Разъяснение, данное университетскими учениками “Рисале-и Нур” в связи с нападками и лживой пропагандой, ведущейся врагами Ислама.

Дорогие, преданные братья!

Поздравляем вас с прошедшим испытанием и священным сражением! Для учеников “Нура”, развившихся и взлетевших по уровням веры, овладев её сильной степенью благодаря урокам “Рисале-и Нур” об осознанной вере, такие нападки в некотором отношении являются своеобразным экзаменом и пробным камнем, отделяющим уголь от алмазов. Для таких учеников тюрьма, в которую они попали за веру в Аллаха, за следование Пророку и за действия согласно Благородному Корану, является неким Медресе Юсуфа. Угнетение и пытки – это некая плеть и закалка. Такими нападками Божественное Предопределение нам говорит: “Давай, не стой, действуй!”. Для учеников Рисале-и Нур выступать на судебных заседаниях о служении Корану и вере – всё равно, что беседовать с другом. Быть приведённым в участок – то же, что сходить на рынок. Наручники – золотые браслеты великой борьбы за религию. Людское же несправедливое заключение – в действительности является доказательством Божественного оправдания. Все эти страдания и угнетения для учеников “Нура” представляют собой почётные медали. Какое счастье для наших старших братьев из учеников “Нура”, которые тридцать лет удостаивались этих благ. Жаль, что мы не смогли и не сможем получить такие почести, потому что эпоха, дающая их заработать, уже проходит.

“Рисале-и Нур” – это религиозное произведение, несущее стране и народу общественный порядок и безопасность, и устанавливающее в каждом сердце по одному блюстителю закона. В многочисленных судах, начатых с подачи врагов Ислама, “Рисале-и Нур” получил оправдание. Кассационный суд единогласно подтвердил оправдательные приговоры, и дело “Рисале-и Нур” получило статус твёрдого заключения. Ещё двадцать пять судов постановили: “Мы не можем найти в “Рисале-и Нур” состава преступления”. За тридцать лет никто из сотен тысяч учеников “Нура” не был замечен ни в одном инциденте. Поэтому можно сказать, что те, кто старается препятствовать распространению “Рисале-и Нура”, зная или не зная, действуют наруку врагам безопасности и правопорядка, предателям отечества и народа – анархистам. “Рисале-и Нур” преследует не правительство, потому что службы безопасности и полиции поняли, что у Бадиуззамана и учеников “Нура” нет политических целей. Они заняты только верой и Исламом. Итак, против тех атак тайных врагов Ислама, ученики “Нура”, с силой убеждённой веры, данной им уроками “Рисале-и Нур”, подобны крепкому, стойкому и непобедимому обществу Корана и неприступной крепости. С этими нападками укрепляется связь учеников “Нура” с “Рисале-и Нур” и Устазом, растёт и упрочивается их преданность, стойкость и деятельность. Один из учеников написал Устазу следующее:

О мой дорогой, героический Устаз! Чем больше у нас противников, тем сильнее мы становимся.. Да вознесётся бесконечная хвала нашему Милосердному Аллаху!”

Да, это было время, когда в тёмную и мрачную эпоху тирании и абсолютного угнетения все были подавлены, однако только один человек не замолчал, и его не смогли подавить. Это единственный и неподражаемый человек – Бадиуззамана, а также его ученики.

Для того чтобы спасти свою веру и веру своих братьев по религии, ученики “Нура” читали высокое и блестящее толкование Мудрого Корана – “Рисале-и Нур” – обучая ему и других. Совершенно не придавая значения нападкам и выпадам, которым они подвергались, стараясь спасти веру и служа посредством “Рисале-и Нур” Корану и религии, они убедились в том, что эти атаки тайных врагов Ислама являются для них некой плетью, подгоняющей их в служении Корану и вере. Результаты подобных тридцати летних событий и воздействий сейчас находятся перед лицом этой исламской нации.

Итак, о наши братья – новые и жаждущие ученики “Рисале-и Нур”! Поскольку и вы стали учениками такого Устаза и такого произведения, то также удостоившись таких плодов и результатов, вы ещё сильнее ухватитесь за “Нур”, ваш пыл и стремление возрастёт, и вы преданно и стойко станете читать “Рисале-и Нур”, с чем мы вас всей душой поздравляем, передаём вам тысячи приветствий и возносим за вас тысячи молитв, а также ждём молитв от вас!

* * *

Если в нападках на “Рисале-и Нур” есть какой-то один вред, то пользы в двадцать раз больше. Конечно, при двадцатикратной прибыли одним убытком можно пренебречь. Нападки служат только лишь и только расширению издательства и побед “Рисале-и Нур”, а также являются основой для обретения в глазах исламской нации доверия. Враги Ислама, видящие духовное и материальное влияние, победность и распространение “Рисале-и Нур” в масштабах Анатолии, всего Исламского мира и Америки с Европой, вновь устроили некоторые нападки. Согласно полученным нами сведениям, после этих нападок, особенно в Восточных вилайетах, за десять дней “Нур” одержал победу в десять раз большую, чем раньше. И эти нападки послужили тому, что к “Рисале-и Нур” и к нашему Устазу было привлечено всеобщее внимание; спящие проснулись, ленивые пришли в движение, неосторожные преуспели в осторожности. Вместе с тем, что эти неприятные выпады преходящи, они являются лишь средством для нагнетания страха и сомнений, и это только обманные маневры. Глупые враги религии, думая напугать учеников “Нура”, обманывают некоторых официальных лиц и используют их в качестве инструмента для запугиваний. И разве не знают эти беспечные люди, что мы являемся учениками “Рисале-и Нур”. Сущность безбожников, масонов и коммунистов в предельной степени слаба. Внешне они кажутся сильными лишь потому, что действуют посредством разрушений, подобно непутевому ребёнку, сжигающему целый дом одной спичкой. Да, они бесконечно слабы, потому что полагаются на своё бытие, не имеющее силы даже одного воробья. И они находятся в крайнем унижении, бедности и позоре, потому что став рабами людей, притворяются, лицемерят и подхалимствуют перед ними. Люди веры же, особенно развившие свою веру до степени убеждённой (тахкики), – сильны и уважаемы. Каждый из них является неким дорогим и великим рабом, потому что они поклоняются Одному Всемогущему и Всевышнему, Мудрому и Совершенному Создателю Вселенной, Одному Господу Небес и Земли и Одному Могущему над каждой вещью Создателю… Его повеления они исполняют… С ним имеют связь… и на Него полагаются.

Эти скрытые враги религии и лицемеры давно уже поняли, что ученики “Нура” “держат свои саваны наготове”. Отделить их от “Рисале-и Нур” и Устаза невозможно. Поэтому они поменяли свои дьявольские планы и происки. Выбрали путь обмана с использованием слабых сторон и наивности. Эти лицемеры или их люди, или люди обманутые ими, облачась в образ друга, а иногда и приняв вид ученика, говорят сами и побуждают говорить других: «Вот это – тоже служение Исламу, тоже борьба с его врагами. Если овладеешь и этими знаниями, то ещё лучше послужишь “Рисале-и Нур”. Это тоже великое произведение», – и подобными этому уговорами постепенно уменьшают занятость и служение учеников “Нура” только “Рисале-и Нур”. Отвлекая их внимание другими вещами, заманивают их в такую ловушку, чтобы у них не осталось времени заниматься “Рисале-и Нур”. Или же стараются обмануть их такими вещами, как жалование, богатство, положение и слава, либо пытаются заставить их отказаться от служения, посредством запугиваний. Однако, “Рисале-и Нур” даёт своим внимательным читателям такую умственную, духовную и сердечную чуткость и проницательность, что все эти обманы дают результаты совершенно противоположные планам тех коварных лицемеров, ещё сильнее направляя нас и подталкивая к “Рисале-и Нур”. Пресвят Аллах!.. Даже появились такие ученики “Нура”, которые имея совершенно искреннее намерение и святую цель, вопреки вышеупомянутым замыслам лицемеров (ставших некой причиной), отрекаются от мира и полностью посвящают себя “Рисале-и Нур”. И повторяя слова нашего Устаза, говорят: “Сейчас время, быть патриотами Ислама”.

 اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ هٰذَا مِنْ فَضْلِ رَبّٖى

Хвала Аллаху, это по милости Господа!”

У нас нет связи с политикой, которая на взгляд нашего служения вере подобна осколку стекла. Управление по Делам Религии в своём экспертном заключении постановило: “В книгах “Рисале-и Нур” нет тем, связанных с политикой”. И в то время даже прокурор Афьёна в своём обвинении сказал: “Деятельность Бадиуззамана и его учеников не является политической”. Да, обязанность исполняемая учениками “Рисале-и Нур”, более велика, чем самая великая мирская проблема. У нас нет времени заниматься политикой. Даже если у нас было бы сто рук, и тогда их хватило бы только для Света. Если бы мы владели даже всеми богатствами Англии и Америки, всеравно мы бы потратили их только на спасение веры. И у нас нет времени на разные политические дела, на всякие ложные течения и идеи. Жизнь наша коротка. Времени у нас мало. Как сказал наш Устаз: “Занятие негативными вещами оказывает отрицательное влияние. Оставляет плохой след”. Особенно в таком столетии: “Подробное описание лжи вводит в заблуждение наивные умы”. Да, есть такие, которые искренне вознамерившись бороться с негативом изучив его, – занялись негативными вещами и постепенно ослабла (по сравнению с их прежним состоянием) их прочность и преданность религии.

“Рисале-и Нур” распространяя свет, устраняет мрак, сводит его на нет. Обучая хорошему, положительному даёт возможность отличить и отделить плохое, заставляет от него отказаться. Давая урок истины, спасает от лжи и защищает от неё.

Одним словом, мы занимаемся только светом… мы заняты драгоценностями Корана… мы трудимся над Кораническими истинами, подобными алмазам, охватывающим всю вселенную… мы служим только вечному… мы не расходуем свой труд на тленные вещи… наше служение вере посредством “Рисале-и Нур” не оставляет нам нужды в занятии другими вещами… его нам хватает на все…

Значит, борющиеся с “Рисале-и Нур” и с нашим Устазом Бадиуззаманом, бессовестные тайные враги религии, в абсолютном бессилии обречены на вечное поражение. Бадиуззаман же и “Рисале-и Нур” всегда будут одерживать победу и успех. Уничтожая одну личность, “Рисале-и Нур” не уничтожить. Потому что “Рисале-и Нур” сам по себе является аргументом и доказательством. Те, кто стараются уничтожить его и его автора, сами себя обрекли на уничтожение. Пример тому каждый может прочесть на лике истории. И так будет всегда. Заложенная же в “Рисале-и Нур” высокая истина, даст ему существование до самой вечности…

Да, в уголовных судах ученики “Нура” сказали: “Никакая человеческая сила не сможет нас отлучить от нашего Устаза Бадиуззамана, от “Рисале-и Нур” и друг от друга”. Да, даже атомные бомбы этих лицемеров бессильны в этом деле. Даже если представить невероятное, и они смогут это сделать, даже если убьют наши тела, то наши души благополучно и счастливо отправятся в вечность. И, как сказал наш Устаз в книге “Письма”, мы говорим: “Пусть один из нас в этом мире, а другой – в ином, один на востоке, а другой на западе, один на севере, другой на юге, всеравно мы друг с другом вместе”.

Устаз наш не претендует совершенно ни на какую духовную степень. Он отвергает данные ему другими большие и исключительные звания. Однако, для понимания и доказательства того, кто он такой, достаточно его состояния и поведения, действий и поступков. Да, для того, чтобы суметь воспрепятствовать служению Бадиуззамана и “Рисале-и Нур” Корану, вере и Исламу, нужна сила, способная удерживать и вращать весь мир.

Вот некоторые фразы нашего Устаза из книги “Большая Защита”, излагающей его защитительные речи в суде, под который он был отдан по плану его уничтожения:

«Ученики “Рисале-и Нур” не похожи на других; противостоять им не возможно, их не победить. “Рисале-и Нур” принадлежит Корану. Он составлен из истин Мудрого Корана. Коран же – некая светлая цепь, связующая землю и небеса… Кто может протянуть к ней руку? “Рисале-и Нур” поселился в груди Анатолии и никакая сила не сможет вырвать его из неё».

Отрывок из известной и необычайной брошюры “Великое Знамение”:

«Рисале-и Нур восстанавливает не какие-то частные разрушения или какой-то маленький дом. Скорее он трудится над разрушениями, которые повсеместны, над вобравшей в себя весь исламский мир некой великой крепостью состоящей из камней величиной с гору. И он не старается исправить какое-то отдельное сердце или одну чью-то совесть, он прилагает усилия, чтобы исцелить с помощью чуда Корана израненное, накопившимися за тысячу лет разрушительными инструментами, сердце общества, общественные взгляды и совесть общества, разлагающиеся вследствие частичных разрушений исламских основ и традиций, являющихся точкой опоры общества и особенно простых верующих; и их огромные раны “Рисале-и Нур” старается вылечить лекарствами Корана и веры. Конечно, для таких всеобщих, страшных ран и язв необходимо найти явно убедительные и имеющие силу гор аргументы, препараты и бесконечное число испытанных, обладающих свойствами тысяч противоядий, мощных лекарств. Итак, в наше время эту обязанность несёт рождённый духовным чудом Корана Превосходно Излагающего – “Рисале-и Нур”, который наряду с этим, стал и становится основой прогресса и развития по бесконечным уровням веры!»

Дорогие братья, в ужасное, невиданное в истории время, когда сотни учёных-богословов были вынуждены замолчать, и религиозная литература не могла издаваться, и тем кто по-религии обязан излагать и доводить истины Корана, силой не давали это делать, и религиозных людей физически истребляли, в тот самый страшный период, когда внедряли план по уничтожению Корана, веры и Ислама, в самое ярое время полного неверия и безбожия, Бадиуззаман Саид Нурси будучи самоотверженным и бескорыстным хранителем и защитником Корана, веры и Ислама, в одиночестве возвышался на арене религиозной борьбы. Да, Бадиуззаман противостоя целым народам и государствам, в одиночку бросил и бросает вызов не только фараонам одного какого-либо места, но всему европейскому неверию. И среди яростного угнетения и абсолютной тирании он распространяет истины Корана… «Наша обязанность – усердствование. Дать нам победу или поражение, дать успех и заставить людей принять “Рисале-и Нур” – дело Аллаха. В обязанности Всевышнего мы не вмешиваемся». – Так сказал он и среди невиданных в истории тираний и мучений встретил множество страшных притеснений; у его дверей выставляли жандармов и полицию, не давая ему выйти даже на пятничный намаз. И для того, чтобы скрыть ото всех эти несправедливости, на него было наложено много тягостных ограничений.

Итак, в таких тяжёлых условиях глубокоуважаемый Устаз с помощью Аллаха написал “Рисале-и Нур”, распространив большую его часть кораническими буквами в рукописном виде. Таким образом он сохранил кораническую письменность, и в то же время сотни тысяч молодых турецких мусульман, чтобы иметь возможность прочитать “Рисале-и Нур”, удостоились чести и блага научиться этой письменности, нашей пресвятой книги – Корана. С мощью своей веры и с полной искренностью Устаз в совершенно новой форме изложения, согласно пониманию века рассказал и объяснил истины Корана и веры, так, чтобы ими могли воспользоваться все его простые и высокообразованные ученики. Итак, с Божьей помощью, он произвёл на свет такое совершенно новое, блестящее и высокое толкование Корана, как “Рисале-и Нур”.

Это необычайное произведение сохранило эту страну и народ от безбожия и коммунизма. И в деспотичную эпоху насильного искоренения Ислама, когда многие из мирских соображений посчитав себя вынужденными, пожертвовали этими святыми устоями, стали действовать во вред религии и принуждались к исполнению противоречащих Исламу фетв и нововведений, с Бадиуззаманом, не смотря на то, что он перенёс столько гонений и находился под угрозой смертной казни, ни в поведении, ни в речах, ни в поступках не произошло совершенно никакого изменения. Наоборот, говоря: “Смерть одна, и она неизменна… Смерть – это освобождение, служащее для того, чтобы из тленного мира уйти в мир вечности и света”, – он бросился в борьбу. На протяжении тридцати лет он тайно распространял свои произведения, разоблачающие и останавливающие ересь, защищающие исламские традиции и оживляющие Высокую Сунну. В своём окружении он словно дал жизнь отблеску Эпохи Счастья. Для того чтобы не поступать против Сунны Пророка (Мир Ему и Благо), он избрал для себя мучительное отшельничество. Безбожная и невиданная до сей поры абсолютная тирания, тридцать лет правящая миллионами людей, никоим образом не смогла взять под свою власть Бадиуззамана. Наоборот, деспотичные тираны были повержены им.

“Рисале-и Нур”, обратив подражательную веру в веру убеждённую (тахкики), укрепив её и дав заработать счастье двух миров, в результате приносит прекрасный итог. Он победил даже самых больших атеистических философов. Ещё одна особенность “Рисале-и Нур” такова: в отличи от других богословов, он, не упоминая пороков заблудших и давая только конструктивный урок, исцеляет без нанесения ран. Таким образом, в это время “Рисале-и Нур” уничтожает неуверенность и сомнения, отвечает на все вопросы, приходящие на ум, вразумляет нафс и убеждает сердце.

“Рисале-и Нур” просвещает сердце и разум и подчиняет нафс. Поэтому и опирающиеся только на разум философы с людьми науки, и идущие путём сердца последователи тасаввуфа принимают “Рисале-и Нур”. Люди науки и философии понимают, что настоящая просвещённость возможна с объединением сердца и разума. Следование только разуму опускает разум на глаза. Такое положение же приводит к падению, на которое обречены те, у кого сломано одно крыло. И искренние, чистосердечные последователи тасаввуфа осознают, что время сейчас не то же, что раньше. В такое время нам нужен такой коранический путь, который посредством и сердца, и разума верным образом приведёт нас к истине. Так что нужно становиться “двукрылатыми”. (Прим.1) Пробудившиеся люди медресе постигают, что “Рисале-и Нур” за пятнадцать недель даёт овладеть результатами, касающимися веры и Ислама, которыми по старым методам можно было овладеть только за пятнадцать лет. Наш Устаз говорит: «Человек, который в течении года, понимая и принимая будет читать уроки “Рисале-и Нур”, сможет стать важным и истинным ученым-богословом этого времени».

“Рисале-и Нур” – это сокровищница света и благодати, излагающая светлый нрав Досточтимого Посланника Аллаха (Мир Ему и Благо) и высокие качества его Благородных Сподвижников. Итак, вышеупомянутое положение, открывая в сегодняшнем мире совершенно новую, светлую жизнь и абсолютно свежую грань, показывает эту истину, которая объединяет и примиряет издавна считавшихся непримиримыми людей науки, людей медресе и последователей тасаввуфа. А также приводит к согласию противостоящие друг другу запад и восток. Компетентные люди принимают и подтверждают, что для мусульман, стремящихся создать Исламский союз, единственное средство – это “Рисале-и Нур”. И сегодня в Америке и в Европе, особенно в Германии появились течения, ищущие свежие научные открытия и новшества, способные разрешить имеющиеся в сегодняшнем мире противоречия и объяснить истину и реальность продвинутым в умственном и мыслительном отношении людям двадцатого века. Если они действительно могут видеть и понимать, то вот им, пожалуйста: собрание книг “Рисале-и Нур”… Так, например, признаки того, что эта истина начинает осознаваться, видны сейчас среди счастливой немецкой нации. (Прим.2)


1 Примечание: Люди, излучающие арабский сборник “Месневи-и Нурие”, говорят, что Бадиуззаман, следуя найденному им в Коране пути, посредством знания прошёл дальше уровней, достигнутых очень редкими личностями в результате их семидесяти – восьмидесятилетнего следования методам тариката, хотя эти личности говорили, что их уровни являются пределом, дальше которого пройти невозможно. Изучающие эту арабскую книгу, являющуюся настоящим шедевром, те внимательные ученые говорят: “Сколько бы мы ни смогли воспользоваться очень глубокими, весьма тонкими и предельно высокими истинами этого произведения, все нам во благо”.

Примечание: Одним из примеров этого является то, что в Европе, среди христиан, в одном только городке появилось шестьдесят пять молодых учеников “Рисале-и Нур”, носящих чалму.

Вопросы, которые не смогли решить древние философы Запада, и о которых философы нового времени сказали: “Пока философия не смогла их решить”, – в “Рисале-и Нур” раскрыты и решены благодаря свету Корана, будучи логично доказаны. Сложные задачи, которые гениальные мудрецы Востока пытались объяснить на сорока страницах, коротко и ясно изложены на одной странице “Рисале-и Нур”.

Пара предложений из защитительной речи Бадиуззамана, произнесённой им в 1935-м году на суде, грозившем ему смертной казнью: «“Рисале-и Нур” не угаснет, и погасить его невозможно. “Рисале-и Нур” – это свет, который только сильнее сияет, когда его пытаются задуть. “Рисале-и Нур” – это толкователь, раскрывающий и решающий загадку тайны вселенной.»

И в вопросе телесного воскресения, в “Рисале-и Нур” беспримерным, общедоступным образом, благодаря свету Корана разумно доказана истина, о которой даже такой гений мудрости, как Ибн Сина, сказал: “Воскресение из преданий. Мы верим в него, но разум этим путём идти не может”.

В ответ на пристрастные возражения заблудших философов Европы и их извращённых учеников, не понявших прямые смыслы некоторых переносных аятов и хадисов, в “Рисале-и Нур” даются разумные и логичные ответы, доказывая, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом. Таким же образом “Рисале-и Нур” под корень рубит заблуждения и сомнения, идущие от современной науки и философии. Но, делая это, “Рисале-и Нур” следует конструктивному методу.

“Рисале-и Нур” обладает необычайным, исключительным литературным превосходством. В его слоге, несравнимом даже с самыми известными произведениями и от начала до конца обладающем своей особенностью, имеется высокое красноречие, изящество, плавность и лаконичность. Даже когда по настоятельному желанию исламского мира познакомиться с произведениями Бадиуззамана, большим исламским богословам для перевода на арабский язык предоставили сборник “Посох Мусы”, они, прочитав его и сказали: «Перевести произведения Бадиуззамана может только он сам. Сохранить в переводе высокое красноречие, бесподобную красоту и лаконичность “Рисале-и Нур”, объяв при этом глубину его смысла, мы бессильны!». Таким образом те высокие ученые показали достоинство нашего Устаза и совершенство “Рисале-и Нур”.

В своих произведениях Бадиуззаман в отличие от всех великих писателей и литераторов, большее значение придал смыслу, а не красоте слов. Ради слов он не пожертвовал смыслом, но ради смысла пожертвовал словами. В своём слоге он не принял во внимание некоторые читательские прихоти, он взял за основу истину и смысл. Кроя одежду для тела, он не отрезал от тела, отрезал от одежды. Божественное притяжение, заложенное в “Рисале-и Нур”, влекущее разум, сердце, душу и совесть, подчиняя их истине, таково, что все: взрослые и дети, молодые и старики, ученые и неграмотные спешат на этот свет, собираясь вокруг него, как мотыльки. Блестящим примером этой истины служит то, что широкая масса учеников “Нура” в короткое время дошла до состояния, бросающего в дрожь врагов религии.

Изложение ценности и значимости “Рисале-и Нур”, имеющейся в нём как со всех других сторон, так и в литературном отношении, тысячекратно превышает способности литераторов, особенно, таких как мы. В этом отношении наши тусклые, подобные писку комара, но искренние и правдивые слова передают нашу безграничную признательность и благодарность за ту великую пользу, которую мы извлекли из “Рисале-и Нур”. Иначе, в этих темах настоящей компетенцией и правомочием обладает только лишь, и только сам автор “Рисале-и Нур”.

То, что “Рисале-и Нур” является единственным толкованием Корана, отвечающим всем нуждам этого века, подтверждено достойными богословами Ислама, пожертвовавшими ради Истины своим самолюбием, и которые отзывались и отзываются об этом произведении с необычайными похвалами и одобрением. Выдающиеся авторские особенности и подобная океану научная гениальность Бадиуззамана Саида Нурси таковы, что пятьдесят лет назад в Египетской печати для людей высокого знания писали: “Бадиуззаман – передовой разум века”.

Даже враги подтверждают, что Бадиуззаман взял за правило своей жизни не принимать бесплатных подарков. Тем самым он на деле опроверг обвинения врагов Ислама в адрес Исламских учёных, и также делом доказал, что его знание не является инструментом для получения какой-либо выгоды. Он сохранил и защитил честь и достоинство Исламских учёных, а также славу Ислама и славу религии даже перед лицом самых жестоких и кровожадных правителей. Даже оставаясь голодным, он не нарушил своего жизненного правила довольствования имеющимся, и говоря: “Бережливость и удовлетворённость – это две великих сокровищницы, их благодати мне достаточно”, – он отказывался и отказывается от людского участия.

На протяжении долгих лет Бадиуззамана Саида Нурси бросали из ссылки в ссылку, он находился под постоянным давлением, подвергался сильным гонениям и ужасным пыткам, семнадцать раз ему подсыпали яд и в день заставляли выносить мучения целого месяца. И каждая из этих, перенесённых им бед является живой печатью и отдельным блестящим подтверждением правдивости и истинности его самого и книг “Рисале-и Нур”. Например, в Индии спросили: “Каков человек – Бадиуззаман?”. В ответ было сказано: “Больной, одинокий, бедный, притесняемый, не принимающий подаяний и подарков и, не смотря на столько перенесённых гонений, на протяжении шестидесяти лет не отказывающийся от своего дела старец”. Тогда они сказали: “В таком случае, он говорит истину и не склоняет головы перед абсолютным неверием, перед безбожниками и еретиками, не лицемерит, не подхалимствует и ведёт действенное, полное служение Корану и Исламу. Поэтому его и притесняют”.

Одобрение ценящих добродетель личностей в адрес нашего Устаза Бадиуззамана не ограничены только одной похвалой; это только один случай, лишь краткое, недостаточное отражение сотой части его действий и поступков. И на эту тему хвалебные речи, письма и статьи учеников “Рисале-и Нур” – это не просто восхваления, скорее, это конструктивная защита против бессовестных и бездушных врагов религии, нападающих на Устаза и нацелившихся на его религиозное служение. (Прим.)

Не смотря на то, что это так, Устаз, гневаясь на справедливые одобрения и похвалы таких людей и учеников “Рисале-и Нур”, много раз даже обижая их, говорил и говорит: «Сейчас не время отдельных личностей, сейчас время личности духовной (коллективной). В “Рисале-и Нур” нет личности одного человека, но есть духовная личность. Я – ничто, “Рисале-и Нур” процежен с Корана, является плодом Корана, почёт и красота принадлежат Корану. Мою личность спутали с “Рисале-и Нур”, достоинство принадлежит “Рисале-и Нур”. Необыкновенный успех же в распространении “Рисале-и Нур” относится к его ученикам. Есть только то, что исходя из моей сильной нужды, Аллах даровал мне из Мудрого Корана, лекарства и эликсиры, я же перенёс их на бумагу. Каким-то образом обязанность первого перевода в это время выпала мне. Я тоже ученик “Рисале-и Нур”. Хотя я читал некоторые его части уже по сто раз, всеравно чувствую нужду в повторном их прочтении. Я – ваш товарищ по уроку».

Секрет исключительного успеха и победы Бадиуззамана Саида Нурси в мировом служении Корану и вере, секрет силы воздействия “Рисале-и Нур” состоит в том, что сам он обрёл полнейшую искренность. То есть основной своей целью, он сделал только лишь и только довольство Всевышнего. На этот счёт он говорит: “Основой нашего принципа является предельная искренность и отказ от самолюбия. Один грамм искреннего благодеяния перевесит сотни пудов благодеяний неискренних. Я строго избегаю духовных и материальных подарков от людей, бегу от народных почестей, симпатий и от славы”. В этом же состоит и секрет того, что он не принимает посетителей. И то, что он придаёт искренности очень большую важность, становится понятно из того, что из ста тридцати частей “Рисале-и Нур” лишь на брошюру “Об искренности” он поставил пометку: “Необходимо прочитывать не реже, чем раз в пятнадцать дней”. В книге “Большая судебная защита” он говорит: «“Рисале-и Нур” не может быть средством не только для получения этого мира, но и для всей вселенной; наша цель – довольство Всевышнего».


Примечание: Одно из коварств безбожников и дьяволов из людей и джиннов таково: Бывает, что они говорят сами и побуждают говорить других: “Ваш учитель не придаёт себе значения. Вы же пишете о нём хвалебные письма и тем самым поступаете против его воли”. Так вот, используя наивность некоторых учеников “Рисале-и Нур”, они стараются обмануть их такими идеями и отказаться от конструктивной и чистой защиты Устаза и “Рисале-и Нур” от врагов Ислама.

Да, наш Устаз Бадиуззаман, исходя из требований искренности, может не придавать значения своей личности; и это положение является примером его высоких качеств и совершенств. Но сколько бы он ни опускал ценность своей личности, проницательность и человечность требует от нас видеть в нём в миллиарды раз большую важность и ценность. Это Божественное благо. Потому что такой шедевр, как “Рисале-и Нур”, являющийся блестящим толкованием Корана, появился из его бытия. С автором такого произведения связан не только нынешний исламский мир, не только современное человечество, от него зависит дело жизни и смерти миллиардов представителей будущих поколений.

Итак, исходя из этого секрета искренности, внимательный ученый, исследующий произведения таких самых известных исламских мудрецов, как Имам Газали (да будет доволен им Аллах), говорит:

— Одна прочитанная мной страница “Рисале-и Нур” даёт мне больше пользы, нежели десять страниц других произведений.

Преподаватель, занимающийся философскими трудами:

— Я столько лет занимался научными и философскими произведениями, но ещё не видел такого труда, который бы убеждал меня так же, как “Рисале-и Нур” и также, как он, полностью отвечал всем нуждам этого времени, исцеляя раны, полученные мной от Западных произведений и философии.

Литератор:

— Мой разум не был просвещённым, но сердце было верующим. “Рисале-и Нур” и просветил мой разум с сердцем, и убедил мой нафс. Он спас меня от адского мучения.

Доктор:

— День, когда я начал чтение “Рисале-и Нур”, я считаю первым днём своей жизни.

Счастливый студент университета:

— Такую службу, как доставить одно письмо, касающееся нашего Устаза и “Рисале-и Нур”, из одного места Стамбула в другое, я предпочитаю депутатской работе.

Тридцать лет назад один искренний и благодетельный пожилой мутасаввыф, показывая на молодого человека по имени Лютфи, сказал: “Этот ученик “Нура” обогнал меня”, – и это лишь несколько примеров из тысяч признаний.

Опять же исходя из этого великого секрета искренности, ученики “Рисале-и Нур” среди таких тяжёлых условий, ограничений и угроз, получают успех в служении вере и Исламу. Свои жизни они посвятили “Рисале-и Нур” и своему Устазу. “Рисале-и Нур” они сделали капиталом и целью жизни. Поскольку дело “Рисале-и Нур” является делом ради Божественного довольства, то известные адвокаты, обладающие исламским патриотизмом, удостоились чести быть почётными защитниками “Рисале-и Нур” в судах, и религиозные, правдолюбивые журналисты, борющиеся за веру, получили благо стать участниками его всемирного призыва. Распространение, победы и воздействие “Рисале-и Нур” подобны беззвучному, но пышному и величавому распространению живых существ весенней порой.

Итак, о братья “Нур”, удостоившиеся такого великого блага, как “Рисале-и Нур”, заслуживающего бесконечных похвал и восхвалений! Нам выпало счастье читать произведения такого величайшего гения, такого грандиозного мыслителя, такого исламского автора, такого ученого века, владеющего прежними и современными знаниями, такого великого муджахида, такого аскетичного и богобоязненного Божьего раба, словно воплощённого в бытии истин веры, такого приверженца Корана и служителя Ислама, не прельщающегося ничем, кроме довольства Аллаха и удостоившегося величайшей искренности, и такого слуги веры, который сказал: “Для спасения веры одного человека я готов броситься в Ад”, и который в Военном Трибунале, грозившем ему смертной казнью, когда его спросили: “Ты тоже реакционер?” – ответил: “Если конституционное правление состоит из диктатуры одной партии, то пусть все люди и джинны будут свидетелями, что я реакционер. Даже если у меня будет тысяча жизней, я готов пожертвовать всеми ими ради одного положения Корана!” – и который после оправдания, не поблагодарив, пошёл среди толпы на площади “Баязит”, скандируя: “Да здравствует Ад для тиранов!.. Да здравствует Ад для тиранов!” и который двадцать четыре года назад в судах, к которым он был привлечён по плану его уничтожения, заявил: “Эй безбожники! Эй еретики! Вы говорите, что у Саида есть сила пятидесяти тысяч человек… Вы ошибаетесь… В отношении моего служения Корану и вере у меня есть сила не пятидесяти тысяч, а пятидесяти миллионов!.. Дрожите! Если можете, то помешайте мне!”, “Моя смерть взорвётся над вашими головами, как бомба, и разнесёт вас на куски. Также как из одного семечка, брошенного в землю, вырастает сотня колосьев, так и вместо одного Саида сотни Саидов закричат вам об этой высокой истине!”. И который пятнадцать лет назад говорил: “Если даже у меня будет столько голов, сколько сейчас волос, и каждый день по одной из них будут отрубать, то и тогда я не отойду от своего служения вере!”. И “Даже если весь мир вы сделаете для меня огнём, я не склоню головы перед безбожием!”. И который пятьдесят лет назад в лицо деспотичной империи, эксплуатировавшей исламский мир, языком печати ответил: “Плюйте в бесстыжие лица этих тиранов!”. И который в Национальном Собрании сказал Президенту: “Во вселенной самая высокая истина – вера. После веры – намаз. Не совершающий намаз – предатель. Решения предателя отвергаемы. Если бы была какая-то истина, более важная, чем намаз, о совершении которого повелевается в сотне мест Корана, то Аллах повелел бы её!”. И после написанного обращения которого, в Меджлисе начались коллективные намазы. И который в Первую Мировую, будучи командиром добровольческого полка попал в плен, и храня Исламское достоинство перед Московским Царизмом, будучи поставленным “к стенке”, со словами: “Мне нужен паспорт для отправления в Иной мир”, – презрел смерть, и даже если за великое благо чтения произведений такого героя Ислама мы пожертвуем своей душой, посвятим ему свою жизнь, будем терпеть гонения за гонениями и до конца жизни не поднимем головы от благодарного поклона, то и этого будет мало…

Наш Устаз постоянно говорит: “Наш принцип является конструктивным, Коран нам запрещает деструктивные действия”.

О наш верный предводитель! О наш любимый господин Устаз, Вы – душа наших душ, сердце наших сердец, наша жизнь и наша корона! Раз вы не разрешаете нам деструктивные поступки, в таком случае мы, обращаясь к Божественной милости, клянёмся, что этим жестоким, бессовестным тиранам, угнетающим нашего Устаза из враждебности к религии, мы отомстим следующим образом: мы до самой смерти, постоянно будем читать “Рисале-и Нур”… и стойко и преданно будем служить его распространению… запишем его золотыми чернилами. Иншааллах…

Университетские ученики “Нура”

* * *