Одиннадцатое Сияние

Степень Сунны и

лекарство от болезни нововведений 

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

لَقَدْ جَٓاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ اَنْفُسِكُمْ عَزٖيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرٖيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنٖينَ رَؤُفٌ رَحٖيمٌ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!»

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Коран, 9:128).

Первая тема, касающаяся этого аята, – это “Путь Сунны”,

а вторая тема – “Степень Сунны”.

فَاِنْ تَوَلَّوْا فَقُلْ حَسْبِىَ اللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظٖيمِ

قُلْ اِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللّٰهَ فَاتَّبِعُونٖى يُحْبِبْكُمُ اللّٰهُ

«А если они отвернутся, то скажи: «Достаточно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него; на Него я положился, ведь Он – Господь великого трона!»» (Коран, 9:129).

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, тогда и Аллах будет вас любить»…» (Коран, 3:31).

Из сотен тонких смыслов этих двух великих аятов будет вкратце изложено одиннадцать.

ПЕРВЫЙ ПУНКТ. Почтенный Посланник Пророк Мухаммад (Мир Ему и Благо) сказал:

مَنْ تَمَسَّكَ بِسُنَّتٖى عِنْدَ فَسَادِ اُمَّتٖى فَلَهُ اَجْرُ مِأَةِ شَهٖيدٍ 

То есть: «Кто во времена порочности моей Уммы будет следовать моей Сунне, тот сможет заслужить воздаяние и награду ста шахидов». Да, следование Сунне Пророка (Мир Ему и Благо), несомненно является очень ценным. Особенно, ещё более ценно следовать Сунне во время распространения нововведений. И, в особенности, во времена испорченности, порочности Уммы, соблюдение небольшого адаба Сунны проявляет важную богобоязненность и сильную веру.

Прямое следование Сунне напоминает нам о Пророке Мухаммаде (Мир Ему и Благо). А от этого напоминания приходит напоминание об Аллахе. В тот момент, когда человек соблюдает Сунну даже в самых незначительных поступках, даже когда он ест, пьёт или ложится спать, это обычное и естественное действие становится поклонением, приносящим воздаяние, и деянием, соответствующим Божественным Законам. Ибо благодаря этому незначительному поступку, человек задумывается о следовании Пророку Мухаммаду (Мир Ему и Благо) и осознаёт, что это является одним из предписаний Шариата. И это напоминает ему о том, что он (Мир Ему и Благо) является основателем Шариата. А от этого его сердце обращается к Всевышнему, который является Истинным Законодателем, и человек ощущает себя перед Ним и удостаивается своего рода поклонения.

Таким образом, основываясь на этом смысле, человек, сделавший для себя правилом следование Сунне, свои обычные поступки обращает в поклонение, и всю свою жизнь он может сделать плодотворной, приносящей воздаяния и награду.

ВТОРОЙ ПУНКТ. Имам Раббани Ахмед Фаруки (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда в духовном восхождении я преодолевал духовные степени, среди степеней святых на самой блестящей, самой величественной, самой светлой и надёжной степени я видел тех, кто взял за основу следование Сунне. И даже обычные святые той степени казались величественней, чем выдающиеся аулия других степеней».

Да, Муджаддид альф-и сани Имам Раббани (да будет доволен им Аллах) говорит истину: тот, кто взял за основу следование Сунне, под сенью Любимца Аллаха (Мир Ему и Благо) удостаивается степени любимых рабов Всевышнего.

ТРЕТИЙ ПУНКТ. В то время, когда этот бедный Саид стремился оставить Прежнего Саида, мои разум и сердце тонули среди истин от отсутствия руководства и от самонадеянности моего нафси аммара, находясь в некоем ужасном духовном волнении. Они не знали покоя, пребывая то в падении от небес до земли, то во взлёте от земли до небес.

И тогда я увидел, что правила Сунны и даже небольшие её адабы подобны некоему компасу и маяку, которые указывают кораблям путь движения среди множества вредных, тёмных путей.

А также в том духовном странствии, тогда, когда я чувствовал себя под сильным давлением в состоянии несущего очень тяжёлые грузы, следуя правилам Сунны касающимся тех состояний, я обретал такое облегчение, словно это снимало с меня все мои тяжести. Только одним следованием Сунне я спасался от таких сомнений и беспокойств, как: “Интересно, правилен ли, полезен ли таков мой поступок?” Как только я оставлял следование Сунне, видел, что давление сильно, имеется множество путей, которые не понятно куда ведут. Груз тяжёл, а я бесконечно бессилен. Взгляд мой ограничен, а путь – туманен. Когда же я хватался за Сунну, путь освещался и виднелся благополучный выход. Я ощущал такое состояние, словно груз облегчается и исчезает давление.

Таким образом, в те времена я несомненно подтвердил суждение Имама Раббани.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ. Однажды в некоем духовном состоянии, в котором я оказался размышляя о смерти, подтверждая положение

 اَلْمَوْتُ حَقٌّ  «Смерть – это истина», и думая о гибели и бренности мира, я увидел себя в некоем необычном мире. Я увидел себя умершим, находящимся перед тремя значительными и великими смертями:

Первая. Я нахожусь в образе надгробного камня над собранием всех умерших живых созданий, связанных с моей жизнью и ушедших в могилу прошлого.

Вторая. На кладбище Земного шара этот век представляет собой надгробный камень над великим собранием всех видов умерших живых созданий, связанных с жизнью человеческого рода и похороненных в могиле прошлого, а я на фоне этого века– как быстроисчезающая точка и быстро умирающий муравей.

Третья. Из-за того, что смерть этой Вселенной во время Конца Света непременно наступит, в моём представлении она стала явью. Вместе с тем, что я увидел себя в страхе и оцепенении от предсмертной агонии и кончины этой великой Вселенной, так и приход моей смерти, которая в будущем непременно меня постигнет, представилась мне происходящим в то время, и по смыслу аята:

فَاِنْ تَوَلَّوْا … اِلٰى اٰخِرِ «А если они отвернутся…»,  все создания, все любимые мною творения, отвернувшись от меня с приходом моей смерти, покинули и оставили меня одного. Моя душа направлялась в будущее, находящееся в вечности, которая приняла вид бескрайнего моря. И в это море, хочешь не хочешь, надо было бросаться.

И вот, когда я был в том очень странном и унылом состоянии, аят:

فَاِنْ تَوَلَّوْا فَقُلْ حَسْبِىَ اللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظٖيمِ

А если они отвернутся, то скажи: “Достаточно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него; на Него я положился, ведь Он – Господь великого трона!” (Коран, 9:129).

с помощью веры и Корана подоспел мне на помощь и предстал в виде надёжного, спасительного корабля. Душа с полной безопасностью и радостью вошла внутрь этого аята. Да, и я понял, что помимо прямого смысла этого аята, другой указательный смысл дал мне утешение, что я нашёл покой, он дал мне успокоение.

Да, подобно тому, как его прямой смысл говорит Почтенному Посланнику Мухаммаду (Мир Ему и Благо): «Если заблудшие люди, отвернувшись от твоего Шариата и Сунны, не будут слушать Коран, не беспокойся! И скажи им: «Достаточно мне Всевышнего. На Него я полагаюсь. Вместо вас Он приведёт тех, кто будет следовать за мной. Его Царство охватывает всякую вещь: ни те, кто непокорен, не смогут убежать за Его границы, ни те, кто взывает о помощи, не останутся без неё!» Так и своим указательным смыслом этот аят говорит:

«О человек и О Руководитель и Наставник людей! Если все создания оставив тебя, погибнув уйдут в небытие, если живые создания расставшись с тобой отправятся по пути смерти, если люди бросив тебя уйдут в могилы, и если беспечные и заблудшие люди не слушая тебя впадут во мрак, не переживай! Скажи: “Достаточно мне Всевышнего. Поскольку Он есть, значит всё есть. И в таком случае те ушедшие не ушли в небытие, а уходят в другое Его Царство. И вместо них тот Обладатель Великого Трона из своих бесчисленных армий и воинов пошлёт других. А ушедшие в могилы не исчезли, они направляются в другой мир. Вместо них Он пошлёт других исполняющих обязанности, и вместо впавших в заблуждение, Он может послать своих покорных рабов, следующих путём Истины. Поскольку так, то Он достаточен вместо всего. Всё сущее не может заменить всего лишь одного Его благоволения!”

Таким образом посредством этого указательного смысла, три ужасные смерти напугавшие меня, приняли иной облик. То есть это (жизнь и смерть) некое путешествие, которое показывает мудрость Творца, даёт назидания и возлагает обязанности, и это некая демобилизация, освобождение от обязанностей; и всё это происходит под управлением, с мудростью и милостью Мудрого и Милостивого, Справедливого и Могущественного Величественного Творца. Таким образом всё сущее движется, приходит и уходит…

ПЯТЫЙ ПУНКТ.

قُلْ اِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللّٰهَ فَاتَّبِعُونٖى يُحْبِبْكُمُ اللّٰهُ

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, тогда и Аллах будет вас любить»…» (Коран, 3:31).

Этот великий аят несомненно говорит о том, насколько важным и необходимым является следование Сунне. Да, этот аят является самым сильным и явным среди логических сравнений:

Например, по логике говорится: “Если взойдёт Солнце, то наступит день”. Для положительного вывода говорят: “Солнце взошло, следовательно, отсюда вывод: сейчас день”. Для отрицательного вывода говорят: “День не наступил, следовательно отсюда вывод: Солнце не взошло”. По логике эти два (положительный и отрицательный) вывода являются несомненными.

Точно так же и этот аят говорит: «Если вы любите Аллаха, необходимо следовать за Любимцем Аллаха (Мир Ему и Благо). Если не следовать за ним, отсюда вывод: вы не любите Аллаха. Если есть любовь к Аллаху, это вызывает необходимость следования Сунне Любимца Аллаха (Мир Ему и Благо)». Да, тот кто верует во Всевышнего, конечно же будет подчиняться Ему. А среди путей подчинения самым лучшим, самым прямым и самым коротким, без сомнения является путь который показал и по которому следовал Любимец Аллаха (Мир Ему и Благо). Да, требование от разумных созданий благодарности за эти блага Прекрасным Милостивым Творцом, который в такой степени наполнил этот мир своей милостью, является необходимым и очевидным. И этот Мудрый Величественный Творец, который в такой степени украсил эту вселенную чудесами творения, конечно же, без всякого сомнения, самого лучшего среди разумных созданий сделает для Себя собеседником и выразителем, а для Своих рабов – увещателем и главой. И этот Прекрасный Творец, Обладатель Совершенства, который удостоил эту вселенную бесконечными и безграничными проявлениями Своей красоты и совершенства, несомненно и очевидно, какому-нибудь из Своих созданий (являющемуся самым содержательным и совершенным образцом и проявлением Его красоты и совершенства, Его Имён и творчества, которых Он любит и проявления которых желает), непременно, придаст ему самый совершенный образ поклонения и, сделав его образцом для других, каждого направит следовать за ним, – с тем, чтобы этот прекрасный образ проявился и у других.

Одним словом, любовь к Аллаху делает необходимым и влечёт за собой следование Сунне. Счастлив тот, чья доля в следовании Сунне преобладает; и горе тому, кто не оценив Сунну, входит в бид’аты.

ШЕСТОЙ ПУНКТ. Почтенный Посланник (Мир Ему и Благо) сказал:

كُلُّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ وَكُلُّ ضَلَالَةٍ فِى النَّارِ

«Все бид’аты являются заблуждениями, а все заблуждения ведут в огонь».

То есть по смыслу аята:

 اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دٖينَكُمْ

«…Сегодня Я завершил для вас вашу религию…» (Коран, 5:3).

после того, как законы Шариата и предписания Сунны обрели совершенство и были завершены, вводить в религию нововведения (бид’аты), что создаёт впечатление неудовлетворённости этими Законами, или же (да сохранит Всевышний) видения в них недостатков, является заблуждением и ведёт к огню.

У Сунны имеются степени. Часть из них является ваджибом (то есть их выполнение необходимо), их оставлять нельзя. Эта часть со всеми подробностями изложена в Шариате. Они являются твёрдо установленными и ни в коем случае не могут быть изменены.

Другая же часть – это нафиль (то есть дополнительные, желательные). Эта часть также делится на две части. Одна часть является сунной касающейся поклонения. Они также изложены в книгах Шариата, их изменение является бид’атом. Другую часть сунны называют адаб (нормы поведения), они упомянуты в книгах по исламской этике и нравственности. Несоблюдение их нельзя назвать бид’атом. Однако это будет являться своего рода несоблюдением нравственных, этических норм Пророка, что значит не воспользоваться их светом и этими истинными правилами поведения. Эта часть – это “обычаи и нравы”, то есть в обычных делах следование поступкам и деяниям Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), которые известны из достоверных преданий. Например есть много предписаний сунны, показывающих культуру речи, а также излагающих правила при приёме пищи, питье, при уходе ко сну, а также касающихся взаимоотношений людей. Такого рода предписания сунны называют адабом. Но тот, кто следует этим адабам, свои обычные поступки и действия превращает в поклонение, получая от них значительную пользу. Соблюдение какого-либо самого незначительного адаба даёт нам вспомнить Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), давая сердцу некий свет.

Самые важные среди предписаний сунны – это те, которые являются признаками Ислама и касаются исламских традиций (например, азан). Традиции и признаки Ислама являются неким поклонением, которое в виде всеобщего правила касается всего общества. Если кто-либо из общества выполняет его, всё общество получает пользу, тогда как при невыполнении его всё общество несёт ответственность. В этом виде поклонения не может быть лицемерия и оно совершается открыто. Если даже это будет из вида нафиле (необязательного, желательного вида поклонения), оно будет важнее личных фарзов.

СЕДЬМОЙ ПУНКТ. Сунна – это благопристойность, приличие, добрые нравы; в ней нет ни одного предписания, которое не таило бы в себе свет и благонравие. Почтенный Посланник (Мир Ему и Благо) сказал:

اَدَّبَنٖى رَبّٖى فَاَحْسَنَ تَاْدٖيبٖى

То есть: «Мой Господь в прекрасном виде даровал мне благовоспитанность, украсил меня благонравием». Да, тот, кто внимательно изучал жизнь Пророка и знает Сунну, без сомнения поймёт, что Всевышний все виды благонравия объединил в своём Любимце – Пророке Мухаммаде (Мир Ему и Благо). Тот, кто не соблюдает его Сунну, не соблюдает благонравия. Такой человек, подтверждая правило:

بٖى اَدَبْ مَحْرُومْ بَاشَدْ اَزْ لُطْفِ رَبْ  «Лишён милости Господа тот, кто невоспитан», лишится благонравия, понесёт убыток.

Вопрос. Как проявлять приличие по отношению к Аллаху, Знающему Всё Скрытое, который всё знает, всё видит и от которого ничто не может быть скрыто? Ведь от Него нельзя скрыть состояний вызывающих стыд. Одним из видов благонравия является скрытие состояний вызывающих отвращение. Но их невозможно скрыть от Аллаха.

Ответ. Во-первых, подобно тому, как Величественный Творец придавая абсолютную важность, желает показать свои творения прекрасными, скрывает что-либо безобразное, неприглядное и, украшая свои дары и блага, привлекает к ним взоры. Так и свои создания для других своих разумных созданий Он желает показать прекрасными. Появление их в неприглядных состояниях является своего рода неповиновением таким Его Именам, как Прекрасный, Украшающий, Изящный, Мудрый, и будет противоречить благонравию. Таким образом, благонравие, имеющееся в Сунне, – это проявление состояния абсолютной благовоспитанности в рамках этих Имён Величественного Творца.

Во-вторых, например, врач в отношении своей профессии может осмотреть скрытые места, органы чужого человека, чужой женщины, и при необходимости ему можно показать. Здесь нельзя сказать, что это неприлично, здесь говорят, что правила медицины требуют этого. Однако, этот врач в данном случае не сможет смотреть в качестве мужчины или проповедника или учителя. В таких качествах благонравие и приличие не может позволить смотреть ему и показ ему в этом случае будет являться неприличием, бесстыдством.

Подобно этому примеру, так и у Величественного Творца есть много Имён и у каждого Имени есть своё особое проявление. Например, подобно тому, как Имя Прощающий (Гаффар) вызывает необходимость существования грехов, а Имя Скрывающий (Саттар) – недостатков, так и Имя Прекрасный (Джамиль) не желает видеть что-либо безобразное, некрасивое. Такие прекрасные и совершенные Имена, как Изящный (Латиф), Щедрый, Мудрый, Милостивый требуют того, чтобы создания пребывали в самом прекрасном виде и в самом лучшем из возможных состояний. И эти прекрасные и совершенные Имена Творца желают показать свою красоту перед ангелами, духовными существами, джиннами и людьми через прекрасные состояния созданий и их благонравие.

Таким образом нормы поведения, имеющиеся в Сунне, являются знаком, правилами и образцами этого высокого благонравия.

ВОСЬМОЙ ПУНКТ. После того, как аят:

 لَقَدْ جَٓاءَكُمْ رَسُولٌ … اِلٰى اٰخِرِ  «К вам пришёл посланник…» (Коран, 9:128)который стоит впереди аята فَاِنْ تَوَلَّوْا فَقُلْ حَسْبِىَ اللّٰهُ «А если они отвернутся, то скажи: «Довольно мне Аллаха!»» (Коран, 9:129), показывает глубокое милосердие и безграничное сострадание Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо) по отношению к своей Умме, этот следующий аят 

فَاِنْ تَوَلَّوْا  «А если они отвернутся…» говорит нам:

“О люди, о мусульмане! Знайте же, насколько явится бездушием и безрассудством отрицать необыкновенную милость Пророка и отворачиваться от Сунны и сообщённых предписаний милосердного Посланника, который милосердно наставляет вас на Путь Истины, и все свои силы расходует ради вашей пользы, и от совершенства своего милосердия посредством принесённых им предписаний и сунны лечит и наносит бальзам на ваши духовные раны.

И о милосердный Посланник, о сострадательный Пророк! Если люди, не познав эту великую твою милость и высокое сострадание, отвернувшись от своего безрассудства, не будут тебя слушать, не переживай! Тебе достаточен Величественный Творец, под повелением которого находятся армии небес и земли, чьё Господство Правления царствует на всеохватывающем Великом Троне. Он соберёт вокруг тебя покорные народы и побудит их слушать тебя и принять твои предписания!”

Да, в Шариате и в Сунне Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо) нет ни одного предписания, в котором не содержались бы разнообразные мудрые смыслы. И я вместе со всеми своими недостатками и бессилием утверждаю это и готов доказать это утверждение.

К тому же, написанные до сегодняшнего дня семьдесят-восемьдесят брошюр «Рисале-и Нур» представляют собой семьдесят-восемьдесят верных свидетелей того, насколько мудрыми и истинными являются предписания Сунны и Шариата. И если в отношении этой темы было бы возможно написать ещё, тогда не семьдесят, а даже семь тысяч брошюр не завершили бы описание этих мудростей.

Кроме того, я очевидно по собственному опыту имея тысячу примеров, знаю и говорю о том, что предписания Сунны и Шариата являются очень полезным лекарством от духовных болезней, от болезней разума и сердца, и особенно, от общественных болезней. Их место не смогут занять другие предписания, которые основаны на философии и мудрости, что очевидно я ощутил сам и в некоторой степени, в брошюрах, дал ощутить и другим. Тот, кто сомневается в этом, пусть обратится к книгам и брошюрам “Рисале-и Нур”.

Таким образом сравните насколько прибыльным и для вечной жизни – насколько счастливым, а для этой жизни – насколько полезным является стремление, по мере возможности, следовать Сунне такой Великой Личности (Мир Ему и Благо).

ДЕВЯТЫЙ ПУНКТ. Следовать абсолютно за каждым видом Сунны едва удаётся даже самым избранным личностям. И если полное следование не удаётся, то хотя бы с намерением и осмыслением, пожелать быть сторонником и считать их для себя необходимостью может всякий. К тому же, следование таким видам Сунны, как фарз и ваджиб, – обязательно. И даже если нет греха в несоблюдении сунны, являющейся в поклонении мустахабами, но существует потеря великого воздаяния. А их искажение является большой ошибкой. Если следовать предписаниям сунны, которые касаются поведения и поступков, то обычные поступки и дела становятся поклонением. Если же не следовать им, это не порицается. Но тогда человек меньше воспользуется светом высокой нравственности благонравия Любимца Аллаха (Мир Ему и Благо).

Новые измышления в предписаниях поклонения являются бид’атом. Оттого что бид’аты противоречат смыслу аята:

اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دٖينَكُمْ

«…Сегодня Я завершил для вас вашу религию…» (Коран, 5:3).

они неприемлемы. Но если они будут являться из видов молитв, поминаний (зикр) и путей содержащихся в тарикатах, с условием что их основы взяты из Корана и Сунны, и одновременно взятые в разных-разных формах, разных-разных видах, с условием, что они не противоречат и не изменяют установленные предписания и основу Сунны, не будет являться бид’атом. Однако некоторые ученые, введя часть из них в разряд бид’атов, назвали их бид’а-и хасене (благое новшество).

Имам Раббани, Муджаддид альф-и сани (да будет доволен им Аллах), говорит: «В путешествии в духовном мире по духовным степеням я видел, что слова, переданные от Почтенного Посланника (Мир Ему и Благо), имеют свет, сияя лучами Сунны. Когда же я видел другие, не переданные от него (Мир Ему и Благо), яркие и сильные молитвы и состояния, над ними не было того света. Самые яркие молитвы и состояния этой группы не могли сравниться с самым малым, что имелось в первой группе. Отсюда я понял, что лучи Сунны – это некий эликсир, и эта Сунна достаточна для тех, кто желает света, и нет нужды искать этот свет на стороне».

Так вот, этот вывод такого ученого, который является знатоком Истины и Шариата, показывает, что Сунна является основой благополучия в обоих мирах и источником всех достоинств и совершенств.

اَللّٰهُمَّ ارْزُقْنَا اِتِّبَاعَ السُّنَّةِ السَّنِيَّةِ

رَبَّنَٓا اٰمَنَّا بِمَٓا اَنْزَلْتَ وَاتَّبَعْنَا الرَّسُولَ فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدٖينَ

«О Аллах! Даруй нам благо следования Сунне».

«Господи наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас вместе с исповедующими!» (Коран, 3:53).

ДЕСЯТЫЙ ПУНКТ.

قُلْ اِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللّٰهَ فَاتَّبِعُونٖى يُحْبِبْكُمُ اللّٰهُ

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, тогда и Аллах будет вас любить»…» (Коран, 3:31).

В этом аяте таится чудесная лаконичность. Ибо в этих трёх выражениях содержится много предложений, а именно; этот аят говорит: “Если у вас есть вера в Аллаха, то конечно вы должны любить Его. А раз вы любите Аллаха, то должны поступать так, как любит Аллах. А тем деянием, что любит Аллах, – это уподобиться личности, которую любит Аллах. А уподобиться ему – это значит следовать ему. Когда вы последуете за ним, то и Аллах вас полюбит. Вы и так любите Аллаха, так пусть и Аллах полюбит вас”.

Так вот, все эти предложения являются лишь сжатым, кратким смыслом этого аята. Стало быть, для человека самая важная высшая цель – это удостоиться любви Всевышнего. Этот ясный аят показывает, что путём к этой высокой цели является подчинение Любимцу Аллаха (Мир Ему и Благо) и следование его Сунне. Если в этом вопросе будут доказаны три пункта, тогда вышеупомянутая истина будет проявлена полностью.

Первый пункт. Человек по своей природе сотворён для бесконечной любви к Творцу этой вселенной. Ибо в человеческой природе таится любовь к красоте, к совершенству, к благам. Эта любовь увеличивается в зависимости от степени красоты, совершенства и милости и доходит до высочайшей степени любви. И в этом маленьком сердце маленького человека умещается любовь величиной во всю вселенную. Да, то что в памяти человека размером с чечевичное зерно, являющейся некоей шкатулкой сердца, содержится информация в объёме библиотеки, содержащей тысячи книг, показывает, что сердце человека может вобрать в себя всю вселенную и иметь в себе столько же любви.

Поскольку в природе человека имеется такая бесконечная способность любви к благам, красоте и совершенству. И поскольку у Творца этой вселенной имеется бесконечная Святая Красота, которую очевидно показывают Его создания, проявленные во вселенной; и имеется бесконечное Святое Совершенство, что несомненно подтверждается Его искусными творениями, которые видны повсюду в этом мире; и бесконечная Милость, бытие которой несомненно понятно, и даже явно видно на примере бесчисленных видов благ и милости, проявляющейся ко всем живым созданиям; то, конечно, от человека, который является самым содержательным и нуждающимся, самым размышляющим и жаждущим из разумных созданий, требуется бесконечная любовь.

Да, каждый человек способен проявить бесконечную любовь к Величественному Творцу, вместе с тем, и Творец более всего достоин бесконечной любви к Своей Красоте, Совершенству и Милости. И даже различные виды любви и привязанности к своей жизни, вечности, к своему бытию, миру, нафсу (к себе), к созданиям, имеющиеся в верующем человеке, являются проявлениями этой способности любви к Создателю. И даже разнообразные сильные чувства человека являются преобразованиями этой способности любви и её проявлениями, принявшими тот или иной образ.

Известно, что подобно тому, как человек наслаждается собственным счастьем, так же он получает наслаждение и от счастья людей с которыми он взаимосвязан. И как он любит своего спасителя, который спас его из беды, так же он любит и спасителя своих любимых.

Так вот, с точки зрения этого духовного состояния, человек, размышляя лишь об одном из всевозможных Божественных благ, дарованных ему, скажет так: «Подобно тому, как мой Творец спас меня от небытия, являющегося вечным мраком, и как в этом мире Он даровал мне прекрасный мир, так и в час прихода моей смерти, опять избавляя от уничтожения навечно, от небытия, Он дарует мне вечный и великолепный мир. И подобно тому, как он даровал мне мои внешние и внутренние чувства, которые смогут ощутить и насладиться всеми видами красот и наслаждений того мира, так и всех очень любимых мною моих близких, друзей и потомков, Он удостаивает такой же бесконечной милостью и благами. И эти блага, с одной стороны, принадлежат мне, ибо я становлюсь счастливым и наслаждаюсь их счастьем. Поскольку по смыслу:

 اَلْاِنْسَانُ عَبٖيدُ الْاِحْسَانِ  «Человек раб даров» у каждого к дарам и благам имеется огромная любовь, то конечно, если бы по отношению к таким бесконечным вечным дарам моё сердце было бы величиной во всю вселенную, то в отношении этих даров оно должно было бы переполниться любовью, и я этого хочу. Если я не могу проявить эту любовь на деле, то я проявляю её своей способностью, своей верой, своим намерением, своим принятием, своей хвалой, своим стремлением, своей приверженностью, своим желанием…”

Сопоставьте также любовь, которую будет проявлять человек к Красоте и Совершенству, с любовью к дарам и Милости, которую мы вкратце изложили выше. Неверующий же человек в отношении неверия таит в себе некую бесконечную враждебность. И даже он питает враждебность, таящую несправедливость и унижение ко всем созданиям и Вселенной.

Второй пункт. Любовь к Аллаху делает необходимым следование Сунне Мухаммада (Мир Ему и Благо). Потому что любить Аллаха – это значит выполнять то, чем Он (Аллах) доволен. А Его довольство в самом совершенном виде проявляется в Личности Мухаммада (Мир Ему и Благо). Уподобление в деяниях и поступках Личности Мухаммада выявляется в двух отношениях:

Первое: в отношении любви к Аллаху подчинение Его повелению и совершение деяний в рамках Его довольства вызывает необходимость следовать деяниям Личности Мухаммада (Мир Ему и Благо), ибо в этом деле самым совершенным имамом (главой) является Он.

Второе: поскольку Личность Мухаммада (Мир Ему и Благо) является самой важной причиной бесчисленных Божественных даров по отношению к людям, то конечно, он (Мир Ему и Благо) достоин бесконечной любви, проявляющейся ради Всевышнего. Если человеку возможно быть похожим на любимого человека, то по своей природе он желает этого. Так и любящим Любимца Аллаха необходимо стремиться, следуя его Сунне, быть похожим на него.

Третий пункт. Подобно тому, как у Всевышнего Творца есть бесконечная Милость, так же у Него есть и бесконечная Любовь. Подобно тому, как Он через красоту и украшение созданий всей Вселенной даёт безгранично полюбить Себя, так же Он любит свои творения, и особенно, разумные создания, которые на Его Милость и Любовь отвечают любовью. И становится несомненно ясным, насколько важной и высокой целью является стремление привлечь к себе Любовь своего Создателя, Рай которого со всеми его прелестями, наслаждениями и дарами является лишь одним из проявлений Его Милости.

Поскольку в Слове Создателя (в Коране) возвещено, что Его Любви возможно удостоиться лишь следуя Сунне Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), то без сомнения становится ясным, что следование Сунне Мухаммада является самой великой целью человека и его самой важной обязанностью.

ОДИННАДЦАТЫЙ ПУНКТ. Здесь три вопроса.

Первый вопрос. Имеется три источника Сунны Почтенного Посланника (Мир Ему и благо) – это его слова, поступки и состояния. Эти три части сунны также делятся на три группы: фарз (обязательные), нафиле (желательные) и его адат-ы хасене (прекрасные обычаи).

Соблюдение фарзов и ваджибов – обязательно, их невыполнение влечёт за собой мучение и наказание. Каждый обязан выполнять их.

В части нафиле сунны, в отношении повеления к добрым делам, верующие также обязаны их выполнять, но в их невыполнении нет мучения и наказания. В их соблюдении и выполнении имеются великие воздаяния, а их искажение и изменение является бид’атом, заблуждением и большой ошибкой.

А что касается его высочайших нравов и прекрасных поступков, то с точки зрения мудрости и пользы, в личной, семейной и общественной жизни подражать и следовать им является благим делом. Ибо подобно тому, как в каждом его обычном поступке содержится много жизненной пользы, так и следуя им, эти нормы поведения и поступки становятся поклонением.

Да, поскольку по единому мнению друзей и врагов Мухаммад (Мир Ему и Благо) был удостоен самой высокой степени прекрасной нравственности. И поскольку, по всеобщему мнению, в человеческом роде он является самой знаменитой и выдающейся личностью. И поскольку по подтверждению его тысяч чудес и по свидетельству образованного им Исламского мира и по свидетельству его совершенства и по подтверждению истин Мудрого Корана, глашатаем и выразителем которого он был, – он является самым лучшим совершенным человеком и самым лучшим наставником. И поскольку следуя за ним, миллионы совершенных людей поднимаясь по степеням совершенства достигли счастья в обоих мирах, то конечно же, Сунна и поступки этой Великой Личности (Мир Ему и Благо) являются самыми лучшими образцами для подражания и самыми надёжными путеводителями для следования и самыми твёрдыми законами для принятия их к руководству.

Счастлив тот, кто больше следует Сунне. А тот, кто не следует Сунне, – если из-за лени, то это – великий убыток, если же считает её маловажной – это великое преступление, а если критикует её, давая почувствовать её непринятие, то это великое заблуждение.

Второй вопрос. Всевышний Творец в Мудром Коране говорит:

 وَاِنَّكَ لَعَلٰى خُلُقٍ عَظٖيمٍ

«И поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68:4).

В достоверных хадисах сообщается, что такие избранные сподвижники Пророка (Мир Ему и Благо), как Праведная Айша (да будет доволен ей Аллах), описывая Пророка, говорила о нём так: «Хулюкухуль-Кур’ан». То есть: «Олицетворением высочайшей нравственности, о которой повествует Коран, является Мухаммад (Мир Ему и Благо). И тем, кто наиболее следовал этой нравственности и по характеру был сотворён по этой нравственности является он».

Таким образом, в то время, когда каждое из деяний, поступков, состояний и слов такой Личности достойно быть в роли эталона для рода человеческого, насколько же злосчастны те невнимательные люди из его Уммы, уверовавшие в него, которые не придают значения его Сунне или же желают её изменить, что это поймут даже глупцы.

Третий вопрос. Оттого что Почтенный Посланник (Мир Ему и Благо) по своему характеру был сотворён в самом уравновешенном состоянии и совершенном виде, его поступки и деяния были справедливы и совершенны. История его жизни несомненно показывает, что в каждом поступке он действовал справедливо, совершенно, избегая крайностей, идя по золотой середине. Да, благодаря тому, что Почтенный Посланник (Мир Ему и Благо) полностью следовал Божественному повелению:

فَاسْتَقِمْ كَمَٓا اُمِرْتَ «Стой же прямо, как тебе повелено…» (Коран, 11:112), во всех его поступках, словах и состояниях явно проявляется прямой Путь Истины.

Например, его разум постоянно действовал с точки зрения мудрости, являющейся золотой серединой и прямым путём, свободно от таких двух крайностей, как глупость (недостаток разума) и хитрость (чрезмерное проявление разума), являющихся темнотой и испорченностью разума; также и его чувство гнева проявлялось в святой доблести, являющейся прямым путём и золотой серединой этого чувства, далеко от таких его крайностей и испорченности, как трусость (недостаток чувства гнева) и ярость (чрезмерное проявление гнева); также и в своих чувственных желаниях он всегда руководствовался, в степени целомудрия, честью и порядочностью, являющихся прямым путём для этих чувственных желаний, пребывая в чистоте от таких крайностей и расстройства этих чувств, как безразличие (недостаток чувственных желаний) и распутство (их чрезмерность). И так далее, во всех своих поступках, состояниях и принципах (то есть в Сунне), избрав золотую середину, прямой путь, он (Мир Ему и Благо) избегал крайностей и расточительства, которые уводят во мрак и несправедливость. И даже в разговоре, еде и питье он руководствовался принципом бережливости и категорически избегал расточительства.

Относительно подробностей этой истины написаны тысячи томов книг. По смыслу:

 اَلْعَارِفُ تَكْفٖيهِ الْاِشَارَةُ «Просвещённому достаточно намёка», довольствуясь данной каплей из этого моря, остановимся на этом месте.

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى جَامِعِ مَكَارِمِ الْاَخْلَاقِ وَ مَظْهَرِ سِرِّ (وَ اِنَّكَ لَعَلٰى خُلُقٍ عَظٖيمٍ) اَلَّذٖى قَالَ : مَنْ تَمَسَّكَ بِسُنَّتٖى عِنْدَ فَسَادِ اُمَّتٖى فَلَهُ اَجْرُ مِاَةِ شَهٖيدٍ

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذٖى هَدٰينَا لِهٰذَا وَ مَا كُنَّا لِنَهْتَدِىَ لَوْ لَٓا اَنْ هَدٰينَا اللّٰهُ لَقَدْ جَٓائَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ

О Аллах! Благослови и приветствуй вобравшего в себе самый совершенный нрав, и удостоенного секрета (Корана): «И поистине, ты – великого нрава», и сказавшего: “Кто во времена смут моей уммы, будет держаться моей сунны, тот получит воздаяние тысячи шахидов”.

«… И говорят они: «Хвала Аллаху, который вывел нас на это! Мы бы не вышли, если бы Аллах нас не вывел к этому. Пришли посланцы Господа нашего с истиной…» (Коран, 7:43).

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

«…Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (Коран, 2:32).

* * *