Одиннадцатая Тема

В связи с тем, что сотни примеров из множества общих и частных плодов священного древа веры (один из плодов которого – Рай, другой – вечное блаженство, и третий – созерцание Аллаха), изложены и с доказательствами обоснованы в “Рисале-и Нур”, передавая их разъяснение книге “Сирадж-ун-Нур”, в начале Одиннадцатой Темы “Плодов Веры” будет изложено несколько примеров не из плодов общих основ веры, а из частных, индивидуальных и личных её результатов.

Один пример. Однажды, когда я обращался с такой молитвой: “Йа Рабби! (О Господи!) Ради ангелов Джабраила, Микаила, Исрафила, Азраила и их заступничества сохрани меня от зла джиннов и людей!”, при упоминании имени Азраил (ангел смерти), которое всех пугает и приводит в ужас, я ощутил какое-то очень приятное, утешительное и приветливое состояние, и сказал “Альхамдулиллях! (Хвала Аллаху!)”. Я стал серьёзно любить Азраила. Из очень многих плодов этого частного случая из столпа веры в ангелов очень кратко укажем лишь на один из её частных плодов.

Вот один из них: Самым ценным богатством человека, над которым он дрожит, является его душа. Я несомненно почувствовал, что вверение её в сильные и надёжные руки с тем, чтобы не потерять и сохранить от гибели и пустоты, доставляет глубокую радость. И я вспомнил про ангелов, записывающих деяния человека, и увидел, что в этом имеется много приятных, таких же, как этот, плодов.

Вот один из них: Каждый человек, чтобы увековечить какое-нибудь своё ценное слово или поступок, усердно стремится сохранить его посредством записи, поэзии и даже кино. И особенно, если у этих деяний в Раю будут иметься вечные плоды, он ещё больше будет желать этого. Ангелы Кирамен  Катибин (благородные писцы), находящиеся на плечах человека и записывающие его деяния, покажут его деяния в вечных мирах и дадут обрести своим хозяевам вечные награды, что мне принесло такую радость, что словами не передать.

И потом, в то время, когда мои противники, чтобы отстранить меня от всего, что есть в общественной жизни, разлучили меня со всеми моими книгами, друзьями, помощниками, делами, которые утешали меня, и когда к тому же одиночество чужбины томило меня, и на мою голову обрушилась пустота мира, ко мне на помощь подоспел один из очень многих плодов, которые даёт вера в ангелов, оживил мою Вселенную и мой мир, наполнил их ангелами и духами, заставил мой мир радостно смеяться. И показал, что мир заблудших плачет от одиночества, пустоты и мрака.

Когда моё воображение радовалось от удовольствия этого плода, оно взяло и вкусило всего лишь один подобный этому плод из очень многих плодов, которые даёт вера в пророков. И тут же моя вера в них и подтверждение их, словно я жил с пророками, жившими во всех минувших временах, осветила те времена и, сделав мою веру полной, увеличила её и поставила тысячи подписей под утверждениями нашего, последнего Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), касающиеся веры (имана), заставив замолчать дьяволов.

Вдруг в моей душе возник такой вопрос (твёрдый ответ на него имеется в Тринадцатом Сиянии “Смысл обращения к Аллаху о прибежище”): “Множество приятных плодов и польз наподобие вышеупомянутых, и очень прекрасные результаты и пользы добрых дел, и весьма милосердная помощь и забота Милостивого и Милосердного Аллаха, помогая людям пути Истины, придают им силы, но почему же, несмотря на всё это, заблудшие много раз побеждают и порой двадцать из них побивают сотню людей пути Истины?” И в этом размышлении я вспомнил о больших ополчениях Корана против очень слабых происков дьявола, и о направлении верующим ангелов и Божественной помощи. В связи с тем, что “Рисале-и Нур” с помощью твёрдых обоснований разъяснил этот секрет, мы вкратце обозначим ответ на этот вопрос:

Да, иной раз из-за того, что один скрытный вредитель стремится поджечь какой-нибудь дворец, этот дворец может остаться целым, охраняясь силами сотен людей (как и его строительство силами сотен людей), а иногда и посредством обращения к государству и правителю за помощью. Ибо его существование возможно при существовании всех условий, составных частей и причин. Но чтобы его не было и он был разрушен, достаточно, чтобы отсутствовало всего лишь необходимое одно-единственное условие, и он будет разрушен, сгорев от одной спички какого-нибудь хулигана. Подобно этому, дьяволы из людей и джиннов посредством небольшого воздействия производят огромные разрушения и вызывают ужасные духовные пожары. Да, началом и основами всего дурного, всех грехов, всего зла является небытие, разрушение. Под внешним бытием скрыто небытие и разрушение. Таким образом, основываясь на этом, дьяволы и злодеи из джиннов и людей весьма слабой силой противостоя бесконечной силе, постоянно вынуждают людей истины прибегать и искать помощи и защиты у Обители Всевышнего, в связи с чем Коран, чтобы защитить их, обращает на это большое внимание, придаёт им в помощь девяносто девять Божественных Имён, даёт им очень строгие повеления проявлять твёрдость против этих врагов.

От этого вопроса вдруг показался край следующей очень великой истины и основа другого огромного, грандиозного вопроса:

Подобно тому, как Рай содержит в себе плоды (результаты деятельности) всех миров бытия и даёт вечные плоды семян, взращённых этим миром; так и Ад, чтобы показать очень горькие результаты бесконечно ужасных миров небытия, сжигает плоды этого небытия, и эта ужасающая фабрика Ада среди прочих своих функций очищает мир бытия от нечистот мира небытия. На сей раз мы не будем раскрывать этот грандиозный вопрос, иншааллах, в дальнейшем он будет разъяснён.

И вот ещё один пример, являющийся частью плода веры в ангелов и касающийся Мункара и Накира:

Я мысленно вошёл в свою могилу, зная, что, как и все, я тоже, без сомнений, туда войду. И когда в могиле, в мрачном, холодном, тесном одиночном заточении я был в ужасе от одиночества и безнадежности абсолютной изоляции, вдруг появились два благословенных товарища из семейства Мункар-Накир и завели со мной беседу. Моё сердце и могила расширились, осветились, потеплели, раскрылись окна в Мир Духов. И я всей душой обрадовался этой ситуации, которую сейчас я увидел мысленно, а в будущем увижу в действительности, и поблагодарил Всевышнего.

Один ученик медресе, изучавший грамматику арабского языка и умерший в это время, в могиле, на вопрос ангелов Мункара и Накира: “Ман Раббукя?” (Кто твой Господь?), полагая, что он находится в медресе, ответил по правилам грамматики: «“Ман” – подлежащее, а “Раббукя” – сказуемое, спросите у меня что-нибудь посложнее, это легко», таким образом, заставив смеяться и этих ангелов, и находившихся там духов, и одного праведника (аулия), который мог знать о положении умерших в могиле, находившегося там и видевшего этот эпизод, и вызвал улыбку Божественной Милости, спасся от мук. Так же и покойный Хáфиз Али, являющийся одним из героев “Рисале-и Нур”, умерев в тюрьме, когда он с большим воодушевлением писал и читал книгу “Плоды Веры”, в могиле так же, как и в суде, отвечал этим двум ангелам истинами “Плодов Веры”. Так и я, и ученики “Рисале-и Нур” в будущем – в действительности, а сейчас – в душе отвечая на эти вопросы прекрасными и сильными доводами книг “Рисале-и Нур”, иншааллах, побудят ангелов подтвердить нас, похвалить и поздравить.

И вот ещё один частный пример, касающийся веры в ангелов, являющейся основанием для счастья земного мира: Один маленький ребёнок, получивший урок веры из сборника религиозно-житейских правил (Ильмихаль), говоря другому ребёнку, сидящему рядом с ним и плачущему из-за смерти своего невинного братишки: “Не плачь, радуйся: твой братишка вместе с ангелами отправился в Рай. Он будет там странствовать, веселиться лучше нас, летать как ангелы, сможет увидеть все места” – обратил плач рыдающего ребёнка в улыбку и радость.

И я точно так же, как этот плачущий ребёнок, в эту унылую зиму и при моём тяжёлом состоянии получил два очень скорбных известия о смерти. Одно из них – о смерти моего покойного племянника Фуата, который был и первым в высших школах, и распространял истины “Рисале-и Нур”. Другое – о смерти моей покойной сестры, которую звали Алима-Ханум, скончавшейся в хадже, совершая таваф. И когда смерть этих двух моих близких сокрушала меня подобно смерти покойного Абдуррахмана (о чём написано в “Брошюре для пожилых”), я, благодаря свету веры, глазами души и сердца увидел, что этот праведный Фуат, эта благочестивая Ханум, вместо людей нашли товарищами ангелов и райских дев и избавились от опасностей и грехов сего мира. И, ощущая вместо той тяжёлой скорби какую-то большую радость, я поздравил и их, и отца Фуата – своего младшего брата Абдулмеджида, и себя, и поблагодарил Милостивого и Милосердного Аллаха. (Это было занесено сюда с намерением благопожелания этим двум покойным близким.)

Все сравнения и сопоставления, имеющиеся в “Рисале-и Нур”, разъясняют плоды веры, являющиеся источником счастья этого мира и Иного мира, и сообщают, что, поскольку эти значительные и великие плоды веры проявляют в этом мире счастье и радость жизни, вера (иман) всякого верующего человека даст обрести ему некое вечное блаженство, а вернее, даст свои плоды и таким образом раскроется. И из этих значительных и очень многих плодов веры пять плодов в качестве примера изложены – как плод Ми’раджа – в конце Тридцать первого Слова, и пять плодов – на Пятой Ветви Двадцать четвёртого Слова.

Подобно тому, как у каждого столпа веры имеется огромное, и даже бесчисленное множество разнообразных плодов, так и из множества плодов всех этих столпов в целом один – это огромный Рай, другой – вечное блаженство, а третий, и несомненно, самый сладкий из них – созерцание Всевышнего, о чём мы сказали выше. В сравнении, приведённом в конце Тридцать второго Слова, прекрасно разъяснены некоторые плоды веры, являющиеся источником счастья в обоих мирах.

Одним из доказательств того, что ценные плоды столпа веры в предопределение имеются и в этом мире, является такая общеизвестная фраза, ставшая поговоркой, как

 مَنْ اٰمَنَ بِالْقَدَرِ اَمِنَ مِنَ الْكَدَرِ то есть: “Тот, кто уверовал в предопределение, избавится от забот и печалей”. В конце “Трактата о предопределении” (Двадцать шестое Слово) на примере одного прекрасного сравнения, где два человека входят в один великолепный дворцовый сад, разъяснён один её значительный плод. И даже я в своей жизни, на своём многократном опыте увидел и познал, что если не будет веры в предопределение, счастье земной жизни будет разрушено. Когда при тяжёлых бедах я обращался к вере в предопределение, я видел, что они весьма облегчались. И я удивлялся, как может жить человек, не верящий в судьбу.

А вот как указано на один из значительных плодов веры в ангелов во Второй Теме Двадцать второго Слова: Ангел смерти Азраил (мир ему), обратившись к Всевышнему, сказал:

В моём назначении унесения душ Твои рабы будут обижаться, жаловаться на меня?..

В ответ ему было сказано:

Я сделаю завесой твоему назначению болезни и несчастья, чтобы жалобы Моих рабов шли на них, не на тебя.

Подобно этим завесам, точно так же и предназначение Азраила (мир ему) является одной из завес. Для того чтобы несправедливые жалобы не были направлены на Всевышнего. Ибо не все могут увидеть сторону мудрости, милости, красоты, блага, имеющуюся в смерти. Смотря внешне, человек будет возражать, станет жаловаться. Таким образом, чтобы эти несправедливые жалобы не были направлены на Абсолютно Милостивого Всевышнего, Азраил (мир ему) стал завесой. Точно так же и назначения всех ангелов, а вернее, всех внешних причин, являются завесой достоинства Божественного Правления (Рубубията), чтобы в вещах и явлениях, в которых не видны их хорошие стороны и не ведомы их мудрости, были защищены достоинство, святость Божественного могущества и всеобъемлемость Его милости, чтобы возражения не были направлены на Него, и из-за скверных, незначительных и немилосердных вещей и явлений внешне не было видно воздействие Божественного могущества. Не то ни одна причина не имеет действительного воздействия и совершенно не имеет никакой способности созидать, и на всём бесспорно проявляются печати единобожия (таухид), что множеством своих доказательств обосновали книги “Рисале-и Нур”. Творить, созидать – это присуще исключительно Ему. А причины являются лишь только некой завесой. Разумные создания наподобие ангелов что-либо делать сами не могут, кроме как благодаря своей незначительной свободе воли совершать своё индивидуальное, бессозидательное, своего рода естественное служение, называемое “касб”, и своими деяниями совершать своеобразное поклонение Творцу.

Да, Божественное достоинство и величие требуют, чтобы перед взглядом разума причины были завесой для Могущества. А единобожие и единственность Творца требуют, чтобы причины убрали свои руки прочь от действительного воздействия.

Таким образом, подобно тому, как ангелы и внешние причины, используемые в добрых и созидательных делах, заслоняя Божественное могущество от изъянов и несправедливости в вещах и явлениях, в которых не видны и не ведомы хорошие стороны, являются причиной для восхваления и возвеличивания Всевышнего. Точно так же и применение в дурных и разрушительных делах дьяволов из джиннов и людей и вредных вещей и явлений опять же, ограждая Божественное могущество от жестокости и несправедливых возражений и жалоб на Него, являются причиной для восхваления и возвеличивания Всевышнего и служат Его святости от всех недостатков и изъянов мира. Ибо все недостатки и изъяны исходят от небытия, неспособности, разрушения, невыполнения своего назначения, которые являются неким небытием, и от отсутствующих деяний, не имеющих бытия. Эти завесы из дьяволов и зла, являясь источником тех пороков и изъянов и заслуженно получая на себя возражения и жалобы, служат причиной для восхваления и возвеличивания Всевышнего.

По существу, в дурных, отсутствующих и разрушительных делах не требуется сила и способность: небольшое воздействие и незначительная сила, и даже невыполнение своего назначения иногда приводит к большому небытию и разрушениям. Эти вредоносные виновники тех дел предполагаются как обладающие силой, между тем, у них нет никакого воздействия, кроме небытия, и никаких сил, кроме некоего незначительного приобретения (касб). Однако из-за того, что эти дурные деяния исходят от небытия, те, кто их совершают, являются действительными виновниками, и если они являются разумными созданиями, то заслуженно понесут за это наказание. Стало быть, в дурных поступках те, кто их совершают, являются их авторами, виновниками, однако в добрых и благих делах, из-за того, что они являются бытием, те, кто их совершают, не являются действительными их авторами, а воспринимают Божественное воздействие, и их награды за это являются исключительно Божественной милостью, о чём сообщает Мудрый Коран

 مَٓا اَصَابَكَ مِنْ حَسَنَةٍ فَمِنَ اللّٰهِ وَمَٓا اَصَابَكَ مِنْ سَيِّئَةٍ فَمِنْ نَفْسِكَ

“То, что постигло тебя из прекрасного, – от Аллаха, а что постигло тебя из мерзкого – от самого себя…” (Коран, 4:79)

Одним словом, в то время, когда великие миры бытия и многочисленные миры небытия бьются друг с другом и дают такие плоды, как Рай и Ад; и когда все миры бытия говорят “Альхамдулиллях, Альхамдулиллях” (Хвала Аллаху), а все миры небытия – “Субханаллах, Субханаллах” (Аллах свят от недостатков); и когда по всеохватывающему закону противоборства ангелы ведут борьбу с дьяволами, добро – со злом, и даже вокруг сердца идёт борьба Божественного вдохновения с сомнением, внушаемым дьяволом, вдруг проявляется этот плод веры в ангелов, и, расставив всё по своим местам, освещает тёмный мир, показывает нам один из лучей аята

اَللّٰهُ نُورُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ “Аллах – Свет небес и земли…” (Коран, 24:35)и даёт вкусить, насколько сладким является этот плод. 

Двадцать девятое Слово, показавшее чудотворное совпадение букв “ اَ ” – “алиф”, а также Двадцать четвёртое Слово, отмечая второй всеобъемлющий плод (веры в ангелов), прекрасно обосновали существование и назначение ангелов. Да, повсюду во Вселенной, во всём – в значительном и незначительном, в каждом виде милосердное величие Божественного Правления (Рубубията), желающего дать познать и полюбить Себя, конечно же, должно (и это несомненно) противоположить этому величию, милосердию, этому стремлению дать познать и полюбить некое широкое, всеохватывающее, сознательное поклонение с благодарением и восхвалением. И эту задачу от имени неразумных неживых созданий и великих составляющих основ Вселенной могут выполнять лишь только бесчисленные ангелы, и они повсюду: на земле, на небесах, в основе Земли, и на самых далёких созвездиях могут символизировать мудрую и величественную деятельность этого Божественного Могущества.

Например, сотворение Земли и её природное положение бездушные законы философии показывают очень мрачными и пугающими. Но благодаря этому плоду (веры в ангелов) Земля надёжно и мирно покоится на плечах, то есть в ведении двух ангелов, именуемых Севр (Бык) и Хут (Рыба). А также в этот мир направлено некое вещество, некая реалия из Иного мира, из Рая под названием “Сахрат”, чтобы быть неким вечным фундаментом бренной Земли, то есть чтобы указать, что в будущем некоторая часть её будет передана вечному Раю, и этот “Сахрат” сделан точкой опоры для ангелов Севр и Хут. Об этом есть предание от прежних иудейских пророков, а также передаётся и от Ибн Аббаса. К сожалению, с течением времени этот возвышенный смысл, это уподобление были восприняты на взгляд простых людей в буквальном смысле и приняли запредельный для разума образ. Поскольку ангелы перемещаются в земле, в камнях и в центре Земли так же, как и в воздухе, то, разумеется, у них и у Земли нет потребности в каком-нибудь материальном камне, рыбе или быке, на которых бы они держались.

И, например, у Земного шара есть столько голов, сколько существует всех видов созданий на Земле; столько языков, сколько у тех видов существует индивидуумов; и он совершает столько тасбихатов (восхвалений и возвеличиваний Творца), сколько у тех индивидуумов существует органов, листьев, плодов. И поэтому, конечно же, чтобы сознательно и осмысленно представляя это величественное и неосознанное естественное поклонение (созданий своему Творцу), преподнести его Божественной Обители, должен иметься некий предназначенный для этого ангел, имеющий сорок тысяч голов, каждая из которых имеет сорок тысяч языков, каждый из которых совершает сорок тысяч тасбихатов, о чём как саму истину и сообщил Верный Вестник (Мир Ему и Благо).

Ангел Джабраил (мир ему) доводит и проявляет связь Всевышнего с людьми, которые являются самым важным плодом сотворения Вселенной. Ангелы Исрафил и Азраил (мир им), выполняя своё назначение в качестве поклонения, лишь только символизируют такую Божественную деятельность, являющуюся самой величественной и грандиозной в мире живых созданий и относящуюся исключительно к Творцу, как оживлять, давать жизнь и через смерть освобождать от неё. Ангел Микаил (мир ему) вместе со своим назначением ведать Божественными дарами в пище, которая в сфере жизни является самой содержательной, самой обширной и самой сладкой Божественной милостью, осознанно представляет неосознанные благодарности (созданий своему Творцу). Пребывание подобных ангелов в чрезвычайно необыкновенном качестве, их бытие и вечность душ является необходимостью Господства и Величия Божественного Правления (Рубубията). Существование их и присущих каждому из них разновидностей так же твёрдо и несомненно, как и существование Господства и Величия, которые, как солнце, видны во Вселенной… Другие положения, касающиеся ангелов, сопоставьте с данными.

Да, один Величественный и Прекрасный Всемогущий Творец на Земном шаре сотворил из живых созданий четыреста тысяч видов, и во множестве сотворяет живые существа даже из самых простых и гниющих веществ и оживляет ими всё вокруг, давая им выразить своими языками восхищение и восторг по отношению к чудесам Своего Искусства (Машааллах, Баракаллах, Субханаллах), и в ответ на дары Своей Милости этим маленьким живым созданиям даёт выразить им свою благодарность и признательность (Альхамдулиллях, Вашшукрулиллях, Аллаху Акбар). И без всяких сомнений, такой Творец, конечно же, сотворил подобающих великим небесам, покорных и неустанно поклоняющихся жителей небес и духов, оживил небеса, не оставил их пустыми. И сотворил намного больше, чем у животных, разнообразных видов ангелов, некоторая часть которых, будучи совсем маленькими, сев на дождевые капельки и снежинки, своими языками выражают восхищение Божественным Искусством и Милостью; другая же часть их, сев на странствующие звёзды и путешествуя в космическом пространстве Вселенной, перед Грандиозностью, Могуществом и Величием Божественного Правления возвеличивают и неустанно подтверждают единство Творца, объявляя миру о своём поклонении Ему.

Да, начиная со времён Адама единство всех небесных книг и религий в существовании и поклонении ангелов, а также множество достоверных вестей во все времена, сообщающих о случаях разговоров людей с ангелами, твёрдо, как и существование не виданных нами жителей Америки, свидетельствуют о существовании ангелов, и о том, что они связаны с нами.

Итак, а сейчас светом веры посмотри на этот значительный второй плод (веры в ангелов) и вкуси, каким образом он, от начала до конца оживив и украсив Вселенную, обращает её в некую грандиозную мечеть и в некий великий храм поклонения Творцу. И в противоположность показу её наукой и философией холодной, безжизненной, мрачной и пугающей, показывая живую, разумную, светлую, дружелюбную, милую Вселенную, и в этом мире даёт вкусить верующим людям в зависимости от уровня их веры одно из проявлений наслаждения вечной жизни.

Дополнение. В связи с тем, что по секрету единства и отражения Имён Создателя в каждой вещи, повсюду во Вселенной присутствует одно и то же Могущество, одно и то же Имя, одна и та же Мудрость, одно и то же Искусство, единство Творца и Его качества распоряжаться, творить, управлять (Рубубият), созидать (Халлакыят) и Его святость объявляются языком состояния каждого – значительного или незначительного – создания; и точно так же, повсюду сотворив ангелов, Он их языками, неустанно совершающими поклонение, заставляет возноситься восхваления, которые неосознанно совершаются каждым созданием языком своего состояния. У ангелов совершенно нет никаких поступков, противоречащих Божественному повелению. Кроме одного лишь поклонения, они ничего не творят, и без повеления у них нет никакого вмешательства, и даже без Божественного позволения – заступничества. Они полностью выражают смысл:

عِبَادٌ مُكْرَمُونَ ۞ وَ يَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

“…Они же – почитаемые рабы”; “…и совершают то, что им велено” (Коран, 21:26;16:50)

* * *

Заключение

Краткая пометка к одной длинной истине, касающаяся очень важной чудесной тонкости красноречия, которая вдруг невольно припомнилась моему сердцу после заката и которая показывает одно очевидное скрытое чудо суры

 قُلْ اَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ 

“Рассвет”.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”

۞قُلْ اَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ ۞ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ ۞ وَمِنْ شَرِّ غَاسِقٍ اِذَا وَقَبَ ۞ وَمِنْ شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِى الْعُقَدِ

 وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ اِذَا حَسَدَ 

(1)  Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета (2) от зла того, что Он сотворил, (3) от зла ночного мрака, когда он застилает, (4) от зла дующих на узлы, (5) от зла завистника, когда он завидует». (Коран, 113:1 -5)

Итак, лишь только в отношении указательного смысла эта великая удивительная сура так повелевает нашему Пророку (Мир Ему и Благо) и Его умме: “Оберегайте себя от злодеев и дьяволов из людей и джиннов, работающих во Вселенной в пользу миров небытия”. И подобно тому, как эта сура обращена к каждому времени, так и своим указательным смыслом она ещё больше, и даже явно обращена к нашему удивительному времени, призывая служителей Корана прибегать к помощи Аллаха. Это скрытое чудо будет вкратце разъяснено с помощью пяти пометок, итак:

У каждого аята этой суры имеется множество смыслов. Лишь только в отношении указательного смысла в своих пяти предложениях эта сура четыре раза повторяет слово شَرِّ “зло”и вместе с сильной смысловой связью в четырёх видах тем же числом указывает на четыре беспримерных ужасных и яростных материальных и духовных зла, переворота и противоборства нашего времени, и по своему смыслу повелевает: “Остерегайтесь их”. И конечно же, это является неким скрытым наставлением, подобающим чудотворному красноречию Корана.

Например, в начале, предложение قُلْ اَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ “Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета»” (Коран, 113:1)по подсчёту “абджат и джифр”, соответствуя дате 1352 или 1354 г. (по Хиджре), указывает, что в человеческом роде с огромной алчностью и завистью и по причине Первой мировой войны готовится начаться Вторая Мировая Война, и по своему смыслу говорит умме Мухаммада (Мир Ему и Благо): “Не вступайте в эту войну и прибегайте к помощи вашего Господа”. И одним из своих указательных смыслов, особо благоволя к ученикам “Рисале-и Нур”, являющимся служителями Корана, сообщает, что они в том же году освободятся из тюрьмы города Эскишехир, от некоего страшного зла, и о том, что сорвутся планы, направленные на их уничтожение, и по своему смыслу, как бы повелевая, даёт понять: “Ищите спасения у Аллаха”.

И например, предложение مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ“от зла того, что Он сотворил” (Коран, 113:2)образуя в сумме 1361 (шадда, знак удвоения, не подсчитывается), датой по календарю Руми и по Хиджре указывает на безжалостные и жестокие разрушения этой бесподобной войны, а также, соответствуя дате спасения учеников “Рисале-и Нур”, которые в это же время всеми своими силами трудились на пути служения Корану, от большого плана по их уничтожению, от тяжёлого и страшного несчастья и, соответствуя дате их освобождения из тюрьмы города Денизли, одним из своих указательных смыслов обращено и к ним, скрыто давая понять: “Берегите себя от зла людей”.

И например, фраза  اَلنَّفَّاثَاتِ فِى الْعُقَدِ  “…дующих на узлы” (Коран, 113:4)

(две шадды не подсчитываются), образуя число 1328, а если считать букву  “лям”, стоящую перед шаддой, – то 1358, соответствует дате, когда готовились злодеяния, дико уничтожившие тысячелетний прогресс цивилизации, исходящие от иноземных угнетателей, устроивших эти мировые войны из-за алчности и зависти, с намерением разрушить итоги нашей реформы за свободу, выступившей в пользу Корана, с началом смены власти и со взрывом Балканской и Итальянской, а также Первой Мировой Войны, через политических дипломатов по радио колдовски и ядовито задувая всем в головы своё материальное и духовное зло и навязывая свои скрытые планы на кнопки и узлы судьбы человечества; что полностью соответствует смыслу фразы

اَلنَّفَّاثَاتِ فِى الْعُقَدِ  “…дующих на узлы” (Коран, 113:4).

И например, предложение وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ اِذَا حَسَدَ “от зла завистника, когда он завидует” (Коран, 113:5) (знаки шадда и танвин не подсчитываются), вновь образуя число 1347, этим указательным смыслом полностью соответствует и по смыслу совпадает со временем, когда по навязыванию иностранных договоров в этой стране возникли значительные потрясения, и из-за насилия философии в этом верующем народе произошли значительные перемены, а также когда в то же время шла борьба страшных завистей и соперников, подготовившая в государствах Вторую Мировую Войну. Несомненно, это соответствие является неким блеском скрытого чуда этой священной суры.

Одно напоминание.

У каждого аята имеются многочисленные смыслы, и к тому же, каждый смысл многогранен: в каждом времени у него имеется своя грань. Мы же рассматриваем лишь уровень указательного (ишари) смысла, обращённого к нашему времени, и к тому же, в этом многогранном смысле наше время представляет собой лишь одну из его граней. Но этот смысл обрёл такую особенность, что обращён к нашему времени своей датой. Уже около четырёх лет я не знаю и не спрашиваю ни о стадиях этой войны, ни о её итогах, ни о том, наступил ли мир, поэтому я не стал больше обращаться к этой священной суре с тем, сколько ещё у неё имеется знаков, указывающих на это время и на эту войну. Иначе, в этой сокровищнице есть ещё множество тайн, что разъяснено и доказано в книгах “Рисале-и Нур”, особенно, в брошюре “Восемь Знаков”, и поэтому, передавая это им, я ставлю здесь точку.

Ответ на вопрос, который может прийти на ум.

В этом блеске чуда и слово  مِنْ от”и слово شَرِّ ”зло”,  стоящие в начале предложения مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ “от зла того, что Он сотворил” (Коран, 113:2)вошли в подсчёт; а в предложении, стоящем в конце

وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ اِذَا حَسَدَ “от зла завистника, когда он завидует” (Коран, 113:5)вошло в подсчёт только слово شَرِّ зло”а слово 

وَمِنْ  и от” не вошло; в предложении же

وَمِنْ شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِى الْعُقَدِ “от зла дующих на узлы” (Коран, 113:4) оба эти слова не подсчитывались, что связано с тем, чтобы указать на одну очень тонкую связь. Дело в том, что у людей, кроме зла, есть и добро, и всё зло не приходит на каждого, поэтому, указывая на это, слова

مِنْ “от” и شَرِّ  “зло”, выражающие частичность, вошли в подсчёт. Когда же завидует завистник – это всецело зло, необходимости указывать частичность нет.

И, как указывает фраза اَلنَّفَّاثَاتِ فِى الْعُقَدِ  “…дующих на узлы” (Коран, 113:4)все касающиеся разрушений дела тех “раздувателей” и колдовских дипломатов, которые ради своих интересов раздули на Земном шаре пожар, являются самим злом, поэтому больше не осталось необходимости в слове شَرِّ зло”.

* * *

Примечание к одной чудотворной тонкости, касающейся этой суры.

Подобно тому, как эта сура своими четырьмя предложениями из пяти, указательным смыслом обращена к четырём большим зловредным переворотам и смутам нашего времени, точно так же и словами

مِنْ شَرِّ от зла”повторяющимися четыре раза, она четыре раза указательным смыслом и по джифру (шадда не подсчитывается) обращена и указывает на самое ужасное в исламском мире время смуты Чингисхана и Хулагу и падения Аббасидского государства.

Да, слово شَرِّ “зло” (без знака шадды) образует 500, слово

 مِنْ от”– 90. Имам Али (Да будет доволен им Аллах), а также Гавс Азам (Да будут святы его познания и истины), которые предвещали будущее с точки зрения того, что многие обращённые к будущему аяты указывают и на это наше время, и на те времена, так же предвещали, обращаясь и к этому нашему времени, и к тому.

Слова غَاسِقٍ اِذَا وَقَبَ “…мрака, когда он застилает” (Коран, 113:3) обращены не к этому времени, а скорее, слова غَاسِقٍ ”мрака”, образуя 1161, и

اِذَا وَقَبَ  “…когда он застилает” (Коран, 113:3) – 810, указывают на значительное материальное и духовное зло в тех временах. Если эти слова будут подсчитаны вместе, тогда получится 1971 по христианскому летоисчислению, предвещая в это время какое-то страшное зло. Если через двадцать лет плоды посеянных ныне семян не исправятся, то, несомненно, их наказания будут сильны.

* * *

Приложение к примечанию

Одиннадцатой Темы

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”

В аятах (Коран, 2:256-257), являющихся дополнением к “Аят-уль-Курси”, фраза:

Моему сердцу было напомнено, что эти фразы полностью соответствуют (по числовому значению) и названию “Рисалет-ун-Нур” (два раза), и форме его борьбы, и датам его появления и написания; а также полностью соответствуют дате, когда неверующие войной 1293 г. (по Хиджре) стремились погасить свет исламского мира, и дате, когда, используя Первую мировую войну, в 1338 г. (по Хиджре) были навязаны страшные договоры, чтобы на деле из света бросить во мрак; и было напомнено, что в нём идёт неоднократное сопоставление света и мрака, и что указательным смыслом эти аяты сообщают, что в этой духовной борьбе некий Свет (Нур), идущий от света Корана, будет для верующих людей некой точкой опоры. И я был вынужден написать это. Потом я посмотрел и пришёл к заключению, что связь их смысла с нашим временем настолько сильна, что даже если совсем нет признака соответствия, то всё равно, подобно тому, как эти аяты обращены к каждому времени, так и своим указательным смыслом они говорят и с нами.

Да, во-первых, в начале фраза: 

لَٓا اِكْرَاهَ فِى الدّٖينِ قَدْ تَبَيَّنَ الرُّشْدُ  “ Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь…” (Коран, 2:256) по джифру и абджату указывает на дату 1350 г. и указательным смыслом, показывая блеск чуда, сообщает: “Хотя и в этот период, с отделением религии от государства, свобода совести, не принуждающая к вере и отвергающая религиозную борьбу и вооружённую борьбу за веру, в различных государствах становится одним из основных законов и политических принципов, и государство становится светской республикой. Но взамен этого “ма’неви джихад”, то есть нефизическая, духовная борьба за веру, будет идти с помощью меча “тахкики имана”, то есть убеждённой (осознанной) веры. Дело в том, что благодаря Корану появится наиболее совершенное наставление на истинный путь и некий свет (нур), показывающий такие сильные доказательства, которые очевидно проявят истину.”

И до самого слова  خَالِدُونَ  “…пребудут там вечно…” в этих аятах идёт неоднократное сопоставление света и мрака, веры и темноты, являющееся основой и источником всех подобных этим сопоставлений, имеющихся в “Рисале-и Нур”, что является скрытым знамением того, что неким великим героем, сражающимся в этот период на поединке духовной борьбы является “Рисале-и Нур”, называемый Светом (Нур), духовный алмазный меч которого, раскрывший сотни секретов веры, не оставляет нужды в материальных мечах.

Да, слава Аллаху, около двадцати лет “Рисале-и Нур” фактически проявляет это сокровенное сообщение аята. И из-за этого ученики “Рисале-и Нур” не вмешиваются в мирскую политику, в различные политические течения и в физическую борьбу, и не придают им значения. Настоящие ученики “Рисале-и Нур” так говорят своему какому-либо самому непримиримому врагу, против его оскорбительной агрессии: “О несчастный! Я стараюсь спасти тебя от вечного небытия и поднять тебя от тленного и самого низкого и горького животного уровня на высоты вечного, человеческого счастья, а ты же стремишься покончить со мной. Наслаждений у тебя в этом мире очень мало и они быстротечны, но наказаний и мук в Ином мире у тебя очень много и они продолжительны. Моя же смерть – это некое освобождение (от прижизненных обязанностей). Убирайся, не буду возиться с тобой, делай всё, что хочешь!” Он не в гневе на этого несправедливого врага, наоборот, он жалеет его и старается исправить, желая его спасения.

Во-вторых, эти две священные фразы:

(وَيُؤْمِنْ بِاللّٰهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ) (بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَى)

“…а кто верует в Аллаха, уже ухватился за прочную вервь…” (Коран, 2:256)

вместе с сильной смысловой связью, по подсчёту джифр и абджат, первая из них (её числовое значение) полностью соответствует названию “Рисалет-ун-Нур”, вторая же фраза – его появлению, написанию и блестящим победам. Эти точные соответствия по смыслу и по подсчёту являются знамением того, что “Рисалет-ун-Нур” в наше время, в этот период является некой надёжной опорой (Урватуль-вюска), то есть некой очень крепкой нерушимой цепью и “вервью Аллаха” (Хаблюллах). Тот, кто ухватится за него, спасётся. Так сообщают эти две фразы своим указательным смыслом.

В-третьих, во фразе اَللّٰهُ وَلِىُّ الَّذٖينَ اٰمَنُوا “… Аллах – покровитель тех, кто уверовал…” (Коран, 2:256)и по смыслу, и по подсчёту джифр есть указание на “Рисалет-ун-Нур”, итак: …

[В этой теме снизошла завеса, мне не дано было дописать. Было отложено на другое время.]

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

“…Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый…” (Коран, 2:32)

P.S. Причина того, почему мне не дано было дописать оставшуюся часть этой тонкости, заключается в том, что она в некоторой степени касается этого мира и политики. Нам же запрещено обращаться к ней. Да, аят

 اِنَّ الْاِنْسَانَ لَيَطْغٰى  “Но нет! Человек преступает границы дозволенного.”  (Коран, 96: 6) обращён к этому тагуту (идолу) и указывает на него…

Саид Нурси

* * *

                    Одна часть письма, написанного героем “Рисале-и Нур” – Хусревом, относительно “Одиннадцатой Темы Плодов Веры”. 

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

 اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ

“Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков!”. “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44) “ Да пребудут вечно над вами мир, милость и благодать Аллаха!”

Наш уважаемый, очень дорогой и очень любимый Устаз!

Содержащие очень много прекрасного и очень большую пользу для народа и для страны “Плоды Веры” с их Девятью Темами, в страшное время, среди чудовищных бунтовщиков, между самыми большими врагами не только принесли чудесное спасение для своих учеников, но и с Десятой и Одиннадцатой темами, аплодируя, в частности ученикам “Нура” на пути истины и, давая полюбить состояния в могиле, куда они уйдут и которая является истинным местом пребывания, и встречу с ангелами, беседу с ними и их сопровождение в этом очень пугающем и, особенно для заблудших людей, мучительном и горьком месте под землёй, которое у каждого вызывает дрожь, показывая теперь это место полным надежды, чудесным образом удалили наши страхи во всём, что касается этой пугающей первой стоянки того света, позволили нам перевести дыхание. В руках особенно таких людей, как я, не способных видеть светлую жизнь загробного мира, они стали некой электрической лампой, сияние которой освещает сто тысячелетние расстояния, и ещё стали подобно образцовому, постоянно распространяющему аромат саду цветов.

Да, подобно ученикам, каждый день сдающим урок своему учителю, мы желаем постоянно рассказывать нашему учителю полученные нами от “Рисале-и Нур” просвещения. Но сейчас наш любимый учитель на время прекратил общение.

О мой дорогой Устаз!

Истины “Рисале-и Нур”, красота “Плодов веры” и душевный покой “Цветка” заставили меня благодарно говорить в некоторой степени от имени моей родины, и вдохнули жизнь во многие сердца, говорящие подобно мне. Сейчас в нашем окружении устремлённые к “Рисале-и Нур” стопы и протянутые к нему руки, благодаря Одиннадцатому цветку “Плодов”, очень окрепли, стали развиваться и действовать.

Ваш очень грешный ученик

Хусрев            

Письмо, написанное от имени всех учеников “Рисале-и Нур” города Испарты в качестве поздравления с наступлением Рамадана, дополненное тринадцатью пунктами.

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

“Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков!”. “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44)

О тот, кто ради благополучия Исламского мира в этой жизни и на том свете, с просвещением Корана, истиной “Рисале-и Нур” и стараниями преданных учеников проливает из своих благословенных глаз кровавые слезы…

И о тот, кто во время этой ужасной бушующей смуты конца света охвачен бедами и болезнями более, чем пророк Айюб (мир ему) и со светом Корана, с доказательствами “Рисале-и Нур” и усердием его учеников старающийся, подобно Лукману, исцелить материальные и духовные болезни Исламского мира и о, тот, в чьих благословенных руках находятся доказательства истинности книг “Нур”, указанные тридцатью тремя аятами Корана, а также даром предвидения Почтенного Али (Да будет доволен им Аллах) и Гавсом Азамом…

И о тот, кто сам является больным и старым, слабым и находящимся в очень ужасном положении, и при этом, более других переживая за Исламский мир, готовый пожертвовать своей душой, а тех, кто желает навредить ему, встречающий истинами Корана, доводами “Рисале-и Нур”, преданностью учеников “Нура”, благопожеланиями и благодеяниями…

И за печатание одного из важных произведений – “Великого знамения” – попавший вместе со своими учениками в тюрьму и превративший те темницы с указаниями Корана, с уроками “Рисале-и Нур” и с энтузиазмом его учеников в некое медресе Юсуфа (мир ему) и в некий класс, и всех тех из нас, кто оставался невежественным, в тех классах обучивший Корану, и в этой беде, с помощью святой силы Корана, с утешением “Рисале-и Нур” и выдержкой братьев, являясь старым и слабым, взявший все наши беды и тяготы на себя…

И, написав такие части, как “Плоды веры” и “Защитительная речь”, с красноречием Корана, с сильными аргументами “Рисале-и Нур”, и с искренностью учеников заставивший, по воле Аллаха, открыться воротам тюрьмы, получив оправдание и сделавший тот день для нас и для мира Ислама праздником, а также, доказав, что “Рисале-и Нур” действительно является “Светом света”, заработавший право на его свободное чтение и написание до Судного Дня.

И с величественным Кораном, с его святой пищей для Исламского мира, с потусторонней провизией света и с аппетитом его учеников доказавший, что в этом “Свете” есть такая нужда, какая нужда есть в хлебе, воде и воздухе, и что тысяча людей, читающих и переписывающих эти книги встречают смерть с верой, а также является фактом, что связанные лично с ним ученики нигде не были побеждены и нигде не были опозорены; и сегодня, с небесными уроками, с основами “Рисале-и Нур”, со смышлёностью его учеников, с Десятой и Одиннадцатой Темами благословенных “Плодов веры” и их цветами, словно живой водой и райским напитком, заливающий огонь разлуки, днём и ночью жгущий наши сердца, и направляющий их к радости и спокойствию…

И о тот, кто доказал, что самое страшное из того, что есть в этом мире – смерть (по твёрдому обещанию и предостережению Великого Корана, с явными открытиями “Рисале-и Нур”, и со свидетельством его умерших учеников, а также с подтверждением людей, обладающих даром “кешфуль-кубур”…) для верующих людей превращается в некий документ об освобождении, спасающий их от вечной казни и является неким прекрасным путешествием к миру света; и с доказательствами “Рисале-и Нур”, взятыми из сообщений Корана-Превосходно Разъясняющего, из твёрдых подтверждений его сорокасторонней чудесности и тысячи чудес Ахмада (Мир Ему и Благо), побеждающий самых упрямых врагов и доказывающий, что смерть для неверующих и лицемеров является вечной казнью, и доказывающий, что для верующих людей, по свидетельству многих происшествий, испытаний и убедительных событий, происшедших с учениками “Рисале-и Нур”, эта пугающая, мрачная, холодная и тесная могила является некой ложбиной из райских лощин и некой калиткой райского сада, а для неверующих и лицемерных еретиков является некой ямой из адских ям, полных змей и скорпионов, а также показавший, что для людей, вошедших в могилу на пути правды и истины, ангелы по имени Мункар-Накир являются некими приветливыми друзьями, и что ученики “Рисале-и Нур”, поскольку входят в категорию людей, постигающих науки, на вопросы Мункара-Накира ответят истинами “Рисале-и Нур”, о, узнавший это со смертью героя Хáфиза Али, умершего, как шахид, и о, молящий и просящий Божественной милости, дабы и те из нас, кто ещё жив, также дали ответ с помощью “Рисале-и Нур”…

И с показом того, что Досточтимый Коран на сорока уровнях его величия, на каждом из них обладает соответствующим удивительным духовным красноречием и является извечным словом, касающимся всей Вселенной, и с такими частями “Рисале-и Нур”, являющегося его толкованием, как “Чудо Корана” и “Восемь указаний”, а также с необычным усердием подобных главному писарю “Фабрики роз” героических братьев и учеников Рисале-и Нур, так, что ещё со времён Века Счастья никто не в силах был написать в таком необычном виде, являющемся чудом, а такой писарь-герой из учеников “Рисале-и Нур”, как Хусрев, получивший повеление “Пиши!”, записал Коран в виде, подобном Его записи в Ляух-и Махфузе, всем этим описавший и доказавший в невиданном и неслыханном до сих пор, прекрасном и чудесном виде, что Величественный Коран истинно является Словом Всевышнего, является самым великим и самым наилучшим среди всех небесных книг, и что в суре “Фатиха”, находится тысяча сур “Фатиха”, а в суре “Ихлас” – тысячи сур “Ихлас”, и что одна Его буква одновременно несёт десять и сто, и тысячу, и тысячи вознаграждений и благ…

И с показом проявляющей себя уже более тысячи трёхсот лет блестящей, захватывающей речи Корана-Превосходно Разъясняющего, и с победой над спорящими с Ним, и с явными доводами, подобными показу глазам света, и с алмазными перьями учеников “Нура” распространивший на весь мир до сих пор не имеющий подобия урок “Рисале-и Нур” и доказывающий, что Двадцать пятое Слово вместе с приложениями, заставившее замолчать даже самых упорных и упрямых, с сорока сторон является чудом красноречия Корана…

И о тот, кто в прекрасном виде доказал в “Рисале-и Нур”, в брошюре “Чудеса Ахмада”, что Досточтимый Мухаммад (Мир Ему и Благо) с Его тысячью чудесами является истинным пророком и наилучшим из стадвадцатичетырех тысяч пророков и является их вождём, а также с объявлением во Вселенной, что Великий Коран и Почтеннейший Посланник (Мир Ему и Благо) являются милостью для миров, и в “Рисале-и Нур”, от начала до конца, с аргументированным доказательством того, что Он действительно является милостью для миров, и с показом даже слепым, что поступки и состояния этого Посланника являются образцом для подражания и являются самым верным и прекрасным путеводителем, а также по свидетельству того, что в Анатолии и в других отдельных районах во время распространения “Рисале-и Нур”, заканчивались бедствия, а при попытках заставить его замолчать начинались напасти, и со службой в совершенной выдержке учеников “Рисале-и Нур” и их взаимосвязью среди очень тяжёлых испытаний, сообщивший, насколько выгодным является следование высокой сунне этой Личности (Мир Ему и Благо), и что следование одному обычаю (суннату) Пророка (Мир Ему и Благо) в это время даёт возможность заработать награду ста шахидов, и что также, как садака (милостыня) отводит беды и несчастья, также и “Рисале-и Нур” на протяжении вот уже двадцати лет отводит идущие на Анатолию бедствия и несчастья, и твёрдо доказывающий это наш уважаемый, почтеннейший господин Устаз!..

Сейчас, это оправдание в суде “Рисале-и Нур”, обрадовав в первую очередь Вас – нашего любимого Устаза, затем нас – ваших слабых, грешных учеников, а потом и весь мир Ислама, сделав это вторым большим праздником, и вот, с этим-то благородным праздником мы и поздравляем Вас, нашего благословенного Устаза, а также, поздравляем и с третьим праздником – благородным месяцем Рамаданом и Ночью Могущества, желая быть удостоенными ещё многих их подобий, и прося у Вас прощения за наши недостатки, с приветствиями от всех нас, целуем Ваши благословенные руки и просим молиться за нас…

Находящиеся в г. Испарта и его окрестностях

ученики “Рисале-и Нур”                      

* * *

Отвергнуть из скромности содержание этого письма, стократно преувеличивающего мои заслуги, было бы неким непризнанием милости Аллаха по отношению ко мне и неким предательством по отношению к стремлению всех учеников смотреть на вещи только с хорошей стороны, но в то же время и принятие его полностью в таком виде может стать причиной для гордыни, эгоизма и себялюбия, потому, это длинное письмо, написанное от имени всех людей, занятых перепиской “Рисале-и Нур”, добавив тринадцать пунктов, дабы оно стало и некой духовной благодарностью и спасло бы меня и от гордыни и неблагодарности к Создателю за Его дары, и вот в таком виде, отправляю его к вам, дабы оно было добавлено в конце Одиннадцатой Темы “Плодов веры” под заголовком “Письмо учеников Рисале-и Нур из г. Испарты и его окрестностей”. В то время, когда мы переписывали это письмо с теми изменениями, на наше окно два раза прилетел один голубь, и он вошёл бы уже внутрь, но, увидев Джейлана, не стал заходить. Через несколько минут точно также прилетел другой голубь и снова, увидев писаря, не вошёл. Я сказал: “Наверняка эти птицы, в начале воробей, затем голуби принесли некую радостную весть. Или же оттого, что мы уже написали много подобных писем, пришли поздравить нас с благословенностью тех добавлений к этому благословенному письму”.

Саид Нурси

* * *