Первая истина – это такие реалии, как возникновение и вероятность, которые были увидены и аргументированы множеством доводов гениальными учёными и философами исламского богословия. Они Истиныговорили, что, поскольку во Вселенной и во всём существующем есть изменение и преобразование, разумеется, все они тленны, возникли впоследствии и не являются постоянными, извечными. А раз возникли впоследствии, несомненно, существует некий Создатель, сотворивший их. И поскольку у всякой вещи её существование или небытие – если нет какой-либо причины – одинаково вероятны, разумеется, эта вещь не может быть необходимой и извечной… И поскольку вескими аргументами доказана невозможность сотворения одной вещи другой с помощью цикла или неразрывной цепи, что является невозможным и нелепым, разумеется, необходимо существование Такого Необходимо Сущего, равного Которому нет, подобие Которого невозможно, и всё прочее помимо Него является вероятным и Его созданиями.

Да, реалия возникновения распространена по всей Вселенной, большую часть её мы видим своими глазами, другую же часть видит разум. Дело в том, что ежегодно, каждую осень, на наших глазах погибает такой мир, что сто тысяч видов растений и мелких животных (каждый из которых насчитывает бесчисленное множество особей, и каждая из этих особей представляет собой целый мир, обладающий жизнью) погибают вместе с этим миром. Однако эта гибель происходит с таким порядком, что осенью, оставив за собой свои – являющиеся чудом милости и мудрости и дивом могущества и знания – семена, зерна и яйца, которые являются основой для их воскресения и распространения, и передав им список своих деяний и программы выполняемых ими функций, под покровительством Могущественного Хранителя (Аллаха) они вверяют их Его мудрости, а затем погибают. И весной, будучи сотней тысяч примеров, аргументов и образцов Дня Великого Воскресения, эти погибшие деревья и корни и некоторая часть мелких животных точно такими же оживают и возрождаются. А у другой же части созданий на их месте сотворяются и возрождаются их подобия и в точности похожие на них творения. И создания минувшей весны, словно объявления, распространяя страницы своих исполненных функций и предназначений, демонстрируют один из примеров этого аята Корана: 

 وَاِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ

Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)

С точки зрения же всего в целом, каждые осень и весну погибает некий огромный мир и на его месте возникает новый. И эти гибель и возрождение происходят настолько организованно, и в этой гибели и возрождении в полной гармонии и равновесии погибает и появляется на свет такое количество видов, словно наш мир – это некая гостиница, в которой живые вселенные являются гостями, а странствующие миры прибывают, исполняют свою миссию, а затем покидают её.

Таким образом, для умов является совершенно ясными, как солнце, необходимость бытия, безграничное могущество и бесконечная мудрость Одного Всемогущего Создателя, Который на этом свете, с полным знанием и мудростью, в равновесии и соразмерности, с гармонией и порядком сотворяя такие живые вселенные и миры, исполняющие определённую миссию, использует, проявляя могущество, и милостиво применяет их в Своих Божественных целях, замыслах и деяниях. Передавая разъяснение вопросов возникновения другим брошюрам «Рисале-и Hyp» и книгам учёных исламского богословия, мы закрываем эту тему.

А что же касается реалии вероятности, то она тоже распространена по всей Вселенной и всеобъемлюща. Дело в том, что мы видим: всё, то есть всякая вещь, пусть сложная или простая, большая или малая, от небес и до земли и от атомов до звёзд, всякое создание направляется в этот мир с присущей только ему сущностью, в какой-либо определённой форме, с неповторимой индивидуальностью, со специфическими свойствами, с мудрыми качествами и с подходящим ему снаряжением.

Между тем, придание той особой сущности того своеобразия из бесконечного множества вероятностей…

И надевание на неё той великолепно украшенной, уникальной и соответствующей определённой формы из множества возможностей и вероятностей, по количеству равных всем существующим формам…

И тому созданию, плескающемуся в море вероятностей, число которых равно количеству индивидов его типа, особое выделение той подобающей ему индивидуальности…

И к тому же, придание тому аморфному и неопределённому созданию тех присущих и подходящих ему целесообразных свойств из такого числа возможностей и вероятностей, количество которых равно всем существующим видам и степеням свойств…

И кроме того, снаряжение и снабжение того растерянного, беспомощного, неопределённого создания теми мудрыми качествами и заботливым снаряжением из бесчисленных возможностей и вероятностей, исходя из того, что оно может пребывать в бесчисленном множестве форм…

Конечно же, аргументированно свидетельствуют о необходимом существовании, безграничном могуществе и бесконечной мудрости одного Необходимо Сущего, выделяющего и выбирающего, определяющего и изобретающего среди стольких вероятностей вышеупомянутых сущностей и индивидуальностей, форм и образов, свойств и состояний любого создания, указывая на то, что никакая вещь и ни один процесс не скрыты от Него, и ничто для Него не трудно, и что нечто самое большое для Него так же легко, как нечто самое маленькое; а также, что Он может сотворить весну с такой же лёгкостью, как дерево, а дерево сотворить так же просто, как одну косточку; и все эти признаки, аргументы и свидетельства о Создателе, исходя из реалии вероятности, образуют одно крыло этого великого свидетельства Вселенной.

В связи с тем, что брошюры «Рисале-и Hyp», в частности Двадцать Второе и Тридцать Второе Слово, а также Двадцатое и Тридцать Третье Письмо, полностью доказали и разъяснили свидетельство Вселенной (о Творце) с помощью двух её крыльев и фактов, передавая им разъяснение этого вопроса, мы лишь кратко рассмотрели эту очень длинную тему.

Вторая истина (аргументирующая второе крыло великого и многогранного свидетельства (о Творце), исходящего от всей Вселенной в целом). Во всех созданиях, которые стремятся сохранить среди этих непрерывно происходящих изменений и преобразований своё бытие и функцию, и в живых существах, стремящихся сохранить свою жизнь и исполнить своё предназначение, наблюдается находящийся далеко за пределами их сил и возможностей факт взаимопомощи. Например, то, что неживые создания спешат на помощь к живым существам, и в частности, облака – на помощь к растительному миру, растения же в свою очередь выручают животных, а животный мир помогает человеку, и то, что грудное молоко, подобное Кавсару (Райскому источнику), приходит на помощь и питает детёнышей, и с неожиданных сторон, за пределами сил и возможностей живых существ, они обеспечиваются пищей и всем необходимым, и даже то, что атомы пищи спешат на восстановление клеток организма, и многие другие примеры факта взаимопомощи, имеющего место по причине их подчинения и использования Заботливым и Милостивым Творцом, непосредственно демонстрирует всеобщую и милосердную заботу Одного Господа миров, Который, словно неким дворцом, управляет всей Вселенной.

Да, эти помощники, которые не обладают жизнью, разумом и сочувствием, но проявляют по отношению друг к другу милосердное, благоразумное отношение, конечно же, спешат на помощь друг к другу благодаря могуществу, милости и повелению Одного весьма Милосердного и Мудрого Величественного Господа.

Таким образом, всеобщая взаимопомощь, происходящая во Вселенной; и всеобщее равновесие и всеобъемлющее сохранение, в полной гармонии существующее во всём, начиная от звёзд и до органов, систем и клеток живого организма; и украшение всех творений, начиная от сияющих небес и великолепного облика Земли и до прекрасных форм цветов, и упорядочение и гармония, господствующие во Вселенной от Млечного Пути и Солнечной системы до початков кукурузы и плодов граната; и возложение определённой обязанности на все создания, начиная от Солнца и Луны, стихий и облаков и до маленькой пчелы, а также другие свидетельства подобных этим очень значительных фактов, соответствующие их значительности, подтверждают и образуют второе крыло свидетельства Вселенной о бытие единого Творца. Поскольку «Рисале-и Hyp» доказало и разъяснило это великое свидетельство Вселенной, здесь мы ограничимся этой краткой пометой.

Таким образом, в качестве краткой сути урока веры, полученного этим странником от Вселенной, на восемнадцатой ступени Первой темы сказано:

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ الْوَاجِبُ الْوُجُودِ الْمُمْتَنِعُ نَظٖيرُهُ اَلْمُمْكِنُ كُلُّ مَاسِوَاهُ الْوَاحِدُ الْاَحَدُ الَّذٖى دَلَّ عَلٰى وُجُوبِ وُجُودِهٖ فٖى وَحْدَتِهٖ هٰذِهِ الْكَائِنَاتُ الْكِتَابُ الْكَبٖيرُ الْمُجَسَّمُ وَ الْقُرْاٰنُ الْجِسْمَانِىُّ الْمُعَظَّمُ وَ الْقَصْرُ الْمُزَيَّنُ الْمُنَظَّمُ وَ الْبَلَدُ الْمُحْتَشَمُ الْمُنْتَظَمُ بِاِجْمَاعِ سُوَرِهٖ وَ اٰيَاتِهٖ وَ كَلِمَاتِهٖ وَ حُرُوفِهٖ وَ اَبْوَابِهٖ و فُصُولِهٖ وَ صُحُفِهٖ وَ سُطُورِهٖ وَ اِتِّفَاقِ اَرْكَانِهٖ وَ اَنْوَاعِهٖ وَ اَجْزَائِهٖ وَ جُزْئِيَّاتِهٖ وَ سَكَنَتِهٖ وَ مُشْتَمِلَاتِهٖ وَ وَارِدَاتِهٖ وَ مَصَارِفِهٖ بِشَهَادَةِ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ الْحُدُوثِ وَ التَّغَيُّرِ وَ الْاِمْكَانِ بِاِجْمَاعِ جَمٖيعِ عُلَمَاءِ عِلْمِ الْكَلَامِ وَ بِشَهَادَةِ حَقٖيقَةِ تَبْدٖيلِ صُورَتِهٖ وَ مُشْتَمِلَاتِهٖ بِالْحِكْمَةِ وَ الْاِنْتِظَامِ وَ تَجْدٖيدِ حُرُوفِهٖ وَ كَلِمَاتِهٖ بِالنِّظَامِ وَ الْمٖيزَانِ وَ بِشَهَادَةِ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ التَّعَاوُنِ وَ التَّجَاوُبِ

وَ التَّسَانُدِ وَ التَّدَاخُلِ وَ الْمُوَازَنَةِ وَ الْمُحَافَظَةِ فٖى مَوْجُودَاتِهٖ بِالْمُشَاهَدَةِ وَ الْعَيَانِ

Затем этот любознательный и воодушевлённый путник, пришедший в этот мир и ищущий своего Создателя, и который поднялся по восемнадцати ступеням и благодаря своеобразной лестнице имана (веры), ведущей к высотам истины, от заочного познания Творца возвысился до некоего уровня, где он непосредственно, благодаря своему несомненному знанию о Создателе, мог обратится к Нему, сказал своей душе: “Подобно тому, как в благословенной суре “Фатиха” от начала и до слова اِيَّاكَ  , с заочным восхвалением (Всевышнего), осознав Его присутствие, происходит восхождение на прямое обращение к Нему:  اِيَّاكَ , так и мы, оставив заочные поиски Творца, должны спросить про Того, Кого мы ищем, непосредственно у искомого нами (т.е. у самого Творца); про солнце, которое всё показывает и проявляет, нужно спрашивать у самого солнца. Да, Тот, Кто показывает и проявляет всё, Самого Себя покажет и проявит больше всего. В таком случае, подобно наблюдению и познанию солнца по его лучам, мы можем, по мере наших способностей, постараться познать нашего Создателя по Его Прекрасным Именам и Священным Качествам…”

В этой брошюре из множества путей достижения этой цели рассмотрим два пути, и из многочисленных ступеней этих двух путей – две ступени, и из большого числа истин и очень длинных подробностей, имеющихся на этих двух ступенях, мы вкратце рассмотрим лишь две истины.

Первая истина – Это очевидность факта видимой нами всеобъемлющей деятельности, распространённой по всей Вселенной и являющейся непрерывной, гармоничной и грандиозной, которая происходит в небесах и на земле и управляет, преобразовывает и обновляет всё сущее; а также то, что в этой, во всех отношениях мудрой деятельности явно ощущается факт проявления Рубубията; и то, что благодаря этой во всех отношениях милостивой заботе неизбежно ясным становится факт очевидности Улухията. Таким образом, по этой всеобъемлющей и мудрой непрерывной деятельности и за её завесой явно заметна – словно мы это видим – деятельность одного Всемогущего и Всеведущего Творца, Автора этих дел. И по этой заботливой и предусмотрительной Божественной деятельности и за её завесой в ощутимой степени будут очевидно распознаваться Имена Всевышнего, во всём имеющие свои проявления. А по этим великолепно и величественно проявляющимся Именам Всевышнего и за их завесой в степени научной достоверности или зримой, или даже абсолютной несомненности становится ясным существование и истинность семи священных Божественных атрибутов (качеств). И живое, могущественное, всезнающее, всевидящее, всеслышащее, волевое и говорящее проявление этих семи священных качеств в бесконечном виде, по свидетельству всего сущего, очевидно, неизбежно и несомненно покажет для глаза веры, находящегося в сердце – словно он увидит это ярче солнца – что существует имеющий эти качества Необходимо Сущий, носящий эти имена Единый (Вахид-и Ахад) и Деятельный Творец (Фард-и Самад). Дело в том, что какая-нибудь замечательная и многозначительная книга и великолепный дворец бесспорно вызывают необходимость наличия таких процессов, как написание и строительство, а процессы (красивого написания и правильного строительства) в свою очередь –званий «писатель» и «мастер», а звания же «писатель» и «мастер» – существования умения и качества писателя и архитектора; а эти умения и качества очевидно, непременно вызывают необходимость существования того, который бы имел эти качества, обладал способностью создавать, носил эти звания и был активным. Подобно тому, как невозможно существование какого-либо деяния без его автора или имени без его носителя; так и невозможно наличия какого-либо качества без того, кто бы им обладал или какого-нибудь умения без его умельца.

Итак, на основании данной истины и данного правила, эта Вселенная вместе со всеми созданиями выступает в роли написанных пером предопределения и сотворённых орудием могущества многозначительных бесчисленных книг и писем, зданий и дворцов, каждый и каждое из которых, тысячами, а в совокупности бесчисленным множеством аспектов – отражением в них бесчисленных милостивых Божественных деяний, а также многочисленными проявлениями тысячи и одного имени Всевышнего, являющихся источником этих Божественных деяний, и бесчисленными проявлениями семи Божественных качеств, являющихся в свою очередь источником тех прекрасных имён Всевышнего, бесчисленным множеством знаков и свидетельств указывают и свидетельствуют о необходимом бытие и единстве Одного Вечного Всемогущего, являющегося Источником и Носителем этих всеобъемлющих и священных семи качеств. И подобно этому свидетельству, все прелести и ценности, красота и совершенство, имеющиеся во всех этих созданиях, очевидно будут свидетельствовать о священной красоте и совершенстве, достойных и подобающих деятельности и именам Всевышнего, Его качествам и деяниям; а все они в совокупности будут свидетельствовать о священной красоте и совершенстве Священного Всевышнего.

Таким образом, факт Рубубията, проявляющийся в факте Божественной деятельности, проявляет и даёт познать себя через такие свои деяния и применения, как искусное и уникальное изобретение и сотворение со знанием и мудростью; гармоничное и взвешенное предопределение, придание форм, принятие мер и управление; вольное и намеренное преобразование, замена, низведение и усовершенствование; а также милостивое и милосердное оказание милости, угощение и питание (своих созданий). И истина очевидности Улухията, явно ощущаемая и содержащаяся в факте проявления Рубубията, милостивым и милосердным проявлением Прекрасных Имён Всевышнего, а также великолепным и величественным проявлением таких Его семи атрибутов (качеств), как Жизнь (обладание ею), (Всеобъемлющее) ЗнаниеМогущество, Воля, а также качества (всё) Слышать, Видеть и Обладать Речью, сообщает о Себе и знакомит с Собой.

Да, подобно тому, как Божественное качество Речь, с помощью Божественных откровений и вдохновений даёт знать нам о Священном Всевышнем , таким же образом и такое качество, как Могущество, через Свои искусные творения, выступающие в качестве Его воплощённых слов, сообщает нам об этом Священном Создателе, и, показывая Вселенную от начала и до конца в образе некой воплощённой книги, характеризует и описывает Одного Величественного Всемогущего Творца.

И также качество (Всеобъемлющее) Знание, через бесчисленное множество искусных созданий, сотворённых с мудростью, в гармонии и равновесии, которые со знанием управляются, украшаются, разделяются и о которых ведётся мудрая забота, сообщает нам об обладателе этого качества – о единственном Священном Творце.

А такое же Его качество, как Жизнь… Подобно тому, как все создания, сообщающие о присутствии Могущества, и все гармоничные, мудрые, соразмерные и великолепно украшенные формы и виды, сообщающие о наличии Знания, и все аргументы и признаки, сообщающие о других качествах Всевышнего, вместе с аргументами и признаками качества Жизнь указывают на констатирование качества Жизнь, так и жизнь с помощью всех этих своих аргументов, показывая в качестве свидетелей все живые существа, являющиеся Его зеркалами, сообщает нам о существовании Вечно Живого Творца. И, чтобы показать свои всегда совершенно новые и разнообразные проявления и росписи, обращает Вселенную в образ беспрерывно преображающегося, обновляющегося и состоящего из бесчисленного множества зеркальц некоего грандиозного зеркала. И если таким же образом сравнить и другие Божественные качества, такие как Воля, Зрение, Слух и Речь, то каждое из них по величине Вселенной сообщит нам и даст познать Священного Всевышнего.

И к тому же, как эти качества свидетельствуют о существовании Всемогущего, так же они констатируют и явно свидетельствуют о существовании такого Божественного качества, как Жизнь, а также о том, что Он (Аллах) является Живым. Дело в том, что знать и слышать – это признаки жизни, способность видеть присуща только живым, иметь волю возможно лишь благодаря жизни, возможность свободы действий и выбора имеется у обладающих жизнью, а говорить – это является делом лишь живых разумных существ.

Таким образом, из этих пунктов станет ясно: у такого Божественного качества, как Жизнь, имеются грандиозные, семь раз по величине Вселенной, аргументы, а также есть такие доказательства, сообщающие нам о наличии этого качества и о существовании Его обладателя, что это качество (Жизнь) явилось основой и источником всех других качеств, а также источником и центром Великого имени Всевышнего (Исм-и Азам). В связи с тем, что «Рисале-и Hyp» доказал эту первую истину убедительными доводами и в некоторой степени разъяснил её, на сей раз мы удовлетворимся этой вышеприведенной каплей из того моря.

Вторая истина — это Разговор Господа, исходящий от Божественного качества Речь. По секрету этого аята Корана:

 لَوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِكَلِمَاتِ رَبّٖى

Если бы море было чернилами для слов Господа моего…” (Коран, 18:109)

– Божественная Речь нескончаема. Самым очевидным признаком, сообщающим о существовании кого-либо, является его речь, разговор. Стало быть, эта истина неким безграничным образом будет свидетельствовать о бытие и единстве Извечного Мутакаллима. В связи с тем, что два сильных свидетельства этой истины исходят со стороны Божественных откровений и вдохновений (о которых сказано на четырнадцатой и пятнадцатой ступенях этой брошюры), и ещё одно великое свидетельство – со стороны священных небесных книг (что указано на десятой ступени), а также ещё другое, очень яркое и всеобъемлющее свидетельство – со стороны Великого Корана (семнадцатая ступень), то изложение и свидетельство этой истины о Творце мы передаём этим ступеням. А свет и смысл этого великого аята:

 شَهِدَ اللّٰهُ اَنَّهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ وَالْمَلٰٓئِكَةُ وَ اُولُوا الْعِلْمِ قَٓائِمًا بِالْقِسْطِ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْعَزٖيزُ الْحَكٖيمُ

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, Великого, Мудрого!» (Коран,3:18)

чудесно объявляющего эту истину и излагающего её свидетельство вместе со свидетельствами других истин, оказались вполне достаточными для этого путника, отчего он не стал идти дальше.

Таким образом, в качестве некой сути одного из смыслов данного урока, полученного нашим путником на этом благословенном уровне, на девятнадцатой ступени Первой темы сказано:

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ الْوَاجِبُ الْوُجُودِ الْوَاحِدُ الْاَحَدُ لَهُ الْاَسْمَاءُ الْحُسْنٰى وَ لَهُ الصِّفَاتُ الْعُلْيَا وَ لَهُ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى اَلَّذٖى دَلَّ عَلٰى وُجُوبِ وُجُودِهٖ فٖى وَحْدَتِهٖ اَلذَّاتُ الْوَاجِبُ الْوُجُودِ بِاِجْمَاعِ جَمٖيعِ صِفَاتِهِ الْقُدْسِيَّةِ الْمُحٖيطَةِ وَ جَمٖيعِ اَسْمَائِهِ الْحُسْنٰى اَلْمُتَجَلِّيَّةِ بِاِتِّفَاقِ جَمٖيعِ شُؤُنَاتِهٖ وَ اَفْعَالِهِ الْمُتَصَرِّفَةِ بِشَهَادَةِ عَظَمَةِ حَقٖيقَةِ تَبَارُزِ الْاُلُوهِيَّةِ فٖى تَظَاهُرِ الرُّبُوبِيَّةِ فٖى دَوَامِ الْفَعَّالِيَّةِ الْمُسْتَوْلِيَةِ بِفِعْلِ الْاٖيجَادِ وَ الْخَلْقِ وَ الصُّنْعِ وَ الْاِبْدَاعِ بِاِرَادَةٍ وَ قُدْرَةٍ وَ بِفِعْلِ التَّقْدٖيرِ وَ التَّصْوٖيرِ وَ التَّدْبٖيرِ وَ التَّدْوٖيرِ بِاِخْتِيَارٍ وَ حِكْمَةٍ وَ بِفِعْلِ التَّصْرٖيفِ وَ التَّنْظٖيمِ وَ الْمُحَافَظَةِ وَ الْاِدَارَةِ وَ الْاِعَاشَةِ بِقَصْدٍ وَ رَحْمَةٍ وَ بِكَمَالِ الْاِنْتِظَامِ وَ الْمُوَازَنَةِ وَ بِشَهَادَةِ عَظَمَةِ اِحَاطَةِ حَقٖيقَةِ اَسْرَارِ — شَهِدَ اللّٰهُ اَنَّهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ

وَ الْمَلٰٓئِكَةُ وَ اُولُوا الْعِلْمِ قَٓائِمًا بِالْقِسْطِ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْعَزٖيزُ الْحَكٖيمُ

* * *