Первая тема

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

وَيَضْرِبُ اللّٰهُ الْاَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ۞ وَ تِلْكَ الْاَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание» (Коран, 14:25). «Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (Коран, 59:21).

Однажды два человека купались в озере. Вдруг при необычных обстоятельствах они потеряли сознание. Когда же открыли глаза, то увидели, что оказались в каком-то удивительном мире. В мире, который по совершенному порядку, царящему там, подобен некому государству, или даже городу, а скорее некому дворцу. Совершенно изумлённо стали они осматриваться по сторонам и увидели:

Если смотреть с одной стороны, то это некий огромный мир. С другой стороны – некое организованное государство… С одной стороны – прекрасный, совершенный город… Если же смотреть с другой стороны, то некий дворец, вбирающий в себя очень величественный мир. Осматривая окрестности, они пошли вглубь этого удивительного мира. И увидели, что некоторые создания разговаривают между собой, но они не знали их языка. Однако по знакам тех созданий они поняли, что те заняты серьёзным делом и исполняют важные обязанности.

Один из тех людей сказал своему товарищу: “Без сомнения, есть некто, кто предусмотрел всё в этом чудесном мире – царь этого прекрасно организованного государства, хозяин этого совершенного города, архитектор этого искусного дворца. Мы должны постараться найти с ним контакт. Очевидно, что привёл сюда нас он. В противном случае, нам не от кого ждать помощи? Чего мы можем ожидать от этих бессильных созданий, языка которых не знаем, и которые нас не слушают? К тому же тот, кто создал огромный мир в виде государства, наподобие города и в образе дворца, и от начала до конца наполнил его необыкновенными вещами, украсил его разными украшениями и оборудовал назидательными чудесами, конечно же, чего-то желает от нас и от входящих в него. Мы должны познакомиться с ним и узнать его намерения на счёт нас”.

Другой человек сказал:

— Не верю, чтобы существовал кто-то подобный тому, о ком ты говоришь, и чтобы он единолично управлял этим миром.

В ответ его товарищ сказал ему:

— Если мы не познаем его и останемся безразличными, пользы не будет, однако вред может оказаться огромным. Если постараемся познать его нас коснутся лишь небольшие трудности, но, в случае удачи, выгода будет велика. Поэтому нет никакой разумной пользы в безразличии к нему.

Тот беспутный человек снова сказал:

— Всё своё спокойствие и удовольствие я нахожу в том, чтобы не думать о нём. И нет никакого смысла в обсуждении непонятных мне вопросов. Всё происходящее порождено случайностью и смешанностью, всё вращается само по себе, и мне до этого дела нет!

На что разумный товарищ сказал ему:

— Твоё упрямство может навлечь беду на меня и на многих других. Иногда бывает так, что из-за одного невоспитанного человека рушится целое государство.

Тот непутёвый, снова сказал:

— Или твёрдо докажи мне, что у этого огромного государства есть один единственный хозяин, один единственный Творец, или же отстань от меня!

На что его товарищ ответил:

— Поскольку твоё упрямство дошло до глупости, этим упрямством ты можешь навредить и нам и даже огромному государству, то и я на “двенадцати доказательствах” покажу тебе, что у этого мира, подобного дворцу, у этого подобного городу государства есть один единственный мастер, и это такой мастер, который управляет самолично и полновластно всем государством. Ни в каком отношении у него нет недостатков, и Этот невидимый нами мастер видит и нас, и всякую вещь, и слышит каждое слово. Все дела его необыкновенны и чудесны. Все эти увиденные нами создания, языка которых мы не знаем – его служащие.

ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Посмотри вокруг, приглядись внимательно ко всему, что тебя окружает! Во всех этих делах действует некая скрытая рука. Потому что, смотри, одна вещичка, маленькая, как семечко, не имеющая силы даже на грамм (Примечание-1), поднимает тысячепудовый груз. Те, кто не имеет даже частицы ума (Примечание-2), сооружают очень мудрые вещи. Значит, они не действуют сами по себе. Есть некий скрытый обладатель силы, который приводит их в действие и направляет. Если бы их движение было самопроизвольным, то в этом видимом нами государстве, от начала до конца, каждое дело должно было бы быть чудом, а каждая вещь – невероятным кудесником. Это же является неким вздором.

ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Иди, посмотри на макушки того, что украшает эти долины, поля и луга. На каждой из них есть то, что сообщает об этом скрытом ком-то. Можно сказать, что каждая из них является некой печатью, неким чеканом, извещающим о нём. Вот, посмотри, что он делает из находящегося перед твоими глазами одного грамма ваты (Примечание-3). Посмотри, сколько из него вышло отрезов сукна, батиста и цветного шелка, а сколько ещё делается из него сладостей, сколько вкусных конфет, всего этого хватит для того, чтобы поесть и одеться тысячам людей, подобным мне и тебе. И ещё, смотри, вот он взял в свою скрытую ладонь это железо, землю, воду, уголь, медь, серебро и золото и сделал из них кусок мяса (Примечание-4), смотри же, гляди… Итак, о неразумный человек. Эти дела свойственны тому, под чьей чудесной силой находится всё это государство, со всеми его составляющими, и чьему желанию подчинено всё.


Примечание-1: Указание на семена, несущие на себе деревья.

Примечание-2: Указание на такие, не имеющие возможности расти вверх собственными силами и не выдерживающие тяжести своих плодов гибкие и тонкие растения, подобные виноградной лозе, которые, обняв своими нежными руками деревья, обвивают их и поднимаются к верху.

Примечание-3: Указание на семена. Например, подобное пылинке семечко мака, подобная капле косточка абрикоса, семечко дыни, – какие они представляют нам листья, сотканные гораздо красивее сукна, какие цветы, которые белее и желтее батиста, какие более сладкие, чем конфеты, более приятные и ароматные, чем пирожные, более нежные плоды приносят они из сокровищницы Милости.

Примечание-4: Указание на создание из химических элементов тел животных и создание живых существ из семени.

ТРЕТЬЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Иди, посмотри на эти его удивительные самоходные творения! (Примечание-1) Каждое из них сделано в таком виде, словно оно является маленькой копией этого огромного дворца. Всё, что есть в этом дворце, находится также и в этих крохотных самоходных механизмах. Возможно ли вообще, чтобы кто-то, кроме создателя этого дворца, пришёл и разместил весь этот удивительный дворец в некой маленьком механизме?! И возможно ли вообще, чтобы этот механизм, как некое средоточие вбирающая в себя целый мир, находилась среди случайности, или пустой игры?! Значит всё это видимое глазами множество удивительных механизмов, каждый из них, представляет собой одну печать того скрытого мастера. Точнее каждый из них – некий глашатай, некое объявление. Языками своего состояния они говорят: “Мы творения того, кто с такой же лёгкостью может создать весь этот мир, с какой он создаёт нас”.

ЧЕТВЁРТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

О упрямый товарищ! Пойдём, покажу тебе нечто ещё более удивительное. Смотри, все процессы, происходящие в этом государстве, все эти вещи изменились, изменяются и не стоят в одном положении. Приглядись повнимательнее и увидишь, как каждое из этих видимых нами неодушевлённых тел, бесчувственных предметов приняло образ абсолютного управляющего. Словно каждый предмет правит всеми вещами. Вот, посмотри на эту машину, находящуюся возле нас (Примечание-2), она словно отдаёт приказы. Все необходимые для её украшений и жизнедеятельности материалы и вещества, непременно приходят к ней из далёких мест. А вот, посмотри туда! Гляди, это неразумное тело (Примечание-3), словно даёт указание, заставляет прислуживать себе самое большое тело и вынуждает его трудиться в своих интересах. Сравни с этим и другие примеры. Словно каждая вещь подчиняет себе все создания этого мира.

Если не согласишься с мыслью о существовании некоего скрытого, в таком случае будешь вынужден всё его мастерство, искусство и совершенство раздать каждому камню этого государства, его земле, животным, и созданиям, похожим на людей. Итак, вместо одного некого чудотворца, существование которого ты видишь далёким от разума, должны существовать миллиарды таких же, как он, чудотворцев, которые и противоположны друг другу, и подобны друг другу, и находятся внутри друг друга, при этом не нарушая гармоничный порядок и не смешивая всё вокруг. Тогда как вмешательство двух разных людей в дела этого государства может вызвать большую путаницу. Потому что, если будут две главы в одном селе, в одном городе – два мэра, в одном государстве – два правителя, возникнет неразбериха. И где такое видано, чтобы бесчисленные абсолютные правители находились все вместе?!


Примечание-1: Указание на животных и людей. Потому что животное является маленьким каталогом этого мира, и оттого, что человеческая суть является уменьшенной копией вселенной, то в человеке есть практически всё, что бы ни было во вселенной.

Примечание-2: Эта машина – указание на плодовое дерево. Потому что оно, словно несёт в своих тоненьких веточках сотни станков и фабрик, ткёт удивительные листья, украшается цветами, печёт плоды и протягивает их нам. Между тем такие величавые деревья, как сосна и кедр, работают, стоя на скалах, установив свои станки на этих сухих камнях.

Примечание-3: Указание на зерна, семена и на личинки мух. Например, муха откладывает свои личинки на листе вяза. В тот же миг этот огромный вяз, его листья превращаются для тех личинок в некую материнскую утробу, в некую колыбель и хранилище, полное еды, подобной мёду. Словно это бесплодное дерево даёт таким образом одушевлённые плоды.

ПЯТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

О сомневающийся товарищ! Пойдём, обрати внимание на узоры этого дворца, посмотри на украшения всего этого города, погляди на гармонию всего этого государства и задумайся над творениями всего этого мира! Если это бесконечное мастерство и чудеса не будут произведением одного сокрытого, и если приписать все эти узоры неразумным причинам, слепой случайности, глухой природе, тогда каждый камень этого государства, каждая травинка должна стать таким чудотворным художником, таким необыкновенным писарем, который бы смог написать тысячи книг в одной букве, мог бы разместить миллионы разных искусств в одном узоре. Потому что, посмотри на узоры этих кирпичей: (Примечание-1) в каждом из них есть узоры всего дворца, есть законы организации всего города, законы образования всего государства. Значит, создание этих узоров – такое же чудо, как создание всего государства. Таким образом каждый узор, каждое творение – это объявление того скрытого мастера, его печать.

Поскольку не может быть одной буквы, которая бы не указывала на своего писаря, искусный узор не может не сообщать о своём художнике… Возможно ли, чтобы художник, пишущий в одной букве некую огромную книгу и размещающий в одном узоре тысячу узоров, не был бы познаваем по своей книге и узору?!

ШЕСТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Пойдём, выйдем на эту широкую равнину (Примечание-2). Вот, среди этой равнины возвышается большая гора. Поднимемся на неё, чтобы увидеть всю округу. С собой возьмём хороший бинокль, дабы можно было увидеть всё вблизи. Потому что в этом удивительном государстве происходят удивительные дела. Каждый час происходит то, что нам не пришло бы и в голову. Вот, смотри! Эти горы, равнины и города внезапно изменяются. И ещё как… Изменяются в таком виде, что очень организованно преобразовываются миллионы дел, находящихся одно среди других. Происходят такие уникальные преобразования, будто миллионы разнообразных материй ткутся одновременно, находясь одна внутри другой. Посмотри, сколько цветущих вещей, знакомых нам и привычных нам, исчезло. На их место организованно пришли другие, по сути, похожие на них, но отличающиеся по виду. Словно эта равнина и горы представляют собой по одной странице, на которых сотнями тысяч записываются разнообразнейшие книги, без ошибок и изъянов. Так вот, все эти действия стократно противоречат тому, чтобы они происходили сами по себе.

Да, то, чтобы эти в бесконечной степени искусные и внимательные дела происходили сами по себе, является тысячекратно невозможным. Больше, чем самих себя, они показывают своего мастера. И этот мастер, который производит их – некто такой необыкновенно чудесный, для которого любое дело не представляет никакой сложности. Написать тысячу книг для него также легко, как написать одну букву. Наряду с этим, посмотри вокруг, он с такой мудростью расставляет по соответственным местам каждую вещь, и так гостеприимно, достойно каждого, оказывает всем любезности, и с такой щедрой любовью открывает всеобщие занавесы и двери, что удовлетворяет желания каждого. И он с таким щедрым великодушием расстилает скатерти угощений, что всем народам этого государства, всем животным, каждому их племени даёт особенное и достойное, даже каждой единице – подписанное её именем и снабжённое портретом, отдельное блюдо даров. Итак, есть ли в мире что-либо нелепее и невозможнее того, чтобы среди этих видимых нами процессов присутствовала нелепая случайность, или наличие чего-либо бесполезного и напрасного, вмешательство различных чужих рук. Или же мастер всего этого не был бы могущественным и ему не было бы подчинено всё вокруг? Итак, эй товарищ! Если можешь, скажи что-либо против!


Примечание-1: Указание на человека, являющегося плодом древа создания, и на плод, несущий в себе программу и каталог своего дерева. Потому что перо могущества записало в человеческой сути обобщение всего, что оно записало в великой книге мира. Всё, что ни записало перо предопределения в дереве, подобном горе, также разместило это и в его плоде величиной с ноготь.

Примечание-2: Указание на поверхность земли во времена весны и лета. Потому что племена сотен тысяч созданий создаются вместе, среди друг друга, пишутся на земной поверхности. Затем без ошибок, без изъянов, в совершенном порядке сменяются. Открываются тысячи скатертей милости, затем убираются, появляются новые и новые. Каждое дерево – как некий официант, каждый сад – как некий котёл.

СЕДЬМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Эй товарищ, пойдём! Теперь оставим детали и обратим наше внимание на то, как соотносятся между собой части этого удивительного мира, имеющего форму дворца. Итак, смотри: в этом мире настолько упорядоченно и гармонично производятся грандиозные дела и всеобщие преобразования, словно все имеющиеся в том дворце камни, земли, деревья, каждая вещь, наблюдая, как некто самостоятельный, за всеобщим порядком во всём мире, действует в согласии с ним. Самые далекие друг от друга вещи спешат друг к другу на помощь. Вот смотри! Появляясь из скрытого приближается караван (Примечание-1). Его вьючные животные похожи на деревья, травы и горы. На своих головах они несут по одному подносу с продовольствием. Смотри! Они приносят пропитание для ожидающих на этой стороне различных животных. И ещё, смотри! На этом куполе та великая электрическая лампа (Примечание-2) даёт им свет, и при этом она прекрасно выпекает все различные блюда, которые, готовясь по отдельности, нанизываются по одному некой скрытой десницей на нить (Примечание-3) и вывешиваются перед той лампой. Посмотри ещё сюда! Как для этих бедных, бессильных и слабых созданий, прямо перед их головой, словно два родника, прикреплены два мешочка (Примечание-4), полные нежной пищи, и тем бессильным творениям достаточно лишь поднести к ним свой ротик.

Вывод. Всё существующее в этом мире словно присматривают друг за другом, помогают одни другим. Словно видят друг друга, протягивают друг другу руки. Становясь плечом к плечу, дополняют друг друга. Опираются спиной к спине и устремляются к сотрудничеству. Сравни с этим всё остальное, всего этого не сосчитать… Итак, все эти положения твёрдо, как дважды два четыре, показывают, что мастеру этого удивительного мира, то есть хозяину этого потрясающего дворца подчинено абсолютно всё. Всё функционирует для него. Всякая вещь – некий его послушный солдат. Всё вращается благодаря его силе. Всё двигается по его повелению и регулируется соответственно с его мудростью. Любая поддержка происходит благодаря его великодушию. Всякая вещь, благодаря его состраданию, бежит на помощь другим (то есть понуждается к этому). Эй товарищ! Если сможешь, скажи против этого хоть слово!


Примечание-1: Караваны растений и деревьев, несущих пропитание всех животных.

Примечание-2: Эта великая электрическая лампа – указание на солнце.

Примечание-3: Нить и нанизанные на неё блюда – тонкие веточки деревьев и их ароматные плоды.

Примечание-4: Два мешочка – указание на материнскую грудь.

ВОСЬМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Пойдём, о, подобно моему нафс, возомнивший себя умным, неразумный товарищ! Ты не хочешь знать хозяина этого величественного дворца! Однако всё вокруг показывает его, указывает на него и свидетельствует о нём. Как опровергнешь ты свидетельства всех этих вещей? В таком случае, отрицай также и этот дворец, и скажи, что: “мира нет, государства нет”, отвергни своё существование и бесследно исчезни. Или же образумься, послушай меня! Итак, смотри: вот есть однообразные элементы и материи, находящиеся внутри этого дворца и охватывающие это государство (Примечание-1). Словно всё, что есть в государстве, сделано из тех материй. Значит тот, кто является хозяином тех материй, является хозяином и всего, что из них сделано. Чьё поле, тому принадлежит и урожай. Хозяин моря владеет и тем, что находится в его глубинах.

И смотри, эти ткущиеся вещи, эти узорчатые материи создаются из одного и того же материала. Очевидно ясно, что доставляет этот материал, подготавливает его и делает из него нить кто-то один. Потому что это дело не приемлет сотрудничества. Значит все эти ткущиеся искусные вещи присущи ему. И ещё посмотри, каждый вид этих ткущихся, создающихся вещей присутствует в этом государстве повсюду, и они распространены со всеми своими подвидами и разновидностями, они создаются и ткутся все вместе, одновременно и одним способом. Значит, всё это дело принадлежит кому-то одному и оно движется по одному повелению. Иначе невозможно объяснить их объединение и совпадение по времени, по способу появления, по качествам и по составу. Таким образом каждая из этих искусных вещей подобно некому объявлению говорит о том скрытом мастере.

Словно каждая цветастая ткань, каждая искусная машина, каждая сладость является одним из чеканов того необычайного чудотворца, одной из его печатей, одним из его символов, одним автографом. Языком своего состояния каждая из них говорит: “Чьим творением я являюсь, тому же принадлежат хранилища и магазины, в которых я нахожусь”.

И каждый узор говорит: “Тот, кто соткал меня, соткал и ткань, на которой я нахожусь”.

Каждая сладость говорит: “Тому, кто меня стряпает и печёт, принадлежит и казан, в котором я пекусь”.

Каждая машина говорит: “Тот, кто собрал меня, производит и все мои подобия, распространяя их по государству, и он же доставляет нас во все концы страны. Значит и хозяин этого государства – он. Если так, то нашим хозяином может быть лишь тот, кто является хозяином всего этого государства, всего этого дворца”.

Например, для того, чтобы быть хозяином одной казённой портупеи, или пуговицы, нужно быть хозяином всех фабрик, на которых они произведены, и только тогда можно стать их истинным владельцем. Иначе, посягнувший на них лишится их и подвергнется наказанию за посягательство на государственное имущество.


Примечание-1: Элементы, материи – указание на воздух, воду, свет и почву, которые исполняют очень упорядоченные обязанности, спешат по воле Всевышнего на помощь всякому, и проникают по Божественному повелению в любое место, дают помощь, доставляют жизненные необходимости, вскармливают живых, являются породителями, источником и колыбелью для тканей и узоров Божественных творений.

Вывод. Поскольку каждый элемент этого государства является в нём некой всеохватывающей материей, то и хозяином этих элементов может быть один и лишь тот, кто владеет всем государством, а также плоды искусства и разные творения, распространяемые по всему государству, в связи со взаимосхожестью и наличием единой печати, показывают то, что они являются произведениями одного-единственного мастера, который повелевает всякой вещью.

Итак, эй товарищ! Поскольку в этом государстве, то есть в этом пышном дворце существуют признаки целостности и отпечаток единства. Потому что часть вещей, несмотря на неизменный вид, имеют повсеместное распространение. Другие же, будучи разнообразными, имея схожесть между собой и являясь вездесущими, тоже показывают своего рода разновидность единства. Единство же указывает на “Единственного”. Следовательно, и их мастер, и хозяин, и владелец, и творец должен быть одним.

Вместе с этим, посмотри внимательно сюда: вот, из-за некой завесы скрытого выходит толстый канат (Примечание-1). Смотри, затем из него вытягиваются тысячи нитей. Гляди, на конце каждой нити нанизано по одному алмазу, по одному знаку, по одной награде, по одному подарку. Для каждого есть подходящий ему подарок. Разве ты не понимаешь, насколько глупо будет не признавать и не благодарить того, кто за необычайной завесой скрытого мира протягивает этим созданиям такие удивительные награды и дары? Ведь не признавая его ты будешь вынужден сказать, что: “Эти нити сами делают и дают те находящиеся на их концах алмазы и другие дары”. Тогда каждой нити необходимо будет дать некую правящую сущность. Однако на наших глазах некая скрытая рука создаёт эти нити, а затем нанизывает на них те подарки. Значит, всё существующее в этом дворце, больше чем себя, показывает этого необыкновенного чудотворца. Если не признаешь его, то, отрицая существование этих вещей, опустишься на сто степеней ниже животного.


Примечание-1: Толстый канат – указание на плодовое дерево. Тысячи нитей – на его ветви. А алмазы, знаки, награды и подарки же указывают на различные цветы и разнообразные плоды.

ДЕВЯТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Пойдём, эй, безрассудный товарищ! Ты не знаешь хозяина этого дворца и не хочешь знать. Потому что считаешь это далёким от разума. Оттого, что не можешь уместить его удивительное искусство и качества в своём разуме, сворачиваешь к отрицанию. Однако настоящая неразумность, настоящие трудности, истинные сложности и ужасные затруднения кроются в незнании его. Ведь зная его, весь этот дворец, весь мир становится лёгким, как некая одна вещь, становится удобным и спокойным, благодаря чему приобретается дешевизна и изобилие, находящееся в нём. Если же не признаешь его, или если бы его не было, тогда каждая вещь станет такой же затруднительной, как весь этот дворец. Потому что каждая та вещь также искусна, как этот дворец. Тогда не останется ни дешевизны, ни изобилия. Точнее, тогда ни одна из видимых нами вещей не попала бы не только в наши руки, но и ни в чьи руки вообще. Ты только посмотри на нанизанную на эту нить банку с законсервированными в ней сладостями (Примечание-1). Если бы она вышла не из его чудесной кухни, то тогда, как сейчас покупая её за копейки, мы не смогли бы купить её и за миллионы.

Да, все сомнения, неразумность, затруднения, сложности и невозможности, а точнее противоречия заключены в незнании о нём. Потому что, как одному дереву через один корень, через один центр, по единому закону даётся жизнь, и при этом тысячи плодов вырастают на нём также легко, как один плод. Если же плоды того дерева будут связаны с разными корневыми системами, с разными центрами и законами, тогда образование каждого плода станет таким же затруднительным, как образование целого дерева. И если оснащение целой армии будет выпускаться в одном центре, по одному закону и на одном заводе, то оснастить ту армию будет также легко, как одного солдата. Если же оснащение каждого солдата будет производиться в разных местах, то для каждого солдата будет необходимо столько фабрик, сколько нужно их для оснащения всей армии.

Точно также, подобно этим двум примерам, если в этом организованном дворце, в этом совершенном городе, в этом прогрессивном государстве, в этом величественном мире создание всех вещей придать одному-единственному мастеру, то всё становится настолько простым, и приобретается такая лёгкость, что она и становится основой для этой видимой нами бесконечной дешевизны, изобилия и щедрости. Иначе же всё станет настолько дорогим, настолько тяжёлым и затруднительным, что даже ценой целого мира ты не сможешь достичь и одной простой вещи.


Примечание-1: Консервная банка – указание на консервы могущества, которыми являются дыня, арбуз, гранат, а банка с молоком – указание на такие дары, как кокосовый орех.

ДЕСЯТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Пойдём, о, обретший частицу совести товарищ! Пятнадцать дней (Примечание-1) прошло, как мы здесь. Если мы не узнаем порядка этого мира, не признаем его правителя, то получим наказание. Оправданий у нас больше не осталось, так как уже пятнадцать дней (словно нам была дана отсрочка) нас не беспокоили. Конечно, мы здесь не самовольны и не без надзора. В таком случае не будем портить эти в такой степени тонкие, искусные, уравновешенные, изящные и поучительные творения, бродя среди них, как животные. Они ведь здесь не для того, чтобы мы их портили. Конечно же, наказание великого хозяина этого государства сурово. Насколько могущественным и величественным является этот царь можно понять по тому, как он упорядочивает и организует этот огромный мир, словно некий дворец, вращает его, как некую карусель. Управляет этим великим государством, словно одним домом, не упуская из виду ни одной детали. Вот, смотри, время от времени, словно наполняет и опустошает некий сосуд, он в совершенном порядке наполняет этот дворец, это государство, этот город, а затем с совершенной мудростью опустошает его. И это огромное государство, от начала до конца, словно убирает и накрывает один стол, также убрав, застилает разными-преразными скатертями (Примечание-2), ставя на них ряды разнообразнейших яств, угощает ими, а затем, снова убрав те скатерти, накрывает другие.

И ты видишь и, если обладаешь разумом, то поймёшь, что за этой величественной грандиозностью кроется бескрайнее великодушие и щедрость.

И ещё, посмотри, подобно тому, как свидетельствуют о царстве и единстве этого скрытого правителя все те вещи, также и эти прибывающие караван за караваном, а затем уходящие преобразования и изменения, появляющиеся и скрывающиеся за завесами реальности, свидетельствуют о его постоянстве и вечности. Потому что исчезающие вещи пропадают вместе с причинами их появления. Однако, вслед за этим, те вещи, которые мы приписываем этим причинам, появляются снова. Значит, те произведения не принадлежали им, а принадлежали кому-то неисчезающему. Как например уплывают пузырьки воздуха по течению некой реки, а затем следующие пузырьки сияют также, как ушедшие, в связи с чем выясняется то, что это сияние даёт им некий постоянный и высокий обладатель света. А также быстрая смена этих процессов, и приобретение последующими точно такого же цвета, как у предыдущих, показывает, что эти красоты принадлежат некому одному-единственному, неисчезающему и постоянному. Эти узоры, зеркала и искусства присущи ему.


Примечание-1: Пятнадцать дней – указание на возраст совершеннолетия – на пятнадцать лет.

Примечание-2: Скатерти же – указание на поверхность земли летом, когда расстилаются и заменяются сотни новых и разных скатертей, исходящих из кухни милости. Каждый сад-огород – некий котёл, а каждое дерево – некий официант.

ОДИННАДЦАТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Пойдём, товарищ! Теперь покажу тебе такое твёрдое доказательство, которое само по силе равно всем десяти вышеприведенным. Пойдём, поднимемся на этот корабль (Примечание-1), далеко отсюда есть один полуостров, отправимся туда. Где мы сможем найти ключи от этого загадочного мира. Каждый кто смотрит на тот полуостров, в ожидании чего-то получает указания. Итак, смотри, мы отправляемся. Вот полуостров, и мы высаживаемся на него. Смотри, здесь происходит большое собрание. Словно сюда собрались на важное торжество все большие люди этого государства. Приглядись повнимательнее, там находится глава этого великого общества. Давай подойдём. Мы должны познакомиться с ним поближе. Вот, смотри! Насколько блестящие знаки есть у него, которых более тысячи (Примечание-2). Насколько твёрдо он говорит. Как приятно он беседует. В течение этих пятнадцати дней я немного научился тому, о чем они говорят. Ты тоже поучись у меня. Посмотри, этот предводитель говорит о великом и чудесном царе этого государства и заявляет, что: “Этот славный правитель отправил меня к вам”. Смотри, он показывает такие чудеса, что не остаётся сомнений в том, что этот человек является неким особо уполномоченным служащим того правителя.

Обрати внимание, что слова, произносимые этим человеком, слушают не только находящиеся на том полуострове создания, а скорее, неким чудесным образом, их слышно по всему государству. Потому что из-за дальних далей, все стремятся услышать речь, произносимую здесь. Слушают не только люди, а даже животные, и даже, смотри, горы слушают доставляемые им повеления, да так, что двигаются с мест. Деревья идут туда, куда он указывает. Он добывает воду, отовсюду, где пожелает. Даже пальцы его, становясь источниками воды некого Кавсара, поят живой водой. Гляди, важная и значительная лампа (Примечание-3) на высоком куполе этого дворца, будучи целой, раздваивается по его указанию. Значит это государство, вместе со всеми его существами, знакомо с его должностью. Они, словно знают, что он является “настоящим и верным переводчиком того скрытого, необыкновенного и чудесного царя, неким глашатаем его царства, раскрывающим его тонкие и скрытые истины и его верным посланником, передающим его распоряжения”, слушают его и подчиняются. Вот, всё находящиеся вокруг него и имеющие разум, на каждое его слово говорят: “Да, да, верно!” – подтверждают его. А вернее и горы этого государства, и его деревья, и освещающий всю эту страну огромный источник света (Примечание-4), склоняя голову перед его знаками и приказами, говорят: “Да, да, всё, что ты говоришь – верно!”

Итак, о беспутный товарищ! У этого озарённого светом величественного и серьёзного человека, несущего тысячу знаков, присущих личной сокровищнице этого правителя, в его личности, чудесность которой подтверждают все передовые люди этого государства, в его качествах, о которых они упоминают и в повелениях, о которых он сообщает, возможно ли присутствие хоть какого-либо противоречия или хитрости? Если же допустить вероятность того, что существует противоречие истине, тогда необходимо опровергнуть и этот дворец, и эти лампы, и это общество, их существование и их истины. Если сможешь, то вытяни против этого свой палец возражения! Посмотри, как он, сломавшись под тяжестью доказательств, уткнётся тебе в лицо…


Примечание-1: Корабль – указание на историю, а полуостров – на Век Счастья (Аср-ы саадет). На мрачном берегу нашего века, избавившись от одежд, надетых на нас бескультурной культурой, выйдя в море времени, поднявшись на судно истории и летописи, высадившись на полуострове Века Счастья и на просторах Аравийского полуострова, посещая Гордость Мира (Мир Ему и Благо), при выполнении им миссии, познаем, что этот человек является таким блестящим доказательством единобожия, которое осветило от начала до конца лик земли и два лика времени, то есть прошлое и будущее, а также рассеяло мрак неверия и заблуждения.

Примечание-2: Эти знаки – достигающие тысячи среди учёных истины – чудеса Ахмеда (Мир Ему и Благо).

Примечание-3: Важная и значительная лампа – это луна, которая по его знаку разделилась на две части. То есть, как сказал Мавляна Джами, этот не умеющий писать и читать человек, в жизни ничего не написавший, начертал пером своего пальца на странице небес одну букву “алиф”, из одних сорока сделал два по пятьдесят. То есть до раскалывания луна была похожа на букву “мим”, которая имеет значение сорок (по системе джифр и абджад – прим. пер.), после раскалывания же стала двумя полумесяцами, которые похожи на букву “нун”, имеющую значение пятьдесят.

Примечание-4: Огромный источник света – солнце, которое после заката на западе показалось снова, и, благодаря этому чуду, Имам Али (Да будет доволен им Аллах), не совершивший послеполуденный намаз (аср) по причине того, что на его колене спал Пророк (Мир Ему и Благо), совершил намаз вовремя.

ДВЕНАДЦАТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Пойдём, о, немного образумившийся брат! Покажу тебе ещё одно доказательство, по силе равное всем одиннадцати вышеприведенным… Итак, смотри! Видишь этот светлый указ (Примечание-1), нисходящий сверху, на который каждый внимательно смотрит с изумлением, или же с уважением. Тот человек, обладающий тысячью знаков, стоит возле него и доводит до всех его значение и смысл. Смотри, этот указ обладает таким блистательным слогом, что привлекает к себе одобрительные взгляды любого и упоминает о таких серьёзных вещах, что каждый вынужден прислушаться к нему. Потому что он сообщает о мероприятиях и делах, распоряжениях и качествах того, кто управляет всем этим государством, кто возвёл этот дворец и показал все эти удивительные вещи. Посмотри, так же, как над полным собранием того указа есть великая печать, под каждой его строкой, под каждой фразой стоит неподдельный автограф, и над излагаемыми им смыслами, истинами, повелениями и мудростями также стоит по одной присущей тому царю печати, благодаря чему выясняется то, что он принадлежит ему.

Вывод. Этот великий указ, словно солнце указывает на эту величайшую Личность. И тот, кто не является слепым, видит это…

Итак, эй товарищ! Если ты образумился, то этого достаточно… Если есть тебе, что сказать, то говори!

Тот упрямый человек, отвечая, сказал:

“В ответ на эти твои доказательства я лишь скажу: Слава Аллаху, верю. В блистающем, как солнце, и в светлом, как день виде теперь верю я, что у этого государства есть Один-Единственный Совершенный Хозяин, у этого мира – Один-Единственный Могущественный Владыка, у этого дворца – Один-Единственный Прекрасный Творец, и я принимаю это. Пусть будет доволен тобою Аллах, ты спас меня от прежнего упрямства и глупости. Одного любого из приведённых тобою доказательств было достаточно для показа этой истины. Но, так как с разъяснением каждого из них открываются более великолепные, более сладкие, более приятные, более светлые и красивые уровни размышления, завесы познания и окна любви, я ждал и слушал…”

Рассказ-сравнение, указывающий на великую истину и на такой столп веры, каким являются слова “Верую в Аллаха”, завершён. Под сенью щедрости Милостивого, славы Корана и света веры, под солнцем истины единобожия, в ответ на двенадцать доказательств, покажем одно “предисловие” и “двенадцать сияний”.

وَ مِنَ اللّٰهِ التَّوْفٖيقُ وَ الْهِدَايَةُ

«Аллах направляет к верному пути и ведёт по нему»

* * *


Примечание-1: Светлый указ – указание на Коран, а печать – на его чудо красноречие.