Лекция

Ноябрь 1950 г.

Университет г. Анкары

 

Лекция, выслушанная с большим вниманием и заинтересованностью, прочитанная в “Факультетской мечети” на собрании, длившемся до полуночи, где присутствовали преподаватели, депутаты, гости из Пакистана и студенты разных факультетов.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيم

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ وَ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

«Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благопожелания нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!»

Мои дорогие братья, жаждущие живительной воды веры и Ислама!

Во-первых, должен признаться, что находясь за этой лекторской кафедрой, я ничем не отличаюсь от вас. Я — ваш простой брат, и эта лекция является моим полезным уроком, в котором я сам очень нуждаюсь. Она обращена ко мне  самому. И вам, моим благословенным братьям, я прочитаю эту лекцию в виде некоего обмена мнениями. Её недостатки исходят от меня, а совершенства и красоты принадлежат использованным мною книгам “Рисале-и Нур”. Если не возникнет никаких препятствий, мы продолжим проведение этих еженедельных религиозных лекций, а сегодня – первая из них, и касается она веры (имана). Как сказал Бадиуззаман Саид Нурси на Первом Национальном Собрании Турецкой Республики, “Величайшей истиной во Вселенной является вера, а после веры – намаз”. Поэтому мы сочли уместным, чтобы наша лекция была посвящена Корану, вере и нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благо). Следующая же, иншааллах, будет посвящена намазу и поклонению.

Мы искали книгу, из которой могли бы извлечь уроки на эти темы. В конечном итоге, мы выбрали книги “Рисале-и Нур”, которые, в убедительном и соответствующем пониманию нашего века виде, учат этим жизненным и вечным потребностям, и которые вот уже около полувека являются самым надёжным религиозным трудом, удостоенным большого одобрения и доверия. Сейчас, вместе с объяснением, почему наша первая лекция посвящена вере (иман), мы дадим краткие сведения об этих книгах и об их авторе.

В этом веке враги религии и, [в частности], Ислама первым пунктом своей программы сделали ослабление основ веры и её разрушение. Эти покушения на столпы веры, лицемерно происходящие под разными масками в невиданном в истории виде, были очень страшными и разрушительными особенно в последние двадцать пять лет.

Между тем, сомнения или отрицание одного из столпов веры (имана) гораздо более опасны и вредны, чем небрежность во второстепенных вопросах религии. Поэтому сейчас важнейшим делом является укрепление, усиление и спасение веры путём обращения её из подражательной в осознанную.  Более всего остального заниматься основами веры стало твёрдой необходимостью, безотлагательной потребностью и даже обязанностью как в Турции, так и во всём исламском мире.

Если у здания ослаблен фундамент, то могут ли ремонт и внутренняя отделка спасти его от разрушения?! Какую пользу для жизни засыхающего дерева, корни которого погибают, может принести лечение его ветвей и листьев?!

Человек это некое здание, подобное дворцу, а его фундамент – столпы веры. Также, человек является неким деревом, корни которого – основы веры. Самый важный из столпов веры – вера в Аллаха. Затем — вера в пророков и в Судный день (Воскрешение). Поэтому знание, которым человек должен постараться овладеть в первую очередь, – знание веры. Основой всех знаний, их царём является знание о вере (иман).

Вера состоит не только из некоего общего подтверждения — она заключает много уровней. Подражательная вера — особенно под бурями нынешних заблуждений и распутства — быстро угасает. Осознанная же вера является непоколебимой и неугасаемой силой. Иман (вера) и Ислам того, кто обладает осознанной верой, даже под натиском ужасных ураганов неверия останутся непоколебимыми, и те ураганы будут бессильны перед мощью этой веры. Даже самые безбожные философы не смогут повергнуть в сомнения того, кто обрёл истинную, осознанную веру.

Так вот, основываясь на этой истине, мы увидели, что необходимо постоянно, усердно и с глубоким вниманием читать книги, которые, преподавая урок осознанной веры и укрепляя её, заключают в себе истины Корана и имана (веры), возносящие человека к вечному благополучию и счастью. В противном случае, человек нашего времени, несомненно, попадёт в ужасную беду и в этом мире, и в мире вечном. Поэтому наш единственный спасительный выход – ухватиться за высокое толкование Мудрого Корана, объясняющее его благородные аяты, касающиеся веры, а также аяты, обращённые к нашему веку. А теперь, по вашим лицам, источающим светлое волнение, становится понятно, что в ваших сердцах возник вопрос: “А есть ли в настоящее время такое толкование?”.

Мы с большим вниманием и тщательностью искали труд, полностью отвечающий этим нуждам и, в конце концов, пришли к убеждению, что трудом, который послужит кораническим путеводителем и совершенным наставником для всех мусульман и для всего человечества, являются книги ,,Рисале-и Нур” Бадиуззамана Саида Нурси. Вместе с нами об этом свидетельствуют сотни тысяч тех, кто с помощью этих книг спасает свою веру.

Итак, мы приняли за основу, что автор толкования Корана, которое в двадцатом веке будет исполнять обязанность всецелого и всеобщего путеводителя, должен обладать нижеследующими особенностями, и мы увидели, что Бадиуззаман Саид Нурси и его книги ,,Рисале-и Нур” в полной мере заключают их в себе.

Первая особенность. Автор этого труда должен взять себе в учителя только лишь Мудрый Коран.

Вторая особенность. Мудрый Коран – священная книга, заключающая в себе истинные знания. Это извечная проповедь, наставляющая все слои человечества во все времена. Поэтому, комментируя его, чтобы изложить истину в чистом виде и таким образом сделать истинное толкование, толкователь не должен пребывать под воздействием своих личных взглядов и принципов и не должен примешивать к этому свои чувства. И чтобы в полной мере раскрыть смыслы Корана, необходимо, чтобы толкователь обладал компетентностью в каждой науке, широким мышлением, проницательным взглядом и совершенной искренностью, а также чтобы он был великим гением и обладал проницательной, глубокой способностью к выведению решений на основе Корана и Сунны (иджтихад — прим.пер.).

Третья особенность. Для того, чтобы толкование Корана было написано с полной искренностью, его автор не должен преследовать какой-либо материальной или духовной выгоды, кроме довольства Всевышнего. И это высокое состояние должно прослеживаться в биографии этого человека.

Четвёртая особенность. Одним из самых больших чудес Корана является сохранение им актуальности, а также то, что у него всегда имеется сторона, отвечающая нуждам каждого века так, словно он ниспослан именно для этого века.

Итак, в толковании, написанном в это время, должна быть раскрыта та сторона Мудрого Корана, которая обращена к нашему веку, и при этом она должна быть разъяснена и доказана в таком виде, который был бы полезен для всех слоёв человечества — от простых людей до учёных мужей.

Пятая особенность. Толкователь должен преподнести истины Корана и имана, доказывая их неопровержимыми доводами и аргументами, то есть за основу он должен принять позитивизм.

Шестая особенность. Урок истин Корана должен быть в такой степени сильным, настолько красноречивым, проникающим и воздействующим, чтобы суметь осветить и удовлетворить разум, сердце, душу и совесть, а также подчинить нафс и заставить замолчать даже дьявола.

Седьмая особенность. Избавляя от таких плохих и препятствующих постижению истин черт, как эгоизм, гордыня, самодовольство и тщеславие, этот урок должен наделить человека такими высокими и прекрасными нравами, как скромность и смиренность.

Восьмая особенность. Для учёного, толкующего Благородный Коран, является условием следование Сунне Почтеннейшего Посланника Аллаха (мир ему и благо) и действие в согласии с путём Ахл-и Сунна валь-Джамаа, отдалённость от мирского и обладание богобоязненностью, величайшими искренностью и стойкостью в служении религии, великими верностью, преданностью и самоотверженностью, а также бережливостью и довольством.

Одним словом, этот толкователь должен быть таким служителем Корана, который в своём толковании отражал бы великую богобоязненность и поклонение Посланника Аллаха (мир ему и благо), а своим духовным состоянием отражал бы его святость.

Девятая особенность. Толкователь, излагая вопросы Корана и шариата, должен быть обладателем исламских мужества и смелости, не принимающим во внимание каких бы то ни было давления и гнёта, не дающим фетвы ни под каким воздействием и, не боясь смерти, говорящим истину с силой веры, противостоящей всему миру.

И в это ужасное время, когда производятся казни, когда невозможно издать ни одного религиозного труда и, особенно, когда некие силы пытаются погасить и уничтожить Коран, этот человек должен быть совершенным наставником, открыто пишущим и публикующим книги об основах шариата и истинах Корана, должен быть истинным проводником Ислама и надёжным толкователем Корана.

Итак, по общему мнению и согласию истинных и компетентных исламских учёных нашего времени, Бадиуззаман Саид Нурси и его книги “Рисале-и Нур” полностью соответствуют девяти вышеупомянутым условиям и особенностям. Это подтверждает пробуждающийся мусульманский народ, и об этом известно в Европе и Америке. Таким образом, друзья, мы искали именно такое толкование Корана и именно такого толкователя.

Мои дорогие братья! В теперешнее ужасное время самой большой проблемой человека является спасение веры или же её потеря. Мировые войны заставили человечество пробудиться и напомнили ему о тленности мирской жизни. Они пробудили в нём желание жить в вечном мире, среди вечного счастья. И, конечно, в это лживое, обманчивое время нам нужно быть очень внимательными в поиске помощника для решения этой проблемы (прим.). Поэтому мы немного расширим наше исследование.

Книги, которые до нашего времени были написаны гениями исламского богословия, выдающимися имамами нашей религии и гениальными толкователями Мудрого Корана, являются бесценными, и каждая из тех личностей является отдельным солнцем Ислама. Однако, наше время не похоже на времена, когда жили те великие люди.

В старые времена заблуждение исходило от незнания, и устранить его было легко. Сейчас же заблуждение и атака на Коран, Ислам и веру (иман) исходит со стороны науки и философии. Устранить такое заблуждение уже сложно. Раньше представители второго вида заблуждения составляли лишь тысячную часть, и из тысячи таковых только одного можно было вывести на прямой путь с помощью наставлений. Ведь такие люди, будучи незнающими, считают себя знающими.


Примечание: О том, что “Рисале-и Нур” является в это время таким помощником, свидетельствуют миллионы тех, кто с помощью него спасает  свою веру.

Вам также известно, что в прежние века точные науки не были развиты настолько, насколько они продвинулись в двадцатом веке. При таком положении вещей уничтожить распространившиеся в этом веке безбожие и материализм, вывести человечество на прямой путь, показав ему дорогу истины, спасти веру, можно лишь раскрыв сторону Мудрого Корана, обращённую к этому веку, и истолковав её так, чтобы все могли извлечь пользу.

Итак, Бадиуззаман Саид Нурси, раскрыв в ,,Рисале-и Нур” истины Благородного Корана, в которых нуждается этот век, удостоился успеха растолковать их и объяснить в таком виде, благодаря которому каждый, в зависимости от своих способностей, может извлечь пользу. Поэтому ,,Рисале-и Нур” считается бесподобным шедевром. К тому же, благодаря этой особенности ,,Рисале-и Нур”, миллионы счастливцев из этого благословенного мусульманского народа, отдавая предпочтение и чувствуя большую потребность, с большим желанием и любовью читали эти книги, несмотря на притеснения, длившиеся годами. И поскольку ,,Рисале-и Нур” был написан во время острой необходимости, то он распространился во всей Турции и во всём исламском мире, удостоившись всемирного значения.

Мои дорогие друзья! Саид Нурси, сорок лет назад, находясь в Стамбуле, сделал удивительное объявление. Он сказал: “Пусть желающие задают любой вопрос”. Поэтому известные учёные и интеллектуалы того времени, группа за группой, начали приходить к Бадиуззаману, и он без раздумий, правильно отвечал на их самые сложные и запутанные вопросы, касающиеся разнообразных тем и всякого рода наук.

История человечества ещё не видела того, кто сделал бы такое заявление, при этом не установив никаких рамок и условий, то есть не предлагая задавать вопросы только на конкретную тему или касательно той или иной науки, и который бы в итоге преуспел в этом, и такого исламского гения, обладающего столь высоким и объемлющим знанием, ещё не появлялось (за исключением ,,Века Счастья”).

Также, в то время исламские учёные, не сумевшие победить в споре Бадиуззамана Саида Нурси, пришедшего в Стамбул из Курдистана  — края неприступных гор и отвесных скал, обратились с просьбой к одному из глав Египетского Университета ,,Аль-Азхар”, Шейху Бахиту Эфенди, приехавшему тогда в Стамбул, одолеть в диспуте этого молодого ходжу. Приняв эту просьбу, Шейх Бахит Эфенди стал искать подходящее место для диспута, и однажды, воспользовавшись моментом, когда после намаза в “Ая-Софии” они сидели в чайхане, он обратился к Бадиуззаману:

 مَا تَقُولُ فٖى حَقِّ الْاَوْرُوبَا وَ الْعُثْمَانِيَّةِ “Что вы думаете насчёт Европы и Османского государства?”. Целью этого вопроса Шейха Бахита Эфенди было не испытание несомненно великого, подобного океану, знания и молниеносной сообразительности Саида Нурси, а желание понять, насколько широко Бадиуззаман охватывает будущее время и каков его уровень понимания мировой политики.

В ответ на это Бадиуззаман сказал следующее:

اِنَّ الْاَوْرُوبَا حَامِلَةٌ بِالْاِسْلَامِيَّةِ فَسَتَلِدُ يَوْمًا مَا

وَ اِنَّ الْعُثْمَانِيَّةَ حَامِلَةٌ بِالْاَوْرُوبَائِيَّةِ فَسَتَلِدُ اَيْضًا يَوْمًا مَا

То есть: “Европа носит в утробе исламское государство, а Османское государство – государство европейское, и придёт такой день, когда они родят”.

На это Шейх Бахит сказал: “С этим молодым человеком спорить невозможно. И я был того же мнения, но изложить это настолько просто и красноречиво под силу только Бадиуззаману (,,Чуду эпохи”)”. И вот, как Бадиуззаман и говорил, так в обоих случаях и произошло. Через несколько лет, в период Конституционного правления, было перенято множество иностранных обычаев, противоречащих исламским устоям, а затем постепенно установлено на территории Турции. И наряду с этим, добрый интерес, проявляемый сегодня в Европе к Корану и Исламу, и особенно то, что среди счастливого немецкого народа люди принимают Ислам целыми группами, полностью подтверждают это сообщение.

Итак, крупные исламские учёные и почтенные шейхи после глубокого анализа пришли к убеждению, что всё сказанное Бадиуззаманом — истина. Его труды, являясь плодами вдохновения, удостоились всеобщих подтверждения и одобрения учёных.

Учёные-богословы, последователи тасаввуфа и учёные современных наук могут всего лишь извлекать пользу и духовную силу из книг Саида Нурси. Саид Нурси — человек, не владеющий красивым письмом; человек, получивший своё образование за три месяца; на протяжении сорока лет не занимавшийся ни одной книгой, кроме Благородного Корана; не прибегший, по свидетельству его живущих поныне переписчиков, ни к одной книге при написании ста тридцати своих трудов на турецком и пятнадцати трудов на арабском; даже не имевший личной библиотеки, и, тем не менее, в молодости, сделав бесподобное заявление (Он сказал: “Пусть желающие задают любой вопрос”, — прим.пер.), побеждавший в научных диспутах по разным наукам, включая современные, высокообразованных учёных и больших наставников, а также подтвердивший то, в чём учёные были единодушны, и исправивший то, в чём они разногласили, в результате чего учёные удостоверились в том, что нет вопроса, на который Бадиуззаман не смог бы ответить; доказавший в своих трудах, в ответ на нападки некоторых не смыслящих и корыстолюбивых европейских философов в адрес благородных аятов и священных хадисов, имеющих переносное значение, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом, тем самым под корень срубивший их возражения, спасший от сомнений некоторых учёных и отразивший атаки на Ислам. Он, без всякого сомнения, является гениальным толкователем Корана, его знания являются дарованными и обширными, а его труды – ,,Рисале-и Нур” – удивительным шедевром, достойным чтения на протяжении всей жизни.

Мои бдительные братья! Нам необходимо быть крайне внимательными в выборе труда, который давал бы возможность спасти нашу вечную жизнь и вечную жизнь всего исламского мира, и который, просвещая и наставляя, защищал бы от заблуждений, поскольку сейчас, под тем или иным прикрытием, ведутся попытки сбить  мусульманскую молодёжь с пути с помощью различного обмана.

Читая какую-либо книгу или слушая какую-либо речь, мы, в первую очередь, должны учитывать

مَنْ قَالَ وَ لِمَنْ قَالَ وَ لِمَا قَالَ وَ فٖيمَا قَالَ ,кем, кому, для чего и на каком уровне было сказано”. Да, высоту, красоту и силу речи определяют четыре вещи: говорящий, собеседник, цель и уровень. Иначе говоря, не нужно читать любую попавшуюся книгу и внимать каждому слову. Например, насколько различны команда “марш!”, отданная армии командующим и то же слово ,,марш!”, произнесённое рядовым солдатом?! Первая приводит в движение огромную армию. Во втором же случае, точно такое же слово вряд ли заставит сдвинуться хоть одного солдата.

Так вот, исходя из этих четырёх основ, а также ввиду того, что сотни тысяч несущих в своих сердцах большую любовь к Саиду Нурси, придавая, из этой любви  к нему, важность его самым незначительным поступкам, желают изучить их и действовать в соответствии с ними, некоторые здешние братья настойчиво желают больше узнать о жизни нашего Устаза, о его книгах, принципах и взглядах. Однако, жизнь, труды и нрав такого человека, как Бадиуззаман, мы не в силах полностью описать. И поскольку это признано даже писателями, являющимися проницательными учёными, то нам это тем более не под силу. И нашим братьям, желающим узнать о Бадиуззамане, мы говорим, что это возможно сделать, лишь внимательно и постоянно читая собрание его трудов “Рисале-и Нур”.

Дорогие братья! Духовная личность ,,Рисале-и Нур”, обладающая даром и способностью привести эту благословенную отчизну, её народ и весь исламский мир к спасению и вечному счастью, вследствие чего установить на земле всеобщие мир и благополучие, заключает в себе следующие прочные силы:

  1. Суть ислама, являющаяся высокой силой и учителем всего совершенства;
  2. Доблесть веры, состоящая в том, чтобы ни перед кем не унижаться, не угнетать несчастных и не превозноситься над ними;
  3. Честь и достоинство, дарованные человеку исламом. Исламская честь является самым мощным двигателем роста и прогресса.

Друзья! Смысл одного благородного хадиса гласит, что истинные учёные это учёные, говорящие правду в глаза деспотичным, несправедливым правителям. Значит, мы можем доверять словам и трудам только такого богобоязненного учёного.

В нашем же веке, исходя из трудов автора и событий, происходящих в его жизни, этому благородному хадису очевидно соответствует ,,Рисале-и Нур”. Его автор, Бадиуззаман, в борьбе за религию, в служении Корану и в поклонении Всевышнему был борцом, полностью следовавшим Высочайшей Сунне Почтеннейшего Посланника (мир ему и благо). Почтеннейший Посланник (мир ему и благо), во время величайшего мирового политического события — Битвы при Бадре — поочерёдно проводил для своих сподвижников коллективный намаз. Иными словами, такое благо, как коллективное совершение намаза, не являющееся обязательным, от которого — особенно во время войны — можно отказаться, он предпочёл величайшему в мире политическому событию. Посреди ужаса битвы он не отверг даже малого воздаяния (саваба).

Бадиуззаман, будучи командиром добровольческого полка во время русско-турецкой войны (в рамках Первой Мировой войны — прим.пер.), на передовой писал своё известное толкование “Ишарат-уль И’джаз” на арабском, являющееся комментарием (тафсир) части Корана. Этот великий труд удостоился одобрения и похвалы крупных учёных-богословов исламского мира, которые признавались, что полное понимание этой книги выше их способностей, и что до сих пор они не встречали подобного толкования. ,,Ишарат-уль И’джаз” раскрыл и доказал самые тонкие и глубокие вопросы Благородного Корана, его необычайное красноречие, превосходное изложение и изящество стиля. И ни прицельный огонь на передовой, ни вражеские снаряды, ни суматоха, ни ужасы войны не смогли отвратить его мысли от раскрытия тонкого смысла даже одной буквы. В страшный и мрачный период, когда был наложен запрет на азан Мухаммада (мир ему и благо), когда обществу силой навязывались нововведения, ученики ,,Рисале-и Нур” не читали выдуманный  азан (азан на турецком языке – прим. пер.) и, героически сохраняя себя, не последовали за нововведениями.

В тяжёлое время, когда велись попытки уничтожить веру (иман) и Ислам, когда ни один учёный не мог даже скрыто издать ни одного религиозного труда, Бадиуззаман, в местах своих ссылок, находясь под давлением и слежкой жестоких тиранов, тайно написал и распространил около ста тридцати трудов о вере. И вместе с этим, после короткого ночного сна, он молил Всевышнего о спасении и благополучии мусульманских народов, стонущих в плену.

Да, глубокочтимый Устаз полностью следовал Высокой Сунне Почтеннейшего Посланника (мир ему и благо). Это состояние Бадиуззамана является образцом для всех борцов за Ислам и для всех мусульман. Он совмещает борьбу за веру с поклонением и богобоязненностью, то есть делая одно, не пренебрегает другим. Даже несмотря на то, что в результате заговоров жестоких, коварных врагов религии Саид Нурси был заключён в тюрьму, в очень холодную одиночную камеру, он, замерзая от сильных морозов и мучительно болея, будучи старым и немощным, не прекращал написание книг.

Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть моё тело настолько увеличится в Аду, чтобы там не осталось места для верующих”. Бадиуззаман же, для того, чтобы удостоиться хотя бы одного луча этого высочайшего нрава, сказав: “Для спасения веры хотя бы нескольких людей я готов войти в Ад”, – проявил высшую степень самоотверженности, и его восьмидесятилетняя жизнь твёрдо свидетельствует о том, что он является самоотверженным и искренним слугой Корана и Ислама.

Верными свидетелями того, что ради служения Корану и вере (иману) Бадиуззаман пожертвовал своим достоинством, славой, душой, нафсом и жизнью, являются предельное терпение, стойкость и уравновешенность, проявленные им во время ужаснейших несправедливости и мук,  больших бед и несчастий.

Ради служения Корану, вере (иману) и Исламу, Бадиуззаман пожертвовал своей спокойной жизнью. Он не гнался за мирским, за личным богатством, а наоборот, проводя жизнь в аскетизме и богобоязненности, бережливости и довольстве, оборвал связи с этим миром. И чтобы каждую минуту своей жизни, ради покоя и счастья мусульман, посвятить исключительно служению вере и полностью преуспеть в искренности, он отстранился от мирского и провёл жизнь в одиночестве. Да, ради служения вере и Исламу, Бадиуззаман настолько жертвует всем, и наряду с этим, с точки зрения своих поклонения, воздержанности и богобоязненности, он — исключительный патриот Ислама, вошедший в историю и возвысившийся до степени искреннего служителя Мудрого Корана.

В призыве Бадиуззамана кроются такие убеждённость, правда и верность, стойкость, прочность и искренность, что страшные несправедливость и угнетение врагов религии, такие их мощные атаки и давление, а вместе с этим отсутствие материального достатка не смогли заставить его отказаться от своего призыва, не смогли вызвать в нём малейшего сомнения.

В молодости, которую Саид Нурси называет эпохой “Прежнего Саида”, он очень далеко продвинулся в философии. Благодаря свету Мудрого Корана он опередил в философских изысканиях и мудрости таких правдолюбивых философов Запада, как Сократ, Платон и Аристотель, а также таких гениальных мудрецов Востока, как Ибн Сина, Ибн Рушд и аль-Фараби. В ,,Рисале-и Нур” он заявил и доказал, что нет другого спасителя и истинного путеводителя, кроме Корана. Если кто-либо сомневается в этом, то может лично устранить эти сомнения, пока Устаз не покинул сей мир…

Саид Нурси, избрав принцип служения Корану и вере, не делая своей целью ни материальную, ни духовную выгоду, ни таких духовных степеней, как святость, совершал служение исключительно ради довольства Всевышнего Аллаха. Он гневно отвергал степень, приписываемую ему проницательными учёными, считавшими его ожидаемым мусульманами спасителем религии и [исламской] политики. Он говорил и верил в то, что является лишь слугой Корана и товарищем по уроку для учеников ,,Рисале-и Нур”.

Один уважаемый учёный, двадцать пять лет прослуживший в министерстве национальной обороны, во время нашего с некоторыми присутствующими здесь братьями позавчерашнего визита, сказал о Бадиуззамане: “Для того, чтобы понять личность Бадиуззамана, достаточно внимательно и терпеливо прочитать собрание трудов “Рисале-и Нур”. В качестве примера, лишь с точки зрения мирского потенциала, я могу вам сказать, что Бадиуззаман вместе с духовной личностью ,,Рисале-и Нур” обладает такой энергией и духовным даром, что если бы ему было дано руководить не только одним каким-либо государством, но даже всеми народами мира, он смог бы привести их к благоденствию и счастью”. Да, Бадиуззаман – редкий человек. Однако, вот уже двадцать пять лет как он не занимается мирскими делами и запрещает вмешиваться в политику и себе, и своим ученикам.

Проницательность Бадиуззамана, его сообразительность, интеллект, логика, рассудок, воображение, память, интуиция, ощущения и восприимчивость, а также чувства души, сердца, совести и его духовные черты в момент написания ,,Рисале-и Нур” и служения Корану принимали бесподобный вид, и это явно свидетельствует о том, что он служил Корану не по своим желанию и воле, а по милости Аллаха, что засвидетельствовано и одобрено проницательными учёными и чистосердечными людьми.

Один из благородных богословов Египта, ныне покойный Абдул-Азиз Чавиш, опубликовал в египетской прессе статью о том, что Бадиуззаман является “гением века” и обладает высокой проницательностью. Другой крупный, непреклонный учёный, ныне также покойный, Шейх-уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди, стал в Египте покровительствовать ,,Рисале-и Нур” и возвысил его на высокую степень в Университете ,,аль-Азхар”.

,,Рисале-и Нур” – словно острый алмазный меч Ислама. Доказательством этой истины служит то, что Бадиуззаман, пренебрегая смертью, бесстрашно говорил правду жестоким правителям и командирам, а также то, что он, противостоя охватившим мир силам неверия, жертвуя собой, распространял истины Корана и веры во времена великой тирании и служил этим святым истинам с полной самоотверженностью.

Один прокурор в своём обвинительном заключении постановил: “С возрастом Бадиуззаман с ещё большей энергией продолжает заниматься религиозной деятельностью”. Эксперты Денизлинского суда в своём рапорте пишут: “Да, Саид Нурси обладает некой энергией, но мы пришли к заключению, что он не тратит её на создание какой-либо общины или тариката, а всю её расходует на изложение истин Корана и на служение религии”.

Один из министров старого, антирелигиозного правительства, в ходе обсуждения недемократических законов в Национальном Собрании, сказал: “Вот уже двадцать пять лет как мы не можем воспрепятствовать религиозной деятельности Бадиуззамана Саида Нурси”.

Мы же скажем: да, Саид Нурси является бесподобно энергичной и динамичной личностью. Он – необыкновенный человек. Это признают и подтверждают сердцем даже его оппоненты из числа врагов религии.

Порой, любезно читая ,,Рисале-и Нур” кому-нибудь из своих учеников, Саид Нурси говорит: “Этот урок – мой. Я читаю его для себя. Эта тема прочитана мной, наверное, уже сто раз, но и теперь я вижу, что нуждаюсь в повторном её прочтении”. А также говорит: “Я не писал книги для других — я писал для себя. Желающие получить эти лекарства, найденные мной в Коране, могут читать их”. Бадиуззаман убеждённо говорит: “Я нуждаюсь в уроке, в воспитании и исправлении моего нафса…”. И если это говорит Бадиуззаман, то можно представить, насколько мы нуждаемся в этих произведениях.

Всю свою жизнь Бадиуззаман Саид Нурси избегал известности, славы и почёта, и был независим от людей. В одном своём произведении, написанном на арабском, он говорит о славе: “Слава это то же, что и показуха. Она – ядовитый мёд, отравляющий сердце. Слава делает человека рабом и невольником людей. То есть человек, желающий известности, славы, для того, чтобы пробудить в людях одобрение и любовь к себе, занимается перед ними показухой и подхалимством, ведёт себя неестественно. Если ты попал в такую беду, скажи:

اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ

«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и поистине, к Нему мы возвращаемся»

Несмотря на то, что Устаз и на словах, и на деле настолько избегал славы, люди, как это ни удивительно, словно будучи направляемыми свыше, устремлялись  к нему за духовной помощью. И этот его святой нрав сослужил хорошую службу для такого всемирного труда, как “Рисале-и Нур”.

С малых лет Бадиуззаман не принимает от людей подарков безвозмездно. Он взял себе это за принцип. И это правило своей восьмидесятилетней жизни он не нарушил даже тогда, когда его бросали из тюрьмы в тюрьму, ссылали то в один, то в другой край и даже когда к этому прибавились тяготы старости. Если кто-либо из самых близких учеников угощает его чем-либо, он даёт ему что-либо взамен. В противном же случае, ему становится плохо. В качестве одной из причин того, почему он не принимает подарков, Бадиуззаман называет следующее: “Это время не такое, как прежние времена. Если в прошлом спасением веры занималось десять человек, то теперь – один. Если причин, толкающих к безверию, раньше было десять, то сейчас их сто. Поэтому ради служения вере в такое время я не стал протягивать руки к этому миру, отрёкся от него. Служение вере я не стану делать инструментом для чего бы то ни было”. Если кто-либо лично сделает что-нибудь для уважаемого Устаза или исполнит для него какую-либо службу, Устаз расплачивается с ним, дарит что-либо взамен. Иначе, это тяготит его душу, не нравится ему.

Бадиуззаман Саид Нурси, в процессе служения Корану, вере и религии, на протяжении многих лет находился под непрерывными наблюдением и слежкой. В ходе многочисленных судебных процессов было доказано, что он служит Исламу лишь ради довольства Аллаха, только ради истины, и что своё служение Корану он не использует в иных целях. Если бы у Бадиуззамана и в его трудах имелось бы хоть что-то, противоречащее вышеупомянутым истинам или не соответствующее возвышенным качествам и высокой истине, которые распространяются правдолюбивыми людьми, то за прошедшие двадцать пять лет враги религии объявили бы об этом на весь мир, преувеличивая и поднимая шум.

Например, когда в результате провокаций деспотичных тиранов, враждующих с религией, руководствуясь их абсолютно лживыми обвинениями и клеветой, Бадиуззамана судили, газеты публиковали это на первых страницах, добавляя к этому много лжи. Когда же, по итогам следствия и судебного процесса, доказывалась его полная невиновность и выносился оправдательный приговор, газеты молчали. И это лишь один из многих фактов.

К братьям по вере Бадиуззаман крайне сострадателен. Их страдания приносят ему муки, его печалит боль самоотверженных борцов, гибнущих в исламском мире за свободу и независимость. Он очень страдает, когда совершаются нападения на Коран и Ислам. И часто мы видели, как под воздействием этих страданий он не мог есть и без того малой порции своего обычного супа. Большая часть его дней проходит в болезнях и страданиях. Один ученик “Рисале-и Нур” написал: “О, мой милосердный Устаз, не знающий мирского спокойствия ради вечного благополучия и счастья мусульман! Твои продолжительные болезни не являются телесными. Твои страдания не прекратятся, пока не закончатся тирания и несправедливость, совершаемые в отношении нашей религии, пока исламский мир не обретёт спасение”. Да, и мы тоже убеждены в этом.

Однако эти мучительные страдания ни в коем случае не повергли Бадиуззамана в отчаяние — наоборот, они направили его к всецелой, всеобщей религиозной борьбе, молитве и поклонению, и он, сказав: “Единственное спасение — ухватиться за Коран”, — ухватился. Записывая ,,лекарства” и спасительные средства, найденные им в Коране, он представил миру труды “Рисале-и Нур”, являющиеся в это время неким спасителем Ислама и основой для счастья человеческого рода.

Мирские мощь и величие кровожадных врагов религии нисколько не смогли заставить Бадиуззамана погрузится в бездействие. “Моя обязанность – служение Корану. Победа или поражение – в руках Всевышнего”, — уверовав в это, он ни на миг не переставал действовать. Уважаемый Устаз обладает таким великим усердием, против которого суждено было быть бессильными ужасным несправедливости и угнетению.

Бадиуззаман с удовольствием и изумлением созерцает создания, находящиеся на земле и в небе. Весной он совершает особенно много прогулок по лугам и горам, где занимается размышлениями, внимательным осмыслением и пребывает в постоянном духовном спокойствии. Со словами:

مَا شَاءَ اللّٰهُ بَارَكَ اللّٰهُ فَتَبَارَكَ اللّٰهُ اَحْسَنُ الْخَالِقٖينَ

“Как прекрасно всё создано!”

– он осмысленно созерцает деревья, растения и цветы, читает ,,книгу” Вселенной. Свои глаза, как каждый орган и чувство, он использует ради Всевышнего, в кругу дозволенного Им. Его глаза словно исследователи этой великой ,,книги” Вселенной и зрители чудес Божественного искусства, выставляемого в этом мире. Они — будто благословенная пчела для цветов милости земного сада.

В своей личной жизни Устаз скромен и мягок, а в исполнении обязанностей – серьёзен и степенен. Его скромность и смиренность могут служить примером. На эту тему он говорит: “Когда рядовой солдат стоит на посту, он не опустит оружия, даже если к нему подойдёт главнокомандующий. Я – слуга и солдат Корана. И кто бы предо мной ни предстал во время несения моей обязанности, я скажу “Истина такова” и не склоню головы”.

В качестве вывода хотим сказать, что Бадиуззаман является истинным, необыкновенным толкователем Корана и его героическим слугой, обладающим полной искренностью. С точки зрения авторства “Рисале-и Нур”, он – великий богослов, внимательный и глубоко эрудированный учёный, высокий и бесподобный мастер логики.

Такое произведение Саида Нурси, как “Та’ликат”, является шедевром логики. Бадиуззаман – правдивый, любящий истину исключительный гений; правдолюбивый философ, представляющий истинную, находящуюся в мире с Кораном, философию; бесподобный социолог, психолог и педагог, а также гениальный автор и писатель, неустанно воспевавший и воспевающий истину.

Поскольку Саид Нурси в течение многих лет находился в условиях страшных притеснений и ограничений, и поскольку сам он скрывал свои личные достоинства, то, конечно, могут найтись люди, которые ничего не могли узнать ни об одном из его вышеупомянутых качеств. И они (его качества), и наше изложение, касающееся особенностей “Рисале-и Нур”, имеют силу общего мнения и единого суждения правдолюбивых, добродетельных, истинных учёных и праведных людей нашего времени. И мы в этом также убеждены.

Нашим самым первым, самым надёжным и самым достоверным доводом в пользу того, что Бадиуззаман является обладателем таких знаний и качеств, служит он сам. Сомневающиеся пусть прочтут “Рисале-и Нур”. Эту великую истину, которая упомянута и будет упоминаться нами, мы раскрываем и объявляем всему Исламскому миру и всему человечеству. Да, труда, подобного “Рисале-и Нур”, мир Ислама и всё человечество ждали на протяжении тысячи лет.

Бадиуззаман мог бы написать исключительные труды, относящиеся к самым разным областям науки, но сказав “Сейчас время спасать веру”, он всё своё усердие, труд и всю жизнь посвятил написанию и распространению знаний о вере (иман).

Распространяя знания о вере, уважаемый Устаз словно оживил и осветил мир Ислама и всё человечество. Пусть Всевышний будет вечно им доволен и дарует ему долгую жизнь! Амин, амин, амин…

“Рисале-и Нур” – это высокое, блестящее толкование Превосходно Излагающего Корана, для этого века являющееся неким духовным чудом. Да, “Рисале-и Нур” – это завоеватель сердец, повелитель душ, учитель умов, воспитатель и наставник нафса.

Ещё одна особенность “Рисале-и Нур” это то, что в первой части книги “Мактубат” (“Письма”), на двадцать девятой странице, приводится следующее: “В некоторых “Словах” мы привели нижеследующий пример относительно разницы между принципами учёных науки калам и истинным манхаджем, взятым из Корана. Для того, чтобы подвести воду, одни сооружают водопровод, прокладывая трубы через горы из далёких мест, а другие роют в любом месте колодец. Первый способ крайне обременителен: эти источники либо засоряются, либо ломаются. Но люди, способные рыть колодцы, без труда найдут воду в любом месте. И точно так же учёные калама прерывают цепочку причин на границах мира, показывая невозможность существования их цикла, и уже этим доказывают существование Необходимо Сущего Творца. Они идут по длинному пути. Однако же истинный манхадж, исходящий из Мудрого Корана, добывает и откачивает живительную воду в любом месте. Каждый его аят, словно некий посох Мусы (мир ему), бьёт “водой жизни” из любого места, куда бы им ни ударили. Во всём проявляет правило:

وَ فٖى كُلِّ شَىْءٍ لَهُ اٰيَةٌ تَدُلُّ عَلٰى اَنَّهُ وَاحِدٌ

«В каждой вещи имеется знамение, доказывающее Его единство» (Ибн Кясир, Тафсируль Кураниль Азым, 1:24).

И вера заключается не только в знании. В ней имеется существенная доля духовных чувств. Пища, попадая в желудок, в том или ином виде расщепляется и распределяется по разнообразным органам, и, подобно этому, знания, касающиеся вопросов веры, поступают в “желудок” разума, а душа, сердце, подсознание, нафс, каждая духовная тонкость получают от них долю в соответствии со своей степенью, впитывают их. Если же они не получат свою долю, то это — неполноценность. Так вот, “Рисале-и Нур” находит “воду” в любом месте и добывает её. Укорачивает длинный путь, по которому шли прежде, делая его прямым и благополучным.

Ранние [мусульманские] философы, в отношении некоторых положений шариата и столпов веры, сказали: “Это нам передано, и мы в это верим. Разум же этого постичь не в силах”. Однако в нашем веке повелевает разум. Бадиуззаман Саид Нурси же говорит: “Все положения шариата и истины веры постижимы разумом, и я готов доказать это”. И он доказал это в “Рисале-и Нур”.

“Рисале-и Нур” обладает исключительными красноречием и лаконичностью, бесподобным, оригинальным и притягательным стилем. Да, Бадиуззаман обладает присущим лишь ему стилем изложения, который ни идёт в сравнение  с другими стилями. Если кое-где в его трудах встречается какой-либо пункт, который с точки зрения литературных или других правил на первый взгляд не совсем уместен, то в нём имеется какая-то тонкость, какой-то намёк, тонкий смысл или же мудрость, полностью соответствующие тому способу изложения. Но даже учёные признаются, что не сразу понимают такие тонкости. Поэтому тот, кто мало знаком с “Рисале-и Нур”, не в состоянии сразу постичь особенностей и тонкостей книг Бадиуззамана.

Один великий поэт, являющийся предметом гордости нашей литературы – Мехмед Акиф – на одном собрании писателей сказал: “Виктор Гюго, Шекспир, Декарт и им подобные в литературе и философии могли бы быть учениками Бадиуззамана”.

Писатели и поэты плакали от гибели и разлук, причитали, вспоминая о смерти. С грустью они описывали осеннюю пору. Один всемирно известный арабский писатель даже сказал:

لَوْلَا مُفَارَقَةُ الْاَحْبَابِ مَا وَجَدَتْ لَهَا الْمَنَايَا اِلٰى اَرْوَاحِنَا سُبُلًا

,,Если бы не было разлук, то смерть не смогла бы найти путь, чтобы прийти за нашими душами”.

Бадиуззаман же говорит: “Исчезновение, разлука и небытие, видимые во Вселенной, являются лишь внешними. В действительности же разлуки нет — есть встреча. Нет исчезновения и небытия — есть обновление. Всякая вещь, имеющаяся во Вселенной, удостоена некой разновидности вечности. Смерть – это уход из тленного мира в мир вечный. Для людей истинного пути и Корана она является возможностью встречи со старыми друзьями и приятелями, ушедшими в мир иной. Также она – средство прибытия на истинную родину и приглашение отправиться из темницы этого мира в райские сады. Она — некое ожидание награды за свою службу от добродетели Всемилостивейшего и Милосердного, освобождение от груза жизненных обязанностей и завершение испытания и обязанностей поклонения. Если Азраил (мир ему) придёт за мной сегодня, я, улыбаясь, встречу его словами: “Добро пожаловать! Рад тебя видеть!”.

Бадиуззаман, спасая людей от распутства и заблуждений посредством “Рисале-и Нур”, делает это без запугивания и угроз. Он одерживает верх над чувствами, показывая сотню страданий, имеющихся в одном греховном наслаждении и защищает сердце и душу от поражения страстями. Посредством множества сравнений в “Рисале-и Нур” он доказывает, что в неверии и заблуждении кроется семя адского Заккума и что ещё в этом мире они заставляют переносить адские муки, а также то, что вера, Ислам и поклонение, в коих заложены семя Рая и прекрасные удовольствия, наслаждения и райские плоды, ещё в этом мире удостаивают одного из видов вознаграждения.

“Рисале-и Нур”, уничтожая лицемерие, раздоры, раскол, смуту и пороки, устанавливает дружбу, религиозное братство, солидарность и взаимопомощь, что и является основным принципом ,,Рисале-и Нур”. Избавляя человека от таких плохих черт, как гордыня, высокомерие, хвастовство и униженность, он делает его обладателем таких прекрасных качеств, как скромность, смиренность, достоинство и степенность.

Человеку, поистине являющемуся человеком, “Рисале-и Нур” даёт понять его бессилие и нужду. Бадиуззаман говорит: “Осознав свои бессилие и нужду, человек становится настоящим мусульманином и рабом [Аллаха]”.

Тот, кто говорит: “Для того, чтобы одолеть безбожие, нужно получить современные знания”, или же те, кто этим занимается, достигнут этой цели путём постоянного, терпеливого изучения “Рисале-и Нур”. Это является единственным выходом, и благодаря этому школьные знания станут познанием Аллаха.

О, мои храбрые братья, являющиеся потомками нации, более тысячи лет несущей знамя Ислама! Мы, а также мусульмане нашего и будущего веков, нуждаемся в таком путеводном толковании Достославного Корана, которое, с помощью уроков осознанной веры, возвысило бы уровень веры человека; взрастило бы не трусов, а, наоборот, таких, как ученики “Рисале-и Нур”, смелых, мужественных, деятельных, богобоязненных, благодетельных и самоотверженных мусульман с борцовским духом, жертвующих своим личным покоем и своей выгодой ради спасения веры и Ислама; уничтожило бы безразличие, вывело бы на свет таких мусульман и воспитало бы служителей Ислама, подобных ученикам “Рисале-и Нур”, которые, со смелостью, идущей от осознанной веры, ни за что не покинули бы фронт Ислама и Корана ни под пытками, ни перед вероятностью гибели, говоря: “Если умру – я шахид (мученик за веру), а если останусь жить – то я служитель Корана”, не впали бы в ужас, были бы преданными и искренними и несли бы службу лишь ради довольства Аллаха.

Да, на сегодняшний день необходим такой тафсир Корана, который, подобно ,,Рисале-и Нур”, заставил бы размышлять, задействовал бы разум и логику и осветил бы душу, сердце и совесть, который пробудил бы и избавил бы от беспечности мусульман и всех людей, который показал бы дорогу Корана, являющуюся прямым путём, научив различать деяния, противоречащие исламским устоям и Благородной Сунне Пророка (мир ему и благо), который преподал бы урок следования Сунне Мухаммада (мир ему и благо) и пробудил бы желание оживить Сунну.

Итак, на протяжении вот уже более тридцати лет явно видно, что “Рисале-и Нур” является толкованием Корана, обладающим этими особенностями, и это подтверждено людьми истины. А также, защитительные речи учеников “Рисале-и Нур” в судах, состоявшихся над ними и спланированных безжалостными врагами религии, и то, как эти ученики, во время служения Исламу, подвергшись интригам бессовестных, жестоких угнетателей из числа скрытых врагов Ислама, не боясь пыток и не думая о себе, пожертвовав ради процветания Ислама собственными благополучием и счастьем, преданно сохраняли свою непоколебимость и противостояли страшной несправедливости, становятся явным доказательством вышесказанного.

Наши героические братья, отдавшие себя служению вере (иману) посредством “Рисале-и Нур”, много раз подвергавшиеся агрессии, нападениям и обыскам, устраиваемым коварными врагами религии, но, вопреки этому, вот уже двадцать пять лет занимающиеся распространением “Рисале-и Нур” в изоляции – это патриоты веры и Ислама, каждый из которых является для нас отдельным образцом для подражания.

Итак, мы, мусульмане, искали именно такое толкование Корана и ждали именно такого указующего истинный путь! Те искренние ученики “Рисале-и Нур”, говоря: “Аллах – Хранитель. Я под Его покровительством и защитой. Что бы ни выпало на мою долю, всё — благо”, – веруют и действуют в согласии с верой, служат вере. Для того, чтобы не быть схваченными врагами религии и не дать им возможности отнять “Рисале-и Нур”, которое они считают более ценным, чем собственные души, они проявляют осторожность. Они продолжают своё служение, несмотря на вред, который может быть причинён им самим. Будучи брошенными в тюрьму, подверженными пыткам, они, невзирая на это, сохраняют связь со своим Устазом – Бадиуззаманом. Скрыто найдя хоть какую-либо возможность, занимаются “Рисале-и Нур”. Некоторые даже заучивают книги наизусть, говоря: “Вдруг меня посадят в тюрьму, не дадут мне “Рисале-и Нур”, и я останусь без дела?”.

Искренне преданный ученик “Нура”, выходя из тюрьмы, ещё крепче привязывается к своему Устазу, словно, пройдя через пытки и разные мучения, тюрьма стала для него источником энергии и силы, будто его подстегнули хлыстом, чтобы он был быстрее, бдительнее и преданнее в своём светлом служении. И он ещё больше начинает трудиться для “Нура”, заниматься его распространением.

Во время событий в Афьоне, когда Бадиуззаман находился в тюрьме, один преподаватель, являющийся также учеником “Рисале-и Нур”, бесстрашно отвечал в прокуратуре на вопросы о “Рисале-и Нур” и об Устазе, на что прокурор рассердился и пригрозил ему: “Сейчас я и тебя брошу в тюрьму!”. Этот патриот Ислама в ответ ему сказал: “Я готов, сажайте прямо сейчас!”.

И опять же во время судебного процесса в Афьоне было выдано постановление на арест одного ученика “Рисале-и Нур”, но найти его не смогли. Когда тот ученик узнал об этом, он, подобно другим братьям, сказав: “Если мои устаз и братья в тюрьме, то как я могу оставаться на свободе?!”, – добровольно сдался прокуратуре и сел в тюрьму.

Также, в той же тюрьме, по ошибке освободили одного ученика “Рисале-и Нур”. Он же, сказав себе: “Мой устаз и все братья в тюрьме, и к тому же мне нужно закончить переписывание новой брошюры “Рисале-и Нур”, – явился к начальству тюрьмы и произнёс: “Меня должны были освободить через сорок дней. Мой срок ещё не закончился”. Те посчитали, и всё на самом деле оказалось так и вернули его обратно.

Мои проницательные братья, удостоенные такой добродетели, как религиозная преданность!

Если Саид Нурси будет осведомлён о том, что в его адрес произносятся такого рода слова, он скажет: “К чему это? Моя личность не имеет значения. Ценность принадлежит ,,Рисале-и Нур”, проистекающему от Мудрого Корана и принадлежащему ему”.

Что касается одобрения и восхищения, выражаемых в отношении истин Корана, его света и распространившихся уроков веры и Ислама, а также абсолютно искреннего, полного, всеобъемлющего служения Корану и религии, которых удостоился Устаз и которые отразились в его личности, то в прямом смысле они ему не принадлежат. Они относятся к Корану и к Исламу, к Аллаху и к Его именам. К тому же, и враждебность, и натиски врагов религии по отношению к нему нацелены на уничтожение Корана и Ислама, которым служит Бадиуззаман. Ведь  общемировые книги “Рисале-и Нур”, содержащие в себе истины Корана и веры, были дарованы ему.

Итак, замаскированные, скрытые, двуликие оппоненты и враги веры и Ислама, понимающие эту явную истину, уже около полувека безуспешно стараются подорвать авторитет личности Бадиуззамана своими воплями и клеветой. Их цель состоит в том, чтобы “Рисале-и Нур” не обрёл популярность, не распространился, и чтобы иман и Ислам не развивались. Однако, чем сильнее они придираются к Саиду Нурси, тем ярче сияет “Рисале-и Нур”, тем больше расширяется его круг. Каждое событие, произошедшее за последние двадцать пять лет, является отдельным тому примером.

Враги Ислама, с одной стороны в полном объёме продолжая свои атаки и лживую пропаганду, с другой стороны стараются скрыто препятствовать одобрительным речам и статьям в адрес Устаза и ,,Рисале-и Нур”, являющимся своего рода защитой и содержащим благодарность и признательность, которые родились в результате получения от них пользы и знаний. По этой причине они внушают наивным друзьям учеников или друзьям их друзей, что те проявляют чрезмерность, и они простодушно повторяют за ними эти слова. Такими интригами, так вероломно и коварно, путём разнообразной лжи и клеветы они стараются запугать нас и заставить замолчать.

Разве будет разумно, если враги религии будут заливаться ложью и клеветой, а мы не станем защищаться путём разъяснения истины?! Разве возможно, чтобы мы не постарались заявить о правдивости Устаза Бадиуззамана и “Рисале-и Нур” и опровергнуть поразительную ложь тогда, когда эти бессовестные пропагандисты, с враждебностью к Исламу распространяя ложь, так жестоко и безжалостно проявляют несправедливость в отношении нашего Устаза?! Разве не будет глупостью и наивностью, если мы перестанем объявлять и сообщать о правде и истине, если замолчим или, в некотором роде, окажем помощь и поддержку тем тайным безбожникам, говорящим: “Помолчите немного!”, — и за разными ширмами и прикрытием продолжающим свою деятельность, когда кровожадные и деспотичные враги Корана и веры беспрестанно выкрикивают всякий вымысел против Бадиуззамана, несущего, посредством “Рисале-и Нур”, службу по защите и обороне Корана, Ислама и веры от абсолютного неверия. Мы ни за что, никогда, ни в коем случае не замолчим! Закрыть нам рот не смогут. Мы не остановимся, и нас не смогут остановить. Пока наша душа не выйдет из тела, пока наш дух не покинет грудь, пока не остановится наше дыхание, мы будем читать и распространять “Рисале-и Нур”. Противостоя подстрекающим, лживым и кровожадным врагам религии, будем показывать и заявлять, что эти книги являются правдой и истиной, и что Бадиуззаман Саид Нурси целиком и полностью чист и далёк от выдвигаемых против него обвинений.

Мои дорогие братья! Имена многих великих, бесподобных личностей обрели своё место на золотых страницах истории Ислама. Труды и толкования этих уникальных людей настолько великолепны, что с ними не могут сравниться произведения ни одного европейского философа. Эти великие исламские авторы, исламские гении поистине и искренне служили Корану и Исламу, не находясь на протяжении многих лет под тяжёлым гнётом и тиранией. Бадиуззаман Саид Нурси, в условиях абсолютной тирании и страшной несправедливости, находясь в ужасном плену, в противовес врагам религии, стремившимся уничтожить его самого и его труды, преуспел и победил, всецело следуя сунне Почтеннейшего Посланника (мир ему и благо), в великой религиозной борьбе невиданным в истории человечества образом.

Автору ,,Рисале-и Нур” удалось скрыто написать сто тридцать религиозных трудов в условиях ужасной тирании, давления и ограничений; обладать сильной богобоязненностью и поклонением; написать, при первой же возможности, толкование Корана, раскрывающее его самые тонкие пункты и неподражаемое красноречие, будучи на фронте, на передовой, под прицельным огнём противника, как патриот воюя во главе добровольцев; одержать победу над своим нафсом и сделать его слугой религии; тайно распространить “Рисале-и Нур”, под давлением режима, намного обогнавшего гнёт инквизиции, среди диких пыток преступных хищников, лишившись свободы, находясь в ссылке в отдалённом селении, будучи изолированным и блокированным слежкой, а также подвергнутым разным мукам и, таким образом служа высокой Сунне духовного и материального покорителя мира – Почтеннейшего Посланника Аллаха (мир ему и благо), благополучно вести, по милости Всевышнего, общину, исчисляющуюся сегодня миллионами, по великой дороге Мудрого Корана, и посредством книг “Рисале-и Нур” служить обретению счастья уверовавшими и всем человечеством не только в этом мире, но и в мире вечном. Интересно, кому ещё в истории, кроме Бадиуззамана Саида Нурси, удалось это?!

Да, братья! “Рисале-и Нур” распространяет такой свет истины и такие аргументы правды, даёт урок истин Корана и веры, помогающий достичь счастья в обоих мирах и является таким Божественным даром, что вот уже двадцать пять лет все слои человечества — взрослые и дети, старики и молодёжь, мужчины и женщины, учащиеся и учителя, философы и учёные-богословы, последователи тасаввуфа любят этот ,,свет”, стремятся к нему и находят в нём прибежище. Миллионы счастливых людей озарились его светом и обрели благодаря ему спасение.

“Рисале-и Нур”, являющийся толкованием Достославного Корана — кладези чудес — преподаёт и доказывает урок настолько потрясающих, притягательных, великих истин, что служит и будет служить распространению имана и ислама на всех материках.

“Рисале-и Нур” рождает в сердцах любовь, приводит души в трепет и волнение, придаёт разуму убеждённость, а сердцу — уверенность. Это вдохновляет миллионы его учеников многократно перечитывать, переписывать и заниматься изучением ,,Рисале-и Нур” на протяжении всей жизни. Уже много лет он распространяется словно сам по себе, самостоятельно.

Дорогие братья! Безбожные комитеты, управляемые иностранными силами, для уничтожения Ислама сплели в исламских государствах (особенно в Турции) такие коварные интриги, предательски прибегли к таким махинациям, кровожадно и дико совершили такое насилие, реализовали такие отвратительные, сатанинские планы, применили такие дьявольские тайные методы, так натравили брата на брата, распространили такие клевету и лживую пропаганду, посеяли семена таких смуты и раскола, что пробили в здании Ислама глубокие бреши и устроили огромные разрушения. Но эти беды, с помощью Всевышнего, стали причиной появления таких спасительных, целительных, обладающих мировыми признанием и значимостью трудов, как “Рисале-и Нур” посредством такой личности, достигшей абсолютной искренности, как Бадиуззаман Саид Нурси. В то же время эти беды пробудили мусульман, заставили их искать спасительные выходы. Ради спасения своей вечной жизни они почувствовали страшную нужду в уроке истинной веры, в обращении к Аллаху и в покорности Его повелениям, и в этом отношении те несчастья напомнили им об их беспечности и ошибках в этих вопросах и помогли осознать это. По сути, в этом заключена мудрость бед и несчастий, выпадающих на долю людей, на долю верующих.

Зверское насилие и преступления этих иностранных сил, помимо прочего, ускорили в исламском мире движение к свободе, независимости и объединению мусульман, в результате чего были образованы независимые мусульманские государства. Если Всевышнему Аллаху будет угодно, то появится и союз мусульманских государств, и ислам будет главенствовать в мире, о чём мы молим Всевышнего и что очень ожидаем от Его Милости.

Итак, автор “Рисале-и Нур”, Бадиуззаман Саид Нурси, является таким борцом за Ислам, а написанные им книги являются такими пробуждающими, спасительными, необыкновенными, победоносными трудами, что был сломан хребет всех противостоящих религии комитетов, осталась безрезультатной вся их вышеупомянутая вредительская и грязная деятельность, были разрушены основы атеизма, и скрыто, от сердца к сердцу, распространились вера и ислам, подготовив почву для абсолютного господства Достославного Корана.

Посредством алмазных истин Благородного Корана, следуя кратчайшим, прямым кораническим путём, “Рисале-и Нур” восстанавливает те разрушения и, с помощью лекарств из великой ,,аптеки” Мудрого Корана, исцеляет раны.

Проницательные учёные и борцы за Ислам, опираясь на наблюдения за происходящим, пришли к твёрдому выводу, что единственным способом полностью одолеть, обречь на полный крах варварских, алчных, хищных, пьющих кровь невинных мусульман, паразитирующих империалистов и колонизаторов, богатство которых нажито кровью, а также их деспотичных, алчных, кровожадных, несправедливых, корыстных лакеев, находящихся среди нас, является ,,Рисале-и Нур” как современное духовное чудо Превосходно Излагающего Корана. Да, история человечества не знает другого такого труда, из чего следует, что “Рисале-и Нур” является бесподобным толкованием Корана.

Бадиуззаману Саиду Нурси благодарен не только исламский, но и христианский мир, ведь даже Папа Римский отправил ему официальное поздравление и благодарственное письмо в связи с победами и успехом, одержанными им в общей борьбе против безбожия.

Сейчас я процитирую некоторые отрывки из собрания трудов “Рисале-и Нур”, касающиеся веры, Корана и Почтеннейшего Пророка (мир ему и благо). Вы можете приобрести их и прочесть полностью. Возможно, в процессе чтения среди вас найдётся желающий раскрытия для себя некоторых моментов, и на этот счёт я скажу, что наш Устаз Бадиуззаман, иногда оказывая любезность какому-либо ученику чтением урока из “Рисале-и Нур”, не раскрывал, но говорил: “Рисале-и Нур” в должной мере объяснил вопросы веры. Преподаватель “Рисале-и Нур” – сам “Рисале-и Нур”. Он не оставляет нужды в чьём-либо уроке. Каждый, в меру своих способностей, получит от него пользу. Если ваш разум и не сумеет полностью понять каждую его тему, то душа, сердце и совесть свою долю возьмут. В любом случае это большая прибыль”.

Если раскрытие рисале, написанного на турецком или на арабском, имеется в каком-либо другом рисале, то он открывает его и читает. И проницательные учёные, постигающие тончайшие вопросы “Рисале-и Нур”, говорят: “Учёный человек может обладать высокими знаниями, но если он, читая людям “Рисале-и Нур”, будет подробно раскрывать какой-либо пункт с помощью своих прежних знаний, это раскрытие может помешать пониманию и воздействию истин, которые в изложении “Рисале-и Нур” соответствуют современному восприятию и отвечают нуждам нынешнего времени. Также это может помешать постижению сути самого “Рисале-и Нур”. Поэтому полезнее и эффективнее будет читать так, как есть, истолковывая смысл лишь некоторых терминов”.

Таким образом читают эти книги и наши братья из Стамбульского Университета. В завершении мы скажем, что ,,Рисале-и Нур” весьма выразителен и лаконичен. Красота слова – в его краткости, лаконичности.

Когда тот или иной урок веры и Корана преподаётся коллективу, он несёт больше пользы и просвещения, если преподносится кратко.

Уважаемый Устаз! Все благодарные люди удостоят Вас и ,,Рисале-и Нур” почёта и уважения. Мы всем сердцем, всей душой и всем своим существом любим и уважаем ,,Рисале-и Нур”, имеющий общемировое значение и спасающий нашу веру уроками осознанной веры. И эти любовь и уважение будут передаваться из поколения в поколение, из века в век.

Содержащиеся в “Рисале-и Нур” истины Корана настолько сильны, что разрывают в клочья основы неверия и абсолютного безбожия, уничтожая их. Оставшиеся же, со светом веры и Корана, обретут спасение и счастье.

Эта сила Корана, мощь которой способна рассеять горы и скалы и растопить железо и гранит, осветит и осчастливит весь мир. Этот свет Корана, с точки зрения спасения веры, будет главенствовать в мире.

وَ اٰخِرُ دَعْوٰيهُمْ اَنِ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ

И их молитвы будут завершаться словами: “Хвала Аллаху, Господу миров!” (Коран, 10:10).

* * *