Четвёртое Слово

 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلصَّلَاةُ عِمَادُ الدّٖينِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного ● Намаз – опора религии (хадис)»

Если хочешь ясно, как дважды два – четыре, осознать, насколько ценен и важен намаз и с какой небольшой затратой он зарабатывается, и насколько неразумным и оказывающимся в убытке является человек, не совершающий его, обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…

Однажды один великий правитель отправил двух своих слуг, вручив каждому из них по двадцать четыре золотые монеты, в одно своё особое прекрасное поместье, находящееся на расстоянии двухмесячного пути, чтобы они проживали там. И приказал им так: “Эти деньги используйте на дорожные расходы и покупку билета. Кроме того, закупите некоторые необходимые для проживания там вещи. На расстоянии однодневного пути находится одна станция, где имеются и автобус, и пароход, и поезд, и самолёт, на которых можно добраться до поместья в зависимости от имеющегося капитала”.

Выслушав наставление, двое слуг отправились в путь. Один из них был счастливым: до назначенной станции он потратил некоторую часть своих денег. Однако из этой затраты он извлечёт такую хорошую прибыль, что его капитал возрастёт в тысячу раз, и это понравится его господину.

Другой же слуга, злополучный, из-за своего беспутства истратил до прибытия на станцию свои двадцать три золотые монеты. Потерял их, истратив на различные азартные игры. И осталась у него всего лишь одна золотая монета. Его товарищ посоветовал ему: “Послушай! Потрать эту монету на билет, чтобы не идти по этой длинной дороге пешком и не остаться голодным. К тому же, наш Господин великодушен. Несомненно, он сжалится над тобой и простит совершенную тобой ошибку. И тебя тоже посадят в самолёт, и мы за день доберёмся до нашего места жительства. Иначе же ты будешь вынужден два месяца голодным, в одиночку, пешком идти по какой-нибудь пустыне”. И разве же не поймёт даже самый неразумный человек, насколько этот путник окажется безумным, убыточным, злосчастным, если он, заупрямившись, не потратит эту одну – единственную монету на билет, который выступит в качестве ключа от клада, а истратит на распутство для временного удовольствия?

Итак, о человек, не совершающий намаз! И о моя душа, ленящаяся совершать его!

Тем правителем является наш Господь, наш Создатель. Те двое слуг-путников: один из них – это люди набожные, с воодушевлением совершающие намаз; другой же – люди беспечные, не совершающие намаз. А те двадцать четыре золотые монеты – это каждодневная, двадцатичетырехчасовая жизнь. То особое поместье – это Рай. Той станцией является могила. А то путешествие – это путь человека, уходящий в могилу, к месту сбора Судного Дня, в вечность. Люди, в зависимости от своих деяний, от степени своего благочестия, по-разному преодолеют ту длинную дорогу. Некоторая часть праведных людей, как молния, за день преодолеют тысячелетний путь. А другая же часть их со скоростью мысли преодолеют за то же время расстояние в пятьдесят тысяч лет. Великий Коран указывает на это своими двумя аятами. А тем билетом является намаз. Всего лишь один час будет достаточен для совершения пятикратного намаза вместе с омовением.

И как же пострадает сам человек, как несправедливо он поступит по отношению к своей душе, насколько противоречащий разуму поступок он совершит, отдавая свои двадцать три часа на эту краткую земную жизнь и не используя всего лишь один час для той бесконечной жизни! Ибо если разум согласится отдать половину своего состояния на азартную лотерею, в которой участвует тысяча человек, между тем как вероятность выигрыша – одна из тысячи. И не осознает ли после этого человек, считающий себя благоразумным, насколько он входит в противоречие с разумом и мудростью, насколько далёким от ума поступок он совершает, не отдавая одну двадцать четвертую часть от своего имущества вечному кладу, обретение которого заверено с девяностодевятьюпроцентной вероятностью?

Между тем, в намазе душа, сердце и разум находят покой. К тому же и для тела человека это не настолько уж трудное дело. Кроме того, все остальные, не содержащие грехов земные дела (мубах) человека, совершающего намаз, с помощью доброго намерения приобретут значение поклонения Всевышнему. Таким способом человек весь свой жизненный капитал делает достоянием Потустороннего мира. В этом отношении он увековечивает свою тленную жизнь.

* * *