Заключение

О злословии (гыйбат)

بِاسْمِهٖ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

«Во имя Аллаха!» “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44).

В “Двадцать пятом Слове”, в Пятом Пункте Первого Луча Первого Пламени, в теме, где рассматриваются порицания и запреты Корана, приводится в пример один из его аятов. Поскольку этот один-единственный аят, поразительным образом в шести отношениях возбуждая отвращение к заглазному осуждению (гыйбату), целиком и полностью демонстрирует, насколько мерзостным с точки зрения Корана является заглазное злословие, он не оставляет нужды в других разъяснениях. Да, после разъяснения Корана другого разъяснения быть не может, да и нет в этом необходимости.

Итак, в шести отношениях порицание этого аята:

اَيُحِبُّ اَحَدُكُمْ اَنْ يَاْكُلَ لَحْمَ اَخٖيهِ مَيْتًا  “…Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?…” (Коран, 49:12)  осудит и в шести пунктах строго запретит заглазное злословие (гыйбат). Когда данный аят непосредственно обращён к тем, кто злословит, его смысл будет в таком виде:

Известно, что “хамза” в начале аята означает союз “разве”, “ужели” и выражает вопрошание. Этот вопросительный смысл как вода проникнет во все слова данного аята. В каждом слове содержится некое подразумеваемое порицание.

Итак, во-первых, посредством хамзы вопрошается: “Разве вы лишились разума, который является вместилищем вопросов и ответов, что не осознаете до такой степени грязное дело?”

Во-вторых, словом  يُحِبُّ  “…Понравится…” (Коран, 49:12)  подразумевается: “Разве очерствело и испортилось ваше сердце, являющееся хранилищем любви и ненависти, что оно любит настолько гнусное дело?”

В-третьих, выражением  اَحَدُكُمْ “…кому-либо из вас…” (Коран, 49:12) подразумевается: “Что случилось с вашей общественной жизнью и вашей культурой, источником жизни, которых является общество, что они принимают совершение такого поступка, который до такой степени отравляет вашу жизнь?”

В-четвёртых, словами اَنْ يَاْكُلَ لَحْمَ “…есть мясо…” (Коран, 49:12) подразумевается: “ Что случилось с вашей человечностью, что как хищники зубами разрываете на части своего товарища?”

В-пятых, словом  اَخٖيهِ  “…своего брата…” (Коран, 49:12)  – подразумевается: “Разве нет у вас сострадания к своему же человеческому роду, и вы не имеете родственных связей, что так бессовестно кусаете “духовную личность” невинного человека, который с многих сторон приходится вам братом? И разве у вас совсем нет разума, что как сумасшедший своими зубами кусаете собственное тело?”

В-шестых, словом مَيْتًا  “…покойного…” (Коран, 49:12) подразумевается: “Где же ваша совесть? Неужели испортилось ваше естество, что вы творите такое отвратительное дело, как поедание мяса своего брата, находящегося в таком уважаемом положении?”

Стало быть, по разъяснению данного аята и по отдельному свидетельству каждого его слова, хула и злословие – как подсказывает разум и сердце, совесть и человеческая природа, а также с точки зрения гуманности и в отношении общественной жизни предосудительны и неприемлемы. Итак, посмотри же, каким образом данный аят в шести отношениях лаконично порицая злословие, в шести пунктах поразительным образом возбраняет это злодеяние.

Злословие является гнусным оружием, к которому чаще всего прибегают люди злобные, завистливые и упрямые. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не опустится до применения этого грязного оружия. Как сказал один знаменитый человек:

اُكَبِّرُ نَفْسٖى عَنْ جَزَاءٍ بِغِيْبَةٍ ۞ فَكُلُّ اِغْتِيَابٍ جَهْدُ مَنْ لَا لَهُ جَهْدٌ

То есть: “Я держусь превыше того, чтобы прибегнуть к злословию в качестве возмездия своему врагу. Ибо злословие (гыйбат) – оружие слабых, гнусных и подлых”.

Гыйбат – это такое заглазное осуждение, при котором бы человек – если бы он присутствовал и слышал это – обиделся, выразив неудовольствие. Если сказанное в заглазном осуждении является правдой, то это по сути – гыйбат. Если же сказанное является ложью – в этом случае это и гыйбат, и клевета – двойной мерзкий грех.

Заглазное осуждение возможно допустить в некоторых особых случаях:

Первый. Человек в виде жалобы скажет должностному лицу, чтобы тот, оказав ему помощь, устранил то зло и восстановил справедливость.

Второй. Какой-нибудь человек пожелает иметь с кем-либо общее дело, и посоветуется с тобой. Допустимо, если ты, лишь ради благополучия, без всякой задней мысли, скажешь – чтобы дать должное машварату (совещанию): “Не имей с ним общего дела – пострадаешь”.

Третий. Если цель сказанного – не оскорбить и обнажить недостатки человека, а, скорее, описать его: “Тот хромой бродяга пошёл туда-то”.

Четвёртый. Тот человек, которого за глаза осуждают, является отъявленным негодяем, то есть он не стыдится совершать гнусные поступки, а напротив, гордится ими, наслаждается своим насилием, совершая их бесстыдно и откровенно.

Таким образом, в этих особых случаях заглазное осуждение – без задней мысли и лишь ради справедливости и благополучия – возможно допустить. Иначе подобно тому, как огонь пожирает дрова, так и гыйбат  пожрёт, уничтожит благие деяния.

Если кто-нибудь осудил другого человека в его отсутствие или плохо сказал о нем или же с желанием слушал этот гыйбат, тогда нужно сказать:

اَللّٰهُمَّ اغْفِرْلَنَا وَ لِمَنِ اغْتَبْنَاهُ

“О Аллах. Прости нас и того о ком мы злословили”

а когда встретит человека, о котором в его отсутствие сказал дурное, попросить у него прощения…

اَلْبَاقٖى هُوَ الْبَاقٖى

«(Аллах) Вечный, Он Вечен»

Саид Нурси

* * *