СЕДЬМОЕ ТОНКОЕ УКАЗАНИЕ

Укажем на несколько несомненных примеров, которые являются смысловыми достоверными преданиями (ма’неви мутаватир), касающихся такой разновидности чуда Пророка (Мир Ему и Благо), как благодать в пище. Здесь уместно вначале упомянуть одно предисловие.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Каждый из нижеследующих примеров чуда обилия и достатка, достоверным образом передаётся многочисленными путями. Некоторые даже насчитывают по шестнадцать таких путей. Большинство из описываемых случаев произошли в присутствии большого количества людей. Правдивые и надёжные из тех людей, рассказав об этих чудесах, сохранили их. Например, передаётся, что “одного са’ еды, равного четырём горстям, хватило, чтобы досыта наесться для семидесяти людей”. Те семьдесят человек слышат слова того, кто это передаёт и не отвергают. Следовательно, своим молчанием подтверждают его. Между тем, в ту эпоху истины и правдивости сахабы, к тому же являющиеся правдолюбивыми, серьёзными и верными людьми, если видели хотя бы частицу лжи, сразу отвергали её и опровергали. Однако, случаи, о которых мы расскажем, сообщаются многими, а другие подтверждают их своим молчанием. Следовательно, каждый такой случай также несомненен, как смысловое достоверное предание (ма’неви мутаватир). Сира (житие Пророка) и История свидетельствуют о том, что сахабы, после усердия, приложенного относительно сохранения Корана и его аятов, более всего прикладывали усилия к сохранению поступков и слов Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо), особенно тех, что касаются предписаний Ислама и чудес, при этом очень внимательно следя за их достоверностью. Они не пренебрегали даже самым незначительным движением, поведением или состоянием Пророка (Мир Ему и Благо). И не пренебрегали, и отмечали их, о чем свидетельствуют сборники хадисов. И во время “Века Счастья” (Аср-и Саадет) многие в письменной форме фиксировали хадисы, касающиеся чудес и основ Шариата. Особенно это касается “семи сахабов по имени Абдуллах” (Абадиле-и себ’а). Особенно много записано Абдуллахом Ибн Аббасом, являющимся “Толкователем Корана”, и Абдуллахом Ибн Амр Ибн Асом, и особенно спустя тридцать-сорок лет, хадисы и чудеса письменно фиксировались уже тысячами изыскателями истины из табиинов. После они были переданы тысячами учёных-мухаддисов во главе с имамами-основателями мазхабов, и они сохранили их в записях. Ещё позже, спустя двести лет после хиджры, обязанность сохранения хадисов взяли на свои плечи “Шесть Достоверных Книг” (Кутуб-у Ситте-и Сахиха), во главе со сборниками Бухари и Муслима. Затем появились такие, как Ибн Джавзи, тысячи суровых критиков, которые отсеяли и показали ложные хадисы, добавленные некоторыми безбожниками, либо невеждами или людьми с плохой памятью. После чего такие великие богословы и исследователи истины, как Джалялетдин Суюти, который семьдесят раз удостоился беседы с Досточтимым Посланником (Мир Ему и Благо), наяву посещавшим его, о чём подтверждают святые обладатели озарения, выделили среди других слов и вымыслов алмазы достоверных хадисов. Итак, хадисы и чудеса, о которых мы расскажем, таким вот образом передаваясь из рук в руки, из сильных, верных, многочисленных и даже бесчисленных рук, достоверно дошли до нас.

  اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ هٰذَا مِنْ فَضْلِ رَبّٖى

“Хвала Аллаху, это дар моего Господа!”

Итак, основываясь на этом, у нас не должно появляться сомнений в том, что за такое долгое время эти хадисы остались чистыми и свободными от вмешательства.

Примеры бесспорных чудес, связанных с благодатью.

Первый пример. Начиная с Бухари и Муслима, Шесть Достоверных Сборников сообща говорят о том, что на свадьбу Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) с Почтенной Зайнаб, мать Анаса, Умм Сулайм, отправила через Анаса тарелку с парой горстей фиников, обжаренных в масле. Пророк (Мир Ему и Благо) повелел Анасу: “Позови того-то и того-то, приглашай всех, кого встретишь!” Анас же так и сделал, позвал всех, кто ему встретился. Пришло около трёхсот сахабов, заполнив место под навесом и комнату Пророка. Он (Мир Ему и Благо) повелел: تَحَلَّقُوا عَشَرَةً عَشَرَةً   то есть “Садитесь по десять человек!” Затем положил свою благословенную руку на то небольшое количество еды, обратился с мольбой ко Всевышнему и сказал: “Пожалуйте!” Все те триста человек ели и, насытившись, ушли. Пророк (Мир Ему и Благо) сказал Анасу: “Убирай!” Анас потом рассказывал: “Я не знаю, когда в тарелке было больше еды: тогда, когда я её ставил, или когда убирал, отличить было невозможно”.

Второй пример. Абу Айюб Ансари, гостеприимно принявший в своём доме Пророка (Мир Ему и Благо), рассказывал: “Когда Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) почтил мой дом своим присутствием, я приготовил пищу, которой хватило бы, чтобы поели Пророк (Мир Ему и Благо) и Абу Бакр Сыддык. Пророк (Мир Ему и Благо) повелел ему:

اُدْعُ ثَلَاثٖينَ مِنْ اَشْرَافِ الْاَنْصَارِ “Позови тридцать первых пришедших ансаров!”  Пришли тридцать человек и поели. Затем Он (Мир Ему и Благо) сказал:

 اُدْعُ سِتّٖينَ “Зови шестьдесят!” Я позвал ещё шестьдесят, они пришли и тоже поели. Он (Мир Ему и Благо) опять повелел: اُدْعُ سَبْعٖينَ “Зови семьдесят!”

Я позвал семьдесят человек, которые также пришли и поели. После этого в тарелках ещё осталась еда. Все пришедшие, видя это чудо, приняли Ислам и присягнули на верность Пророку (Мир Ему и Благо). От той пищи, приготовленной на двоих, поело сто восемьдесят человек”.

Третий пример. Почтенный Умар Ибн Хаттаб, Абу Хурайра, Салама Ибн Аква и Абу Амрат Аль Ансари по разным преданиям рассказали:

В одном сражении войско осталось голодным. Люди обратились к Досточтимому Посланнику (Мир Ему и Благо). Он повелел:

“Соберите оставшуюся пищу!” Каждый принёс понемногу фиников. Самое большее кто-то принёс четыре горсти. Всё сложили на один ковёр.

Салама рассказывает: “По моему предположению, всё вместе собралось в кучу размером лишь с присевшую козу.”

Затем Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) обратился ко Всевышнему за благословением этой пищи и сказал:

“Пусть каждый несёт свою посуду!”

Прибежали все. И в том войске не осталась посудины, которую бы не наполнили едой. И ещё много осталось. Один из сахабов, рассказывающих об этом, сказал: “Из того, что происходило, я понял, что с той благодатью, если бы пришли даже все люди земли, то хватило бы на всех.”

Четвёртый пример. Достоверные сборники, начиная с Бухари и Муслима, сообщают следующее: Абдуррахман Ибн Абу Бакр Сыддык рассказывает: “Мы вместе со ста тридцатью сахабами были с Пророком (Мир Ему и Благо) в одном походе. Для того чтобы сделать хлеб, замесили один са’ (равный четырём горстям) теста. Также зарезали одну козу, и сварили. Только из её печени и почек сделали шашлык. Клянусь, что от этого шашлыка было отрезано и отдано по одному куску каждому из ста тридцати сахабов. Затем Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) положил на две посуды вареное мясо. Все мы ели досыта и ещё осталось. Остатки я погрузил на верблюда.

Пятый пример. Достоверные сборники со всей твёрдостью сообщают, что во время “Противостояния Отрядов”, в известный “День Рва” Почтенный Джабир Ансари клятвенно заявил: В тот день тысяча человек ели хлеб, сделанный из четырёх пригоршней ячменя, и мясо одного годовалого козлёнка и после них осталось ещё столько же еды. Почтенный Джабир говорит: “В тот день еда готовилась в моем доме. Все те тысяча человек поели того хлеба (приготовленного из четырёх пригоршней ячменя) и мясо козлёнка, после чего ушли, но наш казан так и кипел полным, а из теста так и пекся хлеб. В те тесто и казан была добавлена благословенная слюна Пророка (Мир Ему и Благо), который затем произнёс мольбу”.

Итак, об этом чуде Почтенный Джабир клятвенно заверяет в присутствии тысячи человек, делая их тоже причастными к этому. Значит, можно сказать, что этот хадис также несомненен, как если бы его передали тысяча человек.

Шестой пример. Согласно твёрдо достоверному преданию, дядя Почтенного Анаса – слуги Пророка (Мир Ему и Благо) – знаменитый Абу Талха рассказывает, что из малого количества ячменного хлеба, который Анас принёс подмышкой, Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) досыта накормил семьдесят-восемьдесят человек. Он приказал: “Поделите этот хлеб на куски!” – и обратился с мольбой ко Всевышнему. Поскольку комнатка была маленькой, то люди заходили по десять человек и, насытившись, уходили.

Седьмой пример. Согласно твёрдо достоверному преданию, а именно такие достоверные книги, как Шифа-и Шариф и Муслим, сообщают: Почтенный Джабир Ансари рассказывает: Один человек попросил у Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) еды для своей семьи. Пророк (Мир Ему и Благо) дал ему полвьюка ячменя. Тот человек очень долгое время ел со своими домочадцами и гостями из этого мешка. Но заметил, что он не заканчивается. Для того чтобы узнать, сколько в нём осталось, измерили содержимое. После этого та благодать ушла, и мешок начал убывать. Об этом рассказали Досточтимому Посланнику (Мир Ему и Благо). Тот в ответ сказал: لَوْ لَمْ تَكِلْهُ لَاَكَلْتُمْ مِنْهُ وَ لَقَامَ بِكُمْ   то есть: “Если бы вы не проверяли его, то этого хватило бы вам на всю жизнь”.

Восьмой пример. Такие достоверные сборники, как Тирмизи, Насаи, Бейхаки и Шифа-и Шериф сообщают, что: Почтенный Самуратабн Джундуб рассказал следующее: “Досточтимому Посланнику (Мир Ему и Благо) прислали блюдо с мясом. С утра до вечера люди приходили к нему (Мир Ему и Благо) волна за волной и все ели то мясо”.

Итак, основываясь на секрете, изложенном нами в предисловии, этот случай благодати рассказан не только Самурой, а скорее Самура, как некий представитель общины людей, евших ту пищу, говорит от их имени и основываясь на их подтверждении.

Девятый пример. Согласно составителю “Шифа-и Шериф”, а также таким надёжным, верным и известным учёным, как Ибн Аби Шейба и Табарани, Почтенный Абу Хурайра рассказывает: Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) повелел мне: “Позови неимущих переселенцев-мухаджиров (избравших своим жилищем навес Мечети Пророка (Мир Ему и Благо), которых было более сотни (эхл-и Суффа)!” Я их нашёл и собрал. Для всех нас было поставлено одно блюдо с едой. Мы все поели сколько хотели и поднялись. То блюдо же, как было полным, так и осталось, лишь на пище были видны следы пальцев рук.

Итак, Почтенный Абу Хурайра говорит об этом от имени всех прекрасных авторитетных людей из эхл-и Суффа, и опираясь на их подтверждение. Значит, по смыслу, этот хадис также несомненен, как если бы его рассказали все те люди из эхл-и Сууффа. И разве есть хоть какая-то возможность, чтобы те правдивые и совершенные личности промолчали и не стали опровергать это сообщение, если бы оно оказалось неправильным и ложным!?

Десятый пример. Согласно твёрдо достоверному преданию, Почтенный Али рассказывает: “Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) собрал род Абдульмутталиба. Их было сорок человек. Некоторые из них съедали по верблюжонку и выпивали по пять литров молока. Между тем, Он (Мир Ему и Благо) сделал для них примерно пригоршню еды. Все они ели и наелись. Еда же, как была, так и осталась. Затем он принёс в деревянной посудине молоко, которого могло хватить на три-четыре человека. Все они пили и напились. Молоко же осталось, словно его и не пили”.

Итак, это чудо благодати также несомненно, как мужество и верность Почтенного Али!

Одиннадцатый пример. Согласно достоверному преданию, на свадьбе Почтенного Али и Почтенной Фатимы Досточтимый Пророк (Мир Ему и Благо) повелел Билялю Хабаши: “Надо сделать хлеб из четырёх-пяти горстей муки и зарезать одного верблюжонка”. Почтенный Билял рассказывает: Я принёс еду, он положил на неё свою благословенную руку. Затем группа за группой приходили сахабы, ели и уходили. После Он (Мир Ему и Благо) снова обратился к Всевышнему с просьбой низвести благодать на оставшуюся пищу и отправил от неё каждой из своих чистых супруг по одной миске. При этом повелел: “Пусть поедят сами и накормят тех, кто к ним придёт”.

Да, для такой благословенной свадьбы, конечно, нужна такая благодать. И в том, что она была, нет сомнения!..

Двенадцатый пример. Почтенный Имам Джафар Садык, передавая услышанное от его отца Имама Мухаммада Бакира, что тот, в свою очередь, услышал от своего отца Имама Зайналь’абидина, а тот – от Имама Али, сообщают: Почтенная Фатима приготовила пищу, которой было достаточно лишь для них двоих. Затем отправила Али за Пророком (Мир Ему и Благо), дабы поесть вместе. Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) оказал им честь и повелел, чтобы от той пищи каждой его жене было отправлено по тарелке. После этого наложил по тарелке себе, Али, Фатиме и их детям. Почтенная Фатима рассказывает: “Мы подняли нашу кастрюлю, она стала ещё полнее. С позволения Всевышнего мы ещё долго питались той пищей”.

Интересно, почему ты не веришь в это чудо благодати так, словно видел его своими глазами, когда оно передано по такой светлой и высокой цепочке передатчиков? Да, оправдания этому не найдёт даже дьявол.

Тринадцатый пример. Правдивейшие имамы, такие как Абу Дауд, Ахмед Ибн Ханбал и Имам Бейхаки, передавая услышанное от Дукейна Ахмеса Ибн Саид Мюзейна, и от Ну’мана Ибн Мукаррина Ахмесийиль Мюзейна, удостоившегося беседы с Пророком (Мир Ему и Благо) вместе с шестью своими братьями, а также от Джарира, передают пришедший разными путями рассказ Почтенного Умара: Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) повелел Почтенному Умару: “Дай дорожную провизию для четырёхсот всадников, прибывших из племени Ахмеси!” Почтенный Умар сказал: “О Посланник Аллаха! Есть только несколько са’ пищи. Если всё собрать, то получится куча размером с лежащего верблюжонка”. Посланник повелел: “Дай им!” Почтенный Умар пошёл и отдал четырёмстам всадникам полвьюка фиников, которого им полностью хватило. И он рассказывает: “То количество нисколько не убыло, как было, так и осталось”.

Итак, это чудо благодати произошло в присутствии четырёхсот человек, и особенно важно то, что оно связано с Почтенным Умаром. Они стоят за этим преданием. Их молчание является подтверждением. Назвав это несколькими одиночными сообщениями, не пропускай мимо ушей! Такие хадисы даже если и являются одиночными сообщениями, но убеждают подобно смысловому достоверному преданию (ма’неви таватур).

Четырнадцатый пример. Достоверные сборники, во главе с Бухари и Муслимом, сообщают следующее: Когда умер отец Почтенного Джабира, он оставил много долгов. И должен он был евреям. Джабир отдал им основное имущество отца, но те не приняли. Между тем плодов в его саду много лет не хватит на выплату долга. Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) повелел: “Соберите плоды этого сада и рассортируйте. Так и сделали. Пророк (Мир Ему и Благо) прошёлся между собранным урожаем и обратился с просьбой ко Всевышнему. Затем Джабир раздал оттуда всем заимодавцам все долги отца. После этого там осталось ещё столько плодов, сколько их обычно собирали за год. А в одном предании говорится, что осталось столько, сколько было роздано заимодавцам. Этот случай очень удивил хозяев его долга – евреев, оставив их в изумлении.

Итак, это яркое чудо благодати не является сообщением нескольких передатчиков, подобных Почтенному Джабиру. Скорее, подобно смысловому таватуру, они рассказали об этом, от имени многих людей, связанных с этим событием.

Пятнадцатый пример. Такие исследователи истины, как Тирмизи и Имам Бейхаки, по достоверному преданию от Абу Хурайры, вместе сообщают следующее: Абу Хурайра рассказал: В одном сражении – согласно другому преданию в сражении при Табуке – войско осталось без еды. Досточтимый Пророк (Мир Ему и Благо) спросил: هَلْ مِن شَىْءٍ “Есть что-нибудь?” Я сказал: “В сумке есть немного фиников”. (По одному преданию – пятнадцать штук.) Он повелел: “Принеси!” – Я принёс. Он сунул свою благословенную руку в сумку и достал оттуда немного, положил их в одну миску, произнёс молитву о благодати. Затем позвал солдат по десять человек, и все поели. Затем распорядился:

  خُذْ مَا جِئْتَ بِهٖ وَاقْبِضْ عَلَيْهِ وَلَا تَكُبَّهُ  

“Возьми то, что ты принёс, береги и ни в коем случае не опорожняй!”

Я взял сумку и просунул в неё руку. Нащупал в ней столько фиников, сколько было. Затем, при жизни Пророка (Мир Ему и Благо), Абу Бакра, Умара и Усмана я ел оттуда финики. (В другом предании говорится: “Я отдал много мешков тех фиников на “пути Аллаха”. Затем, когда был убит Почтенный Усман, финики с сумкой ограбили.)

Итак, неотступный ученик и мюрид “Навесы” (Суффа), представляющего собой медресе и текийе Учителя Вселенной – Гордости Миров (Мир Ему и Благо), – Почтенный Абу Хурайра, удостоившийся молитвы Пророка (Мир Ему и Благо) об укреплении его памяти, сообщает о чуде благодати, произошедшем в таком многолюдном собрании, как при Походе на Табук. По смыслу, его слово должно восприниматься таким же твёрдым и несомненным, как слово целого войска.

Шестнадцатый пример. Достоверные сборники, начиная с Бухари, согласно твёрдому преданию, сообщают следующее: Почтенный Абу Хурайра, однажды проголодался. Идя за Досточтимым Посланником (Мир Ему и Благо) они пришли в благословенное жилище Пророка (Мир Ему и Благо). Смотрят, кто-то принёс в подарок чашу молока. Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо) повелел: “Позови людей Суффы! (эхл-и Суффа)” Я про себя подумал: “Я один могу выпить всё это молоко, я больше нуждаюсь”. Однако, ради повеления Пророка (Мир Ему и Благо), я собрал и привёл этих людей. Собралось свыше ста человек. Он повелел: “Напои их!” И я, по очереди, дал ту чашу каждому из них. После того, как пивший насыщался, я передавал следующему. Таким образом, все люди Суффы напились того чистого молока. Тогда Пророк (Мир Ему и Благо) повелел:   بَقِىَ اَنَا وَاَنْتَ فَاشْرَبْ“Остались мы с тобой, теперь пей ты!”

 Я стал пить. Как только я отрывался, Он (Мир Ему и Благо) снова говорил: “Пей!” До тех пор, пока я не сказал: “Клянусь Всевышним, отправившим тебя с истиной, у меня не осталось места, чтобы пить”. Тогда он взял сам, сказав “Бисмиллах” и прославляя Всевышнего, допил оставшееся. Сто тысяч раз “На здоровье!”

Итак, если это чистое и светлое, приятное, как молоко, бессомненное, блестящее чудо благодати передаётся “Шестью Достоверными Сборниками”, начиная с книги Почтенного Бухари, держащего в памяти пятьсот тысяч хадисов, то это также несомненно, как увиденное своими глазами, и вместе с тем, сообщает о нём знаменитый, правдивый, обладающий твёрдой памятью ученик Святого Медресе Ахмада (Мир Ему и Благо) – коим является Суффа – Абу Хурайра, призывая в свидетели всех людей Суффы, словно являясь их представителем; и у того, кто при этом не считает данное сообщение таким же достоверным, как достоверное предание (таватур), или испорчено сердце, или нет разума. Такой правдивый человек, как Абу Хурайра, посвятил всю свою жизнь хадисам и религии, он слышал и передал слова Пророка (Мир Ему и Благо), сказавшего:

  وَمَنْ كَذَبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّاْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

“Кто намеренно скажет ложь от моего имени, пусть готовит себе место в Аду” (Бухари, Ильм: 38, Дженаиз: 50, Адаб: 109; Муслим, Зухд: 72)

и разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы он, заставив сомневаться в значимости и достоверности хранимых им в памяти хадисов, сказал что-то безосновательное и противоречащее истине, чем подвергся опровержению со стороны “ людей Суффы ”? Нет, ни за что!..

О Аллах! Из почтения к благодати этого Досточтимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), даруй благодать в пожалованное нам Тобой наше физическое и духовное пропитание!..

Один важный пункт.

Известно, что слабые вещи, объединяясь, обретают силу. Если тонкие нити свить вместе, получится мощный канат. Если свить вместе мощные канаты, то порвать их будет невозможно. Так вот, из пятнадцати разновидностей чудес мы на пятнадцати примерах показали лишь одну пятнадцатую часть такого вида, как благодать. Каждый из этих примеров в одиночку доказывает истинность Пророчества. Если, вообразив невероятное, мы посчитаем часть их слабыми, тем не менее назвать их слабыми не сможем. Потому что объединяющийся с сильными, становится сильным.

И вместе эти пятнадцать примеров на твёрдом и несомненном смысловом предании (ма’неви таватур) показывают некое мощное, великое чудо. Теперь, если к этому великому чуду добавятся остальные четырнадцать неупомянутых здесь частей чуда благодати, то, подобно сплетению мощных канатов, проявится такое огромное чудо, разорвать которое будет невозможно. Затем добавь это огромное чудо ко всем другим четырнадцати видам чудес и узри, насколько сильное, нерушимое и твёрдое доказательство пророчества Ахмада (Мир Ему и Благо) показывают они. Итак, опора Его (Мир Ему и Благо) пророчества образована этой совокупностью и имеет силу, подобную горе. Теперь ты понимаешь, насколько неразумно из-за сомнений, исходящих от плохого понимания, считать неустойчивым и способным обрушиться этот крепкий небесный свод. Да, эти чудеса, связанные с благодатью, показывают, что Мухаммад Аравийский (мир ему и благо) является любимым служащим Одного Милосердного и Щедрого, Который даёт пропитание всем и для всех его создаёт. И он является таким Его уважаемым рабом, для которого разновидности пищи необычным образом отправляются на угощение из ничего и прямо из скрытого. Известно, что Аравийский полуостров является местом, где мало воды и почти нет земледелия. Поэтому его население, особенно сахабы на заре Ислама, имели скудное пропитание. И они много раз оказывались без воды. И вот, исходя из этой мудрости, многие важные чудеса Ахмада (Мир Ему и Благо) проявились в отношении пищи и воды. Эти необыкновенности более чем аргументом объявления о Пророчестве и чудом, являются неким Божественным благоволением, неким даром Аллаха и угощением Милостивого для Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) по причине его нужды. Потому что увидевшие эти чудеса уже признавали пророчество. Однако, с проявлением чуда укрепляется вера; прибавляется свет.