Несколько примеров бесед и диспутов Бадиуззамана с восточными племенами.

Вопрос:

— Будь что будет, лишь бы не было вреда религии!?

Ответ:

— Ислам – как Солнце: его не задуешь; как день: с зажмуриванием глаз ночь не наступит. Тот, кто закрывает глаза – делает ночь только для себя. И что лучше: полагаться на некого бедного, побеждённого главу или на льстивых чиновников, или на некоторых неразумеющих офицеров, оставляя защиту религии им, или же вверить её светлому столпу и ревностному рвению алмазного меча, являющихся результатом объединения Божественных сияний и смешения искр исламского патриотизма, стоящих позади общественного мнения нации и представляющих собой источник исламских чувств и сострадания веры, имеющегося в сердце каждого? Рассудите сами!

Да, этот светлый столп возьмёт защиту религии на голову своей храбрости, на плечи своего патриотизма и поручит её глазам созерцания. Вы видите, что эти разрозненные сияния начали блистать и, мало-помалу, постепенно они сольются и смешаются. Научная мудрость твёрдо установила, что речь религиозного чувства, особенно истинной естественной религии более влиятельно. Его сила более возвышенна, воздействие более мощно.

Да, да… если прервётся писк комара или прекратится жужжание пчелы, пусть ваше воодушевление ничуть не испортится, нисколько не сожалейте. Потому что Божественная музыка, приведшая в танец вселенную и придавшая волнительное колебание тайнам её реалий, ни на миг не останавливается, непрестанно отбивает ритм.

Извечный Султан, являющийся Царём всех Царей, наполняя весь мир Божественной музыкой, называемой Кораном, извлекая мощный звук под куполом небес, направляет его в подобные перламутровым раковинам: умы, сердца и уста богословов, шейхов и проповедников. И эхо этой музыки, сходя с их языков и двигаясь потоком, разными голосами приводит мир в волнение своим ритмом. И все исламские книги, являющиеся воплощением того голоса и его впечатлением, Он приводит в образ некого тамбура(*) и струн кануна. И каждая струна по-своему объявляет о Нём. Так разве тот, чьё сердце не слышит этот небесный и духовный глас, сможет услышать бормотание какого-то начальника, которое в сравнении с тем гласом подобно писку комара, или жужжание государственных чиновников, подобно мухам?

………………………………………………………………………………………

Вопрос. “Свободу” нам разъяснили, как нечто очень плохое. Даже будто при свободе человек может делать всё самое распутное и безнравственное и, при условии, что он не наносит этим вред другому, ему никто ничего не скажет. Так ли это?


* Названия музыкальных инструментов.

Ответ. Такие провозглашают не свободу, а распутство и порок, и, словно малые дети, несут всякий вздор. Потому что капризная свобода должна быть воспитана и украшена приличиями шариата. Иначе, свобода в распутстве и пороке – это не свобода, а скорее скотство, тирания дьявола и пленение страстями.

Всеобщая свобода, является равнодействующей частиц свобод отдельных единиц. Положение свободы состоит в том, чтобы не причинять вреда ни себе, ни другим.

Однако, о кочевники! То, что у вас – это половина свободы, и другая половина состоит в том, чтобы не нарушать свободу других. И запятнанная дикостью свобода с незначительным пропитанием есть также у животных, являющихся вашими соседями по горам. Действительно, если у этих бедных диких животных и есть какое-то наслаждение и утешение, то лишь благодаря свободе. Однако, та свобода, которая блистает подобно солнцу, является возлюбленной духа и ровней для человеческой натуры – это свобода, которая восседает во дворце Счастья Цивилизации, наряженная в платья просвещения, благодетели и исламского воспитания.

………………………………………………………………………………………

Вопрос. Каким образом свобода является особенностью веры?

Ответ. Таким, что человеку, который посредством связи веры является слугой Царя Вселенной, достоинство и доблесть этой его веры не позволят опуститься до унижения перед другими и войти под их угнетение и деспотизм, а также сострадание, заложенное в его вере не допустит и того, чтобы он покусился на права и свободу других!

Да, верный слуга некого правителя не унизится перед угнетением какого-либо пастуха. Также и до угнетения какого-либо бедняги он тоже не опустится. Значит, чем совершеннее становится вера, тем сильнее блистает свобода. Итак, вот вам в пример “Век Счастья”!..

Вопрос. Как мы можем быть свободными перед каким-либо великим человеком, перед святым, шейхом или большим ученым? Они, по причине своих достоинств, имеют право господствовать над нами. Мы – пленники их достоинств.

Ответ. Святым, шейхам и великим присущи скромность и смиренность, а не надменность и господство! Следовательно, проявляющий гордыню – это недоросший лжешейх, и вы не считайте его великим!

………………………………………………………………………………………

Вопрос. Увы! Что мы скажем этим ужасным змеям, обратившим утешающие нас эти высокие стремления в отчаяние и открывшим вокруг нас свои пасти, чтобы отравить нашу жизнь и разорвать на части наше государство?

Ответ. Не бойтесь! Поскольку цивилизованность, добродетель и свобода начали одерживать верх в человеческом мире, то неизбежно, другая сторона весов постепенно облегчится. Если представить невероятное, и нас, не дай Аллах, убьют, разорвав на куски, то будьте уверены, что мы умрём, будучи двадцатью, но оживём, будучи тремястами. Вытряхнув из головы наркотик скандализма и разногласий, мы, будучи истинно просвещёнными и едиными, возглавим караван сынов человечества. Такой смерти, рождающей самую крепкую, самую сильную и самую постоянную жизнь, мы не боимся. Даже если мы умрём, то Ислам остаётся живым. Да здравствует эта святая нация!..

Вопрос. Как мы станем равными с немусульманами?

Ответ. Равноправие это – не в достоинствах и чести, а в правах. В правах же царь равен нищему. Интересно, если шариат повелевает: “Не наступайте осознанно на муравьёв”… – таким образом запрещая их давить, то как он может нарушить права сынов Адама? Конечно, никак… Мы не последовали примеру предков. Да, то что Имам Али (да будет доволен им Аллах) судился с простым иудеем, и наша гордость – Салахаддин Айюби – судился с бедным христианином, я думаю, исправляет эту вашу ошибку. (Прим.1)

Потому что конституционализм – это власть народа, правительство при этом является слугой. Если конституция будет правильной, то каймакам(*2) и губернатор будут не главами, а некими оплачиваемыми слугами. Немусульманин не может быть главой, но слугой – может. Представьте, что служебный пост – это некое главенство и старшинство. В то время, когда мы делаем трёх тысяч немусульман партнёрами в нашем старшинстве и главенстве, это открывает путь для трёхсот тысяч людей Исламской нации в главенство в разных частях света. Потеряв одного, обретший тысячу, не остаётся в убытке.

(Ответ об инциденте Тридцать первого Марта)

Во время инцидента Тридцать первого Марта я видел близкое к этому состояние. Потому что любящие конституционализм и неравнодушные патриоты Ислама, подогнав под шариат благо конституционализма, которого они познали, как основу жизни, для того, чтобы наставить представителей власти на кыблу в намазе справедливости, и чтобы силой конституционализма возвысить священное имя шариата, и чтобы силой шариата увековечить конституционализм, и переложить все прошлые грехи на противоречия шариату, занимались наставлениями и доработкой некоторых деталей. Затем люди, не отличающие лево от права, да упасёт Аллах, посчитав шариат позволяющим деспотичное правление, подражая, как попугаи, закричали: “Хотим Шариата!” – таким образом, истинная цель осталась непонятной. Вообще, всё было уже спланировано. Так вот, в то время некоторые субъекты, лживо надев на себя маски патриотизма, напали на то священное имя. Вот вам чёрная точка, дающая урок (Прим.3)

………………………………………………………………………………………


Примечание(1): Когда “Прежний Саид”, питая исходящую от светлых свойств книг “Рисале-и Нур” сильную надежду и полное утешение, делая политику инструментом развития Ислама, горячо усердствовал ради свободы; неким предчувствием, из смысла одного благородного хадиса, он ощутил пришествие некой ужасной, безбожной абсолютной тирании и сообщил о ней пятьдесят лет назад. Он почувствовал, что эта абсолютная тирания на протяжении двадцати пяти лет будет на деле опровергать его утешительные прогнозы, и вот уже тридцать лет, как он, сказав:

  اَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ وَ السِّيَاسَةِ

Прибегаю к Аллаху от дьявола и политики”.

оставил политические дела, стал “Новым Саидом”

   *2 Каймакам – глава администрации уезда. (Примеч. переводчика)

Примечание(3): Не проходи, обрати внимание: В том инциденте великодушные люди потерпели крах. Корыстные газеты пресекли голос настоящей свободы. Конституционное правление осталось в руках маленькой горстки людей, самоотверженные же рассеялись

Действительно, по-моему, если даже разум и мысли некого человека, происходящего из мусульманского рода, отойдут от Ислама, то его совесть и естество не откажутся от Ислама никогда. Даже самый глупый и распутный – всем своим существом сторонник Ислама, являющегося нашей прочной опорной стеной. Особенно это касается осведомлённых в политике… И, начиная с Века Счастья и до наших времен, история ни разу не сообщает нам о том, чтобы какой-то мусульманин, основываясь на разумном суждении, предпочёл Исламу другую религию и принял её на основании доказательств. Вышедшие из религии есть, но это другой вопрос. Подражание же значения не имеет.

Между тем, приверженцы других религий, обязательно основываясь на разумном суждении и твёрдых доказательствах, волна за волной входили и входят в круг Ислама. Если мы покажем настоящий Ислам и достойную Ислама верность и прямоту, то после этого они снова, волна за волной будут принимать Ислам.

И история нам показывает, что цивилизованность носителей Ислама прямо зависит от их следования исламским истинам. Цивилизованность других же имеет обратную зависимость от их религиозности. И действительность нам сообщает, что очнувшееся от “спячки” человечество не может остаться без веры. Особенно благоразумный, вкусивший человечности и ставший претендентом на будущее и вечность человек без веры жить не сможет. Потому что, если очнувшееся человечество не обретёт против опасностей вселенной точку опоры, которая даст развитие его неограниченным стремлениям и будет местом обращения за помощью, то есть, если оно не овладеет зерном истины, коим является истинная религия, то жить оно не сможет! Исходя из этого секрета, в каждом проснулась некая склонность к поиску истинной религии. Следовательно, налицо доброе предзнаменование того, что в будущем естественной религией человечества будет Ислам.

Эй вы, бессовестные! Как такую истину Ислама, имеющую способность поглотить, объединить, воспитать и осветить весь мир, вы находите узкой, что, определив её только для нищих и некоторой части фанатичных мулл, половину носителей мусульманства хотите выбросить наружу!? И как такой светлый дворец Ислама, вбирающий в себя все совершенства, охватывающий все материи, питающие высокие чувства всего человечества, вы осмеливаетесь вообразить каким-то чёрным траурным шатром, считая его присущим только некой части бедняков, бедуинов и реакционеров!? Да, каждый следует тому, что видит в своём зеркале. Значит, ваше чёрное и лживое зеркало показало вам так.

Вопрос. Ты проявляешь чрезмерность, воображение показываешь реальностью и нас оскорбляешь, обвиняя в невежестве. На дворе ахирзаман (последние времена), чем дальше, тем будет хуже!?

Ответ. Отчего этому миру быть для всех миром прогресса, а только для нас – миром регресса? Разве это так? Тогда я с вами разговаривать не буду, повернусь в эту сторону. Буду говорить с людьми будущего.

О, спрятавшиеся за высоким веком, который наступит после трёхсот, молча слушающие слова “Нура” и созерцающие нас скрытым взором Саиды, Умары, Хамзы, Османы, Тахиры, Юсуфы, Ахмеды и другие! Я обращаюсь к вам. Поднимите головы, скажите: “Ты прав!”. И сказать так ваш долг. Эти мои современники пусть хоть все меня не слушают. Из долины прошлого, называемой историей, я по беспроводному телеграфу, обращённому к вашему высокому будущему, разговариваю с вами. Что поделать, я поторопился, пришёл зимой, вы же придёте во время похожей на рай весны. Посеянные сейчас семена “Нура” раскроют цветы на вашей земле. Мы, в качестве платы за наше служение, ждём от вас вот чего: когда вы придёте для того, чтобы перенестись на континент прошлого, загляните на наши могилы. На вершину называемой могильным камнем моего медресе (Прим. 1), крепости, принявшей наш прах и стерегущей землю Хорхора, положите несколько даров той весны. Мы предупредим сторожа, позовите нас. Из наших могил вы услышите голос:

 هَنٖيئًا لَكُمْ  Какое счастье для вас!”

Дети этого времени, сосущие вместе с нами молоко из его груди, глаза которых обращены в прошлое, а воображения, как и они сами, не действительны и противоречивы, пусть считают истины этой книги (Прим. 2) фантазией. Ведь я знаю, что темы этой книги претворятся у вас, как реальность.

О мои собеседники! Я очень громко кричу, потому что стою на вершине минарета тринадцатого века, призывая в мечеть выглядящих внешне цивилизованными и безразличными к религии и мыслями находящимися в самой глубокой пропасти прошлого.


Примечание 1: То есть, крепости города Ван, подобной могильному камню медресе “Хорхор”, бывшего Ванским образцом “Медресетʼуз-Зехра” и скончавшегося.

Примечание 2: Это посредством некого предчувствия сообщает о собрании книг “Рисале-и Нур”, которые будут написаны в будущем.

Итак, эй несчастные, ходящие на двух ногах мертвецы, оставившие Ислам, являющийся душой двух жизней! Не стойте в дверях следующего поколения. Вас ждёт могила, пройдите, дабы пришло новое поколение, которое как полагается распространит во вселенной истину Ислама!..

Вопрос. Наши предшественники были лучше нас или как мы. Будущие же поколения будут хуже нас?

Ответ. О турки и курды! Интересно, если я сейчас соберу митинг и приглашу на собрание нынешнего шумного и скандального века ваших предков, живших тысячу лет назад, и ваших потомков, которые придут спустя два века, разве стоящие рядами справа ваши предки не скажут: “Эй негодные дети, заполучившие наше наследство! Разве вы – результат нашей жизни? Увы! Вы стали нашим никчёмным подобием, оставили нас бездетными!” И стоящие в рядах с левой стороны, пришедшие из городов будущего ваши потомки; разве они, поддержав ваших предков справа, не скажут: “Эй ленивые отцы! Разве это вы –наш источник и образец? Разве вы та вспомогательная линия, связующая нас с этими славными предками? Увы!.. Насколько неверным, ложным подобием стали вы”.

Итак, о бедуины – кочевники (и о святоши реформ(*))! На экране воображения (Прим. 1) вы увидели, что обе стороны того большого митинга протестуют против вас.

(Некоторые Ответы)

В таком случае, я хочу сказать: Действительно, у вас есть необычайная склонность к отваге. Ведь если проснутся те, кто ради таких мелочей, как некая выгода, или частное достоинство, или относительная слава, или чтобы услышать слова: “Он настоящий джигит!” – пренебрегает своей жизнью, или для того, чтобы не уронить достоинство своего старейшины, жертвуют собой, то разве не пренебрегут они своими жизнями – хоть будь у них их тысяча – ради достойной сокровищниц исламской нации (Прим. 2), то есть, ради нации, дающей обрести трёхсот миллионное исламское братство и его духовную поддержку? Конечно, продающий свою жизнь за десять грошей, с тысячекратной радостью продаст её за десять лир!..

К сожалению, также как наши благие вещи перешли в руки к немусульманам, так и наши благие нравы тоже украли они. Будто часть тех наших высоких общественных нравов, не найдя спроса у нас, обидевшись, ушла к ним. И некоторые их пороки, не найдя большого спроса у них, были принесены на рынок нашего невежества…


* Было добавлено позже.

Примечание 1: Воображение же – некое кино.

Примечание 2: Наша нация является единым организмом. Его душа – Ислам. Его разум – Коран и вера.

И разве вы не видите с превеликим удивлением, что немусульмане похитили являющуюся основой основ современного прогресса, а скорее, необходимостью истинной религии, “белую” фразу и “красное” свойство характера, гласящее: “Если я умру, то моё государство, народ и близкие живы”. Потому что некий их патриот говорит: “Пусть я умру, но мой народ пребудет в здравии. В нём я духовно продолжаю жить”. А такая дурная фраза и такой “одноглазый” нрав, являющийся основой истощения и всякой личной корысти, как: “После моей смерти будь что будет, пусть хоть всё утонет”, или

وَاِنْ مُتُّ عَطْشًا فَلَا نَزَلَ الْقَطْرُ Если я умру от жажды, то пусть больше не упадёт ни капли!” – схватил за руку наше усердие и ведёт за собой.

Итак, самый лучший нрав – тот, что является необходимостью нашей религии. Мы должны душой, сердцем, совестью, разумом и всеми силами сказать: “Если мы умрём, то наша нация – Ислам – жива. Она вечна. Да пребудет в здравии мой народ, награды Иного мира мне достаточно. Моя духовная жизнь в жизни моего народа оживляет меня, несёт мне наслаждение в высоких мирах”. Сказав:

  وَالْمَوْتُ يَوْمُ نَوْرُوزِنَا Смерть – наш день навруза, наша весна”, светлые путеводители “Нура” и патриотизма, мы должны сделать для себя путеводителями.

………………………………………………………………………………………

Вопрос: Что нам необходимо прежде всего?

Ответ: Честность.

Вопрос: Что ещё?

Ответ: Необходимо не лгать.

Вопрос: После?

Ответ: Правдивость, верность, искренность, стойкость и сплоченность.

Вопрос: Почему?

Ответ: Сутью неверия является ложь. Суть веры – правдивость. Разве этого аргумента не достаточно, чтобы понять, что продолжительность нашей жизни зависит от продолжительности веры, правдивости и сплоченности.

Вопрос: Прежде всего должны исправиться наши руководители?

Ответ: Да, также как ваши руководители арестовали ваше имущество, опустив его к себе в карман, так они забрали у вас и ваши умы, либо заключили их в ваших мозгах. Так что теперь давайте вашими, находящимися у них умами, скажем им:

О главы и руководители! Берегитесь упования, исходящего от лени! Не перекладывайте дела друг на друга! Находящимся в ваших руках нашим имуществом и отданными вам нашими умами служите нам. Потому что, используя этих бедняков, вы получаете вознаграждение.

 فَعَلَيْكُمْ بِالتَّدَارُكِ لِمَا ضَيَّعْتُمْ فِى الصَّيْفِ

Время не прошло. То, что вы упустили раньше, приобретите сейчас!”

Итак, сейчас время служения.

………………………………………………………………………………………

Вывод. Исламский мир (Прим.) проснулся и просыпается. Плохое он увидел плохим, а хорошее – хорошим. Да, этот секрет привёл к покаянию племена этих долин. И весь мир Ислама постепенно принимает и обретает такую склонность. Однако, поскольку вы являетесь кочевниками и ваш естественный характер не испортился, то вы более близки к святой нации Ислама.

………………………………………………………………………………………

Те, кто не знают меня в этом путешествии, глядя на мою одежду, думают, что перед ними купец и спрашивают:

Вопрос: Вы купец?

Ответ: Да, и купец, и химик.

Вопрос: Как это?

Ответ: Есть два вещества, и я их смешиваю. Из одного появляется целительное лекарство, а из другого – дающее свет электричество.

Вопрос: Где они находятся?

Ответ: На рынке цивилизации и достоинств; внутри сундука, ходящего на двух ногах, на котором есть надпись “человек”, в шкатулке, подписанной: “сердце”, которая либо черна, либо блистает, как бриллиант.

Вопрос: Как они называются?

Ответ: Вера, любовь, верность, патриотизм!..

Странствующая газета… Обладатель ничего…Сын времени… Брат удивительного… Кузен всего необыкновенного Саид Нурси

* * *


Примечание: Да, эти слова, сказанные сорок пять лет назад “Прежним Саидом”, подтверждаются тем, что Пакистан и племена Арабов обрели независимость и своё правительство. И это не последнее подтверждение.

Затем из Ванна он отправляется в Дамаск. По настоянию и убедительным просьбам Дамасских улемов он в Мечети Омейядов обращается с проповедью к десятитысячной аудитории, среди которой было около сотни ученых людей. Эта проповедь удостоилась необычайного одобрения и похвал. Позже она была издана под названием “Дамасская проповедь”.

Эта “Дамасская проповедь” представляет собой некий очень ценный, несущий радостную весть и основанный на разумных доказательствах урок, охватывающий всех мусульман и даже всё человечество. Она сообщает, из чего состоят духовные и материальные болезни исламского мира, и по каким причинам он подвергся упадку и пленению; после чего показывает путь выхода из этой ситуации и разумными аргументами доказывает, что Ислам проявит на земле самый высокий материальный и духовный прогресс, и Исламская цивилизация выйдет на мировую арену в полном величии, очистив землю от грязи и скверны.

В начале “Дамасской проповеди” Саид Нурси говорит:

“Я получил урок в медресе общественной жизни человечества этого времени и земли, из которого понял, что наряду со скачком в будущее, совершённым в развитии европейцами, нас держат, не давая в материальном отношении выйти из средневековья шесть болезней. И эти болезни таковы:

1 –  Возникновение среди нас отчаяния и безнадёжности.

2 –  Смерть правдивости в общественно-политической жизни.

3 –  Любовь к враждебности.

4 –  Незнание светлых связей, объединяющих людей веры друг с другом.

5 –  Деспотизм, распространяющийся подобно всяким заразным болезням.

6 –  Расходование усердия на личные выгоды.

Лекарства же от этих ужасных шести болезней для нашей общественной жизни, подобной некому медицинскому факультету, я изложу в шести словах, которым научился в аптеке Корана. Эти шесть слов я считаю основами лечения.

ПЕРВОЕ СЛОВО: “Надежда”. То есть, питать сильную надежду на Милость Всевышнего.

Да, исходя из полученного мной урока:

О Исламское общество! Даю вам радостную весть о том, что начинают появляться признаки верного рассвета мирского счастья нынешнего Исламского мира, особенно счастья Османцев, и особенно счастья Арабов, с пробуждением которых возможен прогресс мусульман, и восход солнца счастья уже близок. Вопреки отчаянию, я с твёрдым убеждением объявляю на весь мир (Прим.):

Будущее только и только за Исламом; и править будут истины Корана и веры. В пользу этого моего утверждения я получил урок от многих аргументов. Здесь я приведу из них полтора аргумента с предисловием. Начнём с предисловия к тем аргументам:

Истины Ислама имеют способность к развитию, как к духовному, так и к материальному.


Примечание: Посредством некого предчувствия “Прежний Саид” на сорок пять лет раньше сообщил, что в первую очередь арабские страны спасутся от плена и угнетения и образуют исламские государства, что произошло в 1371-м году. О двух мировых войнах и тридцати-сорока годах абсолютной тирании он тогда не думал, благовествуя так, словно это произойдёт в 1327-м году. Причин откладывания он не принял во внимание.

Что касается первой стороны, коей является духовное развитие, то знайте, что история, отмечающая реальные события, представляет собой самого верного свидетеля истины. Итак, история нам показывает; и наряду с этим даже японский главнокомандующий, победивший русских, об истинности Ислама свидетельствует следующее:

“История показывает, что исламский мир становился цивилизованным и развивался в прямой зависимости от силы исламских истин и от того, насколько мусульмане действовали согласно этой силе. А также история показывает, что в зависимости от степени ослабления исламских истин у мусульман, они погружались в дикость, деградировали и оказывались поверженными среди бед и хаоса. Другие религии же – наоборот.”

………………………………………………………………………………………

Если мы своими действиями покажем исламскую нравственность и совершенства истин веры, то последователи других религий, конечно, войдут в Ислам целыми общинами. Скорее, даже некоторые континенты и страны найдут в Исламе своё прибежище.

………………………………………………………………………………………

О мои братья, находящиеся в этой Мечети Омейядов, а также и все мои братья в великой мечети всего исламского мира! Вы тоже извлеките урок. Возьмите урок от этих ужасных событий последних сорока пяти лет. Полностью образумьтесь, о мыслящие, обладающие разумом и считающие себя просвещёнными!

Вывод. Мы, мусульмане, являющиеся учениками Корана, повинуемся аргументам. Мы входим в истины веры разумом, мышлением и сердцем. Ради подражания священникам мы не отказываемся от доказательств, как это делают некоторые представители других религий. Поэтому в будущем, в котором будут повелевать разум, знание и наука, конечно, будет повелевать Мудрый Коран, опирающийся на разумные доводы и доказывающий разуму все свои положения!..

А также завесы, препятствующие открытию солнца Ислама и просвещению им человечества, начали исчезать; и те, кто чинил те препятствия, начинают отступать. Признаки этого рассвета показались сорок пять лет назад. В семьдесят первом начался или начнётся настоящий рассвет. Если этот рассвет даже будет ложным, то через тридцать-сорок лет начнётся настоящий.

Да, восемь ужасных препятствий мешали истине Ислама полностью распространиться на всем континенте прошлого:

Первое, второе и третье препятствия. Невежество иностранцев и их дикость в те времена и фанатичная привязанность к своим религиям. Эти три препятствия проломлены просвещением и прелестями цивилизации, и начали рассыпаться.

Четвёртое и пятое препятствия. Главенство священников и духовных лидеров, их деспотизм, и слепое подражание им иностранцев (европейцев). Эти препятствия тоже, с появлением в человеческом роде идей свободы и склонностей к поиску истины, начали исчезать.

Шестое и седьмое препятствия. Деспотизм и наши плохие нравы, возникшие от противоречия шариату, были препятствием. Сейчас, закреплённая за одной личностью, сила деспотизма исчезла, и есть признаки того, что ужасный деспотизм сообществ и комитетов через тридцать-сорок лет тоже исчезнет. А также, с сильным ростом исламского самосознания и с проявлением отрицательных результатов плохих нравов эти два препятствия тоже исчезают и начали исчезать. Иншааллах, исчезнут полностью.

Восьмое препятствие. Поскольку некоторые доказанные положения современных наук, были возомнены противоречащими и несоответствующими внешним значениям истин Ислама, то в прошлом это в некоторой степени мешало его распространению. Например, два ангела по именам “Бык” и “Рыба”, назначенные Божественной волей надсмотрщиками Земного шара. Были возомнены, как некие огромные, плотские бык и рыба. Поэтому ученые и философы, не зная истины, противились Исламу. Есть ещё сотни примеров, подобных этому, когда даже самый упрямый философ, узнав истину, был просто вынужден принять. (Даже “Рисале-и Нур”, показав в книге “Чудеса Корана” под каждым аятом, к которому придиралась наука, сияние коранического красноречия, продемонстрировал имеющиеся в этих предложениях и словах Благородного Корана, считавшихся поводом для критики, такие высокие истины, до которых не могут дотянуться “руки” науки, таким образом вынуждая сдаться даже самых упорных философов. Всё это открыто, желающие могут посмотреть. И пусть посмотрят. Пусть увидят, как разрушилась эта преграда через сорок пять лет после произнесения этих слов.)

Да, на эту тему есть работы некоторых исламских исследователей. В них показаны признаки того, что это восьмое ужасное препятствие разнесётся на куски.

Да, если не сейчас, то через тридцать-сорок лет наука, истинное просвещение и прелести цивилизации, полностью снарядят эти три силы, и для того чтобы победить и разбить эти восемь препятствий, на восемь фронтов этих восьми вражеских групп были посланы склонность к поиску истины, совесть и человеколюбие. И они уже начали обращать противника в бегство. Иншааллах, через полвека они их полностью сокрушат. Да, известно, что самое твёрдое достоинство – то, которое подтверждается даже врагами.

………………………………………………………………………………………

Бадиуззаман, приводя в качестве примера одобрительные слова в отношении истинности Ислама таких людей, как принц Бисмарк и Мистер Карлайл, говорит:

— Итак, исходя из того, что научные нивы Америки и Европы принесли в качестве урожая таких гениальных исследователей, как Мистер Карлайл и Бисмарк, я с полным убеждением говорю: “Европа и Америка беременны Исламом и в один из дней породят Исламское государство. Также как Османия, забеременев Европой, родила государство европейское”.

О мои братья, находящиеся здесь в мечети Омейядов, и те, которые находятся в мечети исламского мира через полвека! Разве сделанные здесь предварительные заметки не приводят к заключению, что на континентах будущего истинным и духовным правителем, который направит к мирскому и потустороннему счастью, будет только Ислам, а также превратившаяся в Ислам, очистившаяся от вымыслов и искажений истинная Христианская религия, которая последует за Кораном и объединится с ним.

Вторая сторона. То есть, мощные причины материального прогресса Ислама показывают, что Ислам будет править в будущем также и материально. Подобно тому, как “Первая сторона” доказала развитие Ислама в духовном отношении, так и эта “Вторая сторона” твёрдо показывает материальное развитие и будущее правление. Потому, что в сердце духовной личности исламского мира, объединившись и слившись между собой, разместились пять очень мощных, несокрушимых сил.

Первая. Это суть Ислама, которая является наставником всех совершенств и, которая способна триста семьдесят миллионов душ привести в образ одной-единственной души, оснащена истинной цивилизацией и позитивными, верными науками и имеет такую сущность, которую невозможно разрушить никакой силой.

Вторая сила. Это являющаяся истинным учителем цивилизации и производства, оснащённая благодаря усовершенствованию средств и источников, сильная нужда, а также переломившая наш хребет полная нищета, представляющие собой такую силу, которая не умолкнет и не иссякнет.

Третья сила. Это, давшая человечеству урок высоких целей в виде состязания ради высоких вещей, побудившая его трудиться на этом пути и разорвавшая в клочья всякую тиранию и деспотизм, приведшая в волнение высокие чувства и оснащённая такими вещами, как “белая” и “чёрная” зависть, ревность и соперничество, полное пробуждение и стремление к соревнованию, склонность к обновлению и стремление к цивилизации – только свобода в соответствии с Шариатом. То есть, обладать склонностью и стремлением к достойным человечности самым высоким совершенствам.

Четвёртая сила. Это исходящая от веры храбрость, наделённая состраданием. То есть, не унижаться, не заискивать перед угнетателями и не унижать угнетённых. То есть, соблюдать основы свободы в соответствии с Шариатом, заключающиеся в том, чтобы не подхалимствовать перед тиранами и не угнетать несчастных, не заноситься перед ними.

Пятая сила. Это Исламское достоинство, которое объявляет о Возвышении Слова Аллаха. И в это время возвышение Слова Аллаха зависит от материального прогресса и возможно лишь с вхождением в истинную цивилизацию. Конечно, нет сомнения в том, что духовная личность исламского мира в будущем полностью исполнит твёрдое веление Исламского достоинства, данное посредством веры.

Да, в прошлом для развития Ислама приходилось мечом, оружием разбивать фанатизм врагов, ломать их упрямство и отражать их нападения. В будущем же вместо оружия и мечей, врагов разобьют и победят духовные клинки истинной цивилизации, материального развития, правды и справедливости.

Знайте, что наша цель – это блага цивилизации, которые действительно красивы и полезны для человека. Иначе же – не её грехи и пороки, которые глупцы возомнили красотами и, подражая этому распутству, разрушили наше достояние. И, пожертвовав религией, они не смогли получить и этот мир. Когда грехи цивилизации одержали верх над её благами и её пороки перевесили добродетели, человечество получило такую пощёчину двумя мировыми войнами, что от той греховной цивилизации не осталось и камня на камне, а его вырвало так, что поверхность земли залилась кровью.

Иншааллах, с будущей силой Ислама блага цивилизации одержат победу, очистят землю от скверны и обеспечат всеобщий мир.

Да, поскольку европейская цивилизация была основана не на добродетели и Божественных наставлениях, а на страстях и прихотях, соперничестве и угнетении, то до сих пор пороки цивилизации одерживали верх над её благами, и она приняла образ некого дерева, зачервивевшего червями мятежных комитетов, что является сильным основанием и аргументом в пользу победы Азиатской цивилизации. И она быстро победит. Интересно, если для людей веры и ислама есть в отношении будущего такие сильные и нерушимые причины и средства для такого материального и духовного развития, и к будущему счастью открыт путь, подобный железной дороге, как же вы тогда отчаявшись, впадаете в безысходность? И разрушаете духовную силу Мира Ислама? В отчаянии и безнадежности думаете, что: “Этот мир для всех и для европейцев является миром прогресса, но только для бедных мусульман он стал миром упадка”, – и таким образом совершаете очень большую ошибку? Поскольку склонность к совершенствованию естественным образом заложена во вселенной и в человеческой природе, конечно, если за человеческие несправедливости и ошибки мир не постигнет в скором времени конец света, то в будущем правда и истина приведёт исламский мир и к мирскому счастью, которое послужит неким искуплением прежних ошибок человечества. Иншааллах…

Да! Посмотрите, ведь время не движется по какой-то прямой линии, чтобы начало и конец удалялись друг от друга. Скорее, подобно движению Земного шара, оно вращается по некому кругу. Порой среди прогресса показывает сезоны весны и лета, а порой среди упадка показывает время зимы и бурь. Также как после каждой зимы приходит весна, а после каждой ночи – утро, так и в человеческом роде тоже наступят некие утро и весна. Иншааллах…

Мы можем надеяться на Божественную Милость в том, чтобы с восходом солнца истины Ислама, увидеть настоящую цивилизацию в кругу всеобщего мира…

………………………………………………………………………………………

Второе слово. На протяжении моей жизни я на собственном опыте понял следующее: Отчаяние – это самая ужасная болезнь, которая попала в сердце исламского мира. Так вот, это отчаяние, также как оно убило нас, так и для маленького одно-двух миллионного государства на западе, сделало слугами двадцать миллионов мусульман на востоке, а их земли – колониями. И это то отчаяние, которое погубило нашу высокую мораль, заставив нас отвлечься от общественной пользы и повернуть взоры к пользе личной. И это отчаяние, которое сломило нашу духовную мощь, исходящую от веры, с которой Ислам малой силой распространился от Востока до Запада. И поскольку эта необычайная духовная мощь была разрушена отчаянием, иноземные угнетатели за четыреста лет поработили триста миллионов мусульман. И даже с этим отчаянием, человек видит безразличие и апатию других, оправданием своей лени. Говоря: “Зачем мне это нужно? Каждый, как и я, в плохом состоянии”, – он оставляет отвагу веры и не служит на благо Ислама. Поскольку эта болезнь нам настолько повредила и убивает нас, то мы тоже, отомстив этому нашему убийце, убьём его.

Мечом аята:

 لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللّٰهِ Не отчаивайтесь в милости Аллаха” (Коран 39:53) – мы разобьём голову этого отчаяния. Истиной хадиса:

 مَا لَا يُدْرَكُ كُلُّهُ لَا يُتْرَكُ كُلُّهُ“ Не овладев (чем-либо) полностью, полностью от этого не отказываются” – сломаем его хребет. Иншааллах…

Отчаяние для Уммы, для наций – это как самая страшная болезнь, называемая “раком”. Оно и препятствует развитию и противоречит истине:

 اَنَا عِنْدَ حُسْنِ ظَنِّ عَبْدٖى بٖى Как меня познает мой раб, так я и буду с ним обращаться”, оно присуще трусам, низким и бессильным, является их поводом. Оно не присуще Исламской доблести. Особенно, оно не может быть присуще такому народу, как арабы, прославившемуся среди человеческого рода своим высоким нравом, являющимся основанием для гордости! Народы исламского мира научились стойкости у арабов. Иншааллах, оставив отчаяние, арабы снова в истинной сплоченности и единении примкнут плечом к плечу к туркам, являющимся героической армией Ислама и поднимут знамя Корана во всех концах мира.

………………………………………………………………………………………

Третье слово. В результате изучений и исследований, которые я провёл в течение всей своей жизни, и из опыта взлётов и падений в общественной жизни я пришёл к твёрдому убеждению, что правда является основой Ислама, связывающим элементом между высокими нравами и главным свойством возвышенных чувств. Оживив правду, являющуюся основой жизни нашего общества, мы должны исцелить наши духовные болезни. Да, правда является жизненным центром исламского общества. Лицемерие – это некий обман действием. Льстивость – низкий обман. Обман же является клеветой на могущество Всевышнего Творца. Неверие, во всех его проявлениях, – это ложь и обман. Вера же – правда и истина. Исходя из этого секрета, между ложью и правдой имеется бесконечное расстояние. Оно должно быть таким же, как между Западом и Востоком. Они не должны смешиваться подобно огню и свету. Между тем, жестокая политика и деспотичная пропаганда смешали их друг с другом и испортили также и человеческие совершенства. (Прим.)

Эй мои братья в этой Омейядской Мечети, а также, эй четыреста миллионов носителей имана, являющиеся моими братьями в великой мечети Исламского мира через сорок-пятьдесят лет! Спасение возможно только с прямотой и правдивостью. “Урвату’ль-вуска” (надёжная опора) – это правдивость. То есть, самой прочной целью, с которой нужно связаться – это прямота. Что же касается лжи во благо, то время её отменило.

………………………………………………………………………………………


Примечание: О мои братья! Из этого урока Саида сорока пятилетней давности становится ясно, что тот Саид сильно занимался социально-общественными вопросами Ислама и политикой. Однако, берегитесь, не подумайте, что он следовал принципу использования религии в политике. Упаси Аллах! Скорее, он всеми силами использовал политику на благо религии. И он говорил: “Одну истину религии я предпочитаю тысяче политик”. Да, в то время, сорок пять лет назад он чувствовал, что некоторые лицемерные безбожники пытались использовать политику для неверия, и противостоя этому, он всеми силами старался сделать политику неким слугой и инструментом истин Ислама. Однако, через двадцать лет после того времени он увидел, что против тех скрытых лицемерных безбожников, которые под предлогом подражания Западу, используют политику в безбожии, некоторые религиозные политики старались сделать религию инструментом для политики Исламской. Солнце Ислама не может быть инструментом для получения земных огней и не подчинится им. И сделать его таким инструментом – значит унизить ценность Ислама, а значит, совершить большое преступление. И в такой разновидности политического сторонничества “Прежний Саид” даже однажды увидел, как один благочестивый ученый горячо хвалил некого лицемера, политические взгляды которого совпадали с его точкой зрения, при этом критикуя и обвиняя в грехе одного добродетельного ходжу, который был его политическим оппонентом. “Прежний Саид” ему сказал: “Если дьявол будет помогать твоим идеям, ты будешь молиться о его здравии. Если же твоим политическим идеям будет противостоять ангел, то ты станешь его проклинать”. Поэтому “Прежний Саид”, сказав: 

اَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ وَ السِّيَاسَةِ

Прибегаю к Аллаху от дьявола и политики”.

вот уже тридцать пять лет (а теперь уже сорок пять), как бросил политику”. (Примечание 1).

Примечание 1: Хотя сто тридцать книг и писем Устаза полностью были изучены тремя судами и государственными чиновниками, и он был вынужден противостоять работающим против него тиранам, вероотступникам и лицемерам, и не смотря на то, что был отдан тайный приказ о его казни, в его произведениях так и не нашли даже самого мелкого признака использования религии в политике, что твёрдо доказывает его непричастность к этому. И мы, ученики “Рисале-и Нур”, близко знающие жизнь Устаза, изумлены этим удивительным его состоянием и считаем данное обстоятельство доказательством полной искренности, имеющей место в кругу “Рисале-и Нур”.

Ученики Рисале-и Нур

Четвёртое слово. За время всей своей жизни из общественной жизни человечества я твёрдо понял и в результате исследований пришёл к выводу, что вещью, наиболее достойной любви является любовь, и качеством, самым достойным враждебности является враждебность. То есть, гарантирующие общественную жизнь человечества и ведущие к счастью такие качества, как любовь и дружелюбие, наиболее заслуживают любви и дружбы, а разрушающие общественную жизнь человечества враждебность и ненависть прежде всего достойны отвращения, ненависти и отхода от них, являясь мерзкими и вредными качествами.

………………………………………………………………………………………

Пятое слово. Урок, полученный мной от приветствуемого Шариатом взаимного совещания, таков: В это время один грех одного человека не остаётся одним. Порой он растёт, распространяется и становится сотней. И одно благодеяние порой не остаётся одним, иногда оно развивается до тысяч степеней. Секрет мудрости этого таков:

Свобода в соответствии с Шариатом и приветствуемое Шариатом взаимное совещание показали превосходство нашей истинной нации. Основой же и духом нашей истинной нации является Ислам. И поскольку Османский халифат и Турецкое войско служат знаменосцами этой исламской нации, то они подобны некой её перламутровой раковине и некой её крепости. Арабы и турки – два истинных брата – являются часовыми этой святой крепости.

Итак, благодаря связи этой святой нации, все мусульмане становятся подобно одному племени. И исламские народы, словно единицы племени, становятся взаимосвязаны друг с другом исламским братством. Духовно (а при необходимости – и материально) они помогают друг другу. Словно все исламские народы соединены друг с другом некой светлой цепью. Как, если один человек из какого-то племени совершит преступление, то в глазах других племён, враждебных к этому племени, виноваты будут все его люди, словно то преступление совершил каждый из них. И то одно преступление становится тысячами преступлений. Если же некто из того племени совершит какое-либо благодеяние, являющееся основанием для гордости и касающееся нрава этого племени, то им гордятся все его люди. Каждый человек того племени гордится так, словно он сам совершил это благодеяние.

Итак, исходя из вышеизложенной истины, в это время, особенно через сорок-пятьдесят лет, проступок и зло не останутся только на том, кто их совершил. Скорее, они станут преступлением против прав миллионов мусульман. Через сорок-пятьдесят лет, появится множество примеров этого.

О, слушающие мои слова братья в этой Мечети Омейядов и братья – мусульмане в мечети исламского мира через сорок-пятьдесят лет!

Не ищите себе оправдания, говоря: “Мы вреда не наносим, но принести пользу у нас нет сил, поэтому нам простится”. Это ваше оправдание не приемлемо. Ваша лень и то, что сказав: “Зачем мне это надо”, – вы не старались и не пришли в усердие с исламским единством и с истинной исламской нацией, является для вас весьма великим вредом и несправедливостью.

Итак, подобно тому, как грех возрастает таким образом в тысячи раз, так и благодеяние в это время, то есть добро касающееся святости Ислама, не может ограничиться только тем, кто его совершил. Скорее, это благодеяние, по-смыслу, несёт пользу миллионам людей веры. Оно может укрепить связи их духовной и материальной жизни. Поэтому, сейчас не время бросать себя на лежанку лени, говоря: “Зачем мне это надо”!

О мои братья в этой мечети и в великой мечети исламского мира через сорок-пятьдесят лет!

Не подумайте, что я поднялся на эту кафедру для того, чтобы наставлять вас. Скорее, я вышел сюда, чтобы заявить о своём праве, находящемся в ваших руках. То есть польза, мирское и потустороннее счастье маленьких народов, связано с такими правящими учителями, являющимися большими и великими народами, как вы – Арабы и Турки. От вашей лени и апатии мы, исламские народы, являющиеся вашими младшими братьями, испытываем вред.

Особенно, о великие и полностью пробудившиеся или пробуждающиеся Арабы! В первую очередь эти мои слова обращены к вам. Потому что вы были учителями, имамами и борцами за Ислам, как для нас, так и для всех исламских народов. Затем в той священной обязанности полную поддержку оказал великий турецкий народ. Поэтому с вашей ленью грех ваш велик, но и добро ваше и благодеяние тоже очень велики и возвышенны. Особенно сильно мы надеемся на Божественную милость в том, что через сорок-пятьдесят лет арабские народы, подобно Соединённым Штатам Америки, обретут самое высокое положение и преуспеют в том, чтобы оказавшееся в плену исламское правление, как в прошлые времена было установлено на половине, а может и на большей части Земли. Если скоро не наступит Конец Света, то, иншааллах, будущие поколения увидят это.

Осторожно братья! Не подумайте и не вообразите, что этими словами я хочу подтолкнуть ваше рвение к занятию политикой. Да упасёт Аллах! Истина Ислама превыше любых политик. Все они могут быть только слугами этой истины. Никакая политика не в праве делать Ислам своим инструментом.

Я, своим ущербным воображением, представляю всё исламское сообщество этого времени, как некую фабрику со множеством механизмов и шестерней. Если одна её шестерня начнёт отставать, или нападёт на другое колесо, являющееся её товарищем, то работа механизма той машины будет нарушена. Поэтому пришло самое время для исламского союза. Нужно не обращать внимания на личные недостатки друг друга.

С большими сожалением и болью говорю вам ещё вот что: Некоторая часть иностранцев, также как они отняли у нас наше ценное достояние и наши родные земли, дав вместо них свой гнилой товар, точно также они взяли у нас и нашу высокую мораль, и исходящие из этой высокой морали некоторые наши качества касающиеся общественной жизни. Сделали их основой своего развития. А в качестве платы за это они оставили нам свою распутную греховную мораль и свои распутные качества. Например, со взятым у нас национальным чувством, их человек говорит: “Если я умру, то пусть здравствует мой народ. Потому что среди него продолжается моя вечная жизнь”. Так вот, эти слова они взяли у нас. И это является самой прочной основой их развития; и она украдена у нас. Ведь эти слова исходят из истинной религии и из истин веры. Они принадлежат нам – носителям имана (веры). Между тем, согласно попавшему в нашу среду от иностранцев грязному, скверному нраву, некий эгоист у нас говорит: “Если я умру от жажды, то пусть в этом мире больше не будет дождя. Если я не увижу счастья, то пусть мир портится как угодно”.

Так вот, эти дурные речи исходят от безверия. Их источник ‒ незнание Иного мира; они попали к нам извне и отравляют нас.

И со взятыми у нас национальными идеями, каждый отдельный человек из тех иностранцев обретает такую же ценность, как целый народ. Потому что ценность одного человека определяется его стараниями. Тот, чьим предметом стараний является народ, тот сам по себе является неким маленьким народом.

Из-за невнимательности некоторых из нас, и поскольку мы переняли вредоносные качества от иностранцев, то несмотря на силу и святость нашей исламской нации, с тем что каждый говорит “нафси-нафси” (я-я) и не думает о пользе нации и заботится только о собственной выгоде, тысяча человек опускается до степени одного человека.

مَنْ كَانَ هِمَّتُهُ نَفْسَهُ فَلَيْسَ مِنَ الْاِنْسَانِ لِاَنَّهُ مَدَنِىٌّ بِالطَّبْعِ

То есть, кто старается только ради себя – тот не человек. Потому что человеческое естество является цивилизованным, он вынужден думать о своих соплеменниках. Его личная жизнь может продолжаться с жизнью общественной. Например, если он съест кусок хлеба, то сколько для этого нужно рук?! Сколько рук он за него, по-смыслу целует?! И можете сравнить, со сколькими фабриками он взаимосвязан посредством одеваемой им одежды. Поскольку он не живёт, как животное, в одной шкуре и естественным образом связан со своими соплеменниками и вынужден отдавать им духовную плату, то по своему естеству он любит цивилизацию. Тот, кто посвящает своё внимание собственной выгоде – выходит из человечности. Он становится неким хищным животным, которое не является невинным. Если же он ничего не может по действительно уважительным причинам, то это – исключение!

Шестое слово. Ключом к счастью в общественной исламской жизни мусульман является взаимное совещание, приветствуемое Шариатом:

Благородный аят:

 وَ اَمْرُهُمْ شُورٰى بَيْنَهُمْ

А дело их – по совещанию между ними” (Коран 42:38).

в качестве основы повелевает советоваться. Да, как в человеческом роде называемое “объединением мышлений” совещание друг с другом веков и времен посредством истории является основой развития наук во всем человечестве, так одной из причин того, что Азия, представляющая собой самый большой континент отстала дальше всех, является то, что это истинное совещание не делается. Ключом, отворяющим Азию и её будущее является совет. То есть, как советуются между собой отдельные люди, также должны советоваться между собой народы и целые регионы, дабы оковы и цепи всевозможных угнетений, сковывающие трёхсот, а может и четырёхсот миллионов мусульман, были открыты и разбиты шариатским советом и рождённой от доблести и сострадания веры шариатской свободой, которая, украсившись шариатскими устоями, отбрасывает пороки распутной цивилизации запада.

Исходящая от веры шариатская свобода повелевает две основы:

اَنْ لَا يُذَلِّلَ وَ لَا يَتَذَلَّلَ مَنْ كَانَ عَبْدًا لِلّٰهِ لَا يَكُونُ عَبْدًا لِلْعِبَادِ

وَ لَا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا اَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللّٰهِ ۞ نَعَمْ اَلْحُرِّيَّةُ الشَّرْعِيَّةُ عَطِيَّةُ الرَّحْمٰنِ

То есть, вера делает необходимостью следующее: не унижать людей угнетением и тиранией, а также не унижаться перед тиранами. Тот, кто является истинным рабом Аллаха, не может быть рабом других. Не делайте себе Господом друг друга, кроме Аллаха!.. То есть, кто не знает Аллаха, тот каждой вещи, каждому существу (согласно его уровню) приписывает некое господство, навлекает на себя. Да, свобода по Шариату – это некий дар Всевышнего, в котором проявляются такие его имена, как Милостивый и Милосердный и это особенность веры.

فَلْيَحْيَى الصِّدْقُ وَلَا عَاشَ الْيَاْسُ فَلْتَدُمِ الْمَحَبَّةُ وَلْتَقْوَى الشُّورٰى

اَلْمَلَامُ عَلٰى مَنِ اتَّبَعَ الْهَوٰى وَالسَّلَامُ عَلٰى مَنِ اتَّبَعَ الْهُدٰى

Да здравствует правда! Да сгинет отчаяние! Да будет постоянным дружелюбие! Да обретёт силу совет! Все осуждения, порицания и неприязнь да пребудут с теми, кто следует своим страстям и прихотям; мир и благополучие да пребудут над теми, кто следует прямым путём! Амин…

* * *

В Дамаске Бадиуззаман оставался недолго. Для того, чтобы заняться реализацией плана открытия в Восточной Анатолии университета под названием “Медресетʼуз-Зехра”, он прибыл в Стамбул. В связи с поездкой Султана Решада в Румелию, он присоединился к его свите от имени Восточных вилайетов. В пути, в вагоне поезда между ним и двумя преподавателями открылась одна тема разговора. Основная часть этой дискуссии была опубликована в качестве постскриптума к книге под названием: “Дамасская проповедь”. Несколько выдержек из неё мы, без изменений приводим здесь.

“В начале объявления Свободы, в связи с поездкой Султана Решада в Румелию, я тоже поехал туда от имени Восточных Вилайетов. В вагоне поезда между мной и двумя преподавателями завязалась беседа. У меня спросили:

— Какой патриотизм сильнее: религиозный или национальный, какой из них более необходим?

Я ответил:

— Мы – мусульмане, для нас религия и нация едины; между ними есть лишь условная, внешняя и преходящая разница. Скорее, религия – это жизнь и душа нации. Если смотреть на них, как на нечто различное, то религиозный патриотизм охватывает и простой народ, и элиту… Национальный же патриотизм ограничивается только на одним из ста, то есть на тем, кто ради нации жертвует своей личной выгодой. В таком случае, в общественном праве основой должен быть патриотизм религиозный, а национальный патриотизм должен быть его слугой, силой и крепостью. Особенно мы – восточные люди – не такие, как западные. В нас, в наших сердцах правит религиозное чувство. Тот факт, что Извечным Предопределением (Всевышнего) большинство пророков было послано на востоке указывает на то, что восток пробудит только религиозное чувство, только оно направит его к прогрессу. Твёрдое тому доказательство – Век Счастья и Табиины.

О мои товарищи по уроку в этом странствующем медресе, под названием поезд, спрашивающие о том, какому патриотизму – национальному или религиозному – нужно придать большее значение, а также вся интеллигенция, движущаяся вместе с нами сейчас в сторону будущего на поезде времени! Вам тоже я говорю:

Религиозный патриотизм и исламская нация полностью перемешались среди турков и арабов, придя в состояние, когда их уже невозможно отделить. Исламский патриотизм является некой светлой цепью, очень сильной и прочной, исходящей от небесного престола. Это некая крепкая рукоять, которая не отломится и не оторвётся, некая неприступная, святая крепость. Когда я говорил это, те два просвещённых преподавателя спросили:

— Каковы доказательства этого? Для такого большого утверждения нужны большие аргументы и очень сильные доводы.

Вдруг наш поезд выехал из тоннеля, и мы выглянули в окно. Там, прямо возле рельсов стоял маленький ребёнок, которому не было ещё и шести лет. Этим двум преподавателям я сказал:

— Вот, этот ребёнок языком своего состояния даёт полный ответ на наш вопрос. Пусть вместо меня учителем нашего странствующего медресе будет это невинное дитя. Итак, язык его состояния излагает следующую истину:

Взгляните, в ту минуту, когда этот “даббатульарз” (“зверь земли”) с ужасной агрессией, грохотом и рёвом выскакивает из пещеры тоннеля, этот ребёнок стоит всего лишь в метре от его пути. Хотя это “чудище” угрожающе и угнетая своим натиском ревёт: “Горе тому, кто попадётся мне!” – Это дитя стоит на его дороге. С совершенной независимостью, необычайными смелостью и героизмом оно ни в грош не ставит его угрозы, пренебрегая ими и геройски говоря: – Эй поезд! Своим грохотом, подобным небесному грому, ты меня не напугаешь!

Языком состояния своей стойкости и крепости он словно говорит:

— Эй поезд! Ты – произведение некого порядка. Твои удила и узда находятся в руках того, кто тебя ведёт. Напасть на меня ты не волен. Ты не можешь взять меня под свой гнёт. Давай, иди своей дорогой, проходи свой путь с позволения своего командира.

Итак, о сидящие в этом поезде мои спутники и о мои братья, занимающиеся науками через пятьдесят лет! Представьте, что на месте этого ребёнка, перенёсшись во времени, стоял бы Рустам Иранский или Геракл Греческий с их удивительным героизмом. Поскольку в их время поездов не было, конечно, у них не будет убеждения в том, что поезд движется согласно некому порядку. Когда вдруг из пещеры этого тоннеля выскочит состав с пылающим в голове огнём, с грохочущим подобно грому дыханием и с молниями электричества в глазах, то перед его неожиданным грозным натиском, быстро движущимся в сторону Рустама и Геракла, эти два героя так перепугаются, что со своей необычайной смелостью убегут за тысячу метров. Посмотрите, как перед угрозой этого “чудища земли” исчезают их свобода и смелость. Они не находят другого выхода, кроме бегства. Потому что они, не зная его командира и порядка, не думают, что это просто послушный грузовоз. Скорее, они представляют его неким ужасным, хищным львом, тянущим за собой ещё двадцать львов, каждый из которых величиной с вагон.

О мои братья и о мои товарищи, слушающие эти слова через пятьдесят лет! Этому ребёнку, которому нет ещё и шести лет, дают свободу и смелость, большие, чем у тех героев, и намного превышающие их чувства спокойствия и безопасности, имеющееся в его сердце и являющееся неким семечком истины: его уверенность, убеждение и вера, что: “Этот поезд подчинён дисциплине, его поводья находятся в руках его командира, он движется согласно некому порядку, и не́кто ведёт его по своей воле”. А тем, что весьма напугало тех двух героев и сковало их души сомнением, является их незнание его командира и неверие в его порядок, то есть их невежество.

………………………………………………………………………………………

В этих двух примерах причиной поразительного страха, опасений и мук тех двух удивительных героев стало отсутствие у них убеждения, невежество и заблуждение. И подобно этому, в “Рисале-и Нур” сотнями аргументов доказана истина, один-два примера которой показаны в предисловии этой брошюры. Суть её такова: Неверие и заблуждение показывают заблудшим всю вселенную в образе тысяч родов и цепей ужасных врагов. Начиная от солнечной системы и до микробов чахотки в их груди, тысячи племён врагов посредством слепой силы, бродячей случайности и глухой природы, на взгляд заблудших и неверующих, бросаются на бедного человека. И это неверие и заблуждение, постоянно дающие страх, духовные муки, ужас и опасения в противовес содержательной сути, всеобъемлющим способностям, бесконечным нуждам и бесчисленным желаниям человека, являются неким адским плодом “Заккума” и уже в этом мире погружают своего обладателя в некий ад. И показав, что тысячи наук и человеческих развитий, находящихся вне религии и веры, подобно героизму того Рустама и Геракла, не имеют пользы ни на грош; только для того, чтобы временно не чувствовать тех душераздирающих страхов, они в виде наркоза ставят укол распутства и опьянения.

Итак, подобно тому, как сравнение веры и неверия приносит в Ином мире такие плоды и результаты, как Рай и Ад, также и в этом мире вера обеспечивает некий духовный рай и обращает смерть в справку об освобождении, а неверие же уже в этом мире становится неким духовным адом, уничтожает истинное человеческое счастье и смерть делает, по сути, некой вечной казнью, что доказано сотнями веских аргументов “Рисале-и Нур”, опирающихся на наблюдения и твёрдые чувства. А потому, препоручая это им, здесь мы сокращаем наше повествование.

Если хотите увидеть этот пример в реальности, то поднимите голову, посмотрите на вселенную. Сколько подобно поезду дирижаблей, автомобилей, самолётов, морских и сухопутных кораблей с порядком и мудростью создаются Извечным Могуществом на суше, на воде и в воздухе. Взгляните на звёзды и космические тела, на цепочки событий и на взаимосвязанные происшествия. И подобно тому, как все это существует в явном мире и в материальной вселенной, так и в духовном мире и в области нематериального существуют ещё более удивительно взаимосвязанные их подобия, сотворённые Извечным Могуществом, истинность которых подтвердит носитель разума, и большинство которых может увидеть обладатель глаз.

Итак, все эти материальные и духовные цепочки вселенной нападают на неверующего заблудшего, угрожают ему, пугают и разрушают его духовную силу. Верующего же они не только не пугают и не устрашают, а наоборот, несут ему радость, счастье, уверенность, надежду и силу. Потому что верующий человек, посредством веры видит, что те бесконечные цепочки, материальные и духовные поезда и странствующие вселенные приводятся в действие Неким Мудрым Творцом в кругу совершенного порядка и мудрости. Они не путаются в своих обязанностях даже на размер частицы, не могут напасть друг на друга. И, увидев, что всё во вселенной удостоено совершенного искусства и проявлений красоты, он обретает полную духовную силу, и вера показывает ему некий образец вечного счастья. Итак, против ужасных духовных мук и страхов заблудших, исходящих от их неверия, ничто, ни одна наука, ни один прогресс, не могут дать им утешения, не могут снабдить их духовной силой. От их отваги не остаётся и следа, однако беспечность временно обманывает их. Верующий же, по причины веры, не то что не пугается и не теряет духовной силы, но подобно тому невинному ребёнку из примера, смотрит на мир с необычайной духовной силой, стойкостью и заложенной в вере истиной. В кругу мудрости Мудрого Творца он созерцает Его действия и правление, и спасается от опасений и страхов. Говоря и понимая: “Без воли и разрешения Мудрого Творца эти странствующие вселенные не могут даже сдвинуться с места, не могут причинить вреда”, – он с полным спокойствием, согласно своей степени, удостаивается счастья в мирской жизни.

У кого в сердце не имеется этого семечка истины, заложенного верой и истинной религией, и нет точки опоры, у того, явно, подобно исчезновению храбрости и геройства у Рустама и Геракла в примере, смелость и духовная сила будут разрушены, совесть испортится, и он станет пленником обстоятельств вселенной. Перед каждой вещью он будет словно трусливый попрошайка. Поскольку этот секрет истины веры и это ужасное мирское несчастье заблуждения доказаны в “Рисале-и Нур” сотнями твёрдых аргументов, эту весьма длинную истину мы здесь сокращаем.

Интересно, если современный человек, который как никогда раньше чувствует нужду в духовной силе, в утешении и стойкости, оставив в это время такую точку опоры как истины веры, обеспечивающую наличие этой духовной силы, утешения и счастья, и под лозунгом европеизации вместо извлечения пользы из своей исламской нации, полностью уничтожив свою духовную силу, станет опираться на истребившие утешение и разбившие стойкость заблуждение, распутство и лживую политику, то насколько это будет далёким от человеческой разумности и пользы поступком. В ближайшее время пробудившееся человечество и в первую очередь мусульмане почувствуют это, и если у них ещё останется время в этом мире, ухватятся за истины Корана!”

* * *

В это время в Косове была проявлена инициатива по основанию большого исламского университета. Там Бадиуззаман, обращаясь к иттихадистам(*) и к Султану Решаду, сказал: “Восток ещё больше нуждается в таком университете, он подобен центру Исламского мира”. В ответ на это ему обещают открыть университет и на востоке. Затем, с началом Балканской войны место того медресе (исламского университета), то есть Косово, было оккупировано. По этой причине Бадиуззаман обращается с просьбой, чтобы выделенные на строительство Косовского университета девятнадцать тысяч золотых лир были переданы на строительство восточного университета. Эта его просьба принимается.

Место, где Бадиуззаман Саид Нурси заложил фундамент университета.

Вид на гору Эрек из села Чораванис, где находилось медресе Бадиуззамана в период его жизни в Ване.

Бадиузаман снова отправляется в Ван. В Артемите, на берегу озера “Ван” он закладывает фундамент этого университета. Однако, к сожалению, с началом Мировой Войны строительство откладывается на потом. Кстати, той зимой Мулла Саид сообщил своим ученикам: “Готовьтесь, приближается большая беда и катастрофа”.


* Члены партии “Иттихад ве теракки” (“Единение и прогресс”).