Четырнадцатая Капля,

содержащая несколько «капель» Великого Чуда

ПЕРВАЯ КАПЛЯ. Существует бесчисленное множество аргументов, доказывающих пророчество Ахмада (мир ему и благо). Все они были классифицированы великими исследователями истины.

Несмотря на свои бессилие и недостатки, в произведении «Шуа’ат» («Лучи») я раскрыл некоторые лучи этого солнца, а в произведении под названием «Лема’ат» («Сияния») показал сорок сторон чудесного красноречия (и’джаз) Корана. Одна из этих сторон описана в моём произведении «Ишарат’уль И’джаз» и касается «красноречия изложения» (назм). Желающим рекомендую к прочтению все три книги.

ВТОРАЯ КАПЛЯ. Как стало понятно из предыдущих уроков, у Корана, ниспосланного Создателем земли и небес для воспитания и исправления человечества, есть очень много обязанностей и положений.

Да, Коран – это извечный перевод Вселенной. Он – переводчик читаемых Вселенной собственным языком воплощённых знамений (аятов); Он – толкование книги мироздания, а также открыватель сокровищниц Прекрасных Имён Всевышнего, скрытых на страницах небес и земли. Коран – это язык скрытого мира в мире явном. Он является солнцем исламского мира и картой мира Иного. Он – доказательство и толкователь сути, качеств, имён и атрибутов Всевышнего Аллаха. Коран для человеческого рода это также книга шариата, книга мудрости, книга молитвы, книга призыва, книга поклонения, книга повелений, книга поминания Всевышнего (зикр) и книга мысли (фикр). Несмотря на то, что внешне Коран является одной книгой, благодаря содержащимся в нём наукам и знаниям он подобен тысячам книг.

ТРЕТЬЯ КАПЛЯ. Изложим одно из сияний чудесного красноречия коранических повторов в нижеследующих шести пунктах.

Первый пункт. Поскольку Коран является книгой поминания Всевышнего (зикр), книгой молитвы (дуа) и книгой призыва, то повторения, имеющие место в его сурах, мудры и, согласно риторике, абсолютно уместны. Целью поминания (зикр) и молитвы (дуа) являются награда (саваб) и привлечение Божественной милости, а в таких делах необходимо большое количество повторов, дабы пропорционально им увеличивались награда (саваб) и милость. Повтор поминания (зикр) освещает сердце, а повтор молитвы (дуа) – упрочняет её (молитву). Призыв же, соответственно повторам, усиливает своё воздействие.

Второй пункт. Поскольку Коран обращается ко всем слоям человечества и для всех является лекарством, то умные и глупые, богобоязненные и грешные, отрёкшиеся от мирского (захид) и подверженные мирскому удостоены этого Божественного обращения и имеют право на получение лекарства из этой аптеки Милостивого Аллаха. Между тем, не каждому под силу постоянно прочитывать Коран целиком, а поэтому необходимые цели и доводы – особенно в длинных сурах – повторяются, дабы каждая сура была подобна целому Корану, и чтобы каждый мог с лёгкостью и в любое время, прочитав любую суру, заработать награду, равную награде за прочтение всего Корана. Благородный аят: وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ «И мы облегчили Коран для поминания» (Коран 54:32) подтверждает эту истину.

Третий пункт. В зависимости от времени, те или иные телесные нужды требуют удовлетворения. К примеру, воздух требуется каждый миг, вода необходима во время жажды, пища нужна каждый день, а свет, по крайней мере, раз в неделю…

Духовные потребности также зависят от времени: нужда в слове «Аллах» имеется каждое мгновение, в слове «Бисмиллях» – постоянно, а в «Ля иляха илля Ллах» – ежечасно…

Исходя из этого, повторы аятов и слов основаны на возобновляемости нужд и говорят о сильной в них потребности.

Четвёртый пункт. Коран устанавливает основы и столпы прочной и великой исламской религии, а также является книгой, изменяющей общество. Известно, что основателю чего-либо, для укоренения основ требуется их повторение, ведь повторяемое сохраняется и упрочняется.

Помимо этого, Коран является наставником, отвечающим на вопросы различных слоёв человечества, выражаемые языком или состоянием. Разумеется, при повторении вопроса необходимо и повторение ответа.

Пятый пункт. Известно, что Коран повествует о великих темах и призывает сердца к вере в них, рассказывает о глубоких истинах, побуждает разум к познанию. Исходя из этого, для укоренения и укрепления в умах и в сердцах тех великих тем и глубоких истин, существует необходимость в их повторении в разных сурах тем или иным образом.

Шестой пункт. Вы знаете, что для каждого аята есть внешнее и внутреннее значение, хад и муттала’. Каждое повествование (кысса) имеет множество сторон, постановлений, целей и видов пользы. Исходя из этого, один и тот же аят в различных местах, в зависимости от присущих тому или иному месту смыслу и особенности, может быть упомянут в том или ином контексте. Таким образом, хоть это и выглядит как повтор, в сущности же таковым не является.

ЧЕТВЁРТАЯ КАПЛЯ. Коран, обходя стороной одни философские вопросы мироздания и, в то же время, неопределённо либо обобщённо указывая на другие, тем самым проявляет одну из сторон своего чудесного красноречия (и’джаз), которую мы раскроем в шести особенностях.

Первая особенность

Вопрос: почему Коран не говорит о Вселенной так же, как это делает философия?

Ответ: философия отклонилась от истины. Она рассматривает Вселенную отдельно от её Создателя (ма’на-и исми), с точки зрения самой Вселенной. Коран же ниспослан от Истинного Творца и, следовательно, является истиной и к истине ведёт. Он рассматривает всё сущее в буквенном смысле (ма’на-и харфи), использует его как знамения, указывающие на Создателя.

Вопрос: почему Коран, в отличие от науки, описывает суть, форму и движение больших и малых тел неопределённо?

Ответ: в таких вопросах предпочтительны и более уместны неопределённость и обобщение. Вселенная упоминается в Коране косвенным образом для того, чтобы привести доводы о Всевышнем Аллахе и о Его качествах. Первое условие доказательства состоит в том, чтобы приводимые доводы были очевидными и более известными в сравнении с доказуемым. Если бы Коран, как того желают люди науки, говорил «Познайте величие Всевышнего Аллаха, глядя на неподвижность Солнца и на движение Земли», тогда довод был бы ещё менее ясным, чем доказуемое. В результате, большая часть людей на протяжении длительного периода истории, будучи не в силах понять это, выбирала бы путь отрицания. Однако, наставление на истинный путь должно соответствовать степени понимания основной массы общества в тот или иной период времени. Вместе с тем, доступность для понимания большинства не лишает пользы меньшинство. В противном случае, большинство не сумеет извлечь для себя пользу ввиду недостаточного понимания.

Во-вторых, одним из свойств призыва к истине является соответствие действий наставляющего взглядам простонародья, всеобщим чувствам и степени понимания основной массы общества для того, чтобы не оттолкнуть их от истины и не привести к её отрицанию. Исходя из этого, самое красноречивое обращение к обществу должно быть ясным, лёгким и простым, чтобы общество не оказалось бессильным [понять его]. Оно должно быть кратким, чтобы не наскучить, и обобщённым, чтобы не отвернуть от себя лишним разъяснением.

В-третьих, Коран описывает состояния созданий во имя их Создателя, а не ради самих творений. В этой связи, самым важным состоянием Вселенной, согласно Корану, является состояние, обращённое к её Создателю. Наука же не принимает во внимание Создателя, говоря о явлениях Вселенной ради них самих. К тому же, Коран, обращаясь к людям, учитывает понимание большинства, чтобы они стали обладателями осознанного познания. Наука же говорит только с учёными, не учитывая простых людей. В итоге, простонародью остаётся лишь подражать. В этой связи, отсутствие в Коране научных подробностей или оставление их неясными, с точки зрения всеобщей пользы и выгоды, абсолютно уместно и мудро.

В-четвёртых, Коран – это книга, освещающая все времена и наставляющая всех людей. В этой связи, красноречие наставления требует избежания споров касательно очевидных на взгляд большинства людей вопросов для того, чтобы это не ввело их в заблуждение. Нет необходимости менять представления о привычных и очевидных для большинства вещах. Более того, то, что, согласно основной задаче, не понадобится большинству, необходимо упомянуть лишь вкратце или вовсе пренебречь им, ведь речь идёт не о природе и не о сущности Солнца. Но посредством изложения таких удивительных функций Солнца, как освещение мира, служение центром мироустройства, всеобщему мышлению демонстрируется величие могущества Создателя.

Вторая особенность

وَجَعَلَ الشَّمْسَ سِرَاجًا

«И солнце сделал светильником» (Коран 71:16)

Вопрос: почему Солнце описывается как «светильник», если согласно науке оно не подчинено Земле, а наоборот, является центром, которому подчинены Земля и планеты?

Ответ: выражение «светильник» указывает на представление о мире как о некоем дворце, где творения это содержимое и украшение этого дворца, а Солнце – своего рода лампа, дающая свет его жителям. Помимо этого, выражение «светильник» напоминает об исходящей от Господства Всевышнего всеобъемлющей милости и о степени содержащихся в этой милости благ и даров, а также объявляет о единстве и величии правления Всевышнего. Таким образом, огромное Солнце, избранное многобожниками в качестве объекта поклонения, является всего лишь подчинённым, несущим обязанность освещения дворца мира, а, как известно, нечто безжизненное, служащее лампой, совершенно не достойно поклонения!

Третья особенность

Основными целями и базовыми элементами Корана, при условии повиновения Всевышнему (аль-’убудия), являются четыре вещи: единобожие (ат-таухид), пророческая миссия (ар-рисаля), воскрешение из мёртвых (аль-хашр), справедливость (аль-‘адаля).

Другие упомянутые вопросы являются лишь средствами достижения этих целей. В этой связи, подробные разъяснения этих средств противоречат правилам, поскольку занятие ненужными вещами отдаляет от цели. Поэтому, одни вопросы мироздания Превосходно Излагающий Коран обошёл стороной, другие оставил неопределёнными, а третьи упомянул обобщённо.

Большая часть тех, к кому обращается Коран – это простые люди, не способные к восприятию тонкой и сложной части Божественных истин. Эти истины необходимо приблизить к их пониманию с помощью примеров и обобщений. Поэтому Коран, с одной стороны, изобилует примерами, а с другой – обобщает вопросы, которые будут открыты в будущем.

Четвёртая особенность

Была изъята переводчиком [с арабского на турецкий].

Пятая особенность

Была изъята уважаемым автором.

ШЕСТАЯ КАПЛЯ. Кораническая речь несравнима и не связана ни с какой иной речью. Известно, что возвышенность, сила, изящность и красота речи зависят от четырёх вещей: от изрекающего, от внимающего, от цели и от темы, а не только от темы, как полагают литераторы. Иначе говоря, для понимания степени силы некой речи обрати внимание на изрекающего её, на внимающего ей, а также на её цель и тему, ибо степень речи определяется их степенью. Так, если эта речь является повелевающей или запрещающей, то она усиливается соответственно степени содержащихся в ней могущества и силы воли. Например, высочайшие могущество и воля, содержащиеся в повелении, данном небу и земле в кораническом аяте:

يَا اَرْضُ ابْلَعِى مَاءَكِ وَيَا سَمَاءُ اَقْلِعِى

«О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!» (Коран 11:44)

немедля разводят тучи и заставляют землю поглотить воду.

А также, поскольку повеление, данное земле и небу аятом:

اِئْتِيَا طَوْعًا اَوْ كَرْهًا

«Явитесь по доброй воле или невольно!» (Коран 41:11)

было покорно принято ими, то это показывает степень силы и воли этого повеления, а следовательно, и степень высоты слова. Однако, что касается повелений, данных людьми неодушевлённым созданиям, то в связи со слабостью воли и могущества повелевающих, эти повеления бессильны и являются не более, чем вздорным воображением.

Знай, мой дорогой брат! Такие имена, как Всезнающий (А‘лям), Величайший (Акбар), Милостивейший (Архам), Наилучший (Ахсан), выражающие превосходные степени атрибутов, качеств и деяний Всевышнего Аллаха, не являются недостатком для единобожия, поскольку цель состоит в том, чтобы показать превосходство непосредственного, истинного Носителя качеств над ненастоящим или мнимым носителем, а равно над некой мысленной вероятностью. Точно так же, это не противоречит и Божественному достоинству, ибо цель заключена не в сопоставлении качеств и деяний Всевышнего и созданий. Иными словами, речь не о расположении их на одном уровне и превосходстве одного над другим таким образом, чтобы это могло явиться недостатком качеств Всевышнего.

Да, в связи с тем, что совершенство, имеющееся в творениях, является некой тенью, отражающейся от совершенств Всевышнего Аллаха, творения не имеют права на сопоставление с Его качествами.

* * *