ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ СИЯНИЕ

Состоит из двадцати пяти лекарств. В этом “Сиянии” говорится, что аяты подобные этим:

اَلَّذٖينَ اِذَٓا اَصَابَتْهُمْ مُصٖيبَةٌ قَالُٓوا اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ 

Тех, которые когда их постигнет бедствие, говорят: “Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!” (Коран, 2:156).

показывают, что беды верующих людей бедами не являются, скорее они – это некие Божественные напоминания и благосклонность Милостивого. Это “Сияние” представляет собой очень убедительное толкование и некое духовное лекарство, и весьма полезную аптеку для попавших в беду людей, составляющих десятую часть тех верующих; и даже каждое лекарство подобно целой аптеке содержащей тысячи различных эликсиров. И это некий, подобный святой воде Корана, благословенный, целебный выразитель секрета воздействия сотен аятов, касающихся исцеления, подобных этим:

اَلَّذٖينَ اِذَٓا اَصَابَتْهُمْ مُصٖيبَةٌ قَالُٓوا اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ ۞ وَالَّذٖى هُوَ يُطْعِمُنٖى وَيَسْقٖينِ ۞ وَاِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفٖينِ

Тех, которые когда их постигнет бедствие, говорят: “Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!” (Коран, 2:156).

Который меня кормит и поит, и когда заболею – Он меня лечит”. (Коран, 26:79-80).

являющихся великой аптекой Корана Превосходно Излагающего.

Первое лекарство.

Очень красивое лекарство. Сообщает, что человеческая болезнь, хоть внешне и выглядит некой бедой, но на самом деле бедой не является. Скорее она – некое лекарство. И поскольку в здоровии и достатке возникает некая беспечность, которая уменьшает капитал жизни, болезнь обращает эту убыль в некую плодоносную жизнь.

Второе лекарство.

Очень серьёзное лекарство. Объясняет, что поклонение состоит из двух частей. Одна из них – это подтверждённое, явное поклонение, в которое входят такие известные вещи, как намаз и молитва. Другая же часть – это неявное поклонение, являющееся духовным, чистым и непритворным, поскольку болезни дают почувствовать человеку его слабость и бессилие. И для верующих людей эти болезни, при условии что человек не жалуется на Аллаха, возводят минуты жизни в ранг часов. И согласно достоверным преданиям и истинным озарениям твёрдо известно, что минута болезни некоторых совершенных людей становится целым днём поклонения.

Третье лекарство.

Показывает, что непрерывный уход приходящих, старение молодых и непрестанное скатывание среди исчезновений и разлук свидетельствует о том, что человек пришёл в этот мир не для того чтобы наслаждаться и развлекаться; и поскольку человек среди живых существ является самым совершенным и самым богатым по способностям, то с мыслями об ушедших наслаждениях прошлого и о бедах будущего проводит жизнь в грусти и тоске; болезнь же не даёт так погрузиться в беспечность, как здоровье и благополучие, не показывает этот мир красивым, и заставляет отказаться от горечи тех воспоминаний, тем самым выступает в роли некого правдивого проповедника и истинного наставника.

Четвёртое лекарство.

Показывает, что человеку нужно не жаловаться на болезнь, а терпеть её. Потому что он сам не создал свои органы и не купил их где-то в другом месте; и хозяин некого сада, причиняя тому саду такие беспокойства, как перекапывание, рыхление и обрезание сучьев, получает хороший урожай, а потому те беспокойства для того сада являются не беспокойствами, а средством для созревания урожая, и поэтому не дают никакого права на жалобы. Также и человек вынужден не жаловаться, а терпеть процессы, которые производятся посредством болезни, когда же станет слишком тяжело, должен просить помощи у Аллаха и отвечать терпением.

Пятое лекарство.

Очень приятное лекарство, которое извещает о том, что, поскольку в это время болезнь особенно молодым не позволяет вкусить опьянение молодости, то для них она является неким духовным здоровьем.

Шестое лекарство.

Это серьёзное и важное лекарство, которое очень красиво показывает, что с уходом беды приходит некое духовное наслаждение. Потому что, говоря: “Исчезновение горести – наслаждение”, – сообщает, что эти горькие беды своим исчезновением оставляют в наследство душе удовольствия. Даже то, что при написании данного “Сияния” один и тот же номер повторился два раза, и это осталось без изменения, доказывает важность этого “лекарства”.

Седьмое лекарство.

Весьма разумное и сладкое лекарство, которое говорит, что болезнь не похищает наслаждение от такого Божественного дара, как человеческое здоровье, а наоборот, даёт его вкусить. Потому что, если что-то длится постоянно, то утрачивает воздействие, начинает утомлять. И даже люди истины говорили:

اِنَّمَا الْاَشْيَاءُ تُعْرَفُ بِاَضْدَادِهَا

то есть: “Всё познаётся по своей противоположности”, если не будет холода, то тепло останется непонятым.

Восьмое лекарство.

Сообщает, что болезнь не замедляет развитие верующего человека касательно иного мира, а наоборот, ускоряет его. Потому что, как подтверждает благородный хадис, болезнь словно мыло смывает грехи, очищает от них и является хорошим искуплением; и физическая болезнь верующего спасает его от болезни духовной; и поскольку вследствие ошибок внешней личности человека, болеет его личность духовная, а внешняя болезнь, вынуждая отказаться от тех ошибок, становится причиной духовного раскаяния, то она является очень богатой сокровищницей.

Девятое лекарство.

Очень мягкое и красивое лекарство, сообщающее о том, что для человека знающего Аллаха, не страшны болезни являющиеся причиной смерти; и смерть для него является встречей со всеми его верующими любимыми и близкими, которых он знает; и время смерти предопределено, порой здоровые, находящиеся рядом с больными, умирали, а больные поправлялись; и смерть – это освобождение от прижизненных обязанностей и покой, для заблудших же – некий очень страшный вечный мрак.

Десятое лекарство.

Важное лекарство, извещающее о том, что человеческие болезни с беспокойством очень осложняются; особенно это касается мнительных людей: их незначительная внешняя болезнь посредством беспокойства возрастает в десять раз; да и само беспокойство – это некая отдельная болезнь.

Одиннадцатое лекарство.

Наилучшее лекарство, которое напоминает о том, что поскольку болезнь даёт человеку мучение лишь в настоящем времени, то от болезни, которая перенесена ранее, никаких мучений не осталось и прямо до этого момента продолжается наслаждение от неё, спасая тем самым этот момент от нынешних мучений; и сообщает о том, что поскольку о наступающем после текущей минуты неизвестно, то боятся этого не нужно; и придавать цвет бытия несуществующему времени и несуществующим мучениям и болезни, является бессмысленным; и поскольку растрачивать силу терпения направо-налево бесполезно, то нужно всеми силами опереться на настоящее время.

Двенадцатое лекарство.

Для того, чтобы человек не огорчался от потери по причине болезни поклонений и радений (дополнительных), по хадисам твёрдо известно, что при условии терпения, упования и совершения намаза, воздаяние за них во время болезни будет таким же, как за их совершение, и в более искреннем виде. И поскольку человек в том состоянии осознаёт свои слабость и бессилие, и это становится причиной обращения его к Божественной Обители языками состояния и речи всех своих органов и аспектов, и так как раскрывается смысл:

 قُلْ مَا يَعْبَؤُا بِكُمْ رَبّٖى لَوْلَا دُعَٓاؤُكُمْ

“Какой прок от вас, если нет вашего обращения (ду’ако Всевышнему?”

то нужно не жаловаться, а благодарить.

Тринадцатое лекарство.

Важное лекарство, которое показывает, что на болезнь не жалуются; и для некоторых болезнь является некой сокровищницей; и, поскольку время смерти неизвестно, то нужно постоянно находится между страхом и надеждой, и так как есть вероятность, что смерть схватит человека во время беспечности, а болезнь заставляет его задуматься об ином мире, то в этом отношении она является очень хорошим наставлением.

Четырнадцатое лекарство.

Сообщает о том, что за завесой глазной болезни верующего, то есть в его слепоте имеется очень значительный свет и некое большое духовное око, которые вместо тленных глаз в течении нескольких лет созерцающих тленные красоты бренного мира, в Раю в вечном виде, с силой сорока вечных глаз будет лучше других созерцать Райские пейзажи. (Примечание).

Пятнадцатое лекарство.

В самом прекрасном виде сообщает, что не дозволено горевать, глядя на внешний вид болезни, скорее, если посмотреть на её суть, то она будет источать радость духовного наслаждения, потому что, как по-смыслу говорится в хадисе:

اَشَدُّ النَّاسِ بَلَاءً اَلْاَنْبِيَاءُ ثُمَّ الْاَوْلِيَاءُ اَلْاَمْثَلُ فَالْاَمْثَلُ

 “Те, которые больше всех подвергались бедам и трудностям, являются самыми лучшими, совершенными из людей”.

если бы не было наслаждения духовных воздаяний, то Всевышний не дал бы болезнь Своим самым любимым рабам; таким образом здесь очень красиво объясняется смысл этого благородного хадиса и сообщается, что некоторые болезни становятся причиной получения степени шахида, особенно это касается рожениц, умерших во время родов или в течении сорока дней после них.

Шестнадцатое лекарство.

Очень красивое, самое сладкое и насладительное лекарство, показывающее, что болезнь учит уважению и состраданию, являющимся самыми важными основами общественной жизни. Потому что здоровье показывает повелевающему человеческому эго, что оно ни в ком и ни в чём не нуждается, болезнь же вместо этого даёт почувствовать уважение и сострадание, а поэтому становится средством притягивания сострадания с точки зрения сочувствия к соплеменникам.


Примечание: Один из примеров воздействия этого “Лекарства” таков: Однажды я пришёл в гости в одно село. Там, по причине жалоб на глазную болезнь одного человека по имени Слепой Мехмед Ага, я почитал ему “Четырнадцатое лекарство” из находящейся у меня “Брошюры для больных”. Под духовным воздействием прочитанного тот человек сказал: “Эх, если бы я не жаловался на эту болезнь, открывающую мне такое воздаяние и такое духовное обретение!”– и с раскаянием вернулся к дверям благодарения. Поэтому стало ясно понятно, что для него эта болезнь является некой милостью Аллаха.

Семнадцатое лекарство.

Очень серьёзным образом показывает, что человек не должен расстраиваться из-за того, что по-причине болезни не может совершить благодеяний, потому что в болезни также имеется самое важное благодеяние. И даже простой присмотр за больными становится самыми большими благодеянием и милостыней. Потому что справиться о самочувствии верующего больного и дать ему хорошее утешение является наилучшими благом и подаянием.

Восемнадцатое лекарство.

Показывает, что у человека нет никакого права оставлять благодарение и начинать жаловаться, потому что никакое его право не нарушено. Потому что Всевышний наделил тебя очень многими дарами, ты же не удовлетворил их право на благодарность, чем поступил несправедливо по отношению ко Всевышнему; и в отношении здоровья ты должен смотреть на тех, кто находится ниже тебя, то есть, если у тебя нет пальца, руки или глаза, ты должен смотреть на тех, у кого нет двух пальцев, обеих рук и обоих глаз, потому что ты пришёл в бытие из ничего, и стал не камнем, не деревом и не животным, а человеком, испробовав дары Ислама и здоровья удостоился высокой степени. И если из-за некоторых твоих недостатков, злоупотреблений и ошибок некоторые из тех даров пропали, а до других твои руки не достали, то жаловаться на это и проявлять нетерпение – значит проявить неблагодарность за те дары.

Девятнадцатое лекарство.

Доказывает, что все имена Всевышнего Обладателя Красоты, называемые “Прекраснейшими”, являются красивыми; и что среди существующего самым красивым и самым содержательным зеркалом Божественности является жизнь; и зеркало, в котором отражается красота, становится красивым; и показывающий красоты красивеет; и что бы не пришло в то зеркало от той красоты, всё является красивым; и если жизнь будет протекать в постоянном здоровьи, благополучии и однообразии, то станет неким неполноценным зеркалом; и Мудрый Творец, обратив с поддержкой к некому больному органу другие органы, чтобы показать росписи и обязанности отправляет к нему в гости болезнь, которая, сделав своё дело, снова оставляет место здоровью.

Двадцатое лекарство.

На одном красивом примере доказывает, что болезнь состоит из двух частей: одна из них – истинная, другая – мнимая. Для истинной части, какая бы ни была болезнь, Всемогущий Целитель приготовил в великой аптеке Земного шара лекарство. И поскольку те лекарства требуют существования болезней, то использование их дозволено шариатом, однако, нужно знать, что их воздействие исходит только от Аллаха. Мнимой же болезни не нужно придавать значение, если придать – то она усугубляется, если не придать – облегчается.

Двадцать первое лекарство.

Доказывает, что от физических страданий болезни, могут избавить содержащиеся в ней духовные наслаждения; и такие внешние вещи, как милосердные ухаживания родителей и близких родственников, вызванные той болезнью, очень облегчают эти страдания. И поскольку есть так много духовных и физических помощников, то нужно не жаловаться, а благодарить.

Двадцать второе лекарство.

С доказательствами показывает, что такие тяжёлые болезни как паралич, считаются для верующих очень благословенными, и это подтверждено святыми праведниками; и для того, чтобы приблизиться ко Всевышнему они следуют двум основам, а такие болезни, как паралич, дают урок обоих тех основ. Одна их них – это связь со смертью, то есть она даёт познать тленность мира, а самого человека показывает, как тленного и наделённого обязанностями гостя. Вторая основа состоит в том, что некоторая часть верующих, для того, чтобы спастись от опасностей слепых чувств и повелевающих страстей, уходили в отшельнические кельи, где убивали своё эго, и таким образом зарабатывали свою вечную жизнь. И поскольку такие болезни, как паралич, несут точно такие же результаты, то для таких больных они весьма облегчаются.

Двадцать третье лекарство.

Даёт важную весть о том, что если болезнь настигнет тогда, когда человек находится на чужбине и в одиночестве, то это его одиночество будит жалость к нему даже в самых чёрствых сердцах; и Аллах, Который во главе каждой суры Корана преподносит нам Себя, как Всемилостивый и Милосердный, лишь одним лучом Своего сострадания устремляет на помощь всем детёнышам их матерей, и лишь одним проявлением Своей милости каждой весной отправляет нам Свои дары; и чтобы удостоиться тех Его даров нужно верить в Него, быть связанным с Ним и признавать Его. И та болезнь на чужбине и в одиночестве привлекает Его Взор сострадания.

Двадцать четвёртое лекарство.

Твёрдо доказывает, что присматривающие за невинными детьми и за подобными невинным, больными стариками, совершают большую торговлю, касающуюся иного мира; и болезни тех слабых детей являются для них некими Божественными прививками, дающими им стойкость в бурях ожидающей их мирской жизни; и награда за те прививки записывается в тетради благодеяний тех, кто за ними присматривал, и особенно их родителей; и эта истина подтверждена праведными людьми; и особенно получение молитв состарившихся родителей и родственников является причиной обретения счастья в вечной жизни, и те, кто за ними присматривает тоже самое увидят и от своих детей, а те же, кто не смотрит – будут наказаны в ином мире, а также и в этом мире понесут множество лишений и бед, что подтверждается действительностью; и даже если больной старик не является родственником, всё равно Ислам делает присмотр за ним необходимостью…

Двадцать пятое лекарство.

В весьма несомненном виде объясняет и доказывает, что очень полезным и духовным лекарством, истинным и святым эликсиром от всех болезней является развитие веры; и этот святой эликсир, коим является вера, и исходящие из неё лекарства нужно употреблять с покаянием, просьбой о прощении грехов и намазом; исцеление большого мира, отражающегося в душах беспечных людей, израненного ударами исчезновений и разлук, возможно лишь с лечением этим святым эликсиром веры. Целебный эффект же этого лекарства проявляется с исполнением обязательных предписаний религии. Распутство же, низменные страсти и нешариатские удовольствия не дают этому лекарству подействовать.

Хафиз Мустафа             

(да смилуется над ним Аллах).