Второй раздел

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

 قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ ۞ اَللّٰهُ الصَّمَدُ

«Скажи: Он – Аллах Единый, ● Аллах Самодостаточный» (Коран, 112:1-2).

В этом разделе имеется три темы:

Первая Тема

[Поскольку поражённый звездой и упавший на землю доверенный многобожников и заблудших, нигде, от частиц до звёзд, не смог найти даже самого маленького места для вмешательства сотоварищей, то от такого рода заявлений он отказался. Но для того, чтобы заставить усомниться в единобожии, он, подобно дьяволу, пожелал с помощью “Трёх серьёзных вопросов” посеять среди верующих сомнения относительно единства и единственности Аллаха.]

Первый вопрос. Будто еретик он твердит: “Эй, люди единобожия! От имени своих поручителей я не смог найти ничего и не смог выделить для них никакой доли, не смог доказать своих взглядов. Но чем вы докажете существование Единого и Единственного Обладателя бесконечного могущества. Почему считаете невозможным, чтобы наряду с Его могуществом имело место вмешательство других рук?”.

Ответ. Как было твёрдо доказано в “Двадцать втором Слове”, каждое из существ, каждая из всех частиц и каждая из всех звёзд являются отдельными прекрасными доказательствами бытия Необходимо Сущего и Абсолютно Всемогущего Творца. Каждая из взаимосвязанных цепей этого мира – это твёрдый аргумент в пользу Его Единства. Мудрый Коран приводит этому бесчисленные доводы, и при этом чаще всего он упоминает такие доказательства, которые находятся у всех на виду. Например, очень многими своими аятами, такими как:

۞ وَلَئِنْ سَاَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللّٰهُ

Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” – они непременно скажут: “Аллах” (Коран, 31:25).

 وَمِنْ اٰيَاتِهٖ خَلْقُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَاخْتِلَافُ اَلْسِنَتِكُمْ وَ اَلْوَانِكُمْ

«Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов» (Коран, 30:22)

Мудрый Коран повествует о сотворении небес и земли, как о явном доказательстве единобожия, так что каждый разумный человек, желает он того или нет, вынужден подтвердить необходимость в сотворении земли и небес Всемогущего Создателя, произнеся:  

لَيَقُولُنَّ اللّٰهُ  Они непременно скажут: “Аллах”. Как в “Первом Разделе” начав с мельчайшей частицы и закончив звёздами и небесами, мы повсюду показали печать единобожия, так и Мудрый Коран аятами, подобными этим, прогоняет многобожие отовсюду, начиная от звёзд и небес и заканчивая самой маленькой частицей. По смыслу, тем самым говоря, что солнечная система, являющаяся одним из видов творений Абсолютно Всемогущего Творца, настолько точно и гармонично создавшего Небеса и Землю, конечно, находится под Его управлением. А поскольку Этот Абсолютно Всемогущий держит под Своей Властью Солнце вместе с его планетами, управляет ими, подчиняет их и направляет, то и связанный с Солнцем земной шар также находится под Его управлением, движется и вращается по Его Воле. Поскольку Земной шар находится в Его Власти, очевидно, что и творения, написанные и созданные на поверхности Земли, которые подобны её плодам и результатам, также находятся под Его Господством и Заботой. Поскольку все расстеленные и рассеянные по всей земной поверхности, позолотившие её и украсившие, постоянно обновляющиеся и, приходя, уходящие творения, которыми постоянно заполняется и опустошается земля, находятся под Его могуществом и знанием, взвешиваются и выверяются весами Его справедливости и мудрости, и поскольку все их виды подчинены Его мощи, то и отдельные гармоничные и совершенные виды, и являющиеся уменьшенными копиями Вселенной, пропорционально вбирающие в себя все имеющееся в мире и подобные неким оглавлениям книги мироздания отдельные особи тех видов, очевидно, находятся во власти Его Господства, Его созидания, управления и заботы. А поскольку каждое живое существо находится под Его управлением и заботой, то, конечно, и клетки, составляющие тело того существа, кровяные тельца, органы и нервы, явно подчинены Его знанию и могуществу. Поскольку каждая клетка и каждое кровяное тельце принадлежат Его Власти, входят в круг Его правления и действуют в соответствии с Его законом, то и частицы, являющиеся для всех них материальной основой и некими челноками для соткания и сплетения их искусных узоров, неизбежно находятся под властью Его могущества и знания. По Его повелению, с Его силой и с Его ведома они совершают свои точные движения и исполняют свои совершенные обязанности.

Поскольку каждая частица движется и исполняет обязанности по Его закону, с Его ведома и по Его повелению, то и индивидуальные особенности каждого человека и особые черты его лица, отличающие его от других, а также разнообразные различия, которые, как и на лицах, имеются в голосах и в языках, явно имеют место благодаря Его знанию и мудрости. Итак, взгляни на аят, который указывает на эту взаимосвязанную цепочку, упоминая её начало и конец:

وَمِنْ اٰيَاتِهٖ خَلْقُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَاخْتِلَافُ اَلْسِنَتِكُمْ وَ اَلْوَانِكُمْ اِنَّ فٖى ذٰلِكَ لَاٰيَاتٍ لِلْعَالِمٖينَ

«Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамение для обладающих знанием» (Коран, 30:22).

Поэтому мы говорим: Эй, доверенный многобожников! Вот, такой мощный аргумент, как цепь взаимосвязи всей Вселенной, доказывает принцип единобожия и показывает Одного Абсолютно Всемогущего Творца.

Сотворение небес и земли указывает на Всесильного Творца, на то, что этот Творец обладает бесконечным могуществом и на то, что Его бесконечное могущество является абсолютно совершенным, поэтому разумному человеку очевидна неприемлемость сотоварищей. То есть, в сотоварищах абсолютно нет никакой нужды. А если нет никакой нужды, то почему вы следуете этому мрачному принципу? Что вас на это толкает? И когда в сотоварищах нет абсолютно никакой нужды, и вселенная их абсолютно не приемлет, также и в Божественной Заботе и в созидании, как и в Божественности, существование сотоварищей невозможно и абсурдно. Потому, как мы доказали, могущество Творца небес и земли является в предельной степени совершенным и бесконечным. Если бы существовал какой-либо сотоварищ, очевидным было бы то, что какая-то другая, ограниченная сила, одолев предельно совершенное могущество, завладеет каким-либо местом и установит для этого могущества границы, и, соответственно, оставив его бессильным, несмотря на его безграничность, должна была бы его ограничить. В таком случае какая-то ограниченная вещь, в которой нет никакой нужды, поставила бы пределы и сделала ограниченным то, что не имеет никаких пределов и является бесконечным. Это же самое неразумное среди невозможного.

Сотоварищи являются ненужными и по своей сути невозможными, а поэтому заявление о них является абсолютно безосновательным. Ведь нет никакой причины, которая бы понудила разум, логику или мысль заявить о них, это всего лишь бессмысленные слова. В соответствии с наукой о доказательствах это именуется “безосновательным утверждением”. То есть полностью бессмысленным, голословным заявлением.

Правила богословия и науки о доказательствах гласят:

لَا عِبْرَةَ لِلْاِحْتِمَالِ الْغَيْرِ النَّاشٖى عَنْ دَلٖيلٍ ۞ وَ لَا يُنَافِى الْاِمْكَانُ الذَّاتِىُّ الْيَقٖينَ الْعِلْمِىَّ

Вероятность, которая не исходит из какого-либо основания или признака, значения не имеет. Она не вносит сомнений в твёрдое знание и не колеблет основательное убеждение”. Например, можно предположить, что море Барлы (т.е. озеро Эгридир) превратится в бекмес или в масло, то есть можно говорить о вероятности этого.

Но поскольку эта вероятность не исходит из какого-либо признака, то она никак не влияет на наше знание того, что это озеро находится на месте и состоит из воды, не пробуждает в нас сомнений и подозрений.

Итак, подобно этому, мы исследовали каждую сторону всего сущего, каждый уголок Вселенной и, как говорится в “Первом Разделе” – от частиц до звёзд, а во “Втором Разделе” – от сотворения небес и земли до индивидуальных особенностей лица – и у какой вещи мы бы ни спросили, языком своего состояния она свидетельствует о единобожии и показывает его печать. Ты и сам это видел… Так что среди всего имеющегося во Вселенной нет никакого признака, на котором бы могла обосноваться вероятность многобожия. Заявление о многобожии является абсолютно безосновательным, бессмысленным словом и голословным утверждением, а делать подобного рода заявления – это явная глупость и полное невежество.

Против этого доверенный заблудших сказать уже ничего не может и только лишь говорит: “Признаком многобожия является система причин, имеющаяся во Вселенной. Всякая вещь связана с какой-либо причиной. А раз так, причины действительно обладают влиянием. Если же у них есть влияние, то они могут быть сотоварищами?”.

Ответ. По требованию Божественной воли и мудрости и по необходимости проявления многих Божественных имён, следствия связаны с причинами. Каждая вещь привязана к какой-либо причине. Однако во многих “Словах” мы твёрдо доказали, что истинным созидающим воздействием причины не обладают. Теперь же мы скажем лишь следующее: среди причин самым достойным, обладающим самой широкой волей и самым обширным влиянием, является человек. И среди деяний его воли самыми явными являются такие вещи, как питание, речь и мышление. Но эти питание, разговор и мышление состоят из весьма удивительных и мудро взаимосвязанных цепочек. И из ста звеньев этих цепочек в руки человеческой воли дано лишь одно звено. Например, в потреблении пищи, из цепи процессов, начинающихся от питания клеток и кончающихся созреванием плодов, воля человека активирует лишь процесс пережёвывания пищи. И из цепи процессов речи человеку дана лишь подача сжатого воздуха на формы, составленные для извлечения звуков. А одно-единственное слово на устах подобно семечку, произрастающему в большое дерево. В воздухе оно приносит миллионы точно таких же, как это слово, плодов, входит в уши миллионов слушателей. Такого плодородного колоса могут достичь лишь руки человеческого воображения. Как же до него дотянутся коротенькие руки человеческой воли?!

Поскольку руки человека, среди причин являющегося самым достойным и обладающим наиболее сильной волей, настолько далеки от истинного созидания, то могут ли быть истинными владельцами чего-либо другие неодушевлённые создания, животные, элементы и природа? Каждая из этих причин является лишь “обёрткой” Божественного творчества, доставщиком даров Всемилостивого. И, конечно, ни блюдо, на котором подан подарок царя, ни ткань, в которую он завернут и ни слуга, который его принёс, не могут быть сотоварищами во власти этого царя. И тот, кто их вообразит такими, совершит вздорную глупость. Также ни внешние причины, ни средства не могут иметь абсолютно никакой доли в Божественном Господстве. Кроме обязанности поклонения, у них нет в этом никакой участи.

Вторая Тема

Отчаявшийся доверенный многобожников, желая разрушить взгляды людей единобожия сомнениями и подозрениями, задаёт следующий вопрос:

“Эй, люди единобожия! Вы говорите:

قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ ۞ اَللّٰهُ الصَّمَدُ  «Скажи: Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный.» (Коран, 112:1-2). “Создатель Вселенной – Один, Един и Самодостаточен. И Он – Создатель всякой вещи. Наряду с тем, что Он один, поводья всех вещей находятся в Его распоряжении, и Он держит “хохол” всякой вещи; и при этом совершение Им одного дела не мешает одновременному выполнению другого. Он одновременно может управлять всеми вещами во всех их состояниях”. Как можно верить в такое удивительное положение? Как может Некто конкретный, один и единственный, без каких бы то ни было затруднений, в бесчисленных местах совершать бесконечное число дел?”.

Ответ. На этот вопрос отвечают изложением весьма глубокого и тонкого, очень высокого и широкого секрета единства и самодостаточности Бога. Человеческий разум же может обозреть этот секрет лишь с помощью подзорной трубы примера и телескопа уподобления. Суть и качества Всевышнего, безусловно, ни подобий, ни примеров не имеют, однако с помощью подобий и примеров можно в некоторой степени посмотреть на Его деятельность. И мы тоже укажем на этот секрет посредством материальных подобий-примеров.

Первый пример. Итак, как было доказано в “Шестнадцатом Слове”, посредством многочисленных зеркал одна конкретная, определённая личность обретает множественность. Она выходит на положение множества, будучи истинной элементарной единицей. Да, подобно тому, как стекло и вода становятся зеркалами для телесных предметов, и с ними одно-единственное физическое тело приобретает множественность, также и воздух, эфир и некоторые создания мира Мисаль становятся для источников света и духовных существ некими зеркалами и средствами перемещения, позволяющими им двигаться со скоростью молнии и воображения, так что те светящиеся создания и духовные существа странствуют со скоростью мысли по тем тонким зеркалам и лёгким, изящным средам, одновременно заходят в тысячи мест и, поскольку они имеют световую суть, а их отражения в точности подобны им самим и обладают их свойствами, то можно сказать, что они лично присутствуют в каждом из тех мест. Отражения же плотных тел считаются мёртвыми, поскольку не являются такими же, как они сами. Например, Солнце, будучи некой определённой единицей, через отражение в блестящих вещах обретает своё множество. Каждому блестящему предмету на поверхности Земли, даже каждой капле воды и каждому осколку стекла оно вручает в соответствии с их качествами по одному своему подобию. В каждом сверкающем предмете присутствуют солнечные тепло и сияние, семь цветов его спектра и солнечное подобие. Если вообразить, что Солнце обладало бы знанием и разумом, тогда каждое зеркало стало бы его обителью, его сидением и троном, и с каждой вещью оно могло бы контактировать лично, и, как по телефону, могло бы общаться с каждым обладателем разума посредством зеркал и даже посредством зрачков. И одно не мешало бы другому. Одна беседа не препятствовала бы другой. Находясь в каждом месте, оно не было бы ни в одном из них.

Интересно, если Солнце, которое из тысячи и одного имени Аллаха является незначительным, материальным и неодушевлённым зеркалом одного лишь имени “Нур”, наряду со своей определённостью удостаивается исполнения множества дел во множестве мест, то почему Сам Всевышний Творец, наряду с обладанием Единой Сути, не сможет одновременно вершить бесчисленные дела?

Второй пример. Поскольку Вселенная представляет собой некое дерево, то каждое из деревьев может служить неким примером её истин. Так что и мы, приняв за уменьшенную копию вселенной эту величавую чинару, стоящую перед нашим домом, представим посредством неё проявление во вселенной Единства Аллаха. Итак, это дерево имеет, как минимум, десять тысяч плодов. Каждый плод имеет, как минимум, сотню крылатых семян. И все эти десять тысяч плодов и миллион семян, вместе и одновременно, удостоены одного творчества и созидания. Между тем, единственный и определённый центральный закон образования этого дерева, называемый узлом жизни, с проявлением Божественной воли и основой Господнего повеления находящийся в исходном семечке этого дерева, в его корне и стволе, присутствует также и в каждом ответвлении, в каждом плоде и в каждом семечке. И все они создаются в соответствии с этим законом так, что ни что не упускается и ни что друг другу не мешает. И это одно-единственное проявление воли, этот закон-повеление не поступает во все те места, распространяясь подобно свету, температуре и воздуху. Потому что на длинных расстояниях между теми местами и в различных творениях он не оставляет никаких следов, там не видно ни одного его признака. Если бы он поступал туда посредством рассеивания, то его следы и признаки были бы видны. Скорее, оттого что сам он не разветвляется и не рассеивается, то потому и находится возле каждого из тех мест. И всё то множество дел не противоречит его единству и определённости. Даже можно сказать, что то проявление воли, тот закон-повеление и узел жизни находится в каждом из тех мест и ни в одном из них его нет. Словно каждый плод и каждое семечко этого величавого дерева является отдельным ухом, отдельным глазом того закона. Скорее даже каждый отдел дерева выступает в роли отдельного центра чувств этого закона-повеления, а длинные части, лежащие между ними, стали завесами, но не для того, чтобы образовывать какие-либо препятствия, а для того, чтобы, подобно телефонным проводам, быть средствами облегчения и приближения. И самое далёкое становится самым близким.

Поскольку одно-единственное незначительное проявление такого качества Единого и Самодостаточного Творца, как “Воля”, без всяких средств становится основой для миллиона дел в миллионе мест, то нужно в степени зрительной несомненности быть уверенным в том, что Сам Всевышний, через проявление Своих воли и могущества, может одновременно управлять всем древом мироздания, со всеми его частями и частицами.

Повторим ещё раз, что уже было пояснено в “Шестнадцатом Слове”: Поскольку такие бессильные и подчинённые создания, как Солнце, и такие полусветлые и ограниченные материей творения, как духовные существа, а также проявления воли и повеления-законы, являющиеся духовным светом, некой душой, узлом жизни и центром управления этой чинары, по секрету распространения света, находясь в одном месте и будучи одной определённой единицей, явно могут присутствовать в очень многих местах и делах. И, являясь неким элементом, ограниченным материей, они обретают положение множества и, очевидно, с некой частицей воли одновременно принимают участие в весьма многочисленных и разнообразных делах. Ты сам это видишь и отрицать не можешь…

Интересно, какая вещь может укрыться от единого внимания в видимой деятельности и от указывающих на всецелую волю и абсолютное могущество проявлений качеств Одного-Единственного Пресвятого Творца, являющегося свободным от материи и возвышенным над ней… Который свободен и пречист от границ всяких пределов и мраков плотности… тусклыми тенью и отблеском света святых имён Которого являются все эти сияния и все эти светящиеся создания… и неким полупрозрачным зеркалом красоты Которого являются всё бытие, вся жизнь, мир духов, миры Барзах и Мисаль… Чьи качества всеобъемлющи, а деятельность всецела?! Какое дело может оказаться для Него сложным?! Какое место может скрыться от Него?! Какая единица может быть для Него далёкой?! Какая личность, не обретшая множество, сможет к Нему приблизиться?! Может ли вообще что-то от Него скрыться?! Может ли какое-либо Его дело препятствовать другому Его делу?! Может ли какое-то место остаться без Его присутствия?! Разве не будет у Него, как сказал Ибн Аббас (Да будет доволен им Аллах): “духовного зрения и слуха, видящего и слышащего каждое отдельное существо?!”. Разве цепи созданий не будут проводами и нервами для быстрого распространения Его повелений и законов?! Разве не будут препятствия и преграды средствами и причинами в Его управлении?! А средства и причины разве не окажутся лишь внешними завесами?! Разве Он не сможет, не находясь нигде, присутствовать в каждом месте?! Разве будет Он нуждаться в занятии какого-либо места или объёма?! Разве может какая-либо удалённость, или малость, или какие-либо завесы уровней существ оказаться препятствием для Его близости, управления и контроля?! И разве могут такие признаки, как изменение, преобразование, занятие какого-либо пространства и деление, необходимо присущие материальным, вероятным, плотностным, множественным, ограниченным и имеющим пределы существам, прилагаться к Пресвятой Сути Творца, пречистого от материи, являющегося Светом Света, Единого и Единственного, свободным от всяких рамок, независимым от всяких ограничений, далёким от изъянов и недостатков?! Разве может слабость хоть как-то приличествовать Ему?! Никакие недостатки и изъяны не могут хоть как-то приблизиться даже к Подножию Его Славы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОЙ ТЕМЫ

Однажды, размышляя о Единобожии, я взглянул на плоды растущей перед моим окном чинары, и в сердце возникла некая цепочка осмысления на арабском языке. Изложив её так, как она возникла, то есть на арабском, после я поясню её краткий смысл. Итак:

نَعَمْ فَالْاَثْمَارُ وَالْبُذُورُ مُعْجِزَاتُ الْحِكْمَةِ خَوَارِقُ الصَّنْعَةِ هَدَايَاءُ الرَّحْمَةِ بَرَاهٖينُ الْوَحْدَةِ بَشَائِرُ لُطْفِهٖ فٖى دَارِ الْاٰخِرَةِ شَوَاهِدُ صَادِقَةٌ بِاَنَّ خَلَّاقَهَا لِكُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلٖيمٌ كُلُّ الْاَثْمَارِ وَالْبُذُورِ مَرَايَاءُ الْوَحْدَةِ فٖى اَطْرَافِ الْكَثْرَةِ اِشَارَاتُ الْقَدَرِ رُمُوزَاتُ الْقُدْرَةِ بِاَنَّ تَاكَ الْكَثْرَةَ مِنْ مَنْبَعِ الْوَحْدَةِ تَصْدُرُ شَاهِدَةً لِوَحْدَةِ الْفَاطِرِ فِى الصُّنْعِ وَالتَّصْوٖيرِ ثُمَّ اِلَى الْوَحْدَةِ تَنْتَهٖى ذَاكِرَةً لِحِكْمَةِ الْقَادِرِ فِى الْخَلْقِ وَالتَّدْبٖيرِ وَكَذَاهُنَّ تَلْوٖيحَاتُ الْحِكْمَةِ بِاَنَّ صَانِعَ الْكُلِّ بِكُلِّيَّةِ النَّظَرِ اِلَى الْجُزْئِىِّ يَنْظُرُ ثُمَّ اِلٰى جُزْئِهٖ اِذْ اِنْ كَانَ ثَمَرًا فَهُوَ الْمَقْصُودُ الْاَظْهَرُ مِنْ خَلْقِ هٰذَا الشَّجَرِ فَالْبَشَرُ ثَمَرٌ لِهٰذِهِ الْكَائِنَاتِ فَهُوَ الْمَطْلُوبُ الْاَظْهَرُ لِخَالِقِ الْمَوْجُودَاتِ وَالْقَلْبُ كَالنَّوَاةِ فَهُوَ الْمِرْاٰةُ الْاَنْوَرُ لِصَانِعِ الْكَائِنَاتِ مِنْ هٰذِهِ الْحِكْمَةِ صَارَ الْاِنْسَانُ الْاَصْغَرُ فٖى هٰذِهِ الْمَخْلُوقَاتِ هُوَ الْمَدَارُ الْاَظْهَرُ لِلنَّشْرِ وَالْمَحْشَرِ فٖى هٰذِهِ الْمَوْجُودَاتِ وَالتَّخْرٖيبِ وَالتَّبْدٖيلِ لِهٰذِهِ الْكَائِنَاتِ

Источником этого размышления на арабском послужило следующее:

فَسُبْحَانَ مَنْ جَعَلَ حَدٖيقَةَ اَرْضِهٖ مَشْهَرَ صَنْعَتِهٖ مَحْشَرَ حِكْمَتِهٖ مَظْهَرَ قُدْرَتِهٖ مَزْهَرَ رَحْمَتِهٖ مَزْرَعَ جَنَّتِهٖ مَمَرَّ الْمَخْلُوقَاتِ مَسٖيلَ الْمَوْجُودَاتِ مَكٖيلَ الْمَصْنُوعَاتِ فَمُزَيَّنُ الْحَيْوَانَاتِ مُنَقَّشُ الطُّيُورَاتِ مُثَمَّرُ الشَّجَرَاتِ مُزَهَّرُ النَّبَاتَاتِ مُعْجِزَاتُ عِلْمِهٖ خَوَارِقُ صُنْعِهٖ هَدَايَاءُ جُودِهٖ بَشَائِرُ لُطْفِهٖ تَبَسُّمُ الْاَزْهَارِ مِنْ زٖينَةِ الْاَثْمَارِ تَسَجُّعُ الْاَطْيَارِ فٖى نَسْمَةِ الْاَسْحَارِ تَهَزُّجُ الْاَمْطَارِ عَلٰى خُدُودِ الْاَزْهَارِ تَرَحُّمُ الْوَالِدَاتِ عَلَى الْاَطْفَالِ الصِّغَارِ تَعَرُّفُ وَدُودٍ تَوَدُّدُ رَحْمٰنٍ تَرَحُّمُ حَنَّانٍ تَحَنُّنُ مَنَّانٍ لِلْجِنِّ وَ الْاِنْسَانِ وَ الرُّوحِ وَ الْحَيْوَانِ وَ الْمَلَكِ وَ الْجَانِّ

Итак, краткий смысл этого размышления таков:

Каждые из плодов и находящихся внутри них семян представляют собой по одному чуду мудрости Господа, по одному дару Божьей милости, по одному материальному доказательству Единобожия, по одному радостному вестнику прекрасных даров Всевышнего в вечной жизни, по одному верному свидетелю всеобъемлемости Его могущества и всеохватности Его знания. Плоды и семена отражают единственность, видимую во всём мире множеств и во всех мирах, разветвившихся подобно этой чинаре. Они обращают взоры зрителей от множества к единственности. Языком своего состояния каждый из них говорит: “Не растворись и не утони внутри этого раскинувшего свои ветви дерева! Всё оно находится в нас, его множество входит в нашу единственность”. Даже каждое семечко, подобное некому сердцу каждого плода, как оно является отдельным материальным зеркалом единственности, так и неким тихим поминанием сердца оно вторит громкие поминания (Творца), произносимые огромным деревом, и повторяет все читаемые им имена (Аллаха).

И как эти плоды и семена представляют собой зеркала единственности, так же они являются очевидными указателями предопределения и воплощёнными признаками могущества, так что предопределение ими указывает, а могущество, словно словами, посредством них говорит: “Многочисленные толстые и тонкие ветви этого дерева появились из одного-единственного семечка и указывают на единственность Мастера, создавшего его и придавшего ему форму. Затем, когда это дерево, разросшись, разветвилось и распространилось, все его реалии собрались в одном его плоде. Все его значения разместились в одном его семечке. Что показывает мудрость Всемогущего Создателя в созидании и принятии мер…” Также и древо этой Вселенной берет своё существование и взращивается из одного источника единственности. И человек, являющийся плодом этой Вселенной, показывает единственность среди этого множества существ, а также и его сердце видит глазами веры среди множества секрет единственности.

Те же плоды и семена являются разъяснениями мудрости Господа. Мудрость говорит посредством них разумным людям: “Общее внимание и общие меры, обращённые к этому дереву, своими общностью и всецелостью смотрят за одним-единственным плодом, так как этот плод является уменьшенной копией этого дерева и его результатом. И те всецелое внимание и общие меры обращены также и к каждому семечку, находящемуся внутри плода, потому что семечко несёт в себе суть и “оглавление” всего дерева. Значит, Тот, Кто управляет этим деревом, со всеми Его именами, связанными с тем управлением, проявляет интерес к каждому плоду, являющемуся целью существования этого дерева и смыслом его сотворения. И порой ради этих маленьких плодов огромное дерево подрезается, обрубается и некоторые его части ради обновления уничтожаются. А иногда, для того чтобы оно ещё дольше приносило прекрасные плоды, дерево прививают…” И точно также человек, играющий роль плода этого древа Вселенной, является смыслом создания и существования мира, а также целью сотворения всего сущего. И сердце человека, являющееся семечком того плода, представляет собой самое светлое и самое содержательное зеркало Творца Вселенной. И вот, исходя из этой мудрости, этот маленький человек становится причиной для разрушения и преобразования Вселенной, являющейся основой для таких великих превращений, как Судный День и Воскресение из Мёртвых. Для суда над человеком закроются двери этого мира, и откроются врата мира иного.

Поскольку речь зашла о Воскресении из мёртвых, то здесь уместно объяснить одну истину, показывающую красоту и мощь изложения Корана-Превосходно Разъясняющего о Судном Дне.

Итак, если потребуется, то для суда над человеком и для обретения им вечного счастья будет разрушена вся Вселенная, и сила, способная разрушить её и преобразовать, существует. Однако Воскрешение имеет различные уровни, вера в некоторую их часть является обязательной, познание их необходимо. Другая же часть открывается в соответствии со степенью развития духа и в зависимости от уровня мышления, и в этой же степени становится необходимым знание и постижение их. Мудрый Коран для того, чтобы твёрдо и основательно доказать самый простой и лёгкий уровень Воскрешения, показывает силу, способную создать его самый большой и самый широкий круг. Итак, уровень воскрешения, в который должен верить каждый, заключается в следующем: после смерти людей их души переходят в другое местопребывание. Тела их разлагаются, но самый маленький элемент этих тел, называемый “кончик копчика”, выступая в качестве семечка и косточки, остаётся нетленным. И на основе этих элементов Всевышний в День Воскресения из Мёртвых заново создаст тела этих людей и отправит им их души. Так вот, этот уровень является настолько лёгким, что миллионы его подобий наблюдаются каждой весной.

И иногда, для доказательства истинности этого уровня, аяты Корана показывают такой круг, где правит могущество, способное воскресить и привести на судный день все частицы. А порой показывает признаки таких силы и мудрости, которые способны, погубив всё сущее, создать его заново. А некоторые из них показывают следы деятельности таких могущества и мудрости, которым по силам рассеять звёзды и расколоть небеса. Другие показывают правление и проявление таких мудрости и мощи, которые могут умертвить всех обладателей жизни, а затем снова моментально оживить их одним возгласом. Некоторые же показывают признаки таких силы и мудрости, которые способны по отдельности воскресить и собрать каждое живое существо на земле. А порой они показывают следы таких мудрости и могущества, которые могут полностью разнести в куски весь Земной шар, разбросать горы, а затем, приведя в порядок, вернуть их в более прекрасный вид. Следовательно, с теми мудростью и силой можно произвести не только воскрешение, которое обязательно для веры и познания каждого, но и ещё много других его уровней. Если Божественная Мудрость сделала это необходимостью, то наряду с воскрешением человека и судом над ним, Она сотворит и все те другие уровни, или даже наиболее важные из них сотворяет…

Один вопрос. В “Словах” ты часто используешь примеры-сравнения. Однако согласно логике пример-сравнение не передаёт достоверности. А в достоверных вопросах нужны логические доказательства. Согласно учёным основ шариата, примеры-сравнения применяются лишь в тех вопросах, в которых достаточно господствующего мнения.

Порой примеры ты излагаешь в виде рассказов. Рассказ же – это некое воображение, реальностью быть не может. Разве это не противоречит достоверности?

Ответ. Это правда, что наука логика говорит: “Сравнительный пример твёрдой достоверности не передаёт”. Однако есть один вид сравнительных примеров, который сам по себе намного сильнее, чем достоверные аргументы логики, и который более несомненен, чем логика, о которой говорится в первой части вопроса. И смысл этого вида заключается в следующем: суждение возводится на некой всеобъемлющей истине, край которой показан посредством одного элементарного примера. Этот пример показывает действие закона той истины в одной отдельной статье, дабы с тем та великая истина получила известность и эти частные статьи вошли в неё.

Например: “Солнце, будучи одним-единственным телом, посредством своего излучения находится в каждой блестящей вещи”, – этим примером показывается закон, заключающийся в том, что для света и светящихся созданий ограничений быть не может. Далёкое для них равно близкому, малое – многому, и их не может удержать место.

И например, такое выражение: “Плоды и листья некого дерева в одно время и в одном виде, с лёгкостью и в совершенстве создаются и образуются в соответствии с одним законом-повелением”, – является неким примером, который показывает край одной великой истины и одного всеобъемлющего закона. И эта истина, и её закон весьма твёрдо доказывают, что эта огромная Вселенная так же, как и то дерево, подчинена этому закону и тайне единства, и она является местом их действия.

Так вот, все примеры-сравнения книги “Слова” принадлежат этой разновидности примеров, поэтому они более сильны и достоверны, чем твёрдые аргументы логики.

Ответ на второй вопрос. Известно, что в соответствии с наукой риторики, если истинный смысл какого-либо слова или фразы будет использован только лишь как инструмент для передачи какого-то другого смысла, то это называется “иносказанием” или “метафорой”. И буквальный смысл слова, именуемого “иносказанием”, не является почвой для суждения об истинности или неистинности слов. Скорее, почвой для такого суждения становится смысл иносказания. Если этот смысл верен, то это слово – правда. И даже если буквальный смысл будет ложным, верности это не повредит. Если же смысл иносказания лжив, а буквальный смысл верен, то это слово – ложь.

Примером иносказания может быть следующее. Есть такое выражение: “Филанун тавилюн – неджад”, т.е. “Портупея сабли такого-то длинна”. Эта фраза является метафорическим указанием на высокий рост этого человека. Если он является высоким, то даже несмотря на то, что у него нет ни сабли, ни портупеи, эта фраза верна и правдива. Если же рост того человека невысокий, но у него есть какая-то длинная сабля или длинная портупея, всё равно эта фраза является лживой. Потому что буквального смысла она не подразумевает.

Так вот, рассказы “Десятого”, “Двадцать второго Слова”, и рассказы других “Слов” относятся к разряду иносказаний. Истины, скрывающиеся за весьма верными, очень правдивыми и соответствующими действительности рассказами, являются их иносказательными смыслами. Буквальные же смыслы этих рассказов являются неким подобием бинокля. Каким бы он ни был, верности и истинности это не повредит. И каждый из тех рассказов является неким уподоблением. Лишь для лучшего понимания широких масс, язык состояния в них был переведён в язык речи, а духовные личности показаны, как физические.

Третья Тема

После получения твёрдого, вразумительного и убеждающего ответа на второй вопрос (Примечание), доверенный всех заблудших задаёт следующий, третий вопрос. Он говорит:

“Такие выражения Корана, как:

اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ ، اَرْحَمُ الرَّاحِمٖينَ   …Наилучший из творцов” (Коран, 23:14) и “…Милосерднейший из милосердных” (Коран, 7:151), дают предположить, что существуют другие творцы и милосердные. Также вы говорите, что Создатель Миров обладает безграничными совершенствами и что все Его совершенства вбирают в себя самые высшие степени. Однако совершенства чего-либо познаются по их противоположности. Если бы мы не ведали мучения, то не знали бы, что такое наслаждение; если не будет мрака, то свет не найдёт подтверждения; если бы не было разлуки, встреча не приносила бы радости и так далее”.

Ответ. На первое сомнение мы ответим “Пятью Указаниями”:

ПЕРВОЕ УКАЗАНИЕ. То, что Мудрый Коран от начала и до конца доказывает и показывает единобожие, является твёрдым доказательством того, что эти его выражения и им подобные не являются такими, какими вы их себе вообразили. Скорее слова:  اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ  «Наилучший из творцов» означают, что “уровень Его созидательного творчества находится на самой высшей степени”, и никоим образом не означают существования множества творцов. У созидания имеется много уровней. И выражение:

اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ  «Наилучший из творцов» означает, что: “Всевышний Создатель обладает самым прекрасным, самым высшим уровнем созидания из всех возможных”.

ВТОРОЕ УКАЗАНИЕ. Такие обороты, как: اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ  «Наилучший из творцов» относятся не к множеству творцов, а скорее к разновидностям сотворенности. То есть они передают следующий смысл: “Это Такой Создатель, Который каждую вещь создаёт в достойном виде, делая это на самом высшем уровне”. Этот же смысл передают такие аяты, как:

 اَحْسَنَ كُلَّ شَىْءٍ خَلَقَهُ  «…Совершенный вид придал всему, что создал…» (Коран 32:7)


Примечание: Имеется в виду вопрос, заданный в начале Второй Темы, а не тот короткий вопрос из её заключения

ТРЕТЬЕ УКАЗАНИЕ. Сопоставления, имеющие место в таких выражениях, как:

 خَيْرُ الْمُحْسِنٖينَ ، خَيْرُ الْفَاصِلٖينَ ، اَللّٰهُ اَكْبَرُ ، اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ

“Наилучший из творцов”, “Аллах превелик”, “Наилучший из различителей”, “Наилучший из благодетелей” 

 не являются сопоставлением и предпочтением качеств и деяний, присущих Господу Богу, перед обладателями их подобий. Потому что красоты и совершенства, имеющиеся во всей Вселенной, во всех джиннах, людях и ангелах, в сравнении с Его совершенством являются лишь слабой тенью. Скорее сопоставление присутствует лишь на взгляд людей, и особенно людей беспечных.

Например, рядовой солдат перед своим сержантом проявляет подчинение и уважение, всё благо видит от него и мало думает о своём государе. И даже когда думает, то и тогда свои благодарности адресует сержанту. Итак, такому солдату скажут: “Послушай, государь главнее твоего сержанта. Благодари только его…” Так вот, это не сопоставление незначительного и внешнего командования его сержанта с реальным, действительным и великим командованием императора, потому что такое сопоставление и показ превосходства бессмысленны. Скорее, это имеет место в отношении предпочтений и привязанностей того рядового: он предпочитает и благодарит своего сержанта, так как сержант ближе к нему.

Подобно этому, внешние причины, кажущиеся творцами и дарителями, на взгляд беспечных становятся завесой, закрывающей от них Истинно Дарующего (Творца). Они цепляются за те причины и считают, что блага и дары исходят от них. Благодарности и прославления адресуют им. Коран же говорит: “Господь Бог – более высокий, более прекрасный Создатель, более благодетельный Даритель. Смотрите на Него и Его благодарите”.

ЧЕТВЁРТОЕ УКАЗАНИЕ. Как сопоставление и предпочтение имеют место быть среди существующего, так же они могут происходить и в вероятных, и даже в воображаемых вещах. Подобно тому, как в большинстве свойств имеются многочисленные уровни, также и в сути Божественных Имён и святых качеств Всевышнего, с точки зрения разума, могут находиться, бесчисленные степени. Однако Господь Бог – на самых совершенных и на самых прекрасных уровнях всех возможных, мыслимых и немыслимых степеней тех имён и качеств. Вся вселенная своим совершенством свидетельствует об этой истине. Аят: 

لَهُ الْاَسْمَٓاءُ الْحُسْنٰى‌  «У Него самые прекрасные имена» (Коран, 59:24) описывая Его имена, как прекраснейшие, излагает этот смысл…

ПЯТОЕ УКАЗАНИЕ. В этих сопоставлениях и предпочтениях имеется не противопоставление Всевышнего земному, а скорее в них говорится о двух видах проявлений Его качеств:

Первое. Его правление в соответствии с тайной Единства происходит за завесами средств и причин в виде некого всеобщего закона.

Второе. В соответствии с тайной Его Единственности, Его непосредственное, без завес, правление происходит с неким особым вниманием. Это значит, что Его непосредственные дары, созидание и величие, проявляющиеся по тайне Его Единственности, более значительны, более прекрасны и более высоки, чем признаки Его милости, созидания и величия, видимые через удостоенные этого средства и причины.

Например, представим, что у некого царя – но у некого святого царя – все его чиновники и командиры являются только лишь некой завесой, а вся власть и вся деятельность находятся в его собственных руках. Тогда управление и деятельность этого царя имеют два вида:

Первый вид: под видом внешних чиновников и командиров, в соответствии с полномочиями их поста, отдача распоряжений и показ деятельности согласно некому всеобщему закону.

Второй: его непосредственные царские дары и деятельность, которые производятся не по всеобщему закону и без завес внешних служащих, и которые можно назвать более прекрасными и более высокими.

И точно также Создатель Вселенной, являющийся Извечным и Вечным Царём, сделал причины и средства завесой Своей деятельности, чем показал величие Своего Господства, но установил в сердцах Своих рабов по некому личному телефону, дабы они, оставив позади причины, обращались к Нему напрямую. И он наложил на них обязанность поклонения и, сказав: “повторяйте такие слова:

اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَاِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ  «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Коран, 1:5) повернул их лица от Вселенной к Себе. Так вот, такие выражения, как:

 اَللّٰهُ اَكْبَرُ ، اَرْحَمُ الرَّاحِمٖينَ ، اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ

“Наилучший из творцов”, “Милосерднейший из милосердных” и “Аллах превелик”

имеют вышеупомянутый смысл.

Ответ на второе сомнение доверенного многобожников состоит из пяти знаков.

ПЕРВЫЙ ЗНАК. Он говорит: “Если у чего-либо не будет противоположности, то как оно может быть совершенным?”

Ответ. Задающий такой вопрос не знает истинного совершенства. Он представляет себе лишь совершенство относительное. Между тем, качества, достоинства и превосходства, связанные с другими и рождающиеся в результате сопоставления с ними, являются неистинными, относительными и слабыми. Если те, другие, скроются с глаз, то умолкнут и они. Например, мы ценим тепло лишь при воздействии сильного холода. Наслаждение едой происходит после испытания голода. Если исчезнут те, то убудут и эти. Однако истинными наслаждением, любовью, совершенством и добродетелью являются те, которые не основываются на сравнениях с другими, а находятся в самой сути и сами по себе являются некой твёрдой реальностью. Такие вещи, как наслаждение существованием, наслаждение жизнью, наслаждение любовью, наслаждение познанием, наслаждение верой, наслаждение вечностью, наслаждение милостью и наслаждение состраданием, красота света, красота зрения, красота речи, красота великодушия, добрый нрав, благопристойная внешность, совершенная сущность, совершенное качество и совершенные действия, являющиеся достоинствами сами по себе, независимо от того, есть другие или нет, изменению не подвержены.

Так вот, все совершенства Всевышнего Творца, Прекрасного и Совершенного Создателя являются истинными и естественными, что-либо другое и земное на них влиять не может, но может лишь удостоиться их проявления.

ВТОРОЙ ЗНАК. Сейид Шериф-и Джурджани в книге “Шерх-уль Мевакыф” сказал: “Причиной любви является либо наслаждение, либо выгода, либо половое влечение, либо совершенство. Потому что совершенство любимо само по себе”. То есть, что бы ты ни любил, любовь эта исходит или из-за наслаждения, или из-за выгоды, или из-за некого полового влечения, подобного желанию иметь детей, или же из-за совершенства. Если из-за совершенства, то в присутствии какой-то другой причины нет необходимости, его любят самого. Например, в старые времена людей, обладающих какими-либо совершенствами, любил каждый, каждый радовался им, хотя не был ничем с ними связан.

Так вот, все качества Всевышнего, все уровни Его Прекраснейших Имён и все их достоинства являются истинными совершенствами, а потому любимы сами по себе, то есть являются “Махбубатун лизатиха”. Всевышний Творец, являющийся Истинным Возлюбленным и Поистине Любимым, в достойном Себя виде любит эти Свои истинные совершенства, и эти красоты Своих качеств и имён. И Он любит Своё искусство, Свои творения и красоты Своих созданий, которые удостоены этих Его совершенств и являются их зеркалами. И любит пророков и святых, особенно Своего Почтеннейшего Любимца, являющегося Господином Всех Пророков и Царём Всех Святых. То есть, с любовью к Своей красоте, Он любит Своего Любимца, являющегося зеркалом Той Его красоты. И с любовью к Своим именам, Он любит этого Своего Любимца, удостоенного всех тех имён и обладающего разумом, а также любит его братьев. И с любовью к Своему искусству, Он любит этого Любимца, являющегося глашатаем и демонстратором того искусства, и любит ему подобных. И с любовью к Своим творениям, Он любит этого Своего Любимца, который, видя те создания, говорит: “Машааллах, Баракаллах, как они прекрасно созданы!” – одобряет и восхищается ими и любит стоящих за ним. И с любовью к красотам Своих созданий, Он любит этого вобравшего в Себя все прекрасные нравственные устои – Своего Почтеннейшего Любимца, и любит его последователей и братьев.

ТРЕТИЙ ЗНАК. Все совершенства, находящиеся во Вселенной, являются знамениями совершенства и указателями красоты Создателя. Но в сравнении с Его истинным совершенством, все красоты, совершенства и прелести Вселенной являются лишь слабой тенью. На эту истину мы укажем с помощью “Пяти Доводов”.

  • Первый Довод. Подобно тому, как некий прекрасный, роскошный, расписанный и украшенный дворец явно указывает на прекрасное строительное мастерство. И эти, являющиеся совершенным и прекрасным действием, ремесло строителя и ремесло художника необходимо указывают на некого совершенного деятеля, отличного мастера и инженера, а также на такие его звания и имена, как “художник и дизайнер”. И эти звания также указывают на совершенные творческие качества мастера. А те прекрасные и совершенные творчество и качества явно указывают на его совершенный талант и способности. Тогда как совершенный талант и способности свидетельствуют о совершенстве личности этого мастера и высоте его сущности.

Также и дворец этого мира, это совершенное, красивое произведение явно указывает на весьма совершенные действия. Потому что совершенства, имеющиеся в произведении, исходят от совершенства действий (по его созданию). Совершенные действия же указывают на Совершенного Деятеля и на Его совершенные имена, то есть на такие проявляющиеся в произведении Его имена, как Предусмотрительный, Дающий Образ, Мудрый, Милосердный и Украшающий. Совершенство же имён и званий, без всяких сомнений, говорит о совершенстве качеств Этого Деятеля. Если бы качества не были совершенными, тогда не могли бы быть совершенными и исходящие от них имена и звания. И совершенство этих качеств, безусловно, указывает на совершенство свойств Сущности, так как источником качеств являются они. А совершенство этих свойств Сущности явно и несомненно указывает на совершенство Самого Обладателя тех Свойств, и причём на такое это достойное совершенство, что хотя его сияние прошло через столько завес свойств, качеств, имён, действий и проявлений, всё равно показывает во Вселенной столько прелести, красот и совершенств.

Итак, с помощью твёрдых доказательств установлено существование естественных истинных совершенств. Тогда какая остаётся важность в совершенствах, которые нуждаются в ком-то другом и которые имеют место лишь с точки зрения превосходства их над себе подобными или над своими противоположностями. И ты понимаешь, насколько они оказываются тусклыми.

  • Второй Довод. Если взглянуть на эту Вселенную взором осмысления, то совесть, сердце и верная интуиция почувствуют, что Тот, Кто в такой степени придал красоту этой Вселенной, украсил её и нарядил различными прелестями, обладает высшей степенью совершенства и красоты, поэтому Он так и делает.
  • Третий Довод. Известно, что соразмерное, аккуратное, совершенное и красивое творчество опирается на весьма совершенную программу. Совершенная же и красивая программа указывает на совершенное знание, на некое красивое сознание и на прекрасную способность духа. Следовательно, нематериальная красота духа посредством знания проявляется в творчестве. Итак, эта Вселенная, со всеми её бесконечными материальными красотами, является просачивающимся проявлением духовной красоты и совершенного знания. И эти духовные красоты и совершенства являются проявлениями безграничной и вечной красоты и совершенства.
  • Четвёртый Довод. Известно, что дающий сияние должен быть сияющим… освещающий должен быть светящимся… дар исходит от богатства… доброта появляется от доброго. Поскольку это так, то целенамеренное качество наделения этой Вселенной такой красоты и прелести и оснащение всего сущего различными совершенствами, как свет показывает солнце, показывают некую извечную и вечную красоту.

Поскольку все создания, словно некая великая река, протекая через поверхность Земли, вспыхивают и угасают в лучах сияния совершенств. И как блистает та река отражением солнца, так и этот поток созданий временно вспыхивает сияниями совершенства, прелести и красоты, а затем движется дальше. И из того, что идущие следом показывают то же самое сияние и блистают подобно ушедшим, становится понятно, что так же, как прелести и красоты, видимые в гребешках волн на поверхности воды, принадлежат не им, а являются красотами и прелестями сияния солнца, так и красоты и совершенства, временно блистающие в этом потоке Вселенной, являются сияниями красоты имён Безначального и Бесконечного Светила.

نَعَمْ تَفَانِى الْمِرْاٰتِ زَوَالُ الْمَوْجُودَاتِ مَعَ تَجَلِّى الدَّائِمِ مَعَ الْفَيْضِ الْمُلَازِمِ مِنْ اَظْهَرِ الظَّوَاهِرِ اَنَّ الْجَمَالَ الظَّاهِرَ لَيْسَ مُلْكَ الْمَظَاهِرِ مِنْ اَفْصَحِ تِبْيَانٍ مِنْ اَوْضَحِ بُرْهَانٍ لِلْجَمَالِ الْمُجَرَّدِ لِلْاِحْسَانِ

 الْمُجَدَّدِ لِلْوَاجِبِ الْوُجُودِ لِلْبَاقِى الْوَدُود

«Да, наряду с постоянным сиянием и неизменной красотой, гибель всех созданий и исчезновение зеркал, ясно говорят о том, что эта красота не принадлежит тем удостоенным её созданиям, в которых она видна. Явно, что те прелесть и красота являются твёрдыми доказательствами непрерывно обновляющихся даров и непринадлежащей этому миру красоты Необходимо Сущего, Вечно Любящего Аллаха…«

  • Пятый Довод. Известно, что, если об одном и том же происшествии расскажут люди, пришедшие из разных мест, по разным дорогам, то это укажет на факт действительного свершения этого происшествия.

Так вот, разные по своим путям и принципам познания, по своим способностям и эпохам жизни, все святые и праведные люди, обладающие озарениями и явными чувствами, созерцанием и ясным видением доказательств единобожия, хотя они и следовали по весьма различным уровням изысканий истины, по разным путям приближения (к Создателю), по разнообразным принципам совершенствования и по различным школам истинных учёных, но в своих озарениях, ощущениях и наблюдениях они объединились в том, что красоты и совершенства, видимые во Вселенной и в зеркалах созданий, являются проявлениями совершенства Одного Необходимо Сущего (Создателя) и отражениями красоты Его имён. Соглашаясь в этом, все вместе они образуют несокрушимо твёрдое доказательство.

Думаю, что доверенный заблудших, чтобы не слышать этого “Знака”, вынужден заткнуть уши и убежать. Вообще мрачные головы не могут, подобно летучим мышам, перенести такого света. А в таком случае принимать их во внимание больше не будем.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЗНАК. Наслаждение, красота и прелесть чего-либо обращены, прежде всего, к тем, кто их удостоен, а не к их подобиям. Например, щедрость – это благородное нравственное качество. И некто щедрый, по сравнению с относительным наслаждением, полученным в результате превосходства над другими щедрыми, в тысячу раз получит большее удовольствие от радости и счастья людей, которых он одарил. А также какой-либо обладатель милосердия и сострадания получает некое истинное наслаждение по степени спокойствия тех, кому он сочувствует. Например, наслаждение матери от счастья и спокойствия её детей, полученное через сострадание, является настолько сильным, что ради их покоя она готова пожертвовать своей душой. И даже курицу наслаждение этого сострадания заставляет бросаться на льва для защиты своих цыплят.

Итак, поскольку истинные красота, блаженство, наслаждение и совершенство, заложенные в высоких качествах, не сравниваются с подобными им или противоположностями, но обращены к тем, кто их удостоен и кто от них зависит, то, конечно, красота милости Живого и Вечно Сущего, Сострадательного и Жалостливого, Милостивого и Милосердного, Прекрасного и Совершенного Господа обращена к тем, кто удостоен этой милости. И счастье, довольство и комфорт тех, кто удостоился той милости, особенно тех, кто удостоился бесконечного разнообразия милости и сострадания в вечном раю, в соответствии со своими степенями, несут для Этого Милостивого и Милосердного Творца высокие, святые, прекрасные и чистые смыслы, именуемые достойными Его Сути состояниями. И это такие пречистые состояния, каждое из которых (поскольку шариат не позволяет этого, мы не можем назвать “святым наслаждением, пресвятым воодушевлением, пречистым блаженством и святой радостью”) является в бесконечной степени более возвышенным, более святым и чистым, чем любовь, блаженство и радость, видимые нами во Вселенной и ощущаемые среди существ, и это мы уже доказывали неоднократно. Если желаешь взглянуть на отдельные сияния тех смыслов, то посмотри через подзорную трубу следующих примеров:

Итак, например, если некто щедрый, благородный и добрый, для того чтобы устроить хорошее угощение для нищих, голодных и нуждающихся людей, разместит их на палубе красивого круизного корабля, а сам будет наблюдать за ними сверху; то ты поймёшь, насколько обрадуют и осчастливят этого великодушного человека и насколько ему будут приятны признательные принятия его даров теми нищими, благодарные наслаждения тех голодных и нуждающихся.

Такова радость человека, который не является истинным хозяином даже маленькой скатерти, он лишь исполняет обязанность служащего. Сравни с этим, каковы смыслы святой любви и милости, дать название которым мы бессильны, относящиеся ко Всемилостивому и Милосердному Творцу, Который отправил на познавательную прогулку по морю космического пространства всех джиннов, людей и животных, посадил их на огромный Земной шар, являющийся неким Господним судном, расстелил на его поверхности скатерть разнообразных блюд и, как на некий маленький завтрак, пригласил на это угощение всех живых существ. Кроме того, для настоящего, полноценного питания своих бесконечно нуждающихся и очень жаждущих встречи рабов, Он открыл в краю вечности, в бескрайнем времени, прекрасные и содержащие все виды наслаждений, постоянные и вечные райские сады, каждый из которых сделал отдельной скатертью даров, включающей в себя все бесчисленные разновидности удовольствий и угощений…

Ещё пример. Если некий искусный умелец, некий любящий демонстрировать своё искусство мастер изобретёт интересный аппарат, подобный говорящему без пластинки фонографу, затем соберёт его и проведёт показательный эксперимент… И если эта машинка в наилучшем виде покажет все задуманные и желаемые её мастером результаты, то насколько будет рад этот изобретатель, какую он почувствует гордость и как будет доволен! И даже сам себе скажет “Баракаллах”.

Так, если какой-то маленький человек бывает настолько доволен хорошей работой простого фонографа, появившегося в результате его несозидательного, только лишь внешнего искусства, то ведь Всевышний Творец создал в виде некой музыки, в виде некого фонографа всю огромную вселенную; и подобно этому, в виде такого Господнего фонографа и такой Божественной музыки Он создал землю и всех живых существ на ней, и среди живых существ особенно голову человека, да так, что перед этим Его искусством человеческая мудрость в изумлении кусает пальцы.

Так вот, поскольку все эти творения в весьма прекрасном виде и на высшем уровне показывают все ожидаемые от них результаты и исполняют созидательные предписания, именуемые, как особые поклонения, специфические прославления и определённые молитвы, и поскольку претворяются все заложенные в них Божественные замыслы, то являющиеся результатом этого пресвятые смыслы и пречистые состояния, которые мы не можем назвать, как гордость, удовлетворённость и блаженство, настолько высоки, святы и чисты, что даже если объединятся все человеческие умы и станут вдруг одним умом, то и тогда они не смогут достичь их сути.

Ведь насколько бывает удовлетворён и какое получает наслаждение справедливый, любящий судить по праву судья, когда он возвращает права угнетённым, слышит их благодарности и наказывает угнетателей, мстя им за тех угнетённых…

Так вот, Абсолютно Мудрый, По Праву Справедливый и Всемогуще-Карающий Аллах справедливо судит не только среди джиннов и людей, но и среди всего сущего. Он даёт право на существование и право на жизнь каждой вещи, сохраняет их существование и жизнь от агрессоров, останавливает наводящих ужас созданий и удерживает их от нападений, и особенно в Судный День и в местах Иного Мира проявляет великие справедливость и мудрость к джиннам, к людям и ко всем другим живым существам. И ты можешь сравнить с вышеизложенным, какие священные смыслы имеются для Него в этом.

Итак, подобно этим трём примерам, в каждом из тысячи одного Имени Бога есть очень много уровней красоты, уникальности и совершенства, а также много степеней любви, гордости, достоинства и величия.

И поэтому обретшие истину праведники, удостоившиеся имени (Аллаха) “Любящий”, говорили: “Закваска всей Вселенной – любовь. Все создания движутся с любовью. Все законы влечения, тяготения и притяжения между созданиями исходят от любви”. А один из них сказал:

فَلَكْ مَسْتْ مَلَكْ مَسْتْ نُجُومْ مَسْتْ سَمٰوَاتْ مَسْتْ شَمْسْ مَسْتْ قَمَرْ مَسْتْ زَمٖينْ مَسْتْ عَنَاصِرْ مَسْتْ

 نَبَاتْ مَسْتْ شَجَرْ مَسْتْ بَشَرْ مَسْتْ سَرَاسَرْ ذٖى حَيَاتْ مَسْتْ هَمَه ذَرَّاتِ مَوْجُودَاتْ بَرَابَرْ مَسْتْ دَرْمَسْتَسْتْ

«Опьянена Вселенная, опьянены ангелы, опьянены звёзды, опьянены небеса, опьянены солнце и луна, пьяна земля, пьяны стихии, пьяны травы и деревья, опьянён человек, все одушевлённые создания, от начала и до конца, опьянены, всё сущее, со всеми своими частицами и сутью опьянено.»

То есть, при проявлении Божественной любви каждый, согласно своим способностям, опьянён напитком этой любви. Известно, что каждое сердце любит того, кто оказывает ему благодеяния, питает дружбу к истинному совершенству и влюбляется в возвышенную красоту. И ещё больше любит того, кто вместе с ним также благодетельствует тем, к кому оно привязано и за кого переживает. Интересно, тогда в какой степени достоин любви и дружеских чувств Прекрасный Обладатель Величия, Возлюбленный Обладатель Совершенства, Который – как мы уже изложили ранее – носит тысяча одно имя, каждое из которых содержит тысячи сокровищниц благодеяний, является источником тысяч совершенств и основой тысяч уровней красоты, Своими благодеяниями Который делает счастливыми всех, кого мы любим. И разве не становится ясным, что от его любви надлежит опьянеть и изумиться всей Вселенной?!

И вот поэтому некоторые святые праведники, удостоившиеся имени (Аллаха) “Любящий”, говорили: “Нам не нужен Рай, нам хватит навечно одного лишь сияния любви Всевышнего”.

И, исходя из этого же, как передается в хадисе: “В раю одна минута созерцания красоты Всевышнего превышает все наслаждения Рая”.

Итак, эти бескрайние совершенства любви возникают от имён и созиданий Всевышнего Творца, в кругу Его Единственности и Единства. А значит совершенства, возомнённые вне этого круга, совершенствами не являются.

ПЯТЫЙ ЗНАК. Состоит из пяти пунктов.

Первый пункт. Доверенный заблудших говорит: “В ваших хадисах этот мир проклинается, порицается “падалью”. Все святые и праведники веско порекают, называют несносным и грязным. Между тем, ты показываешь его как доказательство и основу всех Божественных совершенств, и говоришь о нём с восторгом”.

Ответ. У этого мира имеется три лица.

Первое лицо. Оно обращено к Именам Всевышнего Творца. Показывает их узоры, отражает их своим указательным смыслом. Это лицо мира представляет собой бесконечные письма Создателя. Оно прекрасно и заслуживает только любви.

Второе лицо. Оно обращено к Иному, вечному миру, и является его пашней, нивой Рая и цветником Милости. Это лицо также прекрасно, как и предыдущее. И оно также достойно любви.

Третье лицо. Обращено к человеческим страстям, на нём царит беспечность. Оно является местом игры прихотей мирских людей. Это лицо отвратительно, потому что является тленным, преходящим, горестным и обманчивым. Так вот, оскорбления, содержащиеся в хадисе, и отвращения праведников выражены по отношению к этому лицу мира.

Серьёзное и одобрительное повествование Мудрого Корана о Вселенной и всем сущем обращено к первым двум лицам. И мир, ценимый сахабами и другими праведниками, также присущ первым двум лицам.

В свою очередь, порицающие этот мир подразделяются на четыре класса:

Первый. Состоит из людей, стремящихся к познанию. Они негативно отзываются об этом мире за то, что он препятствует им в постижении Всевышнего, мешает им в полной мере любить Его и Ему поклоняться.

Второй. Это люди, стремящиеся к вечной жизни в Ином мире. Они осуждают этот мир либо потому, что его необходимые дела вынуждают их в некоторой степени отказаться от дел, связанных с Иным миром, либо потому, что посредством веры они явно видят его некрасивым в сравнении с совершенствами и прелестями Рая. Да, подобно тому, как при сравнении с пророком Юсуфом (Мир Ему) любой красавец покажется неприглядным, так и насколько бы ни были ценными прелести этого мира, они никоим образом не сравнятся с красотой рая.

Третий. К этой группе относятся те люди, которые порекают на этот мир по причине того, что он не даётся им на руки. Такое оскорбление исходит не от неприязни к нему, а от любви.

Четвёртый. Это те, которые добиваются довольства этим миром, однако бессильны его удержать. А потому, будучи в гневе, осуждают и порицают, дабы найти утешение. Отзываются как о “непристойном”.Такое оскорбление также исходит от любви к этому миру. Однако приемлемым (перед Аллахом) является такое оскорбление, причиной которого является любовь к Иному миру и любовь к познанию Всевышнего…

Следовательно, положительным является порекание, высказанное первыми двумя группами. Да сделает нас Всевышний Аллах из их числа.

اَمِينَ بِحُرْمَةِ سَيِدِ الْمُرْسَلِيِنَ

* * *