ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек, оставивший безбожную идею натурализма и принявший веру, говорит: «Слава Аллаху, у меня не осталось сомнений, однако меня интересуют несколько вопросов».

Первый вопрос. От многих ленивых и не совершающих намаза людей мы слышим такие слова: «Какова нужда Всевышнего в нашем поклонении, что Он в Коране, так сурово и настойчиво предостерегая тех, кто не совершает поклонения, устрашает их таким ужасным наказанием, как Ад? И соответствует ли умеренному, прямому, справедливому стилю Корана то, что он проявляет чрезмерную суровость против незначительной ошибки?»

Ответ. Всевышний Аллах не нуждается в твоём поклонении. Более того, Он не нуждается ни в чём! Это ты нуждаешься в поклонении, так как ты духовно болен. Ведь поклонение – лекарство для твоих духовных ран, что доказано нами во многих рисале. Так, если какой-нибудь больной, вопреки настоянию милосердного доктора выпить полезные лекарства от его болезни, скажет ему: «Какая у тебя надобность так настаивать?», – ты поймёшь, насколько это нелепо и абсурдно. 

Однако суровые угрозы и страшные наказания, описанные в Коране и адресованные тем, кто не совершает поклонения, можно сравнить с тем, как какой-либо правитель, для защиты прав своих подданных, подвергает простого человека суровому наказанию за его ошибку, нарушающую права подданных этого правителя. Точно так же и человек, не совершающий поклонения и намаза, серьёзно нарушает права созданий, являющихся подданными Извечного Властелина. Дело в том, что совершенство творений выражается в их прославлении Творца и в поклонении Ему. Человек, который не поклоняется, не узрит и не сможет узреть поклонения созданий, и даже отвергнет это. Таким образом, он низводит этих созданий, находящихся, с точки зрения прославления [своего Создателя] и поклонения Ему, на высокой степени, и представляющих собой своеобразные Божественные письма и зеркала, отражающие Имена Творца, с их высоких положений и расценивает их как незначимых, бесцельных, безжизненных, ничтожных, чем оскорбляет их, отрицает их совершенство и нарушает их права.

Каждый видит мир через своё зеркало. Всевышний Аллах сотворил человека в виде некоего мерила, неких весов Вселенной, и каждому человеку Он даровал часть этого всеобщего мира – личный мир человека. Цвет этого мира проявляется в соответствии с духовным убеждением этого человека. К примеру, человек, плачущий от отчаяния и скорби, увидит мир плачущим и безнадёжным, а человек радостный, весёлый и смеющийся увидит мир радостным и весёлым. Точно так же человек, осмысленно, глубоко поклоняющийся своему Творцу и прославляющий Его, в некоторой степени откроет для себя и увидит поклонения и прославления созданий, поистине существующих и несомненных, а человек, не совершающий поклонения ввиду своей беспечности или по причине отрицания Всевышнего, представляет себе созданий в ложном виде, абсолютно противоречащем факту их совершенства, таким образом нарушая их права. Также, из-за того, что этот человек, не совершающий намаз, не принадлежит сам себе, он угнетает себя – раба своего Хозяина (Аллаха). Его Хозяин, для защиты прав Своего раба, сурово устрашает нафс человека, повелевающий зло. К тому же, не совершая поклонения, являющегося целью его сотворения, он посягает на Божественные мудрость и волю, и поэтому подвергнется наказанию.

Одним словом, тот, кто не совершает поклонения, нарушает права и своего нафса, являющегося рабом и собственностью Всевышнего, и права Вселенной на совершенство. Неверие является оскорблением творений, а отказ от поклонения является отрицанием совершенства всего сущего. Помимо прочего, из-за того, что это является ещё и посягательством на Божественную мудрость, он заслуживает сурового устрашения и жестокого наказания.

Итак, чтобы выразить это заслуженное наказание и вышеизложенную истину, Превосходно Излагающий Коран чудесно выбрал этот суровый стиль, который в полной мере соответствует требованиям ситуации, что является одним из основных правил риторики.

Второй вопрос. Человек, отказавшийся от идей натурализма и принявший веру, спрашивает: «Подчинение каждого создания Божественным воле и могуществу во всех отношениях, в каждом деле, в любых обстоятельствах, является такой грандиозной истиной, которую не способен объять наш ограниченный разум. В то же время, наблюдаемые нами воочию безграничное изобилие и чрезвычайная лёгкость в сотворении созданий, бесконечные лёгкость и простота при сотворении созданий Единым Творцом, подтвердившиеся вышеизложенными доказательствами, а также бесконечная лёгкость, очевидно показываемая такими аятами Корана, как:

مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۞ وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

«Сотворение и воскрешение вас [всех не труднее для Аллаха, чем сотворение и воскрешение] одного человека.»  (Коран, 31:28).

«Наступление Часа [конца света] подобно мгновению ока или еще быстрее.»  (Коран, 16:77).

свидетельствует о том, что эта грандиозная истина наиболее приемлема и разумна. В чём же заключается секрет, мудрость этой лёгкости?»

Ответ.

В «Десятом слове» из «Двадцатого Письма», где поясняется фраза

 وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ 

“…И который над всякой вещью властен”.

этот секрет разъяснён весьма ясно, твёрдо и убедительно. Особенно в Приложении к этому «Письму» с ещё большей ясностью доказано, что если сотворение всех созданий отнести Единому Творцу, их сотворение станет настолько же лёгким, как сотворение одного-единственного создания. В противном случае, сотворение одного-единственного создания станет настолько же сложным, как сотворение всего сущего, и создание одного семечка станет в такой же степени сложным, как создание целого дерева. Если сотворение относить Истинному Творцу, тогда во всём появляется лёгкость: сотворение Вселенной становится лёгким, как сотворение дерева, сотворение дерева – лёгким, как сотворение семечка, сотворение Рая – лёгким, как сотворение весны, а сотворение весны – лёгким, как сотворение цветка. Здесь мы вкратце укажем лишь на два доказательства из сотен, подробно изложенных в других местах «Рисале-и Нур» и раскрывающих секрет и мудрость очевидно наблюдаемых невероятного изобилия, дешевизны (доступности), лёгкости появления у каждого вида большого множества единиц, а также быстрого и лёгкого появления на свет упорядоченных, искусных, ценных творений.

К примеру, подчинение сотни солдат командованию одного офицера во сто крат легче, нежели подчинение одного солдата командованию сотни офицеров. Так же, если передать оснащение армии в распоряжение одного центра, одного закона, одной фабрики, одного правителя, это становится настолько же простым и лёгким, как оснащение одного-единственного солдата. Однако если передать оснащение одного солдата в руки многих центров, многих заводов, многих командующих, это станет настолько же сложным, как оснащение целой армии. Суть в том, что оснащение всем необходимым одного солдата требует наличия тех же фабрик, что и оснащение целой армии.

Также, ввиду того, что в соответствии с секретом единства, дерево обеспечивается жизненно необходимыми веществами через один корень, из единого центра и согласно одному закону, появление и жизнь этого дерева, приносящего тысячи плодов, так же легки, как один-единственный плод. Если же от единства перейти ко множеству, то есть если жизненно необходимые вещества для каждого плода будут поступать из разных мест, тогда каждый плод создаст столько затруднений, как целое дерево. И даже одно-единственное семечко этого дерева, по сути своей являющееся его подобием, станет таким же сложным, как целое дерево, ведь всё необходимое для дерева является необходимым и для семечка.

Итак, имеются сотни примеров, подобных приведённым, которые показывают, что тысячи созданий, появляющихся на свет посредством единства, возникают гораздо легче, чем одно создание, появляющееся на свет посредством множества и многобожия. В связи с тем, что эта истина очевидно, как дважды два – четыре, доказана в других местах «Рисале-и Нур», мы, передавая её разъяснение им, здесь раскроем всего один очень важный секрет этой лёгкости и простоты с точки зрения Божественных знания, предопределения и могущества.

Итак, ты существуешь, и если ты отнесёшь своё сотворение Извечному Всемогущему (аль-Кадир), тогда одним повелением, так же легко, как зажечь спичку, в один миг, Он из ничего сотворит тебя Своим безграничным могуществом. Но если не отнесёшь своё сотворение Ему, а припишешь материальным причинам и природе, тогда, в связи с тем, что ты – своего рода точно собранный экстракт и плод Вселенной, а также её своеобразный небольшой каталог и перечень, для твоего сотворения понадобится, просеяв через тонкое сито Вселенную и её элементы, в чрезвычайно точно определённых мерах собрать из окружающего мира вещества, составляющие твой организм. Ведь всем обладателям разума известно, что материальные причины являются не более чем соединяющими, составляющими, они не могут творить из ничего, из пустоты, из того, чего у них нет. Выходит, что эти материальные причины будут вынуждены собирать какой-либо маленький живой организм из всех элементов окружающего мира.

Пойми же, сколько лёгкости на пути единства и единобожия и сколько трудностей – на пути многобожия и заблуждения!

Во-вторых, с точки зрения Божественного знания имеется чрезвычайная лёгкость. Дело в том, что предопределение – это одна из разновидностей знания, определяющего ту или иную меру, являющуюся нематериальной и индивидуальной формой для той или иной вещи. И эта предопределённая мера служит неким проектом, некой моделью для появления той или иной вещи. Могущество в процессе созидания крайне легко творит, опираясь на эту предопределённую меру. Если вещь не будет отнесена Могущественному (аль-Кадир) Творцу, обладающему всеохватывающим, безграничным, извечным знанием, то, как было упомянуто выше, помимо тысяч сложностей возникнут сотни нелепостей. Ибо если не будет меры, предопределённой знанием, тогда в теле того или иного небольшого живого существа придётся применять тысячи материальных форм, материальных шаблонов.

Итак, пойми же одну из многочисленных мудростей крайней лёгкости единства и единобожия и бесчисленных затруднений многобожия и заблуждения, и познай, насколько верную и высокую истину выражает этот аят:

وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

«Наступление Часа [конца света] подобно мгновению ока или еще быстрее.»  (Коран, 16:77).

Третий вопрос. Человек, пришедший к вере, бывший ранее неприятелем и ставший другом, говорит: «Видные философы современности утверждают, что из ничего ничто не появляется и ничто не исчезает в никуда, что есть только соединение и распад, которые и заставляют работать фабрику Вселенной».

Ответ. Виднейшие философы, которые не смотрят на мир в свете Корана, увидели, что образование и существование этого мира созданий посредством природы и причин, как было доказано выше, – весьма затруднительно, вплоть до невозможности, и поэтому они разделились на две группы. Первая группа – софисты, – отрекаясь от разума, являющегося отличительной особенностью человека, опустившись ниже глупых животных, сочли, что проще отрицать существование Вселенной и даже своё собственное существование, нежели считать причины и природу творцом, как это делают заблудшие. Таким образом, отрицая и бытие, и самих себя, и Вселенную, они впали в абсолютное невежество. Другая же группа философов увидела, что с точки зрения заблуждения, то есть того, что причины и природа являются творцом, создание мухи или семечка чрезвычайно усложняется, затрудняется, требуя некоего могущества, выходящего за пределы осмысления разумом. Поэтому они вынужденно отрицают сотворение и говорят: «Из ничего ничто не возникает». Также, они считают невозможным и полное уничтожение, приходя к мысли о том, что существующее не исчезает. Правда, они представляют себе какое-то мнимое состояние в виде неких соединения и распада, разложения и концентрации, происходящих из-за движения атомов посредством случайных взаимодействий…

Так посмотри же на людей, стоящих на самой низкой ступени глупости и невежества, но считающих себя самыми умными, и пойми, насколько смешным, презренным и тёмным делает человека заблуждение, извлеки урок!

Каждый год Извечное Могущество одновременно сотворяет на поверхности Земли четыреста тысяч видов живых существ. Извечное Могущество сотворило небеса и землю за шесть дней, и каждой весной за шесть недель сотворяет ещё более искусный и мудрый, чем Вселенная, мир живых существ. И ещё более глупым и невежественным, чем считают софисты, относящиеся к первой группе, будет отрицать сотворение, считая что у Извечного Могущества нет способности воплощать существа, материально ещё не существующие, однако находящиеся в извечном знании Творца, где определены их проекты и мера. Ведь это подобно тому, как для проявления надписи, сделанной невидимыми чернилами, на неё наносят определённое вещество, проявляющее её.

Ни эти несчастные, чрезмерно надменные, но абсолютно бессильные и ничем не обладающие, кроме незначительной свободы выбора, ни причины и природа, на которых они полагаются, не способны ничего уничтожать и не способны сотворять ни одной частицы и никакой материи. Поэтому, по глупости своей они говорят: «Ничто не возникает из ничего и  ничто не исчезает в никуда», – желая распространить этот ложный, ошибочный тезис и на абсолютно Всемогущего.

У Всемогущего (аль-Кадир) Творца есть два вида сотворения. Первый вид это сотворение из ничего, когда Он приводит в бытие из ничего и, сотворив всё необходимое для этого создания, предоставляет ему это. Второй вид сотворения – созидание [из уже имеющихся, сотворённых Им же, элементов], то есть для таких очень тонких Божественных целей, как демонстрация совершенной мудрости и проявление Своих Имён, некоторую часть созданий Он сотворяет из уже существующих во Вселенной элементов. Согласно Своему закону пропитания, Он направляет этим созданиям различные элементы и вещества, подвластные каждому Его повелению, заставляя их функционировать внутри этих созданий.

Да, у Абсолютно Всемогущего (аль-Кадир) имеются два способа сотворения – в виде сотворения из ничего и в виде сотворения из существующих материалов. Уничтожение существующего и сотворение из ничего является Его самым удобным, самым лёгким и даже постоянным общим законом. И пусть исчезнет тот, кто против такого могущества, которое каждой весной из ничего даёт бытие формам, качествам и даже – помимо частиц – всем свойствам и состояниям трёхсот тысяч видов живых созданий, заявляет, будто оно не способно приводить к бытию нечто несуществующее!

Наконец, человек, отказавшийся от идей натурализма и перешедший на сторону истины, говорит: «Я возношу Всевышнему Аллаху столько благодарностей и хвалы, сколько существует частиц, за то, что обрёл совершенную веру (иман), избавился от сомнений и заблуждений!».

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى دٖينِ الْاِسْلَامِ وَ كَمَالِ الْاٖيمَانِ

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

«Хвала Аллаху за совершенный иман, и за религию Ислам».

«Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех, которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый»

(Коран, 2:32).

* * *