Первый раздел

Состоит из трёх частей

Итоговый вывод “Двадцатого Письма”; Первая часть урока, данного в Третьем “Медресе Юсуфа”

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

وَ بِهٖ نَسْتَعٖينُ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! И с Его помощью”.

Под предлогом того, что я написал ходатайство в кассационный суд о моём пребывании на протяжении одиннадцати месяцев в полной изоляции в Афьёнской тюрьме, такого несчастного, как я, который тридцать пять лет провёл в одиночестве, и по ночам забывает об этом мире [проводит в молитве и поклонении], и, ужаснувшись от людей из-за двадцати трёх лет томлений под пристрастной слежкой, живущего в одиночестве, и ни с кем, кроме своего помощника и сильно желающих получить урок “Нура”, не может находится в одном помещении больше часа, насильно перевели в пятую камеру, запретив при этом моим братьям приходить ко мне. И когда я очень опасался, что не смогу выжить в этом многолюдье, вдруг, в виде признака гнева и возмущения, мороз настолько окреп, что если бы я остался на старом месте, то совершенно не выдержал бы. Эта трудность обратилась для меня в милость.

На сердце во время тасбихата мне пришло следующее: “Несмотря на то, что ученики “Рисале-и Нур” в каждой камере занимаются уроками “Нура” и за себя, и за тебя. Однако, эта пятая камера, будучи неким изолятором, постоянно обновляется. Поэтому она ещё больше нуждается в уроке “Нура”. И молодые, и старики, читающие в газетах об ужасном отрицании и непризнании Всевышнего русскими, нападающими на веру, конечно, очень сильно нуждаются в весьма твёрдых и мощных уроках, касающихся веры в бытие и единственность Всевышнего Аллаха”. И, задумчиво повторяя после утреннего намаза святую фразу:

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ وَ هُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ

وَ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ وَ اِلَيْهِ الْمَصٖيرُ 

Нет божества, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит всё сущее и все восхваления, Он оживляет и умерщвляет, и Он Живой, Неумирающий, в Его Руке всё благо, и Он над всякой вещью мощен, и к Нему возвращение”.

которую я с давних пор повторяю по десять раз после утреннего намаза, и в одиннадцати словах которой большое “Двадцатое Письмо” с блестящим разъяснением показало одиннадцать доказательств необходимости бытия и единственности Всевышнего, а также сообщило одиннадцать очень радостных вестей, я вместе с тем подумал о краткой сути этого “Двадцатого Письма”. Тот час на сердце мне пришло следующее: “Преподай эту краткую суть Надиру Ходже и находящейся здесь молодёжи”. Тогда, произнеся “Бисмиллях”, я начал урок:

В этой формуле единобожия есть одиннадцать радостных вестей, одиннадцать подтверждений веры. Сейчас, лишь коротко указав на подтверждения, их объяснения и радостные вести препоручаю “Двадцатому Письму” и другим частям “Рисале-и Нур”. Однако, во время написания этого урока я посчитал уместным привести здесь ещё некоторые слова и особенности, о которых им тогда не говорил. Итак, из одиннадцати слов той формулы единобожия:

ПЕРВОЕ СЛОВО:

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ

Нет бога, кроме Аллаха”.

Доказательством здесь является изданная брошюра “Великое Знамение”. За необыкновенность этого беспримерного доказательства Имам Али (да будет доволен им Аллах), сообщая о книгах “Рисале-и Нур”, сказав:

وَ بِالْاٰيَةِ الْكُبْرٰى اَمِنّٖى مِنَ الْفَجَتْ

Великим знамением упаси меня от краха”.

– сделал заступником своей молитвы эту брошюру, которая во время пребывания учеников “Нура” в Денизлинской тюрьме одержала победу и в Анкаре, и в Денизлинском суде, и, скрыто распространившись, стала причиной оправдания этих учеников, а также, своим тайным изданием послужила поводом для их девятимесячного заключения, чем явно подтвердила и чудесный дар предсказания Имама Али (да будет доволен им Аллах), и его мольбу за учеников “Рисале-и Нур”.

Да, Луч “Великое Знамение”, показав во всём сущем тридцать три великих единения и всеобъемлющих довода, в каждом из них указывая на бесчисленные доказательства, начиная со слов небес и звёзд, с фраз и предложений земли, животных и растений, и так до слов всей вселенной в целом, её отдельных частей, существ, истин появления (худус), вероятности (имкан) и преобразования, с ясностью солнца и дня доказывает бытие и единственность Необходимо Сущего Творца. Желающие непоколебимой веры, и ищущие несокрушимый клинок против безбожной анархии, пусть обратятся к “Великому Знамению”.

ВТОРОЕ СЛОВО:

 وَحْدَهُ

Единственного”.

Очень краткое указание на его довод таково:

В этой Вселенной во всех отношениях проявляется некое единство. Например, подобно тому как Вселенная будучи неким упорядоченным городом, неким великолепным дворцом, некой воплощённой глубокомысленной книгой, неким материальным Кораном, каждый аят, каждая буква и точка которого также представляют собой чудесный Коран, демонстрирует собой некое единство. Так и то, что лампа этого дворца одна, его численник-ночник один, его огненный кашевар один, водоносная губка одна,.. один, одна, одно… и так до тысячи одного, все они показывают единственности – это твёрдо доказывает, что Хозяин, Правитель, Автор и Составитель этого дворца, города, книги и материального большого Корана является существующим, одним и единственным.

ТРЕТЬЕ СЛОВО:

لَا شَرٖيكَ لَه

Нет у Него сотоварища”.

На довод данного положения очень кратко указывает следующее:

Это являющийся источником, учителем и основой Луча “Великое Знамение”, великий Аят:

قُلْ لَوْ كَانَ مَعَهُٓ اٰلِهَةٌ كَمَا يَقُولُونَ اِذًا لَابْتَغَوْا اِلٰى ذِى الْعَرْشِ سَبٖيلًا… اِلٰى اٰخِرِ

Скажи: «Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона».” (Коран 17:42).

То есть, если бы у Него были сотоварищи, и в созидание и господство имели бы вмешательство другие “пальцы”, то вселенский порядок пришёл бы в расстройство. Между тем, начиная от крохотного крылышка мухи и клеточки зрачка глаза, до небесных летунов, коими являются бесчисленные птицы и до самой солнечной системы, во всём, в большом и малом, в частичном и целом присутствует самый совершенный порядок; что твёрдым и несомненным образом указывает на невозможность и небытие сотоварищей и партнёров, а также очевидно свидетельствует о существовании и единственности Необходимо Сущего Творца.

ЧЕТВЁРТОЕ СЛОВО:

لَهُ الْمُلْكُ

Ему принадлежит всё сущее”.

Очень короткое указание на очень длинный его довод:

Собственными глазами мы видим, что некий невидимый нам Распорядитель, обладающий бесконечным могуществом и знанием, распоряжается своим широким и богатым владением. Особенно поверхность земли Он сделал некой весьма обширной нивой, которая каждой весной засевается Им, перемешанными между собой семенами сотен тысяч видов растений. И, совершенно ничего не путая и не сбиваясь, Он с полным порядком снимает их разнообразные урожаи, делая из них провизию для двухсот тысяч видов животных, руками милости и мудрости распределяя эту пищу, согласно их нуждам. И тот, кто не признаёт этого Мудрого Распорядителя и Милостивого Хозяина, вынужден подобно глупым софистам отрицать эту землю, вместе с её урожаем.

ПЯТОЕ СЛОВО:

 وَ لَهُ الْحَمْدُ

И Ему принадлежат все восхваления”.

Вот очень короткое указание на очень широкое подтверждение этого:

Да, мы своими глазами видим и собственным разумом ясно осознаём, что в городе этой вселенной, в районе земли, в казарме людей и животных распоряжается, управляет и заботится Такой Милосердный Кормилец, Такой Щедрый Благодетель, Который для того, чтобы в обмен на Свои дары побудить к славословию и благодарности, словно некое торговое судно или продовольственный состав, нагружает землю весенней порой, подобной некому вагону, сотнями тысяч видов продуктов питания, а также консерв и пакетов, называемых молочными железами, и доставляет их нуждающимся живым созданиям, провизия которых кончается под конец зимы. И тот, у кого есть хотя бы частица разума, подтвердит, что всё это является делами Одного Милосердного Кормильца. Тот же, кто, не подтвердив, сворачивает к отрицанию, конечно, будучи вынужденным отрицать все упорядоченные дары и назначенные питания на земле, являющиеся средством для восхваления и благодарности, становится неким глупым, вредоносным животным.

ШЕСТОЕ СЛОВО:

يُحْيٖى

Он оживляет”.

Весьма короткое указание на его довод:

Да, в “Десятом Слове” и в других частях “Нура” аргументированно доказано следующее:

Каждой весной на поверхности земли оживляется некое Божественное войско, состоящее из трёхсот тысяч видов живых существ, имеющих весьма разнообразные образы и содержащих бесчисленное количество особей. Всем им в совершенном порядке даётся жизнь и жизненные необходимости. И показав сотню тысяч подобий, а скорее признаков Великого Воскресения, с полным порядком и точностью оживить всех вместе тех разных-преразных созданий, сделав это без ошибок, без погрешностей, без изъянов, ничего не перепутав, и хотя они смешанны, ничего не перемешав и не забыв; а также из схожих капель жидкости, называемой спермой, и из похожих семян и малоразличных зёрен, прорастающих в земле, и из одинаковых яиц насекомых и семян птиц, и из их схожих друг с другом или мало отличных яиц оживить эти сотни тысяч видов живых существ, содержащих бесконечное число единиц, и безошибочно и весьма совершенно написать на странице земли и весны все вместе и внутри друг друга эти сотни тысяч разных книг может лишь действующий и управляющий с бесконечным вниманием и с бескрайней мудростью Живой Вседержатель, Дающий жизнь и Всезнающий Создатель. И тот, кто не имеет такого убеждения, конечно, вынужден стать самым глупым и несчастным живым созданием, отрицающим и себя, и всех живых созданий, находящихся на всей земле, подвешенных на ленту времени во всех прошедших вёснах, живущих на живой земле, и в воздушном пространстве.

СЕДЬМОЕ СЛОВО:

وَ يُمٖيتُ

И Он умерщвляет”.

Краткое указание на его довод таково:

Да, мы видим, что осенней порой, когда триста тысяч видов живых существ получают освобождение, называемое смертью, коробочки со страницами деяний каждого вида и каждой особи, оглавления деяний, исполненных ими ранее, описания их предстоящей деятельности будущей весной, и представляющие собой некую разновидность их душ – их семена – вместо них вверяются на хранение деснице мудрости некого Великого Хранителя, и каждое из крошечных семян, подобных семенам инжира, несёт в себе, подобно вечной душе, все законы формирования инжирного дерева, и запись биографии дерева в его памяти занимает объём целой книги. И тот, кто не признаёт Живого и Бессмертного, Мудрого Создателя, Который пером предопределения размещает всё это в тех крошечных семенах, превращая их память в образ некой большой книги, записывая в ней историю жизни дерева, конечно, более несчастен, чем некий подлый дьявол, мешающий адский огонь, и обречён на вечную смерть.

Да, чтобы всецелая, всеобъемлющая, бесконечно необычайная и заключающая в себе бесчисленные чудеса деятельность, указывающая на подтверждение этого слова, имела место без производящего её деятеля, является стократно невозможным и ложным, и приписывание её слепым, бессильным, бессознательным, глухим, безжизненным, беспорядочным, неуравновешенным, смешанным и растекающимся причинам также тысячекратно безосновательно и абсурдно. Иначе, понадобится, чтобы в каждой частице грунта имелось некое бесконечное могущество, мудрость и весьма необычайное, полное мастерство формирования всех трав и цветов; а в каждой частице воздуха – как было сказано в “Путеводителе” и в “Тайне Хува” – способности распознавания всех разговоров, телефонных и радио слов и умения сообщить о них другим частицам. Но такую поразительную идею ни один дьявол не заставит никого принять. И воздаянием за настолько далёкое от разума и истины неверие и отрицание, являющееся оскорблением всего сущего, может быть только ужасная геенна, что полностью справедливо. Конечно, для таких отрицателей мы должны сказать: “Да здравствует Ад!”.

ВОСЬМОЕ СЛОВО:

وَ هُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ

И Он Живой, Неумирающий”.

Очень короткое указание на подтверждение этого положения таково:

Например, как солнышки, видимые в гребешках волн, плескающихся на поверхности моря или некой текущей реки, уходят, но следующие за ними волны вновь точно также показывают те же солнышки, чем свидетельствуют о солнце, находящемся в небесах, и своими исчезновениями и смертями указывают на бытие и постоянство этого неизменного солнца. Точно также и создания, плещущиеся на поверхности постоянно изменяющегося моря вселенной, в обновляющемся бесконечном пространстве, на ниве частиц и в реке времени, взявшей в свои объятья тленных существ, быстро протекая, непрестанно уходят, умирают вместе со своими внешними причинами. Каждый год, каждый день одна вселенная умирает, и ей на смену приходит новая. И поскольку на ниве частиц постоянно собирается урожай странствующих миров и текучих вселенных, то конечно, как те гребешки волн и солнышки своими исчезновениями показывают одно постоянное солнце, так и смерти этих бесчисленных созданий и плодов, а также их совершенно упорядоченные освобождения вместе с их внешними причинами, несомненно, как день, и явно, как солнце, твёрдо сообщают о необходимости бытия и единственности одного Живого и Неумирающего Вечного Солнца, одного Постоянного Создателя, одного Пресвятого Командующего. И все существа, вместе и по отдельности, свидетельствуют о том, что Его существование в тысячекратной степени более явно и несомненно, чем существование Вселенной.

Итак, вы конечно поняли, насколько глухим, глупым и преступным является тот, кто не слышит и не хочет слышать этих высоких голосов и сильных свидетельств, заполняющих вселенную.

ДЕВЯТОЕ СЛОВО:

بِيَدِهِ الْخَيْرُ

В Его Руке благо”.

Очень краткое указание на довод этого слова:

Мы видим, что в этой вселенной каждый круг, каждый вид, каждый уровень и даже каждая единица, каждый орган и даже каждая клетка тела имеет некое хранилище, некий склад, некую ниву, взращивающую и сохраняющую их потребности, некую сокровищницу, которые весьма упорядоченно и точно, с бесконечной мудростью и милостью, точно и во время, сверх сил и воли нуждающихся даются им некой скрытой десницей.

Например, также как горы несут в себе все необходимые живым существам и человеку минералы, лекарства и необходимые для их жизни вещи, и благодаря некой воле и предусмотрительности представляют собой весьма совершенные кладовые и склады, так и земля является некой нивой, некой мельницей и кухней, которая благодаря силе Мудрого Кормильца, с совершенным порядком и точностью готовит пищу для всех живых существ. И даже, как у каждого человека и у каждого органа в его теле, даже у каждой его клеточки имеется своего рода кладовая, склад и неприкосновенный запас, так и неким хранилищем вечного мира является мир дольний; и некой нивой и складом рая является дающий доброту, прелесть и свет – мир Ислама и истинная человечность; хранилищем ада же являются порождающие зло, мерзость и неверие грязные материи и существа, исходящие из небытия, являющегося злом, и пачкающие собой миры бытия, являющегося благом; и кладовой жара для звёзд является ад; а сокровищницей света – рай, так что слово

بِيَدِهِ الْخَيْر

В Его Руке благо”.

указывая на все эти бесчисленные кладовые, демонстрирует блестящий довод.

Да, этим словом, а также предложением: 

بِيَدِهٖ مَقَالٖيدُ كُلِّ شَىْءٍ

то есть: “Ключи от всего находятся в Его руках”, – тому, кто не является абсолютно слепым, показывается безгранично широкое и бесконечно чудесное подтверждение Божественного Господства и Единства. Например, из тех бесчисленных сокровищниц и хранилищ посмотри только на следующее: один Мудрый Распорядитель, в руках Которого находятся ключи семян и косточек, являющихся крохотными кладовыми, несущими в себе системы и предначертанные программы огромных деревьев или прекрасных цветов, повелением “Проснись!” и ключом воли, абсолютно взвешенно и упорядоченно открывает дверку каждой косточки, и подобно этому, открывая ключом дождя сокровищницу земли, Он всех вместе и безошибочно открывает все зёрна, являющиеся кладовочками и семенами растений, а также все капли жидкости, получившие повеление развиваться, являющиеся началом животных и семенем птиц и мух, состоящим из воздуха и воды. И если при этом ты хочешь узнать и увидеть, как десницей мудрости, воли, милости и желания, каждая своим особым ключом, во вселенной открываются все полные и частичные, материальные и духовные сокровищницы и склады, то посмотри на своё сердце и разум, тело, желудок и сад, являющиеся твоими своеобразными кладовыми, а также на являющуюся цветком земли весну и на её цветы и плоды, как с полным порядком и точностью, с милостью и мудростью некая скрытая десница открывает их разными ключами, выточенными на станке повеления “Кун фаякун”. Из одной трёхграммовой коробочки с полным порядком извлекает порой сотню пудов пищи, устраивает пир для живых созданий. Разве в такие упорядоченные действия, производимые настолько знающе и видяще, в это мудрое и исключающее случайность искусство, в это безошибочное, полностью взвешенное управление и абсолютно справедливую, никого не притесняющую заботу могут хоть как-то вмешаться слепая сила, глухая природа, шальное совпадение, мёртвые, неведающие и бессильные причины!? Разве кто-то, кто не видит сразу все вещи и не управляет ими всеми одновременно, под чьей властью не находятся частицы вместе с планетами, может быть причастен к такому во всех отношениях мудрому, чудесному и точному распоряжению и управлению!?

Итак, кто не признаёт и отрицает Такого Милосердного Распорядителя, Такого Мудрого Господа, в Руках Которого всякое благо и ключи от всякой вещи, конечно, как говорит аят:

تَكَادُ تَمَيَّزُ مِنَ الْغَيْظِ

Готова она лопнуть от гнева” (Коран 67:8).

– на тех гневается и распаляется ад, языком своего состояния говоря: “Они заслуживают моего бесконечного наказания и совершенно не достойны жалости”.

ДЕСЯТОЕ СЛОВО:

وَ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ

И Он над всякой вещью мощен”.

Очень короткое указание на его довод:

Каждый обладатель сознания, приходящий в гостиницу этого мира, открыв глаза, видит:

Некое могущество, охватившее всю вселенную, и находящиеся в нём, бесконечное, ничего не путающее, всеобъемлющее извечное знание, а также очень внимательная, не допускающая никаких несоразмерных и бесполезных движений Божественная мудрость и забота, вращает, словно вдохновлённого мевлеви, каждую отдельную частицу из огромной армии частиц, используя её во многих делах, и в то же время, по тому же закону, снова подобно вдохновлённому мевлеви, за год проводит по двадцатичетырёхтысячелетней орбите Земной шар. С тем же законом, с которым приносит животным и людям урожай сезонов, в то же время, сделав Солнце неким челноком и прялкой, притягательно и влекуще вращая его в центре, с абсолютной точностью и порядком приводит к исполнению своих обязанностей планеты, являющиеся армией солнечной системы. И это же самое могущество, в то же время и по тому же мудрому закону, без путаницы и ошибок пишет на странице Земли подобные сотням тысяч книг, сотни тысяч видов созданий, все вместе и внутри друг друга, показывая тысячи подобий Великого Воскресения. И то же самое могущество, в то же время обращает страницу воздуха в некую доску для письма и стирания. Употребляя все частицы воздуха в назначенных для них волей и повелением обязанностях служения некими кончиками перьев и точками той книги, оно дало всем этим частицам такую способность, что они словно имеют некое ухо и тонкий язык, с помощью которых могут, будто зная, принимать и безошибочно распространять все слова и разговоры, доказывая, что воздушная стихия является неким престолом распоряжений и воли Всевышнего Аллаха.

Итак, соответственно данному короткому указанию, приведя эту вселенную в образ некого упорядоченного города, некого прекрасного помещения и гостиницы, некой чудной книги и Корана, начиная от всей её в целом и до каждой отдельной частицы, Милостивый и Милосердный Творец взял на весы знания и под порядок мудрости все уровни, круги и виды созданий и управляет ими; и в Своём могуществе Он показывает Свою мудрость и милость; в Своём абсолютном господстве – Своё бытиё и единственность, делая это ясно, как солнце и день. И в ответ на представление Себя, Он желает признания Его с верой,.. и в ответ на пробуждение к себе любви, желает, чтобы Его полюбили с поклонением,.. и в ответ на Свои дары желает благодарности и славословия… И те дьяволы в человеческом обличьи, которые не признают Такого Милостивого и Милосердного Господа, не стараются полюбить Его с поклонением, а наоборот, с отрицанием несут в себе некую враждебность к Нему, подобно неким маленьким Фараонам и Намрудам, конечно, достойны бесконечного наказания.

ОДИННАДЦАТОЕ СЛОВО:

وَ اِلَيْهِ الْمَصٖيرُ

И к Нему возвращение”.

То есть: “Все предстанут перед Ним и уйдут в Его вечный мир и в Его вечные края счастья, а также только Он является источником помощи и цепи всех причин опираются на Него, основываются на Его могуществе и являются для Его могущества отдельными завесами; все внешние причины представляют собой лишь завесы, служащие для сохранения славы и величия этого Его святого могущества; они не оказывают на созидание совершенно никакого влияния; если не будет Его приказа и воли, то ничто, даже ни одна частица не смогут двигаться.” На подтверждение этого слова мы сделаем лишь очень короткое указание:

Во-первых. Доказательную сторону, вселяющую полную веру в Судный день и в Иной мир, о которых сообщает это слово, убеждающую в том, что они свершатся и наступят также твёрдо и несомненно, как будущая весна, мы препоручаем “Десятому Слову” и его постскриптумам, а также “Двадцать девятому Слову”, седьмой теме “Плодов веры”, “Лучу Мунаджат” и другим частям “Рисале-и Нур”, касающимся веры. Поистине, они доказали этот столп веры бесчисленными доказательствами в таком виде, что даже самых упрямых неверующих вынудили признать претворение Иного мира таким же несомненным, как существование мира этого.

Во-вторых. Одна треть Превосходного Изложения Корана обращена к Воскресению из мёртвых и к Иному миру. А в таком случае, все чудеса и аргументы, доказывающие истинность Корана, также указывают на бытие Иного мира. И подобно этому, все чудеса и указания на пророчество Мухаммада (Мир Ему и Благо), все аргументы его верности, также свидетельствуют и о Воскресении, и об Ином мире. Потому что постоянный, великий призыв на протяжении всей жизни этого Человека (Мир Ему и Благо), касался Иного мира. Также и все сто двадцать четыре тысячи Пророков (мир им всем), тоже, объявляя о вечной жизни и бесконечном счастье, принесли людям эту радостную весть, доказав её бесчисленными чудесами и твёрдыми доводами, а поэтому, конечно, все чудеса и подтверждения, указывающие на их пророчество и верность, свидетельствуют также об Ином мире и вечной жизни. В соответствии с этим, все доказательства подтверждающие другие столпы веры, также свидетельствуют и о претворении Воскресения из мёртвых, и об открытии вечного счастья.

В третьих. Для показа Своих совершенств, могущества и господства, Всевышний создал всю эту вселенную вместе со всеми её частицами, уровнями, планетами и стихиями, непрестанно с совершенной мудростью занимая все их вместе и в отдельности исполнением некой обязанности, а скорее многих обязанностей; и для показа вечных, бесконечных проявлений Своих имён, Он караван за караваном, а скорее странствующие, обновляющиеся мир за миром и племена созданий отправляет в гостиницу этого мира и на арену испытаний дольней жизни, снимая установленными в мире Мисаль потусторонними, загробными кино и фотокамерами их образы, поступки и состояния. После же их освобождения Он отправляет на эту арену новые племена, караваны и некие текучие, странствующие миры для того, чтобы они также исполнили свои обязанности и послужили зеркалами для проявлений Его имён. И разве есть хоть какая-то вероятность, чтобы у Такого Всемогущего Творца, Прекрасного Создателя и Совершенного Аллаха, для человеческого рода, который в этом тленном мире с сознанием и разумом отвечает на все Его замыслы, который всеми своими способностями полюбив и дав полюбить, познав и дав познать Этого Создателя, с бесчисленными мольбами просит о счастье вечного иного мира, а также по причине наличия разума испытав бесконечные муки, всем своим естеством, душой и способностями желает вечной жизни, являющейся самим наслаждением, не было некого места наград и воздаяния, некого воскресения и сбора? Нет! Сто тысяч раз нет!..

Итак, поскольку объяснение, подробности и доказательства этого короткого указания в блестящем и сильном виде содержаться в “Рисале-и Нур”, то препоручая их ему, мы сокращаем это очень длинное повествование.

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый!” (Коран 2:32)

***