ЗЁРНА ИСТИНЫ

(Афоризмы из брошюры “Зёрна истины”,

напечатанной тридцать пять лет назад.)

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ وَ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ  

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Вся хвала принадлежит Аллаху – Господу Миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.”

  1. Рецепт для страдающего века, для больных основ и поражённых органов – повиновение Корану.
  2. Рецепт для большой, но несчастной части света, для славной, но невезучей державы, для дорогого, но потерянного народа – Единение в Исламе.
  3. Тот, кто не владеет такой сильной рукой, которая, словно бусинки чёток, может поднять и вращать Землю со всеми звёздами и Солнцем, тот не может претендовать на сотворение и создание чего-либо во Вселенной. Потому что всё со всем связано.
  4. Воскрешение всех обладателей душ в Судный День не может быть сложнее для Могущества, чем оживление и создание весной одной мухи, уснувшей зимой. Потому что Извечное Могущество является сущностным, Оно не может измениться и слабость вмешаться в него не может. Препятствия в него не могут проникнуть. У него не могут быть степеней, всё для Него как одно.
  5. Создавший глаз комара, создал и Солнце.
  6. Устроивший желудок блохи, устроил и Солнечную систему.
  7. В произведении Вселенной есть такое красноречие, что даже если, вообразить невероятное, где каждая из природных причин вдруг станет отдельным независимым деятелем, то и тогда все они в совершенном бессилии падут ниц перед тем красноречием, говоря:

   سُبْحَانَكَ لَا قُدْرَةَ لَنَا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَزٖيزُ الْحَكٖيمُ

“Пресвят Ты, у нас нет для этого сил, поистине, Ты – Великий, Мудрый.”

  1. Причинам истинное влияние не дано, этого требуют единственность и всесилие Творца. Однако, в отношении материальной стороны каждой вещи (мульк), причины стали завесой Десницы Могущества, как того требуют Божественные слава и величие. Дабы, на внешний взгляд, Десница Могущества не выглядела испачканной низкими делами со стороны внешности (мульк).
  2. Сторона Божественного влияния в каждой вещи (малякут), являющаяся местом связи с Могуществом Творца, чиста и прозрачна.
  3. Явный мир представляет собой кружевную завесу над скрытыми мирами.
  4. Для того, чтобы некую точку сотворить точно на своём месте, нужно бесконечное могущество, способное сотворить всю Вселенную. Потому что у каждой буквы этой великой книги Вселенной, особенно у каждой живой её буквы, есть по одному лицу, обращённому ко всем предложениям, по одному наблюдающему за ними глазу.
  5. Известно, что однажды люди смотрели на небо, желая увидеть праздничное новолуние. Никто ничего не увидел. Лишь один старик клятвенно заверил: “Я видел месяц”. Между тем, то, что он увидел – был не месяц, а его изогнутая седая ресница. Так что общего между ресницей и месяцем?.. И что общего между движением частиц и Деятелем, сотворяющим виды творений?..
  6. Природа – подобие некой типографии, но не издатель.

Узор, но не художник.

Объект воздействия, но не деятель.

Лекало, но не чертёжник.

Порядок, но не устроитель (порядка).

Закон, но не сила.

Сознательно созданный шариат, а не истина, существующая сама по себе.

  1. Влечение и притяжение, заложенные в естестве обладателей разума, исходят от притяжения некой притягательной истины.
  2. Естество не лжёт. Склонность к прорастанию в некой косточке говорит: “Я прорасту и принесу плоды”, – и оно говорит правду.

В яйце есть некая склонность к жизни. Оно говорит: “Я стану цыплёнком”. И, по воле Аллаха, становится им, говорит правду.

Пригоршня воды, своей способностью к замерзанию, говорит: “Я займу больше места”. Даже прочное железо не может её опровергнуть. Правдивость её слов разрывает железо на части.

Эти склонности являются проявлением созидательных повелений, идущих от воли, представляют собой их отражения.

  1. Извечное Могущество, не оставляющее муравьёв без вожака, а пчёл – без матки, конечно, не оставит людей без Пророка.

Так же, как в явном мире чудом Ахмада (Мир Ему и Благо) для людей было раскалывание месяца, так для ангелов и духовных существ Духовного Мира Его великим чудом стало вознесение (ми’радж), которое посредством такого яркого карамата доказало святость его пророческой миссии; и эта блистательная личность стала некими молнией и месяцем, освещающими духовные миры.

  1. Две части формулы шахады свидетельствуют друг о друге. Первая – дедуктивно(*) доказывает вторую, а вторая индуктивно(**) доказывает первую.
  2. Жизнь – это разновидность проявления единственности во множестве. Поэтому она подталкивает к объединению. Жизнь делает одну вещь владельцем всех вещей.
  3. Дух – это некий отдельно существующий закон, некое достоинство обладающее сознанием.

Подобно постоянным и неизменным естественным законам, дух также исходит из Мира Повелений, от такого качества, как воля; могущество надело на него чувствительное бытие и сделало некое текучее изящество раковиной для этого сокровища.

Существующий дух – брат рациональных законов. И тот и другие являются и неизменными, и пришедшими из Мира Повелений. Если бы Извечное Могущество надело внешнее бытие на существующие в видах законы, то каждый из них стал бы духом. Если дух  снимет с себя внешнее бытие и сознание, то вновь станет постоянным законом.

  1. Существа становятся видны со светом, с жизнью познаётся их существование. Каждое из них – некий открыватель.
  2. Христианство сложит оружие перед Исламом либо угаснув, либо очистившись.

Христианство несколько раз разрывалось и пришло к протестантству. Протестантство тоже разорвалось, приблизилось к Единобожию. Теперь вновь готовится к разрыву. Либо оно угаснет, либо увидит перед собой истины Ислама, заключающие в себе основы истинного Христианства и признает их.

Так, на этот великий секрет указал Досточтимый Пророк (Мир Ему и Благо): “Почтенный Иса снизойдёт и явится, он будет из моей уммы и будет соблюдать мой Шариат”.


(*) Дедуктивное доказательство – ведёт от законов к событиям, от причин – к результатам, так же, как огонь подтверждает существование дыма. (Примечание переводчика).

(**)Индуктивное доказательство – наоборот, ведёт от событий к законам, от результатов к причинам и так далее, как дым подтверждает существование огня. (Примечание переводчика).

  1. Простой народ наиболее приводит к повиновению святость источника, нежели доказательства.
  2. Девяносто процентов Шариата составляют необходимости и основы религии, каждая из которых является некой алмазной колонной. Вопросы, в которых есть разногласия суждений учёных (иджтихад), составляют десятую часть. Девяносто алмазных колонн не покроются десятью золотыми.

Книги и иджтихады должны быть телескопом для изучения Корана, должны быть его (Корана) зеркалом; но не должны быть для него тенью или посредником!..

  1. Каждый способный может совершить иджтихад для самого себя, но распространять его на других не может.
  2. Призыв к какой-либо идее должен согласоваться с принятием её сообществом учёных-богословов. Иначе же этот призыв является ересью (бид’а) и отвергается.
  3. Поскольку человек по своей природе является почтенным, то он ищет правду. Порой в руки ему попадает ложь, и он, считая её правдой, кладёт себе за пазуху. Копая истину, на него непроизвольно падает заблуждение; считая истиной, он надевает его на голову.
  4. У Могущества есть много зеркал, которые одно другого прозрачнее и тоньше. От воды до воздуха, от воздуха до эфира, от эфира до Мира Мисаль, от Мира Мисаль до Мира Духовных созданий, вплоть до времени и мысли, во всём этом есть их разновидности. В зеркале воздуха одно слово становится миллионами слов. Перо Могущества размножает его очень удивительным образом.

Отражение передаёт либо облик, либо вместе с обликом передаёт свойства. Изображение в зеркале плотных объектов представляют собой движущихся мертвецов. Некий светлый дух связан со своими отражениями живыми связями. Если они и не точно такие же, как он, то и другими не являются.

  1. Пока солнце крутится вокруг своей оси, его плоды не падают. Если перестанет крутиться, то планеты, являющиеся его плодами, упадут и разлетятся.
  2. Если осветлённые мысли озаряясь не воссоединятся с сиянием сердца, то обернутся во мрак и будут источать тьму.  Также как, если тёмная дневная белизна глаза не совместится с сияющей чернотой ночи (Примечание), то останется невидящей, так и если в белизне мыслей не будет чёрной точки сердца, они останутся невидящими. 
  3. Если в знании нет проницательности сердца, оно невежественно. Признание необходимым – это одно, а убеждение (итикад) другое.
  4. Основательное описание ложного (и заблудшего), вводит в заблуждение наивные (чистые) умы.
  5. Учёный-наставник должен быть овцой, не должен быть птицей. Овца даёт своему ягнёнку молоко, а птица кормит птенца отрыжкой.
  6. Существование одной вещи зависит от существования всех её составляющих. Несуществование же её наступает с несуществованием одной составляющей, поэтому слабый человек, желая показать свою силу, становится сторонником разрушений, вместо положительных дел совершает негативные.
  7. Если правила мудрости не объединятся с законами власти, а законы справедливости не сойдутся с узами силы, в простом народе плодотворного результата не будет.
  8. Насилие надело на голову колпак справедливости; предательство надело платье патриотизма; борьбе за веру навешан ярлык смуты; плену дано имя свободы!.. Противоположности поменялись обличьями.
  9. Политика, вращающаяся на прибыли, – хищник.
  10. Старание понравиться хищнику будит в нём не сострадание, а аппетит. И он желает платы за свои клыки и когти тоже!..                                                                                        

      (Примечание): Смысл этого таков: Если белок глаза, похожий на день, не совместится с похожей на ночь чернотой зрачка, то не будет глазом.

  11. Время показало, что Рай не дёшев и Ад не бессмысленен.
  12. Когда достоинство людей, считающихся элитой, должно служить причиной мягкости и скромности, оно стало причиной угнетения и гордыни. Когда бессилие нуждающихся и нужда бедных являются причиной сострадания и благодетельства, они привели к пленению их и угнетению.
  13. Когда какое-то дело окончится благом и почётом, их подносят элите; если же итог будет плохим, то его делят на простолюдинов.
  14. Если не будет идеала, или он забудется, или намеренно будет забытым, то умы обратятся в эго и будут кружиться вокруг себя.
  15. Основным источником всех смут и мятежей, подстрекателем и началом всех низких нравов являются только две фразы:

Первая: “Если я сыт, то мне дела нет до того, что кто-то умирает с голоду!”

Вторая: “Ты переноси тяготы ради моего покоя. Ты работай, а я буду есть”.

Корень первой фразы может иссушить лишь одно лекарство, и это необходимость закята.

Средство против второй фразы – запрет ростовщичества. Справедливость Корана стоит во вратах мира и говорит ростовщичеству: “Стоп, тебе входить запрещено, не имеешь право!” Человечество не подчинилось этому повелению и получило сильную пощёчину. Пока не получило ещё сильнее, должно прислушаться!..

  1. Войны государств и народов уступают место войнам слоёв человечества. Потому что, как человек не хочет быть пленным, так же не хочет быть и наёмным.
  2. Тот, кто стремится к своей цели запретным путём; в большинстве случаев, вопреки желаемому, получает наказание противоположным. Так воздаяние за запретную любовь – такую, как любовь к Европе – жестокая враждебность возлюбленного.
  3. На прошлое и на беды нужно смотреть с точки зрения предопределения, а на будущее и на грехи – с точки зрения своей обязанности. В этом примеряются Джабрийа и Мутазилиты.                              
  4. Когда есть выход, не нужно прибегать к бессилию, а когда нет выхода – к жалобам и возмущениям.
  5. Раны жизни заживают. Раны достоинства Ислама, чести и достоинства народа очень глубоки.
  6. Бывают такие времена, когда одно слово губит целую армию, одна пуля становится причиной уничтожения тридцати миллионов (Примечание). При определённых условиях одно маленькое действие может возвести человека к вершинам Рая, и один маловажный поступок может опустить его на дно Ада.
  7. Одно зёрнышко правды сжигает целое гумно лжи. Одно зерно истины предпочтительней гумна фантазий.

لَا يَلْزَمُ مِنْ لُزُومِ صِدْقِ كُلِّ قَوْلٍ قَوْلُ كُلِّ صِدْقٍ

Все твои слова должны быть верны, однако, говорить всё верное – не верно.

  1. Видящий во всём красивое, красиво будет думать. Красиво думающий получит от жизни наслаждение.
  2. Человека оживляет стремление к цели, убивает – отчаяние.
  3. С давних пор обязавшись возвышать Слово Аллаха, и вершить джихад, являющийся фарзом-кифая для поддержания независимости Ислама, это Исламское Государство видело себя знаменосцем Халифата и обязанным жертвовать собой ради единого Исламского Мира. И крах этого Исламского Государства компенсируется будущим счастьем и свободой мира Ислама. Ведь это несчастье необыкновенно подстегнуло исламское братство, являющееся “закваской” нашей жизни.                                                                                                                                  

          (Примечание): Из-за одной пули, выпущенной одним сербом в Австрийского Принца, взорвалась Первая Мировая Война, ставшая причиной гибели тридцати миллионов человек.

  4. Присвоение Христианству не принадлежащих ему прелестей цивилизации и выставление другом Ислама отсталости, являющейся его врагом, – признаки выворачивания мира наизнанку.
  5. Некий поблекший бесподобный алмаз всегда предпочтительнее полированного стекла.
  6. У тех, кто всякую вещь ищет в материи, разум находится в глазах; глаза же слепы в духовности.
  7. Если метафора из рук науки попадёт в руки невежества, то обратится в реальность, откроет двери небылицам.
  8. Милость сверх Божественной милости милостью не является. Всё нужно определять так, как оно есть.
  9. Слава присваивает человеку даже то, что ему не принадлежит.
  10. Хадис – это источник жизни и откровение истины.
  11. Оживление религии – оживление народа. Жизнь религии – свет жизни.
  12. Коран, являющийся милостью для человеческого рода, принимает только такую цивилизацию, которая несёт счастье для всех или, по крайней мере, для большинства.

Нынешняя цивилизация стоит на пяти отрицательных основах:

  1. Её точка опоры – сила. Сила же желает агрессии.
  2. Её цели направлены на выгоду. Это же источник взаимодавления.
  3. Закон жизни для неё борьба. Борьба же рождает ссоры.
  4. Её связь между массами – вскармливаемый проглатыванием других расизм и национализм. Это же рождает страшные конфликты.
  5. Её завлекающее служение – подстёгивание страстей с прихотями и удовлетворение желаний. Эти прихоти же стали причиной порчи человеческой духовности.

Цивилизация же, которую несёт и повелевает Шариат Ахмада (Мир Ему и Благо), такова:

Её точка опоры – вместо силы – истина, делом которой является справедливость и равновесие.

Её цель – не выгода, а благодетельство, от которой исходит дружба и расположение.

Её сторона единения же – вместо национализма – связь религиозная, отечественная и классовая, от которой исходит искреннее братство, мирная жизнь и – против внешних нападений – только оборона.

Её закон жизни – вместо закона борьбы – закон взаимопомощи, рождающий единение и солидарность.

На месте прихотей у неё путь истины, который ведёт к прогрессу человечности и духовному развитию.

Не отрывай руки от Ислама, являющегося защитой нашего бытия; ухватись за него четырьмя руками, иначе исчезнешь.

  1. Всеобщие бедствия приходят из-за ошибок большинства. Беда – итог преступления и начало вознаграждения.
  2. Шахид считает себя живым. Жизнь, которой он пожертвовал – поскольку смертного мига он не ощутил – видится ему непрерывной и постоянной. Только находит он её более чистой.
  3. Истинная справедливость Корана не принесёт в жертву жизнь и кровь одного невинного даже ради всего человечества. Также как на взгляд могущества они равны друг другу, так равны они и на взгляд Справедливости. Человек же, из-за себялюбия, может быть таким, что готов уничтожить всё, что мешает его амбициям; и, если бы мог, то уничтожил бы даже весь мир со всеми людьми.
  4. Страх и слабость подстёгивают внешнее воздействие.
  5. Действительную пользу нельзя пожертвовать мнимому вреду.
  6. Нынешняя стамбульская политика – болезнь, подобная испанскому гриппу.
  7. Нередко бывает, что, когда дурному человеку говорят: “Ты хороший, ты хороший”, – он улучшается; а когда хорошему человеку говорят: “Ты плохой, ты плохой”, – он ухудшается.
  8. Враг врага, оставаясь ему врагом, является другом; а друг врага, оставаясь ему другом, является врагом.
  9. Упрямство заставляет человека, если ему помогает дьявол, называть его ангелом и молиться за него. Если же увидит ангела на противостоящей стороне, то говорить: “Это переодетый дьявол”, – и проклинать его.
  10. Лекарство для одной болезни может стать ядом для другой болезни. Лекарство сверх меры приносит болезнь.                                                                           
  11.  اَلْجَمْعِيَّةُ الَّتٖى فٖيهَا التَّسَانُدُ اٰلَةٌ خُلِقَتْ لِتَحْرٖيكِ السَّكَنَاتِ

وَالْجَمَاعَةُ الَّتٖى فٖيهَا التَّحَاسُدُ اٰلَةٌ خُلِقَتْ لِتَسْكٖينِ الْحَرَكَاتِ  

“Общество, в котором есть сплоченность – средство для того, чтобы привести в движение застойные состояния. Община, в которой есть зависть, – инструмент для того, чтобы остановить их движение.”

  1. Если в общине нет прочного единства, то прибавление и увеличение уменьшают её, подобно умножению дробей (Примечание).
  2. Отсутствие принятия путают с принятием отсутствия. Отсутствие принятия говорит об отсутствии ясных доказательств. Принятие отсутствия требует доказательств небытия. Первое – сомнение, второе – отрицание.
  3. Если сомнение в вопросах веры отбросит какое-то доказательство, или даже сто доказательств, то не сможет нанести вред их смыслу. Потому что есть тысячи доказательств.
  4. Нужно следовать большинству. Опираясь на большинство, даже беспечные Омейяды в конце концов вошли в общину Приверженцев Сунны. А стойкий Алевизм, оставшийся в меньшинстве, в итоге частично примкнул к Рафизитам.
  5. Поскольку в истине есть единение, а в наиболее истинном есть разногласия, то порой истина истиннее наиболее истинного. Красивое красивее самого красивого.

О своём принципе каждый должен говорить: “Он верен”, но не должен говорить: “Только он верен”. Или должен говорить: “Он красив”, и не должен говорить: “Только он красив”.

  1. Без Рая Ад терзать не будет.
  2. Когда время стареет, Коран молодеет, его знаки проясняются.

Так же, как свет кажется огнём, порой мощное красноречие выглядит преувеличением.

  1. Уровни тепла образуются с вмешательством холода; степени красоты – с вмешательством безобразности. Извечное Могущество является в существенным, обязательным и необходимым, слабость не может вмешаться в Него, в Нём не может быть уровней. Перед Ним всё равно.                                                                                                                                                                                                                                                    (Примечание): По арифметике известно, что сложение и умножение увеличивают. Четырежды четыре получается шестнадцать. Однако, в случае с дробями они, наоборот, уменьшают. Треть умножить на треть получится девятина. То есть, одна девятая.И точно также, если среди людей не будет здорового и целенаправленного единства, то с увеличением их община уменьшается, портится и теряет всякую ценность!..
  2. Подобие солнца, являющееся его сияющим отражением, показывает одинаковые свойства, как на морской поверхности, так и в морской капле.
  3. Жизнь – проявление Единобожия; и её конец тоже приходит к единственности.
  4. Когда святой среди людей, минута принятия дуа во время Джума, Ночь Могущества в Рамадане, Величайшее среди Прекраснейших Имён и минута смерти внутри жизни остаются неизвестными, тогда становятся ценными и другие единицы; они тоже обретают важность.

Двадцать лет жизни в неизвестности предпочтительнее тысячелетней жизни, конец которой определён.

  1. Исход грехов в этом мире является доказательством наказания в мире ином.
  2. Пропитание на взгляд Могущества так же важно, как жизнь. Могущество выводит, предопределение одевает, покровительство вскармливает.

Жизнь в качестве образования установлена и видна. Пропитание же не установлено, имеет множество уровней и вынуждает о нём думать.

Смерти от голода нет. Потому что умирают до того, как кончится пища, заготовленная в теле в виде жира и тому подобного. Значит, убивает не отсутствие еды, а некая болезнь, возникшая вследствие оставления привычек.

  1. Дозволенная пища плотоядных хищников – бесчисленные трупы животных. Так они и чистят лик земли, и находят своё пропитание.
  2. До попадания в рот и после прохода через него, кусок еды за сорок пара́(*) равен куску еды за десять курушей(*). Лишь во рту есть разница, ощутимая несколько секунд. Ради того, чтобы побаловать и удовлетворить чувство вкуса, являющееся неким инспектором и привратником, увеличивать расходы в десять раз – самое беспутное расточительство.                                                                                                                                                

      (*) Пара́ – сороковая часть куруша.(**)Куруш – сотая часть турецкой лиры.                                                                                    

  3. Когда манят наслаждения, нужно сказать: “Будто съел”. Сделавший себе это за правило мог бы съесть целую мечеть под названием “Будто съел”. Но не съел.
  4. Раньше большинство мусульман не голодали, тогда можно было жить привольно. Теперь же голодают, наслаждаться сейчас не позволительно.
  5. Временному мучению нужно радоваться больше, чем временному наслаждению. Нужно говорить ему “Добро пожаловать”. Прошедшие удовольствия заставляют сказать “Ах, как жаль”. Это “Ах” – выразитель скрытого страдания. Прошедшие муки ж побуждают радостно вздохнуть. Этот вздох – тайный известитель удовольствия и блага.
  6. Забывчивость – это тоже благо. Она позволяет переносить муки лишь каждого отдельного дня. Накопившиеся остальные даёт забыть.
  7. Подобно уровням тепла, в каждой беде имеется некая степень блага. Подумав о большей беде и увидев в маленькой ту степень блага, нужно благодарить Аллаха. Иначе, если считать её большой и тем самым раздувать, то она разбухает. Если забеспокоиться, то она удваивается. Её мнимое воображение в сердце обращается в реальность и терзает это сердце.
  8. В общественной жизни для каждого человека есть некое, называемое уровнем, окно для того, чтобы через него он видел и был увиден другими.  Если это окно выше значимости его фигуры, то он будет горделиво вытягиваться. Если же ниже, то, чтобы суметь увидеть на том уровне и быть увиденным, он скромно пригнётся и ссутулится.

Мерилом величия человека является его малость, то есть, его скромность. Малость же его определяется его высокомерием, то есть, горделивостью.

  1. Личное достоинство слабого перед сильным у сильного становится гордыней. Мягкость сильного перед слабым у слабого становится униженностью.

Серьёзность правителя на посту – величие; мягкость – униженность. Серьёзность его в семье – гордыня, мягкость в семье – смиренность.

Если один человек говорит за себя, то его снисходительность и самопожертвование – благодеяние. Если же он говорит за многих, то эти качества – предательство и злодеяние. Одна личность в отношении себя может признать свои ошибки, и не имеет права гордиться; а в отношении нации может гордиться, но не имеет права приписать недостатки им.

  1. Вручение Воле Аллаха подготовительных мер в начале дела – лентяйство, а то, что в результате выпадет на долю – упование. Довольство плодами деятельности и своим уделом – удовлетворённость, она усиливает желание трудиться. Довольство существующим – отсутствие усердия.
  2. Так же, как покорность и неподчинение есть в отношении повелений Шариата, так есть они и в отношении законов мироздания. Награды и кара за первые, большей частью в Ахирате, за вторые же, в основном, в мире этом.

Например, награда терпения – победа. Наказание лени – нищета. Воздаяние труда – богатство. Награда стойкости – триумф. Неравноправная справедливость справедливостью не является.

  1. Сходство – причина контраста.

Взаимопонимание – основа сплоченности.

Низость – источник высокомерия.

Слабость – месторождение гордыни.

Бессилие – причина сопротивления.

Любопытство – учитель знания.

  1. Могущество Создателя, обуздав нуждой, особенно нуждой голода, всех живых существ, во главе с человеком, привело их к порядку. И спасши мир от хаоса, и сделав нужду учителем цивилизации, обеспечило развитие.
  2. Тоска – учитель распутства. Отчаяние – источник заблуждения мысли. Мрак в сердце – источник томления духа.
  3.         اِذَا تَاَنَّثَ الرِّجَالُ بِالتَّهَوُّسِ ۞  تَرَجَّلَ النِّسَاءِ بِالتَّوَقُّحِ

Когда в обществе братьев появляется красивая женщина, просыпаются соперничество, лицемерие и зависть. Значит, с раскрытием женщин, в цивилизованном человечестве развиваются                                                            дурные нравы.”                                                                          

  1. Изображения, являющиеся маленькими улыбающимися покойницами, оказывают серьёзное влияние на испачканные грехами, раздражительные души нынешних людей.
  2. Запрещённые статуи – это или окаменевшее насилие, или воплощённая страсть, или олицетворение двуличия.
  3. У людей, которые, полностью подчиняясь положениям Ислама, поистине вошли в его круг, склонность к расширению является склонностью к совершенствованию. У тех же, кто, по причине безразличия, считаются находящимися за его кругом, склонность к расширению является склонностью к разрушению.

Во время бури и землетрясения лучше не то что не открывать двери иджтихада, но даже закрыть окна.

Безразличных нельзя ласкать позволениями, их нужно строго предостеречь полными требованиями религии.

  1. В никчёмных руках несчастные истины становятся никчёмными.
  2. Наша планета похожа на животное, подаёт признаки жизни. Если она уменьшится до размеров яйца, то разве не станет неким животным? Или если некий микроб увеличится до размеров Земли, то разве не станет похож на неё? Если у неё есть жизнь, то есть и душа. Если мир уменьшится до размеров человека, а его звезды станут частицами и атомами, то разве он не станет тоже неким разумным живым существом? У Аллаха есть много таких существ.
  3. Шариат бывает двух видов:

Первый. Это известный нам Шариат, исходящий от Божественного качества “Речь” и упорядочивающий положения и поступки человека, являющегося малым миром.

Второй. Это великий естественный шариат, исходящий от Божественного качества “Воля” и упорядочивающий движения и творения во Вселенной, являющейся большим человеком. Иногда этот шариат ошибочно называют природой.

Ангелы – это одна великая община, члены которой являются носителями, представителями и воплощениями созидательных повелений, исходящих от Божественного качества “Воля” и называемых естественным шариатом.                                                                              

107                                              اِذَا وَازَنْتَ بَيْنَ حَوَاسِّ حُوَيْنَةٍ خُرْدَبٖينِيَّةٍ

 وَحَوَاسِّ الْاِنْسَانِ تَرٰى سِرًّا عَجٖيبًا اِنَّ الْاِنْسَانَ كَصُورَةِ يٰسٓ كُتِبَ فٖيهَا سُورَةُ يٰسٓ  

“Когда сопоставишь чувства какого-либо микроба с чувствами человека, обнаружишь удивительный секрет. Поистине, человек подобен тем буквам “Йа син”, внутри которых написана сура “Йа син.”

  1. Материализм – духовная чума; эта страшная лихорадка схватила человечество и ударила его о Божественное наказание. С распространением способностей внушения и критики, распространяется и эта чума.
  2. Самый несчастный, самый страдающий и самый тоскующий человек – это человек без дела. Потому что безделье – родственник небытия. Труд же – это жизнь бытия и бодрость жизни.
  3. Доходы банков, являющихся хранилищами и дверями ростовщичества, – они для неверных, являющихся худшей частью человечества, и для самых несправедливых из них, и для самых распутных из тех самых несправедливых. Для Мира Ислама они – абсолютный вред. Достаток большинства человечества не принимается во внимание. Потому что неверный, если он агрессивен и находится в неисламском государстве, то он не имеет неприкосновенности.
  4. Проповедь пятничного намаза – это повторение необходимостей и правил, а не обучение умозрительным теориям. Проповедь, произносимая на арабском, делает напоминание более возвышенно.

Если сравнить хадисы и аяты, то очевидно, что даже самый красноречивый из людей не может достичь красноречия аятов, не может быть на них похожим.

Саид Нурси

* * *