня, сможет ощутить одно из наслаждений вечного мира. Стало быть, истинное и беспечальное наслаждение может быть только в вере (имане) и возможно лишь благодаря ей.

В связи с этой темой раскроем на одном примере (который был написан в “Путеводителе для молодёжи” в качестве примечания) лишь только одну пользу и удовольствие из тысяч польз и плодов, которые даёт вера даже в этом мире:

Итак, например, твой очень любимый единственный ребёнок лежит в агонии при смерти, и ты уже в отчаянии думаешь о горькой вечной разлуке с ним, как вдруг, словно Хызыр и мудрец Хаким Лукман, является некий доктор, даёт выпить ему какое-то снадобье и твой милый, прекрасный ребёнок открывает глаза, избавляясь от смерти! Ты поймёшь, какую он принесёт тебе радость и облегчение.

Так вот, наподобие этого ребёнка, имеются миллионы любимых тобою людей, которых ты любишь и с которыми тесно связан. И когда – на твой взгляд – они, став прахом, исчезают на том кладбище прошлого, вдруг истина веры, словно Хаким Лукман, из окна сердца излучает свет на то кладбище, представляемое в виде огромного места казни, и благодаря нему полностью все умершие оживают и своим состоянием говорят: “Мы не умерли и не умрём, и снова встретимся с вами”, что даёт тебе безграничную радость и облегчение. И вот вера (иман), также и в этом мире принося радость и облегчение, подтверждает: истина веры является таким семенем, что если оно воплотится, из него выйдет индивидуальный рай, оно станет райским деревом, выросшим из этого семени.

Так я ответил тому упрямцу, но тот снова сказал:

― Мы будем жить, по крайней мере, как животные, не думая об этих тонких вещах, предаваясь распутству и развлекаясь, чтобы провести нашу жизнь в удовольствиях и наслаждениях. В ответ ему я сказал:

― Ты не сможешь быть как животное, ибо у животного нет прошлого и будущего. Не мучают его страдания и сожаления прошлого, и нет у него тревог и страхов за будущее. Оно наслаждается в полной мере, живёт спокойно, легко, благодарит своего Создателя. И даже животное, уложенное для убоя, ничего не чувствует. Лишь при резке оно что-то почувствует, но и это чувство оставит его, оно избавится и от этой муки. Стало быть, величайшая Божественная милость и милосердие – это сокрытие неизвестного и событий будущего. И это особенно прекрасно в отношении невинных живых созданий.

Однако, о человек! Вследствие того, что из-за разума твоё прошлое и будущее в некоторой степени выходят из покрова неизвестности, ты полностью лишён покоя, имеющегося у животных благодаря сокрытию неизвестного. Сожаления и скорбные разлуки, оставшиеся от прошлого, и страхи и тревоги за будущее сводят на нет твои маленькие удовольствия, опуская тебя в наслаждениях жизнью в сто раз ниже животного. Поскольку истина такова, или отбрось свой разум, стань животным и избавься!.. Или же одумайся, вместе с верой возьмись за ум, послушай Коран и в сто раз больше животного обрети чистые наслаждения ещё в этом бренном мире!..

Так я заставил замолчать того упрямца, но тот всё же сказал:

― По крайней мере, мы будем жить как неверные иноземцы.

Я ответил:

― Ты не сможешь быть и как неверные иноземцы. Ибо они, если отрицают одного пророка, могут верить в других пророков. Если и не знают пророков, могут верить в Бога. Если и этого не знают, у них могут иметься некоторые нравственные устои, способствующие их совершенствованию. Однако же если мусульманин отречётся от самого последнего, самого великого Пророка, Пророка времени конца света, Мухаммада (Мир Ему и Благо), чья религия и призыв обращены ко всем, и оставит Его путь, он уже не примет ни одного пророка, и даже Аллаха. Ибо всех пророков и Аллаха, и совершенства он познал через Него. Они без Него не останутся в его сердце. И вот поэтому с давних пор последователи различных религий принимают Ислам, и ни один мусульманин не становится настоящим иудеем, язычником или христианином, скорее он становится безбожником. Его нравственность портится, и он входит в состояние, способное нанести вред стране и обществу… Такие доводы я привёл тому упрямцу. У него же не осталось ничего, за что можно было бы ухватиться. Он пропал, сгинул в ад.

Так вот, о мои товарищи по уроку в этом “медресе Юсуфа”! Поскольку истина такова (и эту истину “Рисале-и Нур” обосновал в такой степени твёрдо и ясно, что в течение вот уже двадцати лет, ломая упорство упрямцев, приводит их к вере), и мы тоже, следуя по пути веры и праведности, который лёгок, благополучен и всецело полезен и для нашей жизни, и для нашего будущего, и для нашей жизни в Ином мире, и для нашей страны, и для нашего народа; должны стараться в свободное время вместо тягостных раздумий читать известные нам суры Корана, и узнавать их смысл от товарищей, которые могут научить; и совершать пропущенные обязательные фарз-намазы; и, используя хорошие качества друг друга, превратить эту тюрьму в некий благословенный сад, который взращивает полноценные саженцы. И подобными добрыми делами мы должны стараться, чтобы начальники и работники тюрьмы были не мучителями наподобие стражей Ада, следящими за преступниками и убийцами, а скорее, были верными педагогами и добрыми учителями, которые назначены, чтобы в этом “медресе Юсуфа” готовить людей для Рая и следить за их воспитанием.

***